Христианские катакомбы


Катакомбы Рима

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.

Катакомбы Рима – удивительный подземный мир Вечного города

Римские катакомбы случайно открыли в XVI веке и их начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.

Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.

В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб общей протяженностью 150 км. Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).


Аппиева дорога в Риме_катакомбы

Аппиева дорога

В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество. Осмотр туннелей проходит в сопровождении гидов.

Катакомбы святого Каллиста

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) – старейшее и наиболее сохранившееся кладбище Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса, созданные в конце II века, занимают площадь в 15 гектаров и составляют почти 20 км подземных ходов, которые спускаются на глубину до 20 метров. В начале III века кладбище было значительно расширено по указу Папы Римского Каллиста, в честь которого назван погребальный комплекс. В этих катакомбах погребено более 50 000 христиан, включая многочисленных мучеников и понтификов.

Что посмотреть

Гробница Пап (итал. La cripta dei Papi) – самое важное место в катакомбах святого Каллиста. Здесь находятся 16 ниш для саркофагов и монументальная гробница на задней стене. Эту часть комплекса в 1854 году обнаружил археолог де Росси, давший ей название «маленький Ватикан», поскольку гробница стала местом захоронения для 9 Пап Римских и 8 епископов III века. На стенах можно увидеть имена понтификов, высеченные на греческом языке.


Гробница Пап в катакомбах святого Каллиста

В соседнем склепе находится могила святой Цецилии (итал. La tomba di Santa Cecilia), украшенная фресками и мозаикой IX века. По указу Папы Пасхалия I в 821 году мощи святой были перенесены из катакомб в храм св. Цецилии в Трастевере, где хранятся по сегодняшний день. А в катакомбах на месте первого захоронения установлена статуя святой Цецилии.

могила святой Цецилии в Риме

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса образовались в результате добычи пуццолана и изначально использовались для языческих захоронений, а со временем и христианских. Название катакомбы получили от имени святого Себастьяна, который был здесь погребен в конце III века.

Внутри катакомбы этого некрополя очень похожи на катакомбы святого Каллиста. Они имеют 4 уровня глубины и запутанные подземные коридоры, в которых все еще видны старинные надписи и фрески религиозной тематики.

Туристический маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке.


Катакомбы святого Себастьяна в Риме

В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) расположены вдоль древней Соляной дороги, по которой транспортировали соль. Название комплекса происходит от имени женщины, которая во II веке отдала свои владения для подземного кладбища, строительство которого длилось три столетия. Туннели этих катакомб простираются на 13 километров на разных уровнях глубины и хранят около 40 000 захоронений.

В катакомбах Присциллы до наших дней сохранилось много фресок, датируемых II-IV веками. Здесь можно увидеть самые старинные изображения Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты.

Катакомбы Присциллы


Изображение Богородицы Оранты, III век

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla), расположенные на Ардеатинской дороге, являются крупнейшим местом захоронения древнего Рима. Во II веке в этих туннелях начали появляться отдельные семейные склепы, которые в конце IV века объединились в большой некрополь, состоящий из 4-х уровневых галерей и коридоров общей протяженностью 17 км. В катакомбах Домитиллы насчитывается около 150 000 захоронений. В основном мертвых погребали в мелких щелях, выбитых в камнях, а у богатых римлян были настоящие фамильные гробницы.

катакомбы Домитиллы

В комплекс входит полуподземная базилика IV века, в которой до IX века хранились мощи святых Нерея и Ахиллея – важнейших римских мучеников. Сегодня с этой церкви начинаются экскурсии по катакомбам Домитиллы.

Базилика в катакомбах Домитиллы

Базилика в катакомбах Домитиллы

Посещая катакомбы Домитиллы, можно увидеть великолепные фрески, которые сохранились до наших дней и знакомят нас с жизнью ранних христианских общин, их верой в воскресение и вечную жизнь.

Катакомбы Домитиллы


Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant'Agnese) датируются III—IV веками и названы в честь христианской мученицы Агнессы Римской, которую здесь похоронили. Ее могилу посещали римские и иностранные паломники. Также святая Агнесса была очень почитаема семьей императора Константина, который заказал строительство базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура над подземным кладбищем. Сегодня в этом храме хранятся мощи святой, перенесённые из катакомб.

В катакомбах святой Агнессы, в отличие от прочих катакомб, нет фресок и росписей, но в нескольких склепах можно увидеть множество старинных надписей.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м². Склепы подземного кладбища украшены фресками библейских сюжетов.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Комплекс катакомб святых Марцеллина и Петра включает одноименную базилику и мавзолей Елены.

Информация для туристов



  Адрес Как добраться от вокзала Термини Стоимость билета* График работы Выходные дни
Катакомбы св. Каллиста Via Appia Antica, 110 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус № 118 до остановки Catacombe di San Callisto полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 среда
Катакомбы св. Себастьяна Via Appia Antica, 136 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус №118 до остановки Basilica S. Sebastiano полный – € 8, льготный – € 5 10.00 – 16.30 воскресенье
Катакомбы Присциллы Via Salaria, 430 доехать на автобусе № 92 или 310 до остановки Priscilla полный – € 8, льготный – € 5 09.00 – 12.00; 14.00 – 17.00 понедельник
Катакомбы Домитиллы Via delle Sette Chiese, 282 доехать на автобусе № 714 до остановки Navigatori и 10 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 вторник
Катакомбы св. Агнессы Via Nomentana, 349 доехать на метро до станции S. Agnese/Annibaliano и 5 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 15.00-17.00
Катакомбы св. Марцеллина и Петра Via Casilina, 641 доехать на автобусе № 105 до остановки Via Casilina/Berardi полный – € 8, льготный – € 5 10.00; 11.00; 14.00; 15.00; 16.00 четверг

*Экскурсия включена в стоимость входного билета.

Вход бесплатный для людей с ограниченными возможностями, детей до 5-6 лет, студентов Папского института христианской археологии.

Праздничные дни: 25 декабря, 1 января, Пасхальное воскресенье.

С более подробной информацией и особенностями посещения можно ознакомиться на официальных сайтах:

  • Катакомбы святого Каллиста;
  • Катакомбы святого Себастьяна;
  • Катакомбы Присциллы;
  • Катакомбы Домитиллы;
  • Катакомбы святой Агнессы;
  • Катакомбы святых Марцеллина и Петра.

Планируете в ближайшее время посетить Вечный город? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отелей Рима с описанием и фото. В этом городе вы найдете множество интересных мест и достопримечательностей, одной из них является базилика Санта-Мария-Маджоре, здесь сохранилась мозаика еще с 5 столетия.

Источник: planetofhotels.com

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.


Катакомбы Рима делятся на:

  • христианские;
  • синкретические;
  • иудейские

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Катакомбы святого мученика Себастьяна

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.


Катакомбы святого мученика Себастьяна

Считается, что в III веке в катакомбах Рима покоились апостолы Павел и Петр. Из памяток об этом сохранилась только надпись: «Тут почивали святые Пётр и Павел». В IV веке над захоронениями построили одноимённый храм Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, куда были перенесены мощи Себастьяна.

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Официальный сайт

Катакомбы Присциллы

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Катакомбы Присциллы

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Официальный сайт

Катакомбы святой Домитиллы

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана — Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Катакомбы святой Домитиллы

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Официальный сайт

Катакомбы святой Агнессы

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция — дочь императора Константина Великого.

Катакомбы святой Агнессы

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Официальный сайт

Катакомбы святого Каллиста

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Катакомбы святого Каллиста

Адрес: via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Официальный сайт

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая. Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Источник: rome-travel.ru

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Возникновение захоронений

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км, это около 750000(!) захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

Христианские катакомбы

Аппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Христианские катакомбы

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

«Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» (Пс. 54:16).

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

«Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Христианские катакомбы

Погребальные обряды

Катакомбы в период П—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фо ссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фо ссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Христианские катакомбы

Ниши (локулы, дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии.

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

Христианские катакомбы

Заново открытые

С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Христианские катакомбы

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. 1576-1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Виды катакомб

Христианские катакомбы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них являются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Особого интереса достойны катакомбы святого Себастьяна, в которых присутствуют языческие захоронения, украшенные фресками. 

Христианские катакомбы

Символы и декор

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

• якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);

• голубь — символ Святого Духа;

• феникс — символ воскресения;

• орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

• павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

• петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

• агнец — символ Иисуса Христа;

• лев — символ силы и могущества;

• оливковая ветвь — символ вечного мира;

• лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);

• виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Христианские катакомбы

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря… Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Христианские катакомбы

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

* * *

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Новости Археологии и Истории

 

Источник: dostoyanieplaneti.ru

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

О катакомбах

Катакомбы Рима (Catacombe di Roma) – это огромные многоуровневые галереи, запутанные ходы, опоясывающие и пронизывающие пространство под Вечным городом. Они возникли в дохристианскую эпоху. Большая часть римских катакомб была создана в раннехристианский период. Всего в итальянской столице найдено более 60 тайных лабиринтов (150—170 км длиной, около 750 тыс. захоронений).

Виды римских катакомб

  • языческие
  • синкретические
  • иудейские
  • христианские

Христианские катакомбы

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы Рима относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.

С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали,  и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Через десять веков – в 1578 году, при строительстве дороги Виа Салария, обнаружилось первое подземное кладбище. Это были старейшие в Риме катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) с погребальными камерами раннехристианских мучеников. Аристократка Присцилла Римская происходила из семьи консула Акилиуса Глабрио, владевшего обширными землями, на которых и образовалось подземное кладбище.

Эти катакомбы не разграбили варвары в V веке, поэтому захоронения хорошо сохранились. Именно здесь обнаружились уникальные образцы раннехристианского искусства, искусные фрески, изображающие Доброго Пастыря с рыбами (символ Иисуса), рисунки Святой девы Марии (II век н.э.), настенные росписи с ветхозаветными сюжетами, сценами Нового завета. Главной достопримечательностью катакомб Присциллы считается Cappella Greca – помещение со скамьями для поминальных трапез, с греческими надписями на стенах.

Есть в катакомбах «Комната женщины в вуали» (Il Cubicolo della Velata), известная  фреской с изображением молящейся молодой женщины в пурпурном платье и белой вуали. Рядом прописаны сцены из её жизни, а над головой —  Райский сад. Изображение второй половины II в. и находится в хорошем состоянии.

Как доехать

Вход в катакомбы Присциллы расположен по адресу: Via Salaria, 430. Он находится рядом с парком Villa Ada.

Ехать от станции Termini автобусом 92 или 310 до остановки Piazza Crati,
от площади Venezia на 63 автобусе тоже до Piazza Crati.
Затем пройти по via di Priscilla, по указателю.

Время работы

ВТ-ВС  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах Присциллы читайте на сайте.

Катакомбы святого Каллиста

Самое крупное и известное подземное христианское захоронение Рима – катакомбы Святого Каллиста  (Catacombe di San Callisto) (II–IV вв.), основанные епископом Каллистом. Четырёхуровневый лабиринт с сотнями тысяч гробниц протянулся на 12 км. Он занимает площадь в 15 гектаров на территории между старой Аппиевой дорогой, улицами Via delle Sette Chiese и Via Ardeatina. Это настоящий «город мёртвых»: в подземельях Сан-Каллисто объединены несколько некрополей разных периодов. Здесь есть свои улицы, площади, перекрёстки.

На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

СР, католическая Пасха, Рождество и 1 января — выходные.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах св. Каллиста читайте на сайте: catacombe.roma.it

Иудейские катакомбы

Иудейские катакомбы считаются предшественниками христианских. Они появились в примерно в I в. до н. э. Отличие иудейских катакомб от христианских в том, что сначала появились отдельные склепы, а потом уже их соединили коридорами. Их стены расписаны фресками, на которых изображены менора, цветы, животные, а вот сцен из Ветхого Завета нет.

Известные иудейские катакомбы

  • Захоронения под Villa Torlonia
    Подземные захоронения евреев III- IV веков. Муссолини использовал виллу в качестве резиденции. Во время II мировой войны в катакомбах размещался бункер.
  • Vigna Apolloni
    Поминальные обряды проводились в небольших комнатах, на стенах которых сохранились росписи. Встречаются надписи на греческом и латинском; на иврите и религиозных изображений почти нет.
  • Vigna Cimarra
    Сводчатые ниши, росписи на еврейскую тематики и надписи на иврите отличают это захоронение. В склепах найдены скелеты.
  • Vigna Randanini
    Усыпальница открыта в 1859 году, но хорошо сохранилась. Захоронения с начала эры. На потолках роспись.
  • Монтеверде
    Надписи на стенах, выполненные в 300 годы итальянским квадратным шрифтом, рассказывают о еврейских истории и традициях.

Синкретические катакомбы

Подземные храмы синкретических катакомб отличаются смешением римской и греческой философии с христианством. Есть предположение, что это захоронения секты гностиков.

Известные синкретические катакомбы:

  • Подземная базилика в районе вокзала Термини
    Обнаружена в 1917 году. В I веке до н. э. ее использовали как место встреч неопифагорейцев. Известна гипсовыми барельефами.
  • Гипогей Аврелиев
    Подземные туннели, открытые в 1919 году. На стенах сохранились фрески, на полу — мозаика. Первоначально катакомбы были двухэтажные. Верхний — просторный зал выходил на поверхность. Нижний — несколько зеркальных комнат уходили под землю.
  • Гипогей Trebius Justus
    В катакомбах хорошо сохранились фрески на религиозную тематику и символические росписи.
  • Гипогей Вибии
    Катакомбы на территории виллы Казали. Это 8 подземных комнат, украшенных фресками с изображением Юпитера, Сабатия, Гермеса, Психопомпа, животных и сюжетами из религиозных книг.

Катакомбы на Via Latina (Catacomba di Dino Compagni)

Катакомбы найдены в 1955 году. Это богатые частные захоронения. Возможно в них были похоронены и язычник, и христиане (около 400 захоронений). На настенных росписях изображены сцены из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии.

Известные катакомбы:

  • Aproniano
    Еще ведутся раскопки. Похоронены язычник и представители раннехристианской конфессии.
  • Захоронения на Виа Латина
    1000 могил, найденные в 1955 году. Во время строительства железнодорожных линий многие были разрушены.
  • Гипогей Cava della rossa
    Захоронения членов богатых семей. В катакомбах несколько двухуровневых галерей.
  • Аd Decimum
    Усыпальница открыта в 1905 году. Это 5 галерей на разных уровнях.
  • Santi Gordiano ed Epimaco
    Захоронены люди разного вероисповедания. Катакомбы многоуровневые.

Источник: holidaygid.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.