Кто был матерью древнегреческой богини артемиды


Артемида Эфесская в Древней Греции - мифы и легенды

Бессмертные боги Олимпа уже несколько тысячелетий волнуют умы людей. Мы любуемся прекрасными статуями и картинами, читаем и перечитываем мифы Древней Греции, смотрим фильмы об их жизни и приключениях. Они нам близки тем, что при всем божественном бессмертии ничто человеческое им не чуждо. Одним из ярких персонажей Олимпа является Артемида Эфесская.

Кто такая Артемида?

«Медвежья богиня», владычица гор и лесов, покровительница природы, богиня охоты – все эти эпитеты относятся к Артемиде. Среди сонма обитателей Олимпа Артемида занимает особое место. Ее изображения в виде хрупкой девушки восхищает грацией и красотой. Трудно предположить, что Артемида богиня охоты, которую отличают безжалостность и мстительность.


Но не только жестокостью славилась богиня, не просто убивала живность в лесах, но и берегла животный мир, охраняла леса и луга. К Артемиде обращались с мольбами женщины, которые хотели легко родить или умереть без мук. О том, что у греков она считалась почитаемой, свидетельствуют артефакты с упоминанием Артемиды Эфесской. Знаменитый храм в Эфесе был сожжен Геростратом, там находилась знаменитая статуя Артемиды многогрудой. На его месте был построен не менее знаменитый храм Артемиды, вошедший в семь чудес света.

Символ Артемиды

Прекрасная богиня-охотница имела свиту из нимф, она сама отбирала самых красивых. Они были обязаны оставаться девственницами, как и сама Артемида. Но главными символами, по которым сразу узнавали Артемиду, являются лук и стрелы. Ее оружие из серебра, было сделано Посейдоном, а собака богини Артемиды принадлежала божеству Пану, у которого богиня ее выпросила. На самом известном скульптурном изображении Артемида одета в короткий хитон, у нее колчан со стрелами за плечами, а рядом с ней лань.

артемида

Артемида – мифы Древней Греции

Богиня Артемида в греческой мифологии персонаж часто встречающийся, но не очень добрый. Больше всего сюжетов связано с местью Артемиды. Такими примерами могут быть:

  1. Миф о гневе Артемиды на то, что калидонский царь Ойней не принес положенных даров с первой жатвы. Местью ее стал вепрь, уничтоживший все посевы царства.

  2. Миф об Агамемноне, застрелившем священную лань богини, за что должен был отдать ей в жертву дочь Ифигению. К чести Артемиды, она не стала убивать девушку, а подменила на лань. Ифигения же стала жрицей Артемиды в Тавриде, где было принято приносить человеческие жертвы.
  3. Даже Гераклу приходилось искать оправдания перед Афродитой за убитую золоторогую лань
  4. Артемида жестоко наказала нимфу Калипсо из своей свиты за то, что та нарушила обет сохранять девственность, поддалась страсти Зевса, богиня превратила ее в медведицу.
  5. Прекрасный юноша Адонис – еще одна жертва ревности Артемиды. Он был возлюбленным Афродиты и погиб от вепря, которого наслала Артемида.

Артемида и Актеон – миф

Одним из ярких мифов, показывающих жесткий и бескомпромиссный характер Артемиды, является миф Артемида и Актеон. Миф повествует о прекрасном охотнике Актеоне, который во время охоты оказался рядом с местом, где Артемида любила купаться в чистой речной воде. Юноша имел несчастье увидеть обнаженную богиню. Гнев ее был столь велик, что она безжалостно превратила его в оленя, которого затем разорвали собственные собаки. А его друзья, глядя на жестокую расправу, радовались такой добыче друга.

Аполлон и Артемида

Родилась Артемида от повелителя Олимпа Зевса, мать Артемиды божество природы Лето. Зевс, опасаясь, ревнивой жены Геры спрятал Лето на острове Делос, где она и родила близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида родилась первой и сразу стала помогать матери, которая долго и тяжело рожала Аполлона. Впоследствии к Артемиде обращались роженицы с мольбой о легких и безболезненных родах.


Брат близнец Аполлон – бог Солнца, покровитель искусств и Атремида всегда были близки друг другу и вместе старались защитить свою мать. Они жестоко отомстили Ниобе, оскорбившей их мать, лишив ее всех детей и превратив в вечно плачущий камень. И в другой раз, когда мать Аполлона и Артемиды пожаловалась на домогательства великана Тития, она сразила его стрелой. Богиня защищала от насилия не только свою мать, но и других женщин, обращавшихся к ней за помощью.

артемида

Зевс и Артемида

Артемида дочь Зевса, причем не просто дочь, а любимая, которую он с раннего детства ставил в пример. По преданию, когда богине было три года, Зевс спросил дочь о подарке, какой она от него хотела бы получить. Артемида пожелала быть вечной девственницей, иметь свиту, лук и стрелы, распоряжаться всеми горами и лесами, иметь много имен и город, в котором ее будут почитать.

Зевс выполнил все просьбы дочери. Она стала безраздельной повелительницей и защитницей гор и лесов. В ее свите были самые красивые нимфы. Ее почитали не в одном городе, а в тридцати, но главным был Эфес со знаменитым храмом Артемиды. Эти города приносили жертвы Артемиде, устраивали празднества в ее честь.


Орион и Артемида

Орион, сын Посейдона стал невольной жертвой Артемиды. Греческая богиня Артемида была впечатлена красотой, силой и умением охотиться Ориона. Она предложила ему стать ее спутником на охоте. Со временем она начала испытывать к Ориону и более глубокие чувства. Брату Артемиды Аполлону не нравилась влюбленность сестры. Он считал, что она стала плохо выполнять свои обязанности и не следить за Луной. Он решил избавиться от Ориона и сделал это руками самой Артемиды. Отправил Ориона рыбачить, затем предложил сестре попасть в едва различимую точку в море, насмешками раздразнив ее.

Артемида пустила стрелу и точно попала в голову возлюбленного. Когда она увидела, кого она сразила, она впала в отчаяние и бросилась к Зевсу, умоляя оживить Ориона. Но Зевс отказался, тогда Артемида попросила иметь возможность хотя бы любоваться Орионом. Зевс посочувствовал ей и отправил Ориона на небо в виде созвездия, вместе с ним на небо отправилась его собака Сириус.

Источник: womanadvice.ru

Галина Бедненко


Глава из книги “Открой в себе богиню: Образы греческих богинь – роли и сценарии поведения современной женщины” (СПб.: Невский Проспект. – 2003)

Сноски и примечания опущены

Артемида – архетип и ролевой сценарий

Книгу можно купить

Миф об Артемиде

Матерью богини Артемиды была титанида Лето. Она вне брака зачала от Зевса близнецов – Аполлона и Артемиду. Жена громовержца – Гера послала змея Пифона, чтобы он не дал разродиться титаниде. Однако той удалось родить Артемиду близ острова Делос, а потом уже, на самом острове, новорожденная богиня помогла матери родить своего близнеца Аполлона.

Маленькую Артемиду признал ее отец Зевс и щедро одарил по ее просьбе. Он дал ей право быть вечной девственницей, носиться по диким местам, охотясь на дичь, окруженной свитой молодых девушек и девочек. Своими стрелами богиня могла насылать за те или иные грехи болезни и смерть на людей. Иногда ее молили о быстрой и безболезненной смерти. Насылая болезни, она могла и лечить их. Похожая на брата – близнеца, она старалась во многом быть наравне с ним. Она так же предпочитала общество своего пола, как Аполлон – своего.

Она стала защитницей младенцев и всех животных, сосущих молоко, а также подростков и молодняка. Она всегда приходила на помощь тем, кто молил ее. Она была единственной богиней, кто наказывал обидчиков женщин – она убивала таких мужчин. Но также безжалостна она бывала и к провинившимся перед нею женщинам. Артемида была хранительницей дорог, что сближало ее с Гекатой – хранительницей ночных путей и перекрестков.


Кто был матерью древнегреческой богини артемиды

Ролевая модель

Охотница

Суть охоты состоит в том, чтобы наметить себе цель и точно попасть в нее. Женщине – Артемиде не обязательно на самом деле добывать себе в лесу пропитание или трофеи. Охота – это своеобразный способ достижения женщиной-Артемидой своих целей. Нацелившаяся лучница поражает любую цель, близкую или далекую. Так и современная женщина этого типа может выполнить любую намеченную задачу, вне зависимости от срока ожидания. Женщины-Артемиды умеют как выжидать, так и действовать быстро и стремительно, даже жестоко. “Вижу цель – не вижу препятствий” – это про них, Артемид, а вовсе не про Афин. (Афина хорошо видит препятствия и всегда их учитывает.)

Воительница

Образ воительницы всегда был достаточно популярен. Даже когда женщины были вынуждены посвящать свою жизнь исключительно дому, детям, мужу и церкви, воображение людей вдохновлял образ Царь – Девицы или Амазонки. Поэтому нет сомнений в том, что это достаточно важная женская роль – если ее не хватает в жизни, она проявится в фантазиях, сказках, былинах, литературе, художественных образах.


В реальной жизни мы встречаем не так много явных воительниц, женщин с оружием в руках. Но даже обычная женщина “на гражданке” способна нападать или защищаться. Современных “амазонок” отличает явная потребность мчаться и совершать подвиги. Такой сложно сидеть на месте и выжидать (если только она не наметила себе цель и не превратилась в Охотницу в засаде). Если поставлена задача, то она к ней относится как к героическому подвигу, который надо непременно выполнить и желательно быстро. Особенно, если это связано с предотвращением какой-либо, реальной или только воображаемой, опасности для себя или других. Ей легче действовать, чем чувствовать. Потому свои переживания она часто перебивает стремительной активностью.

Защитница слабых

Мы помним из мифа, что богиня Артемида была защитницей слабых. Так и женщины – Артемиды склонны защищать детей, молодежь, женщин и животных. Некоторые делают это своим жизненным призванием, выбирают соответствующую профессию, другие просто не пройдут мимо избиваемого ребенка или оскорбляемой женщины. Их поддержка и защита отличается от защиты Деметры. Последняя помогает по-матерински, успокаивая и утешая обиженного, подыскивая приют котенку, принимая у себя ушедшую от мужа подругу с детьми.


темида, возможно, не даст так много ласки слабым и беззащитным. Зато она позаботится об их безопасности и при случае накажет обидчика. Или устроит этот случай. Это не та женщина, которая будет жаловаться на несчастную судьбу или сочувственно внимать подобным историям. Она пойдет и разберется. Добьется компенсации, восстановления прав, в крайнем случае, сделает так, что “врагу” мало не покажется. Ею движет в первую очередь стремление к справедливости.

Ситуации, в которые она ввязывается, могут быть разными: от серьезных до курьезных. Она может вступиться за избиваемую проститутку на вокзале, громко ругаясь, отбегая, чтобы не попало, и призывая на помощь. А может прийти в гости и постричь хозяйского кота: “Потому что кот длинношерстный, персидский и сильно запущенный… уже не колтуны даже, а войлок вместо шерсти… Вот я и показала хозяйскому сыну, как нужно теперь остричь кота, потом расчесать, потом вымыть… Остригла один бок, сбегала домой. Принесла “кошачьи” шампуни и оставила письменные инструкции”.

Сестра

Главными родственными связями богини Артемиды были ее отношения с братом Аполлоном. Так и женщина-Артемида легко вживается в роль сестры. С мужчинами она может быть сестрой – помощницей (как Царевна при Семи богатырях), отвергая все эротические поползновения. Женщинам она также может предлагать свою дружбу – сестринство. Для нее не существует соперничества с другими женщинами из-за мужчины. Скорее она обидится на подругу, что та предпочла ей мужское общество. С мужчинами она бывает то ровна и спокойна, то начинает с ними конкурировать и состязаться. Для нее важно быть “не хуже мужчины”. Достичь целей и следовать своим принципам для нее гораздо более значимо, чем устроить свою “женскую судьбу”.


Верная соратница

Множество женщин – Артемид участвуют в общественных движениях. Они ведут политическую борьбу (в отличие от Афин – не ради себя, а для блага народа) и вступают в различные общественные движения. Здесь женщина – Артемида чувствует себя на своем месте: у нее есть четкие и часто простые цели, ей предоставляются способы добиться своего, и объясняется все стремлением к справедливости и борьбой за правое дело. Она способна стать верным другом и соратником, не обращая внимания на слабости своего пола, выносить все тяготы партийного или социального служения. Множество женщин – Артемид мы знаем по революционеркам XIX-XX веков, общественным и партийным активисткам наших дней.

Довольно часто женщины – Артемиды встречают в своем кружке, партии, организации или течении харизматического лидера, Вождя, за которым готовы следовать в огонь и в воду.

Стояла жизнь моя в углу
Заряженным ружьем –
Но вот хозяин взял меня –
И мы ушли вдвоем.


Теперь мы бродим по лесам –
Выслеживаем дичь –
Лишь только крикну я – холмы
Подхватывают клич.

Я улыбнусь – и теплый свет
Все осветит вокруг –
Как будто бы Везувий сам
Сюда явился вдруг.

Когда же мой Хозяин спит –
Я в головах лежу –
Надежнее подушки я
Тогда ему служу.

Его врагу – я лютый враг.
Смеется только раз
Тот оскорбитель – на кого
Кладу я желтый глаз.

Мой век длиннее – не дано
Нам заодно стареть –
Могу я только убивать –
Не в силах умереть.

(Эмили Дикинсон, перевод Аркадия Гаврилова)

Близость к дикой природе

Как мы помним, богиня Артемида проводила время в охоте и прогулках по диким местам природы. Лесная глушь и горные тропинки – это ее территория (также как города – территория Афины). Женщинам – Артемидам оказываются милы туристические походы, альпинизм, просто велосипедные путешествия. Часто они фанатично увлечены конным спортом – ухаживают за лошадьми и с удовольствием ездят верхом. Любовь к дикой природе проявляется у них в участии в экологических движениях. Активность “зеленых” дает им возможность заботиться о животных и об окружающей среде, путешествовать, реально действовать в этом мире, утверждая свою правоту.

Победительница

“Маленькие победы каждый день” не привлекут женщину – Артемиду. Она не ожидает вдруг крупного выигрыша, как Афродита. Не ждет неожиданностей, которые все изменят, как Персефона. Не рассчитывает на заслуженный успех, как Афина. Она стремится к победе в ситуации борьбы, соперничества с конкурентами. Противник для нее – лучший стимул для действия. “Я никогда не проигрываю! Я только выигрываю”, – говорит она окружающим, – “Приготовься к поражению…” Она нацелена на победу просто потому, что поставила себе такую задачу.

Мстительница

Женщины-Артемиды способны видеть мир в черно-белой гамме, делить людей на “своих” и “чужих”, “правых” и “неправых”. На пути к своей цели они могут встречаться с препятствиями или людьми, действительно враждебно настроенными. Тогда “воительница” способна превратиться в “мстительницу”. Обратимся за примером к популярному японскому мультфильму, который воплощает сценарий Артемиды – “Сейлор Мун”. Помните основной лозунг главной героини? “Я – борец за добро и справедливость. Я, Сейлор Мун, несу возмездие во имя Луны!” Упоминание Луны – неслучайно, Артемида была лунной богиней, на ее головной повязке блестел полумесяц (как и у героини Сейлор Мун). В Древней Греции, кстати, девочек 9 – 10 лет (возраст персонажей и любительниц мультфильма) посвящали богине Артемиде, отправляя в лесные храмы, где они играли и резвились перед строгим замужеством.

Этапы жизни и окружение

Родители

Девочки-Артемиды легко вырастают в многодетных семьях, где первенство и превосходство отдается мальчикам, их братьям. Тогда девочка может просто подражать и копировать наиболее успешные модели поведения. Измотанная многочисленным семейством мать не в состоянии уделять много времени и служить привлекательным образцом для дочери. В других случаях отец сам, не дождавшись сына-наследника, воспитывает девочку как мальчика, обучая ее всяким “мужским” занятиям. Если в свою очередь мать (или заменяющая ее женщина) не обращает внимания на свою дочь, например, отдавая предпочтение другой, более хорошенькой или более желанной, то девочка может вырасти, не ощущая преимуществ своей женской роли.

Бывают случаи, когда отец оказывается чересчур властным и жестоким человеком, подавляющим своих близких. Тогда единственный способ выжить и сохранить чувство собственного достоинства для дочери в такой семье – играть роль мужчины или хотя бы мальчика. Потому что быть мужчиной в таком семействе означает быть сильным. Даже просто предпочтение мальчиков перед девочками (“вообще-то мы ждали мальчика… но раз уж ты родилась…”) может побудить девочку играть мужскую роль и конкурировать с реальными мужчинами. Вырасти борцом за идейные права “поможет” дочери и отец – оппозиционер, или просто социальный неудачник.

Детство

Вы всегда без труда узнаете девочку-Артемиду. Это такая “девочка – мальчик”, активная, хулиганистая, любительница мальчишеских игр. Ей определенно интереснее исследовать окружающий мир, нежели сидеть в песочнице и лепить куличики, или же кормить с ложки непонятливую куклу. Она не удовлетворится набором покорных оловянных солдатиков или цветных разборных индейцев как Афина, а предпочтет пойти в лес и наблюдать за жизнью муравейника. Или найдет гадюку… С ней постоянно случаются всякие истории, которые часто счастливо заканчиваются (“могло быть хуже!” – думают родители). Зато детский лагерь с его спортивными соревнованиями, экскурсиями, групповой активностью оказывается ее любимым местом отдыха. Пытливый ум и любознательность, готовность к активным действиям девочка – Артемида может сохранить на всю жизнь.

В старшем детском возрасте ею могут завладеть дух бунтарства, агрессия и даже склонность к мести по отношению к другим детям. Обычно это бывает спровоцировано социальной незащищенностью ее семьи и социальной же завистью. Такой ребенок вырастает, чтобы “сделать жизнь лучше”, искоренив то или иное. Ярким примером такого детства женщины-Артемиды может служить жизнь Надежды Константиновны Крупской – верной подруги вождя большевиков, не знавшей в жизни ничего кроме революционной борьбы и ссылок где-нибудь в лесной глуши. Ее отец был дворянином с хорошим военным образованием, но оппозиционером и к тому же – неудачником. Возможно именно это и сформировало в девочке ее вечную неприязнь к власть имущим.

Юность и молодость

Юность для девушки-Артемиды – это не волнительная эпоха полового созревания, а самое время для подросткового бунта. Девушки пытаются узнать новое и неизведанное, знакомятся с разнообразными компаниями, политическими или духовными течениями, окунаются в приключения. Но сфера их интересов лежит вне области отношений между мужчиной и женщиной (как у Афродиты), а в области отношений человека со всем миром, окружающей природой или государством. Они тоже пускаются в авантюры, но не любовные или сексуальные, как девушки, в которых пробудилась Афродита. Их тянет в многодневные походы на байдарках, они ездят автостопом по всей Европе, отправляются на Алтай. Знакомятся не с красивыми и богатыми молодыми людьми на дорогих иномарках, а с неопрятными безумными идеологами чего угодно, которые напоследок “стреляют” у них сигаретку. Часами рассуждают о верности и предательстве, долге каждого и смысле жизни.

Друзья и приятели этого периода могут восприниматься самой девушкой как “братья” или “просто знакомые”. Она обычно не вкладывает в общение с ними никакого эротического или матримониального смысла. Секс для нее часто – еще одно приключение, исследование мира. Одна такая девушка после первого сексуального опыта сообщила: “Теперь все понятно!”

Работа

Женщины-Артемиды могут выбрать “помогающие” и деятельные профессии, например, стать социальным работником, или врачом “скорой помощи”, или заняться правозащитной деятельностью. Организовать или устроиться в центр по реабилитации жертв семейного или сексуального насилия. В любом случае, если женщина этим занялась, в ней уже проснулась защитница Артемида. В других случаях женщины начинают заниматься общественной деятельностью, так как противопоставляют себя обществу или государству. Тогда для них очень важной оказывается поддержка группы единомышленников.

Женщина-Артемида может выбрать и уединение в лесной глуши, выбрав “неженскую” профессию, став геологом или метеорологом на далекой станции.

Если женщина неожиданно и немного эпатажно выбирает “мужскую” профессию, как бы соревнуясь с мужчиной, то перед вами женщина-Артемида. (Вспомним тут знаменитых военных летчиц или трактористок советских времен, даже современных российских предпринимательниц.)

На работе женщина-Артемида будет “гореть” и “болеть душой” за общее дело. И вместе с тем она может быть очень скупа на сочувствие и немилосердна к тем, кто этому делу, как ей кажется, вредит или мешает. Она из тех, кто может прийти к начальнику и устроить сцену, скандал, швырнуть заявление об увольнении из-за того, что, по ее мнению, ей мешают выполнять работу так, как с ее точки зрения лучше. И в самой постановке вопроса она обычно оказывается права.

Отношения с женщинами

Богиня Артемида более всех других бессмертных предпочитала общество женщин. Она постоянно находилась в окружении подруг. Говорят, что она требовала от своих спутниц, чтобы те хранили девственность, так же, как она, не отдаваясь ни одному мужчине. Когда же Зевс соблазнил одну из них – Каллисто (по одной из версий – в образе самой Артемиды) и та забеременела, то разгневанная Артемида прогнала подругу, превратила ее в медведицу и спустила на нее собак. Виновник этой некрасивой истории – Зевс – поспешил превратить несчастную Каллисто в созвездие Большой Медведицы.

Женщина – Артемида порой чем-то напоминает богиню. Она любит общаться с девушками, может быть хранительницей чужих тайн и верной помощницей. Она всегда предоставит приют ушедшей из дома подруге и сделает все от нее зависящее в сложной ситуации. Она долго сохраняет лояльные отношения с другими женщинами. Ее раздражает только одно – мужчины этих женщин. Она не завистлива к “женским успехам” других, но может быть чрезвычайно ревнива к женской дружбе. Если старая подруга вышла замуж и теперь общается с женщиной – Артемидой не так часто, то та воспринимает это как предательство. Если встрече с ней подруга предпочла свидание с мужчиной, то Артемида вознегодует. Она еще даст шанс несчастной женщине “исправиться”… и будет ожидать этого покаянного возвращения, вне зависимости от реального положения дел.

Не столь категоричные женщины с сильным элементом Артемиды в своей душе способны на верную и крепкую женскую дружбу, которая переживает и любовь, и замужество, и рождение детей, и их воспитание, и возню с внуками. “Мы друг другу как сестры!” – говорят они окружающим. А дети и внуки этих женщин могут считать себя одной семьей.

Отношения с мужчинами

Женщины – Артемиды могут воспринимать мужчин или вступать в отношения трех типов. Они уважают и преклоняются перед Вождем. Дружат и соперничают с Братьями. Испытывают и презирают Виноватых.

Вожди и наставники

Активная, сражающаяся за справедливость девушка легко может увлечься идеологом, лидером того или иного общественного или политического движения. Она будет уважать его и преклоняться перед ним, не стремясь стать “его женщиной”. Если же они сближаются, то “верная подруга” все равно останется соратником по борьбе. Когда в ней не разбужена Гера, женщина – Артемида может воспринимать близкую связь или брак с вождем просто как приближение к лидеру и продвижение по карьерной лестнице. Она попытается оправдать такое доверие. И не станет попрекать мужа или любовника его изменами, флиртом с другими женщинами. Если в ней пробудилась Деметра, то она станет ему скорее “мамочкой”, чем женой. Впрочем, на примере Н.К. Крупской мы видим, что жена вождя может так и остаться вечной Артемидой – соратницей, смотрящей в рот своему мужу, неумелой хозяйкой и тенденциозным теоретиком педагогики. Можно сказать, что ее душа так и осталась в ссылках и лагерях, а самыми большими праздниками оставались скромные вечеринки с пельменями в обществе старых партийцев. Современные подруги народных лидеров, разделяющие их политические взгляды и даже партийные идеологи – женщины, являют в себе Артемид наших дней.

Братья

У богини Артемиды был любимый брат – Аполлон. Они были очень похожи в своей любви к охоте, равно как и в приязни к своему полу. Оба любили соревноваться и хвастаться друг перед другом. Но однажды у Артемиды появился возлюбленный, и тоже охотник – Орион. И Аполлон приревновал сестру. Как-то он улучил момент и поспорил с Артемидой, что та ни за что не подстрелит “вот ту штуку”, которая виднеется в воде. Стрелы Артемиды не знали промаха. Но мишенью оказалась голова Ориона, вышедшего поплавать. Так стремление к соперничеству Артемиды оказалось сильнее ее любви к мужчине.

Эта история очень хорошо показывает отношения женщины – Артемиды с братьями или возлюбленными, с которыми она ведет себя как сестра. А также с друзьями, которых она воспринимает как братьев. Вообще, это самые распространенные ее отношения с мужчинами. Либо у нее есть брат, с которым она проводит все свободное время и чьими делами и интересами живет. А всех своих молодых людей сравнивает с братом или выбирает по его образу и подобию. Даже если у женщины-Артемиды нет и никогда не было брата, она строит со своими мужчинами братско – сестринские отношения двух соратников, а иногда и соперников. К примеру, девушка и парень могут заниматься боевыми искусствами, стрельбой, конным спортом, – словом, одним делом. Временами они разбегаются, потом вновь сходятся. Причем, что интересно, после разрыва “официальное” появление у второй половины другого возлюбленного или возлюбленной становится знаком для лихорадочного возобновления отношений. Как если бы появление соперника возбуждало готовность с ним (или с ней) конкурировать. Вне какой-либо конкуренции женщина – Артемида может просто не видеть смысла в этой связи. (Понятно, что с другой стороны Артемиде так подыгрывать может только ее брат – близнец Аполлон.)

С другими мужчинами женщина – Артемида может вести себя ровным счетом как сестра. И лучше им не нарушать сложившихся правил. “Братьям” она готова помогать, заботиться, по – своему любить… Иногда конкурировать – она вообще любит агрессию и конфликты, это ее стихия. Но вот влюбленный почти наверняка станет ее “жертвой”. Впрочем, “братья”, не согласные с генеральной линией партии и самим Вождем, также могут оказаться в глазах такой женщины “виновными”, если не врагами.

Виноватые

Наиболее известна трагичная история охотника Актеона, который был настолько хорош в своем деле, что начал соперничать с Артемидой. Как-то раз ему удалось случайно подсмотреть купание богини и ее свиты. Актеон не стал скрывать от друзей, что видел бессмертную обнаженной, и это разъярило Артемиду еще более. Она превратила болтливого охотника в оленя, и его разорвали собственные собаки.

Эта история напоминает взаимоотношения женщин – Артемид с теми, кого она считает своими обидчиками или просто виноватыми. Она может бороться до победного конца в конкурентной борьбе, стремясь уничтожить соперника, если не физически, то морально. Или вообще убрать его с поля. (Подобным образом Н.К. Крупская убирала из детских библиотек книги А. Дюма или Л.Н. Толстого, считая их вредными для подрастающего поколения.)

Также она может подпустить мужчину к себе достаточно близко (как Артемида во время купания – вряд ли она не заметила пялящегося во все глаза охотника), например стремительно сойдясь с ним, или просто приблизив к себе. При этом человек может увидеть ее такой, какая она есть на самом деле, – нежная, игривая, ранимая… Но при малейшем отступлении мужчины хотя бы на шаг (короткого отстранения, или неверного поступка, или просто излишней медлительности и неуверенности), Артемида его накажет. Она постарается его унизить в глазах друзей, рассказывая какие-то его интимные тайны или просто придумывая что-то. Она будет говорить о нем с презрением и негодованием. Она не простит ему того, что он видел ее беззащитной.

В нее легко влюбляются мужчины – она привлекает своей стремительностью, силой, самодостаточностью. И она легко подпускает их к себе. Но может не давать им возможности выразить себя по-мужски, вечно конкурируя и показывая, как на самом деле должен поступать мужчина. Например, в излюбленном ею лесном или горном походе, на привале она, пока мужчины решили передохнуть, добудет ветки, разведет костер, приготовит еду и поставит палатки. При этом она даже может не говорить что-то вроде “Да, мужики нынче не те…” Она уже дала это понять. У мужчин часто появляется желание “поставить такую бабу на место” и начинается скандал. А “выяснение кто здесь прав” – это стихия Артемиды. Она устроит такое, что окружающим мало не покажется. Слишком часто, увы, подспудной задачей женщины – Артемиды оказывается демонстрация своего превосходства над мужчинами.

Дети

Женщина – Артемида не очень похожа на добрую уютную мамочку. У нее вызывают досаду ограничения, связанные с беременностью и кормлением, первыми годами жизни ребенка. Она из тех, кто рожает в командировке, или в перерыве между “очень важными делами, которые надо непременно успеть сделать”. Похоже, что именно эти женщины придумали “кенгурятник” – сидение и набор лямок для ребенка, не стесняющий движений матери.

Зато женщина – Артемида может легко продемонстрировать тип “сумасшедшей” или “разъяренной мамаши”, если ее чаду грозит опасность или его уже успел кто-то обидеть. Нет, она не будет воевать с другими детьми, но успешно “наваляет” взрослым. Она способна защищать не только своих детей, но и чужих – и своим темпераментом при этом всем напомнит медведицу с медвежатами. У детей бывает ощущение, что именно эти женщины (это могут быть матери, сестры, тети) способны защитить их от любого врага и стоять за них до конца.

Эти женщины любят возиться с детьми лет 7 – 11-ти. Им нравится показывать животный мир, учить практическим навыкам поведения в диких местах, открывать красоты природы. Наверно, это единственные мамы, которые радостно воспримут любую новую живность в доме и не удивятся появлению жуков на подоконнике, лягушек в холодильнике, а змей – в трехлитровых банках. Они с удовольствием пойдут в детский велосипедный поход (сопровождая класс, например), уговорят остальных родителей отправиться на экскурсию в пещеры, научат находить в лесу север и юг и расскажут уставшим подросткам о счастье от выполнения великой цели.

Такая мать может слишком рано воспитывать в детях самостоятельность. И дальше все будет зависеть от того, удастся ли с этим справиться ее ребенку. Если нет, то ребенок будет ощущать себя отвергнутым и пытаться все больше и все сильнее уцепиться за мать.

Средние годы

После тридцати шести женщина – Артемида неизбежно сталкивается с проблемой “что делать дальше в этой жизни”. К этому времени основные цели молодой поры уже достигнуты и остается один выбор: либо продолжать свой путь самостоятельной и независимой женщины, либо “завести семью”. Это и время выяснения, действительно ли женщина добилась успеха и достигла своих целей, или же потерпела неудачу. Это время странных и вещих снов, наполненных “призраками прошлого” или впечатлениями детства. Жизнь спрашивает женщину – Артемиду: “Куда ты теперь?”

В это время женщины понимают, что время проходит. Вечно моложавая Артемида может выглядеть на десять лет младше своего возраста (вспомним Александру Коллонтай – лучше всего она выглядела в период Октябрьской революции, в которой принимала самое деятельное участие, а ведь ей было уже за сорок). Но с возрастом приходят не только морщины, появляется зрелость, опыт, усталость. Для женщины – Артемиды намного важнее то, что ее уже не увлекают пламенные трибуны и высокие идеи. Это для нее может быть большим шоком, нежели седые волосы или складки на шее. Неожиданно именно в этот момент женщина – Артемида может открыть для себя важность присутствия мужчины рядом с ней, друга или любимого, мужа. Возможно, ей страшно захочется родить ребенка, сейчас, когда осталось всего несколько лет до менопаузы. И она все для этого сделает.

Источник: pryahi.indeep.ru

Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te), в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие – "владычица" или "убийца". В римской мифологии Артемиде соответствует Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.

Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амазонок. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Святилища Артемиды Лимнатис ("болотная") часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества. В олимпийской религии Гомера она – охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф – своих спутниц и которые, подобно богине, очень любили охотиться. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она устремляется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову.

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф (Каллимах. Гимны III 13-15). Получила в подарок от Пана 12 псов (Каллимах. Гимны III 87-97). Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови (Гигин. Астрономия II 33, 1).

Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе (и самого города Эфес). Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света.

В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.

Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня – владычица зверей.

Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты – против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.

Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона – это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.

Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.

Мифы и предания с участием Артемиды

В героической мифологии Артемида – участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, амазонки также в Троянской войне воюют за троянцев, как и их богиня-покровительница.

В классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, нарушивших этот обет богиня жестоко наказывает. Она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.

Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: Артемида со своим братом златокудрым Аполлоном расстреляли Ниобид – детей фиванской царицы Ниобы, которая стала насмехаться над их матерью Латоной и даже учила людей перестать приносить ей жертвы. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и еще похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где она стала жрицей богини, Артемиды Таврической, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы (чужеземцев, прибывших в Тавриду), о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший Керинейскую лань с золотыми рогами. Юный охотник Актеон, нечаянно увидевший купающихся Артемиду и нимф, был ею превращён в оленя и растерзан своими же псами. Она же убила свою спутницу нимфу – аркадскую нимфу-охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, Артемида гневалась на Каллисто за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона.

Артемида – враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся свергнуть богов, занять Олимп, взять себе в жены Артемиду и Афину Палладу и тем самым нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, помощница при родах, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123).

Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 году Гудоном).

Другие предания об Артемиде

Согласно Котте, Артемид было три (Цицерон. О природе богов III 58): дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры (Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6). Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку (Овидий. Метаморфозы V 330).

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания.

Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Артемида как лунная богиня

Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем.

Поскольку Артемида ассоциировалась с Луной (как Аполлон с Солнцем), то ее образ стал сближаться и отождествляться с образом светлой богини Луны Селены.

Селена (др.-греч. Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи (Гесиод. Теогония 371; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2), сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны (Гомер. Одиссея IX 144). Согласно аркадянам, они родились ранее Луны (Лукиан. Об астрологии 26).

Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомер гимн, 32).

Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц).

Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион (Проперций. Элегии II 15, 15-16), рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде.

По одной из легенд, богиня Луны Селена повстречала в горах Латмос в Малой Азии пастуха Эндимиона и полюбила его с первого взгляда. Узнав о том, что у неразлучных влюбленных родились 50 девочек(число недель греческого года), Зевс выдвинул пастуху ультиматум: "Либо ты останешься человеком и однажды умрешь, либо будешь жить вечно, словно во сне". Эндимион, по преданиям, избрал второе.

Но благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.

Геката (др.-греч. Ἑκάτη) — древнегреческое божество лунного света, а также мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. У неё три значения: богиня плодородия и изобилия; богиня луны; и королева ночи, привидений и теней. Как богиня Луны, она часто входит в союз с Селеной и Артемидой (Дианой) как тройная богиня. По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения (Гесиод. Перечень женщин, фр. 23b М.-У.). Ферекид называл её дочерью Аристея (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 467 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 245). Гекатой иногда называют Артемиду.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединённых статуй в Афинах (Павсаний. Описание Эллады II 30, 2). Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

По Гесиоду, Геката – дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката – древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она – подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу. По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Геката также близка Деметре – жизненной силе земли.

Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота – это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков, ее сопровождают не охотничьи псы, а красноглазые стигийские собаки, и ее спутницы не нимфы, а чудовища из подземного царства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. В образе Гекаты тесно переплетаются темные древние черты доолимпийского божества, связывающие два мира – живой и мертвый. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии.

Римская Диана

Диана – богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева – богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия – это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны – Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты – лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства – аллегорический поединок, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости.

Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу – птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.

Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).

Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны Селены, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.

Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии". В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов . Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами – известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.

Диана носила эпитет "Тривия" – "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровительницей Латинского союза.

Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов – servorum dies.

Первоначально человеческих жертв требовал культ Дианы Неморензис, что отразилось и на обрядах, посвященных Диане Арицийской. Святилище богини располагалось невдалеке от Рима в Ариции на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника.

Интересные факты

В честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.
В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия, открытый в 1894 году.

Источники:
Википедия
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/artemida.html
http://www.liveinternet.ru/community/1537928/post87917974/

Источник: stimfalid.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.