Художники флоренции


Галерея Уффици, став в 1765 году государственным музеем, продолжала сохранять вид кунсткамеры, универсального собрания, характерного для этого времени. Наряду с картинами и скульптурами, здесь находились чучела животных и птиц, диковинные раковины, оружие, инструменты и другие экспонаты.
Только в конце XVIII века начала разрабатываться концепция публичного музея по принципу разделения раритетов по различным отраслям науки и искусства. В соответствии с этим, с начала XIX века в Уффици стали проводить систематизацию и разделение коллекций. На базе ее собраний была создана целая разветвленная система государственных музеев: музей оружия, музей ювелирного искусства, музей истории науки, археологический музей.
Особенно важная реорганизация галереи на основе научных принципов была осуществлена в 1905 – 1924 годах, при которой картины были систематизированы по эпохам, школам, мастерам. Тогда Художники флоренциигалерея Уффици начала приобретать свой современный характер и становиться картинной галереей, аккомпанементом которой служат античные памятники и некоторые произведения прикладного искусства.


После Первой мировой войны у галереи Уффици оказались все основания претендовать на статус Национальной галереи, так как в Риме таковой не было. Сюда стали стекаться не только шедевры из собраний Флоренции, но и из других городов Италии.

После Второй мировой войны были сделаны важные приобретения (картины Лотто и Фоппа), возвращены произведения, утраченные во время войны (картины Мазаччо, Мазолино, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо), а также галерея пополнилась частными коллекциями, завещанными государству.

Модернизация коллекций, перестройка помещений, перераспределение экспонатов между музеями Флоренции продолжается и в наши дни. В рамках расширения площади галереи в 2006 году были открыты дополнительные помещения, и площадь экспозиции увеличилась в два раза, позволив посетителям увидеть воочию то, что ранее находилось только в хранилищах.

Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Караваджо, Тициан… Имена, заставляющие замирать в сладостном предвкушении сердца ценителей прекрасного. Не говоря уже о великолепных образцах искусства Античности, а также произведениях (лучших произведениях!) художников французских, немецких голландских, фламандских… Лучшие художники, лучшие произведения.
Осмотр шедевров галереи Уффици начинается с образцов средневекового искусства Италии раннего Возрождения XIII – XV веков: «Мадонна Оньисанти» Джотто,


«Коронация Девы Марии» Лоренцо Монако,

«Полиптих» Бернардо Дадди,

«Благовещение» Симоне Мартини и Липпо Мемми,

«Мадонна с ребенком» Липпи.

Среди шедевров, составляющих коллекцию галереи Уффици, трудно назвать наиболее ценные. Однако некоторые полотна уже давно стали визитной карточкой знаменитой галереи.

Особенно гордится галерея Уффици двумя картинами великого флорентийского художника Сандро Боттичелли – «Весна»

и «Рождение Венеры».

На самого Боттичелли сильное впечатление произвел «Триптих Портинари» фламандского художника Хуго ван дер Гуса, выполненный с тщательностью в изображении деталей по заказу банкирского дома Медичи.

Флоренцию времен Медичи отличало не только великолепие видов и роскошь жизни, но и то, что именно здесь готовили лучших мастеров: так одной из самых знаменитых являлась мастерская художника Андреа Верроккьо. В галерее Уффици сегодня выставлена одна из лучших его работ «Крещение Христа».

Примечательно, что на этой картине есть один ангел (слева), которого рисовал совсем молодой Леонардо да Винчи, будучи учеником великого мастера.

Кроме того, в галерее не могло обойтись и без полотен самого Леонардо да Винчи, в том числе и его самых ранних работ, среди которых особого внимания заслуживает знаменитое «Благовещение», в котором стиль художника только проявляется, но еще находится под влиянием учителя Верроккьо.


В этом же зале (№ 15) выставлены недавно отреставрированные картины гармоничного Перуджино, умбрийского художника, работавшего во Флоренции в конце XV века («Оплакивание Христа»)

и «эксцентрика» Пьеро ди Козимо, автора чрезвычайно изобразительных композиций («Сошествие Святого Духа»).

В галерее Уффици выставлено единственное живописное произведение Микеланджело, хранящееся во Флоренции, знаменитое тондо (композиция в круге) «Святое семейство».

Среди работ флорентийских художников XVI века как образцы живописи этого периода специалисты отмечают полотно Альбертинелли «Встреча Марии с Елизаветой»

и портрет «Папа Лев X с кардиналами» Рафаэля.

Уже с начала XVI века роль ведущего художественного центра Италии переходит от Флоренции к Риму, куда переселяются Микеланджело и Рафаэль. Покидает Флоренцию Леонардо да Винчи и многие маньеристы. Наряду с Римом, в XVI веке главные позиции в искусстве Италии занимает венецианская школа.
В галерее Уффици находятся многие знаменитые картины лучших живописцев Венеции этой эпохи: «Венера Урбинская» Тициана,

«Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино,

«Леда и Лебедь» Тинторетто.

На территории Уффици находится «Галерея автопортретов великих художников Европы». Эта галерея была основана еще в XVII веке и в ней находится четыре автопортрета русских художников (Кипренский, Брюллов, Репин, Кустодиев).


В Уффици много других замечательных и примечательных коллекций и экспонатов: члены семьи Медичи помимо картин приобретали античные статуи, древнегреческие и древнеримские скульптуры, среди которых имеется целый ряд шедевров.

В галерее Уффици собраны оригинальные работы, некоторым из которых более тысячи лет, а другие отражают один из периодов высочайшего искусства всех времен – период Возрождения, и благодаря великолепным помещениям и драгоценной коллекции шедевров галерею Уффици по праву называют «музеем превосходного».

Источник: turbina.ru

Римские каникулы

На автобусе через пол Европы

Флоренция

 

Флоренция – необыкновенно красивый город на берегах реки Арно. Его основали еще римляне в I веке до н.э. В Средневековье, когда Италия была поделена на маленькие города-государства, Флоренция стала одним из самых влиятельных и развитых из них, центром ремесел, торговли, искусств. Здесь творили Данте Алигьери и Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело, отсюда начиналась «эпоха Возрождения» в европейском искусстве. Не отставала от искусства и экономика. Флоренция хорошо разбогатела на производстве и торговле шерстяными тканями потрясающих, неповторимых расцветок. С XIII века город даже начал печатать собственную валюту – флорин, которая долгое время считалась самой устойчивой в Европе.


Большого могущества Флоренция достигла во время правления семьи Медичи, которые дали миру четырех Римских Пап, двух королев, ссужали деньгами королевские дома Европы. А еще Медичи прославились как покровители искусств, спонсировавшие скульпторов, художников, архитекторов. Не случайно старая Флоренция и сегодня выглядит, как один большой музей под открытым небом.

Еще один звездный час города настал в 1865 году, во время войны за объединение Италии. Когда объединение близилось к завершению, Флоренция на шесть лет стала столицей всего Итальянского королевства, до тех пор пока новый король Виктор Эммануил не переехал в Рим. Кстати, сформировавшийся во Флоренции тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.

Площадь Синьории

Площадь Синьории. Флоренция. Италия

Вся общественная жизнь средневековой Флоренции крутилась вокруг площади Синьории. Во времена Флорентийской республики здесь, во дворце Веккьо заседало правительство (синьория) города-государства, а когда всю власть прибрал к рукам герцог Тосканский Козимо Медичи, то он разместил в этом же дворце свою личную резиденцию.


к было принято в большинстве средневековых городов, на площади проводили народные гуляния, собрания, торжественные приемы, казни преступников и прочие популярные в народе мероприятия. В 1498 году здесь повесили, а затем сожгли на костре свергнутого флорентийского диктатора Савонаролу. Сейчас площадь Синьории – это главное место паломничества путешественников, приезжающих со всего света во Флоренцию.

Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо. Флоренция. Италия

Палаццо Веккьо, или Старый Дворец, и после падения республики под натиском Козимо I Медичи оставался домом для городских органов правления. И по сей день в нем размещается флорентийская ратуша. Хотя, теперь ее залы открыты для посещений туристов. И в них действительно есть на что посмотреть. Внутри стены и потолок дворца расписаны картинами, рассказывающими историю Флоренции и военных побед герцога Козимо Медичи, портретами выдающихся людей города. Снаружи видна еще одна изюминка Старого Дворца – часы работы баварского мастера Ледерле, которые появились на дворцовой башне в 1667 году и до сих пор исправно отсчитывают время.


Давид и Геркулес у входа в Палаццо Веккьо. Флоренция. Италия

Словно стражи, у входа во дворец стоят статуи. На переднем плане «Давид» работы Микеланджело, а чуть поодаль «Геркулес и Какус» – Баччо Бандинелли.

«Давид» Микеланджело

Давид. Скульптура работы Микеланджело. Флоренция. Италия

Всемирно знаменитая мраморная статуя «Давид» работы Микеланджело изображает легендарного библейского героя, а впоследствии иудейского царя, перед боем с великаном Голиафом из вражеского войска. В руке у Давида праща, с помощью которой он вот-вот сразит великана метко посланным камнем. При создании этой работы Микеланджело отошел от традиции. Обычно Давида изображали уже после победы над Голиафом. Здесь же юноша лишь готовится нанести смертельный удар. Его поза напряжена, а во взгляде чувствуется угроза.

Когда именитые горожане пришли принимать работу Микеланджело (в 1504 году), то тут же решили, что такое совершенное творение должно стоять только на главной площади (а не у городского собора, как планировалось вначале).


атуя хорошо вписалась в настроения тогдашних флорентийцев. Современники Микеланджело воспринимали «Давида» как символ гордой и независимой Флоренции, готовой дать отпор любому врагу, в том числе Папе Римскому, с которым город в то время вел борьбу. Не удивительно, что ее стали воспринимать как защитницу Флоренции и ее символ. За века «Давид» Микеланджело стал к тому же идеалом мужской красоты в искусстве, а специалистами-искусствоведами был признан одной из вершин искусства эпохи Возрождения. По подсчетам ученых, это одна из самых часто копируемых скульптур в истории.

В 1873 году оригинал статуи перенесли в зал академии изящных искусств Флоренции, чтобы защитить ее от непогоды. Сейчас перед входом во дворец стоит ее точная копия.

«Геркулес и Какус»

Геркулес и Какус. Скульптура работы Баччо Бандинелли. Флоренция. Италия

В этой работе Баччо Бандинелли обратился к античному сюжету, которые были очень популярны у флорентийцев. По легенде, Какус был людоедом-великаном, который однажды украл у Геркулеса коров. Рассерженный сын Зевса не стерпел такой обиды и убил людоеда дубиной, а заодно избавил местных жителей от терроризировавшего их монстра.


Нетрудно заметить, что многие статуи на площади Синьории посвящены теме борьбы и победы над сильным противником. Это связано с историей Флоренции, которой часто доводилось вступать в противоборство со всевозможными недругами. То с родом Медичи и Савонаролой за сохранение республиканского правления, то с Папой Римским, желавшим расширить свою власть, то с соседними городами-государствами (в частности Сиеной) за влияние на Апеннинском полуострове и выгоды в торговле. Статуями на центральной площади флорентийцы прославляли свои победы, старались внушить страх новым врагам и вдохновить народ проявить решительность в очередной стычке с соседями или деспотами.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун» работы Бартоломео Амманати. Флоренция. Италия

Фонтан «Нептун» (1570 год) работы Бартоломео Амманати создавался по заказу семьи Медичи. Фигура бога морей, выезжающего на колеснице, запряженной морскими конями, находится прямо у Палаццо Веккьо и символизирует морское могущество Флоренции, которая к тому времени завоевала Пизанскую республику с ее приморскими территориями, и сама стала морской державой с собственным торговым и военным флотом.


При создании скульптуры Амманати придал «Нептуну» сходство с всесильным правителем города Козимо I Медичи. Тогда это был распространенный способ польстить богатому заказчику. Впрочем, статуя от этого ничуть не проиграла. Настоящий талант не испортишь лестью. Главного бога окружают прочие морские божества, созданные другими скульпторами. Как ни странно, сами флорентинцы Нептуна не оценили и в шутку называют его «белым великаном». 

Конная статуя Козимо I Медичи

Конная статуя Козимо I Медичи. Скульптор Джамболонья

После долгого противоборства с народом вольного города семейству Медичи все же удалось подчинить Флоренцию себе. Разумеется, они тут же начали заказывать произведения искусства, прославляющие их деяния. Конную статую Козимо I Медичи – герцога Тосканского установили на площади Синьории в 1594 году. В этой работе скульптор Джамболонья придал Козимо I сходство со статуей Марка Аврелия в Риме, видимо, сравнивая по могуществу флорентийского правителя с великим римским императором. На барельефах на постаменте статуи в картинах рассказывается о достижениях Козимо: о его избрании герцогом Тосканским, коронации Папой Римским, военной победе на давним конкурентом Флоренции – городом Сиеной, который Козимо удалось захватить. 

Лоджия Ланци

Лоджия Ланци на площади Синьории. Флоренция. Италия

Лоджию Ланци на площади Синьории построили в XIV веке специально для собраний и официальных приемов Флорентийской республики, чтобы представители городской власти и их гости могли не опасаться промокнуть под дождем, если погода испортится. В XVI веке герцог Тосканский Козимо I Медичи разместил в лоджии ландскнехтов – немецких наемников-пехотинцев, охранявших его персону. Именно из-за них горожане дали лоджии имя «ланци». Так звучит в сокращенном виде название ландскнехтов на итальянском языке. В течение многих лет флорентийские власти украшали лоджию статуями знаменитых мастеров и сегодня ее без преувеличения можно назвать музеем на открытом воздухе.

«Персей с головой Медузы Горгоны»

Персей с головой Медузы Горгоны. Скульптура Бенвенуто Челлини. Флоренция. Италия

Знаменитую бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы Горгоны» скульптор Бенвенуто Челлини изготовил по заказу все того же герцога Тосканского Козимо I Медичи, который был покровителем художника и поддерживал его финансово. Мастер не просто повторил древнегреческий сюжет о герое, который сумел победить страшное чудовище – женщину со змеями вместо волос, взглядом превращавшую людей в камень, но и вложил в свою работу аллегорический смысл. Персей в данном случае символизирует самого Козимо Медичи, который победил республику и стал правителем Флоренции. Кстати, сегодня «Персей…» – это одна из немногих статуй в Лоджии Ланци, которую не заменили на копию.

«Похищение сабинянок»

Похищение сабинянок. Скульптор Джамболонья. Флоренция. Италия

Скульптура «Похищение сабинянок» (1582 год) работы Джамболоньи изображает сюжет из ранней Римской истории, когда Рим еще был небольшим городом-государством, а его жители – бедняками, за которых соседние народы не хотели выдавать своих дочерей. Между тем, представительниц прекрасного пола у них очень не хватало. Тогда римляне пошли на уловку, пригласили соседей – сабинян и латинян – на праздник, во время пира неожиданно напали на них и похитили женщин. Через год рассерженные сабиняне с большим войском подошли к Риму и после ожесточенного сражения обратили римлян в бегство. Дело двигалось к разгрому. Но в этот момент на поле боя между сражающимися мужчинами выскочили похищенные сабинянки с детьми на руках, рожденными от своих римских мужей-похитителей, и стали уговаривать родных с обеих сторон прекратить битву. Мужчины послушались, сели за стол переговоров и договорились о заключении вечного мира и объединении римлян и сабинян в единый народ. Что интересно, сам Джамбольнья при создании своего творения, вовсе не думал о римской мифологии. Он просто хотел сделать виртуозную, очень сложную в исполнении работу из мрамора, чтобы доказать критикам, сомневающимся в его таланте, свое мастерство. А уже ученые-современники скульптора разглядели в ней «Похищение сабинянок».

На заднем плане Геркулес убивает кентавра Несса, который пытался похитить его жену. Такая уж была традиция – воровать женщин. Тоже работа Джамболоньи.

«Лев» Фламинио Вакка

Скульптура «Лев» работы Фламинио Вакка. Флоренция. Италия

Влиятельные и богатые и богатые граждане Древнего Рима очень любили скульптуры охранных львов, которые, будто два стража, стояли у входа на их виллы. Цари зверей символизировали власть и могущество владельца дома. Представители семейство Медичи, которые представляли себя продолжателями традиций Рима, тоже решили выставить в Лоджии Ланци двух львов. Один их них античный, его нашли при раскопках в Риме. А пару для него (на фото), изготовил в скульптор Фламинио Вакка в 1594 году.

Галерея Уффици

Галерея Уффици - детище Козимо I Медичи. Флоренция. Италия

Здание за спиной у Геркулеса – детище семейства Медичи, всемирно известная галерея Уффици. Ее история началась в 1560 году, когда правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить один большой дворец, в котором разместились бы все городские административные службы. Разумеется правители из рода Медичи с их знаменитой тягой к искусству, стали украшать просторные залы и коридоры дворца картинами и скульптурами, купленными у флорентийских художников и в других странах Европы. Каждое поколение добавляло что-то свое. Постепенно в стенах дворца собралась одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства. Здесь хранятся работы Микеланджело, Ботичели, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана и многих-многих других мастеров. Всего через 20 лет после основания дворца Франческо I Медичи, страстный коллекционер предметов искусства, велел перенести в просторные залы Уффицы все самые ценные предметы из семейной коллекции, а административные службы на втором этаже удалить. Так родился музей. В 1737 году последняя представительница рода Медичи передала галерею в дар городу.

Два крыла галереи Уффици. Флоренция. Италия

Галерея построена в форме буквы U. На снимке видно ее левое крыло, немного прикрытое правое и вдалеке, прямо по курсу – фасад, выходящий на берег реки Арно.

Николо Макиавелли. Статуя в коридоре знаменитостей у галереи Уффицы. Флоренция. Италия

Проход между двумя крыльями галереи Уффици можно назвать «коридором знаменитостей». В середине XIX века на фасаде дворца сделали вот такие ниши и установили в каждой из них памятник какому-нибудь знаменитому художнику, писателю, общественному деятелю, который жил и творил во Флоренции. Авторами работ выступили скульпторы Дюпре и Бартолини. Знакомьтесь, Николо Макиавелли (на фото) – политик, философ и писатель, живший и работавший во Флоренции в 1469 – 1527 годах. На писательском поприще более всего известен трактатом «Государь», в котором он описывает способы захвата власти и ее удержания, не гнушаясь никакими средствами.

Данте Алигьери. Статуя в коридоре знаменитостей у галереи Уффицы. Флоренция. Италия

Автор «Божественной комедии» Данте Алигьери тоже флорентиец. По соседству расположилось еще много известных флорентийцев: художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джотто, мореплаватель Америго Веспуччи, который вскоре после Колумба совершил путешествие к берегам Америки и первым смог понять, что Колумб открыл не новый путь в Индию, а совершенно новый континент.

Дом-музей Данте Алигьери

Дом-музей Данте Алигьери. Флоренция. Италия

Уходим с площади Синьории вглубь городских кварталов и оказываемся прямо перед фасадом дома, в котором жил Данте Алигьери. Точнее это его реконструкция. Настоящий дом до наших дней не сохранился. Но и этот выглядит довольно древним. На фасаде укреплен бюст писателя. К сожалению, личные вещи Данте тоже не сохранились, но в музее много других интересных экспонатов: картины известных художников, изображающие важные моменты жизни писателя, книги, и даже модель битвы при Кампальдино, в которой он принимал участие. Ведь современникам Данте был известен не только как писатель, но и как политический деятель, который принадлежал к партии гвельфов, которая постоянно враждовала с партией гибеллинов. Порой они выясняли отношения с оружием в руках.

«Церковь Беатриче»

"Церковь Беатриче". А правильнее церковь Санта Маргарита дей Черки. Флоренция. Италия

Неподалеку от дома Данте находится церковь Санта Маргарита дей Черки, в народе больше известная как Церковь Беатриче. По легенде, именно у порога этой церкви Данте впервые встретил любовь всей своей жизни, свою музу Беатриче из рода Портинари, которой он много лет посвящал стихи, превратив реальную флорентийскую девушку из плоти и крови в идеал возвышенной платонической любви. Произошла эта встреча, когда самому Данте было 9 лет, а Беатриче – 8. Уже тогда он проникся к ней глубоким чувством, которое не ослабевало ни после ее замужества, ни после смерти в юном возрасте во время неудачных родов.

Кстати, похоронена Беатриче, в этой же церкви, в семейной усыпальнице. (Хотя, не все исследователи согласны с этой точкой зрения). Зато, влюбленные юноши и девушки, приезжающие во Флоренцию из разных стран, в этом не сомневаются и оставляют вон в той корзинке слева от алтаря записки с просьбами о счастливой любви.

Дерево у входа в Академию Георгофили. Флоренция. Италия

Продолжаем прогулку по старинным улицам Флоренции.

На снимке: вход в Академию Георгофили, основанную в 1753 году, и необычное дерево, растущее в большущей кадке посреди мощеной улицы. Видимо, его появление здесь не случайно, учитывая, что академия уже два с половиной века готовит агрономов и лесоводов. 

Порчеллино

Порчеллино. Фонтан в виде кабана. Флоренция. Италия

Посреди оживленного рынка Меркато Нуово замечаем необычный фонтан. Весь мир восхищается прекрасными творениями флорентийских художников и скульпторов, собранными в Галерее Уффици, устремленными ввысь соборами и дворцами. Сами же флорентийцы не меньше, чем шедевры Микеланджело и Джотто, обожают своего «порчеллино» – бронзового кабанчика, ставшего символом Флоренции. Эта симпатичная свинюшка сидит в самом бойком торговом месте старого города и вызывает восторг у туристов, особенно у детей. Каждый турист считает своим долгом подойти к кабанчику, почесать его пятачок (отчего он сияет на солнце, как фонарик) и вложить в полуоткрытый рот монетку. Если выпавшая изо рта монета точно провалилась через решетку внизу, можно смело загадывать желание – «порчеллино» исполнит.

Вообще-то, первое имя кабанчика «Вепрь». Так назвал его отец, то есть автор скульптуры Пьетро Такка. По легенде, однажды в XVI веке на городской рынок забежал свирепый кабан. Все люди попрятались и лишь один храбрый мальчик подошел и погладил его по пятачку. После этого зверь сразу успокоился и ушел обратно в лес, никого не тронув. В честь этого события горожане и решили поставить на месте счастливого избавления от кабаньих клыков фонтан. 

 

Источник: staslandia.ru

Сегодня по нашему плану – посещение Академии изящных искусств. Несколько лет назад я в составе туристической группы была в галерее Академии. Всё моё внимание тогда было поглощено РАБАМИ Микеланджело. Меня поразила неистовая сила и энергия, с которой рабы высвобождались на волю. Никогда не понимала и не пойму, почему большинство искусствоведов считают эти работы незаконченными??? Мне кажется, что "законченность" уничтожила бы этот поразительный эффект рывка порабощённых людей к свободе.
Сегодня мы никуда не торопимся и осмотрим всё обстоятельно.

Художники флоренции
https://commons.wikimedia.org/wiki/Accademia_di_Belle_Arti_(Firenze)#/media/File:Accademia_di_Belle_Arti.JPG

Минут 20-30 мы выстояли в очереди.
Художники флоренции

Зелёный дворик Академии. Отсюда начинаем осмотр.

Художники флоренции
Художники флоренции

Прежде всего идём в зал Микеланджело.

Художники флоренции
Художники флоренции

Микеланджело Буонарроти(1475–1564) Пробуждающийся раб. Между 1519 и 1536. Мрамор. Высота 267:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Раб выпрастывается из стихии, которую хочет отторгнуть. Он запрокинул голову, напряг руки, одна нога еще тонет в массе камня, другая отталкивает что-то невидимое.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Микеланджело Буонарроти(1475–1564) Молодой раб. Между 1519 и 1536. Мрамор. Высота 256:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Как жаль, что фотография не передаёт игру напряжённых мышц. Я вспоминаю своё изумление в Эрмитаже, когда я испытала душевное потрясение, увидев этот мышечный трепет у "Скорчившегося мальчика". Но тогда я поняла, что это чудо доступно, если не стоять замерев возле скульптуры, а обходить её вокруг. Тогда оживают мышечные тени, и возникает иллюзия трепета тела скульптуры.

Микеланджело Буонарроти. Апостол Матфей. 1505–1506 гг.:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Микеланджело Буонарроти(1475–1564) Атлант. Между 1519 и 1536. Мрамор. Высота 277:

Художники флоренции
Художники флоренции

Условное название «Атлант» статуя получила из-за того, что в ее верхней части, на месте головы «раба», сохранился почти «сырой» блок камня. Но персонаж пытается не столько удержать его, сколько освободиться от пригибающей к земле тяжести, напружинивая мускулы. Невиданная энергия чувствуется в торсе изображенного человека, его сильных ногах и руках. Тела всех «Рабов», их живая плоть противопоставлены необработанной толще камня, и кажется странным, что незаконченность статуй оказалась случайным результатом, а не являлась целью мастера.

Микеланджело Буонарроти(1475–1564) Бородатый раб. Между 1519 и 1536. Мрамор. Высота 263:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Микеланджело Буонарроти(?) (1475–1564) Пьета Палестрина. Около 1560. Мрамор. Высота 253:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Данная скульптурная группа впервые упомянута в письменном источнике XVIII века как работа «знаменитого Буонарроти» из церкви Санта-Розалия в Палестрине. Более ранних сведений о произведении не сохранилось, что странно: весьма почитавшие художника современники были внимательны к его творчеству. Поэтому исследователи по-разному высказываются относительно авторства изваяния.

Во второй раз впечатления не меньшие. Завораживает скульптура гениального мастера…

Теперь – к живописи.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Neri di Bicci, 1465 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Доменико ди Микелино (1417–1491). Три архангела и Товий. Около 1465. Дерево, темпера.:

Художники флоренции

Художники флоренции

Художники флоренции
http://coollib.com/b/349111/read

Сюжет: богатый Товит обеднел и к тому же ослеп. Он попросил своего сына Товия сходить к жившему в другом городе человеку, у которого когда-то оставил серебро. С ним отправился провожатый, и, когда юноша, собравшись вымыться в реке, увидел там рыбу, посоветовал ему эту рыбу поймать, чтобы при помощи ее желчи вылечить отца. Позже оказалось, что спутником Товия был посланный Богом архангел Рафаил. Следуя установившейся традиции, живописец изобразил путешествие так, что сразу видно, кто сопровождает юношу. Рафаил держит своего подопечного за руку, тот покорно и радостно, неся выловленную рыбу, идет рядом. Художник в соответствии с распространенной иконографией поместил рядом еще двух архангелов: Михаила — предводителя небесного воинства — с мечом в руке и Гавриила, принесшего благую весть Богоматери о рождении у Нее Сына, с лилией — символом непорочности Девы Марии. В углу слева корчится чудовище с отрубленной головой.

Сандро Боттичелли (1445–1510) Мадонна с Младенцем, святым Иоанном Крестителем и ангелами. Около 1468–1470. Дерево, темпера:

Художники флоренцииХудожники флоренции
Художники флоренции

Мастер «Рождества Джонсона» (Доменико ди Дзаноби) (XV век), Филиппино Липпи (1457–1504) Благовещение. Около 1460, затем 1472. Дерево, темпера:

Художники флоренции
Художники флоренции

Пьетро Перуджино (между 1445 и 1452–1523) Вознесение Мадонны (Алтарь из Валломброзы) 1500. Дерево, масло:

Художники флоренции
Художники флоренции

Художник, чье искусство относится и к Раннему, и к Высокому Возрождению, написал данный алтарный образ для церкви монастыря в Валломброзе (Тоскана). На нем представлена сцена Вознесения Марии, восседающей на облаке, в мандорле, и окруженной херувимами и ангелами, в том числе играющими на музыкальных инструментах. Вверху изображен Бог Отец в круглом ореоле, а внизу стоят святые Бернардо дельи Уберти — кардинал, монах вышеназванного аббатства, Иоанн Гуальберт — основатель ордена валломброзанцев, Бенедикт Нурсийский, по чьему уставу была устроена жизнь в обители, и архангел Михаил.

Филиппино Липпи (1457–1504), Пьетро Перуджино (между 1445 и 1452–1523) Снятие с креста 1504–1507. Дерево, масло:

Художники флоренции
Художники флоренции

Святая Мария Магдалина; Святой Иоанн Креститель. Филиппино Липпи. 1496 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Гирландайо. Святой Стефан между Святыми Иаковым и Петром. 1493 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Художники флоренции
Художники флоренции

Лоренцо ди Креди (1459–1537) Поклонение Младенцу. Около 1496–1500. Дерево, темпера:

Художники флоренции
Художники флоренции

Венера и Купидон. Понтормо:

Художники флоренции
Художники флоренции

Ридольфо дель Гирландайо (Ридольфо ди Доменико Бигорди) (1483–1561) Перенесение тела святого Зиновия. Около 1516. Дерево, масло:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

На картине Ридольфо дель Гирландайо изображены момент переноса тела святого Зиновия из флорентийской церкви Сан-Лоренцо в церковь Санта-Репарата и сопутствующее данному событию чудо: когда гроб с телом святого коснулся высохшего дерева, оно зазеленело. На этом месте был впоследствии построен баптистерий Сан-Джованни, видный в правой части работы: художник словно перенес происходящее на тысячу лет вперед, в свои дни, тем самым давая возможность современникам почувствовать себя свидетелями необычного явления.

ДАВИД. Микеланджело. “…ему надо было изваять Давида в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств – страха, неуверенности, отвращения, сомнений: надо было показать человека, который замыслил проложить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг.”- Ирвинг Стоун:

Художники флоренции

“Лицо Давида должно выражать, что зло уязвимо, что зло можно победить, если оно даже одето в чешуйчатую броню весом в пять тысяч сиклей. Всегда можно отыскать в нем незащищенное место; и если в человеке преобладает добро, оно неминуемо определит это уязвимое место, и отыщет к нему путь, и войдет в него. Чувства, выраженные на лице Давида, должны говорить, что его схватка с Голиафом как бы символизирует борьбу добра со злом.”- Ирвинг Стоун:

Художники флоренции

Художники флоренции

ДАВИД. Микеланджело. “Он хотел лишь как можно выразительнее явить в этом мраморном теле кровь, мышцы, мозг, вены, кости, вдохнуть в это изваяние с прекрасными пропорциями самую жизнь во всей ее убедительности и истине – создать Давида в теплоте трепещущей человеческой плоти, так, чтобы в блеске камня сиял его разум, его дух, его сердце”- Ирвинг Стоун:

Художники флоренции

ДАВИД. Микеланджело. “Его Давид будет воплощением всего того, за что боролся Лоренцо де Медичи и что Платоновская академия считала законным наследием человечества, – это будет не ничтожное грешное существо, живущее лишь для того, чтобы обрести себе спасение в будущей жизни, а чудесное создание, обладающее красотой, могуществом, отвагой, мудростью, верой в себя, – с разумом, волей и внутренней силою строить мир, наполненный плодами человеческого созидательного интеллекта.”- Ирвинг Стоун:

Художники флоренции
Художники флоренции

Благовещение. Аллори. 1603 г.:

Художники флоренции

Художники флоренции

Галерея Академии изящных искусств. Зал гипсовых моделей:

Художники флоренции

Художники флоренции

Галерея Академии изящных искусств. БЛАГОВЕЩЕНИЕ:

Художники флоренции
Художники флоренции

Художники флоренции

Художники флоренции

Галерея Академии изящных искусств. Пачино ди Buonaguida. Древо Жизни. 1320 г.:

Художники флоренции

Художники флоренции

В центре картины изображен распятый Христос, в реалистичной позиции, что свидетельствует о влиянии на автора творчества Джотто. От ствола с каждой стороны отходит по шесть ветвей красного и зеленого цвета, чередуясь, с надписями. На каждой ветви висит по четыре медальона—«плода» с христологическими сюжетами, символизирующими добродетели Иисуса. Исключением является последняя ветвь в правом верхнем углу которой показан вход в рай. На верху ствола изображено гнездо с пеликаном, разорвавшим грудь и кормящим птенцов своей кровью — символ родительской любви Бога к людям и искупительной жертвы Христа.

Полиптих. Распятие со святыми.

Художники флоренции

Мадонна с Младенцем на троне:

Художники флоренции
Художники флоренции

РАСПЯТИЕ. 13 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

Грифо ди Танкреди. Мадонна с Младенцем и святыми. 1290 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Святой Иоанн Евангелист. Святой Иаков. Истории их жизни. 13 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

</b>Bernardo Daddi. РАСПЯТИЕ. 1350 г. Crucifix 1350 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Коронация Марии со святыми. Бернардо Дадди. 1320-1348 гг.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Таддео Гадди. Истории Христа и Святого Франциска Ассизского. 1335-1340 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Таддео Гадди. Франциск Ассизский получает стигматы:

Художники флоренции

Таддео Гадди. Франциск Ассизский на огненной колеснице:

Художники флоренции

Таддео Гадди. Преображение господне (1335-1340):

Художники флоренции

Таддео Гадди. КРЕЩЕНИЕ. 1335-40 гг.:

Художники флоренции

Таддео Гадди. Представление Иисуса. 1335-40 гг.:

Художники флоренции

Мадонна Смирения с Младенцем, св. Лаврентием, Св. Онуфрием, св. Яковом-старшим и св. Варфоломеем. Puccio di Simone. 1346г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Бернардо Дадди и Пуччио ди Симоне. Полиптих. 14 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

Бернардо Дадди и Пуччио ди Симоне. Полиптих, фрагмент (Мария Магдалина и Архангел Михаил). 14 век:

Художники флоренции

Бернардо Дадди и Пуччио ди Симоне. Полиптих, фрагмент (Св. Юлиан и Св. Марта). 14 век:

Художники флоренции

Пуччио ди Симоне. Триптих “Св. Матфей со св. Лаврентием и св. Яковом-старшим”. 1350 г.:

Художники флоренции
Художники флоренции

Орканья (Андреа ди Чоне ди Арканджело) (около 1308-до 1368) Якопо ди Чоне (1325–1399) Сошествие Святого Духа Около 1362–1365. Дерево, темпера, золото:

Художники флоренции

Орканья исполнил эту работу вместе с одним из своих братьев-художников, Якопо. Большого размера триптих, созданный предположительно для церкви Санти-Апостоли во Флоренции, представляет сцену сошествия Святого Духа на Богоматерь и апостолов. В Новом Завете данный эпизод описывается так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов, 2:1–4).
В центральной части изображена Дева Мария, вокруг нее стоят коленопреклоненные апостолы, шестеро из которых размещены в центральной, а остальные — в боковых панелях. Сверху спускается голубь, воплощение Святого Духа, по бокам от которого парят два ангела, а над головами у всех участников события видны язычки пламени, означающие схождение божественной благодати.

Триптих “Троица со св. Ромуальдом и Иоанном Богословом”. Нардо ди Чоне (работал между 1343 и 1366) Святая Троица 1365. Дерево, темпера, золото

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

В центральной части изображен благословляющий Бог Отец на троне, от Него Дух Святой в виде голубя слетает к распятому Христу. Такая композиция является разновидностью иконографии «Троица» и называется «Престол милосердия», воплощая идею, выраженную в евангельских словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн, 3:16). Тема искупления человеческих грехов подчеркивается и помещенным в среднем фронтоне алтарем с лежащим на нем жертвенным агнцем (с ним ассоциируется Христос), которому кадят ангелы, видные в меньших фронтонах. Спаситель, пребывающий на кресте, в то же время будто сидит на коленях у Отца: такая особенность композиции напоминает изображение Богоматери с Младенцем и вносит в алтарный образ, где звучит тема страдания, теплоту, нежность и умиротворение.
В боковых панелях представлены святые Иоанн Евангелист (справа) и Ромуальд — основатель монашеской конгрегации камальдулов, композиции со сценами из жизни которого помещены в пределле. В фигурах видна попытка мастера передать объемность форм, но одновременно большую роль играет линия. Колорит алтаря построен на сочетании красного и синего с пастельными цветами, яркость одних и легкость других красок выявляет золото фона.

Святой Архангел Михаил, Святые Бартоломео, Юлиан и донатор. Маттео ди Пачино. 14 век:

Художники флоренции

Коронация Девы Марии. Jacop di Cione, Niccolo di Tommaso, Simone di Lapo:

Художники флоренции

Художники флоренции
Художники флоренции

БЛАГОВЕЩЕНИЕ:

Художники флоренции
Художники флоренции
Художники флоренции

Maestro della Misericordia dell`Accademia (Giovanni Gaddi?) 1)Мадонна с Младенцем на троне со святыми. 2) Стигматизация Святого Франциска; Рождество; Обращение Савла:

Художники флоренции

Мадонна с Младенцем на троне. Распятие. 14 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

Madonna della Misericordia. 14 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

Джованни да Милано (около 1325/1330-около 1370) Оплакивание Христа 1365. Дерево, темпера:

Художники флоренции
Художники флоренции

Ломбардский художник, переехавший в Тоскану и работавший в основном во Флоренции, Джованни да Милано впитал в себя особенности строгого, возвышенного и драматичного искусства Джотто и отчасти его последователей, особенно Орканьи. Одним из лучших образцов его живописи является данная Пьета, написанная, скорее всего, для семейств Строцци и Риниери и происходящая из флорентийского монастыря Санти-Джироламо-э-Франческо алла Коста. Художник изобразил здесь сцену оплакивания снятого с креста Спасителя стоящими вокруг Него Богоматерью, святыми Марией Магдалиной и Иоанном Евангелистом. Они ласково поддерживают тело Христа, а Мария прижалась щекой к щеке Сына, и это прикосновение воплощает иконографию «Мадонны Умиление».

Jacopo di Cione. 14 век:

Художники флоренции
Художники флоренции

Andrea Buonaiuti. St. Agnes and St. Domitilla. 1365 – 1370 гг.:

Художники флоренции

Francesco (Il Poppi) Morandini. Мадонна с Младенцем, Юным Иоанном Крестителем и Ангелом. 16 век:

Художники флоренции

Francesco (Il Poppi) Morandini. 16 век:

Художники флоренции

Cosme Tura. Пьета. 1460 г.:

Художники флоренции

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. 1465-1475 гг.:

Художники флоренции

The Succour of the Angels. Granacci Francesco. 1530 г.:

Художники флоренции

Святая Аполлония перед королём. Granacci Francesco. 1530 г.:

Художники флоренции

Мученичество Святой Аполлонии. Granacci Francesco. 1530 г.:

Художники флоренции

Художники флоренции

Наше посещение Академии изящных искусств завершилось.

Источник: elenajakovlevna.livejournal.com

Переместимся же с сурового севера снова на солнечный юг. Мне хочется до нового года успеть побольше закрыть разного рода лакун в своих фотоотчетах, а это возможно лишь при переключении с темы на тему – разнообразие вдохновляет на б0льшие подвиги. И сегодня расскажу о галерее Уффици во Флоренции. Но не о картинах, а о том аспекте галереи, который обычно пропускают те, кто бежит вовнутрь. О великих людях Флоренции. И если Микеланджело и Галилея почти все знают, то что скажете о кондотьере Джованни делле Банде Нере? Итак, 30 знаменитых людей Флоренции, осадивших галерею Уффици!
На фото ниже вы видите крытый мост Понте Веккио, а справа от него узкий фасад с аркадами – это и есть галерея Уффици:

Художники флоренции

2. Как я уже рассказывала, в Италию мы в прошлом году ездили на туристическом автобусе, но старались гулять отдельно от группы. Все эти достопримечательности я когда-то изучала в вузе и экскурсовод не требовался. Составляя список желаемых для осмотра достопримечательностей, маршруты по городам до поездки не рассчитывала, т.к. заранее не было известно, где будет останавливаться автобус. Во Флоренции он остановился достаточно далеко – за транспортной развязкой городской кольцевой дороги на площади Пьяве, где стоит Торре делла Дзекка, или Монетная башня (итал. Torre della Zecca) – памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции. На ней завершалась крепостная стена на востоке города. Но о башне и ее антиподе надо опять-таки рассказывать отдельно. На фото не наш автобус, наш стоял правее еще на пару кварталов.

Художники флоренции

3. А дальше наша группа по улицам Малконтенти и виа ди Сан Джузеппе под жарким солнцем Флоренции спешит к церкви Санта-Кроче, чья башня уже видна слева. Летающие объекты на фото – самые обыкновенные голуби. По программе экскурсия должна была начаться в этой церкви, и мы решили зайти туда вместе с группой, т.к. одиночных туристов туда не пускали. А потом гулять самим. Но вышло так, что местный экскурсовод опоздал на час, и группу отпустили гулять самостоятельно, с условием собраться через час. Что можно сделать в городе за час?

Художники флоренции

4. Нашла в Интернете для лучшего представления схему основных достопримечательностей центра Флоренции. №8 это и есть церковь Санта Кроче. Многие отобранные мной достопримечательности находились севернее даже собора Санта-Мария дель Фьоре (№1). Но и в этом районе кое-что имелось. Было принято решение потратить этот час на мост Понте Веккио (№7) и окрестности галереи Уффици (№6), чтобы уже на юг не возвращаться.

Художники флоренции

5. И вот мы по диагонали от Санта Кроче бежим по Борго Санта Кроче и виа де Вагеллаи до набережной, до пьяцца деи Джудичи, где нашему взору предстает это суровое палаццо “Музео Галилео” – музей истории науки. Сразу за ним будет галерея Уффици (Galleria degli Uffizi).

Художники флоренции

6. А вот уже аркады галереи Уффици справа и мост Понте Веккио вдали:

Художники флоренции

7. В саму галерею не идем – за час даже в очереди не успеем отстоять. Нас интересует длинное пространство внутреннего двора, называемое пьяццале дельи Уффици (на среднем фото не пьяццале!). Немного об истории галереи, а ниже еще несколько планов здания покажу. Не все знают, что величественное здание галереи не всегда было музеем. В 1559 г. первый великий герцог Тосканы Козимо I Медичи решил построить дворец, где бы располагались все административные службы и судебные канцелярии Флоренции. Слово “uffizi” переводится как “офисы, канцелярии”.

Художники флоренции

8-9. Для реализации идеи Козимо обратился к придворному художнику и архитектору Джорджо Вазари. Лучшей кандидатуры для создания здания музея невозможно представить. Ведь именно Вазари положил начало истории искусства, создав книгу «Жизнеописания знаменитых живописцев». Строительство здания Магистратов, где ныне расположена Галерея Уффици, было начато 23 марта 1560 г. Т.к. здание должно было находиться рядом с Палаццо Веккьо, резиденцией Козимо I, пришлось снести много соседствующих зданий, в т.ч. старинную церковь Сан-Пьер-Скераджо. Со стороны улицы делла Нинна до сих пор видны арки и колонны этой старой романской церкви, поглощенной зданием Уффици. Центральный неф остался почти нетронутым и теперь является одним из залов музея.

Художники флоренции >Художники флоренции

10. В 1574 г. Вазари умер, и строительство заканчивал его преемник Бернардо Буонталенти. Начиная с 1575 г. в здании галереи начал формироваться музей, основную часть которого составила семейная коллекция произведений искусств Медичи. В 1581 г. сын Козимо Франческо I Медичи выставил на втором этаже восточного крыла галереи античные статуи и другие ценные экспонаты. Сердцем первоначальной коллекции считается Трибуна, зал, выполненный Буонталенти в 1584 г. С годами коллекция росла, постоянно пополняемая Медичи, страстными любителями искусства. Но общедоступным музеем галерея Уффици стала лишь в 18 в., будучи открытой широкой публике в 1769 г., благодаря великому герцогу Петру Леопольду. Этот представитель австрийской Габсбургско-Лотарингской династии, унаследовавшей Герцогство Тосканское после Медичи, и правившее им вплоть до объединения Италии, считается одним из самых образованных правителей Тосканы.

Художники флоренции

11. Коллекции галереи были полностью реорганизованы в соответствии с новыми научными критериями эпохи Просвещения. Визитной карточкой музея считаются картины Сандро Боттичелли (1445-1510). Ныне коллекция включает в себя множество шедевров таких мастеров как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Джотто, Тициан, Джорджоне, Пьеро делла Франческа, Чимабуэ, Фра Филиппо Липпи, Уччелло и др. Парадоксально, что главный музей Флоренции, «колыбели Ренессанса» – представляют произведения мастера, в чьем творчестве соединились традиции готики и Возрождения.

Художники флоренции

12. Здесь также представлены образцы французского, античного, немецкого, испанского, фламандского и голландского искусства. Также есть залы, где представлена богатейшая коллекция гобеленов, государственный архив с раритетными документами по истории города, кабинет гравюр и рисунков. Плюсом галереи Уффици является то, что на относительно небольшой площади в 45 залах второго этажа расположено огромное количество известных мировых шедевров, можно посмотреть большую коллекцию за короткое время и от посещения не останется усталости, в отличие, например, от экскурсии по огромному Лувру.

Художники флоренции

13. Здание галереи Уффици выполнено в строгом стиле: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, включает в себя два однотипных корпуса с лоджиями на нижних этажах. Корпуса соединены между собой зданием с огромной аркой, выходящей на набережную реки Арно.

Художники флоренции

14. Заходим под арку – здесь царит приятная прохлада:

Художники флоренции

15. Есть даже каменные скамейки, на которых можно отдохнуть:

Художники флоренции

16. Обратите внимание: в нишах двора помещены статуи XIX в., которые изображают знаменитых деятелей Флоренции, а не просто Тосканы, как пишут на русских сайтах:

Художники флоренции

17. Это именно те, о которых я собираюсь рассказать:

Художники флоренции

18. Но еще покажу вид на галерею из садов Микеланджело:

Художники флоренции

19. К вопросу о скульптурах: 24 статуи (скульпторы Дж. Дюпре и Л.Бартолини) во дворе галереи, 4 статуи на фасаде дворца Уффици со стороны реки Арно, и 2 статуи на площади Пьяцца дель Дуомо. Копии 23-х статуй (кроме Джотто) есть в Мичиганском университете. В Википедии есть коллекция фотографий 28 статуй в нишах Уффици. Я же предлагаю увидеть все 30.

Художники флоренции

Вот список «великих флорентийцев» по порядку латинского алфавита. И не ругайтесь за ссылки на Википедию, оттуда удобно переходить на др. сайты, но кое-где я добавила ссылки и на прочие источники информации о нижеупомянутых личностях.

20. Mariangelo Accorso (1489/1490-1544), Марианжело Аккорсо, писатель и критик 1

Художники флоренции

21. Leon Battista Alberti (1404-1472) Леон Баттиста Альберти – ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 г. «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра. 1

Художники флоренции>

22. Dante Alighieri (1265-1321) Данте Алигьери (полное имя Дуранте дельи Алигьери) – поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры. 1

Художники флоренции

23. Saint Antoninus, San Antonino (1389-1459) Св. Антонин; Антонин Пьероци или Антонин Флорентийский – католический святой и врачеватель, архиепископ Флоренции в первой половине XV в. Известен также под прозвищем «De Forciglioni».
Родился во Флоренции. В 1405 г. вступил в орден доминиканцев, был приором во многих монастырях и в 1446 г. возведен в сан архиепископа Флоренции. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона: «в эпоху тяжелых бедствий, в особенности в 1448 г. во время голода и эпидемии чумы и во время землетрясения 1453 г., архиепископ проявил себя как ревностный проповедник и неутомимый благотворитель». В 1523 г. папа Адриан VI причислил Антонина Флорентийского к лику святых. 1 2

Художники флоренции

24. Guido Aretino (Guido D’Arezzo) (995-1050) Гвидо д’Ареццо, Гвидо Аретинский – теоретик музыки, один из крупнейших в Средние века. Реформируя нотацию, Гвидо ввел две линейки, соответствующие ключам F и C, благодаря чему высота звука стала нотироваться более точно, чем в ранних рукописях. Для быстрого разучивания незнакомых песнопений придумал систему сольмизации, в которой установил сохранившиеся до наших дней слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю. 1

Художники флоренции

25. Giovanni Boccaccio (1313-1375) Джованни Боккаччо – писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами Данте и Петраркой оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта», пасторалей, сонетов. Главное произведение – «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) – книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. 1

Художники флоренции

26. Michelangelo Buonarroti (1475-1564) Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. 1 2

Художники флоренции

27. Filippo Brunelleschi (1377-1446) Филиппо Брунеллески, великий архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Автор ряда выдающихся построек, среди которых купол собора Санта Мария дель Фьоре 1 2

Художники флоренции

28. Pier Capponi (1446-1496) Пьеро Каппони – флорентийский государственный деятель, дипломат и кондотьер. Гонфалоньер справедливости Флорентийской республики (01.11.-31.12.1494) во время изгнания Медичи и французской оккупации Флоренции. 1

Художники флоренции

29. Benvenuto Cellini (1500-1571) Бенвенуто Челлини – выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. 1

Художники флоренции

30. Andrea Cesalpino (1519-1603) Андреа Чезальпино, или Цезальпин – врач, естествоиспытатель и философ. Некоторые ученые считают Чезальпино первым, еще до Гарвея, открывшим кровообращение – он описал большой круг кровообращения. Чезальпино открыл период искусственных систем в ботанике. В его главном сочинении 16 книг о растениях (лат. De plantis libri XVI), кроме описания многочисленных растений изложена принципиально новая система, основанная на Аристотелевом подходе – строении семян, цветков и плодов, т.е. на разбиении множества от общего к частному, и на знании огромного фактического материала из области морфологии растений. Цезальпин распределял 840 видов на 15 классов чисто ботанического характера. 1

Художники флоренции

31. Arnolfo di Cambio (1245-1310) Арнольфо ди Камбио – итальянский скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса. 1 2

Художники флоренции

32. Donatello (1386-1466) Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы. Портретные бюсты – отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века, была воскрешена Донателло. 1

Художники флоренции

33. Francesco Ferrucci (1489-1530) Франческо Ферруччи (итал. Francesco Ferrucci, встречался вариант написания Ferruccio) – флорентийский государственный деятель и военачальник. Ферруччи был кондотьером и одним из самых известных военачальников своего времени, но он не был и не мог быть итальянским националистом, т.к. итальянского национализма в то время не существовало. Его роль в истории была в значительной степени преувеличена итальянскими писателями и поэтами эпохи Рисорджименто (XIX в.), формировавших национальные мифы в процессе объединения Италии. Гарибальди в своей речи в Ливорно в 1849 г. сравнивает себя с Ферруччи: «Я коснулся своим мечом праха Ферруччи, и я знаю, как умереть, подобно Ферруччи». Во времена Муссолини образ Франческо Ферруччи широко использовался фашистской пропагандой, во Флоренции был организован фестиваль его имени, в Тоскане многим мальчикам, родившимся в то время, давали имя Ферруччи 1

Художники флоренции

34. Galileo Galilei (1564-1642) Галилео Галилей – физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Основатель экспериментальной физики, своими экспериментами убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело его к серьезному конфликту с католической церковью. 1 2

Художники флоренции

35. Giotto di Bondone (1267-1337) Джотто ди Бондоне или просто Джотто – художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. 1 2

Художники флоренции

36. Giovanni delle Bande Nere (1498-1526) Джованни де Медичи, известный также как Джованни делле Банде Нере, букв. «Джованни с черными полосами на гербе», (варианты написания: dalle Bande Nere, далле Банде, дельи Банде, дель Банде, деи Медичи), также прозывавшийся «Большой Дьявол» (итал. Il «Gran Diavolo») – последний из великих итальянских кондотьеров, отец Козимо I, герцога Тосканского. Своей репутацией для потомков обязан перу писателя Пьетро Аретино, его близкого друга. Также Джованни был одной из любимых фигур Макиавелли, полагавшего, что он мог бы объединить Италию. Считается самым способным военачальником Италии XVI в., и иногда называется историками Бонапартом XVI в. 1

Художники флоренции

37. Francesco Guicciardini (1483-1540) Франческо Гвиччардини – выдающийся политический мыслитель и историк времен Высокого Возрождения. Родился во Флоренции. В «Истории Италии», первом сочинении такого рода (опубликовано в 1561), Гвиччардини детально прослеживал политическую судьбу страны с 1492 по 1540 г., то есть того периода, когда она стала ареной международного военного конфликта, свидетелем которого был он сам. Он обращал внимание на роль правителей, мудрые или «плохо обдуманные» решения которых всегда отражались на положении народа, пытался выяснить глубинные причины политических и военных неудач итальянских государств. «История Италии» была опубликована спустя четверть века после ее создания (1561-1564) и принесла Гвиччардини славу выдающегося историка. Макиавелли и Гвиччардини стали вершиной ренессансной историографии Италии. 1 2

Художники флоренции

38. Leonardo da Vinci (1452-1519) Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). 1

Художники флоренции

39. Niccolò Macchiavelli (1469-1527) Никколо Макиавелли – мыслитель, философ, писатель, политический деятель, занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 г. 1

Художники флоренции

40. Paolo Mascagni (1752(1755?)-1815) Паоло Масканьи – анатом. В 1801 г. был назначен профессором анатомии в Пизанском университете с одновременным преподаванием анатомии, физиологии и химии в госпитале Санта-Мария-Нуова во Флоренции, в дальнейшем получил профессорское звание во Флорентийском университете. Он первый указал настоящее устройство губчатого тела мочеиспускательного канала и содействовал пополнению превосходной коллекции восковых анатомических фигур во флорентийском музее. Высокую оценку современников получила подготовленная Масканьи книга «Общая анатомия», изданная посмертно. Помимо медицинских занятий, Масканьи занимался изучением минеральных источников Тосканы, проблемами разведения картофеля в регионе и др. 1

Художники флоренции

41. Cosimo de Medici: Cosimo Pater Patriae (1389-1464) Козимо Медичи Старый – сын Джованни ди Биччи (1360-1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. Огромные средства, приобретенные обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества»; Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Стремясь сделать город центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.
Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании, вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом, Венецией и Неаполем. Для организации проходившего во Флоренции Вселенского собора в 1438 г. он на установленный срок занял пост гонфалоньера справедливости. Козимо проявлял политическую дальновидность, в зачатке подавляя противников, и средства, порою употребляемые Медичи для сохранения своей власти под видом патриотизма, бывали чрезвычайно жестокими. 1

Художники флоренции

42. Lorenzo il Magnifico (1449-1492) Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» – флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт. Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. Желая сохранить политическое равновесие в итальянских городах-государствах, Лоренцо также делал всё возможное для того, чтобы положительный пример флорентийского Возрождения распространился на Рим, Венецию, Милан и Неаполь. Флоренция достигла при нем культурного и экономического расцвета. Междоусобицы, от которых в то время страдали многие города Средней Италии, показывали флорентийцам, что они должны дорожить спокойствием, которым пользуются под управлением Лоренцо. Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи. Писал стихи, используя народные мотивы: лирические поэмы, идиллии, зарисовки быта, фольклор и религиозные стихи. Был главой банкирского дома Медичи, который постигли финансовые неудачи, но который заложил основы прославленной и могущественной династии. 1

Художники флоренции

43. Pier Antonio Micheli (1679-1737) Пьер Антонио Микели – ботаник и миколог, «отец криптогамии». В 1706 г. был назначен директором Флорентийского ботанического сада и профессором Пизанского университета. В 1716 г. основал Флорентийское ботаническое общество. В 1729 г. Микели издал книгу Nova plantarum genera – одну из важнейших работ по микологии, где описал 1900 видов растений и грибов. Также там впервые описаны такие роды как Polyporus, Mucor, Aspergillus, Botrytis, Clathrus. Микели – первый ученый, заметивший, что органами размножения грибов являются споры. 1

Художники флоренции

44. Andrea Orcagna (1308-1368) Андреа Орканья – живописец, скульптор и архитектор. Орканью считают одновременно и продолжателем джоттовской традиции, и одним из основных участников перелома во флорентийском искусстве, случившегося после смерти Джотто. Этот перелом заключался в отказе от части джоттовского наследия – интереса к изображению пространства и движения (искусствоведы объясняют такой поворот в развитии живописи эпидемией чумы, постигшей Тоскану в 1340-х годах, и усилившимся влиянием Доминиканского ордена и его идеологии, более консервативной, чем «обновленная религия» францисканцев). Рельефы Орканьи пластичны, но его живопись в сравнении с ними статична. Как мастера, успешного в трех искусствах – живописи, скульптуре и архитектуре, его считают крупнейшей фигурой в итальянском искусстве второй половины XIV в., занимающим место между Джотто и Фра Анджелико. 1

Художники флоренции

45. Francesco Petrarca (1304-1374) Франческо Петрарка – поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Произведения Петрарки распадаются на две части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения на латыни. Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения. 1

Художники флоренции

46. Nicola Pisano (1220/1225-1278/1284) Никколо Пизано – основатель школы итальянской скульптуры. Пизано использовал при работе технологии античных мастеров. Переосмыслил классические образы в христианском ключе, наполнив новым содержанием. Между 1260 и 1264 гг. завершил строительство купола баптистерия в Пизе, увеличив высоту сооружения и увенчав его системой из двух куполов: на вершине полусферического купола разместил небольшой в форме усеченного конуса. 1

Художники флоренции

47. Francesco Redi (1626-1697) Франческо Реди – известный итальянский (тосканский) врач и натуралист. Получил образование в области философии и медицины в Пизе. Служил главным медиком Тосканского двора при герцоге Фердинандо II Медичи и главным фармацевтом герцогства. Поставил первые в истории биологии эксперименты, опровергающие представления Аристотеля о самозарождении жизни. Результаты опытов были опубликованы в 1668 г. в труде «Опыты по происхождению насекомых». Также известен исследованиями змеиных ядов и паразитов (глистов). Совместно с Карло Роберто Дати произвел первое исследование об истории изобретения очков. С 1655 г. участвовал в работе Академии делла Круска и в подготовке третьего издания выпускавшегося ею словаря итальянского языка. Опубликовал ряд стихотворных сочинений, из которых наибольшее значение имела поэма «Вакх в Тоскане». 1

Художники флоренции

48. Farinata degli Uberti (1212(1220?)-1264) Фарината дельи Уберти – аристократ, глава флорентийских гибеллинов (сторонников империи). В 1283 г. суд инквизиции посмертно осудил «подражателя Эпикура» Фаринату как еретика (infamous Inferno heretic). Данте в своей Божественной комедии помещает Фаринату-еретика в шестой круг Ада.
1

Художники флоренции

49. Amerigo Vespucci (1454-1512) Америго (Америко) Веспуччи – флорентийский путешественник, в честь которого предположительно, была названа Америка. Есть мнение, что он получил это прозвище в честь уже поименованного континента. Америго Веспуччи принимал участие в первой экспедиции адмирала Алонсо де Охеда, который в 1499 г. ступил на берег Суринама, под 3° с.ш. – этот маршрут был выбран благодаря полученной от Колумба карте новой береговой линии; исследовал этот берег, заходил в залив Маракайбо, в котором обнаружил поселение на сваях посреди воды, назвав его Венесуэла – Маленькая Венеция, проплыл более двухсот лиг на запад вдоль побережья Париа, и, посетив вест-индские острова, в феврале 1500 г. вернулся в Кадис. По приглашению короля Мануэля I Веспуччи предпринял на португальских кораблях еще 2 плавания (1501-1502 и 1503-1504) к берегам нового материка. Свои путешествия он совершал не столько в качестве начальника, сколько в качестве космографа и кормчего; только в последнее свое плавание, во время которого была исследована большая часть берегов Бразилии, он командовал небольшим судном. 1 2.

Художники флоренции

Вот они – знаменитые флорентийцы. И согласна с этим блогером, что в этом списке не хватает математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи, 1170-1250), художников Фра Анжелико (1395-1455) и Мазаччо (1401-1428), скульптора Луки делла Роббиа (1400-1482) и скульптора, художника, ювелира Андреа дель Вероккио (1435-1488).

50. Местные затейники считают, что тут не хватает Тутанхамона:

Художники флоренции

51. А туристы их в этом поощряют:

Художники флоренции

52. В вышеупомянутом списке нет этих аллегорических статуй над аркой:

Художники флоренции

53. Через арочный проход южного фасада Галереи выходим на набережную реки Арно. Отсюда пара шагов до очередной достопримечательности Флоренции – моста Понте Веккьо:

Художники флоренции

54. Кстати, Вазари не только проектировал галерею, но также построил секретный коридор, проходящий над старым мостом Понте Веккьо и через церковь Санта Феличита ведущий в сады Боболи, соединяя Уффици со дворцом Питти. Этот “Коридор Вазари” был построен по случаю бракосочетания сына Козимо Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. Здесь выставлена уникальная коллекция автопортретов самых знаменитых художников мира. Коллекция интересна тем, что она создавалась специально, чтобы создать своеобразный “зал Славы”, дабы посетители могли знать в лицо великих гениев из всех стран мира. Однако доступа сюда почти нет… Про мост же планирую отдельный пост.

Художники флоренции

Полезные ссылки:
Уффици на русском. Зарезервировать билет заранее можно на официальном сайте Галереи.

Источник: renatar.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.