Вилла медичи во флоренции


Вилла Петрайя, построенная в 14 веке, принадлежала семье Брунеллески вплоть до 1544 года, когда перешла в собственность семьи Медичи.

Из Медичи особенно эту виллу любил кардинал Фердинандо, сын Козимо I  и будущий герцог тосканский. Здесь он жил в период опалы на него со стороны брата Франческо I, подстрекаемого Бьянкой Капелло, и часто наведывался позже, когда сам пришел к власти.

История, связанная с Фердинандом I уже появлялась на «страницах» нашего форума, когда речь касалась Поджо а Каяно Но для тех, кто не в курсе, кратко повторюсь. Франческо I женился на своей давней любовнице Бьянке Капелло после смерти жены, от брака с которой не осталось наследников мужского пола. Расчетливая Бьянка также не сумевшая родить наследника, очень беспокоилась как бы не потерять всё в случае смерти мужа. Следующий в очереди наследник, брат Франческо   кардинал Фердинандо, мягко говоря, жену брата недолюбливал. Бьянка инсценировала беременность, а через положенное время в дом Медичи подкупленные служанки привезли новорожденного мальчика Антонио, выдаваемого за столь долгожданного наследника.
ужанок Бьянка отравила, но одной все же удалось бежать. Она и донесла кардиналу Фердинандо о подлоге наследника. Началось противостояние между Бьянкой и Фердинандо. Развязка наступила, как склонны считать многие историки, на вилле Поджо а Каяно, во время ужина. Бьянка подготовила яд, чтобы отравить ненавистного деверя. Но тот отравленной пищи не принял, зато ее взял ничего не подозревавший Франческо. Понимая свою ситуацию, Бьянке ничего не оставалось, как принять яд вслед за мужем.

Ученые до сих пор пытаются делать всяческие  анализы останков Франческо и Бьянки дабы установить причину их смерти.  Некоторые результаты говорят в пользу отравления, другие – в пользу кончины от бушевавшей в те времена малярии.

Еще в 1568 году, задолго до тех драматических событий, которые привели Фердинандо к власти после смерти брата и его жены, когда он только получил дворец Петрайя в наследство от своего отца, юный кардинал (а кардиналом он стал в 14 лет!) решил  превратить его в роскошную виллу. Для реализации этой идеи пригласили Буонталенти. Он в первую очередь занялся садом, разделив его на три террасы.

На  верхней террасе, где расположена вилла, разбили два больших сада — Prato della Figurina и  Prato dei Castagni. В Prato della Figurina стоит фонтан работы Триболо и Пьерино да Винчи, на вершине которого возвышается статуя Венеры Джамболоньи. По некоторым данным, этот фонтан изначально находился на любимой вилле отца Фердинандо — вилле Кастелло. Богиня Венера, выкручивающая свои мокрые волосы была выбрана не случайно. Планета Венера находится под покровительством Единорога, который, в свою очередь был покровителем Козимо I и потому фонтан символизирует абсолютную власть над Флоренцией. На фонтане сейчас находится копия, оригинал же можно увидеть внутри виллы.


http://s007.radikal.ru/i301/1012/a0/193826758dbe.jpg

http://s06.radikal.ru/i179/1012/cd/2a9ebc0b83c2.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/1012/a8/bc837051ec46.jpg

На средней террасе Vivaio расположен большой пруд, окаймленный растительными бордюрами. С верхней площадки, от виллы можно полюбоваться далекими очертаниями Флоренции и пригородов на фоне этого пруда. В самом пруду, кстати, плавает множество золотых рыбок, которые при приближении людей поднимаются наверх и раскрывают свои рты, видимо, в ожидании еды)

http://i027.radikal.ru/1012/20/15436afaaf4b.jpg

http://s42.radikal.ru/i096/1012/3c/0f9afbb7bc31.jpg

Еще мне очень понравилось, как отражаются в воде облака на фоне кругообразной ряби.


http://s61.radikal.ru/i174/1012/5e/717be2620267.jpg

http://s51.radikal.ru/i132/1012/45/e4912792c9a9.jpg

Покатая нижняя терраса напоминает большой театральный партер с узором из стриженного самшита и фонтаном 18 века в центре.

http://s55.radikal.ru/i147/1012/38/31dc1d0e892b.jpg

Внутрь виллы Петрайя попасть несложно. Люди собираются в холле и ждут очередного «сеанса», который обычно случается раз в 40-50 минут, сразу после выхода предыдущей группы.  Фотографировать категорически и строжайше запрещено. Группу сопровождает охранник, который за этим четко следит. Когда заходишь в очередной зал, дается некоторое время чтобы посмотреть все вокруг, а потом по сигналу охранника все должны перейти в следующий. Если кто-то отстал в предыдущем помещении, его это безумно раздражает и он начинает бегать туда-сюда, пытаясь как наседка собрать цыплят в кучу. Еще более тяжкий проступок – сунуться куда-нибудь раньше времени, до особого приглашения. Я по неосторожности один раз свернула куда не следует, за что была удостоена такого взгляда, что делать это впредь расхотелось.


С первой же минуты, как открывается дверь на виллу, оказываешься в замечательном внутреннем дворике,  который был застеклен и превращен в большой нарядный зал. Стены сплошь покрыты фресками двух циклов — «Подвиги Гоффредо ди Бульоне при взятии Иерусалима» Козимо Дадди  и цикл со сценами из жизни членов семьи Медичи, работы Вольтеррано.

В нашей группе было человек 10-12. Из всех я одна не итальянка. Разглядывая интерьеры, украшенные ценной скульптурой и живописью, время от времени невольно возникали мысли о незаслуженной забытости этого места туристами. Итальянка, беседовавшая с охранником, будто бы прочитала мои мысли и в беседе с охранником все удивлялась, почему люди, и итальянцы в особенности, сюда так редко приезжают, ведь здесь вся история, которую каждый из них изучал в школе. Охранник пожал плечами, не в состоянии это объяснить, а потом сказал, что именно для популяризации вилл Медичи и была организована эта акция с бесплатным посещением. 

Группа, которая была за нами, была более многочисленной, но судя по всеобщему итальянскому гулу, тоже состояла почти сплошь из итальянцев.

Потратив на посещение виллы Петрайя больше времени, чем я рассчитывала и опоздав на поезд, я могла себе позволить больше никуда не спешить. Вилла Корсини к тому времени уже распахнула свои двери. Здесь было на удивление многолюдно.  Итальянцы подъезжали на машинах и с удовольствием сновали туда-сюда между  Корсини и Петрайя.


http://i048.radikal.ru/1012/8b/6adfacdc96a1.jpg

http://i073.radikal.ru/1012/af/1d316be88818.jpg

http://s45.radikal.ru/i109/1012/74/edd9b218932c.jpg

Вилла Корсини меня мало впечатлила, показалась какой-то пустой и неуютной. Потому, не затратив на нее много времени, я поспешила искать автобусную остановку до Флоренции. Если кому понадобится – между Кастелло и Санта-Мария-Новелла курсирует автобус №28. Время в пути – минут 20-30.

Источник: talusha.3bb.ru

История: вилла Медичи в древности

Процветание и упадок «восьмого холма»

К середине VI века до н.э. шестой царь этрусской династии Сервий Туллий приказал возвести вокруг Рима святилища в честь божества, почитаемого и людьми, и богами, — богини Фортуны. Полускрытые в тени священных лесов, храмы незримым кольцом защищали город и обеспечивали его процветание. Один из них, по всей вероятности, находился на месте нынешнего Парнаса виллы Медичи — на вершине холма, не вошедшего в число легендарных семи холмов, на которых был основан Рим.


Сады Лукулла

В первой половине I века до н.э. римский полководец Луций Лициний Лукулл задумал построить в Риме виллу, которая великолепием своим затмила бы дворцы поверженных им сатрапов — понтийского царя Митридата и царя Великой Армении Тиграна Великого.

Место, избранное Лукуллом для строительства резиденции, имело перед другими два преимущества: покровительство богини Фортуны и выгодное географическое положение на границе города и кампании. Вынесение виллы за пределы стены Аврелиана освобождало ее владельца, во-первых, от сутолоки города, который насчитывал около миллиона жителей, а во-вторых, избавляло от назойливого внимания налоговых цензоров.

В то же время вилла располагалась в достаточной близости от города, чтобы это позволило ее хозяину ослеплять сограждан неслыханным богатством, принимать ежедневно толпу клиентов, отдавшихся под покровительство высокого патрона, принимать участие в интригах на форуме и в сенате.

После смерти Лукулла в 57 г. до н.э. имя полководца стало легендарным. Он прославился не только как искусный стратег, разбивший Митридата и Тиграна Великого, но и как любитель изысканной роскоши, устроитель умопомрачительных пиров — выражение «лукуллов пир» вошло в пословицу. Его римская вилла и через сто лет после смерти владельца славилась своим великолепием. В начале II века н.э. horti luculliani, сады Лукулла считались одним из самых красивых мест города. Они включали в себя собственно дворец, расположенный, вероятно, на месте нынешней Тринита дей Монти, и множество других построек: терм, библиотек, фонтанов, нимфеев — святилищ, посвященных нимфам…


В античности сады hortus обычно окружали высокие стены, что в случае необходимости превращало резиденцию в неприступную крепость. Сады Лукулла — полное тому подтверждение.

Всякий, кто подходил к вилле со стороны Виа Фламиния, прямой улицы протяженностью в пять километров, которая связывала Понте Мильвио с Капитолием, видел слева от себя впечатляющую каменную кладку, тянущуюся до Кампо-Марцио.

Эти внушительные стены можно было наблюдать вплоть до XIX века — красноречивое свидетельство высокого социального положения владельца — Лукулла и его преемников.

Действительно, после смерти сыновей Лукулла Марка и Луция история виллы была связана с именами выдающихся исторических личностей.

При Октавиане Августе резиденция перешла в руки искусного оратора и государственного деятеля Валерия Мессалы Корвина, сменившего Марка Випсания Агриппу в должности куратора римских водопроводов. К этому периоду относится сооружение на вилле крупнейших в Риме подземных цистерн, которые использовались для хранения питьевой воды, и частного трубопровода, отведения акведука Аква Вирго, заложенного в 19 г. до н.э. и снабжавшего водой Вечный город.


Нимфей Азиатика

Еще одним легендарным владельцем виллы был Децим Валерий Азиатик — уроженец Галлии, друг Калигулы, не отрицавший, однако, своей причастности к его убийству, консул при Тиберии, участник победоносного похода императора Клавдия против британцев, повторно избранный консулом в 46 г. н.э.

При Азиатике был построен новый цоколь дворца и огромный нимфей, занимавший территорию от монастыря Тринита дей Монти до нынешней виллы Медичи. Снизу, со стороны Кампо-Марцио, восхищенному взору являлась внушительная стена фасада длиной в двести метров, украшенная многочисленными апсидами и фонтанами.

За стеной, по склону холма, тянулся двухъярусный портик. Судя по атрибутам Юпитера — орлам и молниям на капителях колонн из белого мрамора, — перед нами не что иное как «нимфей Юпитера», упомянутый в числе памятников Рима в IV в.н.э.

Имперские сады

Лукулловы сады, как, впрочем, сады Саллюстия и Мецената, вошли в состав имперских владений. Однако по прошествии пятидесяти лет император Траян продал их — потребовались средства для очередной военной кампании. Вилла перешла в собственность рода Ацилиев и Анициев, которые проживали здесь во II, III и IV вв. Около 300 г. на вершине холма были построены два необычных здания: одно — круглое в основании, другое — шестиугольное.

Весьма возможно, что речь идет о двух едва ли не последних языческих храмах, возведенных в честь богини Фортуны и богини Спес (Надежды).


Через двенадцать веков амбициозный кардинал, отдававший предпочтение этрусской архитектуре перед римской, прикажет снести их, а фундамент накрыть искусственным холмом, имитацией этрусского могильника, впоследствии прозванного Парнасом.

К концу IV в. Лукулловы сады вновь упоминаются в исторических хрониках. В тот период они принадлежали консулу и префекту Рима Сексту Петронию Пробу и его супруге Аниции Фалтонии Пробе. При них резиденция получила название Domus Pinciana. Скорее всего, это было связано с обращением в христианство рода Анициев, признавших новую религию в числе первых сенаторских семейств. После смерти мужа в 388 г н.э. Проба сделала виллу местом христианских собраний.

Когда же, воспользовавшись пассивностью императора Гонория, король вестготов Аларих начал осаду Рима, повлекшую за собой голод и даже случаи людоедства, Проба приказала рабам открыть ворота города.

Разграбив Рим и получив солидную контрибуцию, вестготы покинули Вечный город. Проба с дочерью отправилась в Африку. Вернулась она откуда лишь по прошествии четырех лет, да и то с целью продать все свое имущество, в том числе, Domus Pinciana. Вероятно, в память о милосердном поступке владелицы дворца, вестготы его пощадили.

Дворец Гонория

Новым хозяином Domus Pinciana стал первый император Западной Римской империи Гонорий, единственный, кто мог себе позволить приобрести виллу в нищем разоренном городе. Подобная акция была призвана укрепить авторитет императора, который сильно пошатнулся во время вторжения вестготов. Гораздо предусмотрительнее было бы, конечно, перенести императорскую резиденцию в болотистые земли Равенны, но Рим оставался столицей империи, ее символом, и императорам Гонорию и Валентиниану III приходилось это учитывать.


После кардинальной перестройки территория виллы общей протяженностью в 50 гектаров включала в себя большой дворец, старые Лукулловы сады на западе, прозванные при Пробах Domus Pinciana, и сады Саллюстия на востоке.

Облик резиденции в полной мере отвечал новому предназначению: дворец Пробы был отреставрирован, стены и пол отделаны мрамором, сады украсили новые памятники, скромный вход уступил место монументальным воротам. Стоя под колоннадой портика, римские императоры видели Рим языческий и Рим христианский: Марсово поле, храм Юпитера на Капитолийском холме и еще дальше, за стеной Аврелиана, величественную базилику Святого Павла, построенную Феодосием I и его сыном Гонорием.

Западная Римская империя просуществовала недолго. После свержения последнего императора Ромула Августа легендарным вождем герулов и ругиев Одоакром в 476 г. Domus Pinciana превратился в склад строительных материалов. В 510 г., по приказу короля остготов Теодориха, колонны, капители, мраморные плиты были погружены на запряженные быками повозки и отправлены в Равенну — столицу остготского государства.

И все же дворец Пинчо не погиб в эпоху Великого переселения народов. По свидетельству Liber Pontificalis, сборника деяний римских пап, в 536 г., когда Римом овладел полководец императора Византии Юстиниана I Велисарий, готы стремительно оставили город.

Domus Pinciana приглянулся Велисарию настолько, что он предпочел его Палатинскому дворцу!

Отсюда он с большим успехом командовал обороной города во время нашествия короля остготов Ветигеса, здесь же он способствовал низложению обвиненного в государственной измене папы Сильверия. Велисарию прописывается и сооружение большой цистерны, спуститься в которую можно было с первого этажа виллы.

Готы по своему обыкновению попытались проникнуть в город через водопровод, однако Велисарий, опробовавший тот же прием при захвате Неаполя, отдал приказ запастись питьевой водой — часть резервов хранилась под его дворцом — и замуровал ходы.

Парадокс, но именно наличие цистерны обусловило впоследствии, уже в эпоху Возрождения, строительство на холме Пинчо новой виллы — виллы Крешенци-Риччи-Медичи.

Флорентийская вилла

В эпоху Возрождения Пинчо сохранил присущее ему в античности очарование. В начале XVI в. путешественники еще видели здесь могилу Нерона, храмы Фортуны и Спес, нимфей Юпитера. Сюда стекались философы в поисках воспетого Горацием и Плинием досуга otium, коллекционеры и любители древностей. В их числе оказался Марчелло Крешенци, при котором вилла начала обретать современный вид. Крешенци купил ее около 1543 г. и поручил построить флорентийскому архитектору Нанни ди Баччо Биджо особняк с башенкой.

30 мая 1564 г. виллу приобрел кардинал Джованни Риччи да Монтепульчано. Риччи был одним из крупнейших римских заказчиков того времени. Ему обязаны своим существованием Префектура Папского Дома (1550 г.) и вилла Фраскати (1551 г.); по его приказу было завершено строительство дворца на Виа Джулиа, известного сегодня как Палаццо Сакетти (1552–1557 гг.), расписанного флорентийским художником Францеско Сальвиати.

Осуществление этих проектов Риччи доверил — все тому же флорентийцу Нанни ди Баччо Биджо — сопернику Микеланджело. Кстати, именно Нанни обнаружил на юге резиденции следы античных построек: остатки древнего пандуса, ведущего к акведуку Аква Вирго, подземную цистерну, развалины храмов Фортуны и Спес.

Нанни отреставрировал особняк Крешенци и северную стену, дал новое архитектурное решение внутреннему пространству здания, построил винтовую лестницу. По его замыслу, вилла должна была иметь два фасада: внешний, обращенный к городу, — строгий, почти фортификационный, напоминающий флорентийские виллы Медичи Кастелло и Петрайю; и задний, выходящий в сад, — облегченный за счет лоджии.

Кончина в 1568 г. не дала Нанни довести до конца намеченное, и работы продолжил архитектор Джакомо делла Порта, избравший для архитектурного решения лоджии ионический ордер с декоративным рельефом, навеянным Микеланджело. 

Проект кардинала

В 1563 г. Фердинандо Медичи (1549–1609), сын Козимо Медичи и Элеоноры Толедской, был назначен кардиналом в возрасте четырнадцати лет, без принятия священнических обетов.

Этим назначением Фердинандо был обязан папе Пию IV Медичи, который двумя годами позже произвел его в кардиналы-дьяконы церкви Санта Мария ин Домника в Риме, титулярной дьяконии еще одного представителя рода Медичи, папы Льва X. Кардинал Фердинандо поселился в Палаццо Фиренце на Кампо-Марцио, но вскоре это жилище стало для него слишком тесным. Проекты Льва X — сооружение монументального дворца на площади Навона и виллы Мадама — окончились неудачей, а в 1521 г. не стало и самого папы.

Таким образом, 9 января 1576 г., после тщетных попыток найти достойное жилье в Риме, кардинал Фердинанд Медичи купил у наследников кардинала Риччи виллу на холме Пинчо.

Выбор не случаен. Риччи да Монтепульчано, уроженец Тосканы, был союзником Козимо I Медичи в войне за Сиену. Кроме того, будучи другом и покровителем Фердинандо в Риме, он внес свою лепту в его назначение кардиналом. Риччи всячески поощрял увлечение Фердинандо искусством и коллекционированием древностей.

Очень скоро новоиспеченный кардинал свел знакомство со скульптором Бенвенуто Челлини, антикваром Герардо Спини, художниками, литераторами и любителями античности.

В апреле 1576 г. Фердинандо вызвал в Рим флорентийского архитектора и скульптора Бартоломео Амманнати, издавна привечаемого родом Медичи. Амманнати начал с возведения главного входа, органично вписав его в городской пейзаж.

На первом этаже он построил вестибюль и т-образную лестницу, в правом крыле здания создал точную копию винтовой лестницы в левой его части.

Радикальную перестройку потерпел задний фасад. Амманнати поднял лоджию, за счет полукруглой арки в центре видоизменил антаблемент, дополнил отверстие посередине двумя другими по бокам. Над лоджией появился новый этаж с тремя залами-станцами, где должны были располагаться апартаменты кардинала: станца Элементов (Stanza degli Elementi), станца Муз (Stanza delle Muse) и станца Амуров (Stanza degli Amori).

Последний этаж архитектор отвел под комнаты с маленькими квадратными окнами, а левое и правое крыло здания надстроил двумя башнями, связанными между собой переходом, тянущимся поверх крыши. Этот переход позволял перемещаться из одной части дворца в другую и любоваться панорамой Вечного Города. В задний фасад были встроены античные барельефы, а в длинной, дополненной портиком галерее, сооруженной приблизительно в 1580 г., разместилась коллекция античных древностей.

Редкие экспонаты сразу же привлекли внимание ценителей искусства. Аполлон, Венера, Вакх и другие божества соседствовали здесь с фавнами, сатирами, статуями римских императоров, атлетов и героев. Уезжая во Флоренцию, кардинал забрал с собой некоторые памятники, однако значительная часть коллекции осталась в большой галерее, где она пробыла вплоть до продажи виллы Франции в конце XVIII в.

Станцы дворца

Украшение интерьеров Фердинандо Медичи доверил флорентийскому художнику-маньеристу Якопо Цукки и его артели.

Якопо Цукки работал над станцами Кардинала с 1584 по 1586 гг. На центральном панно в станце Элементов изображена свадьба Юпитера и Юноны, олицетворявшая, согласно космогоническим представлениям того времени, соединение элементов — в данном случае, Огня и Воздуха, — которые мы наблюдаем во всех росписях зала.

…Фердинандо Медичи спал в станце Муз, по этой причине ее еще называют станцей Кардинала. На кессонном плафоне, украшенном большим овальным панно, квадратными и шестиугольными живописными полотнами, были изображены женские фигуры — символы муз и планет. Речь шла о музах сфер, которые, согласно учению неоплатоников, управляли движением планет. В запечатленных на фризе деяниях Геракла и Минервы зашифрован гороскоп кардинала, рожденного под знаком Льва.

Отец Фердинандо, Козимо I, узнал от астрологов, едва сын появился на свет, что звезды пророчат новорожденному мальчику царственное будущее. Козимо I спрятал документ, который предрекал преждевременную смерть его первым четырем сыновьям. Трое из них, и в самом деле, умерли молодыми. Фердинандо решил бросить вызов судьбе и вписал пророчество в плафон спальни. Бесспорно, кардинал с самого начала мечтал о троне Св. Петра. В 1587 г. умирает его старший брат Франческо I.

Случилось ли это по Божественному промыслу или в результате тщательно спланированных действий людей, неизвестно, — как бы там ни было, кончина брата позволила Фердинандо унаследовать у него Великое герцогство Тосканское.

Политические амбиции кардинала еще более заметны в трех станцах южных апартаментов. Станца Козимо I (Stanza di Cosimo I) повествует о походах и завоеваниях отца Фердинандо. Тема могущества рода и его власти над Флоренцией отчетливо звучит в станце Флорентийского господства (Stanza del Dominio fiorentino). Доминирование Медичи представлено здесь в образе четырех солдат, одетых на античный манер, с гербами четырех кварталов Флоренции и прилегающих территорий. На фризе в станце Деяний (Stanza delle Imprese) виды Тосканы чередуются с символическим изображением достижений династии, ее поистине впечатляющих побед, если учесть, что в XVI в. двое отпрысков дома Медичи стали папами, трое — герцогами и еще двое — великими герцогами.

Задний фасад           

Как уже отмечалось, Фердинандо Медичи распорядился вмонтировать в стены заднего фасада статуи и античные барельефы. Статуи не сохранились — их увезли во Флоренцию перед продажей виллы Франции. Что же до барельефов, их можно видеть и сегодня.

В нижней части стены расположены большие мраморные плиты с декором в виде украшенного гирляндами бычьего черепа — букрания, который ведет свое начало от Ara Pacis, Алтаря Мира, воздвигнутого римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 и 9 гг. до н.э. Над плитами, тянется фриз на манер фризов античных саркофагов. В рельефах легко угадываются сцены охоты и мифологии. Панно в левом крыле над фризом запечатлело Битву Амазонок, композиция выше — Шествие Женщин. В правом крыле расположены соответственно Суд Париса (III в. н.э.) и Прощание Ипполита с Федрой (II в. н.э.).

Большинство крупных барельефов центральной части фасада входили в состав коллекции Делла Валле и были куплены кардиналом в 1584 г. после долгих переговоров. Архитектор Лоренцетто заключил барельефы в гипсовые рамы и заполнил пустоты марморином, раствором на базе извести и мраморной крошки, чтобы создать иллюзию больших мраморных панелей.

В числе рельефных композиций (слева направо) — Дакийский воин на коне, переходящий Дунай, эпизоды военных кампаний императора Траяна, Бык, приведенный к жертвенному алтарю, и Геракл, сражающий с Немейским Львом. Ярусом выше размещены женские аллегории коленопреклоненных провинций, сдавшихся на милость императора, торжественные процессии, храмы, изображение Аполлона и Дианы.

Лоджия

Лоджия — бесспорно, одна из главных достопримечательностей виллы. Театральность ее архитектурного решения прослеживается во всем: в приподнятом положении, в закругленной форме с балкончиками и лестницами, в каменных «кулисах» по обеим сторонам от входа. Введение «серлианова» трехчастного окна с полукруглым сегментом над центральной частью в сочетании с масками на фасаде усиливают впечатление театральности.

Венчает лоджию герб Медичи. Его символизируют шесть шаров — их можно обнаружить и на перилах, и в мраморной инкрустации пола. В нишах — античные статуи весталок. Над входом в Большой салон изначально был установлен бюст Юпитера. После 1804 г. его сменил бюст императора Наполеона работы Кановы, о чем гласит надпись: «Великому Наполеону — от благодарных искусств».

Два льва на лоджии — не просто дань геральдике, они имеют непосредственное отношение к Великому герцогству Тосканскому, к папе Льву X и самому Фердинандо Медичи, рожденному под знаком льва, страстному поклоннику астрологии. Немаловажен в этой связи и тот факт, что животным-символом родного города Медичи, Флоренции, был marzocco — лев, олицетворявший власть пополанов. В конце XVIII в. оригинальные скульптуры львов — одна античная, другая — созданная в эпоху Ренессанса, — были перевезены во Флоренцию и заменены копиями.

Статуя Меркурия над фонтаном — также копия с оригинала, ныне находящегося во Флоренции. Бронзовая скульптура работы Джамболоньи — безусловный шедевр маньеризма, который, в отличие от классики, стремится достичь невесомости: бог Меркурий буквально парит в воздухе.

Павильон Фердинандо Медичи

В 1576–1577 г. Якопо Цукки и художники его артели расписали для кардинала две изящные станцы в одной из башен стены Аврелиана.

Свод первой комнаты станцы Птиц (Stanza degli Uccelli) украшен густым растительным орнаментом со множеством птиц и зверей. Это подлинная энциклопедия флоры и фауны той эпохи! Любознательность кардинала выходила далеко за пределы обыденного: фрески обнаруживают знакомство с кукурузой и другими растениями, вывезенными из Америки, с момента открытия которой не прошло и ста лет.
 Точностью в изображении разнообразных представителей рода птиц — цапель, куропаток, филинов — и некоторых млекопитающих, к примеру, обезьян, ежей и др., напоминают иллюстрации в научных книгах, хотя их научная достоверность ни в коем разе не умаляет художественности. Некоторые особи птиц взяты из энциклопедий и трактатов по орнитологии, тогда как белый фон свода, непривычный в росписи растительного покрова, подчеркивает «научный» характер изображаемого.

Не следует забывать, однако, что помимо книжного материала, богатую пищу художникам давала живая натура — в садах Фердинандо Медичи не было недостатка в животных и птицах. Повсюду звери предстают в естественных позах, как, скажем, маленькая соня, тянущаяся за виноградом. И все же на этих обитых розовато-зеленым сатином стенах — иллюзии садовых квадратов — животные едят совсем не ту пищу, какая им предписана природой: верность науке уступает место любви к изяществу.

В росписях соседней комнаты, станцы Авроры (Stanza dell’Aurora), присутствуют элементы гротесковой живописи. В центре свода — фигура Авроры в окружении Времен года, под ней — иллюстрации к басням Эзопа и рыбы, которых нет в предыдущей станце.

Фрески Якопо Цукки повествуют об истории резиденции. Вид виллы на смежной со станцей Птиц стене позволяет увидеть ее до того, как она стала собственностью кардинала Медичи. В медальоне на противоположной стене запечатлен фасад, обращенный к городу с монументальной лестницей и фонтаном — этот проект так и не был осуществлен. Наконец, на фреске справа, из-за отсутствия галереи, хорошо просматриваются крытые аллеи.

Назначение этой комнатки определить трудно. Судя по ее маленьким размерам, Станца Авроры едва ли служила Медичи кабинетом. Скульптуры Венеры, Купидона и резное ложе заставляют нас думать скорее о комнате для тайных свиданий, в которой кардинал принимал своих возлюбленных. Место прекрасно отвечало этой цели: посетительницы, желавшие сохранить инкогнито, покидали виллу, спускаясь по лестнице, которая вела из станцы Авроры прямиком к двери у основания башни.

Сады

Ландшафт виллы, в целом, сохранился в том виде, в каком он был создан в XVI в., поделенный на шестнадцать квадратов в северной части, дубовый лес — в южной и шесть клумб перед дворцом. Центральные аллеи ведут от так называемой лоджии Клеопатры (название лоджии связано со скульптурой Спящей Ариадны, которую первоначально приняли за египетскую царицу) до статуи Богини Рима, покровительницы Вечного города. Более узкие проходы между квадратами, как следует из росписей Павильона Фердинандо Медичи, закрывали тенистые навесы.

Искусственные водоемы и фонтаны — непременный элемент декора того времени — были сконструированы миланским инженером и математиком Камилло Агриппа. Что же до самих квадратов, то, хоть со стороны они и кажутся одинаковыми, в реальности это не так. Один из квадратов представляет собой орнаментальный сад с различными видами растений, изображенными в станце Птиц. В другом квадрате мы обнаруживаем фрагменты древностей.

Между квадратами на одинаковом расстоянии друг от друга возвышаются гермы — четырехгранные столбы, увенчанные скульптурными головами и названные так по имени бога Гермеса, покровителя путников. Кардинал использовал их для создания галереи портретов греческих богов и философов. Помимо герм, в саду было множество античных статуй (сегодня осталось только четыре перед галерей) и обелиск розового гранита — единственный египетский памятник.

В самом отдаленном от дворца квадрате находятся слепки жемчужины коллекции Фердинандо Медичи — группы Ниобидов. Согласно древнегреческой мифологии, Ниоба, дочь Тантала и жена фиванского царя Амфиона, возгордилась, имея шестерых сыновей и столько же дочерей, и заявила, что она плодовитее Лето, матери Аполлона и Артемиды. Боги покарали гордячку: Аполлон умертвил ее сыновей, Артемида — дочерей.

Дети Ниобы погибли один за другим, пав жертвой божественного правосудия, которое не потерпело высокомерия смертных. Статуя Ниобы, самая высокая в скульптурной группе, безуспешно пытается спасти младшую дочь, которая прижимается к ее лону. Когда же гнев богов утих, тела детей, пролежавших девять дней без погребения, были, наконец, преданы земле. Безутешная Ниоба вернулась в Фивы и там обратилась в камень, из которого, в память о слезах матери, забил источник.

Группа Ниобидов — часть большой скульптурной композиции, найденная в 1583 г. у Порта-Маджоре и датируемая приблизительно IV в. н.э. Фердиндо Медичи купил эти статуи и повелел дополнить их изваянием коня и недостающими фигурами детей Ниобы. Хотя статуй Аполлона и Артемиды в группе нет, дух бога искусств и богини плодородия, символизирующих также солнце и луну, присутствует повсеместно. Они изображены на одном из барельефов фасада, увековечены во многих скульптурах. Статуя Аполлона встречает гостей на главной лестнице.

Лес — самое мистическое место виллы. В глубине его высится искусственный холм с фонтаном на вершине. Он возник на месте древних святилищ Фортуны и Спес, тех самых, что были построены на рубеже III и IV вв. н.э. и снесены по приказу кардинала. Многие угадывают в этом странном холме черты Парнаса — горы, посвященной Аполлону и музам. Однако по другой, более вероятной гипотезе, холм мог стать мавзолеем Фердинандо Медичи, останься тот в Риме. Форма насыпи, в самом деле, напоминает очертания могильников этрусских царей, чьими наследниками считали себя Медичи. Более того, в ходе раскопок внутри Парнаса археологи обнаружили три помещения, выстроенные по образцу этрусских погребальных камер. Не исключено, таким образом, что уничтожение памятников античной классики и возведение на их месте этрусского могильника, призванного прославлять имя Медичи в веках, свидетельствуют о намерении кардинала утвердить господство Флоренции над Римом.

После отъезда Фердинандо Медичи из Вечного города в 1587 г., вилла стала постепенно приходить в упадок. В жизни же ее владельца, со вступлением на престол Великого герцогства Тосканского, начался новый блистательный этап.

Последняя реставрация

Последняя масштабная реставрация садов, внутреннего убранства и росписей дворца, ознаменовавшая, по сути дела, новое рождение виллы, была предпринята французским художником польского происхождения Бальтюсом (настоящее имя — Бальтазар Клоссовски де Рола, 1908–2001), который руководил Французской Академией в 1961–1977 гг. В этот период появилась Турецкая комната, Японка за красным столом, ныне в Музее Центра Помпиду, Читающая Катя и другие шедевры.

Вилла медичи во флоренции

В 1968 г. Римская премия была упразднена. Несмотря на это вилла Медичи по-прежнему принимает стипендиатов в возрасте от 20 до 45 лет, которых теперь премирует независимое жюри. В последние годы список дисциплин Французской Академии в Риме пополнился такими видами искусства, как дизайн, литературное творчество, кино- и фотоискусство, хореография, история искусств, кулинарное искусство. Сегодня, как и в минувшие столетия, вилла Медичи открыта для ученых и людей творческих профессий, для представителей различных школ и национальных культур.

Как добраться

Метро остановка Spagna, автобус остановка Spagna

Полезная информация

  • Адрес: Рим, Viale Trinità dei Monti, 1
  • Часы работы: 10:00-19:00, кроме понедельника
  • Стоимость билета: 12 евро

Источник: italy4trip.ru

 

Вилла Кафаджоло

shutterstock_70051606

© LianeM / Shutterstock

Эта вилла ‒ одна из самых старых в нашем списке. Современный вид ей придал один из главных архитекторов раннего Возрождения Микелоццо. Виллу любил Лоренцо Великолепный, который провел здесь юность, а став правителем, собирал во дворце знаменитых гуманистов Джованни Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино и Анджело Полициано.

Чуть позже братьями Скьявон на вилле была основана фабрика керамики, одна из лучших того времени. Козимо I организовал на вилле «охотничий заповедник», где редкие животные жили на воле. Когда династия Лорена сменила династию Медичи, ее представители предпочитали виллу Кафаджоло другим виллам Медичи. После объединения Италии вилла перешла к Савойской династии, затем была продана семье Боргезе. На вилле находится музей, но в данный момент она закрыта на реставрацию.

 

Вилла Треббьо

Villa_medicea_del_trebbio,_10

Вилла находится в той части Тосканы, откуда происходит сам род Медичи. Считается одной из первых (а возможно, и самой первой) из вилл семьи. Еще в XIV веке она принадлежала Джованни ди Биччи, благодаря которому семья заработала свое состояние. Сын Джованни, первый правитель Флоренции из семьи Медичи Козимо Старший, поручил перестройку виллы Микелоццо. Эта вилла скорее напоминает укрепленный замок. Она была окружена рвом с водой и имела подъемный мост. Однако здесь уже появились некоторые элементы новой архитектуры, например, внутренний сад, обнесенный стеной, как на древнеримских виллах, что было большой редкостью для XV века. В саду виллы Треббью очень любил отдыхать от политических дел Козимо Старший. Вилла также была любимой резиденцией Великого Герцога Козимо I. Сейчас вилла находится в частной собственности, доступ только по предварительной записи.

 

Вилла Кареджи

villa-medicea-careggi-firenze

Самая знаменитая вилла Медичи, местопребывание Платоновской Академии и любимая загородная резиденция Лоренцо Великолепного. Вилла построена как укрепленный замок еще при Джованни ди Биччи и перестроена Микелоццо при Козимо Старшем. Примечательна большая открытая лоджия, которая стала в дальнейшем типичным элементом вилл эпохи Возрождения. Использовалась в качестве виллы для отдыха при сыновьях Джованни ди Биччи, Козимо и Лоренцо Старших.

Козимо Старший именно здесь в 1459 году основал Платоновскую Академию, самую важную философскую школу итальянского гуманизма, связанную с именами Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. Лоренцо Великолепный сделал виллу настоящим культурным центром эпохи Возрождения. Здесь же Лоренцо и умер в 1492 году. Эта вилла ‒ первый образец загородной резиденции, когда правители жили не в самом городе, а в его окрестностях.

В дальнейшем, по указанию кардинала Карло Медичи, сад виллы был переделан ландшафтными архитекторами, спроектировавшими также сады Боболи. Вилла Кареджи была популярна у иностранных путешественников, совершавших «Гранд Тур» по Италии и интересовавшихся историей Медичи и Платоновской Академией. В 1848 году вилла была куплена англичанином, сэром Фрэнсисом Джозефом Слоаном, который посадил в парке виллы разные экзотические растения. Сейчас она открыта для посетителей.

 

Вилла Фьезоле (Вилла Бельканто)

Villa_medici_di_belcanto,_veduta_00

В середине XV века эта вилла была куплена Козимо Старшим для его сына Джованни, известного своей любовью к искусству, и перестроена Микелоццо. Джованни был коллекционером книг и живописи и большим любителем архитектуры. Он лично выбрал для здания виллы место на склоне холма, откуда открывается прекрасная панорама, что противоречило всем архитектурным принципам того времени. Здесь уже совершенно отсутствуют оборонительные и военные элементы, а сад расположен на разноуровневых террасах, что сделало ее одним из самых ярких образцов ренессансной виллы и примером для последующих построек.

Так часть виллы принадлежит отелю, а вилла находится в частной собственности, посетить здание не так-то просто, однако сады виллы открыты для посетителей.

 

Вилла Поджо-а-Кайано (Вилла Амбра)

shutterstock_60846769

Одна из самых знаменитых вилл Медичи, лучший пример архитектуры эпохи Лоренцо Великолепного. Вилла построена в 1480 годы по заказу Лоренцо в согласии с его видением гармонии. Архитектор ‒ Джулиано ди Сангалло. В отличие от, например, виллы Кареджи, построенной всего 30 лет назад, но все еще напоминающей средневековый замок, вилла Поджо-а-Кайано совершенно лишена военного назначения. Этот новый подход к архитектуре стал возможен благодаря периоду мира и стабильности, достигнутого Лоренцо Медичи. В Зале Льва X стоит обратить внимание на цикл фресок, прославляющих дом семьи. В настоящий момент на вилле расположен музей.

 

Вилла Кастелло

Villa_Castello_Florence_Apr_2008_(37)

Эта вилла, купленная Медичи в 1480 году, известна, в первую очередь, своими садами, уступающими только Садам Боболи во Флоренции. Сейчас виллу занимает Академия делла Круска, самое престижное итальянское лингвистическое учреждение и регулятор итальянского языка.
Вилла принадлежала боковой линии рода Медичи, которая в итоге дала Тоскане первого Великого Герцога, Козимо I. Именно на вилле в Кастелло будущий Козимо I провел свои детские годы. В последующем Козимо I поручил Джорджо Вазари перестройку виллы, которая выполняла представительские функции. Доступ в здание осуществляется только по предварительной записи, но по ее садам можно спокойно гулять.

 

Вилла Ла Петрайа

shutterstock_696424537

Одна из самых красивых вилл Медичи, с которой открывается прекрасная панорама Флоренции. Вилла перешла в собственность Медичи только в 1544 году. Сын Герцога Козимо I, Фердинандо, поручил ее перестройку Бернардо Буонталенти. Сады виллы, находящиеся на трех террасах, были вдохновлены садами виллы Медичи в Риме, где Фердинандо жил в качестве кардинала. На вилле также разбит английский сад. Вилла Ла Петрайя знаменита своим циклом фресок «Слава дома Медичи», написанных Вольтеррано в XVII столетии. После объединения Италии вилла служила резиденцией королю Виктору Эммануилу II. Вилла открыта для посетителей.

 

Вилла Поджо Империале

Poggio_imperiale,_facciata_01

Эта вилла Медичи имеет самый «неренессасный» облик: снаружи она построена в стиле классицизм, внутри же господствует барокко. Когда-то вилла называлась «Поджо Барончелли» по имени первых владельцев и была свидетелем различных важных событий. К Медичи она перешла в 1565 году, когда Козимо I просто-напросто конфисковал ее у семьи Сальвиати за неподчинение. В XVII веке Мария Магдалина Австрийская, супруга Козимо II, поручила архитектору Джулио Париджи полную перестройку виллы. Так как Мария Магдалина происходила из императорской семьи Габсбургов, в ее честь вилла получила название «Поджо Империале», а ее интерьеры были расписаны сюжетами, прославляющими дом Габсбургов. 2 апреля 1770 на вилле выступил с единственным концертом сам Моцарт. В начале XIX века вилла еще раз была перестроена и получила классический облик. Тогда в украшении виллы поучаствовал самый знаменитый датский скульптор Б. Торвальдсен. С 1865 года и по настоящий момент на вилле Поджо Империале располагается Институт Пресвятого Благовещения (Сантиссима-Аннунциата), школа-интернат для девочек. Вилла открыта для посетителей как музей, но только по определенным дням.

 

Сад Пратолино

shutterstock_546615799

Бывшая вилла Пратолино ‒ самая экстравагантная и самая «русская» из вилл Медичи ‒ сейчас она называется вилла Демидофф. Сад виллы, выполненный в английском стиле – один из самых красивых и больших в Тоскане.

Вилла находится достаточно далеко от Флоренции, у подножия Апеннин. Вилла была приобретена во второй половине XVI века Франческо I, который поручил Бернардо Буонталенти строительство загородного дома для своей жены Бьянки Капелло. Вилла должна быть максимальной богатой, в ее украшении участвовали такие знаменитые скульпторы, как Джамболонья, Чоли, Данти, Амманати. Франческо I любил все таинственное и необычное, поэтому на вилле Пратолино расположились различные необычные механизмы, фонтаны-шутихи, обливающие водой, античные статуи, лабиринты и гроты. Стоит отметить гигантскую 14-метровую статую «Аллегория Апеннин» работы Джамболоньи, изображающую старика, олицетворяющего Апеннины, сливающегося с окружающей природой.

При династии Лорена эта вилла пришла в полный упадок, так, что в 1820 году историческое здание виллы пришлось снести. После объединения Италии вилла была приобретена богатой русской семьей Демидовых, представители которого проживали в Тоскане с тех пор, как в 1822 году Николай Демидов был назначен русским послом во Флоренции. Демидовы восстановили сохранившиеся здания, затем поручили архитектору Эмилио де Фабрису перестроить одно из строений под новое главное здание виллы, существующее до сих пор. Вилла принадлежала Демидовым до 1981 года, когда от последнего представителя семьи она перешла к государству. Сад открыт для посетителей в тёплый период, но иногда, в виде исключения, его можно посетить и зимой.

 

Вилла Ла Маджа

Villa_la_magia_10

В 1536 году на этой вилле во время охоты произошла историческая встреча между герцогом Флоренции Алессандро Медичи и знаменитым Императором Священной Римской империи Карлом V.

Вилла принадлежала семье Медичи с 1583 года, она была приобретена Франческо I, который придерживался стратегии постепенного расширения земельных владений своей династии. В 1584-85 гг. вилла была перестроена придворным архитектором Бернардо Буонталенти. По сравнению с другими виллами Медичи, облик виллы Ла Маджа достаточно скромный. Особенностью этой виллы было квадратное озеро с беседкой для рыбалки. В XVII веке Медичи продали виллу, на которой впоследствии были созданы регулярный и английский сады. В дальнейшем вилла принадлежала разным семьям, в том числе семье Риказоли. В 2005 году вилла, находящаяся сейчас в собственности города Куаррата, была отреставрирована, а в парке были выставлены образцы современного искусства. Сейчас вилла открыта для посетителей как музей.

 

Вилла Артимино

shutterstock_455068132

Alizada Studios

Эту виллу называют также «вилла Ла Фердинанда», или «вилла ста каминов».

Она была построена по желанию Фердинандо I Медичи, которому очень понравилось именно это место во время охоты. Вилла находится на самом деле в центре огромного охотничьего заповедника Медичи, обнесенного 50-километровой стеной. Это шедевр Бернардо Буонталенти, который к моменту ее постройки был уже в преклонном возрасте и достиг пика своего таланта. В архитектуре дворца можно увидеть стилистические элементы остальных вилл Медичи, типичные для XV столетия. В украшении виллы принимали участие Доменико Пассиньяно и Бернардино Поччетти. Некогда в её интерьерах размещались работы Тициана и Караваджо, перенесенные сейчас в музеи. В зале Вилл находятся знаменитые полукруглые изображения 17 вилл Медичи (сейчас копии) работы фламандского живописца XVI-XVII вв. Джусто Утенса, изображающие виллы с высоты птичьего полета.

Во время 2 мировой войны вилла была серьезно повреждена, но затем отреставрирована.

Вилла находится в частной собственности. На сегодня здесь проводятся конгрессы, и мероприятия, открыты отель и ресторан. На месте Пажеского корпуса виллы когда-то находилось этрусское святилище.

Источник: latuaitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.