Кронос бог древней греции
Проглатывающий своих детей Кронос стал символом времени, которое создает и снова разрушает. В древних религиозных мистериях Кронос был прабогом космоса, называемым также Айон – пришедший из темноты создатель мира, который сотворил из эфира серебряное праяйцо (зародыш).
Под Кроносом мы подразумеваем не столько общий символизм Сатурна, сколько образ времени, который зародился в восточной мысли и был распространен в Восточной Римской Империи.
Его иногда изображают с четырьмя крыльями, два из которых распростерты как будто для полета, а два других опущены словно для отдыха. Это — символическая ссылка на двойственность времени: отрезок времени и экстаз (или порыв чувств вне времени).
Иногда его также изображали с четырьмя глазами, двумя впереди и двумя сзади; это — выражение одновременности и положения Настоящего между Прошлым и Будущим, символ, сравнимый с двумя ликами Януса (8).
Более характерной чертой общего символического значения является «Кронос Митры» («Mithraic Cronos»), божество, олицетворяющее бесконечное время.
онос имеет неподвижную человеческую фигуру, иногда состоящую из двух частей; тела человека с головой льва. Но если голова человеческая, то львиная голова находится на груди. Туловище обвито пятью кольцами гигантской змеи, также обозначающей двойственность времени: отрезок времени, переплетенный с вечностью, что, согласно Макробию, представляет путь Бога по небесной эклиптике. Лев, которого обычно отождествляют с культом Солнца, является здесь особой эмблемой деструктивного и всепожирающего времени. Он встречается в этом смысле на многих изображениях как римских, так и средневековых похоронных процессиях.
Начало и первопричину всех вещей греки видели в Хаосе – пропасти, заполненной тьмой и туманом. Из этого лона поднялась вначале твердая земля – широкогрудая Гея и ее противоположность – пустой мрачный Тартар. Третьим же появился Амур – бог любви, который объединяет противоположности. Гея горит желанием творить и создавать, так, в частности, она сотворила из себя огромное звездное небо; Уран – место, где будут пребывать будущие боги. Мрачное, земное, глубокое стало матерью светлого, высокого, небесного.
Праматерь Гея вступила в сожительство с Ураном, и в результате этой связи возникли титаны. Сам отец ужаснулся их облику и столкнул детей в Тартар. Но Гея вздыхала и печалилась о судьбе своих детей. Она задумала месть и сковала первый серп, который дала самому юному из своих сыновей и самому хитроумному – титану Крону. И когда Уран хотел в очередной раз оплодотворить Гею, Крон серпом оскопил его. Капли крови, которые падали на землю, обратились в фурий – богинь мести, гигантов и горных нимф. А семя Урана упало в море, и из него появилась Афродита – богиня любви, из пены рожденная.
Подобно отцу, Крон ваял в супруги сестру Рею, а детей уничтожал, проглатывая их. Самый младший из его сыновей, Зевс, впоследствии лишит отца власти, как некогда это проделал Крон.
Крон, сын Урана – воплощения звездного неба и Геи – богини земли – олицетворяет принцип времени – ведь самые первые отсчеты времени проводились древними с помощью наблюдения за звездным небом.
Часто Крона изображают с песочными часами в руке, а название точного прибора для измерения времени – хронометр – дано в память о Кроне-Хроносе, титане греческой мифологии. Он заглатывает своих детей, едва они появляются на свет, как время бежит вперед, поглощая секунды, минуты, часы. Другой символ Крона – серп, что тоже говорит об уничтожении, через причудливые ассоциации стал символом смерти, завершающей расчеты с живым.
В греческом мифе о возникновении мира Крон означает третью ступень развития после Хаоса и любви, которая объединяет возникшее противоречие между тьмой и светом. Однако ни одна из этих ступеней полностью не исчезает. Правда, Сила восстает против Силы, Сила побеждает Силу, но и побежденная, низверженная Сила все еще остается достаточно могущественной. Хронос как принцип организации времени, которое все явления выстраивает в хронологическом порядке и тем самым демонстрирует их конечность, хотя и побеждается Зевсом – вечным духом, но, как сообщает миф, не исчезает, а попадает в Элизиум, где предается бесконечным играм.
По другой версии. Крон спасается бегством в Италию, и под его правлением приходит Золотой век: люди живут подобно богам, они всегда счастливы и беззаботны, сильны и здоровы. Когда же наступает время умирать, люди впадают в дремотный сон и в нем освобождаются от своей земной оболочки и превращаются в демонов. В память об этой райской жизни в Риме ежегодно 17 декабря праздновали сатурналии (от слова Сатурн – римского имени Хроноса). В это время рабам давали все возможные свободы, как бы стиралась разница между рабом и господином. Рабов сажали за роскошно накрытые столы, а господа должны были их обслуживать. Вначале этот веселый праздник длился только один день, потом стал продолжаться неделю.
—
(греч. ???), в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Ген.
По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182).
Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания.
нако Рея обманула К„ подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьем, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. 1 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675- 740).
Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры – мудрый кентавр Хирон.
По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени.
Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени – Хроносом (????). В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме – сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
ЛИТЕРАТУРА
Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. yon, Kronos und die Titanen, B„ 1929;
Marot K., Kronoa und die Titanen, “Studi e materiali di storia delle religloni”, 1932, t. 8;
его же. Die Trennung von Himmel und Erde, “Acta antiqua Academiae scientiaruin Hungaricae”, 1981, t. I, s. 35-63;
Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Sch6pfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tubingen, 1942.
[править]
- Кронос, Крон – греч. Kronos
В греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182). Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьём, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. I 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675-740). Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры – мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени – Хроносом (Xronos). См. рис. В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме – сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kronos und die Titanen, B., 1929; Marot K., Kronos und die Titanen, “Studi e materieli di storia delle rehgioni”, 1932, t. 8; его же, Die Trennung von Himmel und Erde, “Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae”, 1951, t. l, s. 35-63; Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schцpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tьbingen, 1942.
А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кронос, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 4182 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 19 Словарь)]
Источник: www.symbolarium.ru
Хронос, Кронос
–
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
.
5>
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
Хронос – в греческой мифологии персонификация времени; по одному из вариантов мифа, Хронос порождает огонь, воду и воздух. Так как имена Хронос и Кронос близки по звучанию, то древние греки приписывали Кроносу контроль за временем.
Крон (Кронос) – греческий бог времени, отец Зевса. (в римской мифологии соответствует Сатурну)
Известны три пары прародителей греческих богов: Уран (небо) – Гея (земля); Крон (время) – Рея (земля); Зевс-громовержец – Гера – хранительница семейно-брачных устоев.
Уран и Гея произвели на свет троих сторуких пятидесятиголовых существ – гекатонхейров и троих круглоглазых великанов циклопов. Устрашенный такой силой и мощью. Уран связал их и бросил в Тартар.
Следующим порождением Урана и Геи были семь дочерей титанид и шесть сыновей титанов, младшим из них и был Крон. Гея, горюющая о своих детях, томящихся под землей, подговорила титанов восстать против отца, а Крону дала кривой меч из прочного металла, или, может быть, из алмаза. Все титаны, кроме Океана, напали на отца. Крон совершил самое главное – лишил отца производительной силы.
Крон воцарился в космосе. Время, когда он был «владыкою неба», было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.
Крон женился на своей сестре титаниде Рее (в мифологии кровнородственные браки были обычным делом). Ранее освобожденных гекатонхейров и киклопов снова низринул в Тартар. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен власти собственным сыном, поэтому всех рожденных Реей детей он стал пожирать.
Имя Крона, происходит от греческого слова "хронос" – время, и сам он – олицетворение всепоглощающего времени. Все рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им. Родились и исчезли в утробе отца представители нового поколения греческих богов Гестия, Деметра, Гера, Аид (рим. Плутон), Посейдон. Когда настала очередь родиться Зевсу, Рея отправилась на остров Крит и там в пещере горы Дикте родила сына, которому – суждено было стать повелителем богов-олимпийцев. А Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень:
Зевс, охраняемый куретами, вырос, стал могуч и хитроумен. Он призвал на помощь титаниду Метиду, дочь Океана, получил от нее волшебное зелье, подмешал его в питье Крона, что заставило родителя изрыгнуть камень и всех проглоченных ранее детей. В союзе с обретенными сестрами и братьями
Зевс начал войну против Крона и других детей Урана – титанов.
Ужасна и упорна была эта борьба между кронидами и уранидами. Титаны были могучими и грозными противниками. Зевс вывел из Тартара киклопов, которые сковали ему перуны и громы, но и они не принесли быстрой победы. Война длилась уже десять лет, а чьего-либо преимущества видно не было.
Тогда вывел Зевс из недр земли гекатонхейров. Целые скалы отрывали они от гор и метали в титанов, когда те приближались к Олимпу, где обосновались крониды.
Многолетнюю эту битву, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем, назвали титаномахией. В этом мифе, видимо, отразились представления о природных катаклизмах, изменявших ландшафт планеты.
Но вот титаны дрогнули, пришел конец господству безумных и безличных космических стихий, налетало время разумных человекоподобных божеств олимпийцев. Грозная сила титанов была сломлена.
3евс сковал их всех, в том числе Крона, и сбросил в Тартар, а сторуких поставил сторожами.
Так окончилось царствование Крона. Много позже орфиками был создан миф о том, как Зевс вернул Крона из Тартара и сделал его царем «островов блаженных», находящихся на краю земли, за Океаном, где обитали только мертвые.
Хронос-время в представлении Сальвадора Дали – Время течет
Перепечатывается с сайта http://myfhology.narod.ru/
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС
Источник: www.hrono.ru
Продолжая двигаться по мифологии Древней Греции, мы переходим к следующей паре богов-прародителей, Кроносу и Рее.
Кронос
Некоторые источники считают, что бог Кронос (Крон) появился в мифологии Древней Греции постфактум, чтобы объяснить как-то дальнейшие события, происходящие в пантеоне. К слову, римская мифология куда более лояльна к почитанию Кроноса (Сатурна).
Однако сегодня, при изучении древнегреческой мифологии, бог Кронос не кажется самой незначительной фигурой. В Греции Кроносу были посвящены празднества кронии, в Риме – сатурналии, во время которых слуги и господа менялись обязанностями, и начиналось безудержное веселье карнавального типа.
На немногочисленных античных рисунка Кронос выглядит, как правило, змеей с различными звериными головами. Греки на самом деле не особо почитали Кроноса, справедливо называя его «пожирателем детей» и не возводили ему храмы. Европейские художники изображали этого бога как старика с атрибутами, которые символизировали время: песочными часами или косой. Из произведений авторства кистей европейских художников наибольшей популярностью пользуется творение Рубенса «Сатурн проглатывает одного из своих детей» (1636—1637) и офорт Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1814—1819).
Собственно, Кроносу приписывали власть над временем. Однако символизм косы в данном случае получается двойственным. Согласно некоторым мнениям, это коса должна ассоциироваться с серпом, которым бог Кронос оскопил своего отца и сверг его с трона.
Бог Кронос воцарился в космосе. Его правление в мифологической истории практически достойно того, чтобы зваться «золотым веком». Впрочем, эти слова относятся, по мнению Сен-Симона, лишь к тем временам, когда люди еще верили, что золотой век для человечества в прошлом, а не в будущем. Кронос взял в жены свою сестру титаниду Рею (для небожителей древних легенд всех мастей близкородственные браки почти традиция, обычное дело). Сторуких гекатонхейров и циклопов «новый король» вновь низринул в Тартар. Мать Гея пригрозила, что если он будет и дальше так поступать, то по примеру отца будет лишен власти собственным сыном. Кронос прислушался к предупреждению матери и, недолго раздумывая, подошел к вопросу радикально: стал банально пожирать своих собственных детей, рожденных Реей.
Вот она, знаменитая аллегория про «всепоглощающее время», все исчезает в нем, все им уничтожается. Заглотил бог Кронос и новое поколение греческих богов Геру, Посейдона, Аида, Деметру, Гестию. Но следующего ребенка Рея решила сохранить. Отправилась она на остров Крит и родила сына, которому было предначертано стать новым повелителем Олимпа. Кроносу же вместо младенца супруга подсунула завернутую в пеленки каменную глыбу.
Зевс вырос незамеченным отцовским взором и вскоре начал войну за Олимп. Во дворец Кроноса ему помогла проникнуть мать. Кронос был спокоен, когда его супруга привела во дворец нового красивого служителя. Ему было невдомек, что перед ним его сын, ведь он был стопроцентно уверен, что все шестеро детей уже в его необъятном желудке, а о новых он бы знал. Вот самоуверенность его и подвела. Хитроумному Зевсу спустя какое-то время удалось подмешать в ароматный и сладкий напиток богов перца, соли, горчицы – коктейль получился неслабый. И бог Кронос, опрокинув чашу в свое необъятное горло, ощутил это в полной мере. Одного за другим он исторг своих детей. Заключение в желудке родителя не повредило бессмертным богам Кронидам.
Титаны оказались для новых богов грозными и сильными противниками. Тогда Зевс вызволил из Тартара циклопов, которые выковали ему громы и молнии. Но и они не привносили ощутимого перевеса сил. Уже десяток лет шла война, а конца ей видно не было. Тогда Зевс осмелился поднять из недр земли сторуких гигантов. Целыми горными вершинами швыряли те в уранидов, когда титаны приближались к Олимпу. Эта война иногда описывается мифами как приведшая к изменению планетарного ландшафта.
Однако, наконец, титаны дрогнули и… пали. Господство богов, олицетворявших космические стихии, безумные, безразличные, закончилось. На Олимпе воцарились человекоподобные божества. Всех титанов, в том числе и своего отца Кроноса, Зевс заковал в цепи и низверг в Тартар.
Царствование Крона закончилось. Позднее, появился миф, созданный орфиками, о том, что якобы Зевс вернул Кроноса из тартарианской бездны, сделав его повелителем «блаженных островов» на краю земли, где только мертвые обитали.
Рея
Имя Рея означало «поток» и «непринужденность». Как и ее муж, богиня Рея олицетворяла вечное движение времени и смену поколений. Как богиня материнства, она символизировала «поток» ежемесячной крови, воды рождения и материнское молоко.
Рею мифология сопоставляет с анатолийской матерью-богиней Кибель. Обе изображались чаще всего дамами с пышными телами, обычно с короной на голове. На изображениях Рея появляется как матрональный символ. Встречаются ее изображения в покрывале. Весьма часто она восседает на троне, рядом с которым сидят посвященные ей львы. Иногда Рею замечали путешествующей в колеснице, запряженной львами. В мифах Древней Греции священным деревом Реи считался дуб.
В период поздней античности богиня Рея напоминала людям фригийскую Великую матерь богов, культ которой отличался оргиастическим характером.
Культ Реи исследователи полагают одним из весьма древних, но, собственно, мало распространенных именно в Греции. На Крите и в Малой Азии ее образ сливался с образом азиатской богини природы и плодородия, поклонение которой выступало на более видный план. Особо на Крите было отмечено предание о рождении Зевса-громовержца в гроте горы Иды. Этот грот пользовался особым почитанием – в нем проводились многочисленные обряды посвящения, в том числе и довольно древние. На острове можно отыскать и гробницу Зевса. Атрибутом богини Реи был древний музыкальный ударный инструмент тимпан, позднее его сменили литавры.
Итак, Рея сбежала на Крит, чтобы сохранить в тайне рождение Зевса. Родовые боли он переносила, погрузив свои пальцы в землю. Из каждого пальца, погруженного в землю, родились десять Дактилус – добрых существ. Позднее они остались с мальчиком, которые впоследствии стал отцом богов-олимпийцев, танцуя, топя ногами, стуча в барабаны, словом, делая все, чтобы плач ребенка не достиг ушей Кроноса. И не постигла мальчика страшная судьба остальных его сестер и братьев.
Согласно одной вариации легенды, Рее также удалось обмануть мужа и при рождении Посейдона. Укрыла богиня Рея своего сына среди пасущихся овец, а Кроносу преподнесла жеребенка, сославшись на то, что она именно его и родила.
Некоторые источники связывают Рею с богиней Деметрой, которая часто упоминается в мифологии со всеми ее признаками. Предполагается, что Рея еще взяла на себя «полномочия» богини земли.
Мифы и истории о Рее довольно запутаны, в результате чего «пострадал» и культ Диониса, которого присоединили к вероисповеданием Реи и идентифицировали с культом Кибелы, о котором уже говорилось выше. Даже самый известный «рассказчик» мифов Древней Греции Гомер только мимолетно упоминает эту богиню.