Cappella degli scrovegni


Падуя — прекрасный итальянский город в котором много исторических и культурных памятников, но вот один из них нужно отметить особо, это капелла Скровеньи, расписанная Джотто 700 лет назад.

Именно благодаря ему фамилия Скровеньи, и сама капелла, прославились на века. Хотя великий Данте в своей «Божественной комедии» упоминает Реджинальдо Скровеньи, помещая его в седьмой круг ада, как грешника, занимющегося роставщичеством. В те времена давать деньги в рост считалось очень большим грехом. Только вот, думаю, что не каждый из нас читал это произведение, а если и читал, то не обратил на данный персонаж внимание. А вот сколько людей посетили капеллу и видели фрески..!

Сын ростовщика Энрико решает совершить акт покаяния. Он рассчитал верно, в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все люди, которые искренне хотят покаяться, должны прийти к Христу и они обязательно получат прощение грехов. Чтобы изгладить дурную славу об отце, он покупает землю на месте развалин древнего римского амфитеатра и строит здесь дворец, а при нём часовню во имя «Благовещения», известную ещё под названием Capella Arena, она была сооружена в 1303 году.


Почему именно «Благовещение»? Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется «Новой Евой». То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от «Новой Евы», Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

Для её росписи он приглашает уже ставшего знаменитым Джотто, который на главной фреске Страшного суда изображает Энрико Скровеньи в лиловых одеждах, вручающего макет храма самой Марии. Лиловый — цвет покаяния. По сути в этой капелле возникает портретная живопись.

Внешне капелла выглядит аскетично, но это с лихвой компенсируют её внутренний интерьер. Её строение говорит о том, что изначально планировалось отвести ключевую роль фрескам. В ней нет перегородок, лепнины, карнизов и колонн, большая плоскость стен и потолка подлежали росписи.

В те времена фрески в технике аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке,
была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Размеры росписей были огромные. Кроме художественного таланта здесь нужна была и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Главным преимуществом аффреско была высокая стойкость. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь, образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.


Но это всё предистория. Войдя в капеллу от изумления и восторга перехватывает дух, это непередаваемые впечатления. Настолько всё выглядит ярко, торжественно и масштабно. Краски для росписи свозились в Падую со всего Средиземноморья. Джотто использовал розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.

Хорошо, что с нами был экскурсовод, который мог сореинтировать и рассказать о том, что мы видим и в каком порядке это нужно смотреть. Хотя и прочитала заранее о фресках, но увидя всё своими глазами растерялась. Взгляд выхватывал то одни картины, то другие, хотелось увидеть всё сразу, не пропустить, так как время нахождения в капелле ограничено, но при правильном подходе успеваешь всё.

В общем это выглядит так — сияющий золотыми звёздами лазурный свод, в глубокой апсиде алтарь, отделённый от капеллы высокой аркой , а на стенах фрески, олицетворяющие события из жизни Христа и Богородицы.
Они расположены на продольных стенах тремя горизонтальными рядами, а каждый затем разделен ещё вертикальными линиями на несколько сцен.


Верхний ряд посвящён жизни Марии, её родителей, в среднем ряду сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду.

Сразу же восхищаешься, как гармонично сочетаются архитектура и живопись, они как бы созданы друг для друга. Не зря некоторые исторические хроники приписывают Джотто и постройку самой капеллы.

Меня, вопреки временному повествованию, сразу же привлекла фреска с картиной Страшного суда. Слева изображён рай, справа ад, которые резко контрастируют по цвету, небесно-голубой рай и черно-красная пасть ада.

На самом верху, на престоле, величественно возвышается Христос, как верховный судья, окружённый двенадцатью апостолами. Посередине держат крест архангелы Михаил и Рафаил.
Вверху фрески расположено небесное воинство, внизу же люди попадают в пасть ада, или же двигаются к небу, ведомые ангелами.

Левая часть композиции изображает адские мучения грешников, написано с фонтазией, прдставляю, как это впечатляло несколько столетий назад, это нас сейчас не удивишь, после просмотренных в кино ужастиков.
А значение добрых дел на пути к спасению выражено в сцене, в которой Энрико Скровенья передает девам милосердия макет построенной на его средства капеллы.

На противоположной стороне, находится алтарь, украшенный тремя красивыми скульптурами из мрамора, выполненными скульптором Джованни Пизано. Мадонна с младенцем считается одним из величайших шедевров Джованни за мягкость очертаний, за готическую элегантность разворачивания одежды, за выразительность, с которой смотрят мать и ребенок.


Над триумфальной аркой, которая отделяет алтарь, изображено «Благовещение» с Архангелом Гавриилом и Марией.

А далее в верхнем ряду, на боковой стене, следуют сцены из жизни родителей Марии — изгнание её отца из храма, затем встреча у Золотых ворот, бегство в Египет и далее по писанию вплоть до рождения.

Как уже упоминалось сцены из жизни Христа расположены в среднем ряду. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса.

На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.

Здесь и его крещение, Воскрешение Лазаря, въезд в Иерусалим, предательство Иуды, тайная вечеря, арест, распятие, оплакивание и воскрешение.

Гнев

Милосердие, Правосудие, Стойкость
Под главными фресками Джотто имитирует мраморный цоколь и изображает человеческие пороки и добродетели — всего 14 образов, это — Глупость и Благоразумие, Непостоянство и Стойкость, Гнев и Воздержание, Несправедливость и Правосудие, Неверие и Вера, Зависть и Милосердие, Отчаяние и Надежда.

Несправедливость, Зависть, Неверие.
Только две аллегории изображены как мужские персонажи. Все они выполнены в серых оттенках, который словно превращает их в каменные изваяния. Эта техника была применена им впервые и в последующем получила название — “гризайль”.

Фрески, которые мы видим в капелле, в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, их фигуры и лица стали реалистичны, они приобретают объем и живые эмоции.
ервые фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.
Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.

Время зкскурсии занимет около 40 минут. Из них 15 вы проводите в специальном буферном помещении, где поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы. Группа составляет 25 человек, поэтому войдя с улицы сразу же может изменить окружающую температуру и влажность, а здесь проходит период адаптации. При этом демонстрируется фильм о капелле, но на итальянском языке.

Рядом находится церковь Эремитани и монастырь августинцев-эремитов, сейчас в нём Муниципальный музей изобразительных искусств Падуи. Здесь выставлены работы Джотто, Гуариенто, Франческо Скварчоне, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Паоло Веронезе, Джироламо Романино, Джанбаттиста Тьеполо и др.,

а также археологический музей.

Фильм о капелле Скровеньи.

youtu.be/MP3zJR1N8M0

Источник: turbina.ru


Вряд ли среди посещающих Падую туристов есть те, кто не знает или сознательно игнорирует капеллу Скровеньи (сайт, wiki). Это самое известное религиозное здание, целиком покрытое росписями изнутри, и фрагменты этих росписей известны любому мало-мальски знакомому с итальянским искусством человеку. Они сфотографированы миллионами фотоаппаратов, приведены на тысячах репродукций. Есть даже специальные сайты, где можно рассмотреть каждый отдельный сюжет (например, вот). Так зачем делать еще один пост? Честно скажу: чтобы привлечь ваше внимание к деталям, которые на общих планах могут ускользнуть, а заодно поделиться некоторыми мыслями (надеюсь, вы меня простите).
Но сперва минутка истории. Энрико Скровеньи был одним из богатейших (если не самым богатым) банкиром Падуи. Состояние свое он унаследовал от отца, Ринальдо (или Реджинальдо), которого Данте упоминает в своей «Божественной комедии»: «Один, чей белый кошелек являл / Свинью, чреватую и голубую» (Ад, 17:64-65). В Ад Ринальдо попал не случайно, а за грех ростовщичества вместе с другими своими коллегами-банкирами.
Занятно, что дочь Ринальдо, Пьетра, через 600 лет стала музой другого Данте — Данте Габриэля Россетти. Ошибочно решив, что героиней стихотворения «На склоне дня в великом круге тени» (Сонеты, CI), которое он перевел на английский, была именно Пьетра (petra — каменная, отсюда русское название «Стихи о каменной даме»), Россетти задумал картину «Мадонна Пьетра», для которой сделал эскиз пастелью.
мысел был доведен до логического завершения уже его натурщицей, художницей-прерафаэлиткой Марией Спартали Стиллман — картина так и называется: «Мадонна Пьетра Скровеньи» (в хрустальном шаре, символизирующем сердце героини, отражаются Данте и аллегория любви).
Но нас больше интересует другой ребенок Ринальдо Скровеньи — сын Энрико. Унаследовав бизнес отца, он выкупил землю на окраине города, в районе бывшей римской арены, перестроил находившийся там дворец и надумал жениться второй раз (первая жена, сестра тогдашнего правителя города Убертино да Каррары, умерла вскоре после свадьбы), причем не на ком-нибудь, а на Якобине д’Эсте (из тех самых феррарско-мантуанских д’Эсте) — правителей одного города оказалось мало. Только вот родословная подкачала: папашу-то на всю Италию ославили, да и самого рыльце в пушку. И тогда Энрико решил сделать хитрый ход конем: он попросил отпущения у папы Бенедикта XI (и по случаю юбилейного года его получил), а чтобы замолить грех отца, вступил в орден Пресвятой Девы Марии (Frati della Beata Gloriosa Vergine Maria), в обязанности которого, среди прочего, входило искупление грехов ростовщиков, и приказал пристроить к дворцу личную капеллу, которую посвятил Деве Марии, сложным образом передав ее ордену.
я процедура в аллегорической форме изображена в нижней части «Страшного суда»: справа, в Аду, повесившийся Иуда, считающийся первым ростовщиком, а слева, симметрично ему, Энрико Скровеньи в лиловых одеждах кающегося протягивает Деве Марии, Св. Иоанну и Св. Екатерине модель капеллы, которую поддерживает монах ордена.
Впрочем, дальнейшую жизнь Энрико трудно назвать праведной: через 10 лет после строительства капеллы, в 1318 г., по его предложению и при активном содействии Падуя заключила мир с правителем Вероны Кангранде делла Скала (по прозвищу Большой Пес, не перепутайте с Бешеным Псом — его внучатым племянником Кангранде II). Ради этого мира пришлось собрать гигантский выкуп, причем, как и в Англии ради выкупа за Ричарда Львиное Сердце, для этого подняли налоги. Но в 1320-м Кангранде снова выступил против Падуи, и Энрико Скровеньи пришлось бежать в Венецию. Он смог вернуться только через 8 лет, когда веронцы Падую взяли (собственность, отобранная в казну, была ему тут же возвращена). Но вскоре Марсилио да Каррара (женатым, между прочим, на племяннице Энрико) отвоевал город, и наш герой был вынужден снова бежать, на это раз без гроша в кармане, все в ту же Венецию, где и умер. Печальный конец печальной истории.
Вернемся к капелле. Электронные билеты необходимо обменять в кассе музея. Сеансы — раз в 15 минут, из которых около 5 — уравнивание кондиций внутри и снаружи специального шлюза, поддерживающего постоянную температуру и давление внутри Капеллы, чтобы не повредить фрески (в это время показывают полезное кино про то, что и как смотреть). Нам повезло — мы вошли вместе с группой школьников (вообще, в этот раз было очень много групп школьников), поэтому они стояли своей кучкой вокруг экскурсовода, мы — своей «броуновской» кучкой, мигрируя туда-сюда и фотографируя то, что хотелось. Практически идеальные условия.


Cappella degli scrovegni

Но, знаете, Джотто я вам покажу чуть позже. А начну с другого гиганта Треченто — Джованни Пизано: алтарный образ Мадонны с двумя ангелами. На заднем плане — могила Энрико Скровеньи.

Cappella degli scrovegni

(Сцена в купе: пока студенты предлагают молодой женщине с ребенком выпить, старичок на верхней полке уже похрапывает.)

Cappella degli scrovegni

Боковой алтарный образ (кто-то из учеников Джотто).

Cappella degli scrovegni

Одна из первый в истории «обманок» — перспективная композиция, как будто продолжающая помещение за аркой окна.

Cappella degli scrovegni

Мадонна, венчающая свод.

Cappella degli scrovegni


Давайте попробуем поразглядывать Джотто. И начнем снизу — с цепочки противостоящих друг другу «добродетелей» и «пороков». Они изображены в монохромной гамме, имитирующей пыльный мрамор — сколько таких композиций мы видели в более позднее время (хотя бы в том же самом палаццо Те)?
«Глупость». Казалось бы, все очевидно: шутовская корона, толстое пузо, бубенчики на поясе — типичный придворный «дурак». Но, оказывается, все не так просто: юбка с волнообразным подолом (символический килт) и дубина, оружие древнее и примитивное, выдают, что перед нами дикарь, иначе говоря «язычник», «идолопоклонник». А именно глупцами называл язычников Св. Павел.

Cappella degli scrovegni

«Гнев». Женщина по имени Ира, вон же написано в припадке ярости раздирает на себе одежду. Тот же жест повторяет первосвященник в сцене «Христос перед Каиафой».

Cappella degli scrovegni

Удивительно, но «Справедливость» и «Несправедливость» сопровождаются другими, более мелкими фигурами, представляющими как бы прообраз «Плодов доброго и дурного правления» в Сиене.
«Несправедливость» сидит на развалинах замка, в одной руке держа превратившийся в дерево меч, в другой багор, символ стяжательства.

Cappella degli scrovegni

У ног ее (его?) растет дремучий лес, пристанище разбойников. Они грабят и убивают путников, насилуют и пытают женщин.

Cappella degli scrovegni

«Справедливость» в характерной позе «Маэста»…

Cappella degli scrovegni

…напротив, держит в руках ангелов, один из которых карает преступников, а другой вознаграждает праведников.

Cappella degli scrovegni

У ног ее люди радуются, танцуют, ездят в гости, а с оружием только охотятся.

Cappella degli scrovegni

В орнамент на стене вплетены квадрифолии с портретами пророков и евангелистов.

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

Как написано в любом путеводителе, фрески капеллы представляют собой три основных цикла: Иоакима (отца Марии), самой Марии и Иисуса.

Cappella degli scrovegni

Первые два, идущие верхним (а не нижним, как обычно, ярусом, т.е. повествование читается ярусами сверху вниз) заканчиваются, естественно, «Благовещением», традиционно представленным на триумфальной арке. Вообще, мало кто вспоминает, что изначально капелла и была названа «Благовещенской» (dell’Annunciata), так что здесь у нас титульный сюжет. Так, да не так: Бог-отец, обычно помещаемый в левый верхний угол, откуда он шлет благодатные лучи и Духа Святого, здесь предстает во всей своей славе (взгляните на центральную часть — помните доску из музея?). Он делает призывает архангела Гавриила и направляет его к Марии.

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

Когда Мария навещает Елизавету, та смотрит ей в глаза, уже заранее все понимая.

Cappella degli scrovegni

А после с таким же потерянным, как у Марии, выражением лица предстает перед Каиафой Иисус.

Cappella degli scrovegni

И уже Мария смотрит на него с сочувствием и болью, провожая на Голгофу.

Cappella degli scrovegni

Здесь все имеет свою пару: первый в истории живописи поцелуй, поцелуй любви между двумя отчаявшимися людьми…

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

…который через предательство Иуды (видите беса у него за левым плечом?)…

Cappella degli scrovegni

…приводит ко второму поцелую, вовсе не любовному.

Cappella degli scrovegni

Избиение младенцев…

Cappella degli scrovegni

…продолжается осмеянием Христа.

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

Воскрешение Лазаря…

Cappella degli scrovegni

…через Распятие и Оплакивание…

Cappella degli scrovegni

приходит к Воскресению, а затем и Вознесению.

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

А после Страшный суд…

Cappella degli scrovegni

…и Христос, Верховный судия, не знает пощады.

Cappella degli scrovegni

Гробы открываются, праведники стройными рядами направляются в Рай.

Cappella degli scrovegni

А в Ад попадают грешники — все, невзирая на чины и регалии…

Cappella degli scrovegni

…монахи и епископы…

Cappella degli scrovegni

…купцы и короли…

Cappella degli scrovegni

…мужчины и женщины…

Cappella degli scrovegni

И далеко не всем там удается порассуждать о вечном.

Cappella degli scrovegni

Cappella degli scrovegni

Так что пользуйтесь всем временем, что у вас есть, — пусть даже 10 минутами, отпущенными строгими музейными служителями. Рассматривайте Джотто не вскользь, а по два, по три, по восемь раз — уверен, вы найдете новое даже в хорошо знакомых сюжетах. И да пребудет с вами ангельская сила.

Cappella degli scrovegni

продолжение следует

Источник: j-j-j.livejournal.com

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Капелла Скровеньи

Здание открывали для публики в дни Благовещения. И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии.

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Достопримечательности Падуи

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Cappella degli scrovegni

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Cappella degli scrovegni

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Время работы

Посещение возможно с 9:00 до 19:00.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Официальный сайт: www.cappelladegliscrovegni.it

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Источник: traveltu.ru

 

То, что капелла была построена на деньги мецената, подчёркивается в одном из эпизодов «Страшного суда», где сам заказчик (Энрико Скровеньи) протягивает Богоматери в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской модель капеллы в качестве пропуска в Царствие небесное. Это один из первых настоящих портретов в истории живописи.

Джотто искусно определил точку перспективы в центре капеллы и нарисовал между панно профили балок, а также ложные пьедестал и лоджии верхнего яруса, умело согласовав естественный свет из окон с освещением на его картинах. Гениальной находкой Джотто стала архитектурная обманка, изображающая две комнаты в первом регистре рядом с настоящим хором, которые позволяют видеть крестовые своды в перспективе.

Cappella degli scrovegni

По сравнению с «Житием св. Франциска» наблюдается значительный прогресс в экспрессивных средствах, использование разнообразных технических приёмов для передачи сюжетов, более умелая работа с композицией и цветом. Колеровочные пигменты свозились в Падую со всего средиземноморья: Джотто использует розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время  лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.

Cappella degli scrovegni

Персонажи фресок, носящие просторные плащи, под которыми угадываются очертания тел, стали ещё более объёмными, чем в Ассизи. Фон, по которому можно безошибочно определить манеру Джотто, отходит от абстракции в сторону большего реализма. Пространства, где происходит действие, отлично скоординированы с персонажами картин. Например, во «Введении во храм Пресвятой Богородицы» присутствуют несколько объектов, создающих заметную игру объёмов: открытые участки полностью освещены, в то время как углубления находятся в густой тени. Весьма трёхмерно «Изгнание торговцев» — как красноречив жест Христа, в ярости потрясающего кулаком, а также сцена «Брак в Кане Галилейской».

 

Источник: latuaitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.