Львиные ворота в микенах картинки


Львиные ворота в Микенах

Жемчужина «златообильных Микен»

На обложках многих учебников «История Древнего мира», долгое время красовалась фотография загадочных Львиных ворот в Микенах, поражающих воображение своей сокровенной монументальностью. Чтобы приоткрыть завесу таинственности, следует пролистать малоизвестные страницы истории грандиозного сооружения древности.

Нетленное мастерство древних мастеров

Крепостные ворота Микенского акрополя были сложены в XIII века до нашей эры и стали украшением, расширенной в середине столетия стены оборонительного укрепления, центра Ахейской цивилизации древности. Четыре известняковых монолита составляют основу конструкции, увенчанной двадцатитонной притолокой. На притолоке помещается треугольная плита фронтон, размещена между выступами крепостных стен.

Проем Львиных ворот имеет форму правильного квадрата, с трехметровой длиной сторон. Когда-то в нем были устроены деревянные створки, о чем свидетельствуют углубления на боковых стенках. Барельеф с изображением львов, венчающий ворота дал название сложной каменной конструкции, являющийся образцом античной монументальной скульптуры.


Украшают фронтон, высеченные в твердом известняке барельефы двух, повернутых друг к другу и стоящих на задних лапах львов. Головы зверей не сохранились, по виду остатков креплений они были сделаны из дорогого материала. Вероятно, львиные морды должны были вселять ужас во врагов, пытавшихся штурмовать город. Есть версия, что ворота венчает династический герб рода Атридов, правивших Микенами в пору их возведения.

Львиные ворота в мифическом ореоле

Неподражаемое архитектурное сооружение, известное по всему античному миру нашло отражение в древнегреческих мифах. Согласно легендарным повествованиям, к основанию Микен приложил руку герой Персей, сын Зевса и аргосской принцессы Данаи. Для строительства города он привлек циклопов, сложивших из гигантских каменных глыб стены и Львиные ворота, поэтому подобная кладка называется «циклопической».

На смену роду Персея пришли потомки Пелопса. Среди них выделяется своей славой «героя Троянской войны» царь Агамемнон. Он был убит по возвращении домой, женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. По преданию, убийцы, после преступления бежали из Микен через Львиные ворота.

Необъяснимые тайны памятника

На первый взгляд, львиные ворота являлись элементом городской фортификационной линии. Но если судить по характеру прилегающей местности и конструктивным характеристикам сооружения, то можно говорить про малую оборонительную ценность ворот. Вероятно, уникальный архитектурный артефакт имел еще какое-то скрытое предназначение.


Знаменитую золотую погребальную маску «царя Микен», экспедиция Генриха Шлимана откопала под воротами, в гробнице Агамемнона, забитой драгоценными артефактами. Это, и другие уникальные, нетипичные для греческой архаичной культуры захоронения задают больше вопросов, чем рассказывают про историческую эпоху.

Исследователи предполагают, что проход через ворота был доступен ограниченному числу посвященных людей. На это указывают, священные для жителей Микен, шахтные могилы, расположенные вдоль дороги, ведущей к воротам. Почему и зачем микенские ахейцы создали такой мемориал археологи не могут объяснить до сих пор.

Потрясающие исторические ландшафты Греции, представляют из себя «туристический рай» современности. В этом «раю», по праву выделяются величественные и таинственные Львиные ворота, способные потрясти и заворожить любого, кто собственными руками может прикоснуться к вечности в «златообильных Микенах», одном из стержневых центров цивилизации древней Эллады.

Источник: www.istmira.com


Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости.

Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали «циклопической», — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни.

Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длилась годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в «Илиаде», где также миф переплетается с историей.


Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э. 

Эпические сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», слагались на протяжении столетий — в основном в Х-VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений —- не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий.

Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно «Илиаде», царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой.


Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок.

…Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.Там представил он землю, представил и небо, и море,Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.Все прекрасные звёзды, какими венчается небо…
(Текст «Илиады» в переводе Н. И.Гнедича)

Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и «Трудные споры мужей разрешает», а их дочь, «юная стройно-высокая» царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в «одушевленные орудия». Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае.


В эпoxу, когда слагались сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друrа.

Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства. в общем похожего на искусство неолита. 

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Источник: likbez-a-m.livejournal.com

Так называемые Львиные ворота — главный вход на акрополь. Традиционно для искусства фортификации той эпохи стены крепости у ворот создавали условия для нанесения наступающему противнику с правой стороны, не закрытой щитом. Ворота сооружены из трех плит примерно одного размера.


На перемычке помещалась треугольная вставка, перераспределяющая нагрузку камней, лежащих над перемычкой. Подобную же конструкцию имели несколько меньшие северные ворота.

Львиные ворота в микенах картинки

На вставке изображены два рельефных льва, вставших передними лапами на алтарь с колонной. Считается, что львиные головы были изготовлены из отдельных камней и были повернуты в стороны входящих в ворота. Предположить подобное побуждает образец архаической бронзы — гидрия 6 в. до н.э. (Исторический музей Берна), к которой крепится фигурка Артемиды с двумя львами, чьи головы обращены в сторону зрителя. Но подобное изображение нетипично. Куда чаще встречаются изображения крылатой богини, которая держит львов за шеи — так, что их головы обращены вверх. Профильное изображение является правилом для геральдических (симметричных) изделий микенских времен. Тем не менее, реконструкторы почему-то очень хотели обратить головы львов именно в сторону зрителя.

           Мы можем судить о возможных вариантах утраченных деталей по аналогам — пластинке той же эпохи, где также изображены две симметричные фигуры сфинксов с львиными телами.


головы как будто отделены от тел и изображены обособленно — как если бы сначала существовали изображения с львиными головами, которые затем были заменены на женские головы. При этом головы сфинксов повернуты навстречу друг другу. Наложение уплощенного изображения подобного типа, изготовленного из бронзы, на каменные тела львов было бы вполне логично.

           Рассматривая аналоги, мы вправе сомневаться в том, что Львиные ворота названы правильно.

Треугольные вставки над верхней надвратной балкой встречаются в экспозиции Британского музея. К сожалению, и здесь верхняя часть барельефа утрачена. Но зато полностью сохранились сфинксы нижнего яруса. Остается вопрос: все ли ворота в городах микенской цивилизации были "львиные" или мы имеем дело с более поздним копированием микенского образца.

Возможную подсказку для разгадки изображения львов на микенских воротах мы находим в вазописи. На одном из образцов геометрического периода мы видим, что головы львов развернуты друг от друга. При таком изображении головы львов не упираются разделяющую их колонну. Но и в этом случае остается проблема: для такого изображения на треугольной вставке остается слишком мало места.


Дальнейшее развитие парных симметричных изображений мы можем видеть в изображениях Великой Матери или Артемиды Орфии, у которой пара львов или других животных служит атрибутом (к этому типу изображений относится и гидрия из Берна). Архаические изображения богов — это столпообразные фигуры. поэтому колонна на Львиных воротах вполне могла означать тело богини, а ее голова и верхняя часть туловища располагались выше и были изготовлены отдельно. Узкое пространство может быть заполнено разве что птичьей головой, и тогда утраченная накладная часть дополняет львиные тела, превращая их в фигуры грифонов. В этом случае накладная часть должна была содержать также и плоские крылья, расположенные поверх каменной кладки.

Считается, что боги Микен — те, что упоминаются у Гомера. То есть, обычный и для классической Греции набор имен богов-олимпийцев. Но в действительности гомеровский эпос относится ко времени заката микенской цивилизации. По артефактам ее расцвета мы не видим вообще никаких богов. Одна из глиняных табличек сообщает о жертвовании в храм: «Владычице — 1 сосуд, 1 женщина, в (тот) месяц, когда выходят в море». Мы можем лишь сказать что изображений богини-владычицы не найдено. Считать, что фигурки "фи" и "пси" или антропоморфные вазы и искаженными лицами — это изображение богини, было бы слишком смелым предположением.


Львиные ворота в микенах картинки

Обратим внимание еще на одну особенность. Для размещения голов львов в анфас между камнями и треугольной вставкой явно не хватает места. В то же время на аналогах мы видим, что головы сфинксов или леопардов откинуты, и если "львы" имели такие же запрокинутые морды, то смотрели они куда-то вверх. Куда? Логично предположить, что колонна была основанием для того символа, к которому обращены взгляды "львов". Что же было символом Микен, размещенным на колонне над главным входом в цитадель? Этот вопрос сегодня мы решить не можем.

Отметим пристрастие микенских мастеров к изготовлению изделий с симметрично расположенными фигурами не только в монументальном искусстве, но и в мелкой пластике — большое число таких изделий были изготовлены из золота и предназначены для украшения одежды или набора ожерелий и браслетов. Геральдические львы вполне могли бы быть дополнением к столпообразной фигуре богини.

Источник: savliy.livejournal.com

Микены и Львиные ворота

Микены и Львиные ворота

Микенская эпоха отсчитывается от 2 тысячелетия до н.э. Центр культуры этой цивилизации находится в древнейшем городе Микен, руины которого сохранились на территории современной Греции. По преданиям город построил сам Персей.

Микены и Львиные ворота

Величие, размах, размеры руин, дошедшие до наших дней, не оставляют сомнений в правдивости этого предания. Древний город построен из впечатляющих каменных глыб на огромной высоте над уровнем моря. Считается, что его построили циклопы, поэтому любые постройки из грубого, неотесанного камня больших размеров позже получили название циклопическими.

Микены и Львиные ворота

Стена вокруг микенского акрополя возводилась примерно в XIII веке до нашей эры. Вход в город охраняют ворота, получившие название львиных. Над гигантским каменным проемом, который, по мнению историков, закрывался деревянными воротами, расположится треугольный фронтон с изображением фигур двух львов. Головы львов не сохранились.

Микены и Львиные ворота

Предполагается, что головы были изготовлены из другого материала и разрушились со временем. Львы смотрели на входящего и внушали ему страх. Но не только устрашающей и декоративной была функция этой треугольной части над воротами. Львы выполнены их более легкого материала, чтобы не создавать нагрузки на проем ворот.
Львиные ворота относятся к древнейшим архитектурным памятникам микенской культуры. До этого фронтона микенами были освоены лишь скульптуры небольшой высоты.
На территории древнего города находилась сокровищница, большая часть материалов которой передана в Афинский музей.

Микены и Львиные ворота

Здесь были найдены украшения, посуда, погребальные маски, дощечки с письменами. Под сводами акрополя находился «Источник Персея» — цистерна глубиной 18м, в которой накапливалась вода, поступавшая сквозь каменную кладку в питьевой колодец.

Микены и Львиные ворота

Источник: gidvgreece.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.