Эрехтейон афинский акрополь


Полуразрушенный Эрехтейон, посвященный Афине Палладе, Посейдону и царю Эрехтею, является важным объектом на афинском Акрополе. Это древнейший памятник древнегреческой культуры и архитектуры. Построен он до н.э., во время Пелопоннесской войны, и судьба храма весьма непроста.

Он несколько раз подвергался нападениям, его так и не смогли полностью восстановить после осады венецианских войск, но его руины представляют большую археологическую и культурную ценность. Храм получил статус музея и принимает огромное количество туристов.

История и значение афинского акрополя Эрехтейон

Строительство храма велось в непростой военной обстановке. Охватившая всю Грецию Пелопоннесская война затянулась, и не обещала радужных перспектив. Идея возведения святилища на Акрополе принадлежала Периклу – государственному деятелю Афин. Но построен Эрехтейон был уже после смерти правителя.

Строительство храма в столь неспокойное время, продлилось 15 лет, и было завершено в 406 г. до н.э., накануне падения Афин. Проектом руководили знаменитый скульптор Фидий и архитектор Мнесикл. После освящения его сделали хранилищем главных реликвий афинян.

В него перенесли:


  • деревянную статую Афины Паллады, упавшую по легенде 1000 л. назад с неба;
  • не угасающий золотой светильник;
  • статую Гермеса.

Во дворе росло оливковое дерево Афины и бил ключ соленой воды, созданный трезубцем Посейдона, о чем свидетельствовали следы от него на скале.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

Вход в святилище был дозволен только жрецам. Они приносили дары своим богам и совершали обряды в их честь. Под храмом располагалась пещера, где жила змея Афины Паллады, считавшаяся олицетворением царя Эрехтея, имя которого и носит храм.

Через 1,5 г. после освящения, захватившие город спартанцы, установили олигархический режим. Многое безжалостно было разрушено. Эрехтейон пострадал от пожара, олива погибла в огне, но позднее чудом возродилась на прежнем месте. Восстановить храм получилось лишь к 394 г. до н.э.

Прежнее могущество Афины вернуть уже не смогли, но Эрехтейон оставался святилищем богини Афины до начала христианской эпохи. Затем его превратили в Церковь Пресвятой Богородицы.

Неоднократные реставрации помогли сохранить его уникальную архитектуру до наших лет, но каждый раз он менял свое предназначение. Крестоносцы, в 1204 г., превратили его в резиденцию афинского герцога, а в период турецкого владычества его отвели под гарем паши.


В 1687 г. венецианские войска разгромили Эрехтейон, подорвав запасы пороха, сложенные в стоящем впереди него Парфеноне. Оба храма превратились в руины.

Особенности архитектуры

В архитектуре Эрехтеона использованы несвойственные тому времени элементы. В основном это связано с тем, что он посвящен нескольким божествам, к каждому из которых нужно было сделать отдельный вход.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

Традиционно украшавшие древнегреческие храмы колонны, были заменены на потрясающие портики. После разрушения здания меньше всего пострадал северный портик, обозначающий вход на половину посвященную Посейдону и Эрехтею.


Материалы и технологии

Эрехтейон расположен на вершине афинского Акрополя – высокого скалистого холма 300 м длиной, 170 м шириной и 156 м высотой. Технологиями для выравнивания скалистых местностей древние греки не обладали, поэтому храм получился разноуровневый – северо-западная сторона оказалась ниже юго-восточной части на 3 м.

Из материалов использовано 3 вида мрамора:

  • паросский белоснежный;
  • пентелийский бело-золотой;
  • элевсинский серый.

Планировка

Эрехтейон — афинский Акрополь, скалистый и неровный. Его невозможно было возвести как традиционное древнегреческое здание. Из-за разной высоты грунта у храма ассиметричная планировка. Здание размером более 300 м³  разделено на 3 крыла с отдельными входами.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

Вход в  восточное крыло, посвященное Афине, украшали 6 высоких колонн. Западную часть, посвященную Эрехтею и Посейдону, обрамляли 4 полуколонны, а фасад, декорированный фресками на тему аттических божеств, прорезали 4 высоких окна.

В этой части было 2 входа — с севера и с юга. Главный вход в северном крыле обрамляли 4 мраморные колонны. Южный портик, вместо колонн поддерживали скульптуры девушек. Такой архитектурный прием в Греции был использован впервые.

Скульптурный ансамбль


Скульптурный ансамбль Эрехтейона представляет собой великолепные, нетрадиционные для греков портики, и культовые реликвии афинян.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

Восточный портик, обрамленный 6 колоннами, находился на возвышенности и обозначал вход на территорию к главному для афинян божеству – градостроительнице Афине Палладе.

Внутри установлен 13 м идол богини, круглосуточно освещаемый золотым светильником.

Деревянную статую с периодичностью в несколько лет окунали в море.

А на ежегодном празднестве в честь богини, переодевали священный идол в новый, специально сотканный для него, пеплос.

Афиняне верили, что пока идол с ними, город будет неприступным и непобедимым.

Южный портик на западной части здания стал его визитной карточкой. Выполненный из пентеликонского мрамора 2 м портик, установлен на основании из нескольких ступенек. Вместо колонн верхнюю часть здания на хрупких плечах удерживают фигуры дев, стоящих на 1-й ноге.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты


В правой руке у них сосуд для пития при жертвоприношении, а в левой — край длинного ниспадающего одеяния. Руки их, к сожалению, до наших дней не сохранись. Сами девы сейчас хранятся в Музее Акрополя, а портик удерживают их точные копии.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

Северный портик, из 4 мраморных колонн, украшен лепниной. Дверной проем декорирован растительным орнаментом. В полу и перекрытии виднеются не заделанные отверстия. Считается, что это следы удара молнии самого Зевса. Сюда приносили дары и поклонялись им, как важным реликвиям.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты

В западной части также находились:

  • источник соленой воды Посейдона;
  • могила Эрехтея;
  • алтарь Зевса;
  • алтарь Гефеста.

Ранее западный фасад по всему периметру был украшен рельефным фризом, изображавшим мифические эпизоды об Эрехтее.

Беломраморные фигуры, покрытые позолотой, изготовили отдельно и прикрепили к основанию из темного известняка, что делало фриз невероятно эффектным.

Но при крушении Эрехтейона сохранились лишь несколько его фрагментов, которые трепетно хранит Музей Акрополя.

Туристические маршруты по Акрополю

Эрехтейон афинский акрополь представляет как одну из интересных достопримечательностей. В экскурсионные маршруты для туристов входят все главные его исторические объекты.

  • Главные ворота – «Пропилеи» ведут на территорию Акропольского комплекса. Коллонадный проход из массивных и декоративных колонн, немного схож по оформлению с Парфеноном.
  • Справа от них – «Святилище Артемиды» и склад оружия.
  • За воротами – «Храм Бескрылой Ники», призванный охранять вход. И чтобы она не смогла покинуть Афины, богиню победы лишили крыльев.
  • В сердце комплекса расположен «Парфенон», украшенный 10 м колоннами.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты
  • За ним расположился храм «Эрехтейон».
  • Древнейший Афинский храм «Святилище Пандиона», от которого остались лишь основания колонн и скульптуры.
  • Музей Акрополя. Современнее здание музея не имеет аналогов в мире. На акрополе ведутся регулярные археологические раскопки, и Музей выстроен прямо над ними. В галереях выложены археологические находки, стеклянный пол предоставляет прекрасный обзор. На крыше музея расположено кафе.
  • Смотровая площадка – гора «Ликавит», высотой почти 300 м.

Информация для туристов

Большое количество ценных исторических объектов на Акрополе отнимет целый день. Для его осмотра нужно располагать нужным временем.

Акрополь, представляет собой высокий скалистый холм, поэтому для экскурсии рекомендуется выбирать удобную обувь, без каблуков, чтобы не стереть ноги и не испортить впечатления. Обязательно нужно заранее запастись водой. На Акрополе утолить жажду негде.

Гулять по комплексу можно даже ночью, все объекты подсвечены прожекторами. Карта достопримечательностей висит на стенде у входа.

Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты
Эрехтейон как и весь Афинский акрополь подсвечивается ночью

Экскурсии имеет смысл планировать заранее, поскольку режим работы у каждого объекта свой. Эрехтейон — афинский акрополь, что объявлен музеем, потому вход в него платный. Выгоднее всего приобретать комплексные билеты, по которым можно посещать все достопримечательности в течение нескольких дней. Работает он ежедневно с 8.00 до 20.00. В зимний сезон храм принимает посетителей до 15.30.


Несколько дней в году Эрехтейон можно посетить совершенно бесплатно: 18 мая, в последние сентябрьские выходные и каждое первое воскресенье месяца в период с 1 ноября по 31 марта.

Где находится Акрополь и как до него добраться

Акрополь – это холмистая территория с множеством исторически значимых объектов, находящаяся в Греции, в г. Афины. Из любого места города до него лучше доехать на метро. Выйдя на станции «Акрополи», можно пересесть на автобус №230 или трамвай №1, №5 или №15. Далее до комплекса пешком. Пеший путь составит около 10 мин.

Также, от метро прямо к кассам афинского Акрополя, туристов доставляет электропаровоз.

Праздники в Акрополе

Акропольские праздники весьма оригинальны. Их относительно немного, и каждый очень значим для афинян. Празднуются они с размахом.Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты


  1. 6 марта афиняне чтят память умершей в этот день певицы, актрисы, политического деятеля и греческого министра культуры – Мелины Меркури.
  2. 18 апреля концертной программой в Музее Акрополя отмечается Международный день памятников.
  3. Все лето отведено под Афинский фестиваль, включающий в себя различные игрища и соревнования. Он проходит в амфитеатре Одеон Герода, рассчитанном на 5000 мест, свободный доступ в который возможен только во время празднеств.
  4. 28 октября – государственный день Охи. Музей Акрополя проводит в этот день интересные презентации для взрослых и детей.

Отели в окрестностях Акрополя

Гостиничные номера на Акрополе дорогие, но, несмотря на дороговизну, спрос из-за большого наплыва туристов, на них высокий и заселиться в заранее не забронированный номер невозможно.

Отель Звезды Расположение Отзывы
  • Herodion Hotel
  • The Athens Gate Hotel
  • AVA Hotel and Suites

4

4

4

У подножия Акрополя, рядом с Новым Музеем.

В 200-х м от Музея Акрополя.

В 5 минутах ходьбы от афинского Акрополя.

Район тихий, близко находятся транспортные пути.

Из окон открывается вид на Храм Зевса, ресторан подает изысканные блюда.

Очень дорогой, но стоит того. В номер доставляют покупки, для детей предусмотрен мини-клуб, а гостям с малышами предоставляют детские кроватки. Весь Акрополь как на ладони, нет необходимости в транспорте.

Рестораны и кафе возле Акрополя

Кроме кафе на крыше Музея Акрополя, перекусить можно еще во многих живописных местах.

  • с юго-западной стороны от главных ворот, у подножия «Холма муз» находится ресторан «Диониссо». Около него есть автомобильная парковка, а с веранды ресторана открывается шикарный вид на Акрополь;Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты
  • на восточной стороне холма – ресторан «Строфи», там подают блюда национальной кухни;
  • на северной стороне расположена древняя таверна «Стаматопулос»;
  • недалеко небольшое кафе «Клепсидра» с граффити на стенах;
  • в кафе «Анафиотика» играет живая музыка;
  • напротив Музея Акрополя расположен «Божественный ресторан».

Достопримечательности в окрестностях Акрополя

Почти все достопримечательности Акрополя представляют собой руины, но эти руины имеют большую ценность с археологической, архитектурной и исторической точки зрения.

Самые яркие из них:

  • деревянный идол Афины Паллады, державший в руке Крылатую Нику, некогда декорированный золотом и драгоценными камнями.
  • небольшая постройка, в которой девушки ткали пеплос для статуи богини;
  • алтарь Зевса;Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты
  • оливковое дерево, посаженное Афиной;Эрехтейон афинский акрополь. Фото, описание, история, интересные факты
  • святилище Афродиты, развалины которого украшены в верхней части голубями и гирляндами.

Интересные факты про акрополь

Из любой части Акрополь хорошо просматривается. Горожанам запрещается возводить жилые дома рядом с ним, чтобы не закрывать обзор. Эрехтейон — афинский Акрополь, что считается самым посещаемым храмом. Туристов привлекает к нему оливковое дерево Афины и скульптуры кариатид.

В начале XIX века 1 из фигур на южном портике храма, с позволения турецкого султана вывез английский лорд и передал кариатиду в Британский музей, где она теперь и находится. Греки с усердием предпринимают попытки вернуть скульптуру на историческую родину, но они до сих пор не возымели успеха. Оставшиеся девы-кариатиды хранятся в Музее акрополя, а портик удерживают их точные копии.

Интересно, что Перикл не планировал возрождать утраченный культ богини Артемиды, ведь кариатиды, это ее жрицы, но афиняне настояли, что ее тоже необходимо почтить. Так и появился у храма великолепный скульптурный портик, ставший позднее визитной карточкой Эрехтейона.

Развалины Эрехтейона привлекают уникальностью архитектуры и скульптуры. Руины таят в себе неразгаданные загадки. Для туристов предусмотрены отели и рестораны, а экскурсионные маршруты на афинский Акрополь впечатляют, но нельзя забывать, что это скалистый холм и брать с собой подходящую для перемещений по нему одежду и обувь.

Автор: Стрекоза

Оформление статьи: Владимир Великий

Источник: touristam.com

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами – «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Основная функция храма (помимо религиозной) – хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название – портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид – самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Оливковое дерево Афины в Эрехтейоне

Современные посетители Акрополя могут заметить рядом с Эрехтейоном серебристо-зеленое дерево оливы, которое очень эффектно выделяется на фоне мраморных стен храма. Это дерево было посажено в 1920-е года на месте, где по описаниям античных путешественников, росла олива, подаренная афинянам богиней Афиной.

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа – Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Информация для посещения Эрехтейона

Увидеть Эрехтейон можно только во время посещения Акрополя. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), еще 5 евро придется заплатить за билет в Новый музей Акрополя, чтобы увидеть оригинальные статуи кариатид. Доступ к храму открыт круглогодично: летом с 8:00 до 19:30, а зимой до 15:30.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Источник: poznamka.ru

Сколько человек за два с половиной тысячелетия прошло по Акрополю, чтобы так
отполировать мрамор Священной скалы? И все они шли за постижением Красоты?
Хотели увидеть то, о чем  говорят другие? Ничего не хотели — просто шли?

Афинский акрополь - Священная скала
Афинский акрополь — Священная скала

И пусть идут, потому что увиденное не забывается, и когда-нибудь оно,
непременно, всплывет в яви своей в жизни каждого, бродившего по
расплавленным плитам Афинского акрополя…

Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Последней постройкой Акрополя стал храм Эрехтейон. Он возводился в тяжелое для Афин время. С 431 по 404 годы велась борьба за первенство между Афинской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. Эти Пелопоннесские войны уже не были простой борьбой за господство на море и на суше. Шла борьба олигархии (Спарта) и демократии (Афины). Афины потерпели поражение. Начался кризис греческих полисов, кризис демократии. Это привело во второй половине IV в. до н. э. к подчинению греческих городов новой мощной державе — Македонии.

Что за храм мог появиться на Акрополе в то время, когда афиняне, считавшие, что Победа будет с ними всегда, терпели поражение?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Антаблемент высок, он должен быть тяжел для дев прекрасных?Нет, приглядитесь, такого впечатления не возникает. Девы в ниспадающих многоструйными складками одеяниях гордо и царственно шествуют, направляясь, по-видимому, к Парфенону.

Портик с кариатидами радует глаз своим изяществом — я тоже хочу присоединиться к этому мнению, но… К сожалению, мне известно другое суждение, принадлежащее римскому теоретику архитектуры Витрувию (I век уже новой эры)…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

«Так, например, если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемых кариатидами, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»

Витрувий еще не знает о том, что история с карийцами повторится, когда янычары возьмут Афины и, «перебив мужчин и опустошив их государство, уведут их жен в рабство».

Я видела в Афинах дивных гречанок во всем черном и с черными плачущими глазами. Как только начинал дуть ветер Борей, они надевали на летние тонкие темные платья каракульчовые шубы. При движении расстегнутые шубы колебались длинными мягкими складками. Они шли медленно и гордо, будто неся на своих плечах «вечный позор» за мужчин, отдавших их врагам. Мне казалось, что мужчины должны мучиться вечным раскаянием, но ничего подобного мне не пришлось разглядеть в их — тоже черных — глазах.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Ионический антаблемент состоит из трех частей, как в дорическом ордере: архитрав, фриз, карниз. Отличие ионического антаблемента заключается в том, что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной полосой, гладкой или украшенной рельефом. В небольших храмах существуют портики, в которых колонны заменены статуями девушек. Но это — лишь подвид ионических колонн.

Последнее суждение замечательно, только кариатиды — не подвид ионических колонн. Они — скульптурированное выражение их общего — женственного — содержания: светлого, изысканного и ничем не защищенного кроме красоты своей.

В Древней Элладе очень сложное отношение к женщине.
Даже в демократических Афинах нет между ними равенства:
«свободными гражданами» считаются лишь мужчины.

ПО СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОД-ПОЛИС АФИНЫ
НЕ БЫЛ ГАРМОНИЧНЫМ ГОСУДАРСТВОМ.
В НЕМ ЕЩЕ БОРОЛИСЬ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛОГО МАТРИАРХАТА
И ЖАЖДУЩИЙ ПОЛНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПАТРИАРХАТА.

ДУМАЮ, ВО ВРАЖДЕ ДВУХ МИРОУСТРОИТЕЛЬНЫХ НАЧАЛ —
ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ЧТО ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА,
ДОСТИГНУВ ВЫСОЧАЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЕРШИН,
В ЖИЗНЕННОЙ БОРЬБЕ ПРОИГРАЛА — УТРАТИЛА В СЕБЕ СЕБЯ.
ЭТО ЛИ НЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ТРАГЕДИИ?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Какая красота — несказанная! Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии — на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

От более раннего Дорического ордера отличается изяществом пропорций и декором. Капитель выполняется в виде двух в противоположные стороны направленных волют. Ионический ордер уже во времена античности считался «женским» ордером из-за своей утончённости, изысканности и дополнения разнообразными украшениями.

Очень похоже, что в Эрехтейоне не три портика и кариатиды, а один, только в разных интерпретациях пребывающий: архитектурной и скульптурной.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Что именно позволяет Эрехтейону стать воплощением
Третьего акта Трагедии? То, что в нем использован
не Дорический, а Ионический ордер?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен.
Кариатиды, установленные ныне на террасе, — слепки с оригинала.
Оригиналы кариатид, хранящиеся в музее Акрополя.

Кариатиды идут через Пространства-Времена, неся на своих головах не вазы с цветами и плодами, а тяжесть, нет — не позора за мужей, а несостоятельности Прекрасных идей. С тем вихрем, что рождается в одной точке и уходит в безграничность пространств — в бесконечность времен, не справиться, каков бы ни был «глаз» — Пустотой, «черной дырой», кромешной Тьмой, даже Светом, все источающим — все поглощающим… Идея умозрительна по природе своей. Спиралевидный смерч — данность неотвратимая…

Авторы Эрехтейона пытались объединить противоположные начала: Симметрию — Асимметрию, Вечность — Мгновение, Абсолютное — Живое-Земное, Женское — Мужское, Всевластие — Свободу, ничему не подчиняющуюся, кроме требований Красоты — душевной простоты…

ЭТО НЕ БЫЛО ОТКАЗОМ ОТ РАНЕЕ ОСВЯЩЕННОГО ПРИНЦИПА.
ЭТО БЫЛО РАЗВИТИЕМ ИДЕИ В ПОИСКЕ СПАСЕНИЯ…
МАЛЕНЬКИЙ ЭРЕХТЕЙОН ПЫТАЕТСЯ СНЯТЬ ТРАГЕДИЮ,
СПИРАЛЬЮ УНОСИМУЮ ВО ВСЕ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНА?
ПЫТАЕТСЯ…

Но ведь в Элладе второй после Зевса Богиней Олимпа была Афина? Досмотрим завершение «Панафинейских торжество«…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Третий храм ни в чем не похож на Парфенон… Храм небольшой, даже маленький. Выстроен в Ионическом — не Дорическом — ордере. Посвящен Афине, Посейдону и мифическому герою Эрехтею или Эрихтонию.

Этот Эрихтоний, родившийся со змеиной нижней половиной туловища, был воспитан Афиной, пожелавшей, чтобы он стал царём посвящённого ей города. Придя на афинское царствие, змееногий правитель учредил в честь богини-покровительницы великий праздник “Панафиней”. По имени царя храм и назван Эрехтейоном.

Эрехтейон стоит на месте, где в древности происходил спор Афины с Посейдоном. Не на Олимпе спор происходил, как утверждает западный фронтон Парфенона, — здесь. В полу храма имелось отверстие, через которое был виден след на скале, оставленный трезубцем Посейдона. Перед храмом росла священная маслина — дерево Афины. Неподалеку журчал священный источник. Какие доказательства еще нужны?!

Автор Эрехтейона должен был решить головоломную задачу, поскольку в единой постройке следовало объединить целых четыре древних святыни. И возникло произведение, в котором все было иным — необычным для архитектуры Древней Эллады.

Необычность, прежде всего, заключалась в асимметричном расположении помещений. Использовав неровности скалы, строители подчинили планировку храма рельефу. Так восточная половина здания стала на 3 метра выше западной. Три различных ионических портика примкнули к храму. Над террасой антаблемент стали нести не ионические колонны, а кариатиды.

Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Источник: mif-medyza.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.