Афон сегодня


Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.
 

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой единой конфессии или Церкви, но разделено на несколько направлений.  Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники.[1] Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и соответственно афинскому архиепископу и поминают как предстоятеля церкви вселенского (константинопольского — прим. редакции) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.


Вторая часть греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедальным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.


Ватопедский монастырь

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники фактически заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше похожи на греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные лавки по периметру церкви), а кресла, как в католических костелах или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Это ни для кого не секрет. Вселенский патриарх неоднократно сослужил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Внутренний двор Ватопед

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.
 


Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непоредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлениях в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.


Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.
 

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия обретаются в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.
 

Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.

Типичный монастырский бар на Афоне

Как выразился один мой хороший знакомый:

«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию и даже Россию».


По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?

Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих. Особенно на гостей из России и иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Современные паломники

Но эти внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равночестными как старый, так и новый календарные стили.


т, например, начался рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением канонов ради единства церковного мира и любви. А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Гора Афонъ

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.


Обитель Есфигмену

По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.

Центральный храм Эсфигмену

Центральный храм Эсфигмену

В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков с помощью осады и полиции. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? Только монолог.


Монастрь Эсфигмену

Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.

Иноки Хиландарского монастыря

Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.


Монастырь святого Пантелеимона

На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Монастырь святого Павла

Если верить пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По завету Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, потому что пришел горе конец. А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.


Монастырь Дионисия

В России многие монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное российское иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. А на Афоне мне приходилось находиться в окружении старцев, подвизающихся в иночестве 30–40 лет. Инок со стажем 7–10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось…»

Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.

Туристы на Афоне

Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.

Гора Карул

А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.

Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.

Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…

Беседовал Глеб Чистяков

Источник: ruvera.ru

На сегодняшний день на Афоне действуют 20 монастырей. Их число, согласно уставу монашеской республики, не подлежит изменению. Устав, несмотря на это ограничение, не запрещает, в случае необходимости, организацию новых учреждений (скитов, келий и т. д.). Последние находятся в строгой зависимости от монастырей.
В порядке иерархии монастыри расположены следующим образом:

1. Великая Лавра
2. Ватопед
3. Иверон
4. Хиландар
5. Дионисиат
6. Кутлумуш
7. Пантократор
8. Ксиропотам
9. Зограф
10. Дохиар
11. Каракал
12. Филофей
13. Симонопетра
14. Св. Павел
15. Ставроникита
16. Ксенофонт
17. Григориат
18. Есфигмен
19. Свято-Пантелеимонов
20. Костамонит

Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания. Из 20 монастырей — 17 греческих, один русский (Св. Пантелеимон), один сербский (Хиландар) и один болгарский (Зограф).

Аналогично размерам и численности монашеского братства монастырей, вся территория Святой Горы разделена на 20 районов. Монастырям принадлежат и все строения Афона, кроме поселка Карьес — центра управления Святой Горой.

Афонские монастыри имеют статус «патриарших ставропигальных». Это означает, что они являются самоуправляющимися и не подчиняются никакой другой церковной инстанции, кроме Вселенской Патриархии. Ставропигальные монастыри обязаны возносить имя Патриарха на богослужении, признавать за ним право утверждения игумена и других монастырских властей, судебно-дисциплинарную власть; платить Патриархии ежегодно определенные взносы и давать отчет в экономических делах.

Афон сегодня

КАРЕЯ — СТОЛИЦА АФОНА

Монашеский городок Карея — место заседания Священного Кинота, находится в центре Афона и является его столицей. Здесь построены подворья (конаки) девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты, заседающие в Киноте. Только один монастырь — Кутлумуш, ввиду непосредственной близости от Кареи, не имеет своего подворья.

Помимо подворий в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенные монахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают для продажи различные предметы.

В начале XX века число келий в Карее достигало 120, а население — 700 человек. Здесь располагается и турецкий каймакам (управляющий), с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карее имеются 82 кельи, в которых проживают греки, русские, болгары, сербы и румыны.

Соборный храм Кареи — Успения Богоматери — расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописи Мануилом Панселином. Он украшен также потрясающими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи.

СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ

В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители.

Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту».

Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

С того времени келья, и впоследствии воздвигнутый Скит, торжественно празднует память преподобного Антония Великого (17 января по старому стилю). Престольный праздник в честь Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю) добавился позже.

В 1768 году другой бывший Вселенский патриарх Серафим II разрушил келью и построил на ее месте новую в честь Святого Антония и Святого Андрея. Эта келья была прозвана «Серай», что означает по-турецки «дворец», так как в то время она была самой большой и красивой в Карее. Это наименование сохранилось затем и за Скитом. От кельи остался сегодня только храм, расположенный напротив Андреевского собора.

В 1841 году эту келью приобрели два русских монаха — старцы Виссарион и Варсанофий — от монастыря Ватопеда, которому она принадлежала (и до сих пор подчиняется Скит). В 1849 году по их ходатайству, согласно грамоте патриарха Константинопольского Анфима VI, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого стал иеромонах Виссарион.

С этого момента началось быстрое увеличение численности братии и постройка новых зданий. В центре новосозданного Скита был воздвигнут величественный Соборный храм в честь Святого Андрея (заложен в 1867 и освящен в 1900 году), где хранится лобная кость Апостола.

Период расцвета продолжался недолго. Первая Мировая война и революция в России привели к тяжелым последствиям. Было прервано сообщение Скита с Россией; из Советского Союза приход новых послушников был невозможен. Количество братии быстро уменьшалось. В 1958 году пожар разрушил западную часть зданий Скита. В 1971 году умер последний монах старой братии отец Сампсон.

В 1992 году в Скиту поселилась грекоязычная братия, и в 2001 году прибавились новые монахи.

В настоящее время дикеем Скита является проигумен Ефрем.

ПРИЕМ В МОНАШЕСКОЕ БРАТСТВО АФОНА

В монашество может быть пострижен всякий православный христианин, достигший совершеннолетия. Желающий постричься в монахи подвергается более или менее продолжительному испытанию (от одного года до трех), во время которого его называют докимосом (послушником). После пострижения он передается старцу для нравственного руководства в подвижнической жизни и всецело подчиняется воле своего наставника и руководителя. По степени нравственного совершенства монахи делятся на рясофоров, манатейников и схимников.

ЦЕРЕМОНИЯ ПОСТРИЖЕНИЯ

Как правило, для пострижения выбирается одна из суббот Великого поста. Церемония пострижения совершается перед рассветом, сразу после окончания службы. В это время хор начинает петь псалом, предшествующий пострижению, а типикарь сопровождает послушника из соседней часовни в Соборный храм монастыря.

Послушник во время обряда одет во фланель, длинные штаны и носки, причем вся одежда из белой шерсти. Голова его не покрыта. В таком виде он подходит к алтарю для того, чтобы заявить, что его единственным желанием является «облачение во Христа». Перед этим типикарь выводит послушника в центр храма для совершения коленопреклонения.

Затем подводит его к большим иконам аналоя и иконостаса, которые он должен поцеловать. В конце послушника передают игумену, которому он должен преклониться и поцеловать руку. Игумен держит в руках свечу и ведет его в Царские Врата, где должен происходить обряд. Там, в абсолютной тишине, послушнику задают многочисленные вопросы, ответы на которые должны убедить всех присутствующих в степени его готовности к вступлению в новую жизнь. Задаваемые вопросы касаются триптиха монашеской жизни: отказа от земельной собственности, послушания и девственности.

По окончании этого своеобразного диалога начинают читать Катехизис, в общих чертах повествующий о неземной жизни монаха. Послушнику напоминают, что ему придется отказаться от личной свободы, от любимых людей, от вещей и привычек. «Как монах, ты останешься голодным и жаждущим, нагим и отверженным; многие будут ругать и издеваться над тобой. Однако претерпев все эти лишения и трудности радуйся, тебя ждет великая слава на небесах».

Чтение Катехизиса заканчивается вопросом к послушнику о том, осознает ли он всю ответственность предпринимаемого шага. После положительного ответа начинается чтение трех благословений.

В первом благословении священнослужитель желает, чтобы Бог стал для послушника «неприступной стеной, камнем терпения, поводом для мольбы, источником решимости и соратником в мужестве».

После первого благословения происходит чтение второго. Оно обращено к Святой Троице: «… Господи Всевышний, не оставь без внимания своего покорного слугу (…такого-то)». В этот момент восприемник дает послушнику новое имя, монашеское.

Последнее благословение произносится тогда, когда пострижение находится в апогее своей святости. Оно обращено к восприемному Отцу с просьбой оказать покровительство новопостриженному. В конце благословения потрясенный торжеством обряда монах слушает: «Сам Христос невидимо присутствует здесь. Видишь, что никто не принуждает тебя принять эту схиму? Видишь, что ты добровольно хочешь обручения с великой ангельской схимой?»

В заключение осуществляется непосредственно сам обряд пострижения. Священнослужитель протягивает монаху ножницы, лежащие на Священном Евангелии. Ножницы должны три раза перейти из рук монаха в руки восприемника, а от него — к священнослужителю. Неторопливый ритм этого действия подчеркивает свободное волеизъявление монаха, а также контролирует устойчивость его чувств перед монашеской схимой. Взяв в руки в третий раз ножницы, священнослужитель стрижет монаха крестообразно, состригая символически несколько волосинок с его головы.

В этот момент хор поет «Господи помилуй» и монаха облачают в совершенно новое, сшитое для этой церемонии, одеяние. Затем произносятся еще два благословения, напоминающее монаху о его великом призвании.

Обряд заканчивается передачей новопостриженному лампады, креста и четок, а также благословением и объятиями со стороны монашеского братства. Послушник вступает в новую жизнь, монашескую.

СЛУЖБА

Знак к началу службы, с точки зрения мирянина, подается весьма любопытным образом. Искусный экклисиарх (заведующий монастырским храмом), сначала на ручном биле выбивает трель, обычно называемую «током», при этом трижды обходит соборный храм. Затем на колокольне попеременно ударяет в «древа тяжкая», в «била железная» и «клепала»; заканчивает все это трезвоном на колоколах. Все монахи должны по этому призыву явиться в церковь.

За ходом богослужения наблюдают игумен и типикарь. Службы в монастырях длинны, особенно, под воскресенье и праздничные дни. «Бдения», как их называют, длятся около 12—14 часов. Каждый из монахов в храме занимает стасидию, своеобразное стоячее кресло, и опершись локтями на подлокотники слушает службу.

Самое сложное во время всенощных бдений — это борьба со сном и усталостью. ПО правилам многих монастырей экклисиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и будить задремавших, трогая за плечо.

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ И РАСПОРЯДОК ДНЯ

Жизнь монахов на Афоне всецело посвящена православной церкви и проходит, главным образом, в молитвах и служении Богу.

Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь. В дальнейшем вся система меняется, приспосабливаясь к закату солнца. В мае разница с европейским временем составляет около 5 часов. Только в Ивере жизнь монастыря строится по халдейской системе отсчета времени — с восхода солнца.

Русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в конце 20-х годов нынешнего столетия, описал будний день Пантелеимоновского монастыря следующим образом: «… Утреня в Пантелеимоновском монастыре начинается в шесть утра — в час ночи по нашему. Она продолжается 4—4,5 часа. За ней (здесь и далее считаю по-европейски) идет литургия — до 6 часов, следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение — характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти — „послушания“, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы (в лес, на виноградники, огороды…). В девять утра — трапеза. Затем до часу — вновь послушания. В час — чай и отдых до трех. Послушания — до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало — большинство на работе… В шесть вечера — вторая трапеза, если это не постный день… Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет „келейное правило“, т. е. молитва с поклонами в келии. После каждой краткой молитвы монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике, кладет земной поклон. Таким образом рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный около тысячи, схимник до полутора тысяч (не считая соответствующих земных). На монашеском языке это называется „тянуть канончик“. Рясофор тянет его часа полтора, схимник — до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные — около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого монаха есть еще свои дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монах не более четырех часов, а то и менее…»

Свидетельство русского писателя начала XX века отражает реальную жизнь монашеской общины и сегодня. На протяжении ее тысячелетней истории она претерпела незначительные изменения.

ПИЩА МОНАХОВ

Пища афонских монахов чрезвычайно бедна и не отличается большим разнообразием. Обычно это хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещается), маслины, бобы и овощи. Рыба появляется на монашеских столах только в дни праздников, а мясо запрещено монастырским уставом.

Монахи принимают пищу в большой трапезной, обычно в афонских монастырях узкой и длинной, украшенной живописью. Прием пищи является последним актом литургии и ее неотъемлемой частью. В глубине трапезной находится место для игумена. Рядом с длинным столом находится кафедра, которую занимает назначаемый по очереди чтец. Все кушанья подаются одновременно, все, что стоит на столах, освящается, так как неосвященного никто не ест. Начинают есть монахи после соответствующего знака игумена и по его жесту заканчивают. Характерно, что стол игумена совершенно тот же, что и стол последнего рясофора — в пище все монахи равны.

Первым из-за стола выходит игумен, за ним — молча все остальные. У дверей находятся чтец, повар и трапезарь. Они, низко кланяясь, просят прощения, если что было не так.

Наконец, отметим, что во вторник, четверг, субботу и воскресенье монахи принимают пищу дважды: утром, после литургии, и вечером. В остальные дни (понедельник, среду и пятницу) один раз, но не по окончании утренней литургии, а в обед.

Источник: www.afos.su

Афон сегодняС богословской точки зрения Святая Гора – это по преимуществу место святости. С социальной, святогорское государство – это древнейшая республика, которая продолжает действовать с момента ее основания и поныне.
Жизнь и традиция на Афоне никогда не прерывались. Не было такого периода, когда он утрачивал свою идентичность или забывал о своей миссии в Церкви и мире. Его миссия – создавать подлинного человека по подобию Божию, то есть святых, развивая и распространяя живую традицию обожения в мире.
Святая Гора отличается уникальностью жизни, скрывает тайну, силу к возрождению, которая направляет к Небу. Потому и многие паломники, которые приезжают сюда, да и те, кто имеют какое-то общение или какую-то связь с Афоном, обретают свой внутренний духовный покой и полноту.

Афон сегодняВажное место в деятельности афонского общежития занимает прием паломников. Невозможно представить себе ни один монастырь Святой Горы без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию.

Монахи в любом монастыре являются его временными жителями и распорядителями на какое-то время, а затем передают как само место, так и дух монастыря следующему поколению монахов как священный завет, чтобы те содержали его и продолжали его традиции, так чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники.

Несмотря на то, что Святая Гора является неотъемлемой частью греческого государства и находится под духовным покровительством Вселенского Патриархата, она носит вселенский характер. Афонские монахи – выходцы из разных стран.

Афон сегодняДа и приезжающих на Афон называют не посетителями, а паломниками, потому что они совершают не увеселительную поездку, а приезжают поклониться местным святыням, приезжают из всех частей света, представляя разные культурные, духовные и даже религиозные традиции.

В 2010 году только один  монастырь Ватопед предоставил ночлег 40 000 паломникам.

 

В лице любого паломника афонские монахи видят не просто какого-то человека, но образ Божий, самого Бога. Как говорит авва Аполлос о приеме братий: «Когда приходят братья, нужно с уважением поклониться. В этот момент мы кланяемся Богу, а не им. Потому он и говорит, что «увидеть брата своего – значит увидеть Бога».

Афон сегодняВ лице ближнего монахи узнают Бога, а потому совершают свое служение с радостью, смирение и любовью. Эта любовь бескорыстна, носит жертвенный характер. Монах ничего не ожидает получить от паломника.

Паломник не платит за оказываемое ему гостеприимство. Монаху, который несет послушание, никто не платит, и он никак не соприкасается с деньгами. Гостеприимство в монастырях Святой Горы оказывается бесплатно, потому что так хочет Хозяйка этого места, Игумения Святой Горы – Госпожа Богородица.

Все это настолько человечно, настолько просто, но, тем не менее, почти неизвестно сегодня в светском обществе. Бескорыстная любовь, которая на самом деле только и есть истинная любовь, явленная в мире Христом, не только перестала существовать, но очень часто почитается людьми за безумие.

Афон сегодняДеньги, целесообразность, эксплуатация человека человеком возведены в цель и идеал современного общества. Потому дух и нрав Святой Горы, который являются духом и нравом бескорыстной любви, приходят, как плодородная духовная роса, с целью улучшить и очеловечить жизнь в мире.

Это единственное общество, цель которого и свободно выбранный идеал – бескорыстная любовь, любовь во Христе, и отход от нее считает грехом.

Это общество, которое выбрало в качестве идеала то, что может действительно духовно объединять людей, а не то, что уже с самого начала гарантирует разделение среди них, то есть корыстолюбие и эксплуатацию ради прибыли.

Афон сегодняДругая любезность, которую оказывают афонские обители паломникам – поклонение святым мощам и чудотворным иконам, что бывает в рамках экскурсии по главному монастырскому собору Кафоликону.

Потому что нет на земле ничего более драгоценного и важного, чем присутствие святых, которое постоянно обеспечивается в мире благодаря их мощам. В этом и состоит цель Церкви – порождать святых.

В мощах святых обитает благодать Божия – эта нетварная энергия, излияние Божественного Бытия. Прикладываясь к этим святым мощам, паломник принимает даром божественную Благодать.

На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.

В нашей обители хранятся более двухсот частиц святых мощей, таких как: святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, Иоанна Предтечи, святых апостолов Андрея Первозванного и Варфоломея, великомученика Пантелеимона, Иакова Персиянина, и, конечно, самая главная святыня, – Честной Пояс Божией Матери.

Афон сегодняОдин паломник, испытывавший проблемы с руками, которые были парализованы, так что он не мог ими пошевелить, приложившись к Честному Поясу в нашем монастыре сразу же исцелился.

А у другого была серьезная проблема с поясницей. Приложившись к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», одной из семи чудотворных икон, пребывающих в нашем монастыре, он почувствовал, как его как будто прошиб электрический разряд, и в тот же момент он исцелился

Прикладываясь к святым мощам, многие паломники, нашего монастыря ощущают благоухание. Это благоухание имеет не естественное происхождение, мы не поливаем святые мощи ни одеколоном, ни духами. Источник этого сверхъестественного благоухания – Благодать Святого Духа.

Паломникам предлагается и поучение. Обычно послушание произносить поучение возлагается на старца монастыря, хотя какой-либо брат всякий раз по поручению старца может обращаться со словом на собраниях паломников.Афон сегодня

Там обсуждаются вопросы практического характера, имеющие отношение к духовному назиданию паломников, и даются ответы на вопросы и недоумения самих паломников.

Богословское слово или беседа имеет разные степени. Назовем некоторые виды богословской беседы.

Вначале идет катехизическая беседа. Это слово может произнести богословски образованный человек перед слушателями, не имея соответствующего опыта. Однако и она может принести пользу слушателям, как указывал Христос: «все, что они велят соблюдать вам, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте».

В качестве второй ступени можно считать опытное слово, когда оно является выражением и изложением, порождением ума, который опытно соединяется и общается с воипостасным Богом Словом.

Афон сегодняЭто слово «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа», способно исцелить и возродить «труждающиеся и обремененные» сердца людей. Отеческое слово – это, в основном, опытное слово, которое имеет непреходящую духовную силу и вечную огромную ценность.

Но есть еще одна высшая ступень слова – рассудительное слово. Речь идет об особой, откровенной беседе, обращенной харизматичным старцем лично христианину. К этой категории рассудительного, проницательного слова относится и случай, описанный в Отечнике, когда некто с болью настойчиво просит авву Евпрепия: «авва, скажи слово, как мне спастись?»

Афон сегодняПодобное рассудительное отеческое слово может стать источником подлинного вдохновения и духовного подкрепления паломника.

Вне Афона я встретил одного мирянина, который ведет духовный подвиг, и он поведал мне, что уже три года не был на Святой Горе, но все эти три года его духовно поддерживало слово, обращенное к нему тогда одним афонским монахом.

Совершенное, идеальное состояние в таинстве божественной исповеди это когда духовник предлагает рассудительное слово, а исповедник с послушанием воспринимает его. Здесь необходимо заметить, что большинство христиан впервые исповедуются в каком-нибудь монастыре.

Сколько паломников вернулись домой «в ином образе», обновленные, преображенные Благодатью Божией! Скольких разводов удалось избежать и сколько разделенных семей обрели желанное единство и теплую любовь при участии добродетельной жизни афонского духовника!

Афон сегодняА сколько паломников, соприкоснувшись с харизматичным духовником, не находили выход из терзавших и мучивших их годами тупиковых проблем?

Паломник, останавливающийся в афонском монастыре на один или несколько дней, с необходимостью будет общаться с братией монастыря, увидит их общежительный образ жизни, и по силе будет подражать ему.

«Общежительный монастырь это совершенная евангельская община лика апостолов, мучениколюбивых первых христиан, добрых подвижников благочестия, основное попечение которых – беспопечительность отрешенной от суеты мира жизни во Христе».

Афон сегодняПо характерному выражению нашего приснопамятного старца Иосифа, общежительный монастырь – это «небо на земле: хотя общежительная обитель существует во времени и пространстве и находится в мире сем, но она не от мира сего».

В мире, который погружен в мимолетную суету и исполнен волнениями и тревогами повседневной жизни с многочисленными трудностями и безвыходными ситуациями, не задумываясь о том, что может быть существует и что-то иное, отличное от повседневного, что может дать ответ на вопросы, терзающие и мучащие его, Святая Гора Афон открывает новые перспективы жизни.

В одномерной плоской жизни она предлагает устремленное ввысь многомерное общение с Богом и Его святыми: совершенно отличным и очень часто противоположным светскому образом взирая на вещи, она действительно освещает запутанную и исполненную безвыходных ситуаций мирскую жизнь.

Афон сегодняТаким образом, человек может, в конце концов, не только положительным образом воспользоваться благоприятными условиями жизни, но и творчески встретить трудные обстоятельства, неудачи, беды, да и саму смерть.

Афон предлагает такой способ жизни, который в конечном итоге освобождает человека от страха смерти со всеми его болезненными последствиями и делает его подлинно свободным.

На Святую Гору, как и вообще в любой православный монастырь, приходят люди, оставляющие мир и мирской образ жизни. Это явление может рассматриваться, да с одной стороны, так оно есть, как антиобщественное.

Но отличают его существенным образом от любого антисобщественного явления следующие черты.

Монах оставляет мир не из-за вражды к нему, но из-за любви ко Христу и желания более полного с Ним общения, а через Него и со всем миром. Он отрицается не мира и общества, но мирских помыслов, ведь потому-то он и ищет истинного общения во Христе.Афон сегодня

Так монашеская община, и особенно общежитие Святой Горы Афон, представляют собой «своего рода «антиобщество», которое не заключая в себе понятия противоречия по отношению к мирскому обществу, создает предпосылки для более последовательной христианской жизни, когда человек переживает свою социальность объемно и уравновешенно, в его горизонтальном и вертикальном измерении.

Монашество предлагает образец жизни. В частности, общежительное монашество выражает квинтэссенцию Православия.

Можно сказать, что все общество верующих, как это отмечает и преподобный Феодор Студит, является «общежительной Церковью».

А монашеское общежитие представляет собой наиболее последовательную попытку ее исторической реализации». Византийские императоры становились ктиторами, дарителями и благодетелями монастырей Святой Горы Афон потому, что знали пользу, которую принесет обществу создание обителей.

Афон сегодняДуховная закваска, которую предлагает обществу общежительный монастырь, способна заквасить все общество к большей пользе. Можно ли представить, чтобы тот, кто получил заповедь от Христа «любить своего врага» нанес вред обществу?

Можно ли представить, чтобы тот, кто получил заповедь «быть святым», быть гражданином «небесного отечества», подвизающимся для достижения обожения, не был бы одновременно прекрасным и добрым гражданином отечества земного?

Общежительный монастырь – это мастерская добродетели и святости. Как подчеркивал блаженный старец Иосиф Исизаст: «истинный монах – это плод Святого Духа».

Этот тот, кто подлинно обретает в своем сердце сначала самого себя, а затем Бога, а рядом с Ним – весь мир. Сегодня на Афоне есть монахи, которые забыли самих себя, они не молятся о себе, но непрестанно часами молятся о мире.

Это и есть самый существенный вклад афонского монашества – молитва о мире и спасении всего мира. Паломник, который соприкасается с этими монахами, даже если он и не будет говорить с ними, получит пользу от их присутствияАфон сегодня

В Отечнике есть рассказ о трех братьях, которые имели обыкновение приходить к Антонию Великому и задавать ему волновавшие их вопросы о духовной жизни. Один из них всегда молчал и никогда ни о чем не спрашивал авву Антонию. И как-то раз авва Антоний сам спросил этого брата: «Вот, столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня». А брат ответил: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче».

Паломник, который следует распорядку жизни монастыря, приходит и на службы. В Кафоликоне афонского монастыря он участвует в разумной и мысленной службе, которая приносится Богу «едиными усты и единым сердцем».

Служение Богу, это дело не человека, но есть таинство, превосходящее человеческий разум. Богослужение – это действие Святого Духа в Церкви. Богослужение совершается «со всеми святыми». На нем присутствуют не только монахи, клирики и паломники, но и святые, ангелы, Божия Матерь и Христос. Это тайноводствие, которое возвышает и преображает человека.

Несколько лет назад один четырехлетний ребеночек видел в алтаре Кафоликона нашего монастыря множество ангелов, которые, конечно, были невидимы многим, но, однако, они были.

Подобный опыт часто имели и многие святые служители алтаря. Но каждый в зависимости о того, сколько может принять, и собственной чистоты, получает и свою награду. Сколькие не заходили в храм в состоянии помрачения, возбуждения и тревожного ожидания, с чувством отчаяния, а выходили просвещенными в мире и радости!

Афон сегодняСвятая Гора Афон действует как духовная лечебница. Она является лечебным центром и духовным оазисом в пустыни безбожного мира, мира дезориентации и абсурда. Это перст, указующий на небо, который делают безопасным наш путь к Отцу.

Блаженной памяти старец Паисий говорил, что «если бы люди почаще бывали в монастырях и завязывали духовные отношения с монахами, тогда бы закрылись многие психбольницы». В монастыре монах подвизается для достижения святости, он призван действовать как закваска для духовного преуспеяния и спасения мира.

Нет ничего более значительного и важного для человека, как его спасение.

Человек любой эпохи, и намного более современный человек, пребывает в состоянии духовного разделения, раздробления, полного отчуждения от самого себя. Ему необходимо исправление, восстановление и спасение. Он должны стать цельным, обрести самого себя, истинного человека.

Именно это спасение столь необходимо современному человеку, и он может познакомиться с ним и вкусить его в благословенном и освященном Уделе Божией Матери – Святой Горе Афон.

Игумен монастыря Ватопед, схиархимандрит Ефрем, 2011 г.

Источник: blagosloven.ru

Как сообщает портал agioritikovima1 прекратившие поминовение патриарха монахи получили уведомление о необходимости оставить свои кельи. Всего число иноков непоминающих патриарха из-за несогласия с решениями Критского собора и экуменической политикой Константинополя превысило сто человек. 

Многие из несогласных отказываются добровольно покидать свои келии, в результате чего их возможное удаление с Афона станет насильственным и вызовет большое недовольство в православном мире.

Справка AgionOros.ru

«Святой и Великий Собор» на Крите встречает на Афоне серьёзную оппозицию. Перед собором ряд святогорских монастырей и Священный Кинот выступили с критикой подготовленных для принятия документов. По окончании собрания на Крите более 50 монахов-келиотов ( в том числе авторитетный старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту (административному органу управления Афоном) и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского патриарха Варфоломея.

Старцы призвали Кинот собрать “священный синаксис” (собрание) с единственной темой — осудить тексты Критского Собора. В письме подчеркивалось, что старцы изучили “тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и архиереев… Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим”.

Авторы обращения привели 12 доводов. Среди них отмечалось, что Собор следовал “новым подходам по темам и в практике”, не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. “Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках предсоборного процесса”, — отметили авторы письма.

Святогорцы заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, “наконец, достигли своей цели — признания сект церквами”, то есть “папство, как и другие еретики, признаются церквами, и не ересью”. В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.

“Поэтому мы просим и ожидаем, рассматривая это как вашу духовную обязанность и долг, созвать чрезвычайный двойной синаксис и осудить, на основании изложенного выше, этот так называемый собор как еретический, неканонический и разбойничий”. Старцы предупредили, что если этого не сделает Кинот, то тогда они сами будут вынуждены это сделать и прекратить поминовение Константинопольского патриарха на богослужениях. Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов. 

1 http://www.vimaorthodoxias.gr/agioreitika-nea/agio-oros-diochnoun-tous-monachous-pou-den-mnimonevoun-ton-patriarchi/

Источник: rua.gr


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.