Гора афон история


image002

Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики, примыкающем к северной части континентальной Греции. Ее высота 2033 метра. История христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Во многих рукописях, копии которых хранятся на Святой Горе, имеются рассказы о Ее пребывании на Афоне. Отрывки из рукописей следующие: «Когда апостолы бросали жребий, решая, кому, куда идти проповедовать Евангелие, Матерь Божия попросила и для себя Удел, чтобы и Ей участвовать в деле проповеди.


по жребию досталась Иверия (Грузия), но когда Она собралась в путь, Ей явился архангел Гавриил и сказал: «Мати Божия, Дево, Иисус Христос, Рожденный от Тебя, Повелевает Тебе не покидать Иудею, не уходить из Иерусалима, поскольку место, уготованное Тебе в Удел – не Иверия, а полуостров в Македонии, называемый Гора Афон, и Он просветится светом лица Твоего и примет благословение». Услышав это повеление, Богородица отправилась на корабле на проповедь Евангелия на Афон. Матерь Божия была рада, что Ей достался для проповеди этот Удел. Она начала молится: Сыне Мой и Боже Мой, благослови место сие, сей Мой Удел, и сохрани Его до самого конца мира, а также тех, кто живет здесь, ради святого имени Твоего…». После того, как Богородица так помолилась, с Небес послышался голос: «Все, о чем Ты просишь, Мати Моя, будет исполнено Тебя ради, если иноки сами будут соблюдать Мои заповеди. С этого дня место сие будет Твоим Уделом, Твоим садом и раем, гаванью спасения для тех, кто желает спастись, убежищем и укрытием, тихой пристанью покаяния для людей, обремененных грехом»
.

Есть второе, наиболее традиционное предание, согласно которому Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но на пути их кораблю сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, рядом с тем местом, где сейчас располагается Иверский монастырь. Она так полюбила красоту этого полуострова, что попросила своего божественного сына дать Ей его в Удел. Он с радостью отдал это место Матери как Ее «наследство и сад, рай и пристань спасения».


Неизвестно, когда возникли первые монашеские поселения на Горе Афон. До нас дошли имена первых насельников Святой Горы: преподобный Петр Афонский, который был аскетом-отшельником и жил приблизительно с 681 по 734 год и преподобный Евфимий Солунский, живший в 8 веке.

В 885 году император Василий I издал указ с официальным признанием того факта, что Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам, которые раньше находились здесь беспрепятственно закрыли доступ на территорию полуострова. В конце 10 века император Алексей Комнин I распространил запрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин  IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается  до сих пор.

Всего на полуострове имеется 20 главных монастырей (по старшинству): Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопетр, Святого Павла, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Есфигмен, Святого Пантелеймона и Костамонит, а также 12 скитов: Пророка Илии (русский), Святого Иоанна Предтечи (румынский, подчиняется Великой Лавре), Святого Андрея (русский), Пресвятой Богородицы (болгарский), Благовещения Пресвятой Богородицы, Новый скит, Святого Димитрия, Праведной Анны, Кавсокаливия, второй скит Иоанна Предтечи (подчиняется Иверскому монастырю), Святого Пантелеймона и Святого Димитрия.

Источник: 7555559.ru

Домыслы и история


В уникальной истории некоторых монастырей Афона однажды наступил момент, когда вековая память была утрачена и появилась необходимость написание летописи их становления и дальнейшего развития. Такого рода летописи впервые стали появляться в начале XIV века, а в XVI веке распространились под общим названием «Патриа». По прошествии многих лет ход истории и событий было восстановить достаточно трудно и вследствие этого пустоты заполнялись домыслами и придуманными историями далекими от реальности. Ситуация усугублялась тем фактом, что некоторые монастыри пытались датировать свое основание как можно более ранним периодом.

То же самое наблюдается в попытке установления происхождения названий некоторых монастырей. Например, монастырь Каракал часто связывали с именем римского императора Каракалла, не смотря на то, что тот поклонялся языческим богам, так как память о возможном византийском основателе монастыря Каракалле была утрачена. Монастырь Ватопед обязан своим названием равнине (πεδιάς) с малиновыми кустами (βάτος), но слово «равнина» в греческом языке созвучно со словом «дитя», и удивительная история о спасении сына императора Феодосия I в этих краях звучала более уместно для такого значимого монастыря. Монастырь Стравоникитас не обладал благозвучным названием (στραβός – в переводе на русский означает «косой»), оно было изменено на Ставроникита (σταυρός – крест). Никому неизвестный Кастамонит уступил свое место императору Констанда и монастырь Кастамонит стал называться  Констамонит.


Очевидно, что в общей схеме присвоения названий прослеживается тенденция их соотношения с императорской семьей: основание Константином Великим, разрушение при Юлиане и восстановление при Феодосии I и его династии. Вполне логично, что другой период массовых разрушений приходится на эпоху иконоборчества. Развитие монашества в регионе принято считать заслугой епископа Климента, пришедшего в эти края с данной целью из самого Иерусалима. Изучение истории императорских домов и Константинополя того времени показывает, что монархи действительно основали ряд монастырей, но по большей части в столице Византии, а не на отдаленном полуострове.

Другие предания, освященные в летописях, имеют отношение к аватону Святой Горы. Традиционно считается, что Пресвятая Богородица и Евангелист Иоанн оказались на Афоне в результате сильнейшего шторма, вынудившего их причалить к его берегам. Не смотря на языческие верования местных жителей, Богородица, восхитившись красоте здешних мест, обратилась к  своему Сыну с просьбой передать ей эти земли в дар. Глас, раздавшийся с небес, возвестил: «Да будут эта земля твоей судьбой и раем и причалом спасения для всех спасения страждущих».  С тех самых пор Святая Гора считается садом Божьей Матери, единственной женщины, которой здесь есть место.

Появление первых монахов


В конце III века появилась тенденция удаления от организованных сообществ в пустынные районы, которая впоследствии закрепилась и положила начало развития монашеской жизни.

Этот образ жизни, появившийся в лоне Церкви в момент ее становления, шел вразрез с существовавшим тогда образом общественной организации, так как сосредоточил свое внимание на самом главном его аспекте, отрицая все сопутствующие факторы. Единственная ценность существования – это душа, а весь мир с его благами не имел никакого значения, ввиду того, что любые ценности обесцениваются, если потерять бесценную душу. Желающего стать достойным того, чтобы предстать перед Богом, ожидала жестокая борьба с соблазнами внешнего мира. Как возвестил Христос, во время этой борьбы необходим особый контроль над своими желаниями и над способами их достижений. Желающий пройти Его путем должен отречься от самого себя, поднять Его крест и последовать за Ним, чтобы обрести небесное богатство.

Именно эти принципы высокой этики и морали легли в основу жизни первых христиан, возжелавших пребывать в особом аскетизме и строгости, отрекшихся от благ земной цивилизации и сосредоточившихся на посте и молитве.

В середине III века и в большей степени в начале IV века, когда ужесточились гонения на христиан, многие из них были вынуждены уйти из городов. Даже с прекращением гонений количество пустынников продолжало возрастать. Удаляясь в малодоступные, пустынные области, они обрекали себя осознанно на гонения другого рода, становясь «мучениками совести» в борьбе с демонами и соблазнами. Сама жизнь была для них борьбой, и лишая себя этой борьбы, они лишали себя надежды на спасение.


По прошествии времени аскеты искали все более отдаленных мест, и чем дальше они жили, тем большее уважение и восхищение они вызывали. Первым настоящим монахом пустынником принято считать Антония Великого (251-356), чье житие с великим вниманием и любовью записал Афанасий Великий. Проживший в пустыне более 70 лет, он снискал уважение правителей и обычных людей, а также послужил примером для аскетов в Египте и других странах Ближнего Востока. Его последователи сами обеспечивали себе жилье, пропитание, одежду и пребывали в постоянной молитве.

Этому образу жизни противопоставляется киновиальное устройство организации, развитию которого положил начало Пахомий Великий (292-346) в Верхнем Египте, взяв под контроль все аспекты жизни монахов, такие как: проживание, одежда, питание и работа. С этого момента женщины также могли стать монахинями, так как жизнь в пустыне для них была небезопасна.

Преподобный Макарий и Антоний Египетский придали пустынникам некое подобие организации, создав систему, по своему устройству, находящуюся между отшельническим и киновиальным образом жизни.


е монахи жили в удаленных друг от друга кельях, но в каждом таком сообществе появился его глава – пресвитер. Центром жизни монахов таких сообществ стал храм, где они собирались в субботу вечером на всенощную и утреннюю службы, за которыми следовала совместная трапеза. Храм строился, как правило, в центре заселенной области, на перекрестке, который выполнял также функции агоры (рыночная площадь и место собраний). Эти центральные районы с агорой получили название «лавра»; отсюда это название распространилось и в другие монашеские сообщества, дойдя впоследствии до Святой Горы. Четыре таких сообщества образовалось в районе Египта под названием Скити, некоторые сообщества были организованы в других районах Египта, а также в Палестине. В раннюю эпоху эти сообщества называли «скитами» из-за их географического местоположения, а не из-за аскетов, проживающих в них, как считалось многими исследователями.

В первое тридцатилетие IV века эта система устройства монашеских сообществ завершила свое развитие. По прошествии нескольких десятилетий благодаря Василию Великому появилась еще одна система организации. Василий Великий, начав свой путь в пустынных районах Понта, сумел перенести этот образ жизни в городские центры, утверждая, что человек – это «животное прирученное и социальное, а не одинокое и дикое» и ничто не подходит нашей природе больше чем общение. Таким образом, он основал систему киновии, относящейся к организации монастырей, благотворительных учреждений, детских домов и школ, не подходящую, однако, для монахов – отшельников.


Независимо от того, придерживается ли монах одной из четырех систем образа жизни, или какому-то из измененных ее вариантов, главной целью остается единение с Богом.

Неизвестные периоды монашества на Афоне

Монашество очень быстро распространилось и за границы Египта, во все отдаленные уголки империи, начиная с побережья Средиземного Моря, затрагивая в дальнейшем даже Северную Европу. Начиная с IV века, оно уже распространилось во Фракии, а  веком позднее достигло Эпира. Представляется невозможным, чтобы район Македонии, находящийся между этими областями прошел незамеченным.

Вполне вероятно, что монашество в Македонии появилось также в IV веке. С началом великих гонений Максимиана, в 303 году, три женщины из Салоник, следуя закону Божьему, оставили свою родину, семью и богатства из-за любви к Богу и возжелав других благ – небесных. Не смотря на то, что они были пойманы и приняли мученическую смерть, было бы ошибочно полагать, что это был единственный случай отречения от всего мирского, или же, что все монахи были пойманы и казнены. Гора, на которую удалились эти женщины и другие христиане – это, скорее всего, Хортиатис, находящийся неподалеку от города Салоники.

Афон, соседствующий с такими важными христианскими центрами, как Салоники, Филиппы, Амфиполис и Аполлония, должен быть принять христианскую веру довольно рано и его жители, в большинстве своем, должны были быть христианами уже в IV веке. Вершины и склоны Афона как нельзя лучше подходили для аскетов. Отсутствие упоминания монашества на Афоне в этот период времени можно объяснить его особым характером уединения и скромности. Период духовной жизни Греции с 400 по 800 годы остается мало освященным в письменных источниках.


О ранней стадии развития монашества на Святой Горе свидетельствует фраза из сигиллия Льва Мудрого о «так называемых старцах древней кафедры». По-видимому, речь идет не о простых монахах, а именно о старцах, в значении высших советников, которые заседали на кафедре. Упоминания о старцах встречаются в Типиконе императора Цимисхия, в котором говорится, что миряне могут ступить на землю Афона только при условии вторжения иноземных захватчиков и «с общего разрешения старцев». В Типиконе Мономаха также упоминается «общее решение старцев».

Термин «древняя» означает, что период расцвета этого устройства организации приходится на далекое прошлое и может быть обозначен как 200 или 300 лет назад до момента составления этого документа в IX веке.

Афонская пустыня

До сих пор остается неясным, каким образом опустели и исчезли древние города на территории Афона. Мнение некоторых ученых о том, что это произошло в V веке, по причине набегов Славян представляется маловероятным, так как новейшие исследования датируют вторжение Славян на территорию Македонии VII веком. Однако, нет никаких сведений о такого рода вторжениях на полуостров Халкидики.

Наиболее вероятной представляется теория о нападении пиратов в VII веке на эти территории, вынудившем мирян оставить свои города. Монахи не представляли особого интереса для захватчиков, так как жили уединенно в отдельностоящих каливах и кельях. Когда к давлению внешних факторов прибавилась угроза, исходящая из самой империи в период иконоборчества, и Кафедра Старцев была распущена, Афон практически опустел, и его население составляли, в основном, монахи.

Становление монашества


Историк Генезий упоминает в своем труде, что в 843 году на соборе присутствовали представители Святой Горы. В этот же период на Афоне появляются две известные и глубоко почитаемые исторические личности: Петр Афонский и Евфимий Новый. Труд Николая Афонского, написанный в X веке, служит письменным историческим источником, упоминающим о присутствии Петра Афонского на Святой Горе. Петр служил в императорских войсках и был захвачен Арабами в плен. После своего чудесного освобождения, стараниями святого Симеона, по указанию святого Николая, он отправился в Рим, где принял монашеский постриг. Возвращаясь из Рима на родину, Божественным провидением Петр оказался на Афоне, где и прожил последующие 53 года, пока не почил в своей пещере. Все это время он питался корнями и травами, а его борода опускалась до самых ног, как у святого Онуфрия.  Петр не встретил за эти годы ни одного человека, лишь на 53й год он повстречал охотника и настолько повлиял на него своим примером, что и тот возжелал уединения. Вернувшись на это место спустя год, в сопровождении двух монахов, он обнаружил старца мертвым. Его мощи были размещены в монастыре Климент, на месте сегодняшнего монастыря Иверон.

Житие Петра Афонского, составленное Григорием Паламой в XIV веке, описывает чудеса, совершенные Петром во Фракии.

Информация о взятии Петра в плен Арабами позволяет датировать и его прибытие, и жизнь на Афоне в период с 780 по 833 гг.

Житие Евфимия Нового было записано его учеником Василием Салоникийским. Рожденный в Малой Азии в 824 году, в возрасте 18 лет он прибывает в монастырь на Олимпе и по прошествии 18 лет, в 859 году, обосновывается на Афоне. Его имя тесно связано с армянским монахом Иосифом, с которым в течение 40 дней они прожили на четвереньках, питаясь травой, и условились прожить три года в одной пещере. Через год Иосиф был вынужден прервать свой обет. Когда Евфимий еще спустя два года вышел из пещеры, он увидел, что вокруг нее собралось множество монахов. Так в 862 году он собрал вокруг себя последователей, вдохновленных его примером. Речь не идет о создании лавры, но, безусловно, образовалось некое духовное братство. Спустя год Евфимию пришлось вновь вернуться на Олим. На протяжении всей своей жизни ему пришлось неоднократно покидать Афон и возвращаться в эти святые места. В общей сложности он прожил здесь всего около 6 лет, однако, сыграл очень важную роль в распространении монашества не только на полуострове, но и во всей Македонии.

Тот факт, что эти два почитаемых аскета прибыли на Афон издалека не означает, что и монашество было принесено на полуостров извне. Очевидно, что если бы на этой территории не процветало монашество, то и за пределами Святой Горы об этих местах было бы неизвестно.

Существуют свидетельства о прибытии на Святую Гору монахов из Палестины, в VII веке, по причине гонений Арабами. Наиболее вероятной, однако, кажется версия о распространении монашества с появлением здесь монахов, спасающихся от гонений иконоборцев. Тем не менее, трудно представить, что первые монахи появляются здесь в VII веке. Очевидно, что уже в 5 веке полуостров был заселен отдельными монахами, а в VII и IX веках случились периоды упадка, обусловленные вторжениями пиратов и иконоборчеством.

По окончании периода иконоборчества монахи вновь стали организовываться в небольшие общины. В 865 году, когда Евфимий прибыл на Афон в третий раз, монахов здесь было столько, что можно было представить себе население целого города. По примеру древних монахов Скитской пустыни Египта, монашеские поселения появляются в первую очередь на территориях, граничащих с мирскими, и лишь затем отступают вглубь полуострова. Организация сообщества Евфимия напоминает лавру, так как кельи в нем располагались недалеко друг от друга и только две кельи находились на расстоянии – самого Евфимия и Онуфрия.

Ученик Евфимия – Иоанн Колов, удалившись с Афона, основал киновию Иоанна Предтечи в Сидирокавсии. Эта киновия упоминается впервые в указе Василия I в 883 году. С изданием этого указа монастырь Колова автоматически получает статус императорского. Богатства монастыря преумножались, и в скором времени он поглотил четыре других монастыря, распространяя свои владения и на территорию Афона. В хрисовуле Романа Лакапина от 934 года с преувеличением говорится, что монастырь захватил большую часть полуострова.

Следует отметить, что все монастыри, расположенные на участке между Сидирокавсей и Афоном, постепенно были включены в земли Святой Горы. Афон обрел настолько широкое влияние, что все обители, образовывавшиеся по соседству, ему подчинялись.

Очевидно также, что период расцвета монашества на Афоне совпадает с периодом расцвета Македонской династии. Святая Гора отображает духовную и религиозную славу Византии в годы правления этого монаршего дома.

Источник: athos.guide

По преданию, Матерь Божия в сопровождении святого Иоанна Богослова отправилась посетить святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом Кипра, но корабль сбился с курса во время шторма и чудесным образом оказался у берегов Афона, где сейчас стоит Иверский монастырь. Она так полюбила красоту полуострова, что попросила своего Божественного Сына дать Ей его в удел. Он с радостью отдал это место Матери как Её «наследство и сад, рай и пристань спасения».

В одной из рукописей, переписанной с древнего пергамента и переведённой в 482 году с арабского на греческий, сказано, что когда Константин Великий пожелал построить себе возле горы Афон город, епископу этой области явилась Матерь Божия и сказала: «Я избрала эту Гору в Удел Себе». Услышав от епископа эти слова, Император ответил: «Я не хочу оспаривать эту землю у Пресвятой Матери Господа нашего. Коль ей угодно, чтобы эту Гору населяли монахи, я выведу отсюда всех жителей».

Император Константин Великий на Святом Афоне выстроил три церкви – Протат в Карее и ещё два храма в тех местах, где Матерь Божия сошла на берег и откуда потом отправилась обратно в Иерусалим. Все три храма были разрушены в середине четвёртого века императором Юлианом Отступником.

До нас дошли имена первых насельников святой Горы – это преподобный Петр Афонский (734), преподобный Евфимий Солунский (824) и неизвестный монах Иосиф. Сохранилась также хартия, подписанная Императором Василием I в 885 году, согласно которой Гора Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам закрыли доступ на территорию полуострова. В конце X века Император Алексий Комнин I распространил запрет на посещение Афона на всех женщин, а также запретил ввоз на Святую Гору животных женского пола.

В 1046 году Император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название «Святая Гора», каковым оно остаётся и поныне, наряду с неофициальным «Сад Пресвятой Девы». На XI и XII века приходится период расцвета монашества на Святой Горе. В этот же период на Афоне насчитывалось 40 тысяч монахов, люди разных национальностей – грузины, итальянцы, сербы, молдаване, валахи и русские – стали приходить на Святую Гору с желанием приобщиться к её духовному богатству, о котором стало известно повсюду.

В XIII веке Афон страдал под гнётом латинской оккупации (1204-1261), как вследствие политического давления с целью воссоединения с Римом, так и в результате грабительских набегов франков. С 1305 по 1307 год афонские монастыри находились под осадой, после этого варварского разгула из трехсот монастырей и скитов сохранились только двадцать пять. Многие монахи подвергались пыткам и были убиты.

Источник: sviatogora.com

Где находится гора Афон?

Гора Афон на карте Европы или мира находится на полуострове, который омывает Эгейское море. Это море, в свою очередь, соединяется на юге со Средиземным. Данный полуостров имеет название Халкидики и является северо-восточной частью огромного Балканского полуострова, где находятся Афины и другие греческие города.

Халкидики имеет очень интересную форму: похож на кисть руки с тремя пальцами или на трезубец Посейдона – бога морей. На краю самого восточного и крайнего «пальца» (Афон), длиной около 60 километров, находится эта известная святая гора.

Залив, разделяющий полуострова Ситония и Афонский называется заливом Святой горы или Сингитикос. Принадлежит вся эта территория Греции. В северной части этого пальца расположен перешеек, названный в честь персидского царя Ксеркса. А чуть южнее интересный город Уранополис, который является курортным как Афины и многие другие города Греции.

Он имеет красивый перевод своего названия с греческого – Небесный город. Отсюда с пристани паломники, приехавшие из Афин и других городов, могут добраться до священной горы Афон и здесь им выдают деамонитирион. То есть разрешение пройти на гору.

Монастыри Афона

Сейчас на Афоне — полуострове в Греции находится 20 монастырей. Все без исключения монастыри Афона для общего проживания. На горе живет полторы тысячи монахов, и здесь жили святые Афона. Все они мужского пола и исповедуют православие.

  • Великая Лавра – старейший и главный монастырь. Основали его в 963 году. Это самая крупная обитель и первая в иерархии. Основал ее святой Афанасий. Он также приобщил ее обитателей к отшельничеству и пещерному образу жизни. На территории Лавры стоят 17 храмов, принадлежащих ей, и 19 вне территории. Монастырь имеет множество святынь и мощей.
  • Ватопед – монастырь стоит на холме, который возвышается над берегом моря. Основали его с 972 по 985 годы Николай, Антоний и Афанасий. Это были богатые люди, которые пришли сюда, чтобы стать монахами во времена основателя Лавры. Он стоит на втором месте после Лавры. Он хранит в себе пояс, принадлежавший Пресвятой Богородице. Кроме этого тут много одеяний, сосудов, а также многочисленные иконы Богородицы, творящие чудо. Они украшают убранство монастыря, их названия: Всецарица, Елиоточивая, Ктиторская и Закланная.
  • Иверский – название происходит от слова Иверон на греческом. Это название страны Грузии в древности или Иберии и построили монастырь грузины. Его основали преподобные Иоанн Торникий и Иоанн Святогорец в 980-983 годах. Расположен он на северо-востоке полуострова, на побережье рядом с небольшой бухтой, где раньше располагался город Клеоны и храм Посейдона. Считается, что именно сюда буря принесла корабль, на котором находились Богородица и апостол Иоанн Богослов. Здесь теперь находится в отдельном храме Иверская икона Богоматери, она особо почитается в России. Монастырь хранит множество святых мощей.
  • Хиландар – находится на северо-востоке полуострова Афон. Поддерживается сербской православной церковью. Архиепископ Сербии Святой Савва совместно с князем Стефаном Неманей основали этот монастырь в 1198 году. Сейчас здесь живет 70 монахов-сербов. Среди сокровищ здесь есть иконы Богоматери, частицы реликвий Страстей Христовых и Животворящего креста, а также мощи некоторых святых.
  • Дионисиат – основали его в 1375 году, и по сей день, он стоит на 80-метровой скале, возвышаясь над морским берегом. Расположен он между обителями Святого Павла и Григориат.

На горе много других обителей, включая русскую обитель Святого Пантелеймона.

Кроме монастырей есть еще скиты. Два русских: Пророка Илии и Святого Андрея. Румынский скит, который относится к Лавре – Святого Иоанна Предтечи. И те, которые относятся к Иверской обители: Пресвятой Богородицы, Праведной Анны, Кавсокаливия, 2-й скит Иоанна Предтечи, Новый скит, Благовещения, Святого Димитрия.

История

Считается, что на этой святой горе впервые начала проповедовать сама мать Иисуса. Возможно, в этих местах прятались от гонений самые первые христиане.

В одной версии предания Богоматерь прибыла сюда на корабле намеренно и молилась за это место, чтобы оно простояло до конца времен. И услышала ответ, что гора Афон будет раем или тихой гаванью для людей, обремененных грехом.

В другой версии Богоматерь вместе с Иоанном Богословом направлялись на Кипр, их судно свернуло с намеченного курса, и оказалось у побережья полуострова Афон.

Богоматерь ступила на берег как раз недалеко от стоящего теперь Иверского монастыря.

Считается, что первыми населяли гору Петр Афонский (681-884 годы) и Евфимий Солунский.

885 год – состоялся указ о том, что гора Афон только для монахов. Тогда для мирян этот полуостров был закрыт. А еще через два века на Афоне было запрещено находиться женщинам.

В былые времена святая гора имела 180 монастырей, когда Византия пала, монашеская республика подвергалась притеснениям и гонениям, поэтому количество монастырей значительно уменьшилось.

972 год – монашеской республикой был получен автономный статус.

1016 – появился первый русский монастырь на горе Афон.

1046 год – полуостров стал называться Святая гора Афон.

Почему женщинам нельзя посещать монастыри и гору?

В легенде говорится, что когда Богоматерь ступила на берег, она оставила завет, что ни одна женщина не ступит на эти благословенные берега, у которых стоит святая гора. Хотя некоторые женщины почему-то стремились добраться на святой Афон, не смотря на то, что этого делать нельзя.

Например, дочь императора Византии Феодосия Плакидия, следуя из Рима, собралась по пути посмотреть монастыри. Но голос Божией Матери в храме наказал ей покинуть земли Афона.

Царевна Маро привезла богатое пожертвование монастырям, но по пути встретила ангела, который велел ей обернуться обратно.

В XI веке не только женщинам было запрещено пребывать на Афоне, но и зверям женского пола.

С 1953 года за нарушение этого правила даже предусмотрено заключение на срок от двух месяцев до года.

Почему введены такие строгие правила? Уже давно в Европе существует движение, цель которого – отстаивать идею равноправия женщин. И представительницы слабого пола, оправдывая свой поступок дискриминацией, пытаются добраться до Афона.

Несмотря на запрет (аватон), женщины тут все равно бывали, монахи разрешали беженцам пребывать в монастырях.

Святые Афона

В прошлом веке происходил процесс возрождения монастырей на Афоне. Харизматичные старцы и святые Афона приобщили многих к монашеской и отшельнической жизни.

Известные из них: отшельник Иосиф Исихаст, старец Паисий Святогорец, архимандрит Софроний, Арсений Пещерник, Ефрем Катунакский и другие.

О святых Афона, как и о мучениках можно написать очень много. Для примера, можно рассказать о жизни одного из святых Афона – Иоаким Итакийский.

Преподобный Иоаким Итакийский считается хранителем Итаки, этот остров был его родиной.

Попал на Афон в возрасте 17-ти лет, где посетил Ватопедский монастырь. Попросил, чтобы ему разрешили остаться в обители. Впоследствии стал монахом. Прилагал многочисленные усилия по спасению людей во время революции в Греции.

Несколько лет жил в лесу, посвящая себя молитве. Когда стал святым, предотвращал преступления, предсказывал грядущую опасность, исцелял больных. Подавал пример жителям, помогая им изменить образ жизни.

Старцы на вершине горы

Существует красивая легенда о невидимых старцах. Конечно, для местных монахов, это не просто сказание, для них святые Афона, правда, существуют. Почему это так, можно судить по повествованию Паисия Святогорца.

Впервые оказавшись на Афоне, Паисий путешествовал в скит Святой Анны, заплутал и случайно пошел вверх на вершину горы.

Желая найти верный путь, он молил Божью Матерь. И тут внезапно он увидел отшельника, от лика его исходило свечение.

Возрастом около 70 лет, это столько, сколько можно было дать ему на вид. А по одежде стало ясно, что он давно не контактировал с монахами.

Отшельник сказал Паисию, что он идет неверной дорогой и показал правильный путь в скит Святой Анны. В ответ Паисий спросил у старца, где же он живет. Отшельник показал на вершину. Паисий попросил у него благословения и последовал дальше. Только позднее Паисий Святогорец узнал, что это был один из старцев, обитающих на вершине.

Мистические места на святой горе

Самый высокий участок на горе Афон, где живут отшельники, имеет название Керасья. Немного выше этого места, возвышается скала названная в давние времена греками – Идолио. Почему она так называется можно понять из названия: Идолио – то есть идол. Здесь расположено самое древнее из капищ язычников на святой горе.

Проход на эту территорию под строгим запретом. Тем не менее, к жертвеннику капища ведет, кем-то протоптанная, тропа. Множество таких капищ появилось здесь еще до нашей эры и соответственно Рождества Христова.

Древние греки высоко ценили красоту и Идолио построено в одном из самых живописных мест на горе. Туда ведет тропа скрытая в густом тумане, так как в этих местах начинается граница облаков.

Здесь везде можно увидеть кресты, стоящие на перекрестках. Они должны сдерживать нечистую силу, которая может проникнуть за территорию капища. Почему они так стоят? Возможно, это связано с традицией: считается, что на перекрестке особенно в тумане можно встретить нечисть, так как в таких местах пересекаются миры.

Несмотря на то, что на Афоне расположены многочисленные языческие капища, есть еще одно место, которое избегают монахи, хотя с язычеством оно никак не связано.

Почему это место производит такое впечатление? Святая гора хранит предания о Могуле. Это скит, который находился выше Великой Лавры.

Сейчас здесь можно увидеть огромную плиту из цельного камня, под наклоном, уходящую в море. Периодически здесь происходят камнепады.

А раньше стоял храм, который освящен в честь Василия Великого. Скит стоял на крутом склоне.

После того как среди монахов скита начались раздоры, спустя какое-то время монахи во время службы услышали грохот. Скала, которая была раньше на высоте 500 метров, рухнула на скит и снесла его в море. На этом месте осталось только скальное основание.

Как добраться?

Из Афин в Греции можно доехать до Салоники на автобусе и поезде, но с многочисленными пересадками. Можно добраться до Афона из столицы Афины, но основной поток паломников и туристов приезжает на Афон через Салоники, где находится аэропорт.

Лучше всего приехать на вокзал утром, как можно раньше, иначе не успеть на паром, который отходит в 9.45.

Из Салоники можно доехать до Уранополиса на рейсовом автобусе, можно заказать такси. В Уранополисе в Паломническом бюро надо получить диамонитирион. Затем из Уранополиса в порт Дафни 2 часа на пароме.

За проживание и питания в монастырях нет никакой платы. Перед прибытием нужно предупредить за 2 недели, ночлег предоставляется на один день, чтобы остаться подольше нужно просить благословения.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

28.03.2016

Источник: yaturisto.ru

Доклад доктора богословия Ж.-К. Ларше на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года).

    

Монашество – это способ прожить жизнь во Христе путем полного отрешения от мира земного и посвящения себя Господу. С этой точки зрения, монашество везде одинаково, и каждый монастырь, скит или обитель отшельника – это избранное место, исходная точка, в которой начинается иноческая жизнь и путь христианина. Во многом, всё то, что можно сказать о монашестве, относится и к Святой горе Афон, и наоборот, всё, что можно сказать об Афоне, характерно и для монашества в целом.

Святая гора Афон испокон веков была волнующим местом, притягивающим не только православных людей, но и приверженцев других религий и даже атеистов. Свидетельством тому выступает огромное число книг и публикаций, посвященных Афону, а также неиссякаемый поток паломников и туристов со всего мира. Острый интерес к горе Афон – явление не новое, однако, несомненно то, что в наши дни интерес этот сильно вырос, по сравнению с прошлыми веками. И тому есть несколько причин:

Во-первых, Святая гора Афон – это автономная республика (что ставит ее на одну ступень с любой другой страной), населенная, правда, исключительно иноками и полностью посвященная монашескому укладу жизни. И хотя в каждой православной стране есть хотя бы одна область или провинция, где сосредоточено несколько монастырей, нигде в мире вы не найдете такого количества монашеских обителей, скитов и хижин отшельников, как на Афоне, притом собранных в одном месте и управляемых монахами как цельное государственное образование, отделенное от соседних стран и областей реальными границами. Эта территория защищена не только политически, административно и географически (ведь она расположена на полуострове), но также и духовно – Святую гору Афон зачастую называют Садом Пресвятой Богородицы и считают Ее земным уделом, где особо ощущается Ее присутствие. И действительно, Святая гора Афон – место, не сравнимое ни с чем. Полуостров населен исключительно иноками и не приемлет свободного перемещения людей (одно из основных требований европейского законодательства) – а также не терпит притока туристов и не разрешает въезд на территорию республики женщинам. Таким образом, правила монастырского общежития распространяются на всю территорию полуострова, обособленную физическими, географическими границами.

Во-вторых, Святая гора Афон – это земное свидетельство о Царствии Божием, пребывающем среди нас с вами. На Афоне собраны многочисленные важнейшие святыни православного мира. Хранящиеся на Святой Горе мощи известны многими чудесами, благодаря чему здесь ощущается присутствие практически всех самых важных христианских святых.

Как средоточие иноческой жизни и место, наиболее благодатное для очищения от грехов и последующего причисления к лику святых, Святая гора Афон подарила миру тысячи святых подвижников, почитаемых и безвестных. Некоторые из них известны всему миру – как, например, святой преподобный Силуан Афонский, преподобный старец Иосиф Исихаст и его духовные чада или же преподобный Паисий Святогорец. Обилие святых старцев, как в прошлом, так и в настоящее время, делает гору Афон «горой тучной», «горой усыренной», горой, «юже благоволи Бог жити в ней» и где «Господь вселится до конца», если вспомнить слова Давида-псалмопевца (см. Пс. 67: 16–17).

В-третьих, Святая гора Афон – это предвосхищение Рая, напоминание о нем. Афон пророчески являет людям иной мир, существование которого наполняет смыслом нашу земную жизнь. И делается это не только с помощью святых, коими богат Афон, но и за счет святости и благодатности этого места, этого священного и нерушимого института. Афон, именуемый также Святой Горой и Садом Пресвятой Богородицы, есть подобие Рая на Земле, напоминание о том Рае, которого лишились наши прародители, и символический прообраз Рая, обещанного праведникам.

На горе Афон взору открывается картина поистине райской природы, и причина этому – большое разнообразие пейзажей и перепад высот от морского побережья до двух тысяч метров над уровнем моря, где находится вершина Афона. Флора и фауна этой местности очень разнообразна, благодаря чему можно сказать, что Афон – это микрокосм, миниатюрная модель всего мира. Другая причина благолепия полуострова – это девственность и нетронутая красота природы, защищенной от экономической эксплуатации человеком и промышленного загрязнения. Само существование этого уголка в современном мире имеет назидательную ценность. Это – модель духовной экологии, являющая полноту и цельность Божьего творения, когда-то доверенного Создателем человеку, для того чтобы тот мог использовать блага этого творения для удовлетворения собственных потребностей, а также для созерцания жизни и воздания Богу благодарственных молитв.

Пространство горы Афон отражает в себе и пространство горнего мира, предзнаменует пространство Царствия Небесного. В отличие от всех других стран мира (которые, в свою очередь, можно разделить на духовные и светские государства, иногда полностью светские), вся территория Святой горы Афон священна и являет собой оплот духовности, и это не только благодаря большому количеству монастырей, скитов, хижин отшельников, храмов и часовен, но также и потому, что местность эта пропитана святостью подвижников и преподобных старцев, освятивших своим пребыванием каждую пядь афонской земли, напитавших афонский воздух своей молитвой и щедро проливших на всё вокруг божественную энергию, которую они излучали. Каждый раз, когда мы идем по тропинке на Святой Горе, мы ступаем на землю, которой некогда касались ноги святых, живших здесь до нас. Многие уголки хранят память о чудесных явлениях насельникам полуострова Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. На этой земле нет ни одного монастыря, ни одного отшельнического скита, часовни, источника или родника, возникновение которого не объяснялось бы Божественным видением или каким-либо чудом.
Также необходимо сказать несколько слов о пророческом значении афонского времени. Что не может не заметить каждый посещающий Афон, и что даже несколько дезориентирует, – это разница во времени. Большинство монастырей живет по византийскому времени, по которому никто больше в мире не живет. Наше время монахи называют «kosmiki ora»: час мира. Византийское время это не только пережиток прошлого. Оно показывает модальность времени, времени духовного, освященного, ибо оно целиком и полностью посвящено Господу, поделено и организовано таким образом, чтобы исполнять Его волю. Оно символично напоминает о божественном времени и предвещает наступление Царства Божия.

В-четвертых, общежительство в том виде, в котором оно организовано на Афоне и в каждом монастыре, призывает всех насельников к единению и свидетельствует о том, что подобное единение во Христе возможно. В нашем мире, раздираемом войнами, проявлениями национализма, расизма, этническими конфликтами, такой призыв и такое свидетельство играют поистине пророческую роль.
Святая Гора на протяжении многих столетий выступала свидетельством добрососедских отношений между общинами разного этнического происхождения, которые сумели не только мирно сосуществовать, но и жить в гармонии в духе милосердия. Именно в духе милосердия Священный Кинот, состоящий из представителей основных монастырей, управляет Афоном, руководствуясь не мирскими демократическими принципами, а духом христианской соборности. И каждый афонский монастырь являет тому свидетельство, руководимый старцами во главе с игуменом, избираемым всей братией.

В-пятых, отметим ту фундаментальную роль, которую Афон сыграл в истории Православия и которая сегодня приобрела еще большую актуальность: это хранение традиций и защита веры православной. Роль, безусловно, пророческая, потому что пророки напоминают людям о верности Господу, и они защищают веру от попраний и ереси.

Сейчас, в нашем быстроменяющемся мире, Афон остается островком стабильности и постоянства, сохраняя образ горнего мира. Надежно защищенные от жажды перемен и постоянного движения, которые обуревают всех, живущих в мире, не подверженные влиянию социума, которое обуславливает уподобление образу жизни современного общества во всех его аспектах, святогорцы скрупулезно сохраняют канонические уставы, литургические практики и подвижничество, которые наши отцы передавали из поколения в поколение.

Именно скрупулезное следование даже самым незначительным традициям стало условием того, что Православная традиция сохраняется в неизменности уже более тысячи лет. Святогорцы также внесли значительный вклад в сохранение веры православной в те непростые моменты истории, когда на нее начинались гонения. Так же обстоит дело и сейчас. И за это одно они заслуживают особого признания и уважения.

Святая Гора традиционно играет пророческую роль форпоста и маяка для православного мира, предостерегая об отклонении от традиций и напоминая людям, что есть настоящая вера. Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем значительное ослабевание догматического сознания.

В-шестых, и в последних, Афон играет фундаментальную роль в сохранении православной духовности в неизменном и неомертвелом виде. Эту духовность зародили монахи Палестины, Сирии, Синая, братия Студийского монастыря, но именно афонские Отцы, начиная с XIII века, стали ее носителями и хранителями. Гора Афон с тех пор считается эталоном подвижнической и духовной жизни, привлекая монашествующих со всего света. Навещая свою прежнюю родину или возвращаясь после поездки на Афон, они способствуют распространению этой духовности. Именно Афон стал основным местом делания умной молитвы и развития исихазма. И корнями эта традиция всегда уходит в Святую Гору.

Сегодня перед афонскими Отцами стоит задача передать людям это древнее наследие, они несут ответственность за передачу этих традиций будущим поколениям. И в этом также нам видится пророческая и эсхатологическая роль монашества на Афоне.

Перевод с английского: Алексей Маганов

Источник: pravoslavie.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.