Сколько монахов на афоне


Монахи

Монахи Святой Горы являются гражданами греческого государства. Монахи иностранцы, прибывшие сюда из других стран и являющихся иностранными подданными, автоматически получают греческое гражданство. Все монахи освобождаются от военной службы.

Стать монахом может каждый православный христианин, которому уже исполнилось 18 лет. Для этого ему нужно прийти в монастырь, который он выбрал и предстать перед игуменом, чтобы заявить о своем добровольном желании посвятить себя монашеской жизни.

В особножительных монастырях можно предстать перед наблюдателем или управляющим монастыря, в таком случае молодой человек становится послушником не самого монастыря, а его управляющего. Также можно заявить о своем решении старцу какого-либо зависимого учреждения. В любом случае, с этого момента человек становится послушником. Срок послушания согласно древним традициям должен составлять 3 года, но сегодня ограничен двумя годами или одним годом. Послушник носит подрясник с кожаным ремнем и выполняет назначенные ему работы. Главная задача старца или управляющего монастырем – это подготовка послушника к общей жизни монахов и посвящению себя Богу.


После окончания срока послушания, если послушник тверд в своем решении и будет сочтен достойным своим духовным руководителем, священнослужитель зовёт его в храм монастыря или зависимого учреждения, произносит молитву и остригает волосы. Такие монахи называются рясофоры и представляют собой первую степень монашества. Они всё ещё могут вернуться к Мирской жизни без особых последствий. Желающие могут продолжить свой духовный путь и получить официальное благословение малой схимы. Рясофорный монах вступает в царские врата, где предстаёт перед игуменом и заявляет о своем желании продолжить монашеский путь. Он дает обет безбрачия, бедности и послушания, после чего проходит еще один обряд пострига. Теперь монах навсегда потерян для этого мира, в знак этого он теряет свою фамилию, как связь со своей семьей, и заменяет её на название монастыря, от своего личного имени монах оставляет только первую букву. 3 главных обета монаха тесно связаны с тремя главными добродетелями: безбрачием, послушанием, бедностью. Нарушение требования безбрачия карается потерей монашеского сана. Монах должен во всём слушаться старца и руководство монастыря, также он должен беспрекословно исполнять все их указания, в случае неподчинения назначаются соответствующие карательные меры. Обет бедности касается времени после прихода в монастырь, то есть если у монаха была ранее своя собственность, которая досталась ему по наследству или каким-либо другим способом, это правило на неё не распространяется, но предполагается что монах распорядиться своей собственностью в соответствии с христианскими принципами. Собственность, перешедшая к монаху после пострига, по его смерти отдается монастырю.


Постриг монаха сегодня имеет скорее символическое значение, но раньше монахи стриглись регулярно, а не стриженными оставались только монахи, наказанные за свое непослушание или монахи странники.

Третьей степенью монашества является Великая Схима, предназначенная для немногих, которые принимают её уже в преклонном возрасте, так как она предполагает самую строгую аскезу. Облачение схимника состоит из аналава (небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии) и куколя (монашеский головной покров, похожий на капюшон). Аналав сегодня носится всё реже, а головной убор постоянно – в храме и в трапезной.

Монахи, рукоположенные в церковный стан, не представляют собой какой-либо отдельной класс монашества. Рукоположение на Святой Горе могут получить только монахи святогорцы, после решения своего монастыря, но такой возможности лишены миряне и монахи с территорий за пределами Святой Горы. Рукоположение совершает епископ, которого приглашают сюда специально с этой целью.

Как живут монахи Афона

На Святой горе Афон существует несколько способов определения времени. Кинот, монастыри и зависимые от них учреждения следуют старому юлианскому календарю, В то время как патриархия приняла исправленный григорианский календарь около 60 лет назад.


Что касается времени на часах, монастыри Ватопед и Святого Пантелеймона, также как государственные службы и мирские, следуют привычному здесь распорядку дня, когда день начинается в полночь. Монастырь Иверон отсчитывает свои сутки с восходом солнца, в то время как другие 17 монастырей, также как и Кинот, следуют византийским часам, согласно которым день начинается с захода солнца. Конечно, эти монастыри должны переводить стрелки часов, теоретически, каждодневно, а также каждую неделю, чтобы начинать свой отчёт с восхода или заката.

Сутки жизни монаха на Афоне разделили на три части по 8 часов, первая часть посвящена молитве, 2 – работе и 3 – отдыху. Тем не менее, некоторая деятельность может занять больше 8 часов и являться одновременно молитвой, отдыхом и работой, как например изучение священных текстов. Время на принятие пищи, обычно, включено во время отдыха.

Ниже представлена программа монастырей 2 типов, переведённая на мирские часы.

Общежительные монастыри


Полночь

Подъем

00:05-01:00

Канон (12 комболои, 300 поклонов)

01:00-04:00

Утреня, служба

04:00-05:30

Отдых

05:30-06:00

Подъем

06:00-07:30

Служба

07:30-08:00

Общая трапеза

08:00-12:00

Послушание

12:00-14:00

Отдых, чтение

14:00-15:30

Послушание

15:30-16:30

Вечерня

16:30-17:30

Общая трапеза

17:30-18:00

Свободное время

18:00-18:30

Закрытие ворот/ночная молитва

19:00-24:00

Сон

 

Особножительные монастыри


04:00

Подъем

04:10-06:30

Утреня, служба

06:30-07:00

Трапеза в частном порядке

07:00-10:00

Общее послушание

10:00-12:00

Частное послушание, чтение

12:00-13:00

Обед в частном порядке

13:00-15:00

Отдых

15:00-16:00

Вечерня и повечерие

16:00-18:00

Монастырское послушание и свободное время

18:00-19:00

Трапеза

19:00-21:00

Чтение

21:00-22:00

Канон в частном порядке

22:00-04:00

Сон


 

Богослужение

Молитва монахов, также как и всех остальных православных христиан, различается на частную и общую.

Основой частной молитвы является упоминание имени Господа: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”. В общежительных монастырях молитва совершается всеми монахами, собравшимися для этого в главном храме, но беззвучно. В особножительных монастырях эта молитва может совершаться как в частном порядке, так и при общем собрании. В целом, монахи особножительных монастырей имеют большую свободу. Вне зависимости от того совершается эта молитва в храме или в келье, она окрыляет душу монаха, взмывающую в заоблачные выси, если она чиста. Это беззвучная, исихастская молитва.

В каждодневные совместные молитвы входят молитвы на рассвете, в обед, на закате, в полночь, а также часов: первого, третьего, шестого, девятого и молитвы на службе. Все они совершаются ночью, то есть в часы, когда миряне предаются отдыху. В праздничные дни программа меняется коренным образом, тогда еще большее количество времени уделяется молитве. В великие праздники, которых в году насчитывается около 50, на непрекращающуюся молитву отводится 15 часов, начиная с 8 вечера и заканчивая в 11 утра следующего дня.

Панихида совершается во всех монастырях во времена праздников или поминовения великих святых. Панегирик или праздничная служба совершается в память лиц или события, которому посвящён каждый монастырь, скит или келья Святой Горы, а также некоторым святым, которые монашествовали здесь. Существуют более 240 святогорских мучеников и святых.


Святогорская музыкальная традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, и во многом обязана Иоанну Кукузелису, который послужил при дворе византийского императора и, разочаровавшись в мирской жизни, прибыл на Афон около 1300 года. Здесь по достоинству оценили его музыкальный талант, а он записал новые мелодии. Здесь, на Афоне, как ни в одном другом церковном центре, сохранилась настоящая Византийская музыка. Ей занимаются в некоторых кельях на окончании полуострова. Слушать хоровое пение монахов под византийские мелодии – это ни с чем несравнимое удовольствие.

Окружение монастырского храма, вся его конструкция, его выдержанное освещение, его священные фрески, а также монашеское восприятие жизни, находящееся вне времени, возносят монахов и посетителей мирян над всем земным.

Следует отметить, что монахи особо почитают пресвятую Богородицу. Каждый монастырь может рассказать какую-то свою легенду или предание о небывалой заботе, которую Она проявила в отношении храма, часовни или всей обители. Многие монастыри располагают Её чудотворными иконами. Сами монахи называют Святую Гору садом Богородицы и считают Её его царицей. Это единственная женщина, для которой есть место на Афоне.

Чтение

“Пиши, читай, пой, воздыхай; безмолвствуй, молись”.


огие паломники удивляются и даже выражают эти удивления письменно в своих заметках, но на Афоне действительно много читают, некоторые с особой страстью, так как чтение является единственной заменой внешнему миру, от которого отказались монахи. Так или иначе, чтение – это продолжение молитвы, также как и писание. Когда монахи пишут, они молятся, также усердной молитве они предаются, когда занимаются каллиграфией. Следует отметить, что слово “писать” имеет мало общего с сочинительством, так как трудно представить, что все монахи являются отличными писателями. Безусловно, речь идёт о переписи книг.

Чтение предусмотрено даже в час трапезы. В таких случаях читается житие святых, панегирики и некоторые другие книги отцов церкви. Личные библиотеки монахов всегда украшают Священные Писания и труды святых отцов. Для монахов недостаточно использовать Священное Писание только в богослужении, также они изучают его и в частном порядке. Некоторые знают содержание Ветхого и Нового Завета наизусть. Монахи изучают также новейшие богословские и философские труды, и лишь немногие из них читают книги другого содержания. Тем не менее, художественную литературу также можно найти в местных библиотеках. Так как монашеская жизнь считается следующей стадией за мирской, то литература, имеющая отношения к миру, перестает представлять интерес для монаха, хотя ее чтения не запрещено.

Послушание

Никто не живет на Святой горе без того чтобы трудиться. Монахи аскеты в кельях заняты, как правило, сельским хозяйством, виноделием и другими работами, в то время как обитатели калив и исихастириев заняты ручным трудом, то есть производством, например, предметов резьбы по дереву. Некоторые кельи тесно связаны с искусством и достигли больших высот в музыке и живописи.


Служители монастырей исполняют работы, связанные со всеми аспектами жизни монастыря, а также с богослужением, содержанием реликвий, обслуживанием братства и паломников, возделыванием садов и уходом за деревьями. Следует отметить, что уменьшение числа монахов значительно препятствует выполнению необходимых работ, а увеличение числа посетителей в летние месяцы делает эту задачу еще более трудной. С этой целью монастыри с небольшим количеством монахов вынуждены нанимать на службу мирян, в основном для внешних работ. На сегодняшний день в общежительном монастыре предусмотрены следующие должности:

Игумен, наблюдатель, представитель, секретарь, библиотекарь, дикей, казначей, ризничий, архивариус, дьякон, певчий, чтец, зажигатель свечей, экскурсовод, кладовщик, повар, пекарь, врач, ночной сторож, лесник, дровосек, винодел, садовод и некоторые другие.

Без сомнения, малочисленные монастыри не имеют возможности назначить одного из монахов на каждую должность, поэтому, зачастую, одно лицо может исполнять сразу несколько функций. Похожие должности предусмотрены и в особножительных монастырях.

Питание

Строгая диета святогорца не отличается разнообразием, а ее основу составляют хлеб, оливковое масло, вино, оливки, овощи.


Монахи киновиальных монастырей и большого числа калив принимают пищу два раза в день утром и в обед только несколько дней в неделю; в понедельник, в среду и в пятницу предусмотрен один прием пищи в день. Во время поста монахи едят один раз в день на протяжении всех его дней, также стоит отметить, что пища готовится без употребления масла, которое разрешается только в субботу и воскресенье. Эти монахи никогда не едят мясо, а рыбу употребляют только в дни великих праздников. Пост монахов исихастов ещё более строгий. Монашеская диета предусматривает поддержание необходимых физических сил, но не чревоугодие. Монахи особножительных монастырей, келий и небольшого числа калив принимают пищу два раза в день, также придерживаюсь скромной диеты. Прием пищи в монастыре представляет собой священный обряд, продолжающий божественную литургию, именно поэтому трапезные были построены таким образом, чтобы их вход находился напротив входа в главный храм. Монахи входят в трапезную процессией, а главными обязательными атрибутами каждой трапезы являются: молитва, внимание и восприятие текстов, которые произносят чтец.

Гостеприимство

Все монастыри являются по своей сути благотворительными организациями или центрами филантропии. С начала своего создания церковь всегда проявляла заботу о страждущих.

Несмотря на то, что Святая Гора Афон находится вдалеке от мира, мир постоянно посылает туда своих представителей. Посетителей Святой горы можно разделить на несколько категорий: это те, кто прибывает сюда для духовного отдохновения, изучающие, любопытные и просто туристы.

Эти территории могут посетить миряне мужского пола и проживать в любом монастыре, если есть такая возможность, и оставаться на Афоне столько, сколько времени отвела на это  Эпистасия   (специальная комиссия), отметив свое решение в разрешении на пребывание (диамонитирион). Обычный срок пребывания на Святой Горе составляет 4 дня. Только православные христиане могут приехать сюда на постоянную работу. Список предлагаемых работ на Афоне не так велик: мастер, строитель, фермер, служащий, количество мест ограничено. По специальному разрешению патриархии или министерства иностранных дел возможно пребывание ученых в течение более длительного промежутка времени для исследования в библиотеках и архивах в храмах и других зданиях.

Несмотря на то, что на сегодняшний день монастыри не столь богаты, они готовы предоставить все необходимые средства для улучшения гостеприимства. В монастырях даже есть специальные здания, рассчитанные на гостей, которые называются «архондарик» и являются гостиницей. Именно здесь остановится паломник, где и тут же предложат угощение: бокальчик местного вина и какую-нибудь сладость. Здесь же, в монастыре, они будут принимать пищу и ночевать. Здесь с замка открывается вид на всё величие природы святой горы, раскинувшийся в дали моря, на бескрайнее небо. 

Понятие гостеприимства – это нечто большее, чем просто стол и ночлег. Монахи проводят посетителей по зданиям, показывают святые мощи, сокровища монастырей и их библиотеки. Монахи отдают странникам самое ценное, что у них есть – свою любовь и заботу.

Источник: athos.guide

Афон. Автономное монашеское государство Святой Горы расположено в Греческой Македонии в Халкидики на одноименном полуострове Афон. Афон является крупнейшим в мире  средоточием  православного монашества.  Святой Афон или Земной удел Божьей Матери почитается как священная землю и цитадель православия. Несмотря на официально название, Афон так же  входит в систему административных регионов Греции.  Это самоуправляемая территория под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата (с 1312 года)  объединяет 20 православных монастырей, в том числе 17 греческих, русский Святого Пантелеймона, сербский Хилард (духовный и религиозный центр сербского народа) и болгарский Зограф. Древнейший афонский монастырь Великой Лавры был основан в 963 году, а самый «новый» Ставроникита — в 1542 году. Большинство монастырей Афона имеют крепкие  крепостные стены, защищавшие храмы от средневековых, преимущественно  «цивилизованных»  западноевропейских  пиратов, включая крестоносцев.

 

 

Кроме монастырей на Афоне действуют скиты (монашеские поселения), кельи и отдельные  хижины и лачуги для одиноких отшельников.  Основным местом отшельничества  является крутая отвесная скала Карулья на берегу моря. Здесь монахи живут в пещерах, питаются за счет сбора трав и воды, вешают корзины для проплывающих мимо рыбаков, которые  оставляют хлеб и другие продукты.

 

 

 

В монастырских соборах хранятся  чудотворные иконы, драгоценные кресты, мощи святых и ювелирные изделия. Об этом подробно можно узнать на сайтах, посвященных Святой Горе.

 

 

 

По теме: Информационный портал Святой Горы Афон

 

 

 

В библиотеках монастырей хранятся многочисленные   древние греческие и славянские  манускрипты, книги, рукописи, автографы византийских императоров и Евангелия апостолов. В библиотеке греческого монастыря Ватопед хранится бесценный экземпляр Птолемеевой географии с картами.

 

 

 

Греческий монастырь Григориат

G

Фотография Владимира Дергачева

 

 

Постоянное население Афона превышает 2 тысячи человек (2014). В 1917 году здесь проживало свыше 10 тыс., из них около 5 тыс. русских монахов.  Ежегодно Афон посещает примерно сто тысяч, включая кроме паломников туристов,  совершающих круизы вдоль святогорских берегов. Только в 2010 году монастырь Ватопед посетило 40 тысяч паломников. В 2014 году Константинопольский Патриархат призвал Афон ограничить количество иностранных монахов в 10 %, а также прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в греческих монастырях.  

 

 

Православные из России, Украины и Белоруссии чаще всего совершают паломничество в Иерусалим, греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца.

 

 

Святая Гора Афон (Айон Орос) высотой 2033 метров получила название в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласного легенде в 49 году корабль, на котором плыла Богородица (Дева Мария, земная мать Иисуса Христа), во время бури прибило к берегу Афона.  Дева Мария, пораженная красотой этих мест, попросила у Бога  это место себе в удел, что и было исполнено.

 

 

Более реалистическая история связана с ролью горы Афон не только в древнегреческой мифологии, но и морском судоходстве.  Это самая высокая гора, расположенная непосредственно в береговой зоне Эгейского моря,  служила морякам естественным маяком и спасла многим из них жизнь. Гора расположена вблизи глубоководного Северо-Эгейского желоба, и с учетом этого обстоятельства её высота от основания достигает свыше 3 км.

 

 

 

Еще в глубокой древности Афонский полуостров был заселен фракийцами, а с 5 века до н.э. греками из Халкидики. Здесь проходили морские пути, связывающие  Грецию с Востоком.  Персидский царь Ксеркс приказал вырыть морской канал в южной части  Афонского полуострова, следы сохранились до наших дней недалеко от Уранополиса.

 

 

Афон стал одним из христианских форпостов в эпоху  римского императора и основателя Константинополя Константина Великого, издавшего указ о даровании христианам,  подвергавшимся гонениям Римской империи до 313 года права гражданства и свободы вероисповедования.  В 7 веке Афон приютил  христианских монахов (в том числе иноков), бежавших из Египта, Палестины и Сирии в результате арабских завоеваний. 

 

 

Становление монашеской общины Афона началось после Трулльского Собора (Константинополь, 691/92). В Византийской империи произошел расцвет монашества. После падения Константинополя, монашеская община после верноподданнических заверений султану, временно сохранила прежние права и привилегии. Но в 1566 году Стамбул отобрал у афонских монастырей все имения.

 

 

 

В 17-18 вв. Афон стал местом греческого просвещения, а в монастыре Ватопеде была основана Афонская академия.  После греческого восстания 1821 года последовала турецкая оккупация Афона, но Андрианопольский мирный договор 1929 года между Россией и Турцией  восстановил права монашеской общины.

 

 

 

В 1912 году на Лондонской конференции Российская империя предложила предать Афону статус «автономной монашеской республики»  под протекторатом православных держав: России, Греции, Румынии,  Болгарии, Сербии и Черногории. Против этого выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

 

 

 

Во время Первой мировой войны Афон в 1917 году  был временно оккупирован российско-французскими войсками, чтобы предотвратить снабжение немецких подводных лодок из греческих монастырей.  Греция была союзником Германии.

 

 

 

После начала Второй мировой войны и оккупации Греции Третьем Рейхом, болгары как союзники Берлина попытались  взять Святую гору под свой контроль. Но афонские отцы, желая сохранить независимость Святой Горы, в апреле 1941 года направили послание Адольфу Гитлеру, в котором просили взять монашескую республику под свою защиту (этот эпизод отсутствует во многих  исторических хрониках Афона). Вождь немецкого народа был польщен этим обращением и отдал приказ, запрещающий вермахту и болгарским войскам оккупацию Святой Горы. На границе с Афоном в городе Уранополисе было создано отделение гестапо, осуществляющее контроль за исполнением этого решения фюрера. Берлин назначил управляющим Афона немецкого профессора Штайгера, много сделавшего для защиты уникального афонского духовного и культурного наследия. В конце войны у афонских монахов нашли прибежище  английские военные, что привело к немецкой оккупации полуострова и репрессиям в отношении монахов. В мае 1944 года немцы окончательно покинули Святую Гору.

 

 

 

Большой ущерб был причинен Афону в ходе Гражданской войны в Греции (1944–1949), когда несколько монахов было расстреляно. В дальнейшем так же периодически возникали проблемы во взаимоотношениях  Афона с греческой властью. В середине 20 века Афон пережил очередной кризис смены поколений, старцы и подвижники не находили молодых последователей тысячелетней традиции. Даже появились проекты превращения монашеской республики в туристический центр с музеями.

 

 

 

В 1963 году Афон  торжественно отметил 1000-летие монашеской республики, а с 70-х годов началось новое возрождение  Святой Горы.

 

 

 

Греческую власть на Афоне представляет гражданский губернатор, подчинённый Министерству иностранных дел. При нем имеется небольшой штат сотрудников и полицейских.

 

 

 

В столице Афона — городке Карея — находится Здание Святой Общины, в котором заседают представители монастырей. Здесь же находится верховное самоуправление, суд и церковная школа монашеской республики, расположена резиденция греческого  губернатора, почта, телеграф, таможенное и полицейское управление, магазины и медпункт.  Главный морской порт монашеской республики  — Дафни — соединен шоссейной дорогой с административным центром Карея. На Святой Горе в основном  проложены грунтовые дороги.

 

 

Самоуправление Афона базируется на положениях первого устава Святой Горы, утвержденной Золотой буллой  византийского императора в 972 году. Суверенитет Греции над полуостровом Афон закреплен Лозаннским договором 1923 года.  В настоящее время на Афоне действует Уставная Хартия (конституция) Святой Горы  1924 года, имеющая силу государственного закона Греции.

 

 

Посещение Афона паломниками строго регламентировано Уставом. Допускаются только мужчины любого вероисповедования. За проникновение  на территорию монашеской республики  любопытных женщин предусмотрена уголовная ответственность (до  года лишения свободы). Для зарубежных паломников для посещения Афона  не достаточно иметь  греческую (шенгенскую) визу, необходимо так же оформить специальную визу (диамонитирион). Для этого необходимо предоставить кроме паспорта, фотографии, справку с места работы. Паломники не должны вести себя как туристы — запрещено купаться, загорать, пить спиртные напитки, осуществлять фото- и видеосъемку. Паломники могут путешествовать на джипах, но монастырской братией это не приветствуется. Только пешая прогулка может принести истинное наслаждение.

 

 

 

Горные склоны Афона покрыты еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Субтропический климат, красота природы способствуют созданию атмосферы благодати и ведению уединённой жизни, но прежде всего, требуется повседневный труд.

 

 

 

Монахи трудятся в иконописных мастерских, выращивают  цитрусовые,  яблоки, груши,  черешню, грецкие орехи, возделывают плантации виноградников и  оливковых деревьев. Развито животноводство и особенно рыболовство. Источником питьевой воды служат горные ручьи.

 

 

 

***

На северо-востоке Афона расположен греческий Иверский монастырь (Ивирон), основанный грузинским монахом Иоанном Иверским (из царской династии Багратионов) в 980/83 гг.  Монастырь занимает третье место в святогорской иерархии. Здесь хранится православная Иверская чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Девы Марии с младенцем), написанная по преданию  евангелистом Лукой.

 

 

 

Иверская часовня со списком особо почитаемой на Руси Иверской иконы Божьей Матери находится у Воскресных ворот  Красной площади в Москве. Часовня была разрушена большевиками в 1929 году и восстановлена в 1995 году. В России находится несколько иверских (по названию) мужских и женских монастырей, например, Валдайский Иверский монастырь.

 

 

 

***

В июне 2013 года мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» провел в Белграде третью международную «Афонскую конференцию», посвященную  сохранению духовного  и культурного  наследия  и монашеских традиций Святой Горы. Особо поднималась тема роста числа паломников и активного проникновения на Афон современных информационных и других технологий. Афонский монах Феотокис (в миру Родольф Берто, родом из Франции)  в своем интервью РИА Новости следующим образом ответил на эти вызовы современности: «…многим монастырь видится исключительно как собрание святых. Но это не так, это лишь романтический взгляд. В монастыре живет вся та реальность, которая встречается и в миру.

 

 

 

С другой стороны, монастырь — это монастырь, и Святая Гора Афон, несмотря на вторжение современности и различных технологий, несмотря на ведущееся здесь активное строительство, продолжает давать уникальную возможность активизировать борьбу за душу человека, вести его по пути к святости и истинному благочестию».

 

 

 

***

Бог не будет спасать Евросоюз. Большой резонанс в блогосфере вызвало открытое послание афонского архимандрита и игумена монастыря  Григориат Христофора (Агелоглу) немецкому банкиру и одному из руководителей Deutsche Bank, заявившего, что только Христос  сможет спасти Еврозону.

 

 

 

В своем письме  архимандрит  сказал следующее: «… как это ни печально, Всемогущий Бог спасать Объединённую Европу не будет. Дело в том, что Бог уважает свободную волю человека, и не упраздняет её ни при каких обстоятельствах. Причина, по которой Господь наш Иисус Христос не вмешивается, чтобы спасти еврозону, заключается в том, что сама Объединённая Европа не захотела при составлении своей Конституции упомянуть об имени Христа или хотя бы о своих христианских истоках и наследии.

 

 

 

Раз в Европе не хотят называть даже Имя Господа, Он уважает её свободный выбор и не вмешивается. Ведь Божественная помощь была бы воспринята как «антиконституционная» и неправомерная всеми самопровозглашёнными «спасителями», которые заявляют, что исправят ситуацию своими собственными человеческими силами. Более того, Евросоюз не только не любит Того, Кого вы считаете её единственным возможным Спасителем, но и ненавидит Бога, обожествив материю….

 

 

 

Христос пришёл на землю, чтобы соединить людей Своей Любовью… Евросоюз возжелал другого единства – соединения на материальной основе, на базе поклонения мамоне1. И теперь Европа пожинает плоды этого, разлагаясь и распадаясь на части.

 

 

 

Единая Европа уничтожает народы, лишает людей работы, средств к существованию, лекарств, подталкивает к самоубийству. Единственное что беспокоит этого безжалостного ростовщика – боязнь потерять свои огромные проценты по «кредитам». Евросоюз вскормил своих членов в поклонении мамоне. И даже теперь, когда он пожинает последствия своих действий, с попустительства Европейского Суда в европейских столицах возносится хула и поношение на Христа (в такой степени и с таким цинизмом, до которого не додумались даже те, кто Его распинал).

 

 

 

Случайность или нет, что Евросоюз душит и уничтожает, прежде всего, Ирландию, Грецию, Португалию, Кипр, Испанию и Италию (опьянив их сперва лёгкими кредитами и поклонением мамоне) – страны, народы которых отличались глубокой религиозностью и многовековым христианским культурным наследием?»

 

 

g

http://centr.skravchenko.ru/index.htm/sites/default/files/bu…

 

 

Святая Гора Афон — одно из священных мест на Земле, памятник византийской культуры. Это спасательный  маяк, вечно освещающий путь к истине. Этот оплот православной веры внес  огромный вклад в мировую философию и богословие,  культуру, литературы и живопись.

 

 

Монашеская республика более тысячелетия бережно сохраняет и передает из поколения в поколение  живую духовную традицию. Святой Афон остается главным центром и оплотом  восточно-христианского монашества.  Афон является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

По теме:

Священные горы Китая

Ландшафты жизни. К Земле Обетованной. Путь пророка

Ландшафты жизни. К Земле Обетованной. Израиль. Иерусалим

Малая Азия. Зарождение христианства. Мира

Малая Азия. Ликия. Родина Николая Чудотворца

Бари. Мощи Николая Чудотворца

Знаменитый православный женский монастырь

 

Источник: s30556663155.mirtesen.ru

История старчества на Святой Горе

Симон.jpg

Согласно преданию, в 49 году Богородица сошла на берег полуострова, и была настолько очарована его красотой, что испросила эту землю у Господа себе в удел. История афонских монастырей, дошедших до современности, началась в 10 веке и тесно переплетена с историей старчества. Многие старцы упоминаются в истории основания монастырей и преданиях, которыми богата гора Афон:

  • Николай, Антоний и Афанасий — монахи, приехавшие на Святую Гору, основатели Ватопеда;
  • Симон, основатель монастыря Симонопетр. Он вел жизнь отшельника в этих местах, а до того сам был послушником у старца, но благодаря духовному труду превзошел учителя;
  • Гавриил – старец на горе афон, известный благодаря тому, что по велению Богород
  • ицы вынес из воды Иверскую икону Божьей Матери «Вратарница».

Множество афонских старцев известных по истории и преданиям Святой Горы, позднее были причислены к лику святых, другие не получили большой известности. По одним из показателей милости у Бога является цвет костей усопшего монаха. Через три года после погребения монахи горы Афон извлекают кости и помещают в специальные костницы. При этом «благодатный» медово-восковой цвет отличает кости святых, особо приближенных к Богу.

Современные старцы Афона

Сегодня гора Афон испытывает состояние подъема после множества несчастий и потрясений – восстанавливаются обители, постепенно растет число насельников в монастырях. А современные старцы горы Афон, как и много веков до этого, наставляют, утешают, принимают страждущих и указывают путь истинной веры.

Современными называют как ныне живущих святых монахов, так и афонских старцев, монашествовавших в 19-20 веках.

Иосиф Ватопедский (1921–2009г.)

Иосиф Ватопедский.jpgУченик другого известного святогорского старца, Иосифа Исихаста, монах, подвижник, принявший монашество в шестнадцатилетнем возрасте и посвятивший свою жизнь служению Богу. Он известен трудами по восстановлению Ватопедской обители, а также своими наставлениями:

  • «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории, — это исполнение заповедей Христовых».
  • «Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».
  • «Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния».

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994 г.)

Святогорский монах, причисленный в 2015 году к лику святых, он с детских лет отличался стремлением к подвижничеству — много времени уделял молитвам, читал жития святых, стремился подражать святым подвижникам, развивал в себе смирение и любовь. До принятия пострига три года был радистом в действующей армии (1945-48 гг), после помогал родным и лишь в 1950 году Паисий Святогорец.jpgпостригся в монахи. Не имея иного образования, чем начальная школа и монашеская келья, старей обладал огромной мудростью и любовью, находя для каждого слова поддержки, утешения, наставления. На русский язык переведены 6 томов книги «Слова», составленной монахинями монастыря Суроти, основанного старцем, основываясь на точной записи его наставлений. Также опубликованы на русском языке письма монаха, притчи и рассказы для детей, «Отцы-святогорцы и святогорские истории» и другие труды. Он говорил простыми словами о молитве, о страстях и смирении, о духовной жизни и семье:

  • «Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми… Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога».
  • «Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца».

Моисей Святогорец (1952—2014)

моисей-святогорец.jpg

Монах, иконописец, поэт и писатель, более 35 лет живший на Святой Горе. Старец известен многочисленными статьями и книгами, часть которых издана на русском языке. Его слова обличают и наставляют, поддерживают и несут утешение: 

  • «За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным»

Современные старцы горы Афон — носители древней православной духовной традиции. Явно или незримо они вносят свой вклад в общее молитвенное делание. Считается, что монахи на горе Афон поддерживают своими молитвами весь мир. По словам старца Силуана «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет».

Афон.jpg

На главную

Источник: tovia.ru

Жизнь афонских монахов: взгляд изнутри

Заведующий архивом и библиотекой русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне монах Ермолай (Чежия) — о том, как живут и молятся русские иноки на Святой Горе.

Сколько монахов на афоне

ВИЗАНТИЙСКОЕ ВРЕМЯ И РАСПОРЯДОК ДНЯ

«На Афоне действует византийское время.Объяснить его очень трудно, — начинает свой рассказ монах Ермолай. — Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой — 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: „Мы встаем в 3 часа“. В какие 3 часа?Все путаются».

Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок.В блокноте появляется солнце — главное и единственное мерило византийского времени.Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов.

С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов.Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи — зимой, летом — 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», — рассказывает монах.

Трапеза на Афоне является продолжением богослужения.Один из монахов не прерывает молитвы на это время.Длится трапеза всего 10-15 минут. «Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», — продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00.

После рабочего дня — два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой.Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению.

МЕНЮ МОНАХА

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом — тем, что дарит природа в средиземноморском климате.Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию.Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу.Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам — в постные дни — по одному разу.

«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», — рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

ПОСЛУШАНИЯ МОНАХОВ

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель.В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания. Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение.

«Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», — уверяет монах Ермолай. По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров.Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей.Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять.

До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс.монахов, сейчас — всего 105.Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

 

Сколько монахов на афоне

Швейная мастерская. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря.

ДОХОДЫ БРАТИИ

Общения между монастырями практически нет — каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни. Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани. Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона — разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

«Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году — чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось», — рассказывает монах Ермолай. Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников. Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался.«Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас», — поясняет отец Ермолай.

РАСХОДЫ МОНАСТЫРЯ

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.«Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется — у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим», — рассказывает монах Ермолай. Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

«Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки», — объясняет монах Ермолай.

СВЯЗЬ С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕЙ

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки.

 

Сколько монахов на афоне

«НАСИЛЬНО НИКТО НЕ ДЕРЖИТ»

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии.«В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены», — делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой Горе, были заняты только 62 кельи.

«За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит», — говорит монах Ермолай. Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок.

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ В ОБИТЕЛИ

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом.В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих — русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин — наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще — шепотом. Все погружены в молитву».

МОНАШЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

На Святой Горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу.Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего.

На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования.Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков.

 

Сколько монахов на афоне

Костница Пантелеимонова монастыря

«К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета.Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы.При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения.Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».

Источник: afon-oros.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.