Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме


В V-IV веках до н.э. искусство Греции вступило в пору своего расцвета Этот период принято называть классическим (от латинского “образцовый” “первоклассный”).

Исключительного совершенства достигла архитектура. Греки большое значение придавали архитектуре общественных зданий – храмов, гимнасиев, толоса (места собрания должностных лиц). Важнейшую роль играни храмы, которые символизировали водную и небесную стихии. Храмы воздвигались как земные жилища богов. Крыши храмов были двускатными, покрывались мраморной черепицей. Края фронтонов (треугольный выступ, образуемый двускатной крышей) имели скульптурные украшения. Прямоугольное здание храма окружали мраморные колонны.

В Греции возникло три архитектурных стиля, или ордера: дорический, ионический и коринфский.

Ордер-это расположение основных архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.

Дорические колонныотличались суровостью, мужественностью, совершенством пропорций. Стволы колонн прорезались вертикальными желобками.


Ионические колонныотличались легкостью и изяществом, а капители (верхняя часть колонны) украшались изящными завитками.

• Характерными чертами изысканного коринфского стиляявлялись пышность и богатство украшений. Капитель была украшена листьями.

И в наши дни архитекторы широко используют архитектурные стили Древней Греции.

В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура. Статуями украшали храмы, жилища людей, увековечивали память известных деятелей. Скульптуры выполнялись из известняка, мрамора, бронзы.

Известным скульптором Древней Греции был Мирон, родившийся в Элевтерах (на границе Беотии и Аттики). Бессмертную славу принес ему «Дискобол». Статуя запечатлела юношу в момент броска диска. Мастер представил атлетическую фигуру в движении, с торсом, наклоненным вперед во всем напряжении физических сил.

Великим классиком греческой скульптуры считался Поликлет из Аргоса. Он создал статую копьеносца «Дорифора».

Скульптор определил пропорции человеческого тела: длина ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы – 1/7. Эти соотношения и были строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе идеал мужской красоты.

Замечательным скульптором, архитектором был афинский мастер Фидий. Он создал украшения Афинского Акрополя, знаменитые статуи Афины. Двенадцатиметровая статуя Парфенона – Афина-Дева (Парфенос) была сделана из золота и слоновой кости. Афина стояла, опираясь на копье, а в правой руке держала статую Победы (Ники).


Отличительными чертами греческой скульптуры этого периода были величие, спокойствие и торжественность.

В первой половине VI в. до н.э. в Аттике был разработан чернофигурный стиль росписи – изображение чернолаковых фигур на светлом фоне вазы. Росписи на вазе представляли собой композиции из жизни богов и героев, а также сцены из современной жизни греков.

В 30-е г оды VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменился краснофигурным. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Тонкость и изысканность рисунка краснофигурной живописи проявились во фрагменте «Пенелопа и Телемах».

Древние писатели сообщают, что первым известным греческим живописцем в Афинах был Полигнот с острова Тасас. Он вместе со своими учениками расписал Пинакотеку – хранилище живописных произведений.

Полигнот создавал фрески – роспись по сырой штукатурке, писал на деревянных дисках, покрытых белым гипсовым раствором. Из красок он использовал белую, черную, красную и желтую.Произведения греческой архитектуры и скульптуры дошли до нас лишь частично – в фрагментах.

Источник: StudFiles.net

Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура.


strong>
Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей.

Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам-покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами[21]. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.

План г. Милет: 1, 2 – рынки; – стадион; 4 – театр; 5 – храм Афины; 6 – храм Сераписа


Пестум. Храм Посейдона (V в. до н.э.). Фотография

Фидий. Зевс Олимпийский. Реконструкция

Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перйкла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия. Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. По выражению Плутарха, в Афинах «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу».

Олимпия. Священный участок. Реконструкция

Прорицатель и прислужница. Скульптура с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н.э.)

Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения.

Аполлон. Фрагмент скульптуры с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н. э.)


Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном.

Пропилеи на афинском Акрополе  (V в. до н. э.).Фотография

Пропилеи на афинском Акрополе Фотография  

Афины. Парфенон (V в. до н. э.). Фотография

В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейн – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками, один из которых поддерживают кариатиды. Он был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посендона. Архитектурный ансамбл ь афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века.


Выдающиеся скульпторы эпохи  классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром. Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон. Его самая известная статуя «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска.

Интерьер Парфенона, Реконструкция

Афины. Эрехтейон (V в. до н.э.) Фотография

Скульптор Поликлёт из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя). Греческие скульпторы V в. до н. э. ассоциировали расцвет полисной цивилизации с образами человека, полного гармоничного величия и ясного спокойствия.

Искусство Древней Греции IV в. до н. э., с одной стороны, отмечено рядом важных достижений (в частности, в зтот период был создан коринфский ордер), а с другой снижением пафоса героизма и гражданственности, обращением к индивидуальному миру человека, что было связано с общим кризисом полиса. В работах Скопаса нашли отражение сильные, страстные человеческие чувства, выплеснувшиеся в энергичном движении («Менада»).


Афины. Портик кариатид Эрехтейона Фотография

Афины. Храм Ники Аптерос (V в. до н.э.) Фотография

Тонкая передача внутреннего мира человека, красоты отдыхающего тела, характерна для творчества Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом»). Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела: его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существуюицгх во Вселенной».

Стремленнем запечатлеть в скульптуре мимолетное движение («Апокспомен») отмечено творчество Лисиппа. Он был придворным скульптором Александра Македонского и создал ряд выразительных портретов великого полководца. Скульпторы IV в. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического.

Мирон. Дискобол (V в. до н. э.)

Поликлет. Дорифор (V в. до н. э.)

Скопас. Менада, или Вакханка (IV в. до н.э.)

Праксителъ. Афродита Книдская (IV в. до н.э.)

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом (IV в. до н. э.)

Лисипп. Отдыхающий Гермес (IV в. до н. э.)


Одним из известнейших художников V в. до н.э. был Полигнот, творчество которого связано с Афинами. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу.

Хотя работы древнегреческих живописцев не сохранились, представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль, который позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре  которых стоял человек.

Краснофигурный стамнос  (V в. до н. э.)

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

ПОЛИКЛЕТ

Однако из этого не следует, что художественная жизнь сосредоточилась к началу второй половины века только в Афинах. Так, сохранились сведения о работах мастеров малоазийской Греции, продолжало процветать искусство греческих городов Сицилии и южной Италии. Наибольшее значение имела скульптура Пелопоннеса, в частности старого центра развития дорийской скульптуры — Аргоса.

Именно из Аргоса вышел современник Фидия Поликлет, один из великих мастеров греческой классики, работавший в середине и в третьей четверти 5 в. до н.э.

Искусство Поликлета связано с традициями аргосско-сикионской школы с ее преимущественным интересом к изображению спокойно стоящей фигуры. В своей статуе «Дорифора» («Копьеносца»), выполненной около середины 5 в. до н.э., Поликлет создал образ юноши-воина, воплощавший идеал доблестного гражданина.


Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме

180. Поликлет. Дорифор. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Неаполь. Национальный музей. Фотография сделана с бронзированного слепка в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.


В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» — ранний пример классического контрапоста (от итал. contrapposto — противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

Под конец жизни Поликлет отошел от строгого следования своему «Канону», сблизившись с мастерами Аттики. Его «Диадумен» — юноша, увенчивающий себя победной повязкой, — статуя, созданная около 420 г. до н.э., явно отличается от «Дорифора» более изящными и стройными пропорциями, легким движением и большей одухотворенностью образа. Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме
181 6. Поликлет. Диадумен. Около 420 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Афины. Национальный музей.

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем.

Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.

Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480—479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.

Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Но не спрашивайте почему. Никто вам не сможет ответить…». Его можно измерить, можно пересчитать даже все его камни. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец – на это уйдет всего несколько минут.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу.

Это Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437—432 годах до н.э.

Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами.

Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм – легкий, воздушный, необычайно прекрасный – выделялся своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбнуться прохожих.

Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, умели летать по воздуху, принимать любой облик, превращаться в животных и растения. Но во всем остальном вели себя, как обыкновенные люди: женились, обманывали друг друга, ссорились, мирились, наказывали детей…

  Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме
Храм Деметры, строители неизвестны, VIв. до н.э. Олимпия Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины Пропилеи, зодчий Мнезикл, 437-432 до н.э. Афины

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому.

Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.

Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.

Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служи­ло маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, – скала здесь очень неровная.

Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом.

Через восточный портик можно было попасть в святилище Посейдона, где он, ударив по скале своим трезубцем, оставил три борозды с журчащей водой. Здесь же находилось святилище Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.

Центральная часть храма – прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). В храме также находились могила и святилище первого легендарного царя Аттики Кекропа.

На южной стороне Эрехтейона – прославленный портик кариатид: у края стены шесть высеченных из мрамора девушек поддерживают перекрытие. Некоторые ученые предполагают, что портик служил трибуной почтенным гражданам или что здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Но точное предназначение портика до сих пор неясно, ведь «портик» означает преддверие, а в данном случае портик не имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь храма.

Фигуры портика кариатид – это по сути опоры, заменяющие столб или колонну, они же прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме
Эрехтейон, строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-438 до н.э. Афины

В 1803 году лорд Эльджин, английский посол в Константинополе и коллекционер, пользуясь разрешением турецкого султана, выломал в храме одну из кариатид и увез в Англию, где предложил ее Британскому музею.

Слишком широко трактуя фирман турецкого султана, он увез с собой также многие скульптуры Фидия и продал их за 35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил, что «никто не должен препятствовать увезти ему несколько камней с надписями или фигурами с Акрополя».

Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил, он взял только те скульптуры, которые уже упали или которым грозило падение, якобы для того, чтобы спасти их от окончательного разрушения. Но еще Байрон назвал его вором.

Позднее (при реставрации портика кариатид в 1845—1847 годах) Британский музей прислал в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Впоследствии слепок заменили более прочной копией из искусственного камня, изготовленной в Англии.

В конце прошлого века греческое правительство потребовало от Англии вернуть принадлежащие ей сокровища, но получило ответ, что лондонский климат для них более благоприятен.

В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм.

Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости.

Во время освободительной войны 1821–1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.

В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман.

Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году.

  Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме
Ника Самофракийская автор неизвестен, ок.190 до н.э. Лувр, Париж Венера Милосская Агессандр(?), 120 до н.э. Лувр, Париж Лаокоон Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э. Греция, Олимпия Геракл Фарнезский, ок. 200 до н. э., Нац. Музей Неаполь Раненая амазонка Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим

Парфенон – храм богини Афины – самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом.

Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон – храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини.

Парфенон воздвигли в 447–432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на четырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5х30,9 метра.

С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким.

На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее.

Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Иктип и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий.

Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

  Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме   Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме
Афродита и Пан 100 до н.э., Дельфы, Греция Диана-охотница Леохар, ок.340 до н.э., Лувр, Париж Франция Отдыхающий Гермес Лисипп, IVв. до н. э., Нацональный музей, Неаполь Геракл, борющийся со львом, Лисипп ок. 330 до н.э. Эрмитаж, Петербург Атлант Фарнезский ок.200 до н.э., Нац. Музей Неаполь

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл – крупнейший государственный деятель Афин.

Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить богиню Афину и ее город – Афины.

Тема восточного фронтона – рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево.

На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника.

Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием.

Из более чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом

Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня.

Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер­тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини.

Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.

Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рождения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на Акрополе.

Самым торжественным моментом праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты.

В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко славили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высокий холм Акрополя жертвенные животные.

Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Другие девушки высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений.

Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания. В отличие от христианских храмов, древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма.

В глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннадами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

О Парфеноне написано множество книжных томов, среди них есть монографии о каждой его скульптуре и о каждом шаге постепенного упадка с той поры, когда после декрета Феодосия I он стал христианским храмом.

В XV веке турки сделали из него мечеть, а в XVII веке – пороховой склад. В окончательные руины его превратила турецко-венецианская война 1687 года, когда туда попал артиллерийский снаряд и за один миг сделал то, что не смогло сделать за 2000 лет всепожирающее время.

Источник: studopedia.ru

Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, которая возникла в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне.

Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера (от лат. порядок, строй).

Используемая стоечно-балочная система достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных архитектурных элементов. Основными являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.

Различают два основных ордера древнегреческой архитектуры – дорический и ионический. Название ордеров связано с местами их возникновения. Дорийцы и ионийцы – одни из основных древнегреческих племён. Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства они достигли в классическую эпоху.

Первый – более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжён; второй – более лёгок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжён. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека, что свойственно греческому искусству.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер – с «утончённостью женщин, их украшениями и соразмерностью».

Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были конструктивно и художественно переосмыслены при переходе на новый материал.

Дорический ордер является самым простым и строгим, из всех наиболее массивным и подобно своему деревянному прототипу имел три основные части:

основание – стереобат (крепйда),

несущие опоры – колонны и

– несомую конструкцию – антаблемент.

Дорический храм возводился на высоком, обычно трёхступенчатом основании – крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров сооружения. Размеры отдельных частей сооружения и их взаимные соотношения основаны на единой мере – модуле.

Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней – создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн.

Синтез скульптуры и архитектуры стал пониматься как свободное содружество и взаимодополнение равноправных и самоценных искусств.

Монументальный и общественный характер архитектуры греческой классики, ее тесная связь с жизнью коллектива свободных граждан, с государственными культами богов, олицетворявших единство полиса, нашли свое яркое и сильное выражение уже в период ранней классики.

Ведущую роль в это время играл дорический ордер. Передовые черты греческой архитектуры предшествующего, архаического периода получили теперь широкое и свободное развитие. Глубокое соответствие всего образного строя дорического ордера духу гражданской героики 5 в. до н.э. особенно помогало раскрытию всех заложенных в нем художественных возможностей.

Периптер стал господствующим типом здания в греческой монументальной архитектуре. Классический тип периптера и вся система его пропорций получили свое развитие именно в эти годы.

По своим пропорциям храмы стали менее вытянутыми, более цельными, в них была преодолена несоразмерность и тяжеловесность архаических архитектурных пропорций. В больших храмах внутреннее помещение — наос — обычно разделялось двумя продольными рядами колонн на три части. В небольших храмах зодчие обходились без внутренних колонн, подпирающих перекрытие наоса. Исчезло применение на торцовых фасадах колоннад с нечетным числом колонн, мешавшее расположению входа в храм в центре фасада. Обычным соотношением числа колонн торцового и бокового фасадов стало 6 к 13 или 8 к 17; число колонн боковой стороны было равно удвоенному числу колонн торцового фасада плюс одна колонна.

В глубине центральной части наоса, обрамленной внутренними колоннадами, прямо против входа находилась статуя божества. Планировка храма получила логически ясную стройность и монументальную торжественность. Строго продуманная система расположения и соотношения всех элементов конструкции храма вела к созданию образа величавого, ясного и простого.

20 Афи́нский акро́поль

Афи́нский акро́поль — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон. Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.

Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры.

Пропилеи– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней частиПропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформленияПропилеи не имели.

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасадуПропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте.

Парфенон(от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказуПерикла

(447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля.Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м.

Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы.

Портик Кариатид– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора.

Бравронейон– одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.

Храм Ромы и Августа(27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.

 

Иск-во эпохи эллинизма

Новый этап в истории Греции, наступивший в конце IV в. до н. э., после завоеваний Александра Македонского, и продолжавшийся до I в. до н. э., называется эпохой эллинизма. Искусство этого периода — эллинистическое искусство — распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию. Греческое искусство этого времени обогащает ся некоторыми идеями и темами восточного искусства. Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: величественных царей, смелых воинов, мудрых философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа (начало II в. до н. э., Музей античной скульптуры, Мюнхен).

В то же время эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей — новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран Востока. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н. э., Лувр, Париж).

В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 г. до н. э. был сооруженалтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков, увенчанный колоннадой и украшенный большим рельефным фризом. Сюжет фриза — битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи, — символизировал победу пергамских царей над врагами. Могучие боги стремительными, порывистыми движениями атакуют и повергают наземь гигантов — чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. С поразительной силой переданы пафос борьбы, торжество победителей и мучительные страдания побежденных .

Мирон. Дискобол. Середина V в. до н. э.

Поликлет. Дорифор (копьеносец). Ок. 440 до я. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала.. Парфенон (храм Афины Пар-фенос) на афинском Акрополе. 447 — 438 до н. э.

Скопас. Менада. IV в. до н. э.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Ок. 340 до н. э. Мрамор.

В эллинистическую эпоху существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов, созданных лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Такова знаменитаястатуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н. э.

Искусство эпохи эллинизма, отражающее самые различные стороны жизни того времени, завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

Замечательные произведения Древней Греции оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков. И сейчас они продолжают восхищать нас не только своей красотой и совершенством исполнения, но и своей глубокой человечностью.

22. Этрусское искусство охватывает период IX—II в. до н. э.

Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва (что соответствовало греческим Зевсу, Гере и Афине), и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.
Архитектура этрусков близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены — из сырцового кирпича. Этрусский храм стоит на высоком постаменте — подиуме, к колоннаде портика ведет лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты. Эти скульптуры VII—VI вв. до н. э., периода расцвета этрусков, по стилю соответствуют греческой пластике времен архаики, но много условнее, орнаментальное и динамичнее. Жилища этрусков имели строгую осевую композицию, но были самой разнообразной планировки, от прямоугольных до круглых. Представление о них дают сохранившиеся до нашего времени гробницы.
О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей гробниц, высеченных в скале или возведенных из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифологии. Из них мы узнаем и многие детали быта: костюм, утварь, мебель, даже типы музыкальных инструментов (роспись гробницы «Пирующих»; начало V в. до н. э., Тарквинии).
У этрусков рано развилась скульптура. Еще терракотовые погребальные урны VII—VI вв. до н. э., в которых хранился пепел умерших, имеют крышки с изображением фигуры или бюста усопшего, всегда портретного характера, лаконичного и выразительного. Такого же типа полуфигуры украшают крышки саркофагов. Изображение условно, в чем-то схематично, но одной-двумя деталями мастер умеет создать вполне реальный образ.
Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили название «буккеронеро» — «черная земля», полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в Эрмитаже). Этруски — искусники в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо напоминает знаменитую легенду о создании Рима.

Арх-ра древнего Рима

Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

римско-дорический,

римско-ионический,

римско-коринфский,

композитный,

тосканский.

Скульптура древнего Рима

В период господства Древнего Рима (конец VI в. до н.э. – IV в. Н.э.) в истории скульптуры наступила эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека, римляне создавали совсем иные образы – жесткие, порой беспощадные в своей правдивости скульптуры. Вероятно, эта особенность римского искусства объясняется древним обычаем снимать восковые маски с умерших. Маски предков хранились в каждом знатном римском доме, ими и пользовались скульпторы, работая над портретом.Завоевав Грецию, римляне были покорены ее искусством. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые скульптуры, которыми римские вельможи украшали свои валы. С большого количества скульптур делали и копии. Поэтому греческие скульптуры оказали огромное влияние на искусство Древнего Рима.Большая мраморная скульптура императора Августа (27 до н.э. – 14 н.э.) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее, известна на весь мир. Август-оратор обращается к народу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Древнеримский историк Светоний описывает, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. Портрет преемника Августа императора Тиберия: он казнил всех своих родственников, придумывал изощренные пытки и казни. Смерть удалившегося в конце жизни на остров Капри Тиберия, по словам Светония, «вызвала в народе ликование». В скульптуре Каракаллы, римского императора начала III в., нет греческого благородства. Это жестокий воин с грубым лицом, короткими вьющимися волосами и бородой.Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная скульптура императора Марка Аврелия (II в.). могучий конь словно шагает гордой поступью, всадник поднял руку в приветствии… Но лицо скульптуры Марка Аврелия отрешенное, самоуглубленное, усталое. Реалистический портрет императора-философа кажется противоречащим героическому образу смелого полководца.В конце III – начале IV в. римские скульптуры сильно изменились. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. В скульптуре внешность начинают передавать упрощенно: огромные глаза, условно – декоративная шапка волос, нередко искаженные пропорции тела. Это было связано с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Внешняя красота стала считаться не главной, все внимание уделялось духовному началу в человеке. Яркий памятник того времени – огромная голова Константина I (начало IV в.) в скульптуре его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи.

 

Источник: lektsia.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.