Богиня путешествий


Глава 1
«Человек путешествующий» в истории культуры

1.1. «Человек путешествующий»: мифы и легенды прошлого

«Пришедшие из-за моря»

Мифы и легенды древних народов, повествующие о первоначалах мира, рождении богов и появлении человека, наполнены образами странствующих персонажей. Это может быть божество, или «культурный герой», или даже простой смертный, отправившийся в дальний путь по мифологическому пространству с целью обустроить мир или найти счастье.

Мифологическое мышление сакрализировало понятие пути и превратило его в важнейшую мифологему, посредством которой идет осмысление человеком самого себя и культуры в целом. В мифологической и религиозной моделях мира понимание пути многозначно. Путь представляет собой не только дорогу или тропу, протянувшуюся через пространство, но линию жизни человека, его жизненный путь. Преодолевая замкнутость своего мира, человек отправлялся в дальние края, бороздил водную гладь, строил дороги, способствуя тем самым развитию и распространению культуры, торговли и, к сожалению, войны. Образ «пути-дороги» недаром являлся метафорическим выражением трудностей жизненного пути, всех тех испытаний, которые предстояли человеку. Только пройдя через эти испытания, выдержав их, человек может достичь заветной цели. Вся человеческая жизнь представлялась долгим и трудным путешествием.


В мифологии можно встретить образы основателей городов и цивилизаций, «пришедших из-за моря». В религиозно-мифологических культурах много сказаний о «первопредках» – «культурных героях». Здесь уместно вспомнить древнеегипетского Озириса, передавшего людям знания по ведению сельского хозяйства и ирригации, строительству и искусству, врачеванию. В древнегреческой мифологии повествуется о «просветительской» деятельности Прометея. В древнеиндейских мифах и легендах тоже можно найти персонажи, выполнявшие функции «культурных героев», это Манко Капак и Кецалькоатль – Пернатый Змей. Палеоазиатский Ворон был богом плодородия и грозы, защитником установленного богами порядка. У древних германцев покровителем и наставником людей был Тор. Интересен, к примеру, вавилонский «культурный герой» Оаннес, который обучил людей письменности и различным искусствам, помог в освоении градостроительства и сооружении храмов, объяснил им законы геометрии и законы общества. По легенде, он прибыл откуда-то из-за моря, не мог питаться пищей обычных людей, день проводил с ними, а ночью возвращался в морские глубины, поэтому его и изображают в виде человека-рыбы.


«Культурные герои» чаще всего описываются как пришельцы, явившиеся к людям с неба или из-за моря, принесли блага культуры и научили их ценить. Они «обустраивали» мир людей, обучали их ремеслам и искусствам, помогая им овладевать знаниями, внушая нравственные понятия и знакомя с законами государственного устройства.

Во многих мифах описания путешествий несут в себе крайне ценные сведения для исследователя истории культуры. Мифы давно уже перестали рассматриваться лишь как порождение фантазии. Их анализ нередко приводит ученых к открытиям. Так, исследование древнегреческих мифов о Троянской войне и странствиях ее героев, в частности, тщательное изучение «Илиады» Гомера, привело в 1870 г. немецкого исследователя Генриха Шлимана к открытию «обильных златом» Микен – города Агамемнона, вождя войска древних греков, участвовавших в осаде Трои, и позднее местонахождения самой легендарной Трои (Троады, расположенной на северо-западе Малой Азии). В начале XX в. другой ученый, англичанин Артур Эванс, начал раскопки на острове Крит, которые принесли миру богатейшие археологические находки того периода.

Боги – покровители путешественников

В мифах, сказаниях и легендах разных народов немало богов, покровительствующих путникам, охраняющих пути-дороги. В древнеиндийской мифологии связанный с солнцем бог Пушан описывается как «повелитель или охранитель пути» и как «спаситель от ложных путей».


ги-олимпийцы постоянно спускались с Олимпа и участвовали в земных делах. Сам верховный бог Зевс покровительствует гостеприимству, за что Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Бог солнца Аполлон считался охранителем дорог, мореходов и путешественников. Другие боги также нередко обращали свои благосклонные взоры на путешественников, оберегали их в превратностях дальних странствий. Миф об аргонавтах повествует, что во время дальних странствий в поисках «золотого руна» грекам помогали богини Гера и Афина.

Одним из признанных покровителей путешественников в античной мифологии считается Гермес, сын верховного бога Зевса и Майи. В римской мифологии почитался под именем Меркурия. Как полагает отечественная исследовательница и знаток античности А.А. Тахо-Годи, Гермес – божество «догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греческого „герма“ – груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами – охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес „привратный“ – „Пропилей“); повреждение герм считалось страшным святотатством. Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как „амбросийные“ (буквально „бессмертные“) золотые крылатые сандалии и золотой жезл – средоточие магической силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций – проводника душ умерших в Аид, „психопомпа“ или помощника на пути в царство мертвых»[4].


Гермес был вхож в оба мира – жизни и смерти. Во многих мифах Гермес охраняет героев во время странствий. Достаточно вспомнить миф о Персее, которому он вручает меч для убийства Медузы Горгоны, сказание о странствиях Одиссея – ему Гермес открыл тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки. Гермес же помогает Приаму проникнуть в стан Ахилла и т. д. К Гермесу обращались как к посреднику между богами и людьми, как к покровителю людей на путях жизни и смерти.

Святой Николай – покровитель путников

Покровители путешественников встречаются ив мировых религиях. В христианстве пользуется большой популярностью святой Николай, считающийся покровителем путешественников, мореплавателей и школяров. Николай родился в первой половине IV в. городе Патархе, который расположен в Ликии (Малая Азия). Предания повествуют о Николае как об образце аскетической добродетели. Он отказался от богатого наследства, раздав его бедным, нуждающимся людям. Рано проявившийся интерес к религии и успехи в изучении богословия привели его на путь священства. Он стал пресвитером в родном городе.

Святой Николай подвергся жестоким гонениям, был заключен в тюрьму, где провел долгие годы, но не отказался от веры. После прихода к власти императора Константина в 323 г. его выпустили из застенка. Он посвятил себя служению церкви, защищал православие и отвергал еретические учения.


ятой Николай помогал восстанавливать и строить христианские храмы. Выступая против язычества, он не останавливался перед разрушением языческих храмов, в том числе храма Афродиты в Мирах. Святой Николай участвовал в Первом Вселенском соборе (325 г., Никея). Он осуществил несколько путешествий, во время которых немало сделал для спасения кораблей и путешественников. После паломничества в Палестину, в Святую землю, Николай некоторое время находился в монастыре, а затем, вернувшись в г. Миры (Ликия), был рукоположен архиепископом этого города. Отсюда и обозначение Николая – Мирликийский.

Согласно преданиям, святой Николай совершил множество благих деяний, помогал немощным, нуждающимся и странствующим. По мнению ученного С.С. Аверинцева, «особенно популярна история о впавшем в нищету отце трех дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Николай тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом – на приданое каждой (в этом эпизоде святой Николай фигурирует как неведомый благодетель, отсюда и возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта-Клауса)»[5]. Образ Николая Чудотворца, или, как его еще именуют в христианских преданиях, Николая Угодника, – святого из разряда так называемых святителей (церковных иерархов), подвергся сильной фольклорной мифологизации и послужил прообразом современной рождественского героя Санта-Клауса (искаженное от голландского Site Klaas, Синте Клаас, что означает в переводе «святой Николай»).


Умер он в 352 г. и был похоронен 6 декабря в соборе города Миры. Через семь столетий его мощи были перевезены в один из соборов города Бари (Италия). В настоящее время этот город стал одним из важных центров христианского паломничества. Сюда приезжают люди, нуждающиеся в заступничестве святого Николая. Посещение города Бари включено в программы религиозных туров по Италии.

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых православных святых у русского народа.

География странствий мифологических героев

Мифологические и фольклорные персонажи совершают путешествия, осваивая земной мир и мир подземный, правда, цели у них различные. Так, Орфей спускается в царство Аида, пытаясь вернуть умершую Евридику. Гильгамеш из вавилонского эпоса в подземном мире занят поисками человеческого бессмертия, а герой «Калевалы» Вяйнямейнен – мельницы счастья и изобилия Сампо.

Для нас интересен факт присутствия «человека путешествующего» как персонажа мифов и легенд. Вспомним Троянскую войну, поход аргонавтов во главе с Ясоном в Колхиду за «золотым руном», поход в Лидию – за песком златоносных рек, во Фракию и др. В мифологии можно встретить массу повторяющихся, «бродячих сюжетов», посвященных описанию дальних странствий. К примеру, в былине «Добрыня Никитич, его жена и Алеша Попович», гомеровской «Одиссее» и узбекской поэме об Алпамыше повествование разворачивается вокруг странствий мужа, оставившего дома жену, к которой в его отсутствие сватаются многочисленные женихи. Наличие этих «бродячих сюжетов» доказывает, что между народами существовали


культурные контакты, т. е. с древнейших времен путешествия приводили к взаимопроникновению различных культур.

География странствий мифологических героев достаточно обширна. Греческий мир активно осваивал близлежащие территории. Ученые полагают, что переселение в Малую Азию было связано с избытком населения в Греции. Греки завоевали Крит, колонизировали Родос и Кипр, плавали до Италии и Египта. Древние греки отправлялись на поиск новых земель и богатств все дальше и дальше. Об этом повествует уже упоминавшийся миф об аргонавтах, в котором рассказывается о смельчаках, отправившихся через проливы в Черное море к берегам Колхиды за «золотым руном». Многие мифы свидетельствуют, что древние греки имели смутное представление о государствах Европы и практически ничего не знали о странах Месопотамии.

Наиболее известным персонажем античной мифологии был знаменитый воин и путешественник Одиссей, царь Итаки. Десять лет он скитался по морям. География его странствий фантастична. Он совершил морские путешествия по Средиземному морю, странствуя по реальному и вымышленному мирам. Много было на его пути препятствий, он вышел в Атлантику через Гибралтар, побывал в поселении на Иберийском полуострове, на месте которого в наше время находится Лиссабон (Португалия).

Цель путешествий былинных героев русского фольклора – чаще всего ратные подвиги и торговые дела.


русских былин до нас дошли около ста, большая часть которых принадлежат к двум циклам – киевскому и новгородскому. Среди киевских былин значительную группу составляют былины о героической борьбе с врагами богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Практически во всех былинах можно найти описания странствий героев или намек на них. Вспомните Илью Муромца – доблестного русского богатыря чудесным образом исцеляют «калики перехожие» и предсказывают героические деяния во славу земли русской.

Новгородских былин сравнительно немного – это в основном былины о Садко и Василии Буслаеве. Если бы мы попытались начертить карту путешествий героев русского фольклора, то она не совпала бы с реальной географической картой. В этих повествованиях далекая Индия оказывается где-то рядом, от богатырской заставы у Киева рукой подать и до бескрайней степи, высоких гор, и даже студеное море совсем близко. Былинные герои с легкостью преодолевают пространства – вот они «в тридевятом царстве-государстве», а спустя недолгое время уже на «Буян-острове», причем некоторые географические названия в былинах становятся мифологическими символами: земля Полонецкая – это вражеские земли; Сафат-река – место встреч богатырей и т. д.

Не менее фантастична и география странствий героев восточного фольклора. Еще в доисламские времена обитатели Древней Аравии, бедуины, во время различных праздников состязались в ораторском искусстве, стремясь привлечь внимание слушателей забавными или поучительными историями, среди которых особой популярностью пользовались рассказы о путешествиях. Именно к ним восходят более поздние произведения средневекового Востока, наиболее известными из которых являются сказки «Тысяча и одна ночь».


Существенная часть их – рассказы о путешествиях. Ярким примером тому могут служить сказки о Синдбаде-мореходе, сложившиеся вероятнее всего в Багдаде не ранее X в. Багдадский купец Синдбад во время путешествий знакомится с обитателями далеких стран, наблюдает их жизнь, узнает их обычаи. Как купец, он присматривается к удивительным животным и экзотическим растениям – сандаловому дереву, плантациям перца, корицы, алоэ, которые составляют предмет торговли мусульманского купца с заморскими странами. Ученые не могут достоверно сказать, кто был автором первых рассказов о персидском искателе приключений. Но его никогда не было в оригинальной арабской версии «Тысячи и одной ночи».

Сами же описания путешествий из сказок «Тысяча и одна ночь» могли иметь в своей основе многочисленные историко-географических описания, такие как сочинения Ибн Хордадбеха, аль-Мукаддаси, аль-Масуди, Ибн Хаукаля и других ученых и путешественников, в которых содержатся практически точные географические и этнографические сведения о странах известного арабам в то время мира. Как полагают исследователи, исторической почвой для подобных рассказов были реальные торговые экспедиции мусульманских и немусульманских купцов. Эти повествования были широко распространены в огромной арабо-мусульманской империи в эпоху расцвета арабского халифата.


есте с тем в сказках Шахерезады упоминается немало географических объектов, названия которых в большинстве случаев вымышленные. Но, как подсчитали ученые, 70 раз упоминаются и 17 реальных объектов, находящихся главным образом в Юго-Восточной Азии, прежде всего на Аравийском полуострове, что свидетельствует о том, что восточные путешественники хорошо знали этот регион мира. Вот почему свое вдохновение черпалась из устного народного творчества, фольклора.

Вопросы и задания для повторения

1. В чем состоит сущность толкования «пути» как мифологемы? Кто такие «культурные герои» и какова их роль согласно мифологии?

2. Каких богов – покровителей путешественников вы знаете? Кто считается покровителем путешественников в христианстве?

3. Почему в мифологии разных народов большое значение уделено образу путешествующего персонажа?

4. Картографируйте путешествие Одиссея и обозначьте реальные и вымышленные объекты его странствий.

5. Покажите на примерах, что мифология разных народов может рассматриваться как источник изучения истории культуры.

1.2. География древних путешествий

Шумерские путешественники

На протяжении многих веков Библия служила практически единственным источником знаний по истории древних культур. Библейские тексты повествуют о древних народах, живших между реками Тигр и Евфрат. Привезенные в Европу в XVII в. одним из итальянских купцов-путешественников глиняные таблички с клинописными письменами, найденные им на Ближнем Востоке, подтверждали существование здесь некогда могущественных культур, о которых речь шла в Библии. На этих табличках были описания первых известных нам путешественников в этом регионе мире. Сведения о первых путешествиях также содержатся в древнем «Сказании о Гильгамеше». В этом литературном памятнике шумеро-акадской культуры описывается полное опасностей и приключений путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей.

Прошли столетия, и ученые обнаружили немало интересных сведений по истории культур Междуречья, или Месопотамии, как именовали эту страну древние греки. Располагаясь между реками Тигр и Евфрат, текущими в северной части Аравийского полуострова, Месопотамия сыграла огромную роль в истории человечества. Именно здесь возникали и процветали величайшие города древности – Вавилон, Ниневия и др. Но началось все с древнейших шумерских поселений. Шумеры (это название часто встречалось на глиняных табличках) считаются одним из древнейших народов. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще в X–IX тысячелетии до н. э., придя сюда из-за моря. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе.

Прошло немало времени, пока к концу IV тысячелетия до н. э. не возникли шумерские города – центры культуры. В каждом городе возвышалась невысокая ступенчатая башня – храм. У древних народов Месопотамии были довольно обширные знания в области астрономии, математики и других наук. Шумеры были опытными судостроителями, они создавали речные и морские суда и на них успешно ходили в дальние странствия. Путешествия служили средством расширения представлений об обитаемой части земли. Шумерские путешественники привозили в храмы своих городов таблички с указанием расстояний и времени пути до других городов. На основании этих материалов, а также сведений, полученных в военных походах и торговых путешествиях шумеров, была составлена своеобразная карта мира, изображавшая известную им ойкумену с крупнейшими городами Месопотамии. Их географические представления были сконцентрированы вокруг Евфрата. Они полагали, что вся Земля в соответствии с движением Солнца заключена между Морем Восхода (Персидский залив) и Морем Захода (Средиземное море). Свидетельством оживленных торговых контактов можно считать то, что в Шумерах хорошо описывали удивительную природу Индии.

Вавилон – «врата бога»

География путешествий Древнего мира была связана с крупными культурными и религиозными центрами. Такими центрами были города с их роскошными дворцами, величественными храмами, шумными базарами и многими другими достопримечательностями, что привлекало странников, торговцев, да и просто любопытных чужеземцев. История хранит сведения об Уре и Уруке в Месопотамии, Мемфисе и Фивах в Древнем Египте, Библе и Иерихоне в землях Палестины, Мараканде (Самарканд) в Средней Азии и многих других городах.

Самым знаменитым из городов Месопотамии, да и всего Древнего Востока, безусловно, был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название города происходит от словосочетания «Баб-Илу» – «Врата Бога». Город, стоявший на перекрестке дорог, достигал поистине громадных по тем временам размеров. К VII веку до н. э. численность его населения приближалась к 1 млн человек. Позднейшие раскопки показали, что город создавался по единому архитектурному замыслу и представлял собой в плане обширный прямоугольник площадью около 10 км2; располагался он на обоих берегах Евфрата. Вокруг города были возведены мощные восьмикилометровые крепостные стены с восемью воротами, которые были названы по именам главных богов. Вавилон оказал огромное влияние на историю человеческой культуры. По свидетельству древнегреческого путешественника Геродота, этот город произвел на него большое впечатление своей четкой планировкой и величественными сооружениями. А великий полководец Александр Македонский, пораженный красотой Вавилона, даже захотел сделать его столицей своей империи.

Путешествия древних египтян

Развитию межкультурных коммуникаций и расширению географии путешествий способствовала культура Древнего Египта. Создание единого государства в 3100 г. дон. э. ознаменовало начало расцвета этой культуры. Считается, что человек освоил водные просторы более 6000 лет назад, бороздя реки на плотах и других примитивных приспособлениях. Развитию путешествий в Древнем Египте способствовало то, что он располагался на берегах одной из величайших по протяженности рек – Ниле. Эта река играла огромную роль в хозяйственной жизни страны. В Древнем Египте суда строились из папируса, который в изобилии рос по берегам Нила и в его дельте. Начав возводить пирамиды, древние египтяне совершали плавания по Нилу, перевозя огромные каменные глыбы, необходимые им для строительства этих величественных сооружений. О значении судоходства в Древнем Египте говорит тот факт, что у подножия пирамиды Хеопса закопана ладья. В 1955 году археологи обнаружили в крытой плитами большой яме хорошо сохранившиеся остатки от ладьи фараона. По религиозным представлениям египтян, фараону после смерти ладья была необходима для странствий в царство вечного блаженства. Древние египтяне бороздили просторы реки, достигая самых удаленных своих поселений. Они составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2000 км. Один из фараонов XII династии даже поставил в верховьях Нила пограничный каменный столб с надписью, предостерегавшей чужие корабли, равно как и пеших иноземцев, пересекать южную границу страны, не имея на то разрешения или намерения вести торговлю.

Историки полагают, что помимо того, что Нил был каналами связи внутри страны, эта река открыла для египтян пути в другие страны.

С целью приобретение слоновой кости, оливкового масла, драгоценных камней, благовоний и всего того, чего не было в Египте, и стали совершаться первые экспедиции на побережье Красного моря, через Средиземное море, а также в Сирию и Палестину. Древние египтяне осваивали и морские просторы. Целью морских путешествий были связи с портовыми городами Передней Азии, в которых они закупали разнообразные товары, в том числе и ливанский кедр, более качественный строительный и поделочный материал, чем деревья долины Нила. По свидетельству историков, первое плавание по Средиземному морю датируется началом XXVII в. дон. э. Повелению фараона Снофру в Египет пришли 40 судов, груженых кедровым деревом.

Египтянам принадлежит пальма первенства в открытии и освоении морского пути вдоль берегов Африки в страну Пунт, которую они посещали «со времен богов». Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне назвали страну в Восточной Африке, расположенную где-то на южном побережье Аравийского полуострова. Ученые предполагают, что теперь на этом месте Сомали, или Йемен, а может быть, Пунт занимала территорию этих двух государств. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость, а также прирученные павианы. Из этой экзотической «страны бога» в Египет на кораблях доставлялись драгоценные ароматические смолы (мирра) тропических деревьев, растущих на полуострове Сомали и на юго-западе «Счастливой Аравии».

Первое исторически доказанное плавание египтян в Пунт состоялось в XXVI в. дон. э. при фараоне Сахура. После многовекового перерыва торговые связи с Пунтом становятся более или менее регулярными. Древние тексты свидетельствуют о путешествии, совершенном по воле царицы Хатшепсут в XVI в. до н. э. Несколько весельных кораблей отправились в страну Пунт за саженцами деревьев, которые источали смолу – мирру. Царица хотела украсить ими террасы своего храма Дейр-Эль-Бахри. Путь был неблизкий, чтобы выполнить волю царицы, древним путешественникам пришлось пройти 2000 км по Красному морю. Маршрут этой экспедиции показан на нескольких рельефах с надписями, сохранившихся на стене храма в Фивах (ныне г. Луксор). Во времена Хатшепсут были построены огромные транспортные суда для перевозки в священный город Луксор 750-тонных обелисков.

География путешествий древних египтян распространялась и на острова Эгейского моря, главным образом на Крит, что подтверждается археологическими находками египетских древностей на этом острове, которые датируются III тысячелетием до н. э. В это время на Крите еще не существовало государства, и находки, скорее всего, завезены сюда самими египтянами, хотя надежных доказательств этому нет.

Древние египтяне не были искусными мореходами. Это связано с особенностями географического положения страны. Нил представляет собой широкую спокойную реку, у дельты которой море изобилует мелями, и потому удобных гаваней в ту пору там не было. Из-за этих особенностей древние египтяне не могли совершенствоваться в искусстве судовождения. Кроме того, Египет чрезвычайно беден лесом, в этой стране не было хорошей древесины для строительства крепких и надежных судов. Вот почему для достаточно продолжительных плаваний по Восточному Средиземноморью египтяне использовали суда, построенные в порту Библ, принадлежавшем финикийцам.

Источник: fictionbook.ru

  • Litnet
  • Литературные блоги
  • Мэйли — Бог путешествий

 

Богиня путешествий

Часть первая. Прощание

Перемещение между мирами — это просто. Особенно, если тебя зовут Мэйли и ты — бог путешествий. Достаточно просто визуализировать в голове другой мир, стукнуть посохом по траве и сказать магическое заклинание. В общем, стандартная процедура, ничего интересного.

Оглянувшись ещё раз на место, в котором с момента последнего перемещения мною было прожито около пятнадцати лет, я подумал, что, в принципе, всё здесь не так плохо, как может показаться на мой божественный взгляд.

Густые изумрудные леса, высокие красивые горы, глубокие прозрачные озёра и сотни восхитительных дорог, которые я придумал. Дорог, по которым ходили ноги сотен путешественников, молящихся о том, чтобы Мейли даровал им прямой путь и они не заплутали в сумерках, чтобы их не съели драконьеры и не разорвали волкодагры, а ягоды гельмионы не заканчивались на кустах.

Да, у бога путешествий фантазия великолепная! Но есть проблема: как только ты являешься людям в туманной дымке, гордо откидывая серебристый плащ и указываешь им место с родником, как они протирают глаза, будто после сна, и говорят: «Санчо, это ты что ли разоделся, как купец? Иди скорее сюда, я ручей нашёл. Дико горло жжёт, зря мы вчера так много рома выпили».

Раньше в богов люди верили гораздо больше. Потому я думаю, что этот вполне себе интересный мир как-нибудь обойдётся без меня.

Закрываю глаза, поднимаю в небо посох и произношу заклинание так громко, что людишки, копошащиеся в огородах, вскидывают головы вверх и начинают перешёптываться. Поистине, пока гром не грянет… Прощай, мой мир, увидимся в следующей жизни!

Часть вторая. Новый мир

…Почему так сильно болит голова? Разве у богов она вообще может болеть? Никогда раньше не слышал. Как будто на печку поставили самовар и забыли открыть крышку. И тело всё ноет нещадно. Стойте, откуда я про самовар-то знаю? Я же бог, а не человек!

Открываю глаза — и ничего не вижу. Вокруг туман с серой поволокой, немного зябко — и тишина, как будто попал в небытие. Мне есть, с чем сравнить, уж поверьте: не одного ослушавшегося я в своё время туда на перевоспитание отправил.

Смотрю сквозь дымку: стою на высокой горе, а внизу озеро. Странное такое, как будто ненастоящее. По краям всё, как обычно, а в середине дыра чёрная. И в эту дыру воду из озера всё время засасывает, как будто внутри огнедышащий Морок сидит и жажду утолить никак не может. А раз в пять минут из неё какие-то всполохи вылетают огненные…

И гора какая-то странная. Я с неё три раза спуститься хотел: впереди никаких препятствий, а ноги не идут. И посохом махал, и заклинания читал, и бороду себе пощупал — мало ли, вдруг не я это, а какой-то призрак? Борода на месте, гора на месте — а идти некуда.

Вдруг откуда-то сверху как что-то завизжит: «Локация 47! Обнаружен неопознанный объект. Дальнейшее движение невозможно. Срочный запуск системы по апгрейду персонажа!».

Я даже не сразу понял, о чём вообще речь, пока вдруг не почувствовал, что мой посох вдруг кто-то в сторону потянул и из рук вырвал. Ну думаю, это вообще! Они себе представляют, с кем дело имеют? В моём мире особого уважения к богам младшего ранга не было — но это ещё куда ни шло, можно как-то было исправить.

Но чтобы на имущество посягать вздумали? Да я вам сейчас как серу болотную на всё ваше существо нашлю! Дёрнул руку на себя что было сил и только хотел крикнуть заклинание, как чувствую, что ни слова сказать не могу: язык к нёбу прилип, губы опухли и вытягиваются вперёд — до самой земли свисают, а глаза лезут на лоб от ужаса!

А сверху снова здорово: «Обнаружен баг системы. Срочно требуется перерасчёт исходных данных. Приступаем к переборке».

Часть третья. Бог как человек

Что там дальше говорили, я уже не слышал: только почувствовал, что ноги больше в воздух не упираются, а губы не свисают на живот, так и ринулся с этой горы вниз! Бежал, как человек, а не как бог — позорно вскидывая ноги, подняв полы своей мантии вверх. Добрался до ближайшего лесочка, забрался под дерево, ветками себя закидал и только тогда выдохнул.

Сижу и думаю, куда я попал? Неужели тут какое-то высшее Божество всем заправляет и ему не по нраву моё присутствие? Но разве можно вот так, презренно и неуважительно младших встречать? Мы ведь тоже боги, хоть и рангом ниже. С другой стороны я бы и разбираться с этим не стал, а сразу домой вернулся — да вот незадача: посох на горе остался, а без него вернуться не получится.

К тому же сирена, которая на горе включилась, так и воет — меня ищут, насколько я понял. Ну, думаю, людишки презренные — не на того напали! Заночую тут, а с утра станет понятно, что это за мир вокруг такой странный, кто в нём начальствует и как сделать, чтобы, если это дело людских рук, наказать смердов за мой позор!

С теми мыслями, кровавыми и умиротворяющими одновременно, я заснул, укрывшись еловой веткой, как куском бархатного одеяла. Не очень-то мягко, но в моём случае выбирать не приходится…

Источник: litnet.com

Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!

Греческие боги

Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…

Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!

Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.

Зевс

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.

Посейдон

Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.

Аид

Аристократичный и утонченный, бог целительства, солнечного света, душевной чистоты и художественной красоты. Став покровителем творчества, он считается главой 9-ти муз, а также отцом бога врачей Асклепия.

Аполлон

Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.

Гермес

Коварный бог войны и жестоких битв. Могучий воин предпочитал кровавые расправы и вел войну ради самой войны.

Арес

Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.

Гефест

Жена Зевса, покровительница брака и супружеской любви. Богиня отличалась ревностью, злобой, жестокостью и излишней строгостью. В состоянии ярости она могла принести людям страшные беды.

Гера

Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.

Афродита

Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.

Афина

Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.

Деметра

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.

Дионис

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.

Эрот

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.

Гестия

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

Ника

И это еще не все греческие имена богов:

  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.

Источник: boombate.com

В древнеегипетской мифологии насчитывается более одной тысячи различных богов. В этой статье представлен обзор лишь самых основных богов, почитаемых в древнем Египте.

Амон

В мифологии у древних египтян является одним из богов солнца. Его изображали как человека с бараньей головой, так как священными животными для него являлись баран и гусь, которые символизировали мудрость. У бога Амона была жена — богиня Мут, а также сын — бог Хонсу. Первоначально культ почитания бога зародился в Фивах, но постепенно его стали почитать по всему древнему Египту.

Анубис

Это один из самых древних и почитаемых богов древних египтян. Считалось, что он наказывает грешников, попавших в ад. И определяет, кому пора уходить в мир иной, а кому остаться в мире живых. Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, что символизировало защиту мертвых и связь с ними.

Апис

Почитался египтянами как бог плодородия. Изображался в облике черного быка с солнечным кругом. Первоначально культ зародился в Мемфисе. При царствовании Птолемеев произошло слияние Аписа и бога Осириса в единого бога Сераписа. Священным животным этого бога считался черный бык с особенными белыми отметинами, для которого был построен Апейон. Если бык умирал, то в стране объявлялся траур, а похороны проводились специальным ритуалом.

Богиня путешествий

Атон

Являлся в древнем Египте божеством солнечного духа. Изображался в виде солнца, лучами которого были раскрытые ладони. Есть версия, что храм Атона возможно находился в городе Гелиополе. Долгое время был второстепенным божеством.

Акер

Один из самых древнейших богов в мифологии Египта. Являлся богом земли, покровителем мертвых. Изображался часто в виде льва.

Аш

Тоже один самых древних египетских богов. Считался божеством Ливийской пустыни. Египтянами изображался как человек с соколиной головой. Священным животным бога был сокол.

Бех (Бухис)

Первоначально был богом местного значения, но затем стал общеегипетским божеством. Изображался как бык красноватой или черно-белой масти. Культ бога зародился в египетском городе Гермонт. Священным животным бога был белый бык с черными отметинами.

Геб

Это древнеегипетский бог Земли. Изображался человеком, у которого на голове была одета корона Верхнего или Нижнего Египта. Бога Геба считали богом доброго начала, который охраняет живых и мертвых от змей, которые живут в земле.

Гор (Хор)

В древнеегипетской мифологии — это бог Неба и Солнца. Чаще всего египтяне его изображали в виде сокола или как человек с соколиной головой. Сначала считался хищным богом, впивающимся когтями в свою добычу. Затем считался покровителем власти.

Дуамутиф

Древнейший египетский бог, имеющий второстепенное значение в мифологии. Изначально считался одним из богов-звезд. Считалось, что он охраняет и сопровождает умерших, а также принимает участие в бальзамировании тел. Изображали бога в виде канопы, с шакалиной головой, в которую помещают желудок скончавшегося человека.

Исида

Это самая сильная и могущественная богиня египетской мифологии. Она является богиней Луны, супружеской верности, плодородия и мореплавания. В ее подчинении стихии ветра и воды. Исиду египтяне изображали в виде крылатой женщины или соколицы. Богиня покровительствовала роженицам и являлась защитницей семьи и детей. Священным животным богини является белая корова.

Маат

Это египетская богиня правосудия, истины и гармонии. Зарождение культа происходит в Фиванском некрополе. Богиню в основном изображали с пером страуса в прическе. Это перо она клала на чашу весов, чтобы определить насколько безгрешно жил умерший человек. Если грехи не перевешивали перо, то умерший человек отправлялся жить в рай.
Богиня путешествий

Мин

Древний египетский бог плодородия, способствующий урожайности, размножению людей и скота. Изображался как человек, с торчащим фаллосом, правая рука, которого была поднята и держала плеть. На голове его была одета корона с двумя перьями.

Позже бог Мин стал покровителем торговли, защитником караванов.

Нефертум

Древнеегипетский бог растительности, бог духов. Являлся покровителем парфюмеров. Был беспощаден к врагам фараонов и врагам Египта. Чаще всего изображался как молодой человек или ребенок, который сидит в цветке лотоса. Его голову украшал цветок лотоса, с двумя торчащими из него перьями. Порой изображался с головой льва.

Нут

Древняя египетская богиня Неба. Она была связана с культом мертвых, которых поднимала на небо и охраняла их гробницы. Изображение Нут часто помещали на внутреннюю сторону крышки саркофага.

Также ее называли матерью звезд, от которой рождаются боги. Она приходится матерью таким богам, как: Осирис, Сети, Исида, Нефтида и Гор.

Нун

Древний египетский бог, олицетворяющий водную стихию. Считалось, что Нун и его жена Наунет являлись прародителями всех богов.

Осирис

Один из главнейших богов древних египтян. Считался покровителем производительных мощей, царем загробного мира, а также судьей в царстве мертвых.

Предание гласит, что Осирис научил египетских людей земледелию, ремеслам, врачебному искусству и другому, чтобы происходило развитие цивилизации.

Птах

В мифологии у древних египтян – это бог-создатель, который был покровителем ремесел и искусств. Почитался не только в Египте, но и за его пределами. Богиня войны — Сехмет была его женой, а сыном был бог Нефертум. Изображался как человек в одеяниях с открытой головой, держащий посох «правды» в руках.

Ра

Древнеегипетский бог Солнца, занимающий важнейшее место в древнеегипетской мифологии. Имел воплощение в облике сокола или человека с головой сокола, а также в облике гигантского кота. Изображался как фараон. Бытует мнение, что культ Ра способствовал укреплению власти.

Также с богом Ра у древних египтян было связано представление о смене дня и ночи, череде времен года.

Сах

В мифологии у древних египтян носил также имя Орион. Считался отцом звезд и богом созвездий. Был, упомянут в мифологии Древнего Царства, как отец богов. Также его считали покровителем умерших людей в загробном мире.

Звездный пояс Орион стал основой составления календаря древних египтян.
Богиня путешествий

Себек

В древнеегипетской мифологии бог Воды, который по преданию является воплощением убитого бога Осириса. В основном его изображали в облике крокодила или человека с головой крокодила. Являлся покровителем рыбаков и охотников. Владениями бога была долина Нила.

Центром культа поклонения богу Себеку в древнем Египте был город Шебет. В этом городе находился храм-лабиринт, в котором проживал представитель бога – крокодил.

Сет

В древнеегипетской мифологии — это бог пустыни, бог чужеземных стран. Считался олицетворением злого начала. Почитали его как бога-воителя. Покровительствовал фараонам. Изображали как человека с тонким телом и головой осла. Священными животными были антилопа, жираф, свинья и осел, который был среди них главным животным.

Тот (Джехути)

Древнеегипетский бог мудрости и знаний, Луны. Бог Тот покровительствовал священным книгам, наукам и писцам. Был проводником души умершего человека в царство мертвых. Священным животным бога считался ибис. Изображался чаще всего с головой ибиса. В женах у него была богиня Маат.

Хонсу

Древнеегипетский бог времени и бог Луны, бог путешествий. Был покровителем медицины. Древними египтянами изображался человеком, на голове которого был серп луны, а в нем находился лунный диск.

Хнум

У древних египтян бог плодородия, которого также считали создателем мира. По преданию он сотворил мир из глины на божественном гончарном круге. В древности его изображали человеком с бараньей головой, который сидит за своим гончарным кругом, а в круге находится, созданное богом существо. Являлся повелителем опасных порогов Нила.

Шу

Древнеегипетский бог Воздуха, который разделил землю и небо. В, следствии, этого его часто изображали сидящим человеком, руки которого были подняты вверх, чтобы держать небо.

Больше всего бог Шу почитался в городе Леонтополе.

Боги, описанные в данной статье, составляют очень маленькую часть от общего количества богов, которые почитались на территории древнего Египта. Все, что видели в природе египтяне, вскоре начинало почитаться и обожествляться. Для каждого времени суток или действия египтян был предназначен свой бог. Нередко боги, почитаемые в одном городе, начинали почитаться во всем Египте и даже за его пределами.

Источник: warps.ru

— А какое ответвление у них самое жуткое? — спросила Румаль Мусаевна, широко открыв глаза.

— Бон, — ответил Борис. — Но реальность, однако, оказалось довольно унылой. У меня быстро сложилось ощущение, что когда-то давным-давно бонские шаманы поймали заблудившегося в горах буддийского монаха и, перед тем как разделать его на пергамент, флейты и ритуальную чашу из черепа, заставили придумать политкорректные объяснения всем их мрачным ритуалам. Чисто на случай конфликта с оккупационной администрацией. И вот именно эти фальшивые покровы и сохранились в веках, а изначальная суть или утеряна, или скрыта от непосвященных.

— А что такое Бон с практической точки зрения? — спросил Аристотель Федорович. — Мы ведь люди в этом вопросе совершенно темные.

— Тренировка духа, — ответил Борис. — С целью обрести свободу от привязанностей. Только в реальности кончается тем, что вместо одной тачки с говном человек катит по жизни две — свою родную и тибетскую. Сначала на работе отпашет, как папа Карло, а потом сидит у себя в каморке начитывает заклинания на собачьем языке, чтобы умилостивить каких-нибудь нагов, которых ни для кого другого просто нету… И психоз бушует сразу по двум направлениям. А вообще там много всяких развлечений. Каждый практикует как хочет.

— Например?

— Ну, например, есть шаматха и випашьяна. Это такие медитации. Скучные, как разведение редиса.

— В чем они заключаются?

Борис задумался.

— Ну если на простом примере… Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает.

— А еще что бывает?

— Например, чод. Это когда предлагают свою плоть демонам с кладбища. Некоторые делают на Новодевичьем. Призывают обычно Гайдара, Хрущева и Илью Эренбурга. Говорят, круто. Только мне тоже скучно было… Есть еще шитро. С помощью сложной, занимающей полжизни практики разделить сознание на загробное бардо и путешествующего по нему бегунка, чтобы после смерти бегунок преодолевал бардо до полного прекращения электрохимических процессов в коре головного мозга. Изысканный жест подлинного ценителя тибетской культуры, хе-хе. Но я им, увы, так и не стал.

— Что же помешало? — спросила Румаль Мусаевна.

— Главным образом, — сказал Борис, — ритриты с приезжими ламами. Я в какой-то момент понял, что они до ужаса напоминают экономические семинары, где артисты этнографического ансамбля через двух переводчиков зачитывают собравшимся написанную триста лет назад брошюру «Как стать миллионером».

— А вы таким брошюрам не верите?

Борис, насколько позволяли веревки, пожал плечами.

— Почему не верю? Я просто правильно понимаю их назначение. Миллионером с их помощью действительно можно стать. Но для этого надо их продавать, а не покупать. У нас ходил на ритрит один такой гуру — специалист по социальному альпинизму. Хотел набраться эзотерического вокабуляра для общей эрудиции. Я его раз спросил — а чего ты сам за семьсот грин сосешь, если все рецепты знаешь? А он говорит — есть, мол, тибетская пословица: «учитель может летать, а может не летать»…

Аристотель Федорович хмыкнул.

— Так вот, — продолжал Борис, — нынешние учителя, прямо скажем, не летают. Потому что сызмала на плохом английском учат летать других. Да и не учат, собственно, а рассказывают, как где-то там раньше летали. Вот и все их учение.

— А как же просветление? — спросила Румаль Мусаевна.

Борис мрачно усмехнулся.

— Во-первых, за просветлением в Бон не идут, — сказал он. — Там обычно другая мотивация. А во-вторых, можете не сомневаться, что процент лично просветленных мужей среди тибетских лам примерно такой же, как среди хозяйственных инспекторов Троице-Сергиевской Лавры, которых посылают в дальний приход, чтобы пересчитать хранящиеся на складе свечи. Но с хозяйственным инспектором из Лавры при определенном везении можно пообщаться лично, а не просто простираться перед ним на жестком полу в проперженном холодном спортзале, когда он будет возжигать лампадку перед образом Казанской божьей матери… Кстати сказать, кончается тибетский буддизм исключительно православием, потому что после пятидесяти лет молиться тибетским чертям уже страшно. Другого зла там нет.

Источник: board.buddhist.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.