Архаическая скульптура


Искусство Древней Греции

Гомеровский период (XI-VIII века).

Эпоха архаики (VII-VI века до н.э.)

 

 

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.) –это "темные века" в истории цивилизации, около 400 лет, которые закончились возникновением греческих полисов периода архаики. Об этом периоде известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.

После гибели крито-микенской культуры новая культура начинает постепенно формироваться на юге и в центральных районах Балканского полуострова.

Главная её черта на начальной стадии:

– патриархальность, неразвитость быта, раздробленность мелких хозяйств, примитивность культуры.

От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре этого времени дают остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм.


 

 

Культура гомеровского периода:

1. Греческий народ создал красочные повествования о жизни богов и героев, вид устного народного творчества — мифы.

2. В греческой вазописи IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический стиль.

3. В первые века I тысячелетия до н. э. ведущее место в развитии искусства принадлежало художественному ремеслу — керамике

Геометрический стиль греческой вазописи

название – от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики.

Большим разнообразием отличались формы сосудов. В Средней и Южной Греции, на Крите и Кипре гончары изготовляли амфоры, куда наливали вино и оливковое масло, кратеры, в которых вино разбавляли водой, чаши и небольшие туалетные коробочки — пиксиды, крышки которых украшали фигурки коней или птиц.

– Энохоя, ойнохоя – сосуд для разливания вина, небольшой кувшин с плоским дном, округлым туловом, узким горлом и одной высокой ручкой; край Э. имеет три смежных канала для слива (спереди и по бокам), благодаря чему удобно было разливать жидкость в несколько сосудов, не поворачивая энохойи. Парадные энохойи покрывались художественной росписью.


Гидрия– кувшин для воды, иногда использовался как урна для хранения пепла усопших и для жеребьёвки при голосовании. Отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. У гидрии три ручки:две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.

– Лекиф – ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, также использовалась как погребальный дар в V в. до н. э. Характерные черты лекифа: узкое горлышко и небольшая ножка.

Лекифы часто украшались росписями разными красками по белому фону. Лекиф соотносился с неженатым мужчиной.Лекифы также изображались рельефами или скульптурно в местах погребения в качестве художественных элементов надгробий.

– Лутрофор – от других видов керамических сосудов отличается длинным горлышком и ручками особой формы. Использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу. Лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину. Их часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин.Лутрофор также изображался на самих надгробиях.


Греческая архаика (VI-VII века до н.э.)

Архитектура, ордерная система, элементы, типы храмов

Архаическая скульптура

Как объяснить наготу?

Курос (κυρος), куросы (правильнее – курои, множественное число от греч. курос – юноша — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого (ок. 650 г до н.э. — 500 г. до н.э.).

Кого изображали? Различные версии:

образ Аполлона,

воплощение юношеской красоты,мужества и силы,

портретные изображения знаменитых атлетов,

символы мужественности как таковой.

Иногда это надгробные памятники вполне определенных людей, с собственными именами. Соответственно их называют иногда по имени -"Клеобис", "Аристодик" или "Кроисос" иногда по месту обнаружения – "Курос из Суниона", "Курос из Воломандра" , "Курос из Тенеа" , "Курос из Пьомбино", а иногда по месту хранения – "Мюнхенский курос", "Курос Гетти" , "Афинский курос", "Курос из Лувра" и т.д.

Ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Отличаются:


строгой фронтальностью, условностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой.

– Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, пальцы согнуты. Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

 

– Кораэто изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.

Изображались:

– стоящими во весь рост,

– одна нога слегка выдвинута вперед , одна рука придерживает одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении.

– свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены.

Одеяния кор: хитон, так и более плотный пеплос. Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы большое внимание уделяли орнаментальному оформлению и складкам тканей, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле.

 

 

Источник: megaobuchalka.ru

ГОУ ВПО Кемеровский Государственный Университет


Кафедра Археологии

РЕФЕРАТ

Тема: "Скульптура Грециив эпоху архаики"

греческий скульптура монументальный архитектура

Выполнил:

СтудентГруппы И-103

Васильченко А.В.

Проверил:

д.и.н., профессор

Советова О.С.

Кемерово2011 г.

В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурное развитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, растут города. Именно в этот момент возникают основы для дальнейшего развития искусства, которым впоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д.

Первые памятники скульптуры в Греции начали появляться примерно в 7 в. до н.э. Родиной монументальной скульптуры является Крит. На нём были найдены каменные статуи, изображающие юношей-атлетов и воинов, которые датируются началом 7 в. до н.э. Критская школа скульптуры заложила важнейшие её стандарты, такие как: простой и ясный контур скульптуры, скупые обобщенные формы, в строгая уравновешенность всех частей скульптуры, фронтальности композиционного построения. На Крите закладывается идеальный тип женской статуи – кора (греч. – "девушка") и мужской статуи – курос (греч. – "юноша").


Кора – статуя молодой женщины, стоящей в скованной позе. Она ваялась в человеческий рост, или чуть меньше его. На спокойном безмятежном лице скульптор изображал так называемую "архаическую улыбку", возможно для того, чтобы показать, что его скульптура – живая. Одеты коры в задрапированный складками хитон, помогавший скрывать некоторую асимметрию скульптур (в аттической школе большинство статуй были одеты в пеплос). Вообще, следует отметить, что, в отличии от куросов, коры никогда не ваялись обнаженными. Коры создавались с двумя целями: во-первых, они посвящались богам. В этом случае кора держала какой-нибудь предмет, связанный с "занятием" бога, которому она была посвящена и на её основании вырезалось посвящение богу, имена скульптора и человека, оплатившего выделку статуи (патрона). Во-вторых, коры устанавливались на кладбища, чтобы отмечать могилы знатных граждан. В этом случае, коре придавалось определенное сходство с усопшей.

Курос – статуя молодого юноши – атлета. Ваялись во фронтальной позе, с выдвинутой вперед левой ногой (этот мотив греки позаимствовали из египетской культуры, где таким образом изображали фараонов), с широкой грудью, мощными руками и мускулистым телом. Создавались в основном, обнаженными, с безмятежным выражением лица и архаической улыбкой. Иногда создавались в парной форме. Куросы были призваны олицетворять мужскую силу воинов. Создавались с целью либо выделить могилы знатных граждан на кладбищах, либо служили залогом для клятв, которые греки давали богам. В таком случае курос устанавливался в храме и на нём делалась дарственная надпись. Первоначально выполнялись из известняка, затем, в связи с хрупкостью, куросы ваялись из мрамора.


Развитие греческой скульптуры в дальнейшем связано со спартанской и аргосской школы, которые вместе составляли дорийскую школу. Спартанская школа в основном тяготела к рельефу и мало интересовалась монументальной архитектурой. Одна из основных проблем, интересовавших скульпторов школы – проблема быстрого движения, т.е. изваянная статуя должна была как бы бежать. Поэтому на статуях этой школы можно увидеть малодетализированные, немного смазанные черты лица, которые вынесены на передний план лица.

Скульптуры аргосской школы изображают, в основном, куросов. В отличие от спартанской школы, аргосская тяготела к спокоствию и большинство скульптур стоят в спокойных позах. Отличительная особенность статуй – полная независимость от окружающего мира, ваялись только статуи, ничего не державшие в руках и ни на что не опиравшиеся. Так же, важной особенностью является идеал аргосской школы: кубический череп с низким лбом, мускулистое, коренастое тело.

Сикионская школа скульптуры очень отличается от аргосской. Статуи имеют очень жестко прорисованные черты лица. Тела статуй угловаты и находятся в напряжении, их формы округлы. Идеалом человеческой фигуры является высокое тело с узкими бедрами. Необходимо отметить, что большинство статуй этой школы изваяны в одежде и обуви (башмаки с изогнутыми концами), обнажённые статуи практически не встречаются. В сикионской школе, помимо ваяния из камня также существовала отливка статуй из бронзы в которой она весьма преуспела.


Во второй половине 6 в. до н.э. в греческой скульптуре появляется новая школа, синтезировавшая все достижения скульптуры той эпохи – аттическая школа, которая со временем становится самой большой и известной в Греции. Однако, ещё до её возникновения существовали произведения, которые уже можно отнести к этой школе. Скульптуры этой школы выполнены в величавой позе и преисполнены спокойной мощи. Пропорции тел – удлиненные, с узкими бедрами и широкими плечами. Лица изваяны очень старательно, тщательно прорисованы все черты. Мужские статуи смотрят прямо перед собой, а женские – чуть вниз.

Рассматривая достижения греческой скульптуры в период архаики нужно отметить, во-первых, создание основных типов монументальной архитектуры – куросов и кор. Во-вторых, слово "скульптура" перестало быть синонимом выражения "каменная статуя", статуи начали отливаться из бронзы. В-третьих, греческая скульптура этой эпохи очень надолго стала эталоном, создав твердую основу для дальнейшего развития скульптуры, как в Греции, так и в других государствах.

Список использованной литературы

1. Виппер, Б.Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. – М., 1972


2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – Вып. 1. – М. 1968.

3. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий – М., 1990.

Источник: mirznanii.com

   Архаический период охватывает три столетия – с 7 по 5 века до Рождества Христова. Это период становления основ античной скульптуры, установления канонов и традиции. Период очень условно обозначает рамки раннего античного искусства. На самом деле начала архаики можно усмотреть уже в скульптурах 9 века до нашей эры, а многие признаки архаики можно разглядеть в памятниках 4 века до нашей эры.

   Мастера ранней античности использовали для своих работ самый разный материал. Сохранились скульптуры из дерева, известняка, терракота, базальта, мрамора и бронзы.

   Скульптуры изначально служили в качестве жертвы божеству в храмах, затем возросло декоративное значение скульптуры, а также, после того как на территории Греции начали складываться первые полисы, возросла воспитательная роль пластического искусства.

   Скульптуру архаики можно разделить на две основополагающие составные: коры (женские фигуры) и куросы (мужские фигуры).

   Женские фигуры появились раньше мужских, что связано с культом природных сил, символами плодородия и т.д. Общим, практически для всех женских статуй, является ракурс. Чаще всего кора предстает фронтально прямостоящей, руки чаще опущены вдоль тела, реже скрещены на груди или держат сакральные атрибуты (копье, щит, меч, жезл, плод и т.д.). На лице видна непременная полуулыбка.


   Пропорции тела достаточно точно переданы, несмотря на общую схематичность и обобщенность образов. Все скульптуры обязательно расписывали.

   По своему содержанию коры никогда не изображали божеств. Аллегорический смысл этих фигур до сих пор окончательно не прояснен.

   Большинство известных женских скульптур хранятся в Афинском музее, несколько есть в Лувре.

   Особенно можно выделить “Кору в пеплосе”, “Хиосскую кору”, “Кору с гранатом”, “Кору в красной обуви” и “Мрачную кору”.

   Мужские скульптуры периода отличаются строгой фронтальностью позы, часто левая нога выдвинута вперед. Руки опущены вдоль тела, кисти сжаты в кулак, реже встречаются скульптуры с руками вытянутыми вперед, как бы протягивающие жертвоприношение. Еще одно непременное условие для мужских статуй архаики – точная симметрия тела. Внешне мужские скульптуры имеют много общего с египетскими статуями, что указывает на сильное влияние египетской эстетики и традиции на античное искусство.

   Известно, что самые ранние куросы были изготовлены из дерева, однако ни одной деревянной скульптуры не сохранилось. Позже греки научились обрабатывать камень, поэтому все сохранившиеся куросы изготовлены из мрамора.

   Куросы, также, как и коры, были своеобразным воплощением клятв и обещаний богам, которые устанавливались в храмах и снабжались особыми надписями, содержащими имя дарителя и его обещание.

   Куросы устанавливались на местах погребения важных и богатых людей, правителей, жрецов и т.д. Они были призваны воспитывать патриотические чувства в гражданах. Поэтому, часто куросы изображали легендарных героев, а также конкретных известных героев полиса.

   Самые известные куросы: “Миланский курос”, “Клеобис и Битон”, “Аполлон Тенейский”.

Источник: muzei-mira.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.