Мосхофор скульптура


Переодизация:

– XI-IX вв. Гомеровский период

– IX-VIII вв. Геометрический период

– VII-VI вв. Архаика

– 490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон

– 450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет

– 404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар

– Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм

СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ АРХАИКИ

В начальном периоде архаики процесс сложения нового изобразительного искусства шел медленно. Ни скульптура, ни живопись геометрического стиля не накопили значительного художественного опыта. Поэтому скульптура и монументальная живопись, но существу, находились в состоянии становления.

В 7 в. до н. э. продолжали существовать еще очень древние формы скульптуры. Древние эллины продолжали, например, поклоняться дельфийскому фетишу — большому камню в священной ограде Дельф, обозначавшему пуп земли. Объектом поклонения служили и сохранившиеся кое-где до 5 в. до н. э. каменные или деревянные идолы — ксоаны. Примером влияния поздних ксоанов на монументальную культовую пластику может служить группа памятников 7 в. до н. э., в частности известная статуя из святилища Артемиды Делосской. Все же скульптуры такого типа свидетельствуют о появлении интереса к передаче пластической весомости объемов.


Пуп земли – камень-фетиш (байтил) находился около дельфийского храма Аполлона и назывался Омфал

Мосхофор скульптура

ШКОЛЫ (КРИТСКАЯ, ИОНИЙСКАЯ, АРГОССКАЯ, АТТИЧЕСКАЯ)

Критская школа: принципы деревянной скульптуры – призматический блок, сходство с идолом-ксоаном; четырехфасадная форма, плотно прижатые руки.

Ионийская школа: не конструкция, а обработка поверхности, излюбленная тема – одетая женская фигура с «орнаментальными» складками тонкой ткани.

Аргосская (Дорийская) школа: основная тема – архаический Аполлон-курос, приземистые прямоугольные пропорции, шарнирные движения, подчеркнутый стык форм. Египетское влияние: выдвинутая нога, опущенные руки. Греческая особенность: совершенно обнаженная, свободно стоящая фигура. Функция куросов: наиболее часто встречаются в качестве надгробий (идеал зрелой молодости как символ вечности), могли быть вотивными статуями (посвящаться божеству).

Аттическая школа: совмещение конструктивизма дорийской и «живописной» декоративности ионийской школ. В древности надгробными памятниками служили колоссальные амфоры, близкие по размерам человеческому росту (Дипилонская амфора геометрического стиля). Позднее в архаическую эпоху над погребениями чаще можно видеть образы куросов.


Архаическая улыбка — особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская, и выглядящая достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поисков.

Б. Р. Виппер: «Почти у всех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя, а иногда и наперекор всякой логике блуждающая на лице смертельно раненного, глубоко огорченного или озлобленного. Происходит это вследствие некоторого несоответствия между содержанием, которое стремится воплотить художник, и средствами выражения, которыми он располагает.

Художник ставит своей задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления».


Критская школа Ионийская школа Аргосская (Дорийская) школа Аттическая школа
Артемида Делосская, посвященная Артемиде Никандрой. Наксос. VII в. до н.э. Гера с о. Самос, 560 г. до н.э. Полимед Аргосский, Клеобис и Битон Аттический курос Курос из Анависоса
Мосхофор скульптура Мосхофор скульптура Мосхофор скульптура Мосхофор скульптура Мосхофор скульптура

КУРОСЫ

Функциональное назначение статуй куросов, особенности канона исполнения

Куросов иногда называют архаическими «Аполлонами», но они не были культовыми статуями и не изображали конкретное божество. Чаще всего, это были приношения в храм мужского божества, заменяющие кровавые жертвы. Большинство из них происходят из святилищ Аполлона, очень редко – Посейдона (святилище на мысе Сунион). Встречаются даже, но крайне редко куросы из женских святилищ Афины и Геры. Известно назначение куросов как надгробных памятников, которые вытеснили древнейшие антропоморфные глыбы, устанавливаемые на могилах раньше. Изваяния не имели портретного сходства с умершим, но они должны были напомнить родственникам и друзьям о красоте молодости. Именно поэтому возрастные характеристики куросов колеблются весьма незначительно, представляя во всех случаях отрочество или зрелую юность.


Внешний вид подобных статуй сложился еще в VII в. Прямая постановка в пространстве, прижатые к телу и слегка согнутые в локтях руки со сжатыми кулаками, левая нога выдвинута вперед с тем, чтобы передать динамику шага. Куросы изображались обнаженными, если не считать пояса – которые по виду напоминает критские женские пояса – ожерелья и ремешка на голове. В некоторых редких случаях изображалась обувь. Бронзовые воины имели шлем и пояс. Конечно, куросы не были воинами, только пояс позволяет вспомнить о традициях критской борьбы с захватом за пояс, и в этой связи гипотетически приписать куросам спортивно-атлетический статус.

Детали фигуры моделированы достаточно убедительно, но нереалистично. Статуя предполагает строго фронтальную точку обозрения. Ее монументальность достигается не столько единством всех элементов, сколько позой и размером. Видно, что художник не вполне освободился от ощущения границ каменного блока, о чем свидетельствуют плоские широкие скулы юноши. Зато графическая проработка верхней части лица очень удачна.

ФРОНТОННАЯ ГРУППА ХРАМА АРТЕМИДЫ НА О. КОРФУ


Самая ранняя скульптура в архитектуре канонических ордеров была из глины. Это были, прежде всего, головы животных, изготовленные методом формовки и украшавшие водостоки и кровлю. Подобное скульптурное убранство было известно в Коринфе. Остров Корфу (Керкира) находился в сфере коринфского культурного влияния. Именно здесь была обнаружена самая ранняя мраморная фронтонная группа, представляющая в центральной зоне Горгону и двух леопардов.

Единства масштабов для фигур центра и периферии здесь нет. Малые фигуры исполнены более объемно, чем крупные. Важную роль играла раскраска, которая не только подчеркивала контуры фигур, но усиливала низкий орнаментальный рельеф на одежде, покрытой меандром. Особенно интересна фигура Хрисаора – она сделана мастерски для такой ранней даты. Его отталкивающая гримаса имеет более приятный вид снизу, что свидетельствует об умении художника учитывать угол зрения, что так важно для архитектурной пластики.

Особенности композиции архаического фронтона: геральдическая осевая композиция с повышенным центром, значительный перепад масштабов фигур от центра к периферии, одноплановость.

Храм Артемиды на о. Керкира (Корфу), 585 г. до н.э.

Мосхофор скульптура

СКУЛЬПТУРЫ ХРАМА АФИНЫ НА АКРОПОЛЕ ПРИ ПЕЙСИСТРАТЕ

Большинство древней пластики, обнаруженной на Акрополе, было исполнено из известняка, оштукатурено и расписано. Основная масса скульптур датируется концом тирании Пейсистратидов, то есть около 510 г. Однако самые ранние статуи, обнаруженные на Акрополе, все же мраморные. Они не могут быть датированы временем позже 580-70 гг. Мраморные фрагменты представляют собой фигуру Горгоны для акротерия, превосходящую по качеству дипилонскую голову, а также, вероятно, образ Персея и рельефные изображения леопардов, показывающими прогресс в сравнении с изваяниями в Корфу.


Около 520 г. убранство из известняка было заменено на мраморное. Здесь особенно выделяется сцена гигантомахии, где движение передано сильно и убедительно и соблюдено единство масштаба. Именно это произведение ближе всего соотносится с раннеклассическими фронтонными группами храма Зевса в Олимпии.

Коры – женские вотивные (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) статуи могли быть выполнены для Афинского Акрополя периода Архаики ионийскими мастерами, приехавшими в Аттику.

Кора в пеплосе, 540 г.; Кора с Афинского Акрополя, 510 г.

Трехглавый Тифон, фрагмент восточного фронтона первого Гекатомпедона на Афинском акрополе, ок. 560 г. до н.э.

Мосхофор скульптураМосхофор скульптура

 

Группа животных: львица, когтящая быка; лежащий лев – могут относиться к фронтонной группе древнего храма Афины к югу от Эрехтейона

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.

Сцена гигантомахии


Мосхофор скульптураМосхофор скульптураМосхофор скульптура

СОКРОВИЩНИЦА СИФНИЙЦЕВ В ДЕЛЬФАХ

Самой ранней сокровищницей в Дельфах является сокровищница Сикионцев, относящаяся к 560 году. Сооружение представляет собой периптер. Специфика композиции состоит в том, что иногда один и тот же объект переходит с одной метопы на другую (корабль Арго), или одна сцена изображена на двух метопах (Каледонская охота). Моделировка рельефов отличается тонкостью и мастерством.

Группа заднего фронтона интересна тем, что фигуры второго плана были выполнены вместе с фоном; причем в нижней части рельеф более низкий, а в верхней – приближается к круглой скульптуре. Фигуры выдержаны в едином масштабе с небольшим увеличением образа Зевса, помещенного в центре и сокращением в изображении других действующих лиц и коней по сторонам.

Восточная сторона фриза сокровищницы разделена на три части, объединенных единой темой Олимпа. На фризе также присутствовали эпизоды Троянской войны. На щите одного из воинов с северной стороны фриза сохранилась авторская надпись, которая может быть расшифрована как «Эндойс» или «Аристион Паросский». Известно, что эти художники работали вместе. Скорее всего, Эндойсу принадлежали наиболее ответственные участки заказа с востока и севера. Его коренастые большеголовые фигуры исполнены объемно, несмотря на низкий рельеф. В целом его образы напоминают афинские краснофигурные росписи на вазах. Второму мастеру, работающему в ионическом стиле можно приписать южную и западную части фриза, а также кариатид.


Мосхофор скульптура

Северный фриз сокровищницы сифнийцев. Мрамор. Около 525 до н. э.

Мосхофор скульптура

АВТОРЫ АРХАИЧЕСКИХ СТАТУЙ

Антенор (Тираноборцы)

Антенор известен как автор группы тираноборцев Гармодия и Аристогитона, низвергнувших тирана Гиппарха в 514 году. Группа была создана вскоре после изгнания семьи тирана в 510 г. Затем увезена Ксерксом в Персию. Важно отметить, что тираноборцы Антенора – первый гражданский памятник, отражающий недавние события и изображающий конкретных исторических деятелей, не являясь, конечно, при этом портретом.

Подпись Антенора присутствует на базе из Афинского Акрополя, на которой в свое время находилась статуя коры, превосходящая натуральную величину. Это изваяние отличается монументальностью. Ионические одежды коры характеризует мужественная элегантность, отличающая эту статую от других подобных изображений этого времени. Похожая трактовка тела и драпировок присутствует в женских фигурах храма Аполлона в Дельфах.

Тираноборцы Гармодий и Аристогитон 510 г. до н.э.

Позднеархаическая «Кора Антенора», скульптор Антенор, ок. 520 до н.э.


Мосхофор скульптураМосхофор скульптура

Архерм Хиосский (Делос, Афины)

работа, представляющая первое, изображение крылатой Ники. Ника представлена в позе коленопреклоненного бега и датируется 550 годом. Надпись на базе указывает, что автором был Архерм, а посвятителем – Миккиад. Французские археологи обнаружили недостающий фрагмент статуи, который свидетельствует, что под пеплосом Ники находился ярко раскрашенный хитон. Статуя показывает, что в северной Ионии (Хиос, Клазомены, Смирна) не было принято изображать в скульптуре сферические головы. Здесь более характерно изображение волнистых прядей на лбу.

Ника Архерма, 550 г. до н.э.

Мосхофор скульптура

Аристион из Пароса, Паросский (Фрасиклея)

Этот мастер работал в соавторстве с Файдимосом и Аристоклом, что предположительно может показывать их принадлежность к одной и той же мастерской. Видимо, первые навыки скульптурной работы Аристион получил на Паросе, где издревле находились мраморные разработки, а потом применил свое умение в работе над статуями в Аттике. Ему приписывают монумент в виде стелы, две статуи куросов и знаменитую фигуру коры Фрасиклеи из Меренды. Лишенная складок одежда, под которой угадывается совсем юное тело девушки, была расписана. Где бы ни учился мастер, но его художественный почерк следует признать совершенно аттическим. Юная Фрасиклея, умершая, едва достигши возраста замужества, кажется современному зрителю самой прекрасной из аттических кор.

Стела Аристиона, Кора Фрасиклея из Меренды


Мосхофор скульптура Мосхофор скульптура

Файдимос (Мосхофор)

Мы имеет три подписи мастера Файдимоса: на базе стелы с могилы Хайредемоса (Chairedemos), которой также приписывают рельеф с копьеносцем; на базе для статуи коры от погребения Филы (Phile) (Фила – либо имя собственное, либо прилагательное «дорогая, любимая»); на основании стелы Архиаса и его сестры. Базы датируются 560-540 г.г. Стилистика исполнения фрагмента ноги Филы (характерный квадратный ноготь на большом пальце) позволяет расширить круг произведений, приписываемых мастеру.

Это не только стела с Горгоной и одна из кор Акрополя, но также знаменитый Мосхофор. Это – ранняя работа мастера 60-х годов. Тяжелые руки и трактовка волос напоминает ранних аттических куросов. Сопоставление головы быка и юноши – интересная композиционная находка, которая вместе с общим совершенством резьбы оправдывает горделивый псевдоним художника.

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.

Мосхофор скульптура

Эндойс – «ученик Дедала» (голова Райе, сидящая Афина из Афинского Акрополя)

Этот мастер считается легендарным учеником Дедала, работавшим в Афинах. Согласно Павсанию, им были выполнены сидящие статуи Афины для Афин и Эритры (в Ионии; из дерева) и для Тегеи (из слоновой кости). Плиний добавляет, что он исполнил также статую Артемиды для Эфеса (из дерева или кости). Считается, что сидящая Афина, обнаруженная на Акрополе и есть работа Эндойоса.

Степень ее сохранности говорит о том, что она была пощажена персами, и ее, вероятно, мог видеть Павсаний. Контраст между этой фигурой и ионийскими сидящими статуями разителен. Здесь Афина представлена с напряженно согнутыми руками. Вся ее поза передает мгновенное движение, словно богиня готова встать. Мастеру принадлежат также рельефы: знаменитый рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах, и рельеф с изображением керамиста, держащего два сосуда, относящийся к одному из посвятительных даров Акрополя.

У Пирейских ворот были также обнаружены пописанные базы Эндойса и его соавтора Филергоса от надгробных памятников, один из которых представлял собой сидящую раскрашенную фигуру погребения Нилонида, а другой – в виде фрагментов большого куроса – является статуей, которой некогда принадлежала знаменитая «голова Райе». Последняя скульптура была надгробным монументом самосца Леанакса. Изысканная трактовка подстриженных и тщательно уложенных волос Райе напоминает прическу керамиста с рельефа Акрополя. Есть стилистические совпадения и с игроком в мяч.

Стилистика мастера, представленная описанными произведениями, прочитывается также в архитектурной скульптуре. В частности, северный и восточный фризы сокровищницы Сифнийцев могли быть исполнены с его участием.

Голова Райе. Около 520 г. до н.э.

Многогрудая Артемида Эфесская

Рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах.

Мосхофор скульптураМосхофор скульптураМосхофор скульптура

Источник: studopedia.ru

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена КНЯЗЕВА

 

 

Мосхофор скульптура

МОСХОФОР
Около 570 г. до н.э.
Акропольский музей, Афины

 

Мосхофор (греч. – тельценосец) – интереснейший, сохранившийся почти целиком ранний аттический памятник: посвятительная статуя человека, несущего дары божеству. У этой высеченной из мрамора статуи частично сохранилась раскраска: глаза человека красные, борода зеленая, теленок синий. Скульптура высотой 1,65 м несет ярко выраженные черты архаики: фронтальность фигуры, неподвижность позы; выставленная вперед, как у куроса, нога, лицо с так называемой архаической улыбкой. Существует мнение, что архаическая улыбка получалась в результате специфического способа обработки камня (и в Древней Греции, и в Древнем Египте), когда последовательно обрабатывались грани каменного параллелепипеда по нанесенным на них проекциям. Вместе с тем живая пластика мускулистых рук Мосхофора, сжимающих ноги теленка, и почти реалистическое изображение животного говорят о художественных приемах более позднего времени.

Мосхофор скульптура

Голова всадника, или голова «Рампин». VI в. до н.э. Лувр, Париж

 

Сохранение Мосхофора и других скульптур этого времени – счастливый случай в истории, требующий отдельного рассказа.

При раскопках на афинском Акрополе под зданиями храмов V в. до н.э. и вблизи них археологи открыли слой, состоящий из произведений архаического искусства. Под грудой обломков, на которых стоит Парфенон, были найдены статуи дароносцев и кор, рельефы, пьедесталы, фрагменты храмов и зданий, разрушенных персами в 480 г. до н.э.

Мосхофор скульптура

Каменная голова Горгоны. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Из персидского мусора, как стал называться этот археологический слой, были извлечены фрагменты огромной скульптурной группы из известняка, украшавшей фронтон гигантского святилища VI в. до н.э. Центральные фигуры фронтона не сохранились, поэтому содержание композиции остается загадкой. Так, фантастическое существо с тремя человеческими туловищами, крыльями за спиной и змеиным хвостом, заполнявшее правую часть фронтона, принято считать изображением Тифона, укрощенного Гераклом. Но, судя по улыбкам чудовища, это мифическое существо мирного характера. Все три головы бородатые, с длинными волосами. Лицо головы с синей бородой напоминает пестрый декоративный орнамент, широко открытые глаза придают лицу выражение любопытства.

Мосхофор скульптура

Трехголовый Тифон. VI в. до н.э. Музей Акрополя, Афины

 

Архаические памятники Акрополя дают представление о смелости цветовой гаммы и фантастических сюжетах древней скульптуры, о появлении признаков живой натуры в декоративно-условной пластике акропольских находок.

В персидском мусоре была найдена скульптура бородатой мужской головы – интересный образец ориентального (восточного) стиля архаической пластики, названная по имени первого владельца – голова «Рампин». Скульптор превратил в орнамент высеченные из мрамора завитки волос и бороды. Голова «Рампин» принадлежала статуе всадника. Части скульптуры – конь и обнаженная фигура всадника – были найдены позднее, чем голова, и хранятся в музее Акрополя в Афинах. Через какое-то время такая же история произошла с «Возничим», тоже лишенным своих коней.

Источник: art.1sept.ru

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

древнегреческие скульптуры

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

древнегреческие скульптуры

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

древнегреческие скульптуры

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

древнегреческие скульптуры

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

древнегреческие скульптуры

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

древнегреческие скульптуры

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

древнегреческие скульптуры

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

древнегреческие скульптуры

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

древнегреческие скульптуры

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

древнегреческие скульптуры

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Источник: gidvgreece.com

 1.1 Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития

Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Живое тело, способное на всякое мускульное дело, греки ставили выше всего. Отсутствие одежд никого не шокировало. Ко всему относились слишком просто, для того чтобы стыдиться чего бы то ни было. И в то же время, конечно, целомудрие от этого не проигрывало.

1.2 Скульптура Греции эпохи архаики

Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика – около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая 580 — 530 гг.; поздняя 530 – 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры — голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаическую схему так называемого «коленопреклоненного бега», использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии, поэзии и искусства архаической Греции*. Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов». Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета.Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.

Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионическими мастерами, приглашенными Писистратом в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорической строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было. Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.

Очень живая жанровая сцена: Таким образом, в эпоху архаики были заложены основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних скульпторов.

1.3 Скульптура Греции эпохи классики

Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V — IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» – 500/490 – 460/450 гг. до н.э.; высокая — 450 — 430/420 гг. до н. э.; «богатый стиль» — 420 — 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика — 400/390 ок. 320 гг. до н. э.). На рубеже двух эпох — архаической и классической — стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на острове Эгина. Скульптуры западного фронтона относятся ко времени основания храма (510 500 гг. до н. э.), скульптуры второго восточного, заменившие прежние, к раннеклассическому времени (490 — 480 гг. до н. э.). Центральный памятник древнегреческой скульптуры ранней классики — фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (около 468 456 гг. до н. э.). Другое значительное произведение ранней классики так называемый «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов — «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 — 432 гг. до н. э.). Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). «Богатый стиль» свойственен произведениям Каллимаха, Алкамена, Агоракрита и других скульпторов к. V в. до н. э.. Его характерные памятники — рельефы баллюстрады небольшого храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 г. до н. э.) и ряд надгробных стел, среди которых наиболее известна стела Гегесо. Важнейшие произведения древнегреческой скульптуры поздней классики — декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400 — 375 гг. до н. э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370 — 350 гг. до н. э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355 — 330 гг. до н. э.) и Мавзолея в Галикарнассе (ок. 350 г. до н. э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. до н. э. Крупнейшие скульпторы поздней классики — Праксителъ, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.

Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известно нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли и засушивали, а переводя бронзовые изделия в мрамор, уродовали их неуклюжими подпорками. Большие фигуры Афины, Афродиты, Гермеса, Сатира, которые мы сейчас видим в залах Эрмитажа,— это только бледные перепевы греческих шедевров. Проходишь мимо них почти равнодушно и вдруг останавливаешься перед какой-нибудь головой с отбитым носом, с попорченным глазом: это греческий подлинник! И поразительной силой жизни вдруг повеет от этого обломка; сам мрамор иной, чем в римских статуях,— не мертвенно-белый, а желтоватый, сквозистый, светоносный (греки еще натирали его воском, что придавало мрамору теплый тон). Так нежны тающие переходы светотени, так благородна мягкая лепка лица, что невольно вспоминаются восторги греческих поэтов: действительно эти скульптуры дышат, действительно они живые*. В скульптуре первой половины века, когда шли войны с персами, преобладал мужественный, строгий стиль. Тогда была создана статуарная группа тираноубийц: зрелый муж и юноша, стоя бок о бок, делают порывистое движение вперед, младший заносит меч, старший заслоняет его плащом. Это памятник историческим лицам — Гармодию и Аристогитону, убившим несколькими десятилетиями раньше афинского тирана Гиппарха,— первый в греческом искусстве политический монумент. Он вместе с тем выражает героический дух сопротивления и свободолюбия, вспыхнувший в эпоху греко-персидских войн. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому»,— говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы». Сражения, схватки, подвиги героев… Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней классики. На фронтонах храма Афины в Эгине — борьба греков с троянцами. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии — борьба лапифов с кентаврами, на метопах — все двенадцать подвигов Геракла. Другой излюбленный комплекс мотивов — гимнастические состязания; в те далекие времена физическая тренированность, мастерство телодвижений имели решающее значение и для исхода битв, поэтому атлетические игры были далеко не только развлечением. Темы рукопашных схваток, конных состязаний, состязаний в беге, в метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Архаическая застылость фигур была преодолена. Теперь они действуют, движутся; появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Ярчайшим новатором выступил аттический скульптор Мирон. Главнейшей задачей Мирона было выразить возможно полно и сильно движение. Металл не допускает такой точной и тонкой работы, как мрамор, и, быть может, потому он обратился к изысканию ритма движения. Равновесие, величавый «этос», сохраняется в классической скульптуре строгого стиля. Движение фигур не бывает ни беспорядочным, ни чрезмерно возбужденным, ни слишком стремительным. Даже в динамических мотивах схватки, бега, падения не утрачивается ощущение «олимпийского спокойствия», целостной пластической завершенности, самозамкнутости.

Афина, которую он сделал по заказу Платеи и которая обошлась этому городу очень дорого, упрочила известность молодого скульптора. Ему была заказана для Акрополя колоссальная статуя Афины-покровительницы. Она достигала 60 футов высоты и превышала все окрестные здания; издали, с моря, она сияла золотой звездой и царила надо всем городом. Она не была акролитной (составной), как Платейская, но вся литая из бронзы. Другая статуя Акрополя, Афина-девственница, сделанная для Парфенона, состояла из золота и слоновой кости. Афина была изображена в боевом костюме, в золотом шлеме с горельефным сфинксом и грифами по бокам. В одной руке она держала копье, в другой фигуру победы. У ног ее вилась змея — хранительница Акрополя. Статуя эта считается лучшим уверением Фидия после его Зевса. Она послужила оригиналом для бесчисленных копий. Но верхом совершенства из всех работ Фидия считается его Зевс Олимпийский. Это был величайший труд его жизни: сами греки отдавали ему пальму первенства. Он производил на современников неотразимое впечатление.

Зевс был изображен на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой — изображение победы. Тело было из слоновой кости, волосы — золотые, мантия — золотая, эмалированная. В состав трона входили и черное дерево, и кость, и драгоценные камни. Стенки между ножек были расписаны двоюродным братом Фидия, Паненом; подножие трона было чудом скульптуры. Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством живого тела было так велико, что они эстетически мыслили его не иначе как в статуарной законченности и завершенности, позволяющей оценить величавость осанки, гармонию телодвижений. Но все же выразительность заключалась не столько в выражениях лиц, сколько в движениях тела. Глядя на таинственно-безмятежных мойр Парфенона, на стремительную резвую Нику, развязывающую сандалию, мы чуть ли не забываем, что у них отбиты головы,— так красноречива пластика их фигур.

Действительно, тела греческих статуй необычайно одухотворены. Французский скульптор Роден сказал об одной из них: «Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы». Движения и позы в большинстве случаев просты, естественны и не обязательно связаны с чем-то возвышенным. Головы греческих статуй, как правило, имперсональны, то есть мало индивидуализированы, приведены к немногим вариациям общего типа, но этот общий тип обладает высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует идея «человеческого» в его идеальном варианте. Лицо делится на три равные по длине части: лоб, нос и нижняя часть. Правильный, нежный овал. Прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол). Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез наподобие лука амура. Подбородок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не мешая видеть округлую форму черепной коробки. Эта классическая красота может показаться однообразной, но, являя собой выразительный «природный облик духа», она поддается варьированию и способна воплощать различные типы античного идеала. Немного больше энергии в складе губ, в выступающем вперед подбородке — перед нами строгая девственная Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы слегка полуоткрыты, глазные впадины затенены — перед нами чувственный лик Афродиты. Овал лица более приближен к квадрату, шея толще, губы крупнее — это уже образ молодого атлета. А в основе остается все тот же строго пропорциональный классический облик.

После войны….Меняется характерная поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуи стояли совершенно прямо, фронтально. Зрелая классика оживляет и одушевляет их сбалансированными, плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи Праксителя — отдыхающий Сатир, Аполлон Сауроктон — с ленивой грацией опираются на столбы, без них им пришлось бы упасть. Бедро с одной стороны выгнуто очень сильно, а плечо опущено низко навстречу бедру — Роден сравнивает это положение тела с гармоникой, когда мехи сжаты с одной стороны и раздвинуты с другой. Для равновесия необходима внешняя опора. Это поза мечтательного отдыха. Пракситель следует традициям Поликлета, использует найденные им мотивы движений, но развивает их так, что в них просвечивает уже иное внутреннее содержание. «Раненая амазонка» Поликлетай тоже опирается на полуколонну, но она могла бы устоять и без нее, ее сильное, энергичное тело, даже страдая от раны, прочно стоит на земле. Аполлон Праксителя не поражен стрелой, он сам целится в ящерицу, бегущую по стволу дерева,— действие, казалось бы, требует волевой собранности, тем не менее тело его неустойчиво, подобно колеблющемуся стеблю. И это не случайная частность, не прихоть скульптора, а своего рода новый канон, в котором находит выражение изменившийся взгляд на мир. Впрочем, не только характер движений и поз изменился в скульптуре 4 века до н. э. У Праксителя другим становится круг излюбленных тем, он уходит от героических сюжетов в «легкий мир Афродиты и Эрота». Он изваял знаменитую статую Афродиты Книдской. Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, их влекла нежная красота женского тела с мягкими перетеканиями объемов. Они предпочитали тип отрока, – отличающийся «первой младости красой женоподобной». Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью в холодном мраморе передавать теплоту живого тела2.

Единственным уцелевшим подлинником Праксителя считают мраморную статую «Гермес с Дионисом», найденную в Олимпии. Обнаженный Гермес, облокотившись на ствол дерева, куда небрежно брошен его плащ, держит на одной согнутой руке маленького Диониса, а в другой — гроздь винограда, к которой тянется ребенок (рука, держащая виноград, утрачена). Все Очарование живописной обработки мрамора есть в этой статуе, особенно в голове Гермеса: переходы света и тени, тончайшее «сфумато» (дымка), которого, много столетий спустя, добивался в живописи Леонардо да Винчи. Все другие произведения мастера известны только по упоминаниям античных авторов и позднейшим копиям. Но дух искусства Праксителя веет над IV веком до н. э., и лучше всего его можно почувствовать не в римских копиях, а в мелкой греческой пластике, в танагрских глиняных статуэтках. Они выделывались в конце века в большом количестве, это было своего рода массовое производство с главным центром в Танагре. (Очень хорошая их коллекция хранится в ленинградском Эрмитаже.) Некоторые статуэтки воспроизводят известные большие статуи, другие просто дают разнообразные свободные вариации задрапированной женской фигуры. Живая грация этих фигур, мечтательных, задумчивых, шаловливых,— эхо искусства Праксителя.

1.4 Скульптура Греции эпохи эллинизма

В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства. А Египет трудно узнать, его новый город Александрия — это уже настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают и точные, и гуманитарные науки, и философские школы, берущие начало от Пифагора и Платона. Эллинистическая Александрия дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Евклида, Аристарха Самосского, который за восемнадцать столетий до Коперника доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца. Шкафы знаменитой Александрийской библиотеки, обозначенные греческими буквами, от альфы до омеги, хранили сотни тысяч свитков — «сочинений, просиявших во всех областях знания». Там высился грандиозный Фаросский маяк, причисляемый к семи чудесам света; там был создан Мусейон, дворец муз — прообраз всех будущих музеев. По сравнению с этим богатым и пышным портовым городом, столицей птолемеевского Египта, города греческой метрополии, даже Афины, вероятно, выглядели скромными. Но эти скромные, небольшие города были главными источниками тех культурных сокровищ, которые в Александрии хранились и почитались, тех традиций, которым продолжали следовать. Если эллинистическая наука была многим обязана наследию Древнего Востока, то пластические искусства сохранили преимущественно греческий характер.

Основные формообразующие принципы шли от греческой классики, содержание становилось другим. Происходило решительное размежевание государственной и частной жизни. В эллинистических монархиях устанавливается культ единоличного правителя, приравненного к божеству, наподобие того, как было в древневосточных деспотиях. Но подобие относительное: «частный человек», которого политические бури не касаются или только слегка задевают, далеко не так обезличен, как в древних восточных государствах. У него своя жизнь: он купец, он предприниматель, он чиновник, он ученый. К тому же он часто грек по происхождению — после завоеваний Александра началось массовое переселение греков на восток,— ему не чужды понятия о человеческом достоинстве, воспитанные греческой культурой. Пусть он удален от власти и государственных дел — его обособившийся частный мир требует и находит для себя художественное выражение, основой которого являются традиции поздней греческой классики, переработанные в духе большей интимности и жанровости. А в искусстве «государственном», официальном, в больших общественных сооружениях и монументах, те же традиции перерабатываются, напротив, в сторону помпезности.

Помпезность и интимность — черты противоположные; эллинистическое искусство исполнено контрастов — гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального. Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Главная тенденция — отход от обобщенного человеческого типа к пониманию человека как существа конкретного, индивидуального, а отсюда и возрастающее внимание к его психологии, интерес к событийности, и новая зоркость к национальным, возрастным, социальным и прочим приметам личности. Но так как все это выражалось на языке, унаследованном от классики, не ставившей перед собой подобных задач, то в новаторских произведениях эллинистической эпохи чувствуется некая неорганичность, они не достигают целостности и гармонии своих великих предтеч. Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур, их позы и движения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истинность их переживаний. В многочисленных парковых и камерных скульптурах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», превращается в шаловливого, игривого Купидона; Аполлон — в кокетливо-изнеженного Аполлино; усиление жанровости не идет им на пользу. А известным эллинистическим статуям старух, несущих провизию, пьяной старухи, старого рыбака с дряблым телом недостает силы образного обобщения; искусство осваивает эти новые для него типы внешне, не проникая в глубину,— ведь классическое наследие не давало к ним ключа. Статуя Афродиты, традиционно называемая Венерой Милосской, была найдена в 1820 году на острове Мелос и сразу получила всемирную известность как совершенное создание греческого искусства. Эту высокую оценку не поколебали многие позднейшие находки греческих подлинников — Афродита Милосская занимает среди них особое место. Исполненная, по-видимому, во II веке до н. э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви. Эллинистические афродиты чаще всего восходили к типу Афродиты Книдской Праксителя, делая ее чувственно-соблазнительной, даже слегка жеманной; такова, например, известная Афродита Медицейская. Афродита Милосская, обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении. Русский писатель Глеб Успенский нашел удачное выражение: идеал «распрямленного человека»,Статуя сохранилась хорошо, но у нее отбиты руки. Высказывалось много предположений о том, что делали эти руки: держала ли богиня яблоко? или зеркало? или она придерживала край своей одежды? Убедительной реконструкции не найдено, в сущности, в ней и нет нужды. «Безрукость» Афродиты Милосской с течением времени стала как бы ее атрибутом, она нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии Афродита предстает перед нами, как «мраморная загадка», загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады.

Еще один замечательный памятник эллинизма (из тех, что дошли до нас, а сколько исчезнувших!) — алтарь Зевса в Пергаме. Пергамская школа более других тяготела к патетике и драматизму, продолжая традиции Скопаса. Ее художники не всегда прибегали к мифологическим сюжетам, как это было в классическую эпоху. На площади пергамского Акрополя стояли скульптурные группы, увековечивавшие подлинное историческое событие — победу над «варварами», племенами галлов, осаждавшими Пергамское царство. Полные экспрессии и динамики, эти группы примечательны еще тем, что художники отдают должное побежденным, показывая их и доблестными и страдающими. Они изображают галла, убивающего свою жену и себя, чтобы избежать плена и рабства; изображают смертельно раненного галла, полулежащего на земле с низко опущенной головой. По лицу и фигуре сразу видно, что это «варвар», иноземец, но умирает он героической смертью, и это показано. В своем искусстве греки не унижались до того, чтобы унижать своих противников; эта черта этического гуманизма выступает с особенной наглядностью, когда противники — галлы — изображены реалистически. После походов Александра вообще многое изменилось в отношении к иноземцам. Как пишет Плутарх, Александр считал себя примирителем вселенной, «заставляя всех пить… из одной и той же чаши дружбы и смешивая вместе жизни, нравы, браки и формы жизни». Нравы и формы жизни, а также формы религии действительно стали смешиваться в эпоху эллинизма, но дружба не воцарилась и мир не настал, раздоры и войны не прекращались. Войны Пергама с галлами — только один из эпизодов. Когда наконец победа над галлами была одержана окончательно, в честь ее и был воздвигнут алтарь Зевса, законченный постройкой в 180 году до н. э. На этот раз долголетняя война с «варварами» предстала как гигантомахия — борьба олимпийских богов с гигантами. Согласно древнему мифу, гиганты — великаны, обитавшие далеко на западе, сыновья Геи (Земли) и Урана (Неба),— восстали против олимпийцев, но были побеждены ими после ожесточенной битвы и погребены под вулканами, в глубоких недрах матери-земли, оттуда они напоминают о себе вулканическими извержениями и землетрясениями. Грандиозный мраморный фриз, протяженностью около 120 метров, исполненный в технике горельефа, опоясывал цоколь алтаря. Остатки этого сооружения были раскопаны в 1870-х годах; благодаря кропотливой работе реставраторов удалось соединить тысячи обломков и составить достаточно полное представление об общей композиции фриза. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают косматогривые львы, впиваются зубами собаки, топчут ногами кони, но гиганты яростно сражаются, их предводитель Порфирион не отступает перед громовержцем Зевсом. Мать гигантов Гея молит пощадить ее сыновей, но ей не внемлют. Битва страшна. Есть нечто предвещающее Микеланджело в напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе. Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, начиная с архаики, их никогда не изображали так, как на Пергамском алтаре,— с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, сражения не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба. Изменился строй композиции, она утратила классическую ясность, стала клубящейся, запутанной. Вспомним фигуры Скопаса на рельефе Галикарнасского мавзолея. Они, при всем их динамизме, расположены в одной пространственной плоскости, их разделяют ритмические интервалы, каждая фигура обладает известной самостоятельностью, массы и пространство уравновешены. Иное в Пергамском фризе — сражающимся здесь тесно, масса подавила пространство, и все фигуры так сплетены, что образуют бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны, «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры»,— как сказал о них И. С. Тургенев*. Прекрасны олимпийцы, прекрасны и их враги. Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени в глазных орбитах, змеевидно разметавшиеся волосы… Олимпийцы пока еще торжествуют над силами подземных стихий, но победа эта ненадолго — стихийные начала грозят взорвать стройный, гармонический мир. Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое искусство в целом нельзя считать поздним отголоском классики, недооценивая того принципиально нового, что оно принесло. Это новое было связано и с расширением кругозора искусства, и с его пытливым интересом к человеческой личности и конкретным, реальным условиям ее жизни. Отсюда, прежде всего, развитие портрета, индивидуального портрета, которого почти не знала высокая классика, а поздняя классика находилась лишь на подступах к нему. Эллинистические художники, даже делая портреты людей, которых уже давно не было в живых, давали им психологическое истолкование и стремились выявить неповторимость и внешнего и внутреннего облика. Не современники, а потомки оставили нам лики Сократа, Аристотеля, Еврипида, Демосфена и даже легендарного Гомера, вдохновенного слепого сказителя. Удивителен по реализму и экспрессии портрет неизвестного старого философа – как видно, непримиримого страстного полемиста, чье морщинистое лицо с резкими чертами не имеет ничего общего с классическим типом. Раньше его считали портретом Сенеки, но знаменитый стоик жил позже, чем был изваян этот бронзовый бюст.

Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным. В классическую эпоху маленьких детей если и изображали, то скорее как миниатюрных взрослых. Даже у Праксителя в группе «Гермес с Дионисом» Дионис мало похож на младенца по своей анатомии и пропорциям. Кажется, только теперь заметили, что ребенок — совсем особое существо, резвое и лукавое, со своими особенными повадками; заметили и так пленились им, что самого бога любви Эрота стали представлять ребенком, положив начало традиции, утвердившейся на века. Пухлые кудрявые малыши эллинистических ваятелей заняты всевозможными проделками: катаются на дельфине, возятся с птицами, даже душат змей (это малютка Геракл). Особенной популярностью пользовалась статуя мальчика, дерущегося с гусем. Такие статуи ставились в парках, были украшением фонтанов, помещались в святилищах Асклепия, бога врачевания, а иногда использовались для надгробий.

 Заключение

Мы рассмотрели скульптуру Древней Греции на протяжении всего периода ее развития. Мы увидели весь процесс ее становления, расцвета и упадка – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Скульптура Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах. В более позднее время традиции древнегреческой скульптуры были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.

Источник: StudFiles.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.