Рафаэль санти из урбино


Биография

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.


Портреты Рафаэля Санти
Портреты Рафаэля Санти

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Памятник Рафаэлю Санти
Памятник Рафаэлю Санти

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись


В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.

Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря»
Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря»

Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.


Картина Рафаэля Санти «Три грации»
Картина Рафаэля Санти «Три грации»

С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

Станцы Рафаэля Санти в Ватикане
Станцы Рафаэля Санти в Ватикане

Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.

Картина Рафаэля Санти «Афинская школа» («Философские беседы»)
Картина Рафаэля Санти «Афинская школа» («Философские беседы»)

В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.


Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.

Дом-музей Рафаэля Санти
Дом-музей Рафаэля Санти

В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна Грандука»
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Грандука»

По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название – «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле»
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле»

В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.


«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.

Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.


Картина Рафаэля Санти «Донна Велата» («Дама с вуалью»)
Картина Рафаэля Санти «Донна Велата» («Дама с вуалью»)

Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.

Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.


Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом» и ее эскиз
Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом» и ее эскиз

Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.

В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.


Рафаэль Санти и Маргарита Лути
Рафаэль Санти и Маргарита Лути

Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Картина Рафаэля Санти «Форнарина»
Картина Рафаэля Санти «Форнарина»

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Саркофаг Рафаэля Санти
Саркофаг Рафаэля Санти

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518—1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

Источник: 24smi.org

Я узнаю тебя, ты родом из Урбино!
Белла Ахмадулина

28 марта (по другим данным 6 апреля) 1483 года в Урбино родился светлый гений Ренессанса Рафаэль Санти, которого современники называли Рафаэлем Урбинским.
Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают. Урбино – уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город – недаром взят под охрану ЮНЕСКО. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения.

Рафаэль санти из урбино
Урбино. Герцогский дворец

Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств. Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора. Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.

Урбино, небольшой город в предгорьях Апеннин, с начала13 в. был вотчиной семейства Монтефельтро. Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро. Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога. Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры.

Рафаэль санти из урбино     Рафаэль санти из урбино
Пьеро делла Франческа.
Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. Ок.1465 г.
Предположительно Рафаэль.
Портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. 1506 г

Федерико обладал превосходным художественным вкусом. Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса.
Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици. Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.

   Рафаэль санти из урбино        Рафаэль санти из урбино

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г.
Рафаэль. Автопортрет. 1509 г.

Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета. Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви… Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный.

Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, как истинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».

Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса – Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» Павел Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».

Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» буквально превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари, и завершает: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».

Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков). Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре.

Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок.

Рафаэль санти из урбино
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
В пейзаже на заднем плане художник запечатлел окрестности Урбино

С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино. На площади Borgo Mercatale, рядом с автовокзалом, возьмем в информационном центре (Infopoint) карту города. В старый город мы войдем через ворота Porta Valbona и двинемся вверх по широкой Via Mazzini до оживленной площади Piazza della Repubblica. Здесь повернем налево и пройдем вдоль площади San Francesco на Via Raffaello. Нелегко идти по Урбино быстрым шагом – ведь вокруг так красиво! Но если мы хотим попасть в дом Рафаэля, приходится спешить: с 13 до 15 часов в музее перерыв.

В этом доме Рафаэль родился, здесь он жил в детстве. Отец, придворный живописец герцога Урбинского Джованни Санти, был его первым учителем. В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, – юношеская работа Рафаэля, первая из его «Мадонн».

Рафаэль санти из урбино
Дом Рафаэля с мемориальной доской

После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г.) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. И самым эффектным из них мы насладимся, если пойдем от памятника Рафаэлю вдоль крепостной стены на северо-запад, параллельно Viale Buozzi. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе „Baedeker“: «atemberaubende Aussicht“ – вид, от которого захватывает дух.

Рафаэль санти из урбино
Памятник Рафаэлю в Урбино

Город, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое. Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш; геометрические формы – плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую. «И весь твой облик слажен из одного куска», – эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.

При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец. Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов. Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.

Рафаэль санти из урбино
Вид на дворец с земляного вала

Palazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.

Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти – признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса. Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» – Facciata dei Torricini – с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями. Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера – Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.

Рафаэль санти из урбино       Рафаэль санти из урбино
Вид на Башенный фасад дворца с одной из улиц
Вид на дворец от капеллы Oratorio di San Giuseppe

Полюбовавшись видом, возвратимся к памятнику Рафаэлю. Теперь настало время спокойно осматривать город, постепенно продвигаясь к дворцу. Куда идти? Да, в общем-то, все равно! Урбино удивительно живописен. Зайдите в любой переулок, и вам тут же захочется достать фотокамеру и сделать снимок.

Огромное достоинство Урбино заключается в том, что новые районы находятся в стороне от исторического центра. Старый город не «оброс», как это часто бывает, безликими предместьями; он живет в таком же счастливом единении с природой, как и пять веков назад. Узкие переулки, превращаясь в лестницы, то взбираются вверх, к самому небу, то обрываются вниз, к зеленым долинам. И везде в просветах между домами видны горы.

Естественно напрашивается сравнение Урбино с другим «горным гнездом», Сан-Марино, и здесь у Урбино есть важное преимущество. Эффектный Сан-Марино с его бесконечными сувенирными лавочками – аттракцион для туристов, Урбино – подлинный, живой и жилой, город. На улочках-лестницах играют дети, кое-где сохнет пестрое бельишко, крыши ниже лежащих домов превращены в уютные балконы или в террасы кафе, кирпичные мостовые перед домами уставлены цветочными горшками и скамьями. Это настоящая, непарадная, будничная Италия. И в то же время в Урбино нигде нет запущенности, неухоженности; старый город содержится в идеальном порядке.

Рафаэль санти из урбино       Рафаэль санти из урбино

Улицы Урбино

Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. К счастью, план города очень подробный, и заблудиться в Урбино мудрено. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Несмотря на то, что с тропы открываются чудесные виды, здесь довольно пустынно, поэтому одинокий путешественник может почувствовать себя немного неуютно. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514).

Дивные виды на дворец будут наградой тем туристам, которые осилят подъем по крутой улице Via Barocci и дойдут до капелл Oratorio di San Giuseppe (16 в.) и Oratorio di San Giovanni (14 в.). Интерьеры обеих капелл с хорошо сохранившимися фресками тоже стоит осмотреть (перерыв с 13 до 15 ч.).

Рафаэль санти из урбино
Архитектор Лучано Лаурано. Внутренний двор Герцогского дворца

Via Veneto приведет нас к собору. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле. На площади, которая носит имя герцога Федерико – Piazza duca Federico, находится вход во дворец. Но не будем спешить, полюбуемся сначала внутренним двориком со стройной колоннадой, шедевром Лучано Лаурано. Такие дворики – непременная принадлежность любого ренессансного палаццо, в Италии их множество. И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ.

В художественной галерее и во дворце представлены далеко не все сокровища, собранные в свое время герцогами да Монтефельтро и их наследниками из рода делла Ровере. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана! Из герцогского дворца в Рим и Флоренцию вывозили все, что можно: не только картины, гобелены, библиотеку, но даже фрагменты отделки интерьеров – дверей, стен, каминов. Однако несмотря на такой печальный финал истории Урбинского герцогства, во дворце и сегодня есть много интересного.

Здесь можно осмотреть не только богатую Национальную галерею области Марке (Galleria Nazionale delle Marche), но и вновь отреставрированные покои дворца. Особенно хорош маленький кабинет герцога – Studiolo, украшенный инкрустациями. Из кусочков драгоценных пород дерева с удивительным искусством выложены книги, музыкальные инструменты, воинские доспехи, инструменты астролога и «геометра».

Рафаэль санти из урбино
Рафаэль. «La Muta» («Немая»). 1507 г.

В картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога, а некоторые картины были подарены Урбино другими музеями. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Близок леонардовскому и тип модели – не очень молодой и не очень красивой дамы со значительным умным лицом, в котором есть какая-то неуловимая магия. Губы «Немой» плотно сжаты, их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды.

Рафаэль санти из урбино
Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Ок. 1455 г.

Нельзя пропустить работы крупных мастеров Возрождения, и прежде всего необычное полотно Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» (ок. 1455 г.). Сцена бичевания отодвинута в глубину холста, а на переднем плане мы видим прекрасную архитектурную композицию, в которой словно живет дух Урбинского дворца. Из окон залов открываются виды на внутренние дворы и городские крыши, которые дополняют впечатления об Урбино.

Рафаэль санти из урбино
Вид из окна дворца на один из внутренних дворов

Выйдя из дворца, обойдем его справа. Строгий южный фасад, Facciata ad Ali, выходящий на Piazza Rinascimento, вблизи выглядит очень внушительно. А изящный Башенный фасад лучше всего виден с широкой Corso Garibaldi. Если позволяет время, можно поблуждать по переулкам в районе Via Saffi, на которую выходят фасады нескольких дворцов городской знати, или спуститься по улице-серпантину Viale Salvalai.

Одного дня, конечно, не хватит, чтобы обойти все живописные уголки Урбино, но как бы нам ни хотелось еще погулять по городу, на автовокзал лучше прийти минут за 10-15 до отправления автобуса. Ведь мы в Италии, и автобус вполне может уехать, не дождавшись указанного в расписании времени!

Рафаэль санти из урбино        Рафаэль санти из урбино

Виды на южный фасад дворца с улицы Piazza Rinascimento

Автор: Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

Источник: bellezza-storia.livejournal.com

Биография Рафаэля Санти

Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

 Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

Мадонна Конестабиле

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

Мадонна в зелени

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда — изгнания грабителя храма небесным всадником — передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск.

Изгнание-Элиодора

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

Портрет папы Юлия II

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Сикстинская мадонна

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

Интересные факты о художнике

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах  многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Библиография

  • Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
  • Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  • Элиасберг Н. Е. Рафаэль. — М.: Искусство, 1961. — 56, [46] с. — 20 000 экз. (обл.)
  • Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — 80 с. — 60 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su, smallbay.ru, artariya.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Рафаэль Санти: картины художника

Источник: allpainters.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.