Пьета ронданини


Знаете, я теряюсь, что сказать. Когда я был младше, исходил всю коллекцию слепков в Пушкинском (в эти залы, кстати, не забредал уже лет 15, если не больше), знал ее всю наизусть. Ну, и мнение свое составил, понятное дело, в амбициозном подростковом стиле: мол, Пьета (ватиканская) – это круто, а все эти не до конца вырубленные “Кентавры” и “Положения во гроб” – ну… в общем, у гениев тоже случаются неудачные дни.
Потом, 5 лет назад, я побывал в Риме, увидел своими глазами Пьету (надо сказать, остолбенел), но понял, что такое Микеланджело, только когда увидел “Моисея”. Он абсолютно идеальный, но живой, у него даже жилки бьются – Микеланджело гениально обработал мрамор так, чтобы “вены” камня совпали с венами человека.
К Пьете Ронданини я шел со смешанным чувством страха и предвкушения: все-таки, незаконченная скульптура есть незаконченная скульптура. Но даже не дойдя пары шагов, уже понял, насколько она прекрасна.


Пьета ронданини

Но, знаете, “официальный” фронтальный ракурс не дает понимания. Даже при кадрировании не видишь того, что делает ее живой.

Пьета ронданини

На самом деле, нам повезло: возле Пьеты Ронданини всегда толпы школьников. И когда мы вошли, они уже были там. Носились, что-то там щебетали. А потом вдруг вышли, и зал минут на 5 остался в полном нашем распоряжении. Хочешь – ходи вокруг, хочешь – встань и смотри с любого ракурса. Например со стороны “ложной” руки.

Пьета ронданини

Когда-то Микеланджело расположил руку именно так. Потом надолго задумался (а работа над Пьетой шла почти 15 лет) и резко изменил композицию: руки Христа безвольно повисли. Он больше не был широкоплечим, гармоничным мужчиной эпохи Возрождения, превратившись в изможденного аскета. Мертвого аскета.

Пьета ронданини

Взгляд матери.

Пьета ронданини

Вот отсюда, с этого ракурса, она смотрится особенно трогательно. Даже гениально трогательно.

Пьета ронданини

Посмотрите на эти ноги.

Пьета ронданини

Снова, как и у Моисея, Микеланджело использует прожилки мрамора – вены. Хотя, конечно, не в прожилках мрамора дело.


Пьета ронданини

Но уединение кончилось, пришли дети.

Пьета ронданини

Мы заглянули в боковые зальчики размером с небольшой чулан. В первом из них стоит древнеримское надгробие, служившее Пьете постаментом, когда она еще стояла во дворе палаццо Ронданини.

Пьета ронданини

В чем-то символично, конечно…

Пьета ронданини

…как Микеланджело превзошел римскую скульптуру…

Пьета ронданини

…так его последнее, незавершенное творение попирало римское.

Пьета ронданини

Хотя, конечно, найдутся любители сказать, что Микеланджело вообще все делал не так, не там и не тогда.

Пьета ронданини

Но что нам до них? Счастливы дети, которые могут вот так прийти, сесть рядом с работой гения и попытаться ее понять. Не по слепку – вживую.

Пьета ронданини

Вот такую – неправильную, незаконченную, непостижимую. Идеальную.

Пьета ронданини

продолжение следует

Источник: j-j-j.livejournal.com

Раскаяние Микеланджело


Пьета – единственная работа, которую Микеланджело подписал. Если присмотреться, подпись скульптора можно найти на груди Марии. Искусствовед 16 века Джорджио Вазари рассказал историю о том, как это произошло.

Для мастера его работы были живыми. Он с ними разговаривал, ругался на них, навещал их. Однажды, придя к Пьете, Микеланджело увидел рядом с ней большое количество незнакомцев из Ломбардии. Будучи в восхищении от монумента, один из них спросил: "Кто это сделал? Ему ответили: "Наш Гоббо из Милана". Микеланджело промолчал, но в одну из следующих ночей он вновь пришёл к статуе уже с инструментом и высек на ней свое имя.

Автограф Микеланджело на скульптуре Пьета

Позже он сожалел о проявленном корыстном стремлении к славе и принял решение больше никогда не подписывать свои работы. Он осознал, что через него действует Высший Творец. А сам Микеланджело – только его инструмент.

Где находится Пьета Микеланджело?


Памятник периода позднего Возрождения находится в первой часовне базилики Св. Петра в Риме, справа от входа.

Из чего сделана скульптура?

Микеланджело высек скульптуру из одной глыбы мрамора. В частности, он использовал Каррарский мрамор, названный по месту добычи в Италии. Это был самый любимый материал у скульпторов эпохи Возрождения.

Когда пришла слава?

Произведение прославило мастера, когда ему было всего 24 года. Отчасти благодаря тому, что его имя было начертано на Пьете, художник наслаждался признанием и известностью до конца своих 88 лет.

За что критиковали Пьету?

Скульптура подвергалась критике отцами церкви за то, что скульптор изобразил Марию слишком юной для того, чтобы иметь 33-летнего сына. Но автор отстоял свою точку зрения. Его биограф Асканио Кондиви записал слова Микеладжело:

Разве вы не знаете, что целомудренные женщины сохраняют свою молодость и свежесть гораздо дольше, чем другие? И это усиливается в случае с Девой, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания, меняющего ее тело.

В каком стиле выполнена работа?

В скульптуре Микеланджело соединил стиль Ренессанса с его стремлением к идеальной красоте и натурализм, проявленный в позе фигур. Композиция напоминает пирамиду с вершиной, обозначенной головой Мадонны, и основанием, образованным её одеянием.


Работы Микеланджело всегда привлекали современников смешением стилей.

Что значит "Пьета" и зачем она создана?

Итальянское слово pietà значит "жалость".

Скульптор высек этот памятник как надгробие на могилу французского кардинала. И только через 200 лет его перенесли в базилику Святого Петра в Риме.

Скульптура Микеланджело Пьета обманывает чувства?

Одежды Марии создают иллюзию. Чтобы колени Мадонны могли стать колыбелью для взрослого Сына, как представлял себе скульптор, они должны быть большими. Если присмотреться, то можно увидеть, что размеры фигуры Девы нестандартные: голова слишком мала относительно нижней части тела. Поэтому Микеланджело использовал игру складок одежды для оптического обмана. Так он сгладил несоответствие пропорций, "обманув" зрение.

Делитесь с друзьями в социальных сетях. Будет о чём поговорить при встрече. Ставьте палец вверх, если хотите видеть больше таких материалов. Как Вы думаете, правильно ли поступали великие мастера, когда отказывались подписывать свои работы? Пишите в комментарии. Подписывайтесь на канал Архитектура.


Источник: zen.yandex.ru

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения — неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, — поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли — немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле — неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):


Микеланджело. Пьета Ронданини

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти.


уппа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини” оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб”; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа — из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб” уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

Микеланджело. Пьета Ронданини

«Пьета Ронданини» — одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью.


змерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, — трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Микеланджело. Пьета Ронданини

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах.


не я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)

Микеланджело. Пьета Ронданини

Одна из самых удивительных особенностей этой скульптурной группы – неясность пластического мотива. Что делает Мария? Поддерживает тело Христа или опирается на него? Эта неясность полна глубокого смысла: смерть Христа – это путь к его Воскресению и нашей надежде на бессмертие.

Источник: cicerone2007.livejournal.com

В живописном месте Милана, на территории замка Сфорцеско в древнем испанском госпитале с 2 мая по 31 июля 2016 г. открыт новый музей, (с бесплатным входом в последний час работы музея).
Музей посвящён последнему из скульптурных произведений Микеланджело, над которым мастер работал за несколько дней до смерти –двухфигурной композиции “Пьета Ронданини”.

Pieta Rondadini
Этот единственный в своём роде шедевр является последним незавершённым творением мастера. Произведение воплощает одиночество и обречённость мастера, является одним из самых трагичных по своему замыслу произведений Микелянджело. Христос и Мария здесь будто слиты воедино.
На протяжении веков последний шедевр художника перемещался с места на место, пока в 1952 году скульптуру не выкупила комуна Милана.
Работа Микеланджело «Пьета Ронданини», над которой мастер работал за шесть дней до своей смерти, является духовным завещанием учителя. В этом образе Микеланджело передал трагедию своего одиночества. В нём великий мастер как бы прощается с жизнью.
Не упустите возможность увидеть творение великого Микелянджело. Тысячи туристов посещают открывшийся музей каждый день, который получил уже неверотный успех!

Период проведения выставки: c 2 мая по 31 июля 2016 года
Адрес: Замок Сфорцеско, Castello,Milano
Время работы:
Со вторника по воскресенье 09.00 – 17.30. Последняя вход в 17.00
Стоимость билетов:
5 евро (льготный 3 евро)
БЕСПЛАТНО каждый день в течение последнего часа открытия и каждый вторник с 14.00

Источник: www.milanodavai.ru

michelangelo-sculpture-ii-00

Микеланджело Буонарроти — величайший скульптор, художник, архитектор эпохи Высокого Возрождения. Известный своим трудолюбием и стремлением к совершенству, он никогда не останавливался. Тысячи рисунков, десятки проектов, одиночество и тяжелый труд до глубокой старости — такой была его удивительная жизнь. Рена Махмудова продолжает свой рассказ о скульптуре Микеланджело Буонарроти, а первую часть читайте здесь, если пропустили. 

michelangelo-sculpture-ii-01

Моисей и «трагедия гробницы» (1506–1545)
Сан-Пьетро ин Винколи, Рим

Создание надгробия для Папы Юлия II — самая мрачная и тяжелая история из жизни Микеланджело Буонарроти. Этот проект обещал быть грандиозным, но был осуществлен лишь частично и через 40 лет после того, как был задуман. Именно его Микеланджело называл «трагедией всей своей жизни», не имея возможности реализовать свои идеи. Он верил, что колоссальное надгробие принесет ему настоящую славу, а то, что его принудили делать вместо этого (а именно, роспись потолка Сикстинской капеллы), принесёт лишь стыд и вечный позор.

С того самого дня, когда «Давид» был установлен на площади Синьории, Микеланджело становится настоящий звездой, признанным гением и лучшим скульптором Флоренции. Он завален работой от самых богатых и влиятельных заказчиков не только своего города, но и всей Европы. Но существовал ли во времена Микеланджело заказчик важнее чем… Папа Римский? Именно его Святейшество станет следующим меценатом молодого скульптора.

Итак, 1503 год. В Риме новый Папа, Юлий II из важнейшей семьи Делла Ровере. Свой понтификат он начинает с того, что желает предать забвению «славу» своего недостойного предшественника. И может ли быть иначе, ведь этим предшественником был Папа Родриго Борджиа? Кроме того, сам новоизбранный Папа желает запомниться выдающимся, просвещенным и благочестивым, а также прославить Рим, сделать его центром христианского мира. Для этих высоких целей, помимо прочих, Папе нужна сила… искусства. Он желает, чтобы его правление прославляли выдающиеся произведения искусства, созданные в его честь и по его заказу.

Так, выполняя папский указ, со всей Европы в Рим съезжаются лучшие художники, скульпторы, архитекторы. Среди них Браманте и Рафаэль. Отдельно, с особым почтением и с оплатой дорожных расходов, в Рим приглашен и Микеланджело.

michelangelo-sculpture-ii-02

Папа наслышан о его мастерстве и ждёт от него настоящего чуда. Желая удивить и вдохновить Папу, Микеланджело представляет ему грандиозный проект папской гробницы (заботиться об этом при жизни в те времена было делом совершенно обычным).

Этот первый проект 1506 года предполагал, что гробница будет отдельно стоящим мавзолеем, который будут украшать рельефы, сложные архитектурные элементы и 40 (!) гигантских статуй. Микеланджело был уверен, что для этого он был рождён, и на работу эту должна уйти вся его жизнь.

Папа был поражён и воодушевлён. Обсуждая проект с Микеланджело и Браманте, архитектором перестраиваемого как раз в это время собора Святого Петра, папа выразил желание установить мавзолей в самом центре базилики. На возражение архитектора — ведь там должна быть могила святого Петра — папа лишь воскликнул: «Значит лучше места не придумаешь!» и тут же отправил Микеланджело на каменоломни в Каррару выбирать мрамор.

Следующие 8 месяцев Микеланджело проводит в Тоскане, не только руководит, но и сам участвует в добыче подходящих мраморных блоков. Мрамор переправляют морем, затем по Тибру, в конце концов блоки занимают всю площадь святого Петра.

Уже в Карраре Микеланджело заподозорил неладное: деньги от папы поступали нерегулярно и с большими задержками. Микеланджело оплачивал работу каменотёсов из собственных средств и постоянно ждал новостей из Рима. А тем временем Браманте, который всегда был настроен к Микеланджело враждебно, не переставая, твердил папе, что строить собственную гробницу при жизни — дурная примета. На самом же деле Браманте понимал, что гениальный скульптор создаст выдающееся произведение искусства, и, не желая возвышения и без того лучшего из лучших, настаивал на другой работе для Микеланджело. А именно на росписи потолка Сикстинской капеллы. В это время по всему потолку (возможно, что изначально он представлял собой огромное звездное небо работы художника Пьер Маттео д’Амелия) пошла огромная трещина. Браманте прекрасно знал, что для Микеланджело это будет ужасно, ведь он никогда не работал в технике фрески и вообще не любил живопись. Решающим аргументом для папы стала запредельная дороговизна гробницы. Юлий II передумал, о чем и сообщил только что прибывшему Микеланджело. И приказал приступать к росписи свода Сикстинской капеллы.

Микеланджело был вне себя. Он не только открыто возражал Папе (что было совершенно немыслимо), но и в гневе уехал из Рима в родную Флоренцию, где обратился к правительству республики с просьбой защитить его и не отпускать из Флоренции в Рим, ставший ему ненавистным. Однако флорентийцы не спешили враждовать с Папой, который требовал доставить Микеланджело к нему, и попросили Микеланджело вернуться в Рим и расписать потолок.

Микеланджело вынужден подчиниться, он открывает двери Сикстинской капеллы, сооружает строительные леса, и вот в его дневнике появляется запись «10 мая 1508 года. Начинаю работать!»… но это уже совсем другая история.

Тем не менее, о гробнице Юлий II не забывает и отдает распоряжение своим наследникам, в случае его смерти создать гробницу по проекту более простому, чем первоначальный. Папа умирает в 1513 году, а Микеланджело представляет обновленный скромный проект.

michelangelo-sculpture-ii-03-1

В 1515 году он создает статую Моисея, одну из главных для новой гробницы.

И вот как описывает её Джорджо Вазари: «Он закончил мраморного Моисея высотой в пять локтей, и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ: он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчёсанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью. И помимо красоты лица, имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит; так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик; не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками, и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви…»

michelangelo-sculpture-ii-04

Тогда же Микеланджело создает двух рабов, умирающего и восставшего. Они в числе прочих должны были символизировать области, при жизни завоёванные и покорённые Юлием II. Частью гробницы они так и не стали, и Микеланджело подарил их своему меценату Роберто Строцци, а тот отправил их в дар королю Франциску I. Так статуи окажутся во Франции, и сегодня их можно увидеть в Лувре.

michelangelo-sculpture-ii-05

Последующие проекты (1516, 1526, 1532, 1542 годов) всё больше упрощали гробницу и уменьшали количество статуй. Но сколько бы ни было у Микеланджело работы и в Риме, и во Флоренции, каждую свободную минуту он посвящает работе над ней. Финальным стал вариант 1545 года, и место для гробницы нашлось совсем другое: римская церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Интересно, что из статуй, что и сегодня украшают надгробие, не все принадлежат Микеланджело: великий мастер создал лишь Моисея и ветхозаветных сестёр, Рахиль и Лию (справа и слева от Моисея). Все прочие созданы учениками по эскизам Микеланджело.

michelangelo-sculpture-ii-06

И вот что о них говорит Вазари: «Лия, олицетворение деятельной жизни, с зеркалом в одной руке для должного наблюдения за нашими действиями и с гирляндой цветов в другой, обозначающих добродетели нашей жизни при жизни и прославляющих ее после смерти. Другой же была Рахиль, сестра Лии, олицетворяющая созерцательную жизнь, сложившая руки и согнувшая одно колено, с лицом одухотворенным. Обе статуи Микеланджело высек собственноручно в течение менее одного года».


michelangelo-sculpture-ii-07-1

Гробница Медичи (1520–1534)
Капелла Медичи, Флоренция

Усыпальница членов семьи Медичи — одно из важнейших произведений Микеланджело, оно объединяет его вдающиеся таланты скульптора и архитектора.

Микеланджело вновь работает в родной Флоренции для семьи Медичи. Правители города, изгнанные после смерти Лоренцо Великолепного, вновь триумфально вернулись в Флоренцию. Как только папой Львом X стал сын Лоренцо, Джулиано, а следом за ним и его кузен Джулио (Климент VII), флорентийцы тут же сменили гнев на милость и с величайшим почтением вновь открыли двери и сердца для семьи Медичи.

И Лев X, и Климент VII желали прославить родную Флоренцию, вновь укрепить позиции семьи в городе. Для этого был призван Микеланджело, ему была заказана усыпальница Медичи.

Гробница принадлежит к числу незавершенных произведений, работа над ней была нерегулярной, а в 1534 году и вовсе прекратилась в связи с переездом Микеланджело в Рим.

Первоначально планировалось сооружение надгробий для самых блестящих представителей семьи: Лоренцо Великолепного, друга и благодетеля Микеланджело, и для его брата Джулиано, трагически погибшего в результате страшного заговора. По иронии судьбы, именно они остались незавершенными. Настоящие шедевры «достались» ничем не примечательным, рано умершим Медичи: Лоренцо, герцогу Урбинскому (внуку Великолепного) и Джулиано, герцогу Немурскому (младшему сыну Великолепного).

michelangelo-sculpture-ii-08

Микеланджело создает особое пространство, наполненное тоской, скорбью и размышлениями. Саркофаги принцев размещены друг напротив друга, их идеализированные прекрасные изваяния дополняют аллегории утра, вечера, дня и ночи.

Павел Муратов в «Образах Италии» писал: «Печаль разлита здесь во всем…»

В образах римских полководцев, наделенных силой, отвагой, ясным разумом, благородством, предстают Джулиано и Лоренцо. Микеланджело намеренно идеализирует их, словно зная, что потомки и не вспомнят о них, но будут восхищаться мраморными изваяниями.

Позже Вазари напишет о статуе герцога Немурского (того, что с непокрытой головой): «Герцог Джулиано, такой гордый, с такими божественными головой и шеей, глазницами, очертанием носа, разрезом уст и волосами, а также кистями, руками, коленами и ступнями, — одним словом, всё там сделанное им и еще недоделанное таково, что никогда очей не утолит и не насытит. Кто же присмотрится к красоте поножей и лат, поистине сочтёт их созданными не на земле, а на небе».

Но настроение тоски и горечи ярче выражено в скульптурах-аллегориях дня, ночи, утра и вечера. В них Микеланджело отразил скорбь по уходящему времени, по свободной Флоренции своей юности.

michelangelo-sculpture-ii-09

Вот как Вазари описывает прекрасные аллегории утра и ночи: «Но что же сказать мне об Авроре — нагой женщине, способной изгнать уныние из любой души и выбить резец из рук самой Скульптуры: по её движениям можно понять, как она, ещё сонная, пытается подняться, сбросить с себя перину, ибо кажется, что, пробудившись, она увидела великого герцога уже смежившим свои очи; вот почему она с такой горечью и ворочается, печалясь в изначальной красе в знак своей великой печали».

michelangelo-sculpture-ii-10

«А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной? Кто и когда, в каком веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль и уныние того, кто потерял нечто почитаемое и великое. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. В её фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц, и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск».


michelangelo-sculpture-ii-11

Пьета Бандини  (1550–1555)
Музей Дуомо, Флоренция

Микеланджело в Риме, ему 75 лет, по меркам XVI века он глубокий старик. Несмотря на подорванное здоровье, он продолжает работать. Характер его изменился, Микеланджело думает о своей усталости от земной жизни, о смерти, о вере. И вновь обращается к сюжету оплакивания Христа. Для собственного надгробия он создает Пьету Бандини.

Пьета Бандини (или Пьета с Никодимом) — сложнейшая пирамидальная композиция, которая поражает наполненностью, драматизмом, глубиной чувств и необыкновенной цельностью.

Джорджо Вазари оставил необыкновенно пронзительное описание: «Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из неё четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мёртвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своём положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая — из одного куска — и поистине божественная; и она <…> осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался её поставить».

michelangelo-sculpture-ii-12

Микеланджело, непревзойденный скульптор, умел точно выразить идеи жертвенности, чувства матери, горе и тоску. Кроме того, в лице Никодима, поддерживающего опадающее тело первого Христа, он изобразил собственный автопортрет.

Надгробием она так и не стала, а после смерти Микеланджело была куплена флорентийским скульптором Франческо Бандини, который и перевез её во Флоренцию.

Источник: simplebeyond.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.