Любимое дерево античных скульпторов


Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

древнегреческие скульптуры

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.


Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

древнегреческие скульптуры

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.


У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

древнегреческие скульптуры

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион


древнегреческие скульптуры

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

древнегреческие скульптуры

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах.


адема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

древнегреческие скульптуры

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.


Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

древнегреческие скульптуры

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол


древнегреческие скульптуры

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

древнегреческие скульптуры

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.


Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

древнегреческие скульптуры

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.


Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Источник: gidvgreece.com

История деревянных скульптурДерево по праву считается древнейшим материалом для создания скульптур. Ведь сохранились свидетельства, что уже во времена Древнего Востока были деревянные скульптуры, а также во времена античного Рима и Греции.  Производство деревянных скульптур занимало важное место и во времена средних веков и в период расцвета индустриального общества. Как оригинальные, эксклюзивные принадлежности, деревянные скульптуры   популярны и по сей день.


В период античной культуры скульптуры из дерева несли в себе не только эстетический смысл, а и в значительных случаях, глубокий сакральный. Для изготовления скульптур использовали древесину кипариса, кедра, дуба, так же использовали и ладан, можжевельник, смоковницу и мирт. В государствах древних Рима и Греции мастерили деревянные статуи богов. Зачастую они были облицованы сверху бронзовыми пластинами. За скульптурами был тщательный уход- их натирали воском и арома-маслами.

Область использования дерева в эпоху средневековья и последующего развития капитализма упорно расширялась. Именно дерево стало востребованным сырьем для изготовления кораблей, набирающих все большую популярность в ту эпоху. Нос корабля обязательно украшался резной деревянной скульптурой. Самой востребованной скульптурой был рычащий лев стоящий на задних лапах. Так же приукрашались и другие части корабля разнообразными мелкими скульптурами.

Обычай изготовления скульптур из дерева особенно широко получил развитие в творчестве русских мастеров. Особенную популярность резьба по дереву получила на севере России, где практически каждый мужчина обладает этим мастерством. В дохристианское время из дерева вырезали фигуры славянских идолов. С наступлением христианства в скульптуре стали превосходить библейские мотивы.

На сегодняшний день деревянное зодчество реализуется во многих стилях и направлениях. Например, модерн или арт деко, африканский или японский стиль. Так же популярностью пользуется стиль кантри. Его простота в деталях и стремление к естественности, что ассоциируется с деревенским духом и возвращение к природным корням.


Нынешнюю деревянную скульптуру можно назвать необыкновенным и элитным способом декора. Ее можно применять в любой отрасли оформления и украшения помещения.  Также можно применять в садовом украшении и территорий у дома. На этом не ограничивается список использования деревянных скульптур. Ее можно применить где угодно, и как вам подскажет ваша фантазия. 

Источник: kalih.com

Дерево можно считать одним из древнейших скульптурных материалов. Сохранились свидетельства о существовании деревянных скульптур уже во времена Древнего Востока, а также в период античных Рима и Греции. Изготовление деревянных скульптур было актуально в период средних веков и во времена расцвета индустриального общества. В качестве оригинальных, по-настоящему эксклюзивных элементов дизайна популярны резные деревянные скульптуры и сейчас.

Древний мир: дерево – предмет культа

Фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье — 2012»

В эпоху античной культуры скульптура из дерева несла в себе не только эстетический, но и во многих случаях глубокий сакральный смысл. Для изготовления скульптур использовалась древесина кипариса, дуба, кедра, а также смоковница, ладан, можжевельник, мирт. В древнеримских и греческих государствах из дерева изготавливали статуи богов, часто сверху их облицовывали бронзовыми пластинами. За деревянными скульптурами тщательно ухаживали: натирали их воском и ароматическими маслами.

Средние века и новая история: деревянные скульптуры на флотской службе

Деревянная скульптура (пират)

Сфера применения дерева в средневековье и последующую эпоху развития капитализма постоянно расширялась. Именно оно было основным материалом для строительства кораблей, приобретавшего в этот период всё большую актуальность. Резной деревянной скульптурой в обязательном порядке украшался нос корабля. Самой востребованной темой носовой корабельной скульптуры в XVIII веке становится лев, с грозным видом стоящий на задних лапах. Также мелкими скульптурными формами в виде резных вензелей, гербов, цветов украшались и другие части корабля.

Русское деревянное зодчество

Деревянная скульптура Переславля

Традиция изготовления деревянных скульптур получила широкое развитие в творчестве русских умельцев. Особенно распространение художественная резьба по дереву получила в районах Русского Севера, где практический каждый мужчина владел этим мастерством. В дохристианское время из древесины изготавливали фигурки славянских идолов. С принятием христианства в скульптуре стали преобладать библейские мотивы.

Деревянные скульптуры сегодня

ДЕРЕВЯННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ЖИВОТНЫХ ЧЕЧЕНОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Современное деревянное зодчество реализуется во многих стилях и направлениях. Это может быть резьба в стиле модерн или ар деко, японский или африканский стиль. Очень актуален стиль кантри, отличающийся стремлением к простоте и естественности, ассоциирующейся с деревенским духом и возвращением к природным корням.

Современную деревянную скульптуру можно назвать оригинальным и эксклюзивным способом декора. Она применяется как в оформлении внутренних интерьеров, так и в дизайне садовых участков или придомовых территорий.

Источник: worldcabinetry.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.