Искусство керамики
Изделия из керамики появились в древние времена, и сопровождают человека на всем пути развития цивилизации. Керамика – изготовление предметов из глины. Простота изготовления керамических изделий, доступность материала сделали их самыми распространенными изделиями в человеческой культуре.
Мастера-гончары лепили из глины кухонную утварь, вазы, игрушки, декоративные изделия. В процессе развития цивилизации глиняные изделия совершенствовались и появились предметы несущие культурную ценность. Керамика стала декоративно-прикладным искусством. От технологии производства, состава смеси керамику разделяют на виды: букеро, фаянс, изразцы, терракота.
В архитектуре используются строительные и декоративные изделия из керамики: изразцы, кирпич, черепица. Керамические изделия, как декоративный элемент, применяют для облицовки фасада здания, стен, пола. Архитектурные колонны, карнизы, барельефы, вазы, скульптуры украшают интерьер здания. В России с XVI века, изразцами отделывали печи, стены церквей и храмов.
Изделия из глины занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве всех народов. Керамика как народное искусство, в России активно развивается с XVII в. Наиболее известные художественные промыслы: Гжель, Скопин, Булхар, Дымка. Мастера-гончары создавали нарядную посуду, украшенную сюжетной росписью или орнаментом.
Декоративной скульптурой называют глиняные игрушки, фигурки, свистульки. В маленьких расписных фигурках передан характер русского народа: простодушие, удаль, талант. В древней Греции, керамика как вид художественного ремесла, достигла расцвета в V в. до н. э. Знаменитые расписные греческие вазы являются настоящими произведениями искусства.
Керамические изделия присутствуют в нашей повседневной жизни: в быту, строительстве, декоре и отделке. Фарфоровая, терракотовая и фаянсовая посуда, используется в домашнем хозяйстве. В зависимости от назначения, используем посуду: для принятия пищи и напитков, для краткосрочного хранения пищи, изделия для кухни.
Дополнением интерьера квартиры служат декоративные вазы, цветочные горшки, подсвечники из керамики. Сувенирные изделия, настенные декоративные блюда, тарелки создают уют. Оригинальная сантехника из керамики используется для ванной комнаты.
Керамическая плитка прекрасно смотрится в отделке стен и пола. С помощью кирпичей из керамики построим камин. В стоматологии, для лечения зубов, применяют керамические брекеты. Современные технологии позволяют использовать керамику в бытовой технике: обогреватели, электрические чайники.
Бытовая керамика и декоративно-прикладное искусство продолжают совершенствоваться с развитием современного мира.
Источник: mosgonchar.ru
«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.
До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.
Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.
Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.
Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.
Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ", где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.
С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь.
на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.
Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.
Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!
Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.
Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе "как сделать тарелку за два часа". Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».
Источник: pink.rbc.ru
Производство
Технология произ-ва К. обычно включает: подготовку формовочной массы – приготовление порошков исходных компонентов (с требуемым размером частиц) измельчением или химич. методами, перемешивание порошков между собой и с жидкой временной технологич.
язкой (ВТС; вода, органич. полимеры, пластификаторы); изготовление заготовок (полуфабриката) заданной формы и размера разл. методами формования; удаление ВТС (сушка, выжигание); обжиг (спекание) для упрочнения и получения керамич. изделий. Традиц. виды К. изготовляют на основе глины, природных минералов; технич. К. – обычно из синтетич. материалов, которые обжигают в разл. газовых средах (воздух, азот, водород, аргон, гелий и др.) или вакууме; иногда используют горячее прессование, микроволновый (высокочастотный) нагрев, а также золь-гель процессы, самораспространяющийся высокотемпературный синтез и др.
Формовочные керамич. массы применяются порошкообразные, пластичные (с содержанием до 50% жидкой ВТС) и жидкотекучие – литейные шликеры (50–70% ВТС). Литейный шликер (концентриров. суспензии) приготовляют из непластичных порошков, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластичные вещества (напр., парафин, воск), олеиновую кислоту и некоторые ПАВ, удаляемые впоследствии.
Выбор метода формования К. определяется в осн. формой изделий. Для формования керамич. заготовок используют: прессование порошковых масс, формование пластичных масс (выдавливание, раскатка, допрессовка, обточка) или литьё жидкотекучих масс. Отформованные изделия подвергают сушке (в случае применения водорастворимой связки) или выжиганию органич. связки.
Обжиг К. – важный технологич. процесс, обеспечивающий необходимую степень спекания. При точном соблюдении режима обжига создаётся материал определённого фазового состава и с заданными свойствами. Для каждого вида К. характерен свой температурный режим обжига: напр., строит. К. обжигают при темп-ре ок. 900 °C, огнеупорную К. – ок. 2000 °C. В зависимости от состава керамич. массы и темп-ры обжига спекание может происходить как с участием жидкой фазы (в фарфоровых, стеатитовых и др. изделиях составляет до 50% по массе и более), так и без участия жидкой фазы (напр., в корундовой К.). Спекание в твёрдых фазах, получившее распространение в произ-ве технич. К. на основе чистых оксидов и бескислородных соединений, происходит при более высоких темп-рах, чем спекание с участием жидкой фазы. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, а механич. прочность и плотность возрастают. Некоторые виды К. перед обжигом покрывают глазурью, которая при высоких темп-pax (1000–1400 °C) плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой. Изделия хозяйств. и худож. К. украшают керамическими красками и золотом. Для придания поверхностям изделий технич. К. ряда спец. свойств наносят керамические покрытия, которые повышают эрозионную и химич. стойкость, обеспечивают заданные оптич., электрич., каталитические и др. эксплуатац. характеристики.
Исторический очерк
Древнейшие (29–19 тыс. лет назад) изделия из обожжённой глины – изображения людей и животных, известны с верхнего палеолита (напр., Дольни-Вестонице и Пршедмости в Моравии, Майнинская стоянка в Юж. Сибири). Действительное освоение К. началось в мезолите (эпипалеолите), а широкое распространение К. – в неолите (для ряда культур появление К. – один из осн. признаков наступления новой эпохи). В это время сложились осн. виды керамики – строительная, бытовая, декоративная, возникают практически все осн. способы орнаментации (графический, расписной, скульптурный), обработки поверхности (включая лощение, ангобирование).
Технологич. приёмы изготовления керамич. сосудов, непосредственно связанные с представлениями о сырье, роли примесей, способах придания сосудам прочности, водонепроницаемости, менялись в соответствии с эволюцией гончарства. Формы и их набор, орнаменты и др. характеристики К. стали важной особенностью древних культур. Эти показатели являются одним из важнейших оснований для выделения культур археологических. Традиции керамич. произ-ва складывались независимо в нескольких очагах.
По-видимому, раньше всего керамич. сосуды (не позднее 12–10 тыс. лет назад) получили распространение в Вост. Азии. На Японских о-вах древнейшая К. найдена на поселении Фукуи и др., предшествующих культуре Дзёмон; на территории России – на Нижнем Амуре (поселение Гася и др.), Витимском плоскогорье в Вост. Сибири (поселение Усть-Каренга); на территории Китая – на поселении Юйчаньянь (у. Даосянь, юг пров. Хунань), возможно, Чалайнор (Внутренняя Монголия) и др. Ранняя восточноазиатская К., как правило, имеет округлое дно, рельефную поверхность со штриховкой, отпечатками верёвки или желобчатыми оттисками, нередко с простейшим орнаментом.
На территории Китая древнейшая К. датируется в рамках 8-го – сер. 6-го тыс. до н. э. (напр., поселение Сяньженьдун, группа поселений Пэнтоушань). В культурах раннего неолита К. известна во всех осн. очагах земледелия (Пэйлиган, Лаогуаньтай и др.); она становится тонкостенной, распространяются триподы (сосуды на трёх «ножках»), сосуды на сплошных и полых поддонах, корчаги с «ушками», «фляги» с плоским дном и др.; для многочисл. культур среднего неолита характерна расписная керамика.
В Сев. Африке (Центр. Сахара) древнейшую керамич. посуду относят к эпипалеолиту: керамич. сосуды поселения Тагалагал (радиоуглеродные даты 9370 ± 130, 9330 ± 130 лет назад) имели округлое дно, короткий, иногда немного отогнутый венчик; волнистые линии, выполненные гребнем, спирали, противостоящие шевроны, врезные линии, цветные неровные полосы или линии; сосуды с поселений у гранитного массива Тадрарт-Акакус (8640 ± 70, 8070 ± 100 лет назад) украшены точками, сгруппированными в волнистые линии. Немногим позднее датируют К. из Зап. пустыни Египта (у пересохших озёр Набта–Кисейба; кон. 8-го – 1-я пол. 7-го тыс. до н. э.), украшенную полосами в виде длинных запятых. В долине Нила наиболее древняя К. принадлежит мезолитической на ранних стадиях культуре Хартума.
Непосредственно в Египте К. известна с начала неолита (не ранее сер. 6-го тыс. до н. э.) – культуры Файюм А, Меримда-Бени-Салама, Омари и Маади (К. двух последних близка иерихонской). Развитие К. в Египте происходило в рамках бадарийской культуры, культур Нагада и др., лёгших в основу цивилизации Египта Древнего.
Проблема происхождения К. в Африке южнее Сахары во многом остаётся неизученной. В ряде случаев она распространялась одновременно с началом произ-ва железа, в ходе культурных влияний и миграций. Мировую известность получили терракотовые статуэтки, связанные с культурами 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. и более поздними на территории совр. Нигерии (Нок, Ифе и др.). В Ифе и близких культурах известны мостовые, сложенные из миллионов специально обточенных черепков.
В Америке древнейшие очаги керамич. произ-ва находились в вост. Амазонии (спорные даты 6–5-е тыс. до н. э., признанные – с 3-го тыс.), на побережье совр. Эквадора и на севере совр. Колумбии (конец 4-го тыс.), на ср. Миссисипи и на атлантич. побережье Джорджии (кон. 4-го – 3-е тыс.). В центрах древних цивилизаций К. распространяется позже – в кон. 3-го тыс. в Мезоамерике, в 1-й пол. – сер. 2-го тыс. до н. э. в Центр. Андах. До прихода европейцев гончарный круг не получил распространения. В культуре Рекуай на севере совр. Перу (1-я пол. 1-го тыс. н. э.) он использовался лишь для произ-ва парадной культовой посуды и быстро вышел из употребления. В тропической и умеренной зонах в ранней керамике преобладают шаровидные сосуды без выраженного горла типа текомате, воспроизводящие форму тыквы-горлянки. К шедеврам индейских традиций К. относятся терракотовые статуэтки майя, фигурные сосуды и маски ацтеков, разнообразные по форме (в т. ч. «лицевые») расписные сосуды инков.
Один из важнейших очагов раннего гончарства связан с раннеземледельческими (обеспечивавшими стабильную оседлость) культурами Ближнего Востока, сформировавшимися к 8–7-му тыс. до н. э. Сначала появились сырцовые (т. е. из необожжённой глины) блоки (первые формы кирпича) и глиняная пластика (т. н. докерамич. неолит), заметно позднее (иногда на 1–2 тыс. лет) – керамич. сосуды. Наиболее ранние были толстостенными, преим. открытых форм со скруглённым дном, иногда с отпечатками плетений (напр., Телль-Саби-Абьяд), но вскоре появились плоскодонные сосуды, стал усложняться набор форм. В Палестине (памятники типа Иерихон) получил распространение ногтевой орнамент, в Загросе (Джармо и др.) – расписной (простые виды). Особые традиции К. сложились в Анатолии (Чатал-Хююк): сосуды с красной полосой, глиняные рельефы, сложные фигуры на тростниковом каркасе и др.
Экономич. подъём, связанный с освоением в 6-м тыс. до н. э. плодородных долин Месопотамии, способствовал прогрессу К. В культурах Хассуна, Самарра сосуды отличаются многообразием форм и видов росписи, в т. ч. полихромной, в комбинации с врезным орнаментом (сложные композиции из геометрич. фигур, изображения животных, растений); появился гончарный горн. К. культуры Халаф – вершина развития этого круга традиций. В культуре Убейд в кон. 5-го – 1-й пол. 4-го тыс. распространились монументальные постройки из кирпича, украшение внешних стен мозаичными декорациями из глиняных конусов; появление гончарного круга способствовало превращению произ-ва К. в массово-стандартизированное, что приводило к упрощению, а зачастую и к вытеснению расписной орнаментации (вероятно, сказалась и мода на металлич. посуду среди элиты). С культурами Загроса и Месопотамии связано сложение традиций К. более северных и восточных территорий (включая Ср. Азию), существенно их влияние и на К. Вост. Средиземноморья. На этой основе развивалась К. ряда цивилизаций Древнего Востока.
В др.-вост. цивилизациях впервые парадная посуда стала покрываться цветной глазурью, возникли утончённые по формам изделия из фаянса (Египет, 2-е тыс. до н. э.), развивалась К., специально предназначенная для ритуальных целей (напр., канопа), в отделке зданий широко применялись разноцветная терракотовая мозаика, рельефы и картины из глазурованных кирпичей (напр., ворота Иштар в Вавилоне, 6 в. до н. э.).
В Юж. Азии первая грубая К. с оттисками плетения представлена в неолитич. периоде IB (7–6-е тыс. до н. э.) поселения Мехргарх, очевидно, ей предшествовали плетёные корзины, обмазанные битумом; в периоде IIC появляется К., сделанная на гончарном круге (конич. чаши, сферич. вазы), от тёмно-жёлтого до красноватого цвета с чёрной росписью. Посуда сер. 3-го тыс. (Мехргарх, Кот-Диджи, Амри IIB и др.) связана с формированием хараппской цивилизации. Др. самостоят. центр появления К. конца мезолита («протонеолита»; 7–6-е тыс.) исследован на плато Виндхья (Чопани-Мандо, Махагара и др.) и в долине Ср. Ганга (Сохгаура, Чиранд и др.). Выделяют 4 группы этой К.: шнуровая, грубая, краснолощёная, чернолощёная. Возможно, существовал особый очаг появления шнуровой К. в Юго-Вост. Азии: Пещера Духов (6-е тыс.), Нон-Нок-Тха (5-е тыс.) на территории Таиланда, Лаанг-Спеане (5-е тыс.) – Камбоджи, Падах-Лине (5-е тыс.) – Бирмы.
С Вост. Средиземноморьем связано становление ряда раннеземледельческих культур юга Европы – до Ср. Поднепровья, Подунавья, Зап. Средиземноморья – с характерными для них формами К. (глиняная пластика, расписная посуда). К локальным традициям относится, напр., распространение сосудов с шершавой поверхностью из-за дополнит. покрытия жидкой глиной – т. н. барбатин (см. Кёрёш). К древнейшим культурам с К. в Зап. Европе относятся Кампиньи и др.
В степной и лесостепной зонах Евразии процесс «неолитизации», начавшийся в 6–5-м тыс. до н. э., маркируется появлением керамич. посуды. С 5–4-го тыс. К. постепенно распространилась в лесной зоне, у культур, не знавших производящего хозяйства. Древнейшие сосуды были открытыми, непрофилированными, остро- и округлодонными, с орнаментом из врезных линий, ямок, штампов. По сформировавшимся характерным особенностям орнамента и форм К. различают мн. культурные общности Европы и Сев. Азии неолита и более поздних эпох (ямочно-гребенчатой керамики культурно-историческая общность, гребенчато-ямочной керамики культура, гребенчатого геометризма культуры, линейно-ленточной керамики культура, шнуровой керамики культурно-историческая общность, колоколовидных кубков культура и др.).
Богатейшая расписная К. (сосуды, статуэтки, рельефы) характерна для эгейского искусства. В Вост. Средиземноморье сложились и, под влиянием культур Древней Греции, этрусков и др., широко распространились специализир. типы сосудов (амфора, арибалл, гидрия, киаф, килик, лекиф, скифос и т. д.; см. в ст. Сосуды художественные), в т. ч. украшенных чёрно- и краснолаковой росписью на мифологич. и бытовые темы (см. Вазопись). Особая технологич. группа представлена сосудами, выполненными при помощи штамповки в спец. формах (мегарские чаши и др.). Широкую известность получили совершенные по пластике терракотовые статуэтки (в Танагре и др.); худож. выразительность была присуща терракотовым лепным и расписным архит. деталям (карнизы, акротерии и др.). Для К. этрусков характерны погребальные урны-канопы со скульптурными изображениями умерших, сосуды буккеро и др. В Древнем Риме, синтезировавшем керамич. традиции всего Средиземноморья, была распространена т. н. terra sigillata – посуда с гладкой или рельефной поверхностью ярко-оранжевого цвета с твёрдой облицовкой, цветная поливная К., украшенная рельефом К., развивалось произ-во кирпича, служившего для сооружения сложных, в т. ч. сводчатых, строит. конструкций. Традициям рим. К. следовало керамич. произ-во Византии. В строительстве широко применялись обожжённый кирпич – плинфа, керамич. поливные архит. детали. В визант. иск-ве появились также керамич. иконы. Мн. виды рим. и визант. К. оказали влияние на культуры ряда регионов Европы (в т. ч. Древней Руси) и Азии.
В средневековых Ср. Азии, Иране, Азербайджане, Турции, араб. странах развилась архит. К.: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная плиточная и мозаичная облицовка зданий. К лучшим образцам таких видов архит. отделки относится декор зданий Самарканда, Бухары 14–15 вв. Здесь же создавалась керамич. утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром – фаянс иранского г. Рей (13 в.), испано-мавританская майолика 13–15 вв. (знамениты «альгамбрские» вазы 14 в. и изделия фабрик Валенсии 15 в.), также изразцы в Испании и Португалии (асулехос, азулежуш). Уникален храм «Тысячи Будд» Махабуддха (14 в.) в Патане (Непал): его фасады облицованы терракотой с резными изображениями Будды, растит. орнаментом и др. изображениями.
В Китае с 4–5 вв. н. э. изготовлялись фаянсовые изделия, а в 6–7 вв. в результате длительного совершенствования технологии возник фарфор. Кит. К. (посуда, вазы, скульптура, монументальные облицовки, архит. детали, глазуров. черепица) благодаря технич. и худож. совершенству, беспримерному богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамич. произ-во. Под влиянием Китая и Кореи развивалась К. в Японии: в 4–6 вв. распространилась погребальная, полая внутри глиняная скульптура («ханива»), с 13 в. появились вазы, чаши с высококачественными глазуров. покрытиями, со 2-й пол. 14 в. с развитием чайной церемонии – сосуды из пористой тяжёлой керамич. массы, с кон. 16 в. изготовлялись изделия из фарфора. В Китае и Корее во время правления династии Сун (960–1279) распространяется т. н. селадон – посуда, покрытая полупрозрачной глазурью нежных светло-зелёных оттенков.
В Зап. Европе керамич. произ-во стало вновь интенсивно развиваться с эпохи Возрождения. Под некоторым влиянием испано-мавританской К. в Италии в кон. 14–17 вв. развивалось иск-во майолики, в которой сюжетная роспись впервые в Европе после античности стала господствующим видом декорирования изделий, а керамич. скульптура приобрела монументальный характер (в городах Фаэнца, Дерута, Губбио, Урбино; скульптура семьи делла Роббиа). Итал. майолика оказала заметное влияние на мастеров Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали изготовлять сосуды из каменной массы, изразцы, а также на майолику Франции 16–18 вв. (в городах Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с произ-вом фаянса. Широкую известность получили франц. тончайшие фаянсовые сосуды из г. Сен-Поршер, а также т. н. сельские глины – покрытые цветными поливами декоративные блюда, изготовленные в мастерской Б. Палисси. В Голландии в кон. 16–18 вв. создавались фаянсовые расписные изразцы (в городах Роттердам, Гауда), знаменитая посуда – делфтский фаянс, испытавший влияние дальневосточной керамики.
На Руси в бытовой К. с 16 в. распространилось «чернение» (достигалось ограничением доступа кислорода на последней стадии обжига) и лощение. С 15 в. в архитектурном декоре использовали керамич. плиты и изразцы – терракотовые и глазурованные (зелёные, жёлтые, коричневые – «муравленые», позднее – полихромные – «ценинные»). В 17 в. известны работавшие в Москве белорус. мастера П. И. Заборский, С. И. Полубес и др. Произ-во изразцов было налажено также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы были вытеснены гладкими с сюжетной росписью. В 18 в. стала выпускаться майоликовая посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основана в 1724).
Переворот в истории европ. К. произошёл после изобретения фарфора И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) в Германии в нач. 18 в. В 18–19 вв. начали функционировать крупные фарфоровые заводы в Майсене (см. Майсенский фарфор), мануфактуры в Вене, Севре (см. Севрский фарфор) и др. В 18 в. фарфор как худож. материал почти повсеместно обретает ведущую роль среди др. видов К. В нём с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы рококо и классицизма. Наряду с расписной позолоченной мелкой пластикой создавалась скульптура из неглазуров. белого фарфора – бисквита. Особое место принадлежит англ. мануфактурам 18 в., прочно введшим в практику производство фаянса (керамич. завод Дж. Уэджвуда).
В России произ-во фарфора было налажено в кон. 1740-х гг. Д. И. Виноградовым на первой в России «порцелиновой мануфактуре» (с 1765 Императорский фарфоровый завод; ныне Ломоносовский фарфоровый завод); в 1766 в Вербилках под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Фарфоровые посуда, жанровые статуэтки 18 – 1-й пол. 19 вв. отличаются высоким худож. качеством, ярким нац. колоритом. В 1830–40-е гг. осн. районом фарфоро-фаянсового произ-ва было с. Гжель (см. Гжельская керамика); в кон. 19 – нач. 20 вв. самыми крупными стали фарфоро-фаянсовые заводы М. С. Кузнецова (см. Дулёвский фарфоровый завод). Наряду с заводским произ-вом сохранялись гончарное ремесло и нар. худож. промыслы (дымковская игрушка, скопинская керамика и др.).
Со 2-й пол. 19 в. бурно развивалась керамич. пром-сть, однако высокий технологич. уровень изделий не соответствовал их худож. качеству. Некоторому оживлению худож. поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже 19–20 вв. стиль модерн: на фарфоровом заводе в Копенгагене (Дания) создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамич. мастерской Абрамцевского художественного кружка (декоративная майолика М. А. Врубеля и др.). Нац.-романтич. тенденция проявилась в интересе к народным, вылепленным от руки керамич. изделиям. В отделке зданий широко использовались белый и цветной глазуров. кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.
В первые десятилетия 20 в., с распространением функционализма, в иск-ве К. стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно «очищенных» от к.-л. декора (разработки Баухауза) целесообразных форм, рассчитанных на пром. произ-во. Для иск-ва ар деко характерны функциональные вещи из высокотемпературной каменной массы, простые по форме, без богатого орнамента, навеянные строгой, лишённой украшений япон. нар. керамикой, – сосуды (вазы, кувшины), также блюда, панно с выявлением фактуры или глазурованные цветными глазурями высокого огня (красно-кровавыми, синими), с тиснением или рельефным крупным орнаментом с изобразит. стилизов. мотивами (франц. керамисты Э. Лашеналь, П. Бонифас, Э. Ленобль, Г. Симен, А. Мате, Р. Буто и др.).
С 1950-х гг. в пром. К. развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функционального назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной К. характерны разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к нац. худож. традиции), неожиданные контрастные сопоставления с др. материалами (в т. ч. с металлом); с 1960-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремление приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих обществ. здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы (П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фужерон, А. Гауди и др.). В строит. К. возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различных форм и размеров); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.
В России резкий перелом в развитии К. наступил после 1917. Начиная с т. н. агитац. фарфора и с опытов ряда сов. керамистов 1920-х – нач. 1930-х гг. на предприятиях фарфоро-фаянсовой пром-сти (Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, Дулёвский и Дмитровский фарфоровые заводы, Конаковский фаянсовый завод) стремились улучшить худож. качества К. Возрождались керамич. нар. промыслы России (Гжели, Скопина, Кирова и др.), Украины (Опошни, Косова), а также республик Ср. Азии (Узбекистана, Таджикистана) и др. Эти процессы, прерванные Вел. Отеч. войной, возобновились с кон. 1940–50-х гг. С сер. 1960-х гг. начался новый этап развития отеч. К., выразившийся в целесообразном построении формы и функциональности («совр. стиль» «грубой керамики» В. М. Ольшевского, Н. С. Селезнёва, В. И. Маркова, Д. Н. Шушканова и Л. Н. Шушкановой и др.).
В кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. появляется стремление к свободной декоративности, цветовой и пластич. выразительности; разрабатываются новые технологич. приёмы. Наряду с повышением худож. уровня массовой К. усиливается интерес к уникальной декоративной К., тяготеющей к внушительности форм, к пластич. и цветовой разнородности фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала (излюбленным материалом становится каменная масса, шамот). В 1970–80-е гг. создаются предметы, отличающиеся богато развитой пластикой, строгостью и усложнённостью колористич. гаммы, тональными перетеканиями цвета; сложная объёмная структура изделий нередко уподобляет их скульптуре, способствует пространственной активности. Развитие получила декоративная архит. и садово-парковая К. (панно, рельефы; облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, плавательных бассейнов; напольные вазы, кашпо). У истоков рос. декоративной К. последней трети 20 в. стояли скульпторы И. С. Ефимов, И. Г. Фрих-Хар, А. Г. Сотников и В. С. Васильковский. К. в 1970–90-е гг. уходит от сугубой утилитарности и определяется как самоценный вид творчества. В ней соединяются формотворческое и изобразит. начала (понятия «керамопластика», «кераможивопись»). Выделяются две «школы» К.: московская (живописное и скульптурное направления – Е. С. Лукинова, Р. У. Ачильдиева, Р. М. Цузмер, Д. В. Мухина, М. Я. Макарова, Л. А. Сошинская, В. А. Малолетков, В. П. Сидоров и др.) и ленинградская (архит.-тектонич. направление – В. Н. Цыганков, М. А. Копылков, В. Н. Гориславцев, А. Е. Задорин, В. А. Цивин, Л. С. Солодков и др.); в 1990-е гг. возрождается керамич. икона (Г. В. Куприянов).
Источник: bigenc.ru
Искусство керамики в различных странах имело свой источник зарождения и путь развития на протяжении веков. Существенное влияние на его становление оказывали исторические события, национальные и религиозные особенности населения, климатические и географические факторы. Распространение направлений искусства по миру, обмен мастерством художников и ремесленников в средние века был связан в первую очередь с переделом территорий (военными противостояниями) и налаживанием торговых связей между государствами (формированием сухопутных и морских путей). В мусульманских странах происходило ограниченное заимствование из других культур и наиболее сильно воздействовали традиции и религиозные догматы на эволюцию искусства.
Религия ислама определила основные направления и рамки развития искусства керамики. Особенное влияние оказал запрет веры на использование серебряной и золотой посуды и сосудов для принятия пищи и воды, а также в хозяйственных нуждах. В связи с этим самым популярным материалом стала керамика в силу своей практичности и пластичности. В то же время мусульманские мастера стремились воссоздать описанные в священном Коране золотые и серебряные сосуды. Поэтому мастера делали попытки придать изделиям из глины глянец и сияние и проводили множество экспериментов для открытия совершенных глазурей и эмалей.
Развитие гончарного искусства в русле религии ислама
Секреты изготовления керамики были известны ещё с древности. Ранние изделия для хозяйственного использования производились из глины с последующим обжигом, имели матовую поверхность и выполняли исключительно практическую функцию. Для придания декоративных свойств мастера украшали свои изделия рельефным орнаментом. Такую посуду производили и использовали на протяжении многих веков, несмотря на появление богатого разнообразия декора.
Кувшин из обожжённой глины с рельефным орнаментом, Турция, XII в.
Постоянно совершенствуя своё мастерство, ремесленники сначала стали добавлять свинец в свои керамические изделия, а затем и изготавливать свинцовую глазурь. С VII века широкое распространение получили монохромные эмали. Необычно сильное влияние оказала на эстетику оформления мусульманской керамики гончарное искусство Китая. В погоне за рецептами китайского фарфора мастера пытались создать белую глиняную массу. Для этого в рецептах использовалась закись олова. Но в результате этого была получена полива белого цвета, которую использовали в качестве эмали для покрытия посуды.
Керамический сосуд (монохромная эмаль), Иран, XIV век
В VIII веке на территории Ирака мастера в попытках создания эффекта золота и серебра изобрели новую технику глянцевой аппретуры или люстра. Эта техника предполагала использование окиси серебра или меди в смеси с глиной и кислотами. В результате обжига на керамических изделиях оставался тонкий слой металла.
Фрагмент керамического блюда (люстр), Турция, XII в.
Рассвет исламской керамики как искусства начался в эпоху мусульманского Золотого века и особенно проявился в архитектуре. Это время интенсивного развития науки и культуры в рамках Арабского халифата. Именно в этот период окончательно сформировались характерные черты и утвердились традиции искусства керамики в странах ислама.
Архитектурная керамика стран мусульманского мира
Архитектурная керамика взяла своё начало в мусульманской части Испании и впервые использовалась в виде черепицы, а затем уже перешла на фасады зданий и во внутреннюю отделку. Со своим появлением облицовочная керамика стала неотъемлемым декоративным элементом убранства мечетей. Именно мечети способствовали обретению керамикой характерных религиозных черт.
Стены мечетей украшались изразцами звездообразной и крестообразной формы. Из них выкладывались сложные геометрические узоры подобные тканым коврам. Именно в керамическом декоре родился узор «арабеска», состоящий из пятиконечных или шестиконечных звёзд и геометрических фигур. Также довольно часто использовался растительный орнамент. Роспись по керамике характеризовалась наличием множества деталей и тщательной прорисовкой чётких линий. Из разноцветной керамики выполнялись также панели и фризы, расписанные строками из Корана.
Одним из выдающихся памятников исламской архитектуры и изразцового искусства является знаменитая Голубая мечеть в Стамбуле. Её декор выполнен из более 20 000 изразцов с традиционными узорами. Изразцы ручной работы были выполнены на фабриках Изника, славившихся уникальным мастерством в производстве керамики.
Изразцовое убранство Голубой мечети, Стамбул, нач. XVII в.
Неразрывно с религиозным миром ислама связано сооружение величественных некрополей. Ещё в древнем Египте для погребения знати сооружались «города мёртвых», на территории которых возводились храмы. Керамическая мозаика и изразцы в украшении гробниц, мавзолеев и других построек в местах захоронений использовались довольно часто. Некрополь Шахи-Зинда один из величайших архитектурных ансамблей воплощающих соприкосновение мира живых и царства усопших.
Керамика в отделке построек некрополя Шахи-Зинда, Самарканд, XIV–XV вв.
Что же касается светского использования керамики, то без её изысканности и шика нельзя представить архитектуру восточных дворцов. Светская жизнь мусульман настолько переплетена с религиозной, что исламские традиционные элементы из религиозных построек переходят и в жилые помещения. Достаточно взглянуть на испано-мавританские алькасары, резиденции халифов, султанов и королей арабского халифата, Египта и Сирии и другие величественные постройки мусульманских стран.
Керамическая отделка входа во дворец Мохатта, Карачи, XX в.
Декоративная и архитектурная керамика мусульманских стран – особое искусство, тесно связанное с религиозными устоями. Изделия из глины до сих пор широко применяется в хозяйстве, а также для украшения домов, общественных зданий и религиозных построек в странах ислама. Мастерство художников-керамистов на протяжении веков совершенствовалось, но по-прежнему осталось в рамках устоев и традиций, в результате чего искусство керамики мусульманских стран, как и прежде, исключительно и самобытно.
Керамическая отделка средневековья во многих мусульманских странах сохранилась и по-прежнему радует своей яркостью и разнообразием. Архитектурные памятниками стали настоящими музеями искусства керамики. С мусульманской керамикой разного периода многовековой истории можно ознакомиться в Музее исламской керамики в Каире, в Музее керамики имени Гонсалеса Марти в Валенсии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Государственном музее Востока в Москве и в других уголках мира.
Источник: ceramicadecor.ru
Слово «керамика» – греческого происхождения. Творения древних гончаров и скульпторов сейчас известны всему миру благодаря сохранившимся музейным экспонатам.
Художественная керамика – это изящнейшие античные вазы, скульптурные изображения языческих богов, тончайший Майсенский фарфор, современные сервизы, выполненные вручную с ювелирной искусностью. История художественной керамики не менее интересна, чем история керамики в целом, она насыщена драматическими и даже мистическими подробностями.
Великолепные образцы художественной керамики можно изготовить и в домашних условиях, в мастерской, оборудованной собственными руками, и с помощью инструментов, сделанных самостоятельно. Отдельными видами художественной керамики являются керамическая скульптура и игрушка.
Существует два больших класса изделий художественной керамики – грубая и тонкая. Тонкая керамика – это предметы из фаянса, фарфора, майолики, огнеупорной и химически стойкой керамики, тонкокаменные изделия.
В зависимости от применяемого сырья и технологии изготовления тонкая керамика условно делится на разные виды:
- майолика;
- фаянс;
- фарфор;
- полуфарфор,;
- тонкокаменную керамику;
- терракоту.
Эти виды керамики настолько различны и по окраске, и по структуре черепка, что даже не специалист может легко определить, к какому из них относится изделие.
Загадочным словом «майолика» обозначается не что иное, как пластичная глина, в которой содержатся различные добавки. Температура ее обжига не превышает 1000 градусов. Изделия из майолики декорируются красками и эмалями, цветной глазурью. Другие виды керамики не украшаются так ярко, как майолика. Из майолики изготавливают декоративно-художественные изделия средних и больших размеров – вазы, кувшины, панно, скульптурные композиции, керамические игрушки. Несомненное достоинство майолики – это дешевизна и доступность технологии.
Для изготовления терракоты используется то же сырье, что и для майолики. Но терракотовые изделия не покрываются ни красками, ни глазурью, поэтому они пропускают воду. Способом терракоты выполняются рельефы, панно, различные скульптурные композиции, украшения.
Самый ходовой товар, изготовленный из керамики – чайная и столовая посуда, декоративные изделия. Здесь уместен фаянс. Для фаянсовой керамики характерна тонкая, мелкопористая структура черепка. На изготовление изделий из фаянса идет так называемое беложгущееся глиняное сырье, которое без добавления примесей и без окрашивания дает черепок белого цвета. Фаянсовая керамика декорируется глазурными красками.
Одна из разновидностей фаянса – фаянсовая майолика, близкая по прочности и устойчивости к фаянсу. В то же время она обладает всеми декоративными преимуществами майолики.
Восхитительный фарфор относится к тонкой керамике и отличается полупрозрачным черепком белого цвета. Изделия из фарфора не требуют применения глазурей, так как фарфор не пропускает воду. Красоту фарфоровым изделиям придают природные качества глины. Для этих изделий не требуются сверхвысокие температуры, это позволяет выполнять эффектные «просвечивающие» композиции, не нуждающиеся в значительном декорировании.
У тонкокаменных изделий черепок на изломе светло-серого или серо-коричневого цвета. Этот вид керамики применяется для изготовления огнеупорных и химически стойких изделий – лабораторной химической посуды, элементов конструкций печей.
Те великолепные керамические изделия, которыми мы любуемся, восхищаемся, по возможности стараемся приобрести, чтобы украсить свой дом – не что иное, как огромный, порой тяжелый труд мастера гончарного искусства, результатами которого мы имеем возможность восхищаться и пользоваться.
Источник: www.rutvet.ru