Богиня ночи у древних греков


Богиня ночи у древних греков

Никта (Никс), греч. — дочь первобыт­ного Хаоса, богиня и персонификация ночи; у римлян ей соответствовала богиня Нокс.

В мифы вошла главным образом благо­даря своим потомкам. От ее союза с богом вечной тьмы Эребом родились Эфир (веч­ный свет) и Гемера (ясный день); позже Никта. населила мир богов и людей менее приятны­ми существами. От бога подземной тьмы Тартара Нйкта родила Танатоса (Смерть) и Гипноса (Сон). Затем от Эреба она родила Харона, перевозчика умерших в загробном мире, и Немесиду, богиню возмездия. Кроме того, из себя самой Никта родила богиню обма­на Апату и богинь насильственной смерти Кер. Согласно некоторым генеалогиям, ее дочерьми были также богини мести Эринии и хранительницы дерева Геры с золотыми яблоками — Геспериды. К людям Никта была благосклоннее многих своих потомков: она умеряла разыгравшиеся страсти, навевала покой и освежала мысль. О Нйкте известно, что она участвовала в битве с мятежными Гиган­тами на стороне олимпийских богов.


статуя никс

Греки и римляне не создавали храмов и статуй богини Никты Изображали ее в виде женщины в темном одеянии, обычно с заку­танным лицом. Такой она предстает перед нами на нескольких вазах, рельефах с над­гробных памятников и на некоторых ”Гига- нтомахиях”, из которых наиболее известна ’’Гигантомахия” с северного фриза Пер­гамского алтаря Зевса (180—160 до н. э., Берлин, Государственные музеи). Как ал­легорическая фигура Н. воскресла в произ­ведениях художников Ренессанса и барокко.

Источник: drevniebogi.ru

Пантеон греческих богов представлен не только сильными и властными богами, но и богинями.

Титаниды – богини второго поколения, шесть сестер:
Мнемосина – богиня, олицетворявшая память; Рея – богиня, мать олемпийских богов; Тейя – первая лунная богиня; Тефида – богиня, дающая жизнь всему существующему; Феба – богиня, кормилица Аполлона, Фемида – богиня правосудия.


Олимпийцы – богини третьего поколения:
Гера – богиня брака и семьи, Афродита – богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости, ремесел и искусства, Артемида – богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, Гестия – богиня домашнего очага и жертвенного огня, Деметра – богиня плодородия и земледелия.

Второстепенные греческие богини:
Селена – богиня Луны; Персефона – богиня царства мертвых и плодородия; Ника – богиня победы; Геба – богиня вечной юности; Эос – богиня утренней зари; Тихе – богиня счастья, случая и удачи; Энио – богиня неистовой войны; Хлорида – богиня цветов и садов; Дике (Фемида) – богиня справедливости, правосудия; Немезида – крылатая богиня мести и воздаяния; Ирида – богиня радуги; Гея – богиня земли.

Подробное описание греческих богинь
Аврора — богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца – Гелиоса и Луны – Селены).
Артемида — дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь.


а никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии – Диана.
Афина — дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина – богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии – Минерва
Афродита — дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она – богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии – Венера.
Венера — в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.
Геката — богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
Грации — в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии – Хариты.
Диана — в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.
Ирида — олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми.

о вестница Зевса и Геры и служительница последней.
Кибела — дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.
Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.
Мнемозина — в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.
Мойры — Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.
Музы — богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.
Немезида — богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.
Персефона — дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их.

римской мифологии – Прозерпина.
Рея — в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.
Тефида — одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.
Фемида — богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры.
Хариты — дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").
Эвмениды — милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.
Эринии — дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии – Фурии

Источник: AzaltaMagua.ru

Бог Сон и бог Смерть, сыновья богини Ночи


Богиня Ночь и ее дети. — Опрокинутый факел бога смерти. — Сизиф побеждает бога смерти. — Самопожертвование Алкесты. — Геракл — победитель смерти. — Античные похоронные церемонии. — Гробницы и надгробные памятники античности. — Отправление теней умерших в Аид.

 


Богиня Ночь и ее дети

Богиня Ночь, мать богов-близнецов Сна и Смерти, обитает в стране, которую солнце никогда не освещает своими лучами. «Никогда в этой стране петух не возвещает о возвращении зари. Никогда собаки и гуси, охраняющие вход в дома, не нарушают своим криком тишины, царящей в этой стране» (из Овидия).

Безмолвие природы увеличивается вместе с темнотой по мере ее приближения; вода в ручьях перестает журчать; ветер не шелестит больше листьями и ветками, и вскоре появляется пещера, обиталище печальной и мрачной богини Ночи.

Античное искусство редко изображало Ночь, хотя на ларце Кипсела богиня Ночь представлена держащею в руках своих детей — Сон и Смерть.

Датский скульптор Торвальдсен изобразил богиню Ночь летящей в пространстве с двумя детьми на руках; сова сопровождает Ночь.

Самое совершенное изображение богини Ночи изваял, бесспорно, Микеланджело для гробницы Медичи.


Бог Сон изображается всегда с жезлом в руке: посредством этого жезла он усыпляет. Сыновья бога Сна — обманчивые сновидения; главный из них, Морфей, представляется почти всегда на памятниках искусства в виде бородатого старца с цветком мака в руке.

 


Опрокинутый факел бога смерти

Бог смерти, сын Ночи, обитает подле своего брата Сна, но бог Сон — друг смертных, он мирно ходит посреди них на земле, — а бог смерти не знает пощады, у него жестокое, ледяное сердце.

Бог смерти никогда не выпускает несчастного, раз захваченного им, он ненавистен даже бессмертным богам (Гесиод). Покрытый черными одеждами, бог смерти движется среди людей, отрезывая локон у умирающих и принося его в жертву богу Аида; бог смерти пьет кровь жертв, приносимых в память умерших (Еврипид).

Несмотря на страшные описания античных поэтов, бог смерти является в античном искусстве далеко не в таком страшном виде, какой ему придают в средние века. Античный бог смерти большей частью изображается в виде спящего юноши с опрокинутым факелом. Таким бог смерти изображен на многих античных саркофагах. Впрочем, на древнегреческих памятниках искусства зачастую очень трудно отличить бога смерти от бога сна, и часто их изображают вместе. Прекрасная статуя в Лувре, известная под названием «Гений вечного покоя», может изображать одного или другого из божественных братьев.

Сизиф побеждает бога смерти

Несмотря на свое могущество, бог смерти бывал, согласно мифам Древней Греции, побежден, — например, разбойником Сизифом. Зевс, желая покарать разбойника Сизифа за все его злодейства, послал к нему бога смерти, но Сизиф ухитрился заключить бога смерти в оковы, так что на земле перестали умирать. Боги не могли долго терпеть подобного нарушения раз уже заведенного порядка и послали на землю бога Ареса (Марса), победившего Сизифа и ввергшего его в Аид.


 


Самопожертвование Алкесты

Греческий миф об Алкесте [форма имени Алкеста — из латыни, форма Алкестида больше соответствует древнегреческому слову] указывает на то, что древние греки веровали в возможность отдать свою жизнь богу cмерти взамен жизни любимого человека.

Адмет, царь города Фер в Фессалии, был любимцем Аполлона, упросившего Мойр, чтобы они, когда наступит смертный час Адмета, согласились взять взамен его ту особу, которая захочет пожертвовать собой ради него.

Адмет рассчитывал, что отец его принесет ему такую жертву, но ни отец, ни мать Адмета не захотели умирать, все еще любя жизнь. Алкеста, жена Адмета, сама вызвалась умереть за него. Адмет с радостью принял это самопожертвование, и Алкеста, собрав вокруг себя своих детей, высказала им и мужу свою последнюю волю.

Речь Алкесты, образец супружеской и материнской любви, начинается, по Еврипиду, следующими словами: «Слушай, Адмет, полная нежной почтительности к тебе и жертвуя своей жизнью для того, чтобы ты мог наслаждаться дневным светилом, я умираю за тебя, тогда как я могла бы жить, избрать себе нового супруга среди фессалийцев и обитать во дворце, окруженная царскими почестями.


я не захотела жить в разлуке с тобой, видеть твоих детей сиротами, я не пощадила себя во цвете моей молодости, которой я могла бы еще долго наслаждаться, а между тем твои родители не захотели этой жертвы для тебя, хотя они достаточно пожили для того, чтобы умереть без сожаления, и это было бы так великодушно с их стороны — спасти сына, умерев за него. Ты ведь их единственное дитя, и — умри ты — у них даже не останется надежды иметь когда-либо другое. И я бы тогда осталась жива, и ты не должен был бы проводить остаток твоих дней в сожалениях об умершей жене и охранять детей-сирот. Но Рок захотел, чтобы так все произошло, да исполнится его воля! Ты же, в свою очередь, принеси мне жертву, не равную моей, о нет, я бы такой никогда не попросила у тебя, потому что ничего нет драгоценнее жизни, но та жертва, которую я прошу, справедлива, и ты сам признаешь, что я вправе ее просить».

Алкеста просит Адмета не давать детям мачехи, которая, по мнению Алкесты, всегда бывает жестока, как ехидна. Затем Алкеста прощается со всеми, не забывая самых последних слуг и рабов, и испускает дух среди плача и стенания всех окружающих ее.

Только после смерти Алкесты сознал Адмет всю низость своего поступка, и грусть одиночества заставила его излиться в следующих словах: «О стены моего дворца, как войду я в него! Как после такой ужасной перемены продолжать обитать в нем! Увы, какая разница! Когда-то я входил в этот дворец при свете факелов, принесенных с вершин Пелиона (гора в Фессалии), при звуках свадебных песен, держа за руку мою возлюбленную супругу, сопровождаемый толпой друзей, громко поздравлявших ту, которой уже нет.


теперь вместо свадебных песен раздаются плач и жалобы, вместо белых пеплосов меня сопровождают мрачные траурные одежды в наш брачный покой, к моему одинокому ложу. Откуда мне взять сил вернуться опять в этот дворец? К кому обращусь я с моими вопросами и чей голос ответит мне? А что ждет меня вне стен моего дворца! Вид женщин будет внушать мне ужас, у меня не хватит мужества смотреть в лицо подругам несчастной Алкесты. Мои враги скажут про меня: “Смотрите, вот человек, который постыдно влачит свою жизнь, у него не хватило мужества умереть, он послал свою жену на смерть, чтобы самому подло скрыться от Плутона, и он считает себя мужчиной!”» (Еврипид, «Алкеста»).

 


Геракл — победитель смерти

В то время как Адмет предавался своему горю, Геракл, отправляясь совершать свои подвиги, пришел просить у него приюта.

Гостеприимство считалось священным долгом, и Адмет, не желая опечаливать своего гостя, приказал скрыть от Геракла, какое несчастье только что посетило его дом.

Гераклу приготовили обильный пир, и он, увенчавшись по обычаю цветами, принялся за него, весело распевая застольные песни. Так как Геракл пил чистое вино без примеси воды, то вскоре веселость Геракла стала такой шумной, что слуги Адмета, несмотря на запрещение, рассказали герою, в какой траур погружен дом, так гостеприимно открывший ему двери.

Пристыженный Геракл сбросил с себя цветы и праздничную одежду и спросил, по какой дороге должно пройти погребальное шествие. Отправившись по ней, Геракл пришел к могиле, предназначенной для Алкесты. В ту минуту, когда бог смерти уже хотел взять свою жертву и унести ее в свое мрачное жилище, Геракл вступил с ним в бой и отбил у него Алкесту, которую привел к Адмету.

Живопись, сохранившаяся на стене одного из домов в Геркулануме, изображает Геракла возвращающим Алкесту ее мужу Адмету. На многих памятниках античного искусства представлен этот миф; из новейших известна прекрасная картина Жана Реньо, но художник впал в большую ошибку, которую бы никогда не сделал художник античности: он изобразил Алкесту обнаженной, тогда как тела умерших у древних греков одевались в белую одежду (род савана).

 


Античные похоронные церемонии

Лишь только в древнегреческом доме умирал кто-нибудь, тотчас же там раздавались крики и рыдания, и все присутствующие, подняв руки кверху, ударяли одну о другую.

В трагедии Еврипида «Алкеста» хор поет: «Слышит ли кто-нибудь там, внутри, стоны и рыдания? Раздаются ли удары рук, которые должны означать, что все кончено?» А дальше хор прибавляет: «Я не вижу сосуда с водой очищающей, который должен по обычаю стоять у дверей, где царит смерть; не видно отрезанных волос в знак траура и не слышно шума от ударов рук».

Сосуд, о котором здесь идет речь, обыкновенно глиняный, разрисованный, должен был быть наполнен водой, непременно взятой из другого дома: она служила для омовения рук посетителей, и этим как бы очищались все прикоснувшиеся к трупу.

Найденные в гробницах и на гробницах античные фрески изображают похоронные процессии и церемонии, в которых обязательно участвуют наемные плакальщицы или флейтистки. На этих же фресках изображены разные сосуды и домашняя утварь, которые дарят покойнику друзья; воспроизведены также и пиры в честь умерших.

Часто даже учреждались в память умерших общественные игры, например, Немейские игры в честь Архемора. Сохранилась древнегреческая ваза, на которой изображены эти игры и умерший Архемор.

 


Гробницы и надгробные памятники античности

Античные народы не находили неприятным вид гробниц и надгробных памятников, — напротив, их помещали на видных местах, и они служили украшением городов. В Греции так же, как и в Италии, находят развалины этих могил и памятников на самых торных дорогах.

Скульптурные произведения или живописные, украшавшие надгробные памятники античности, большею частью изображали те представления, которые были у народа, о другой жизни. Часто встречаемые на античных саркофагах вакхические маски должны были напоминать, что вся человеческая жизнь — это роль, которую каждый должен исполнять во время своего земного существования. Трагическая маска, помещенная рядом с комической, указывала на то, что вся жизнь человека есть смесь горя и радости. Изображение битв говорило о той борьбе, которую должен был выдерживать покойный, борясь с добром и злом, и добрые и злые духи принимали в ней участие.

Иногда же причина смерти изображалась в античном искусстве намеками, например:

  • бог Аполлон и богиня Артемида (Диана), поражающие стрелами детей Ниобы, должны были представлять внезапную смерть;
  • похищение Прозерпины (Персефоны) означало, что молодая девушка слишком рано сделалась жертвой смерти;
  • похищение Ганимеда объясняло раннюю смерть юноши.

Сохранились многие надписи на гробницах (эпитафии); одна из них гласит следующее: «Пепел прелестной Тинос покоится в этой могиле. Жестокие Парки перерезали нити ее жизни, прежде чем Гименей зажег для нее свой факел. Все ее подруги мужественно отрезали в знак печали свои прекрасные волосы».

Иногда надгробная надпись является как бы советом для живых: «Чужестранец, сиракузец Ортон советует тебе не позволять зимней ночи захватывать тебя пьяным на дороге: это было причиной моей смерти, и вот почему я, вместо того чтобы покоиться в родной земле, похоронен здесь, в стране чужой».

Шутливая эпитафия иногда содержит в себе сожаление о том, что умерший вообще жил: «Мое имя — Дионисий из Тарса, и я покоюсь здесь, прожив шестьдесят лет. Я никогда не был женат и был бы благодарен богам, если б отец мой поступил точно так же».

 


Отправление теней умерших в Аид

На одной из античных гробниц изображена сцена отправления теней умерших в царство бога Плутона (Аид). В верхней части композиции на колеснице, везомой двумя крылатыми гениями, из которых один белый, другой черный, сидит закутанный в белое покрывало умерший; позади колесницы идет бескрылый белый гений; в нижней части композиции идут тени умерших, неся в руках инструменты своих профессий; их сопровождают также белые и черные гении. Ни один из мифов Древней Греции не объясняет присутствия этих гениев; существует только предположение, что белые гении распределяли награды, а черные — наказания.

Вера в то, что умерший, отправляясь в страну теней, мог доставлять раньше ушедшим туда известия о живых, была сильно распространена в античности; древние греки и римляне верили даже в то, что умершие могли при случае исполнять различные поручения.

 



Прежде: Судьба, или Рок

Содержание книги

Далее: Царство мертвых бога Аида

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Источник: zaumnik.ru

Артемида

Не все греческие богини могут похвастаться таким гармоничным сплетением хрупкости и грации с решительным и жестким характером, как Артемида. Она родилась на острове Делос от брака могущественного Зевса и богини Лето. Братом-близнецом Артемиды был лучезарный Аполлон. Девушка прославилась как богиня охоты и покровительница всего, что растет в лесах и полях. Смелая девица не расставалась с луком и стрелами, а также с острым копьем. В охоте ей не было равных: ни быстрый олень, ни пугливая лань, ни разъяренный кабан не могли скрыться от ловкой богини. Когда шла охота, лес наполняли смех и веселые крики вечных спутниц Артемиды – речных нимф.

Утомившись, богиня направлялась в священные Дельфы к брату и под великолепные звуки его арфы танцевала с музами, а потом отдыхала в заросших зеленью прохладных гротах. Артемида была девственницей и свято хранила свое целомудрие. Но она тем не менее, как и многие греческие богини, благословляла супружество и деторождение. Символы – лань, кипарис, медведь. В римской мифологии Артемиде соответствовала Диана.

Афина

Рождение ее сопровождалось фантастическими событиями. Все началось с того, что Громовержцу Зевсу сообщили: у него от богини разума Метиды родятся двое детей, один из которых свергнет правителя. Зевс не придумал ничего лучше, как усыпить супругу ласковыми речами и, спящую, проглотить. Через какое-то время бог почувствовал мучительную головную боль и приказал сыну Гефесту разрубить ему голову, надеясь получить избавление. Гефест размахнулся и рассек голову Зевса – и оттуда в сверкающем шлеме, с копьем и щитом вышла божественная Афина Паллада. Воинственный клич ее потряс Олимп. До сей поры не знала греческая мифология богини столь величественной и искренней.

Могучая воительница стала покровительницей справедливых баталий, а также государств, наук, ремесел. Многие герои Греции побеждали благодаря советам Афины. Молодые девушки особенно чтили ее, потому что она обучала их искусству рукоделия. Символы Афины Паллады – оливковая веточка и мудрая сова. В латинской мифологии она называется Минервой.

Атропос

Одна из трех сестер – богинь судьбы. Клото прядет нить человеческой жизни, Лахесис пристально наблюдает за течением судеб, а Атропос безжалостно перерезает нити человеческой судьбы, когда срок жизни конкретного землянина считает законченным. Имя ее переводится как «неотвратимая». В древнеримской мифологии, в которой греческие богини имеют латинские аналоги, она зовется Мортой.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица – греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа – Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность – творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот – сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты – дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Геба

Она была дочерью Геры и Зевса, сестрой кровожадного бога войны Ареса. По традиции считается богиней юности. В Риме ее зовут Ювентой. Прилагательное «ювенальный» и сегодня часто используется для определения всего, что связано с юношеским и отроческим. На Олимпе Геба была главным виночерпием, пока на ее место не заступил сын троянского царя Ганимед. В скульптурных и живописных изображениях девушка часто изображена с золотым кубком, наполненным нектаром. Богиня Геба олицетворяет юношеское процветание стран и государств. Согласно мифам, ее отдали замуж за Геракла. Они стали родителями Алексиариса и Аникет, считавшимися покровителями молодежи и спорта. Священное дерево Гебы – кипарис. Если раб входил в храм этой богини, ему сразу даровали свободу.

Гемера

Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.

Гея

Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес. А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея – мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах. В Риме ей соответствует богиня Теллус.

Гера

Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом. Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией. По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги – Ирида.

Гестия

Она тоже была дочерью Кроноса и Реи. Гестия – богиня семейного очага и жертвенного огня – была не тщеславна. По праву рождения она занимала одно из двенадцати главных мест на Олимпе, но ее потеснил бог вина Дионис. Гестия не стала отстаивать права, а тихо отошла в сторону. Она не любила ни войн, ни охоты, ни любовных интриг. Прекраснейшие боги Аполлон и Посейдон добивались ее руки, но она предпочла остаться незамужней. Люди чтили эту богиню и приносили ей жертвы перед началом каждого священнодействия. В Риме она звалась Вестой.

Деметра

Богиня доброго плодородия, пережившая личную трагедию, когда подземный бог Аид влюбился и похитил дочь Деметры Персефону. Пока мать искала дочку, жизнь замерла, листья повяли и облетели, трава и цветы засохли, нивы и виноградники погибли и опустели. Видя все это, Зевс приказал Аиду отпустить Персефону на землю. Тот не мог ослушаться могущественного брата, но попросил хотя бы треть года проводить с женой в подземном царстве. Деметра обрадовалась возвращению дочери – всюду сразу зацвели сады, заколосились нивы. Но каждый раз, когда Персефона покидала землю, богиня снова впадала в печаль – и начиналась лютая зима. В римской мифологии Деметре соответствует богиня Церера.

Ирида

Греческая богиня радуги, о которой уже упоминалось. По представлениям древних, радуга была ничем иным, как мостом, соединяющим землю с небом. Ириду по традиции изображали златокрылой девушкой, а в руках она держала чашу с дождевой водой. Главной обязанностью этой богини было разносить вести. Это она делала с молниеносной быстротой. По легенде, она была женой бога ветра Зефира. По имени Ириды называется цветок ирис, поражающий игрой цветовых оттенков. Также от ее имени происходит название химического элемента иридия, соединения которого тоже отличаются многообразием цветовых тонов.

Никта

Это греческая богиня ночи. Она родилась из Хаоса и была матерью Эфира, Гемеры и мойр, богинь судьбы. Также Никта породила Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида, и богиню мести Немезиду. В целом Никта связана со всем, что стоит на грани жизни и смерти и заключает в себе тайну бытия.

Мнемосина

Дочь Геи и Урана, богиня, олицетворяющая память. От Зевса, который соблазнил ее, перевоплотившись в пастуха, родила девять муз, отвечавших за роды и виды искусств. В ее честь назвали источник, дарящий память вопреки роднику забвения, за который отвечает Лета. Считается, что Мнемосина владеет даром всезнания.

Фемида

Богиня закона и правосудия. Она родилась у Урана и Геи, была второй супругой Зевса и передавала богам и людям его повеления. Фемида изображается с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках, олицетворяя беспристрастный справедливый суд и возмездие за преступления. Она по сей день символизирует правовые организации и нормы. В Риме Фемиду называли Юстицией. Как и другие греческие богини, она обладала даром вносить порядок в мир вещей и природу.

Эос

Сестра Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, Эос – покровительница утренней зари. Каждое утро она поднимается из океана и летит на своей колеснице по небосклону, заставляя солнце просыпаться, и разбрасывает на землю горсти алмазных капелек росы. Поэты зовут ее «прекраснокудрой, розовоперстой, златотронной», всячески подчеркивая великолепие богини. Согласно мифам, Эос была пылкой и влюбчивой. Алый цвет утренней зари иногда объясняется тем, что она стыдится бурно проведенной ночи.

Вот главные богини, воспетые певцами и мифотворцами Древней Эллады. Мы рассказали только о благодатных богинях, дарящих созидательное начало. Есть и иные персонажи, имена которых связаны с разрушением и горестями, но о них – особый разговор.

Источник: www.syl.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.