Пропилеи афинского акрополя


Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике – «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор, в последствии время его правления будут называть “золотым веком Афин”, а самого Перикла – основателем афинской демократии.


фото памятник Перикла

Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.

Храмы Акрополя

Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а так же великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.

– Пропилеи, священный вход в Акрополь:

Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.

Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 г. до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 г. до н.э. умер Перикл и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.

– Храм Парфенон


фото Храм Парфенон

Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э.  

Парфенон представляет собой периптер с восемью дорическими колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью – по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м, над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, разделенных на две части. Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос – знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.


Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны – изображения гигантов, с северной стороны – сюжеты троянской войны, с западной – амазонки, с южной – битва с кентаврами.

На двух фронтонах изображались мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне – спор между Афиной и Посейдоном.

Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:

♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным

♦ расстояние между колоннами не является одинаковым

♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще

Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.

– Храм Ники Аптерос

фото Храм Ники Аптерос


Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.

Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники – победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.

– Храм Эрехтейон

фото Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином, во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие – Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон  расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса


Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.

Афинский Акрополь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: www.thisgreece.ru

Парадный проход (проезд) в Афинский Акрополь на западной стороне холма, состоящий из главного входа и двух крыльев по бокам от него. Пропилеи были построены в 437-432 годах до н. э. древнегреческим архитектором Мнесиклом. Это выдающийся памятник греческой архитектуры эпохи высокой классики, выполненный в ионическом и дорическом ордере. В турецкий период сооружение было разрушено, в настоящее время ведутся реставрационные работы по его полному восстановлению.

Месторасположение: Акрополь, Афины, периферия Аттика.
Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.

Монументальные Пропилеи были главной частью архитектурного плана всего Акрополя


Монументальные Пропилеи были главной частью архитектурного плана всего Акрополя

Афинские Пропилеи, на месте ворот прежней микенской цитадели, начали возводиться в эпоху правления Перикла и должны были стать воплощением его грандиозного плана по новому строительству всего Акрополя. Однако, до конца это сооружение так и не было завершено.

Пропилеи состоят из классической центральной части — прохода ограниченного стенами — и двух примыкающих крыльев в западной части. Центральная 6-элементная колоннада была выполнена в дорическом ордере, а колоннада боковых крыльев — в ионическом. Такое смешение в одной постройке двух разных ордеров впервые было применено в греческой архитектуре именно в Пропилеях Афинского акрополя. На всем протяжении главного коридора было устроено пять ворот. С севера к парадному входу примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки, а с другой стороны был построен маленький храм Ники Аптерос. Недостроенной осталась южная часть входа в Акрополь, поэтому его современный план лишен классической симметрии. Пропилеи стали первым сложным зданием в Греции, построенным не в виде прямоугольника или цилиндра.


В качестве материала для строительства Пропилей использовался белый пентелийский и серый элевсинский мрамор. Из белого были сделаны колонны, стены сооружения и крыша, а серый применялся в качестве акцента. Потолок прохода был окрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами.

Через этот вход в Акрополь попадал основной поток посетителей, через него в храмы доставлялись жертвенные животные, он также служил для ограничения доступа в верхний город нежелательных гостей — рабов, преступников и врагов Афин.

Функция Пропилей оставалась неизменной вплоть до раннехристианского периода, когда одно из крыльев было преобразовано в церковь. В Средние века Пропилеи были резиденцией франкских правителей и афинских герцогов, а в период османского владычества стали стал штаб-квартирой турецкого гарнизона. Здесь разместился пороховой склад — это и стало причиной разрушения постройки в результате взрыва боеприпасов в 1656 и в 1687 годах.

Первые археологические раскопки состоялись здесь в 1909-1917 годах. Современная же реконструкция Пропилей началась в 1975 году — в результате этих работ было установлено почти 600 тонн каменных блоков, для воссоздания исторического вида постройки ее колоннаду украсили копиями древних ионических капителей. Однако, не меньшее количество обломков еще только предстоит подготовить, очистить и смонтировать.

Интересные факты:

  • Триумфальные арки, часто возводимые в Европе в эпоху классицизма — это прямое архитектурное наследие греческих Пропилей. А Бранденбургские ворота в Берлине и Пропилеи в Мюнхене полностью копируют центральную часть афинских Пропилей.

Пропилеи Афинского акрополя на карте

Источник: www.travel-grc.ru

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева
image001.jpg
Источник: Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.  — Петроград, 1915, вклейка между с. 384—385.

Наиболее изящно об Афинском Акрополе выразился древнегреческий историк Фукидид, которому приписывается выражение «красота, воплощенная в простоте». В Акрополе было создано четыре совершенных произведений античного искусства Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Паллады (не сохранился).

На Афинском Акрополе я был неоднократно. Это одно из немногих неповторимых мест на Земле, к которому можно возвращаться и возвращаться.  Где каждый камень насыщен исторической памятью, кроме тех, которые служители специально насыпают для миллионов туристов,  чтобы они на память не унесли весь исторический холм. Акрополь относится к ландшафтам кристаллизованной пассионарности, насыщенной исторической памятью. По теме:  Философская Ривьера или «Силиконовая долина» античности


Золотой век Эллады или век Перикла в действительности длился всего тридцать – сорок  лет, но и через тысячелетия этот миг в истории человечества  притягивает высокой пассионарностью древних греков, впервые открывших человеческую душу и дух. Это величайшее событие всех времен и народов. Европейский мир родился из идей разума — порождающий идеи человек постепенно становится новым человеком, способным преодолеть конечность природы.

Древняя Греция — не география, а состояние,  достигаемое энергией Ума. В микрокосмосе  исчезнувшей цивилизации навсегда стратифицировалась  исключительная особенность её многомерного коммуникационного пространства (множества упорядоченных, соотнесенных мест). Здесь пересеклись в пространстве и времени крупнейшие энергонасыщенные контактные зоны Земли – природная «суша – море» (МОРЕМАР) и евразийская социокультурная  (ЕВРАМАР). Образовался  Великий Эгейский  океан  многомерного коммуникационного пространства  – средиземноморская  эксцентрированная система, где открытые  внешнему миру  центры (полисы) везде, а периферия  – нигде. Огромный  фронт открытых к внешнему миру  социокультурных рубежей  создавал  высокое напряжение  источников человеческой энергии. Этим объясняется обилие выдающихся личностей  в Древней Греции.


***
Современная греческая столица Афины (свыше 3 млн. жителей, 2011) располагается в исторической области Аттике и является экономическим, культурным и административным центром страны. Город назван в честь богини войны и мудрости Афины, покровительницы  древнегреческого полиса, достигшего  в V веке до н. э. вершины своего развития. С античными Афинами связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы. Эпицентром древнегреческой пассионарности  служит афинский Акрополь.

***
Афинский Акрополь представляет скалистый холм 156-метровой высоты с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину). Первые укрепления и культовые здания  появились здесь ещё задолго до наступления античности. В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) на холме находилась царская резиденция. В VI вв. до н. э. на месте царского дворца был построен храм богини Афины, разрушенный персами в 480 году до н. э. По инициативе афинского стратега  Перикла в 447 году до н. э. на Акрополе началось новое строительство под руководством знаменитого скульптора Фидия.

В V веке новой эры Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (XV век) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, а из блоков разобранного храма Ники Аптерос сложили стену бастиона. В 1687 году венецианцы во время артиллерийского обстрела Акрополя уничтожили центральную часть Парфенона, но поживиться в полной мере не смогли.

Более удачными по сравнению с венецианскими пиратами были «цивилизованные» англичане.  В начале 19 века лорд Элджин успешно выломал значительную часть фриза  и вместе со скульптурами вывез в Лондон в свою частную коллекцию. Поэт  Байрон и другие современники обвинили лорда в незаконном грабеже и порче бесценных художественных памятников Эллады. В оправдании лорд утверждал, что спас памятники для человечества от полного уничтожения  местным населением, но, в конце концов, вынужден был продать свою коллекцию Британскому музею, который в свою очередь до настоящего времени отказывается вернуть грекам античные реликвии.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ, в основном в конце XIX века, был восстановлен древний облик Акрополя, ликвидирована вся поздняя застройка, заново выложен храм Ники Аптерос.  Сегодня рельефы и скульптуры храмов находятся в Британском музее (Лондон), Лувре (Париж) и Музее Акрополя, а остававшиеся под открытым небом памятники заменены копиями.

Одна из реконструкций античных Афин в период расцвета
image003.jpg

image005.png

***
Дорога к Акрополю
image007.jpg

Туристов приветствую копии античных мраморных скульптур, подлинники хранятся в музеях.
image009.jpg

Парадный вход на Акрополь — Пропилеи — сооружен в 437—432 гг. до н. э. из белого и серого мрамора. Афинские пропилеи состоят из центрального входа и двух примыкающих крыльев с ионическими колоннами.  С запада примыкают павильоны пинакотеки (помещения для хранения живописных изображений) и библиотеки, которые вместе с расположенным на склоне холма храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения. В 2009 году завершён семилетний  проект реконструкции и восстановления Пропилеи Афинского Акрополя стоимостью в  € 6,5 млн.
image011.jpg

В центре дорические колонны стилистически перекликаются с колоннами Парфенона.
image013.jpg

Мраморный храм Ники Аптерос (бескрылой победы) на Акрополе считают самым странным сооружением Акрополя из-за ворот с тыльной части здания. Храм выполнен в 427—424 годах до н. э. в модном в античное время ионическом стиле. Воздушность храма подчёркивают стройные колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения богов с Олимпа и эпизодов греко-персидских войн.  В XIX веке во время раскопок археологи нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.
image015.jpg

Парфенон как всегда в строительных лесах
image017.jpg

Храм Эрехтейон
image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

Подкоп (?) с южной части холма Акрополя
image025.jpg

Греческий флаг на Акрополе
image027.jpg

В ночь на 31 мая 1941 года греческий подпольщик  Манолис Глезос (1922 г. рождения) вместе с товарищем забрался на Акрополь и сорвал установленный  нацистский флаг со свастикой. Это был первый акт сопротивления нацистским оккупантам в Греции, поднявший многих греков на борьбу. За этот подвиг Шарль де Голль назвал Глезоса «первым партизаном Второй мировой войны». В общей сложности Глезос провёл в заключении за свои убеждения 16 лет, четырежды приговаривался к смертной казни В современной Греции политический деятель и писатель Глезос  является символом антифашистского движения. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
image029.jpg

***
В 2009 году в Афинах открылся Новый музей Акрополя. Это один из самых современных музеев в мире должен обеспечить сохранность античных мраморных скульптур. Британский музей выдвинул грекам предложение вернуть оригиналы как музейный заем и при условии признания англичан их законным владельцем. Греция отвергла это предложение, поскольку его принятие означало бы прощение факта кражи мраморных скульптур более двухсот лет назад. Во время церемонии открытия музея  Ватикан возвратил Греции фрагмент метол Парфенона, вывезенный в прошлом в Рим.

Музей Акрополя. Макет реконструкции античных Афин
image031.jpg

Макет Акрополь после «золотого века»
image033.jpg

Макет реконструкции Акрополя и окрестностей в римскую эпоху. Между театрами Деониса и Одеоном Геродота Аттика располагалась двухэтажная стоя Эвмена — длинная галерея-портик с мраморными колонами. Она предназначалась для  комфортных прогулок афинян, особенно во время жаркой погоды. Отсюда вероятно пошла традиция пешеходных прогулочных улиц в совеменных городах.
image035.jpg

Акрополь при турках 1500 год
image037.jpg

Подлинники скульптур Кариатид с портика храма Эрехтейона на афинском Акрополе, где скульптуры заменены на копии. В древнегреческом зодчестве  статуи кариатид изображали одетых женщины, заменяющих колонну или пилястру.
image039.jpg

Геракл и Тритон. VI в. до н. э. Известняк. Афины. Музей Акрополя.
image041.jpg

image043.jpg

Древнегреческий спортсмен на старте Олимпийских игр
image045.jpg

В ходе археологических раскопок на территории вокруг музея были обнаружены крупные части древнего афинского поселения (1-7 век н.э.). Эти раскопки сохранены и вошли в экспозицию музея.
image047.jpg

***
Упорно расселяясь, греки нигде не ассимилировались, сохраняя свою «почвенность» и образуя  рубежные  субкультуры только на основе  заимствований  в материально-практической сфере.  Как отмечал философ Мераб Мамардашвили, при отсутствии национального государства, греки не были территориально  объединены. Важным фактором культуры, где греки становились  греками, была политико-мифологическая  география  эпического  топоса «Илиады», которая, передвигаясь по реальному  географическому  пространству, создавала  коммуникационную природу  высоких напряжений человеческой энергии.

Политическим строем античных Афин была не просто демократия, а рабовладельческая демократия, о чем часто предпочитают  умалчивать на современном Западе. Не могут быть все счастливыми  и богатыми без армии рабов, черных, желтых и белых гастарбайтеров. Поэтому понятна одна из причин современной русофобии американской элиты.  В девяностые годы, так называемая  демократическая Россия, предав своих союзников и русских в ближнем зарубежье, сама решила стать частью «богатого пуза Запада». Но когда произошло частичное отрезвление, и страна отказалась от участи сырьевого придатка Запада, сохранила статус ядерной сверхдержавы,  началась крупномасштабная информационная война  государств «правильной» демократии против России.

Источник: dergachev-va.livejournal.com

акропольАкрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

 

акрополь

 

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

 

акрополь

 

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

 

акрополь

 

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

 

акрополь

 

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

 

акрополь

 

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

 

акрополь

 

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен  архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

 

акрополь

 

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.

 

акрополь

 

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

 

акрополь

 

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь  бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

 

акрополь

 

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

 

акрополь

 

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

 

акрополь

 

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II  Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

 

акрополь

 

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

 

акрополь

 

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

 

акрополь

 

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и  Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил  свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор  Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

 

акрополь

 

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

 

акрополь

 

Источник: design-fly.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.