Метопы храма зевса в олимпии


Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе. В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Метопы храма зевса в олимпии

Величие греческой архитектуры

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.


Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.

Метопы храма зевса в олимпии

Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр, которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.


Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.

Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии

Архитектурные достопримечательности


Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.

Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии


Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии

Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.

Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии

Как добраться до Храма Зевса в Олимпии


Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.


Автобусы из Патр

Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.

Поездка на авто

Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.

Храм Зевса в Олимпии на карте Греции

Для наглядного ориентирования предлагаем вашему вниманию карту, на которой отмечено местоположение храма. К слову, будьте внимательны при поиске удобного маршрута, так как часто возникает все та же путаница между храмом Зевса Олимпийского в Афинах и археологическим комплексом в Олимпии.

Условия посещения Олимпии


Посетить древнее святилище и обозреть храм Зевса и другие памятники религиозного культа может каждый желающий.

В археологическом парке сохранился 21 фрагмент античного комплекса, в том числе фронтонные скульптуры и изваяния. На территории расположено 3 музея: археологический, исторический и музей Олимпийских игр. В отличие от афинской версии храма Зевса, в Олимпии недостатка в достопримечательностях нет. Чтобы не упустить ничего интересного лучше запланировать пребывание на 2 дня, тем более что в городке расположено много уютных гостиниц.

Часы работы

Руины античных зданий и дворца Зевса в археологическом комплексе Олимпии доступны для посещения ежедневно.

Режим работы заведения корректируется в зависимости от сезона. С мая по октябрь ворота комплекса открыты с 8:30 до 19:00. В зимний период (ноябрь-апрель) рабочий день сокращается на два часа: с 8:30 до 17:00. В выходные дни музей работает до 15:00.

Несмотря на указанный график, обычно новых посетителей не впускают на территорию уже за 2-3 часа до закрытия. Этот момент особенно важно учитывать путешественникам, приезжающим на один день из других городов.


Стоимость билетов

С 2016 года чтобы оказаться за стеной, ограждающей раскопки древнего святилища, необходимо приобретать комплексный билет на посещение парка. Заплатив 12 евро, туристы могут осмотреть храм Зевса и руины древних алтарей, погулять по территории и ознакомиться с экспонатами всех трех музеев. Для обладателей льгот цена прохода снизится ровно вдвое – до 6 евро.

В особые дни вход на территорию свободный. Бесплатно ознакомиться с наследием античности можно в следующие даты:

  • 18 мая (День музеев);
  • Последние выходные сентября (Дни европейского наследия);
  • Первое воскресенье месяца (только с 1 ноября по 31 марта);
  • 6 марта (День памяти Мелина Меркури)
  • 18 апреля (День памятников).

Храм Зевса в Олимпии – один из лучших представителей классической греческой архитектуры. Даже по дошедшим до нас фрагментам видно величие античного сооружения и кропотливая работа архитектора и скульпторов.

Источник: dzadziki.com


Topic: 15. Святилище Зевса в Олимпии

15. Святилище Зевса в Олимпии. Архитектура. Фронтоны и метопы Храма Зевса. Ника Пеония

Прославленным сооружением второй четверти V века до н. э. был созданный зодчим Либоном из Элиды храм Зевса в святилище Олимпии. Архитектор выстроил его из известняка, покрытого затем мраморной штукатуркой, но, как и в эгинском храме, скульптуры фронтонов, а также метопы и черепица, по сообщению Павсания, были мраморными. Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 г. до н. э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Пелопоннеса. Храм почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид может быть достаточно точно реконструирован.

Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей. Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах.

Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. За наружной колоннадой над портиками пронаоса и опистодома на метопах триглифного фриза были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе.


жеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н. э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.

Строители богато украсили храм Зевса. Раскраска архитектурных деталей, скульптуры фронтонов, рельефы метоп, мозаика на полу делали его выдающимся памятником искусства. Статуя Зевса для целлы, исполненная Фидием из золота и слоновой кости, к сожалению, не дошла до нашего времени и лишь изображения на монетах могут дать представление о произведении, воспетом многими поэтами Эллады, в том числе Филиппом, писавшим: “Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?”.

Зевс — верховный бог греков, отец и царь всех богов, сын Кроноса и – Реи. (в риме Юпитер) Кроносу было предсказано, что он погибнет от руки одного из своих сыновей. Когда рождались дети, Рея приносила младенцев Кроносу, и тот безжалостно проглатывал их. И тогда она решила спасти своего последнего ребенка; по совету родителей. Урана и Геи, она удалилась на остров Крит и там родила Зевса, а в назначенный день принесла Кроносу камень, который запеленала, как ребенка, и Кронос его проглотил. Затем Зевс начал борьбу с отцом.

После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону — море, Аиду —подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению — Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон, Афина, музы.

     Зевс — отец не только многих богов: Аполлона, Афины, Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла, Персея, Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры.

Здание храма Зевса Олимпийского, облицованное мраморной штукатуркой, сияло под лучами ослепительного южного солнца. Когда посетитель поднимался по пологому пандусу в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол. Огромные бронзовые двери (около 10 метров высотой ), открытые настежь, вели в зал, который двойным рядом колонн разделялся на 3 части. В глубине храма возвышалась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из семи чудес света древнего мира. В Греции несчастным считали того человека, который не имел возможности повидать это гениальное творение Фидия. Глазам входящего в центральный зал статуя Зевса открывалась не сразу. Ее скрывал великолепный пурпурный занавес, расшитый богатыми ассирийскими узорами По словам Павсания, этот занавес не поднимался кверху на потолок, а на тонких шнурах опускался на пол. Статую Зевса открывали в определенные часы днем и опускали занавес ночью. На великолепном, богато украшенном троне сидел «царь богов и людей». Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя – закутана в роскошный плащ. В одной руке божество держало статую Ники, в другой жезл, увенчанный изображением орла – священной птицы Зевса. Голову бога украшал венец из масличных ветвей. Концы его повязки падали на плечи божества. Учеников Фидия, работавших вместе с ним над колоссальной статуей, смущали ее огромные размеры. Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма. Зевс, сидящий на троне, почти касался головой потолка, его высота достигала примерно 17 метров. Если бы его гигантскую фигуру выпрямили во весь рост, то он намного превысил бы высоту самого храма.

И эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике. Из ярко сверкающего золота были сделаны одежда, драгоценный кованый венец, ленты повязки на голове Зевса, золотыми были одежда и победный венок Ники в Зевсовой руке. Мастера-чеканщики украсили золотые пластины искусными вставками-инкрустациями. Изображениями звезд, цветов лилии, различных животных была словно заткана золотая поверхность плаща. Туловище и голова Зевса, фигурка Ники были из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса.

Для изготовления статуи по хрисоэлефантинной технике необходима была тщательная и кропотливая работа. Основа фигуры вырезалась из дерева, а сверху на те части тела, которые по замыслу Фидия оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости. 
     Необходимо было рассчитать величину, малейший изгиб поверхности; требовалось большое искусство, чтобы подогнать пластинки одна к другой так, чтобы едва были заметны швы. Слоновая кость была не только драгоценным и хрупким, но и капризным материалом. Она боялась чрезмерной сухости и сырости, на ней появлялись трещины, пластины начинали коробиться, теряли форму. В Олимпии, где местность была болотистой и сырой, для предохранения от сырости статую Зевса необходимо было смазывать оливковым маслом. 
Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Высокую спинку, подлокотники, подножие трона украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь.

Не случайно все те, кому посчастливилось увидеть Зевса, утверждали, что пред ними представало не изображение бога, а само божество. Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придавал божеству Фидий. От Зевса исходило необычное обаяние, ощущение покоя, бесконечной мудрости и доброты.

И то же время отпечаток божественной мощи лежал на всей фигуре Зевса. Фидий долго обдумывал облик божества. Благодаря своей огромной величине статуя, занимавшая почти третью часть внутреннего пространства храма, была недостаточно освещена. В греческих храмах основной поток света поступал через дверной проем. Окон в стенах храма греческие архитекторы не делали. Голова Зевса, почти достигавшая потолка зала, находилась в тени и проигрывала от недостатка света. Фидий долго искал различные способы, для того чтобы сосредоточить поток света на всей статуе; он экспериментировал с различными перегородками в промежутках между колоннами внутреннего зала, но достичь желаемого – равномерного освещения всей фигуры божества – ему никак не удавалось. Однако в результате длительных раздумий и поисков Фидию удалось остроумно и практично разрешить этот сложный вопрос.

Перед постаментом статуи Зевса пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем. Этот камень Фидий уже дважды использовал для своих работ – из него он сделал пьедестал для бронзовой статуи Афины-Воительницы, стоявшей перед Парфеноном и постамент алтаря в Дельфах. Теперь Фидий велел вырубить в этом синем камне прямоугольное углубление для бассейна, в который был налит состав с оливковым маслом, предохраняющим статую из слоновой кости от губительной сырости. Темная маслянистая поверхность жидкости в темном бассейне прекрасно отражала падающий на нее из дверей поток света. Отраженные темной, гладкой поверхностью лучи шли вверх и освещали великолепную голову Зевса, его мощные плечи, ниспадающие ленты венца, складки богато украшенного плаща. Паломникам, не знавшим об этом оптическом фокусе, остроумно примененном Фидием, казалось, что изображение Зевса само излучает божественный свет. 
     Статуя Зевса сама по себе представляла огромную ценность.

     Кроме того, в храм Зевса стекались огромные пожертвования от различных городов Греции и отдельных лиц. Так, один из полководцев принес в дар Зевсу 101 щит, сделанный из золота, захваченного в качестве военной добычи. Эти щиты были помещены на карнизе храма. Коринфский тиран Кипсел поднес в дар храму статую Зевса из чистого золота. Воевавшие между собой государства часто уделяли десятую часть трофеев святилищу Зевса в Олимпии. Богатых пожертвований храм получал столько, что в в северной части Альтиса были выстроены особые здания – сокровищницы для хранения богатых даров. Эти небольшие здания с двускатной крышей, украшенные портиком с колоннами, были живописно расположены на холмистых склонах. Здесь же возвышался и небольшой дорический храм матери богов, возле которого был расположен целый ряд статуй, изображавших Зевса.

Греческие города-полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из них были Олимпия и Дельфы.

    Олимпия считалась общеэллинским культовым центром с древних времен. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского, происходили в 776 г. до н. э. Они повторялись каждые четыре года. На время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны, и все мужское население устремлялось в Элиду, где на сравнительно небольшом пространстве, у подножья лесистой горы Кронос располагалось святилище (альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса, построенный в 460 г. до н. э. и украшенный скульптором Фидием статуей Зевса. Кроме храма Зевса в святилище было еще несколько храмов, построенных в эпоху эллинизма и ранее. Здесь, же располагался алтарь Зевса, на котором во время Олимпийских игр поддерживали яркий огонь. Против храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик – стоа”Эхо”, неоднократно обновлявшийся и перестраивавшийся. Окруженное этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей-агор.

    Рядом со святилищем располагался стадион, на трибунах которого могли уместиться 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. Кроме стадиона в долине местной речушки Алфея имелся ипподром для конных состязаний.

    Святилище было окружено многочисленными дополнительными спортивными сооружениями: гимнасием, палестрой и т. д. Имелись и здания, связанные с общественной жизнью полиса, например булевтерий. Некоторые из этих сооружений заново были построены в эпоху эллинизма. Собственно город был небольшим. В нем проживали, главным образом, жрецы и судьи, участвовавшие в Олимпийских играх, и рядовое торгово-ремесленное население, также связанное с обслуживанием большого числа прибывавших на игры греков. Следует отметить, что рабы, хотя и использовались для всех тяжёлых работ, не допускались на Олимпийские игры.     Святилище в Олимпии сложилось в эпоху архаики, но в нем уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени. Эти черты заключались в отсутствии жесткой симметрии, в живописном равновесии архитектурных объемов, в гармоническом единстве с окружающей природой и в удивительно найденном масштабе, соразмерном слегка монументализированному, гармонически сложенному человеку.

a_351i.jpg

МЕТОПА храма Зевса в Олимпии
 0.gif

МЕТОПЫ (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

НИКА ПЕОНИЯ , мраморная статуя летящей богини победы (ок. 421 до н. э.). На постаменте сохранилось имя скульптора Пеония из Менда. Найдена в г. Олимпия в 1875.

Источник: istisk.narod.ru

Храм Зевса в Олимпии

В 456 г. до н. э. закончена была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. По своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорийских периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные украшения метоп и фронтонов, а также черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтонах.

Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в стройную систему и разбиты на двенадцать отдельных сцен. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни героя с ее борьбой, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии помещена была сцена убийства немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащего льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драму.

Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо чувства торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги.

В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы выявляется здесь с особой мощью.

Мастерство автора метоп в композиции и в передаче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне спокойных сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронтонов. Восточный фронтон заполнен композицией на тему о состязании Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой в состязание на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же преследовал его и, настигнув, убивал.

Он погубил многих славных героев, пока не явился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а Зевс разрушил молнией самый дом царя. В восточном фронтоне представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию. В центре — Зевс, незримо присутствующий между героями; обратясь в сторону Пелопса, он как бы предвещает ему победу.

Слева от Зевса гордый и самоуверенный Эномай со своей женой Стеропой, справа — Пелопс и Гипподамия, погруженные в думы об ожидающей их судьбе. Далее идут готовые к бегу колесницы, окруженные служанками и конюхами. Среди них вещий старец из дома Эномая. Он один из всех присутствующих, благодаря дару провидения, знает о печальной судьбе, ожидающей царя. В горестном раздумье устремил он взор на своего господина, предчувствуя скорый страшный конец всего его рода и дома.

Углы фронтонов заняты лежащими фигурами юношей, олицетворениями двух протекающих в Олимпии рек — Алфея и Кладея. Как посторонние зрители, с живым любопытством следят они за происходящим. Перед зрителем целая серия фигур, различных по характеру и положению и принимающих различное участие в развертывающейся драме.

В центре главные действующие лица, погруженные в противоречивые чувства, далее второстепенные участники и, наконец, фигуры, олицетворяющие местность. Действие еще не наступило, но исход его ясен. Это чисто полигнотовская концепция, выраженная в скульптурных образах.

Иной характер носит композиция западного фронтона. В ней царствует не внутренняя сосредоточенность перед событием, а само действие — развернувшаяся во всю ширь буйная схватка. Царь лапифов Пирифой пригласил к себе на свадьбу своих сородичей, диких кентавров. На пиру кентавры перепились и набросились на невесту и ее подруг. Разгорелась борьба между лапифами, возглавляемыми Пирифоем и его другом Тесеем, и нарушившими священные обычаи гостеприимства кентаврами.

Бой идет по всей линии. Лапифы сражаются оружием, кентавры царапаются и кусаются. Борющиеся сцепились в группы, полные неистового движения. В углах опять лежащие фигуры зрителей. Две из них — старухи, вероятно матери кентавров, в ужасе взирающие на гибель своих сыновей. Но в схватку вступил Аполлон, светлый бог, неумолимо преследующий всякое беззаконие. Властно простер он свою карающую длань в сторону предводителя кентавров. Для участников боя он невидим, но веление его неотвратимо, как судьба.

Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени считались, на основании данных, сообщаемых Павсанием, скульпторы Ал-камен и Пэоний, уроженец фракийской Менды. Современная критика имеет полное основание сомневаться в правильности указаний Павсания.

Более того, в настоящее время склонны приписать фронтоны не двум, а одному художнику, что вероятно, ибо как метопы, так и оба фронтона, несмотря на кажущееся несходство их общей концепции, овеяны одним и тем же духом подлинного величия и свободного, высокого мастерства.

Источник: maxbooks.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.