Строение древнегреческого храма


Строение древнегреческого храма

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. – 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.


Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры (“Базилика”) в Пестуме, Афины (“Деметры”). Храм Геры (“Базилика”) создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Строение древнегреческого храма

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Строение древнегреческого храма

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры – ранне – классический (590гг. до н.э. – 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции – более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.


Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн – 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке – Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата – ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.


Строение древнегреческого храма

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) – произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза – подвиги Геракла.

Строение древнегреческого храма

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период


Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец – храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Строение древнегреческого храма

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Источник: www.facade-project.ru

Асклепион (Пергам)

Асклепион (Пергам) фото

Фотография Асклепион (Пергам)

Это один из самых известных храмов Пергана. Посвящен Богу врачевания Асклепию. Храм построили в 4 веке до нашей эры. Его несколько раз перестраивали, во время правления римлян к Асклепиону вымостили широкую дорогу, по сторонам которой стояли колонны. Считается, что храм был своеобразной лечебницей и санаторием для больных. Первые раскопки были проведены в 1878 году.

Гекатомпедон


Гекатомпедон фото

Фотография Гекатомпедон

Храм основали в середине 4 века до нашей эры. Он считается старейшим храмом Афинского акрополя, это предшественник Парфенона. Гекатомпедон посвящен богине Афине. Руины храма были обнаружены во время проведения раскопок, в конце 19 века. Сохранились основания двух колонны, много скульптур фронтонных композиций. Сюжеты заимствованы из мифологии.

Герейон (Перахора)

Герейон (Перахора) фото

Фотография Герейон (Перахора)

Это святилище, построенное в честь богини Геры. Дата основания – 800 год до нашей эры. Долгое время, до 146 года до н. э. служило религиозным центром. Герейон состоит из 2 частей, которые были одним святилищем богини. Сохранились остатки дороги, фундаменты зданий, построенных в классический и архаический периоды. У гавани стоит полуразрушенная стоя, недалеко от нее – вытянутый алтарь, руины храма. Ученые, основываясь на данные раскопок, составили карту Герейона.

Драконовы дома


Драконовы дома фото

Фотография Драконовы дома

На юге греческого острова Эвбей найдены остатки 20 крупных зданий. Дома построены методом сухой кладки: массивные каменные блоки ставили друг на друга без использования цементного раствора. Крышами служили крупные плиты из камня. До сих пор не известна дата основания домов. Считается, что дома были посвящены драконам – существам со сверхчеловеческими способностями. Ученые предполагают, что они могли неоднократно перестраиваться. Предположительный период – 5 век до нашей эры.

Парфенон

Парфенон фото

Фотография Парфенон

Это главный храм Древних Афин, посвященный богине Афине. Строительство проводилось по проекту архитекторов Каллистрата и Иктина. Работы проходили с 447 по 438 годы до н. э. План Парфенона был продуманным до мелочей, здание построили в форме дорического периптера – классического античного храма. Во времена Византии его переделали в православный собор Пресвятой Богородицы, а при Османской империи храм Афины сделали мечетью. В 17 веке во время войны Парфенон был обстрелян и сильно пострадал. Сегодня он до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, в нем ведутся восстановительные работы.

Святилище Аполлона Гилата


Святилище Аполлона Гилата фото

Фотография Святилище Аполлона Гилата

Руины расположены недалеко от Куриона – античного города на Кипре. Святилище считалось одним из самых важных на острове. Строения храмового комплекса были возведены в разные периоды времени. Например: Птолемеев храм был построен в 3 веке до н. э, а Римское святилище строилось и в эпоху эллинов, и в 1 веке нашей эры. Храм Аполлона был разрушен землетрясением в 365 году до н. э. Затем сооружения были частично восстановлены и вновь серьезно пострадали от землетрясения в 4 веке нашей эры.

Храм Аполлона в Бассах

Храм Аполлона в Бассах фото


Поселение в Бассах существовало уже в восьмом веке до н. э. Предположительно, в эти же годы был основан храм Аполлона. Святилище неоднократно перестраивалось. Храм, сохранившийся до наших времен, построен в 420 году до н. э. Здание возведено в форме удлиненного периптера. У его основания стоят дорические колонны. Размер святилища небольшой, всего 38,3 м на 14,5 м. Храм хорошо сохранился, серьезные раскопки были проведены в 1836 году, в них участвовал художник Карл Брюллов.

Храм Аполлона в Дидиме

Храм Аполлона в Дидиме фото

Фотография Храм Аполлона в Дидиме

Это крупная постройка, сохранившаяся со времен античности. Согласно легенде на месте храма был рожден Аполлон – сын Зевса. Геродот упоминает, что храм был известен в 7 веке до н. э. Нынешнее святилище, которое частично сохранилось, было построено в 330 году до н. э. по проекту архитектора Пеония Эфесского. Храм состоит из внешней и внутренней колоннады, внутри него расположен дворик, укрывавший пресноводный источник.

Храм Артемиды Гемеры

Святилище посвящено богине Артемиде. Его построили на полуострове Пелопенес. Территориально оно находится в 200 километрах от Афин. Храмовый комплекс представляет собой развалины. Предположительно руины относятся к святилищу, построенному в 3 веке до нашей эры. Хотя первый храм возвели на сто лет раньше. Раскопки святилища Артемиды Гемеры были начаты в 1898 – 1899 году австрийскими археологами.

Храм Артемиды Эфесской


Храм Артемиды Эфесской фото

Его относят к одному из семи чудес, построенных в античном мире. Храм возвели в греческом городе Эфесе. Сегодня эта территория относится к Турции, святилище находится около города Сельчук. Первый храм был сожжен Геростратом, потом его восстановили, но святилище разграбили готы. Затем на его месте была построена христианская церковь, которую тоже разрушили. Следы чуда света были найдены английскими археологами в 1869 году. Сегодня на его месте стоит одна восстановленная колонна.

Храм Афайи

Храм Афайи фото

Фотография Храм Афайи

Святилище посвящено древнегреческой богине Афайе. Находится на острове Эгина. Здание было построено примерно в 500 году до н. э, на месте старого храма Афайи, сгоревшего при пожаре. Сегодня сохранилось 24 колонны (из 34). Западный фронтон украшают скульптуры. Во внутренней части храма стояла статуя богини Афайи, недалеко от нее бассейн, наполненный оливковым маслом. И скульптура, и бассейн к сегодняшнему дню утрачены.

Храм Афины Алеи


Храм Афины Алеи фото

Это один из последних храмов, который построили в стиле дорического ордера (прямоугольника, окруженного колоннами). Святилище считается одним из самых известных храмов богини Афины. Его возвели в 365 году, на месте старого храма, сгоревшего при пожаре. Сегодня на месте храма стоят руины, но археологи смогли найти многие фрагменты святилища.

Храм Гефеста

Храм Гефеста фото

Фотография Храм Гефеста

Святилище было построено в Древних Афинах, с западной стороны Афинской Агоры. Храм был основан в 460 – 420 годах до н. э. Святилище представляет собой прямоугольное здание, со всех сторон его окружают колонны, высотой 5,88 м. Длина храма – 31,77 м, ширина – 13,6 м. В 1970-х годах американцы провели реставрационные работы, сегодня в святилище восстановлена крыша. Храм Гефеста – самое сохранившееся сооружение, расположенное на Агоре.

Храм Деметры в Элевсине

Святилище было построено в 530 году до н. э. Его посвятили богине Деметре. Во время правления римлян храм переделали. В комплексе сохранилась часть построек: фрагменты самого храма, стены, окружавшие его, колодец, мостовая. Рядом со святилищем работает музей, но значительная часть экспонатов хранится в музее в Афинах.

Храм Зевса в Олимпии

Святилище относится к подлинным образцам дорического ордера. Храм Зевса был одним из самых почитаемых в Древней Греции. Первое здание было построено еще в 10 веке до н.э. Классический вариант святилища был достроен в 472 – 456 годах до н. э. По приказу Феодосия Второго храм Зевса разрушили. В 1875 году были проведены раскопки. Было найдено место святилища, восстановлен его фундамент, колонны и роспись. Сохранившиеся элементы храма можно посмотреть в Лувре и археологическом музее Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского фото

Самое больше святилище в Греции. Оно строилось на протяжении 6 – 2 веков до н. э. Храм был основан в Афинах, в полукилометре от Акрополя. В 267 году в Грецию вторглось древнегерманское племя герулов, храм был сильно поврежден. Сегодня сохранилось 14 колонн, образующих один из углов храма, две колонны, стоящие отдельно и одна поваленная колонна.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос фото

Святилище расположено на Акрополе. Оно было построено недалеко от парадного прохода (пропилеи), стоит на выступе скалы. Храм посвящен Афине-Победительнице, она же Афина-Ника. Святилище было построено Калликратом в 427 – 424 годах до н. э. Храм выполнен из мрамора, внутри него стояла статуя Афины. Сегодня святилище частично восстановлено.

Храм Посейдона

Храм Посейдона фото

Фотография Храм Посейдона

Руины святилища находятся на мысе Сунион. Строительство началось в 490 году до н. э., но храм был разрушен в 480 году до н. э. во время битвы при Марафоне. Развалины классического святилища, сохранившегося до наших времен, относятся к храму, построенному в 440 году до н. э. На его месте стоят несколько колонн, археологами были найдены статуэтки, игравшие роль во внутреннем убранстве святилища.

Храм Эпископи (Сикинос)

Храм Эпископи (Сикинос) фото

Это культовое здание было построено на острове Сикинос Эгейского моря. Храм уникален тем, что это одно из немногих сохранившихся сооружений, которое было перестроено в христианский храм Святой Анны. Святилище Эпископи основали в 3 веке, а 17 веке его переделали в христианский храм. Оно входит в монастырский комплекс. Сегодня здание реставрируется, по задумке оно должно передать особенности всех периодов истории храма.

Источник: krasivye-mesta.ru

Греческие храмы

Начиная с раннего периода древнегреческой истории, с VIII в. до н. э., первоочередной задачей строительного искусства становится возведение храмов. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством различных культовых сооружений. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа микенского мегарона. Сформировавшаяся в ранний период планировочная схема храма легла в основу последующей архитектуры греческих храмов, для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Храмы в ранний период древнегреческой истории обычно возводили из необожженного кирпича.

Простейший тип храма – антовый. Он состоял из прямоугольного зала – целлы или наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен – антами. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Вход в герооны — храмы, посвященные обожествленным героям, был обращен на запад — в сторону «царства теней».

Более поздние храмовые постройки представляли собой простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством — святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными:

– перед одним из фасадов (простиль) – четырехколонный портик выдвинут по отношению к антам,

– на двух противоположных фасадах (амфипростиль) – два торцовые портика на противоположных сторонах,

– или окружавшими здание со всех сторон (периптер).

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах, в период архаики сформировался – периптер, c рядом колонн с четырех сторон, или двумя (диптер) рядами колонн.

Древнегреческий храм всегда возводили на мощном ступенчатом основании и перекрывали деревянной пологой двускатной кровлей.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.

Внутренние помещения храма более поздних периодов древнегреческой истории, считавшиеся местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.

Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы, возведенные в архаический и классический периоды, имели Афины, Олимпия – святилище Зевса, Дельфы – святилище Аполлона, Приена, Селинунт, Посейдония и все другие города.

Строение древнегреческого храма

Типы греческих храмов. 1 — периптер, 2 — псевдопериптер, 3 — псевдодиптер, 4 — амфипростиль, 5 — простиль, 6 — храм в антах, 7 — толос, 8 — моноптер, 9 — диптер.

Источник: StudFiles.net

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства: 

I. архаика, или древний период, – примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
II. классика, или период расцвета, – с 480 по 323 годы до н.э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
III. эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии – священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах – крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

Парфенон – Центральный храм Акрополя. Строительство его началось в 447 году до н.э. Руководил постройкой знаменитый скульптор Фидий. Парфенон построен из 46 колонн, размеры его 70 на 30 метров. Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины, но она была вывезена в Константинополь и погибла там во время пожара. О строительстве Парфенона любой грек может рассказать целую историю. Во-первых, под его конструкцией специальный фундамент, который помогает амортизировать землетрясения (они в Греции не редкость). Во-вторых, колонны Парфенона непараллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются непараллельны, но видно это только если поставить какой-нибудь предмет и смотреть на него с другой стороны Парфенона. В этом и заключался гений архитекторов – со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно. В последующую историю Парфенон был христианским храмом, а потом турки использовали его как пороховой склад. Во время осады Афин венецианцами случился взрыв и храм был частично разрушен. Восстанавливать его начали уже в 19 веке. 

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах – с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь.
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь
Храм Посейдона в Пестуме Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Храм Посейдона в Пестуме Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета  Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Гибель Лаокоона Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции
  Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции:
а – фрагмент Парфенона, б – одежда, в – фрагмент капители Эрехтейона, г – золотой гребень, д – ваза, е – кресло, ж – стол.
Типы Древнегреческих храмов Реконструкция гробницы Мавсола
Типы Древнегреческих храмов Реконструкция гробницы Мавсола

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух – и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуй богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по – своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор – сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого «Дискобола».

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии – ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие – либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями – и их немало, – которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон – это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники – либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в IV веке до н. э. Скопас. Самая большая известная нам его работа – участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма – рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон». Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей – они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали – их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства – полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов – покровителей города.

Демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными, поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят общественные здания.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Типы Древнегреческих храмов

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения народов с IV по VI территория Греции подвергается периодическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.

Источник: arx.novosibdom.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.