Храм диоскуров


Храм Диоскуров (Кастора и Поллукса) является одной из наиболее запоминающихся достопримечательностей Римского форума. Нет ни одного классического здания в Риме, которое было бы изучено, описано и нарисовано так подробно, как его три колонны.
 

Хотя теперь храм называют в честь Кастора и Поллукса, раньше его называли «храмом Кастора» (aedes Castoris, aedes Castorus, иногда, aedes Castorum). Например, такое название фигурирует на найденном в 1882 году фрагменте мраморного плана Рима, созданного в эпоху Септимия Севера (203—211).

 

История храма

Легендарный седьмой (и последний) римский царь Луций Тарквиний Гордый (прав. 535 – 509 гг. до н.э.), а также его союзники, латины, объявили войну молодой римской республике. До битвы правитель республики, диктатор Авл Постумий Альб Региллен, поклялся, что если он победит, то построит храм в честь Диоскуров, которые считались воплощениями воинской доблести. Согласно легенде, во время решающего сражения, которое состоялось в 496 году до н.э. у Регильского озера, Кастор и Поллукс лично явились на него в образе сильных всадников. После того, как битва завершилась победой республики, братья появились на Римском форуме возле источника Ютурны, где они напоили лошадей. Храм в честь Диоскуров был построен на том месте, где их, предположительно, видели.
 


озеро Ютурны, источник Ютурны, Римский форум, храм Диоскуров, Рим, Lacus Juturnae, Rome
Озеро Ютурны, которое питал источник Ютурны

 
Один из сыновей Постумия был избран дуумвиром (Duoviri aedi dedicandae) для освещения храма, которое состоялось 27 января 484 года до н.э.

Храм Диоскуров был связан с сословием всадников и, вероятно, именно от него начиналась традиционная процессия-смотр молодых наездников (Transvectio equitum), которая проходила 15 июля – в годовщину победы при Регильском озере. Эта традиция была заложена в 304 году до н.э. полководцем Квинтом Фабием Максимом Руллианом.
 


храм диоскуров, реконструкция, рим, достопримечательность
Храм Диоскуров — реконструкция. Присутствие скульптур и оформление двери — предположение

 
В 237 году до н.э. в храме Диоскуров тайно собирался римский сенат, планировавший восстание против императора Максимина Фракийца и замену его на Гордиана I. Со 160 года до н.э. сенат здесь стал собираться открыто и регулярно. Кроме того, примерно в этот же период перед храмом стали проходить суды, для чего портик был укорочен, а образовавшееся открытое пространство на подие выложено туфом.
 

храм Кастора и Поллукса, храм Диоскуров, Римский форум, Temple of Castor and Pollux, Tempio dei Dioscuri
Северный фасад храма

 
Поскольку высота подия (фундамента) равнялась семи метрам, этот храм был одним из самых заметных на Римском форуме.


его пронаоса вниз вела широкая лестница из 11 ступеней. В 3,66 метрах выше уровня улицы была сделана платформа, с которой со второго века до н.э. выступали ораторы и политические деятели. От платформы вниз вели две узкие боковые лестницы. Таким образом, лестница храма Диоскуров была одной из трёх ростр – ораторских трибун Римского форума. Именно с неё Юлий Цезарь объявил о своей аграрной реформе
 

храм Диоскуров, храм Кастора и Поллукса, Рим, достопримечательность, Римский форум, Temple of Castor and Pollux, Temple of Dioscuri, Rome
Восточная, частично сохранившаяся, часть подия

 
В имперский период (I в. до н.э. – V в. н.э.) в храме хранили эталонные весы и меры, а в полукруглых нишах под его полом, куда можно было попасть через железные двери в фундаменте, прятали государственную казну и ценности богатых римлян.

В 117 году до н.э., после победы над далматами, консул Луций Цецилий Метелл Далматик полностью реконструировал и расширил архаический храм Кастора и Поллукса. При нём вокруг были поставлены статуи, а внутри повешены картины. Следующая реставрация прошла в 73 году до н.э. при городском преторе Гае Лицинии Верресе.
 


храм Кастора и Поллукса, рим
Храм Диоскуров — зарисовка Джованни Баттиста Пиранези, XVIII век

 
Большой пожар, разразившийся в Риме в 14 (или 9) году до н.э., уничтожил храм Диоскуров вместе с большей частью форума. Он был восстановлен Тиберием, сыном Августа от Ливии, который правил Римской империей с 14 по 37 годы. Освящение храма в его честь и в честь его брата Друза Старшего произошло до его прихода к власти – в 6 году. Таким образом, в том храме, который мы можем видеть сегодня, подий (стереобат) относится ко времени правления Метелла, а весь остальной храм (колонны с частью антаблемента) – к шестому году.
 

храм Диоскуров, братья диоскуры, Римский форум, Рим, что на форуме, Temple of Castor and Pollux, Temple of Dioscuri in Rome
Вид на храм Диоскуров с запада

 
При Калигуле (37 – 41) храм Диоскуров стал прихожей построенного рядом императорского дворца, хотя уже при Клавдии (41 – 54) его религиозные функции были восстановлены. Очередная реконструкция прошла при императоре Домициане (81 – 96), но, по неизвестным причинам, в источниках того времени это святилище называли «храмом Кастора и Минервы», а не «Кастора и Поллукса».
 

храм Диоскуров, храм Кастора и Поллукса, Римский форум, вид сверху, Roman Forum, Rome, temple of Dioscuri
Вид на храм Диоскуров со смотровой площадки перед Табуларием

 
Дальнейшая история храма Диоскуров покрыта мраком. По-видимому, к IV веку, когда перед источником Ютурны из его материалов была построена стена, он уже начал разрушаться. Мраморный блок из этого храма также был использован в качестве пьедестала для конной статуи Марка Аврелия на Капитолийском холме (около 180 года). В конце XIV века от храма оставались лишь три колонны, поскольку улица, которая шла вдоль его восточного фасада, в это время называлась «улица Трёх колонн» (via Trium Columnarum).
 


храм диоскуров, храм весты, римский форум, рим
Версия реконструкции Римского форума. В центре — храм Кастора и Поллукса, справа от него — круглый храм Весты

 
Первые археологические раскопки, о которых сохранились записи, относятся в XV веку. В 1760 году, когда возник риск обрушения колонн, они были обнесены строительными лесами и отреставрированы. В 1773 году сохранившиеся части стены целлы были разрушены, а их мраморная облицовка, а также часть основания были изъяты и использованы в другом здании, в результате чего размер храма уменьшился вдвое.

В начале XIX века руины часто неверно называли «храм Грекостазий» или «храм Юпитера Статора» (Непобедимого).

Раскопки и исследование храма Диоскуров проводились в 1799, 1811 и 1818 годах. В результате он оказался в котловане, но окружающую его землю вывезли в 1871 году. Последние крупные восстановительные работы проводились здесь с 1983 по 1989 годы.
 


храм Диоскуров, колонны, Рим, деталь, Temple of Castor and Pollux, temple od Dioscuri, Rome
Основания колонн

 

Описание храма Диоскуров

План храма Диоскуров, римский форумХрам Диоскуров походил на храм Афины Полиады на Акрополе и на храм Посейдона на мысе Сунион (Греция). Он был октастильным (с восемью колоннами на коротких сторонах) и периптеральным (окружённый колоннами с четырёх сторон). На его длинных фасадах стояло по одиннадцать коринфских колонн. У него была тройная целла с одним входом, пол которой был покрыт мозаикой. К настоящему времени от здания сохранились лишь три колонны перистиля длинной восточной стороны и центральная часть подия.

В храме шестого года подий (арочный фундамент с лестницей) был 32 метра в ширину, 49,5 метра в длину и 7 метров в высоту (выше уровня «Священной дороги» — Сакра виа). Размеры пронаоса составляли 9,9 х 15,8 метра, целлы – 16 х 19,7 метра. Храм Региллена бал меньше.


Периметр подия был построен из туфа, а арки, поддерживавшие пол, были сделаны из римского цемента. Целла была построена также из римского цемента и облицована плитами туфа, которые не сохранились. Внутри неё стояли ряды колоны меньшего размера, сделанные из жёлтого мрамора. Пол после реконструкции в 6 году, был покрыт чёрно-белой мозаикой, которую впоследствии заменили цветной мраморной плиткой.
 

украшение, римский храм, рим, антаблемент
Капитель колонны и весь антаблемент

 
Колонны и антаблемент были сделаны из белого каррарского мрамора. Все блоки были сначала установлены на свои места, а затем их поверхности были украшены скульпторами и резчиками. Все части крепились друг к другу при помощи квадратных металлических штырей и скоб. Возможно, главной причиной обрушения храма являлось то, что люди извлекали ценный металл, тем самым лишая здание целостности. Высота колонн равнялась 12,5 метрам, а диаметр – 1,45 метра. На антаблементе высотой 3,75 метра был простой фриз и красиво украшенный резьбой карниз.
 


необычные коринфские капители, храм Диоскуров, Рим, Римский форум, Коринфские капители
Сохранившиеся капители и антаблемент храма

 
Коринфские капители сохранившихся колонн являются уникальными в своём роде, поскольку они соединяют в себе черты всех остальных капителей этого стиля. К сожалению, их боковые завитки были отбиты задолго до того, как появились их первые зарисовки, поэтому их точная форма неизвестна. На абаке (в верхней части капители) уцелели фрагменты орнамента из листьев, над которым находится пояс из ионики. Копии коринфских капителей храма Диоскуров были использованы в колоннах церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс (Лондон) и методистской церкви Святой Троицы (Чарлстон, Южная Каролина), в пилястрах главного почтамта Вашингтона и Калифорнийского банка (Сан-Франциско). В 1834 году в Бирмингеме (Англия) было завершено строительство городской администрации, которое, на сегодняшний день, является самой точной копией храма Кастора и Поллукса.
 

коринфская капитель, храм диоскуров, рим
Одна из версий реконструкции капители

 

Кто такие диоскуры?


Кастор и Поллукс (Полидевк в греческом варианте) это мифические братья-близнецы. У них была одна мать – Леда, но разные отцы: у Кастора – смертный царь Спарты Тиндарей, поэтому он сам был смертным, а у Поллукса – бог Зевс, поэтому он был бессмертным. Считается, что они родились из яйца вместе со своими сёстрами Еленой Прекрасной и Клитемнестрой. Диоскурами их, наряду с другими детьми Зевса, называли потому, что по-гречески «Δίας» (диас) означает «Зевс», а «κοῦραι» (куре) означает «отроки». Когда Кастор был убит, Поллукс попросил отца разделить его бессмертие с братом и тот превратил их в созвездие Близнецов. Они считались покровителями моряков, которым являлись в виде огней святого Эльма, а также покровителями всадников и нередко сами изображались в паре с лошадьми.
 

Леда, Зевс, рим, афины, скульптурный рельеф
Сцена соблазнения Леды Зевсом в образе лебедя (горельеф на церкви Святого Елевферия в Афинах). Вверху слева видна ионика

 
Статуи диоскуров можно увидеть на входе на Капитолийский холм.
 

диоскуры, браться диоскуры, Рим, Капитолийская площадь, Капитолийские музеи, статуи Диоскуров
Братья диоскуры перед входом на Капитолийскую площадь

 

Полезная информация о храме Диоскуров Кастора и Поллукса на Римском форуме

Где находится:
На Римском форуме
 

Название на итальянском:
Tempio dei Dioscuri
Tempio dei Castori
 

Название на английском:
Temple of Castor and Pollux
 

Координаты:
41.891662, 12.485609
GPS: 41°53’30.0″N 12°29’08.2″E
 


 
Остальная информация в статье про Римский форум
 
Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


 

Источник: tuorism.ru

храм диоскуровХрам Диоскуров (Tempio dei Dioscuri) или храм Кастора и Поллукса — одна из достопримечательностей Римского Форума. Сами римляне называли его храмом Кастора (aedes Castoris), отдавая предпочтение одному из близнецов.

Греческий культ Диоскуров проник в Рим еще в начале 5 века до н.э. Его распространение (возможно из Тарента) произошло благодаря патрициям, и покровители всадников в Великой Греции (Magna Graecia) стали в Риме защитниками высших слоев населения.

По легенде, во время сражения между римлянами и латинами у Регильского озера в 496 году до н.э. появились два таинственных всадника и помогли римлянам победить. Позже этих всадников видели на форуме у источника нимфы Ютурны, где они поили своих лошадей. Народ узнал во всадниках близнецов Кастора и Поллукса. Диктатор Авл Постумий Альб пообещал построить в их честь храм, что и было исполнено в 484 году до н.э. на том самом месте, где, предположительно, видели близнецов. Посвящение храма состоялось 27 января.

Храм Диоскуров был связан с сословием всадников. В 304 году до н.э. Квинтом Фабием Максимом Руллианом была заложена традиция смотра молодых наездников. Вероятно, именно от храма Диоскуров и начиналась процессия-смотр, проходившая 15 июля, в годовщину победы у Регильского озера.

Со 160 года до н.э. в храме заседает сенат. В это же время перед храмом начинают проходить суды, для чего был укорочен портик, а образовавшееся, при этом, открытое пространство на подии выложено туфом. Высота подия равнялась 7 метрам, что делало храм самым заметным на форуме. Вниз вела широкая лестница из 11 ступеней. Перед подием была сооружена платформа высотой 3,66 метра, украшенная рострами (носами кораблей), с которой со 2 века до н.э. выступали ораторы.

храм диоскуров
Храм Диоскуров. Вариант реконструкции

В 117 году до н.э., после победы над далматами, консул Луций Цецилий Метелл Далматик реконструировал и расширил храм. Вокруг храма были поставлены статуи, а внутри развешены картины. От этого периода сохранилась часть подия, изготовленная из цемента. Следующая реставрация была проведена в 73 году до н.э. А с трибуны на подии Юлий Цезарь защитил свою аграрную реформу.

храм диоскуров
Частично сохранившаяся восточная часть подия

Большой пожар, разразившийся в Риме в 14 году до н.э. уничтожил большую часть форума вместе с храмом Диоскуров. Восстановление храма начал в 12 году до н.э. будущий второй римский император Тиберий. Посвящение состоялось в 6 году до н.э. К этому периоду и относится большая часть сохранившихся руин.

храм диоскуров
Ниши фундамента

Известно, что в имперский период Рима в храме хранились эталоны мер и весов, а в полукруглых нишах фундамента, в которые можно было попасть через металлические двери в подиуме, хранилась государственная казна и ценности богатых римлян.

При Калигуле (37 — 41 годы) храм Диоскуров превратился в прихожую построенного рядом императорского дворца. При Клавдии (41 — 54 годы) его религиозные функции были восстановлены. При Домициане (81 — 96 годы) прошла очередная реконструкция. В 237 году в храме тайно собирался сенат, планируя восстание против Максимина Фракийца (235 — 238 годы).

К 4 веку храм Диоскуров пришел в запустение. Из его материалов была построена стена перед источником Ютурны. Мраморный блок из храма послужил пьедесталом для конной статуи Марка Аврелия на Капитолии. К концу же 14 века от него остались лишь три колонны, и улица, шедшая вдоль его восточного фасада, так и называлась «улица трех колонн» (via Trium Columnarum).

храм диоскуров
Храм Диоскуров. Джованни Баттиста Пиранези. 1756

Первые задокументированные археологические раскопки у храма относятся к 15 веку. В 1760 году возник риск обрушения колонн, вследствие чего они были обнесены лесами и отреставрированы. В 1773 году сохранившиеся еще части стены целлы были разрушены, а их мраморная облицовка и часть основания были использованы в другом здании. Размер руин уменьшился вдвое.

храм диоскуров2Дальнейшие раскопки и исследование храма проводились нерегулярно — в 1799, 1811 и 1818 годах. Результатом этой деятельности стало то, что храм оказался в котловане, а окружающую его землю вывезли только в 1871 году. Последние крупные реставрационные работы проводились здесь в 1983 по 1989 годы.

О внешнем виде храма можно судить по описаниям античных историков. Он имел по восемь колонн на коротких и по одиннадцать на длинных сторонах. Целла была тройной с одним входом и полом, покрытым мозаикой. Сохранились три колонны длинной восточной стороны и центральная часть подия.

В храме 6 года (реконструкция Тиберия) подий имел ширину 32 метра, длину 49,5 метра и высоту 7 метров. Размеры пронаоса составляли 9,9 на 15,8 метра, а целлы — 16 на 19,7 метра. Периметр подия был сложен из туфа, а арки, поддерживающие пол, сделаны из римского цемента. Целла также была построена из цемента и облицована туфовыми плитами. Внутри целлы находились ряды колонн меньшего размера, сделанных из желтого мрамора. Пол покрывала черно-белая мозаика, замененная впоследствии цветной мраморной плиткой.

храм диоскуровКолонны и антаблемент были сделаны из белого каррарского мрамора. Высота колонн равнялась 12,5 метра, а диаметр — 1,45 метра. На антаблементе высотой 3,75 метра был простой фриз и украшенный резьбой карниз. Все блоки сначала установили на свои места, а затем их поверхности были обработаны резчиками и украшены скульптурами. Блоки крепились друг к другу металлическими штырями и скобами. Извлекая в смутные века ценный металл, люди лишили сооружение целостности, что и привело, по всей вероятности, к его обрушению.

Коринфские капители колонн уникальны своим соединением черт всех остальных капителей этого стиля. Их боковые завитки были отбиты задолго до первой зарисовки, а потому их точная форма неизвестна.

Вариант реконструкции капители
Вариант реконструкции капители

В 1834 году в английском Бирмингеме было построено здание городской администрации, являющееся на сегодняшний день наиболее точной копией храма Кастора и Поллукса.

Бирмингем
Бирмингем

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Источник: eternal-city.ru

Храм диоскуров

Храм выходит на эспланаду Римского форума, к западу от Арки Августа, и отделяется от базилики Гая и Луция Викус Тускус. Традиционно создание этого храма связывают со старинной народной легендой. В 496 г. до н.э. во время битвы у озера Регил между римлянами и латинянами, два, неизвестно откуда появившихся всадника, помогли римлянам одержать быструю победу. Затем видели, как они поили взмыленных коней у источника Ютурны. Объявив народу о поражении врагов, они тотчас же бесследно исчезли. В них узнали братьев Диоскуров; чтобы возблагодарить их за помощь, диктатор Эл Постумий Альбин воздвиг в их честь храм.

Посвящение храма осуществил сын Эла в 484 г. до н.э. Окончательно же это здание было реконструировано в 117 г. до н.э. Л. Цецилием Метеллой Далматским после его победы над далматами: в это время был расширен подиум храма. Повторная реставрация произошла при проконсуле Верресе (правителе Сицилии, которого Цицерон обличил в своих Верринах) в 73 г. до н.э. Последняя и окончательная реконструкция была осуществлена Тиберием после пожара 14 г. до н.э.

Новое посвящение произошло в 6 г. н.э. Именно к этому периоду относятся сохранившиеся руины. Храм (тип периптера с восемью коринфскими колоннами по поперечным сторонам и одиннадцатью по продольным) имеет одну целлу, возвышающуюся на подиуме кирпичной кладки (50 х 30 х 7 м) и облицованную первоначально блоками туфа, снятыми в более позднюю эпоху для повторного использования. Подиум, который сохранился до наших дней, а также фрагменты черно-белой мозаики на полу целлы датируются 117г. до н.э — временем реставрационных работ при триумвире Метелле. В период республиканского правления здесь проходили собрания сената. Начиная с середины II в. до н.э. подиум стал трибуной для магистратов и ораторов во время законодательных комиций, которые проходили в этой части Форума. Здесь Цезарь изложил свой проект аграрных реформ. В здании находилась также контора мер и весов. В эпоху империи часть средств государственной казны хранилась в залах, расположенных по продольным сторонам целлы; часть залов использовалась под банковские конторы.

Культ Диоскуров — греческий культ, проникший в Рим из городов великой Греции. Диоскуры — близнецы, сыновья Зевса и Леды, всадники, отличавшиеся смелостью и ловкостью, как в состязаниях, так и в войнах, — стали покровителями Олимпийских игр, а в Риме — покровителями цирковых соревнований.

Источник: www.rome-tour.ru

ХРАМ КАСТОРА И ПОЛЛУКСА (ДИОСКУРОВ)

На восток от Vi­cus Tus­cus на высо­ком поди­у­ме сто­ят три коринф­ские колон­ны — всё, что оста­лось от Хра­ма Дио­с­ку­ров (или Хра­ма Касто­ра, как неред­ко гово­ри­ли рим­ляне, отда­вая пред­по­чте­ние име­ни одно­го из близ­не­цов).

Гре­че­ский культ богов был введен в Риме очень дав­но, в нача­ле V в. до н. э.

Соглас­но леген­де, во вре­мя бит­вы у Регилль­ско­го озе­ра (499 г. до н. э.) рим­лян с лати­на­ми, союз­ни­ка­ми Тарк­ви­ния Гор­до­го, кото­рые пыта­лись сно­ва заво­е­вать Рим, яви­лись два таин­ст­вен­ных всад­ни­ка и помог­ли рим­ля­нам победить. Поз­же эти же всад­ни­ки были заме­че­ны воз­ле источ­ни­ка ним­фы Ютур­ны, поя­щи­ми сво­их лоша­дей. Они объ­яви­ли горо­ду о победе и сра­зу же после это­го исчез­ли. В двух всад­ни­ках народ узнал Дио­с­ку­ров. Дик­та­тор Авл Посту­мий Альб пообе­щал соорудить храм в их честь, стро­и­тель­ство кото­ро­го закон­чил его сын в 484 г. до н. э.

Рас­про­стра­не­ние куль­та двух божеств в Лации под­твер­жде­но наход­кой в Лави­нии (воз­ле город­ка Пра­ти­ка-ди-Маре) антич­ной пла­стин­ки (конец VI в. до н. э.) с над­пи­сью, посвя­щен­ной Касто­ру и Пол­лук­су. Над­пись сде­ла­на на язы­ке, очень близ­ком к гре­че­ско­му, что под­твер­жда­ет про­ис­хож­де­ние куль­та из одно­го из горо­дов Вели­кой Гре­ции (лат. Mag­na Grae­cia), воз­мож­но, Тарен­та.

Рас­про­стра­не­ние это­го куль­та в Риме про­изо­шло бла­го­да­ря пат­ри­ци­ям, что объ­яс­ня­ет лег­кость, с кото­рой чуже­зем­ный культ был введен как в самом горо­де, так и за город­ски­ми сте­на­ми. Покро­ви­те­ли всад­ни­ков в Вели­кой Гре­ции, Дио­с­ку­ры и в Риме ста­ли защит­ни­ка­ми выс­ших сло­ев насе­ле­ния.

Храм был отре­ста­ври­ро­ван Луци­ем Цеци­ли­ем Метел­лом Дал­мат­ским в 117 г. до н. э. и поз­же Верре­сом, про­пре­то­ром Сици­лии, став­шим зна­ме­ни­тым бла­го­да­ря обви­ни­тель­ным речам Цице­ро­на. Послед­няя рестав­ра­ция хра­ма была нача­та Тибе­ри­ем в 12 г. до н. э., после пожа­ра, и закон­че­на в 6 г. н. э. К это­му пери­о­ду отно­сят­ся руи­ны, кото­рые мож­но видеть сего­дня.

Поди­ум, от кото­ро­го оста­лась лишь часть, изготов­лен­ная из цемен­та (бло­ки туфа несу­щей части были сня­ты вора­ми, а один из мра­мор­ных бло­ков исполь­зо­ва­ли для пьеде­ста­ла кон­ной ста­туи Мар­ка Авре­лия на пло­ща­ди Капи­то­лия), отно­сит­ся к 117 г. до н. э. и вклю­ча­ет в себя остат­ки руин от преды­ду­щих эпох.

Рас­коп­ки, про­веден­ные в вось­ми­де­ся­тых годах XX века, помог­ли вос­ста­но­вить фор­му и раз­мер пер­во­на­чаль­но­го поди­у­ма (он был немно­го мень­ше сохра­нив­ше­го­ся до наших дней), на кото­ром был воз­двиг­нут тус­кан­ский храм кано­ни­че­ско­го типа.

Пере­д­няя часть поди­у­ма, куда мож­но было попасть бла­го­да­ря двум неболь­шим боко­вым лест­ни­цам, была, ско­рее все­го, укра­ше­на рост­ра­ми (носа­ми кораб­лей). Вме­сте с импер­ской рострой и три­бу­ной на поди­у­ме хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия она вхо­дит в чис­ло трех три­бун Фору­ма (Rostra Tria).

На этом месте про­изо­шли мно­гие важ­ные собы­тия в исто­рии рес­пуб­ли­ки: с три­бу­ны Цезарь защи­тил свою аграр­ную рефор­му, а храм неод­но­крат­но ста­но­вил­ся местом собра­ний Сена­та. Поди­ум исполь­зо­ва­ли и как три­бу­ну для пред­седа­тель­ст­ву­ю­щих на зако­но­да­тель­ных собра­ни­ях, про­ис­хо­дя­щих на при­мы­каю­щей пло­ща­ди.

Извест­но так­же, что в хра­ме нахо­ди­лась Пала­та мер и весов, а так­же лав­ки бан­ки­ров. По всей веро­ят­но­сти, эти лав­ки рас­по­ла­га­лись в поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных в поди­у­ме меж­ду колон­на­ми (частич­но сохра­нив­ши­ми­ся в восточ­ной части).

Источник: ancientrome.ru

ХРАМ КАСТОРА И ПОЛЛУКСА (ДИОСКУРОВ)

На восток от Vi­cus Tus­cus на высо­ком поди­у­ме сто­ят три коринф­ские колон­ны — всё, что оста­лось от Хра­ма Дио­с­ку­ров (или Хра­ма Касто­ра, как неред­ко гово­ри­ли рим­ляне, отда­вая пред­по­чте­ние име­ни одно­го из близ­не­цов).

Гре­че­ский культ богов был введен в Риме очень дав­но, в нача­ле V в. до н. э.

Соглас­но леген­де, во вре­мя бит­вы у Регилль­ско­го озе­ра (499 г. до н. э.) рим­лян с лати­на­ми, союз­ни­ка­ми Тарк­ви­ния Гор­до­го, кото­рые пыта­лись сно­ва заво­е­вать Рим, яви­лись два таин­ст­вен­ных всад­ни­ка и помог­ли рим­ля­нам победить. Поз­же эти же всад­ни­ки были заме­че­ны воз­ле источ­ни­ка ним­фы Ютур­ны, поя­щи­ми сво­их лоша­дей. Они объ­яви­ли горо­ду о победе и сра­зу же после это­го исчез­ли. В двух всад­ни­ках народ узнал Дио­с­ку­ров. Дик­та­тор Авл Посту­мий Альб пообе­щал соорудить храм в их честь, стро­и­тель­ство кото­ро­го закон­чил его сын в 484 г. до н. э.

Рас­про­стра­не­ние куль­та двух божеств в Лации под­твер­жде­но наход­кой в Лави­нии (воз­ле город­ка Пра­ти­ка-ди-Маре) антич­ной пла­стин­ки (конец VI в. до н. э.) с над­пи­сью, посвя­щен­ной Касто­ру и Пол­лук­су. Над­пись сде­ла­на на язы­ке, очень близ­ком к гре­че­ско­му, что под­твер­жда­ет про­ис­хож­де­ние куль­та из одно­го из горо­дов Вели­кой Гре­ции (лат. Mag­na Grae­cia), воз­мож­но, Тарен­та.

Рас­про­стра­не­ние это­го куль­та в Риме про­изо­шло бла­го­да­ря пат­ри­ци­ям, что объ­яс­ня­ет лег­кость, с кото­рой чуже­зем­ный культ был введен как в самом горо­де, так и за город­ски­ми сте­на­ми. Покро­ви­те­ли всад­ни­ков в Вели­кой Гре­ции, Дио­с­ку­ры и в Риме ста­ли защит­ни­ка­ми выс­ших сло­ев насе­ле­ния.

Храм был отре­ста­ври­ро­ван Луци­ем Цеци­ли­ем Метел­лом Дал­мат­ским в 117 г. до н. э. и поз­же Верре­сом, про­пре­то­ром Сици­лии, став­шим зна­ме­ни­тым бла­го­да­ря обви­ни­тель­ным речам Цице­ро­на. Послед­няя рестав­ра­ция хра­ма была нача­та Тибе­ри­ем в 12 г. до н. э., после пожа­ра, и закон­че­на в 6 г. н. э. К это­му пери­о­ду отно­сят­ся руи­ны, кото­рые мож­но видеть сего­дня.

Поди­ум, от кото­ро­го оста­лась лишь часть, изготов­лен­ная из цемен­та (бло­ки туфа несу­щей части были сня­ты вора­ми, а один из мра­мор­ных бло­ков исполь­зо­ва­ли для пьеде­ста­ла кон­ной ста­туи Мар­ка Авре­лия на пло­ща­ди Капи­то­лия), отно­сит­ся к 117 г. до н. э. и вклю­ча­ет в себя остат­ки руин от преды­ду­щих эпох.

Рас­коп­ки, про­веден­ные в вось­ми­де­ся­тых годах XX века, помог­ли вос­ста­но­вить фор­му и раз­мер пер­во­на­чаль­но­го поди­у­ма (он был немно­го мень­ше сохра­нив­ше­го­ся до наших дней), на кото­ром был воз­двиг­нут тус­кан­ский храм кано­ни­че­ско­го типа.

Пере­д­няя часть поди­у­ма, куда мож­но было попасть бла­го­да­ря двум неболь­шим боко­вым лест­ни­цам, была, ско­рее все­го, укра­ше­на рост­ра­ми (носа­ми кораб­лей). Вме­сте с импер­ской рострой и три­бу­ной на поди­у­ме хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия она вхо­дит в чис­ло трех три­бун Фору­ма (Rostra Tria).

На этом месте про­изо­шли мно­гие важ­ные собы­тия в исто­рии рес­пуб­ли­ки: с три­бу­ны Цезарь защи­тил свою аграр­ную рефор­му, а храм неод­но­крат­но ста­но­вил­ся местом собра­ний Сена­та. Поди­ум исполь­зо­ва­ли и как три­бу­ну для пред­седа­тель­ст­ву­ю­щих на зако­но­да­тель­ных собра­ни­ях, про­ис­хо­дя­щих на при­мы­каю­щей пло­ща­ди.

Извест­но так­же, что в хра­ме нахо­ди­лась Пала­та мер и весов, а так­же лав­ки бан­ки­ров. По всей веро­ят­но­сти, эти лав­ки рас­по­ла­га­лись в поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных в поди­у­ме меж­ду колон­на­ми (частич­но сохра­нив­ши­ми­ся в восточ­ной части).

Источник: ancientrome.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.