Герб афона


Герб афона

Для каждого христианина, особенно православного, фраза «Святая гора Афон» полна смыслов, это место, куда мечтают поехать миллионы паломников со всего мира, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть примеры настоящей духовной жизни и духовных подвигов, чтобы хотя бы прикоснуться к настоящему христианству. В монастырях на Афоне живут те, кто принял решение отказаться от мирской суеты и встал на путь аскезы, молитв, поста и труда.

Святая гора Афон

Святая гора Афон – это своего рода государство в государстве, монашеская республика на территории Греции, живущая по своим правилам и законам. Например, монахи здесь живут по календарю, который у нас называют «старостильным» или «юлианским», в отличие от остальной Греции.


ра Афон подчиняется Константинопольскому Патриархату, а не светской власти в Греции. Это место называют земным уделом Пресвятой Богородицы, она охраняет покой монашествующих братьев. Никогда на гору Афон не ступала женская нога, не было никаких исключений. Это сделано для того, чтобы ничто мирское не потревожило служение Богу. Святая гора Афон находится на последнем из трех «пальцев» полуострова Халкидики в Греции и «богатство» ее составляют целых 20 мужских монастырей. Из них 17 относятся к греческой православной церкви, а по одному – к русской, болгарской и сербской.

Афон святая гора - Αντιγραφή” />

Высота самой горы, где находится монашеская республика, составляет 2200 метров (по другим данным 2033 метров). В центре полуострова находится городок Карея, это своего рода столица монашеской республики. Здесь находится власть и другие важные учреждения: телеграф, почта, магазины, медпункт, полицейское управление, таможня, а также конаки – подворья от каждого монастыря. В Карейских храмах находятся такие чудотворные иконы, как «Достойно есть» и «Млекопитательница» (Богоматери), а также чудотворная икона Спасителя.

Самым важным монастырем на Афоне считается Лавра Святого Афанасия с населением 45 человек. Этому монастырю принадлежит южная оконечность полуострова, а также вершина горы Афон. Высокие каменные стены окружают Лавру, а над главным входом возвышается величественная башня. В этом самом древнем афонском монастыре находятся такие чудотворные иконы Божией Матери как «Кукузелисса» и «Экономисса». Примечателен монастырь своими древними фресками и двумя кипарисами возрастом в тысячу лет.


Афон святая гора - Αντιγραφή

Греческий монастырь Ватопед на северо-востоке Афона знаменит такими святыми сокровищами, как «Пояс Пресвятой Богородицы», частицы Креста Спасителя, частицы мощей многих христианских святых, а также чудотворными иконами Божией Матери «Провозвестительница», «Закланная», «Ктиторская», «Елеоточивая», «Утешения». Библиотека монастыря Ватопед содержит в своем фонде много редких и ценных книг, среди которых особое место занимает «География» Птолемея с картами.

Афон святая гора - Αντιγραφή

На северо-востоке Афона также находится Иверский монастырь, неподалеку от места, где, по преданию, пристал к берегу корабль с Богородицей. Среди ценностей монастыря чудотворные частицы Креста Спасителя, а также частицы мощей некоторых святых. В монастырской библиотеке содержатся некоторые древние рукописи и книги.


Афон святая гора - Αντιγραφή

Единственный русский монастырь на Афоне назван в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Среди святых сокровищ монастыря – глава Св.Пантелеимона, частицы мощей некоторых святых, в том числе Иоанна Предтечи, а также чудотворная икона Богоматери «Иерусалимская». В монастыре св.Пантелеимона в настоящее время проживает около 40 монахов, хотя в древние времена, судя по документам, число братьев достигало трех тысяч.

афон святая гора 7 - Αντιγραφή

Каждый афонский монастырь заслуживает отдельной статьи, все они примечательны и достойны внимания, всех их объединяет дух монастырского братства и беззаветного служения. Рассмотрим же отдельные достопримечательности Афона в целом.

Знаменит Афон своими старцами – монахами, умудренными опытом и духовной борьбой. Один из известнейших афонских старцев – Паисий Святогорец, жил на Афоне в 20 веке. Его многотомный труд «Слова» — наставления в духовной жизни для мирян, написаны современным и понятным языком и рекомендуются к прочтению тем, кто хочет начать бороться со своими грехами и разобраться в своей жизни.


афон святая гора 8 - Αντιγραφή

Если вы все же решились посетить Афон, то необходимо помнить о следующих важных моментах. На Афон допускаются только лица мужского пола старше 12 лет, женщинам на Афон категорически запрещено. Но женщинам можно, если есть желание все же приобщиться к святому месту, проплыть вокруг юго-западного берега полуострова на пароме. Таким образом можно издали увидеть восемь афонских монастырей. Что касается мужчин, то внешний вид у них должен быть благообразным: брюки, рубашки с длинным рукавом, коротко подстриженные волосы. Курение на территориях афонских монастырей запрещено, также запрещена мясная пища. Фото- и видеосъемка внутри монастырей разрешена только с разрешения иеромонаха, но такое разрешение получить довольно трудно. Вообще видео- и фотокамеры сдаются на афонской таможне при въезде. Еще на Афоне запрещено купаться в море, загорать, слушать и петь светские песни.

Святая гора Афон - Αντιγραφή

Для посещения Афона необходимо заранее предоставить пакет документов и получить диамотрион (разрешение, бронирование).


к как ежедневно Афонская республика принимает только 120 паломников, то необходимо попасть на Афон именно в означенный в диамотрионе день. Афонская таможня находится в городке Уранополи на границе с монашеской республикой. После посещения таможни (туда нужно попасть до 7:30 часов утра) и покупки билета можно садиться на паром «Агион Анна», который доставит паломников к скиту Святой Анны. Это конечный пункт парома, по пути он заходит в порты монастырей. Промежуточные стоянки составляют 3-4 минуты, и если вам нужно выйти раньше конечно пункта, стоит заранее готовиться к сходу на сушу. До конечного пункта – скита Святой Анны – паром идет 2,5 часа.

Святая гора Афон - Αντιγραφή

Первое препятствие и, можно сказать, искушение на Афоне – это скит Святой Анны с лестницей в 1800 ступеней. Эта лестница ведет вверх на гору и довольно трудна на подъем. Она является искушением в том смысле, что некоторые все же не решаются преодолеть такое препятствие, впадают в малодушие. Но это своего рода «духовный тренажер» для борьбы с грехами.

афон святая гора - Αντιγραφή

Вообще пешая прогулка по святому Афону – наилучший способ приобщиться к духовной жизни монастырей и закалить свое тело и дух. Конечно, есть вариант заказа дорогого такси в столице республики Кареи для комфортабельной поездки от одного монастыря до другого, но это будет уже не то. Также в Кареи можно воспользоваться автобусом для поездки в афонские монастыри.


Святая гора Афон - Αντιγραφή

В любом монастыре можно попроситься на ночлег и остаться на трапезу. И ночлег, и трапеза бесплатны для паломников, но не будет лишним, если вы как-то расплатитесь. Например, купите что-нибудь у монахов (книги, иконы), оставите записки о поминовении или пожертвуете какую-то сумму. Трапеза в монастырях происходит только утром и вечером, поэтому стоит заранее позаботиться о небольших запасах еды, на случай, если на трапезу вы попасть не успеете. Постную еду можно купить в порту Дафнии или в городке Кареи.

karies

На Афоне существует своего рода «волшебное слово», которое открывает двери и делает общение более доброжелательным. Это приветствие «Эвлогитэ», что в переводе с греческого значит «благословите». На Афоне так все обращаются друг к другу. Ответ на такое приветствие «О Кириос», означающее «Бог благословит». Вообще на Святой горе Афон принято на все испрашивать благословения, без него не начинают никаких дел, особенно важных. Это дисциплинирует и позволяет всегда помнить о важности согласования жизни с Господом.


Святая гора Афон - Αντιγραφή

Вообще на Афоне желательно без крайней нужды не обращаться к монахам с вопросами и другими речами, дабы не смущать их и не огорчать, отрывая от важных молитвенных дел.

Пока есть на земле такое место как Афон, где сотни монахов постоянно молятся о судьбах мира и ежеминутно ведут духовную борьбу с силами зла, можно жить спокойно.

Источник: gidvgreece.com

Видео: Гора Афон в рекламе местного вина

Основные моменты

Гора Афон

Гора Афон — место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах. Правила на Святой Горе очень строгие. Число посетителей (неправославных) – ограничено (двенадцать человек в день). Большинство туристов ограничивается экскурсией на лодке, которая приближается к берегу. Женщинам ступать на святую землю Афона запрещено. Если вам повезет, во время морской прогулки вы увидите дельфинов, которые не редкость в этих водах.


Византийские монахи возвели самый древний монастырь, Великую лавру, в 963 г. Уже в 972 г. было достигнуто уникальное соглашение с Византией, по которому гора Афон признавалась духовным государством, независимым от Византийской империи, с полным суверенитетом, гарантированным Афону лично императором. Это сделало Афон политическим и религиозным центром для греческих, балканских и российских православных христиан. В XIV в., золотом веке Афона, около 40 000 монахов обитало в 20 больших монастырях и мелких «скитах» – тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню.

Монастырь на гореНа горе Афон стоят десятки небольших монастырей Образ жизни в монастыре не меняется веками

Хотя жители горы Афон номинально являются гражданами Греции, ее автономный статус сохранился и по сей день: последнее соглашение, подтверждающее суверенитет духовного государства, было подписано в 1912 г. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой горы – Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 больших монастырей и заседающее в столице Афона Карее.


полнительная власть на Святой горе осуществляется Священным собором (Кинотом), состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть – отдельный комитет из 4 «наблюдателей», состав которых меняется каждый год первого июня. Также в Карее находится резиденция главы правительства, Прота (по-гречески – первого). Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность – наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

Образ жизни монахов в этом «Уделе Божьей Матери» оставался практически неизменным со времен Византийской империи, когда государство впервые официально определило их статус. И по сей день ни женщинам, ни большинству домашних животных нет доступа на эту святую землю. Монахи утверждают, что это правило было установлено согласно библейской традиции, по которой сама Дева Мария избрала гору Афон в качестве места отдохновения, где ее не побеспокоят другие представительницы женского пола. В наши дни за стенами главных монастырей живут 1700 монахов.

Рассвет на горе АфонГорный пейзажМоре, переходящее в небо

Сам полуостров отличается редкой природной красотой. Склоны горы покрыты древними вечнозелеными лесами почти до самой вершины, высота которой 2033 м. Согласно легенде, Богоматерь совершала путешествие на Кипр со св. Иоанном, и когда буря заставила ее искать убежище, она остановилась на месте, где ныне находится Иверский монастырь. Красота этих мест произвела на нее такое впечатление, что Господь подарил Богоматери эту гору, сказав: «Пусть это место будет твоим, станет твоим садом и твоим раем, а также спасением и приютом для тех, кто ищет спасения».


Монастыри Афона

Панорамный вид с моря

Даже те, кому удалось получить разрешение на посещение (а ожидание может продлиться несколько недель), могут попасть на территорию горы Афон только морем, из Уранополи: других путей сюда нет. По ходу движения парома на западном берегу вы увидите сначала монастырь Дохиар, своей сторожевой башней напоминающий форт, затем Ксенофонт и Пантелеймонов монастырь. Он весьма впечатляет своими размерами и населен русскими монахами. За ним следует Симонопетра, построенный, словно орлиное гнездо, на склоне горы, прямо над морем. Далее расположен Дионисиат, он знаменит тем, что владеет самой старой иконой горы Афон, датируемой VII веком. Его местоположение также никого не оставит равнодушным. Южная точка полуострова – вотчина отшельников и маленьких монастырей. На восточном берегу находится Великая Лавра, самый старый из монастырей, основанный в 693 году святым Афанасием у подножия горы Афон. Он также и самый большой, вмещающий в себя сотню монахов. Его библиотека знаменита своим собранием 5000 античных книг.

Ближе к северу расположены монастыри Каракал, Ставроникита, Пантократор, и, еще далее, Ватопед, основанный в 980 году, и Эсфигмен. Вдали от глаз, в самом сердце полуострова, расположена Карея – административный центр республики.

Вершина горы в облаках

Факты про гору Афон

  • Название: Официально это место называется Автономная монашеская республика Афон.
  • Расположение: Расположен на севере Греции, в Македонии. Афон – самая высокая из трех горных вершин на Халкидикском полуострове.
  • Столица: Город Карея с населением 300 человек.
  • Парламент: Священный собор.
  • Население: 1 700 православных монахов.
  • Уникальность: В монастырях могут находиться монахи и все лица мужского пола, но женщинам и большинству домашних животных доступ закрыт.
  • Привлекательность: В 20 богатых монастырях есть всемирно известные фрески и бесценные коллекции икон.

Улочки в горахРуины монастыряКолокола

Нужно знать

Посещения разрешены только мужчинам, они должны зарегистрироваться в Администрации паломников на гору Афон в Салониках, причем как минимум за 6 месяцев до поездки. В день на гору допускаются лишь десять паломников неправославной веры, и в каждом монастыре можно переночевать лишь один раз.

Источник: wikiway.com

 

Айон-Орос
Άγιο Όρος

Афон

Столица Карье (Карея)
Население 2 262 чел. (2001 год)
Площадь 335,63 км²
Плотность населения 6,7 чел./км²
Сайт http://www.mountathos.gr www.mountathos.gr

Свята́я Гора́ Афо́н (греч. Ἄθως; в Греции — греч. Άγιο Όρος — «Святая Гора») — географически полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2033 м над уровнем моря.

Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы

Конституционно-правовое положение и администрация

Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне

В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.

До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.

Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений».

Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из четырех «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с тремя другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.

Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981года — митрополит Никодим (Анагнасту), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х.

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Достойно есть Посещение Афона

Статья 186-я Устава гласит: «В соответствии с древним обычаем запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»

За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов:

  • общее разрешение (выдаётся Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре);
  • индивидуальное разрешение (делается самим монастырём на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Впрочем, как правило, паломник с таким разрешением может беспрепятственно переночевать и в любом другом монастыре.

Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии. Монастыри и иные монашеские поселения

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
  3. Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
  4. Хиландар (Χιλανδαρίου)
  5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
  9. Зограф (Ζωγράφου)
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
  11. Каракал (Καρακάλλου)
  12. Филофей (Φιλοθέου)
  13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
  14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.

Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.

До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными в России в синодальный период такого рода монастыри часто называли «штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительны

История

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.

XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Турцией в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542году.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Среди наиболее известных святогорцев 20 века можно назвать Силуана Афонского, Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца.

Русские на Афоне

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».

Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял постриг в монастыре Эсфигмен.

15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.

Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским в 1744 году, подобное запустение могло быть следствием следующего инцидента: «Повѣсть тамо ужасную слышахъ, от Сербовъ и Болгаровъ, и многолѣтнѣ живущыхъ Россовъ преданную, о чесомъ Греки слышати не хощутъ, глаголющи быти ложь. Иногда, древле, уже въ царствованіе Турецкое, Россійскымъ инокомъ въ монастири семъ владѣющимъ и инымъ тогожде язика, Греческимъ же подъ началомъ у ныхъ съжительствующымъ, обличиша Россы Грековъ за нѣкое творимое беззаконіе (о чесомъ не лѣтъ есть писати), оны же, больше числом сущи и не терпѣвши срамоти и обличенія, сице наущеніем дѣмонскимъ возяришася на нихъ, и сицеву брань велію сотворивши междоусобную, яко нечаянно на нихъ нападши, всѣхъ заклаша до едина, аще и отъ ныхъ многы заклашася. Прочіи же, иже осташа, боящися внѣшней казны, убѣгоша <…> и оставиша монастирь празденъ, иже стояше пустъ чрезъ множество лѣтъ.» Далее Барский указывал, что в 1735 году «взяша его в власть свою Греки».

В XVIII веке произошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.

В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.

С половины XIX века, с развитием пароходного сообщения, начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России, что обосновывалось ссылкой на 62-ю статью Берлинского трактата (1878): «право официального покровительства признаётся за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции» по отношению к «духовным лицам, паломникам и инокам всех наций». В 1875 году, с назначением игуменом монастыря архимандрита Макария (Сушкина), под контроль русских перешёл Пантелеимонов монастырь; однако, надежды русских монахов и правительства добиться статуса монастыря для Андреевского и Ильинского скитов не увенчались успехом; малоуспешной была и многолетняя тяжба российских грузин за права на Иверон.

Неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном митрополит Московский Филарет (Дроздов): «О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. <…> И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения.»

Преподобный Серафим Саровский также никого не благословлял отправляться на Афон: «Многие являлись к отцу Серафиму, просить благословение удалиться для спасения души на Афон, но старец никому благословения не давал, говоря, что там очень трудно, невыносимо скучно. Спасаться, по его мнению, всего удобнее в Православной России», говорил игумен Николо-Барковской пустыни Георгий, бывший гостинник Саровской пустыни.

14 мая 1896 года группа русских старцев-келлиотов основала «Братство русских обителей (келлий)», о чём они уведомили русского посла в Константинополе Нелидова. Объединение русских келлиотов для защиты своих интересов диктовалось, среди прочего, крайне негативной репутацией, которую они стяжали себе в России к концу XIX века (церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными); византист и знаток православного Востока Алексей Дмитриевский в начале XX века о злоупотребленях русских келлиотов говорил, в частности: «Среди афонских келлиотов известны имена настоящих хищников благосостояния русского народа и наглых эксплуататоров его глубокого религиозного чувства и исконного уважения к Афону. Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих „боголюбцев“, которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты, и лишь предметы церковной утвари уступаются монастырям, на землях которых они имеют келлии, чтобы последние благоволили им.»

Андреевский скит, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года, бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства «нейтрализовать» (или аннексировать) полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны (Германия от имени Порты перекрыла Дарданеллы 27 сентября 1914 года, что сделало невозможным морское сообщение с Россией). Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов. Официальный орган российского Святейшего Синода «Церковныя Вѣдомости» в январе 1917 года писал: «Телеграф сообщил о занятии Афона русско-французским отрядом. Оккупация эта вызвана образом действий некоторых греческих монастырей, снабжавших немецкие подводные лодки всем необходимым. 4 года и два месяца владели греки Афоном, и этот период оставил мрачные воспоминания среди русских насельников Святой Горы. Власть Эллады оказалась тяжелее власти Турции. <…> Была попытка со стороны элладского правительства уничтожить русскую почту, но попытка эта, равно как и попытка обложения русских монастырей податями, была предотвращена нашей дипломатией Однако, провести телефон на лежащую близ Пантелеймоновского монастыря пристань Дафну греки так и не позволили русским. Особенно усилились притеснения русских монахов после того, как греки стали действовать заодно с болгарами. <…> С началом великой войны недавние враги объединились в деле притеснения русских.»

После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.

В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).

От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.

В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году, удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году— 2 из Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971 в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), через которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер; эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»

В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.

Действует российское издательство Пустынь Новая Фиваида Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря.

Русские сообщения об Афоне

Наиболее древнее описание русского паломничества по Афону, с рассказом о всех монастырях и святынях, рассказы в сопровождении рисунков, — это «Странствования Василия Григоровича-Барскаго по святым местам Востока и на Афон с 1723 по 1747 г». Самым полным описанием афонских обычаев и преданий считаются письма иеросхимонаха Сергия (Веснина) — «Письма святогорца» (1844-49 гг.). Инок Парфений (Агеев) в 1839-54 гг. жил на Афоне и написал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…» — это произведение считается лучшим описанием Афона, а сам автор назван «афонским Гоголем». А. В Дружинин писал об этой книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке… Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя».

География и климат

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон

Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40′ с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 км². Высота собственно горы Афон — 2 026 метра. Климат — субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.

Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.

 

Источник (Википедия)

Views (237)

Источник: como.prihod.ru

Общая информация

Монастыри Афона в Греции
Монастырь Симонопетра

Монастыри Афона в Греции – место паломничества тысяч гостей. Однако женщинам посещение горы запрещено. Об этом существует еще одна легенда. Дева Мария, увидев гору, была очарована здешней природой и попросила ее у Бога. С тех пор ни одна женщина не может ступить на склоны горы. Миф подкреплен указом президента Греции, в соответствии с которым для женщины, ступившей на Афон, предусмотрен арест и тюремное заключение.

Афон – современное государство, где действует свой Устав и живут приблизительно 2000 монахов, которые день и ночь молятся о спасении человечества. Монахам запрещено кушать мясо, курить и одевать какую-либо одежду помимо церковной.

Столица Афона город Карье
Карье

Столица – Карье, здесь расположен Музей истории христианства, где хранятся древние манускрипты, редкие иконы. Самым красивым на горе Афон в Греции признан Симонопетр – семиэтажное здание, находится прямо на отвесном склоне, что придает монастырю особое величие.

Одна из особенностей монашеской республики Афон – времяисчисление. Здесь действует свой метод определять начало и конец суток, где-то ориентируются по заходу и восходу Солнца, а где-то – по часовому поясу Греции.

Интересные факты про гору Афон

  1. Афон – единственное место на планете, куда запрещено ступать женщинам, но именно это место является земным уделом девы Марии.
  2. В дохристианский период гора также считалась особым местом – здесь располагались храмы Зевса и Аполлона.
  3. Гора Афон на карте
  4. Гора Афон на карте Греции входит в состав страны, фактически – это автономная республика, об этом есть статья в главном документе – Конституции. Власть сосредоточена в Священных органах – Киноте и Эпистасии. Здесь также есть губернатор, полиция, почта, ведется торговля, работают ремесленники, больница и даже банковские организации.
  5. Первая обитель построена в 963 году Афанасием Афонским. Этот святой ввел в действие основные каноны монашеской жизни. Сегодня этот монастырь назван Великой Лаврой.
  6. Дева Маря признана покровительницей всей монашеской республики, поскольку в 48 году после ее проповедей местные жители – язычники приняли христианство.
  7. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Карье
    Храм Успения Пресвятой Богородицы
  8. Храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Карье, считается самым древним на горе, построен приблизительно в 335 году.
  9. В период расцвета на территории полуострова Афон было приблизительно 180 монастырей. Статус автономной республики Афон получил в 972 году, в то время ей покровительствовала Византийская империя.
  10. Среди обителей есть русский монастырь – Святого Пантелеимона, построен до 1016 года. Здесь также есть сербский и болгарский монастыри.
  11. Самая высокая часть горы Афон – ее вершина (чуть больше 2 км), тут находится храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый на месте языческого капища.
  12. В юго-западной части горы есть труднодоступные места – карули – где проживают самые аскетичные монахи.

Монастыри

На Святом Афоне в Греции 20 монастырей, при каждом есть помещение для паломников и отдыхающих. Монахи подробно рассказывают об истории монастыря, проводят экскурсии, занимаются расселением туристов. Конечно, роскошных апартаментов здесь нет и меню довольно скромное, но сюда приезжают совсем за другим.

В храмах хранятся самые известные и почитаемые святыни христианского мира:

  • иконы;
  • одеяния святых;
  • святые реликвии и мощи.
Кафоликон Великой Лавры

Наиболее древняя и крупная обитель, расположена в юго-восточной части полуострова, у подножья. Основатель – Святой Афанасий Афонский, именно он составил Устав жизни на территории монашеской республики. На территории Лавры 17 храмов, многочисленные скиты и пещеры, где уединялись монахи.

Находится над морем, в северо-восточной части полуострова. Построен приблизительно между 973 и 984 годами предположительно состоятельными людьми – Антонием, Афанасием и Николаем. Монастырь является вторым в иерархии святогорских храмов.

Ватопедский монастырь

Здесь хранятся иконы и пояс Девы Марии, удивительные по своей красоте церковных одеяний и утвари.

Строительством занимался Святой Иоанн Иверский – сподвижник Афанасия Афонского. Основан монастырь в 980-983 году грузинами и на средства грузинского царского дома Багратионов.

Иверский монастырь

Главной реликвией и святыней монастыря является Иверская икона Божией Матери. На сегодняшний день в Ивероне также хранятся мощи святых и чудотворная икона Вратарница. Монастырь действующий и в нем на постоянной основе проживает 30 послушников и монахов.

Фреска Рождество Богородицы

Занимает 4-е место в иерархии Афона. Основан в конце XII — начале XIII веков на царственные пособия св. Саввы, который позже стал архиепископом Сербским.

Здесь хранится 5 икон Богородицы, мощи святых, жезл Саввы освященного и частицы разных реликвий. Библиотека монастыря насчитывает более 800 славянских, 180 греческих рукописей и порядка 20 тыс. печатных книг.

Вид обители с башни св. Саввы

В отличие от других монастырей, Халианд продолжал действовать и процветать во время оккупации турками.

В настоящее время монастырь восстанавливают после пожара 2004 года. На территории проживает около 20 монахов.

Интересно, что на Афон, в монастырь Халиндар, можно написать письмо с прозьбой и вам вышлют веточку виноградной лозы, которая по приданию исцеляет неплодородных супркгов.

Пантелеймонов монастырь на Афоне в Греции расположен на берегу моря неподалеку от Дафни. Построен в 1765 году. До этого времени монастырь располагался дальше от берега и был открыт в XI веке, когда на гору пришли первые русские монахи.

Монастырь Святого Пантелеимона

Обитель выделяется своим архитектурным ансамблем. На территории обители много построек, в том числе многоэтажных, с красивыми куполами. Общее впечатление, словно, вы попали в уютный городок.

Трапезная монастыря Св. Пантелеймона

Соборный храм построен в период с 1810 по 1820 годы, трапезная рассчитана на 800 человек. Монастырю принадлежат пять келий и скиты. Здесь хранятся мощи Святого Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного и отдельные части Честного Креста, редкие иконы, красивейшие церковные облачения, для библиотеки построено отдельное помещение.

Монастырь Дионисиат

Храм Святого Дионисия открыт в 1375 году, расположен на отвесной скале, на высоте приблизительно 80 метров над морем. Обитель получила название по имени основателя – преподобного Дионисия. В храме хранятся святые мощи – Иоанна Предтечи и Святого Нифонта.

Находится в северо-восточной части полуострова Афон, неподалеку расположены развалины древнего поселения. Основателями являются братья Алексий (командующий войсками), Иоанн (работал в суде).

Монастырь Пантократор

Первые упоминания о монастыре датируются 1358 годом. В 1362 году обитель была перестроена, достроены подворья. В храме хранятся святыни – мощи Феодора Стратилата, часть Животворящего Креста и часть щита Святого Меркурия.

Монастырь расположен в одной из самых живописных частей полуострова Афон. Точных данных об основателе обители нет. По одним источникам ее основала императрица Пульхерия. В других источниках упоминается император Константин Багрянородный.

Монастырь Ксиропотам

Здесь хранится самая крупная часть Честного Креста, в которой можно рассмотреть отверстие от гвоздя.

Болгарский храм, в переводе название означает – живописец. По легенде обитель возводилась в X веке братьями-монахами. В ходе строительства возник спор – в честь какого Святого открыть храм – деве Марии, Святому Николаю или Святому Георгию. Не достигнув единого мнения, братья оставили в помещении иконную доску. На следующее утро они обнаружили на ней икону Святого Георгия.

Общий вид монастыря Зограф

Обитель расположена в глубине острова, поэтому к нему придется дойти пешком приблизительно 5 км. Здесь хранятся важные святыни – нерукотворный образ Святого Георгия, икона девы Марии Акафистной.

Расположен в юго-западной части полуострова. Построен приблизительно во второй половине X века одним из сподвижников Афанасия Афонского – Святым Евфимием. Одна из святынь – икона Божьей Матери.

Монастырь Дохиар

Как добраться до Святой Горы

Шенгенская виза

Если вы заинтересовались вопросом – как попасть на гору Афон в Греции – начните с оформления документов:

  • шенгенской визы или греческой визы;
  • диамонитириона – официального разрешения на посещение монастыря и размещения на его территории (стоимость 25 евро).

Это важно! Паломнический центр находится в Салониках, здесь есть отдел по выдаче разрешений. Адрес: 109, улица Эгнатия, Салоники, 546 22. Запрос можно отправить по электронной почте — [email protected].

Официальное подтверждение из монастыря, что вас готовы принять, необходимо получить перед поездкой в Грецию. Это связано с разной степенью загруженности обителей. В разное время года здесь бывает такой наплыв паломников, что не каждый монастырь в состоянии принять всех желающих.

Монастырь Ставроникита
Ставроникита

Практически всегда можно остановиться в монастырях Дионисиат, Костамонит, Святого Павла или в Андреевском ските. Сложнее всего разместиться в монастырях Пантократор, Ставроникит, Хиландар и Симонопетр.

После договоренности с монастырем можно бронировать гостиницу в Салониках. Затем необходимо добраться в Урануполис – это город, граничащий с горой Афон. Доехать можно на автобусе, рейсы совершаются регулярно от автовокзала. Точное расписание нужно узнать в кассе, поскольку оно меняется в зависимости от времени года и наплыва туристов. Также можно доехать на такси. Стоимость поездки приблизительно от 80 до 100 евро.

Паром до Афона

От Урануполиса до Афон следует паром или скоростной катер, потребуется купить билет. Если у вас есть диамонитирион, поездка на пароме будет бесплатной. Он следует до Дафни и обителей, расположенный в северо-западной части Афона. До монастырей, которые находятся в глубине полуострова, приходится идти пешком (в среднем 5 км).

Это важно! Если вы хотите успеть на паром, необходимо приехать в Урануполис первыми двумя автобусами. Попасть на Святую Гору можно только водным путем, так как сухопутная граница с материковой частью Греции перекрыта.

Из Дафни в столицу полуострова Карье следует городской автобус. Как правило, его рейсы согласованы с временем прибытия парома.

В обратную дорогу паром отправляется с Дафни в полдень, следует через пристани всех монастырей и прибывает в Урануполис в 14-00.

Источник: kuku.travel


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.