Катакомбы присциллы рим


Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

– Salik.biz

Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 годАппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).



Аппиева дорогаАппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Аппиева дорога. Гробница Цецилии МетеллыАппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Рекламное видео:


Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Аппиева дорога. Гробница Илария ФускаАппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Катакомбы присциллы рим

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:


Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.


Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы присциллы рим

Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


Катакомбы Святого КаллистаКатакомбы Святого Каллиста

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Катакомбы Святой АгнессыКатакомбы Святой Агнессы

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».


Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.


Катакомбы присциллы рим

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

Катакомбы присциллы рим

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.


Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, ИталияТитулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Катакомбы присциллы рим

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.


Катакомбы присциллы рим

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Катакомбы Святого СебастьянаКатакомбы Святого Себастьяна

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.


Катакомбы ДомитиллыКатакомбы Домитиллы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Катакомбы ПрисциллыКатакомбы Присциллы

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Катакомбы присциллы рим

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:


якорь — образ надежды (является опорой корабля в море);

голубь — символ Святого Духа;

феникс — символ воскресения;

орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

агнец — символ Иисуса Христа;

лев — символ силы и могущества;

оливковая ветвь — символ вечного мира;

лилия — символ чистоты;

виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Катакомбы присциллы рим

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.


Катакомбы присциллы рим

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Источник: salik.biz

Катакомбы Присциллы находятся на улице Салариа возле парка Вилла Ада. Это христианские и языческие подземные захоронения II-IVвв. в Риме, состоящие из двух уровней и представляющие собой лабиринты. Катакомбы интересны своими росписями, которые не уступают лучшим образцам позднейшего религиозного искусства. Нынче Катакомбы Присциллы являются открытым и охраняемым памятником культуры, который каждый год посещает множество туристов и паломников со всего мира.

История возникновения

Эти подземелья были названы в честь жительницы Рима Присциллы из семьи консула АкилияГлабрия. В Iвеке нашей эры эта семья владела большими землями, впоследствии на них были образованы катакомбы. В самом начале развития христианства эти катакомбы использовались как места для захоронений и считались священными. В стенах подземелья для погребений проделывались прямоугольные углубления разной величины, и зачастую для одного умершего, реже для двух и более. Некоторые источники говорят, что здесь похоронены многие верующие, в том числе и Присцилла,  которые были казнены за свои религиозные взгляды. Катакомбные кладбища обычно обслуживали служители погребальных обрядов, артели могильщиков и возможно, что они тогда жили там. В других помещениях собиралась община для литургии, поминовения усопших и совместной трапезы. Поскольку в первые века христианства церковь была гонима, христиане часто устраивали в подземелье молитвенные места, которые были отмечены соответствующими рисунками. Именно здесь сохранились примеры самого раннего христианского изобразительного искусства. Так как вначале V века христианство было признано как государственная религия, катакомбы стали пустеть. В новые построенные церкви, музеи, базилики переносили саркофаги, скульптуры и рельефы, а также останки усопших.

Архитектура

II – IV века отмечаются, как период катакомб. В этих подземельях действовали разные религиозные обряды, и это со временем определило тематику катакомбной живописи, где главными темами стали воскрешения из мёртвых, образы святых и эпизоды из Священного Писания. Именно в катакомбах Присциллы было сохранено самое раннее известное изображение Девы Марии с младенцем на руках, а рядом с ней стоит пророк, который указывает на ярко светящуюся звезду в ночном небе. В галерее есть помещение, которое привлекает внимание –  это «комната женщины в белой вуали». На размещённой здесь фреске главной фигурой является молодая женщина  в красном платье и белой вуалью на голове, и здесь же отображены эпизоды из её жизни. Эта роспись датируется второй половиной третьего столетия и представлена в хорошем состоянии.  В катакомбах Присциллы существует также большое греческое захоронение. Это почитаемое место называется Греческая капелла, на её стенах сохранились надписи на языке греков. В то время здесь проходили поминальные трапезы, проводившиеся членами общины после похорон своих собратьев. На это указывает длинная скамейка, на которой располагались христиане, а также различные фрески, которыми украшены стены. Здесь можно увидеть знаменитые изображения «Христианки» и «Тайной вечери», и другие эпизоды из Ветхого Завета.

Окрестности

Над подземным сооружением расположена базилика Святого Сильвестрио, которая  была освящена одним из Пап Римских.

Туристу на заметку

Катакомбы Присциллы в Риме работают каждый день, кроме понедельника с 8:30 – 12:00 и с 14:30 – 17:00. Входной билет для взрослого человека 8 евро, для ребёнка, в возрасте 7-15 лет 5 евро.

Источник: www.turizm.ru

Катакомбы Присциллы в Риме



Catacombe-di-Priscilla-1К одним из самых популярных подземелий в Риме относятся катакомбы святой Присциллы (Catacombe di Santa Priscilla). Эти катакомбы были названы в честь мученицы св. Присциллы, которую казнили во времена правления императора Домициана и похоронили в катакомбах. Только в этих катакомбах у Вас появится возможность увидеть одно из первых изображений Богородицы Пресвятой. Конечно же, оно сохранилось достаточно плохо, но разглядеть можно. На стенах подземелья отчетливо видно еще несколько типов изображения Богоматери, например оранта.

Вход в катакомбы Присциллы в Риме находится недалеко от знаменитого парка «Вилла Ада». Если верить легендам, то здесь захоронены практически все мученики раннехристианского периода, которые прославляли новую религию. Если верить притчам, то катакомбы Присциллы были построены на одноименных землях в честь простой римской девушки. Во времена раннего христианства эти катакомбы считались главным местом для вероисповедания, но, несмотря на этот факт, о них очень быстро забыли и забросили, что, скорее всего и спасло их от разрушения мародерами. Благодаря этому, галерея достаточно хорошо сохранилась.

Catacombe di Priscilla Roma 3Несмотря на то, что большая часть саркофагов и различных скульптурных изображений с рельефами была перенесена в церквушки, на каждой стене отчетливо видно красивые фрески. Здесь даже имеется фреска с изображением Пастыря, который в раннем христианстве символизировался как Иисус Христос. Краски настолько яркие и качественные, что им могут позавидовать даже некоторые музеи нашего времени.

Одним из наиболее выразительных помещений катакомб Присциллы в Риме считается «Комнатка девушки в вуали». Фигурка женщины четко выделяется на фоне всего остального орнамента. Картина показывает сценки ее жизни, а в верхушке изображен Райский сад, где видны красивые голуби и другие птицы. Данное изображение находится в достаточно хорошем состоянии, потому что было сделано не так давно, как остальные.

Catacombe di Priscilla Roma 5В катакомбах располагается много ниш, в которых захоронены все известные люди. Над одной из них, можно отчетливо увидеть облик Девы Марии вместе с маленьким Иисусом. Рядом с ним изображение святого пророка, который указывает рукой на Вифлеемскую звезду.

В катакомбах также располагается не менее популярная «Греческая капелла», на стенах которой до сих пор виднеются письмена на греческом языке. Если верить легенде, то в этом помещении собирались люди для проведения поминальных обрядов. Этот факт подтверждается благодаря наличию длинной скамейки по центру помещения. Фрески также в полной мере характеризуют данное помещение, здесь даже есть изображение всем известной «Тайной Вечери» и некоторые сцены из Старого Завета.

Где находятся катакомбы и как к ним добраться



Найти данное место простому туристу не составит никакого труда. Ориентиром для Вас будет выступать старинная дорога Соляная. Сами же римские катакомбы святой Присциллы располагаются под землей двумя этажами. Первый этаж рассчитан на верующих христиан, а второй построен для языческих вероисповеданий.

Как добраться до катакомб

  • К данному место можно добраться на метро Piazza Bologna, которое доставит Вас прямиком к нужному адресу Via Salaria 430.
  • Если по каким-либо причинам у Вас не получается осуществить поездку на метро, то можно также добраться до катакомб и с помощью автобусов №86, 92 и 310. Ехать нужно прямиком до остановки Piazza Crati, оттуда немного пешком до места назначения.

Катакомбы Присциллы на карте Рима:

Источник: travelermap.ru

Возникновение римских катакомб

Подземные захоронения в Древнем Риме возникли еще при язычестве. Первые погребальные галереи появлялись на территориях приватных земельных владений еще в 1 веке до нашей эры. Зажиточные семьи могли себе позволить соорудить отдельную усыпальницу, предназначенную для захоронений не только членов семьи, но и своей прислуги. Естественно, склепы последних располагались в отдельной камере, но они все же были соединены с основной узким проходом.

Одна из самых крупных подобных кубикул насчитывает более семидесяти могил, расположенных в несколько рядов.

Катакомбы Рима, подземелья Рима, подземный Рим, древний Рим

С приходом христианства, обычай хоронить усопших в катакомбах не утратил свое значение, а наоборот. Именно подземные галереи стали практически единственным местом погребения первых великомучеников и жертв гонений при языческих императорах во II-IV веках н.э.

При Константине Великом, когда преследования по религиозным мотивам были прекращены и начали возводиться первые христианские храмы, в катакомбах получила свое распространение традиция совершения обряда литургии и поклонения мощам святых.

Помимо кубикул, в римских катакомбах найдены так называемые гипогеумы, предназначение которых до сих пор остается неизвестным, а также небольшие помещения для поминальных трапез и широкие залы для проведения всевозможных собраний.

Катакомбы Рима, подземелья Рима, подземный Рим, древний Рим

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Катакомбы Рима, подземелья Рима, подземный Рим, древний РимМногие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Исследования и раскопки в катакомбах

Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.

Катакомбы Рима, подземелья Рима, подземный Рим, древний Рим

В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.

Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.

Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.

Катакомбы Рима, подземелья Рима, подземный Рим, древний Рим

Римские катакомбы сегодня

На сегодняшний день в Риме, а точней в его недрах, насчитывают более шестидесяти катакомб, однако для посещения открыты всего несколько из них, остальные же закрыты для дальнейшего исследования и проведения работ по реконструкции.

Катакомбы Святого Каллиста

Одни из крупнейших раннехристианских захоронений, образующих сеть галерей, расположенных на четырех уровнях. Здесь находятся более 170 000 погребений II-IV веков. Особый интерес представляют собой хорошо сохранившиеся фрески, папская кубикула, крипта Святой Цецилии, а также пещера Святых Тайн.

Катакомбы Присциллы

Самые древние катакомбы Рима, находящиеся на глубине 35 метров и образующие три уровня захоронений, которых насчитывается порядка 40 000. Помимо христианских здесь находятся и языческие погребения, а также целая крипта, украшенная надписями на греческом языке.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы образованы из нескольких языческих фамильных склепов, предположительно принадлежавших императорской династии Флавиев. К концу IV века подземные захоронения представляли собой уже крупнейший некрополь, состоящий из четырех уровней, каждый из которых имел высоту 5 метров. На сегодняшний день Катакомбы Домитиллы представляют собой самое крупное подземное кладбище в Риме.

Территория, на которой располагаются катакомбы, в античные времена принадлежал некой Флавии Домитилле, о чем свидетельствуют обнаруженные эпиграфии и античные документы. Женщин с таким именем в I веке существовало две: первая являлась супругой римского консула 95 года Тита Флавия Клемента (внучатого племянника императора Веспасиана ), вторая же – сестрой императоров Тита и Домициана.

С античных времен катакомбы Домитиллы в Риме известны среди паломников как место поклонения святым Ахиллею и Нерею. Здесь же, согласно античным документальным источникам, покоятся останки Святой Петрониллы – дочери (вероятней всего духовной) Апостола Петра.

Катакомбы Рима: что хранят в себе неизведанные подземелья Вечного Города

Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро

Римские катакомбы, посвященные мученикам Марчеллино и Пьетро, на протяжении долгого времени хранили гробницы христианских святых, чьи имена они носят. Святые были обезглавлены по приказу императора Диоклетиана в 304 году и погребены в ямах, которые Марчеллино и Пьетро вырыли собственноручно перед казнью.

Катакомбы Рима: что хранят в себе неизведанные подземелья Вечного Города

Катакомбы Марчеллино и Пьетро, вместе с одноименной базиликой, мавзолеем Елены и остатками кладбища императорских конных телохранителей Equites singulares, составляют единый комплекс, известный с древних времен под названием «Ad duas lauros». Захоронения в данных катакомбах производили начиная со II века. На сегодняшний день подземное кладбище занимает площадь порядка 18 000 кв.м. и содержит огромнейшее число захоронений, точное число которых установить сложно. Ученые предполагают, что только в III веке на данном кладбище были погребены не менее 15 тысяч человек.

Катакомбы Святого Себастьяна

Здесь находятся как языческие, так и раннехристианские погребения. Хорошо сохранившие фрески и надписи раскрывают период перехода вероисповедания. Предполагается, что именно здесь были погребены апостолы Петр и Павел.

Катакомбы Святого Панкратия

Катакомбы Святого Панкратия, известные также под названием «Катакомбы Оттавилла», расположены на одноименной площади в Риме, в квартале Джаниколенсе и посвящены христианскому святому, пострадавшему за свои религиозные убеждения в 304 году нашей эры. Согласно легенде, Панкратий, прибывший в Рим из греческого города Фри́гия, отказавшись поклониться языческим богам, был обезглавлен. Его тело обнаружила в районе улицы Аурелия римская матрона по имени Оттавилла, которая похоронила мученика на небольшом кладбище, располагавшемся неподалеку.

Помимо Святого Панткратия, в катакомбах, носящих его имя, были захоронены Вера, Надежда, Любовь и их матерь София, почитаемые в христианской церкви в лике мучениц.

Катакомбы Понциано

Еще одни римские катакомбы, заслуживающие интерес, расположены по улице Портуензе, в подземельях холма Монтеверде. Они названы по имени человека, являвшегося владельцем данной территории в античные времена. Согласно предположениям исследователей, Понциано во времена правления императора Александра Севера (222-235) предоставил убежище Папе Каликсту I.

Катакомбы, состоявшие из нескольких уровней подземных галерей, имели также наземный некрополь. На сегодняшний день бóльшая часть катакомб Понициано в Риме не изучена и лишь один их уровень, датированный концом III-началом IV века, доступен и не представляет опасности.

Одним из самых любопытных помещений катакомб Понциано, является так называемый «подземный баптистерий», представляющий собой уникальный элемент гипогеального (т.е. подземного) римского кладбища.

Катакомбы присциллы рим

Катакомбы Коммодилла

В квартале Остиензе, по улице Сэтте Кьезэ (via delle Sette Chiese), находятся катакомбы Коммодилла, обнаруженные в 1595 году археологом Антонио Бозио. Римское подземное кладбище, имеющее три уровня захоронений, использовалось по назначению в VI веке нашей эры. Наиболее интересным с археологической точки зрения является центральный уровень, представляющий собой античную шахту по добыче пуццола́на, переоборудованную под фунеральные нужды. Здесь же располагается и небольшая подземная базилика, посвященная мученикам Феликсу и Адавкту, пострадавшим при Диоклетиане. Высоким художественным интересом обладают фрески кубикула Леонэ (ит. cubicolo di Leone). Погребальная камера влиятельного римского военачальника второй половины IV века украшена росписями с библейскими сюжетами.

Источник: 39rim.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.