Львиные ворота в микенах краткое описание


К западу от Афин расположилась колыбель древнегреческой цивилизации – полуостров Пелопоннес. Именно в эти края устремляются путешественники, желающие прикоснуться к частичке Античной Греции. Здесь находится и знаменитая Олимпия, и славная Спарта, и монументальный театр в Аргосе, и загадочные Львиные ворота в Микенах, о которых сложено немало интересных легенд. О них сегодня и поговорим. Расскажем, как выглядели Львиные ворота в Древних Микенах, с какой целью они были построены и какие тайны скрывает в себе это сооружение.

История Микен и Львиных ворот

Культура и история Греции неразрывно связана с мифологией. Древний мир наделял свои сооружения особым предназначением и связывал с божествами или известными героями. Имели свою легендарную подоплеку и античные Микены, которые находились на северо-востоке Пелопоннеса, между Аргосом и Коринфом.

По преданию город построил Персей, сын правителя Олимпа Зевса и Данаи, дочери аргосского царя. Герой этот прославился в своем Отечестве победой над медузой Горгоной и спасением царевны Андромеды. Закладывая новый город, Персей призвал на помощь циклопов (одноглазые великаны), которые возвели монументальную городскую стену длиной в 900 м, высотой в 12 м и толщиной свыше 8 м.


Львиные ворота в микенах краткое описание

Здесь стоит отметить, что греческие поселения делились на две части: верхний и нижний город. Верхняя часть (где проживала знать) располагалась на холме, за что и получила название акрополь. От нижнего города его отделяла специальная стена, за которую не могли заходить простолюдины. Именно эту стену из огромных известняковых глыб весом в 5 тонн и возвели циклопы.

Причем все блоки ничем не скреплены, а держатся за счет собственного веса. С тех пор такой тип кладки стен носит название циклопический.

Соответственно величию крепостной стены необходимо было оформить и городские ворота. Они выложены из массивных камней, а верхняя кладь для правильного распределения нагрузки сделана по наклонной. Так в центре сооружения появилось место знаменитому постаменту: львы, стоящие у колонны, грозно встречают входящего в город.


Львиные ворота в микенах краткое описание

Львиные ворота в микенах краткое описание

Львиные ворота в Микенах – особенности памятника

Итак, вход в окруженные стеной Микены венчают ворота с барельефами львов. Сквозной проем в виде правильного квадрата образуют три известняковые плиты, перекрытые верхним блоком – притолокой весом в 20 тонн. С каждой стороны проема под скошенным углом расположены еще по 3 малых каменных блока. Образовавшуюся в центре пустоту заполняет фронтон, на который нанесены Микенские Львиные барельефы.

Все камни стены подгонялись друг к другу и тщательно шлифовались. Способ обработки материала до сих пор занимает умы ученых. Дело в том, что камень был сверлен и пропилен, отверстия эти хорошо видны и на оставшихся руинах. Чаще других высказывается предположение о возможном наличии у микенской цивилизации инструмента, функционирующего по типу дисковой пилы. Эту гипотезу подтверждают следы пилы на постаменте и пропил на антаблементе.

Также оставшиеся части креплений свидетельствуют о том, что ворота закрывались дверными ставнями. Их материал достоверно неизвестен, поэтому остается только предполагать. По сравнению с Европой, в Греции железо использовалось редко поэтому, судя по типу оставленных отверстий, створки ворот были деревянными.


Львиные ворота в Микенах достаточно хорошо сохранились до наших времен. Не уцелели только головы львов. По предположениям археологов, они были изготовлены из другого материала, который разрушился в результате естественного течения времени. Но есть и другое мнение: считается, что головы львов были отлиты из золота и украдены в период упадка микенской цивилизации.

Львиные ворота в микенах краткое описание

Львиные ворота в микенах краткое описание

Необъяснимые тайны Львиных ворот

Изображение львов на барельефе – источник споров и мистических предположений, поскольку достоверно неизвестно не только предназначение фронтона, но и технология, с помощью которой сделаны львы и оборонительная стена. После раскопок остаток Микен археологи долго изучали найденные артефакты, в результате чего сложились три основные теории происхождения Львиных ворот.

Сокровищница

В 1870 году немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках города наткнулся на захоронения, в которых помимо останков хранились посмертные маски, античные украшения и оружие. Находка стала настоящей сенсацией: человеческие останки принадлежали знаменитому Агамемнону и его воинам. По преданию этот правитель покорил Трою и вывез ее сокровища в Микены.


Интересно, что артефакты античности были обнаружены прямо под Львиными воротами. Это наводит на мысль о том, что сооружение несло культовую нагрузку. Гипотезу подтверждает и дорога, ведущая к воротам, так как на протяжении пути размещены шахтовые гробницы. К этим местам не мог быть допущен простой люд, за чем зорко и следили грозные львицы.

Алтарь

Ученые, ценящие мистику, таинственные исследования и запретные догмы, склонны видеть в Микенских львах религиозный символ. Колонна воплощает в себе Великую минойскую богиню, а львы – ее преданные слуги и верные защитники. Изображение Богини над городскими воротами символизировало ее покровительство и защищенность города высшими силами.

Таким образом, эта теория награждает ворота свойствами защитного оберега или амулета. По предположению сторонников данной версии, львы были призваны отвести беды, зло и несчастья от акрополя.

Городские стражи

Как бы там ни было, большая часть исследователей склонна к практичным предположениям, а не к конспирологическим догадкам. Поэтому более распространена версия о том, что изображения львов использовались в качестве «устрашающего» эффекта. Головы животных были повернуты прямо на входящего, и грозный взгляд зверей должен был присмирить путника.

Существует еще одно простое предположение – львы, как благородные и царственные животные, всего-навсего считались гербом правящей династии. Поэтому их изображение и было размещено на входе в город.


Распространены и другие версии о предназначении Микенских Львов: каждый экскурсовод рассказывает туристам свои легенды об этом древнем артефакте. Кроме того, ученые бьются в догадках и о технологии строительства. Как добывались каменные блоки? Чем и как перемещали многотонные камни? Какие инструменты и способы обработки использовались в микенской цивилизации? Ответы на все эти вопросы таят в себе остатки античных сооружений, и разгадать их современному человечеству пока не по силам. Или просто еще не наступил тот час.

https://youtu.be/w6FfyZ3Bx5c

Источник: dzadziki.com


Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости.

Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали “циклопической”, — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни.

Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длилась годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в “Илиаде”, где также миф переплетается с историей.


Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э. 

Эпические сказания, вошедшие в “Илиаду” и “Одиссею”, слагались на протяжении столетий — в основном в Х-VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений —- не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий.

Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно “Илиаде”, царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой.

Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок.


…Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.Там представил он землю, представил и небо, и море,Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.Все прекрасные звёзды, какими венчается небо…
(Текст «Илиады» в переводе Н. И.Гнедича)

Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и “Трудные споры мужей разрешает”, а их дочь, “юная стройно-высокая” царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в “одушевленные орудия”. Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае.

В эпoxу, когда слагались сказания, вошедшие в “Илиаду” и “Одиссею”, не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друrа.


Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства. в общем похожего на искусство неолита. 

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Источник: likbez-a-m.livejournal.com

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости.


Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали “циклопической”, — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни.

Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длилась годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в “Илиаде”, где также миф переплетается с историей.

Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э. 

Эпические сказания, вошедшие в “Илиаду” и “Одиссею”, слагались на протяжении столетий — в основном в Х-VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений —- не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий.

Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно “Илиаде”, царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой.

Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок.

…Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.Там представил он землю, представил и небо, и море,Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.Все прекрасные звёзды, какими венчается небо…
(Текст «Илиады» в переводе Н. И.Гнедича)

Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и “Трудные споры мужей разрешает”, а их дочь, “юная стройно-высокая” царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в “одушевленные орудия”. Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае.

В эпoxу, когда слагались сказания, вошедшие в “Илиаду” и “Одиссею”, не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друrа.

Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства. в общем похожего на искусство неолита. 

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Источник: likbez-a-m.livejournal.com

Львиные ворота в Микенах

Жемчужина «златообильных Микен»

На обложках многих учебников «История Древнего мира», долгое время красовалась фотография загадочных Львиных ворот в Микенах, поражающих воображение своей сокровенной монументальностью. Чтобы приоткрыть завесу таинственности, следует пролистать малоизвестные страницы истории грандиозного сооружения древности.

Нетленное мастерство древних мастеров

Крепостные ворота Микенского акрополя были сложены в XIII века до нашей эры и стали украшением, расширенной в середине столетия стены оборонительного укрепления, центра Ахейской цивилизации древности. Четыре известняковых монолита составляют основу конструкции, увенчанной двадцатитонной притолокой. На притолоке помещается треугольная плита фронтон, размещена между выступами крепостных стен.

Проем Львиных ворот имеет форму правильного квадрата, с трехметровой длиной сторон. Когда-то в нем были устроены деревянные створки, о чем свидетельствуют углубления на боковых стенках. Барельеф с изображением львов, венчающий ворота дал название сложной каменной конструкции, являющийся образцом античной монументальной скульптуры.

Украшают фронтон, высеченные в твердом известняке барельефы двух, повернутых друг к другу и стоящих на задних лапах львов. Головы зверей не сохранились, по виду остатков креплений они были сделаны из дорогого материала. Вероятно, львиные морды должны были вселять ужас во врагов, пытавшихся штурмовать город. Есть версия, что ворота венчает династический герб рода Атридов, правивших Микенами в пору их возведения.

Львиные ворота в мифическом ореоле

Неподражаемое архитектурное сооружение, известное по всему античному миру нашло отражение в древнегреческих мифах. Согласно легендарным повествованиям, к основанию Микен приложил руку герой Персей, сын Зевса и аргосской принцессы Данаи. Для строительства города он привлек циклопов, сложивших из гигантских каменных глыб стены и Львиные ворота, поэтому подобная кладка называется «циклопической».

На смену роду Персея пришли потомки Пелопса. Среди них выделяется своей славой «героя Троянской войны» царь Агамемнон. Он был убит по возвращении домой, женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. По преданию, убийцы, после преступления бежали из Микен через Львиные ворота.

Необъяснимые тайны памятника

На первый взгляд, львиные ворота являлись элементом городской фортификационной линии. Но если судить по характеру прилегающей местности и конструктивным характеристикам сооружения, то можно говорить про малую оборонительную ценность ворот. Вероятно, уникальный архитектурный артефакт имел еще какое-то скрытое предназначение.

Знаменитую золотую погребальную маску «царя Микен», экспедиция Генриха Шлимана откопала под воротами, в гробнице Агамемнона, забитой драгоценными артефактами. Это, и другие уникальные, нетипичные для греческой архаичной культуры захоронения задают больше вопросов, чем рассказывают про историческую эпоху.

Исследователи предполагают, что проход через ворота был доступен ограниченному числу посвященных людей. На это указывают, священные для жителей Микен, шахтные могилы, расположенные вдоль дороги, ведущей к воротам. Почему и зачем микенские ахейцы создали такой мемориал археологи не могут объяснить до сих пор.

Потрясающие исторические ландшафты Греции, представляют из себя «туристический рай» современности. В этом «раю», по праву выделяются величественные и таинственные Львиные ворота, способные потрясти и заворожить любого, кто собственными руками может прикоснуться к вечности в «златообильных Микенах», одном из стержневых центров цивилизации древней Эллады.

Источник: www.istmira.com

Микены и Львиные ворота

Микены и Львиные ворота

Микенская эпоха отсчитывается от 2 тысячелетия до н.э. Центр культуры этой цивилизации находится в древнейшем городе Микен, руины которого сохранились на территории современной Греции. По преданиям город построил сам Персей.

Микены и Львиные ворота

Величие, размах, размеры руин, дошедшие до наших дней, не оставляют сомнений в правдивости этого предания. Древний город построен из впечатляющих каменных глыб на огромной высоте над уровнем моря. Считается, что его построили циклопы, поэтому любые постройки из грубого, неотесанного камня больших размеров позже получили название циклопическими.

Микены и Львиные ворота

Стена вокруг микенского акрополя возводилась примерно в XIII веке до нашей эры. Вход в город охраняют ворота, получившие название львиных. Над гигантским каменным проемом, который, по мнению историков, закрывался деревянными воротами, расположится треугольный фронтон с изображением фигур двух львов. Головы львов не сохранились.

Микены и Львиные ворота

Предполагается, что головы были изготовлены из другого материала и разрушились со временем. Львы смотрели на входящего и внушали ему страх. Но не только устрашающей и декоративной была функция этой треугольной части над воротами. Львы выполнены их более легкого материала, чтобы не создавать нагрузки на проем ворот.
Львиные ворота относятся к древнейшим архитектурным памятникам микенской культуры. До этого фронтона микенами были освоены лишь скульптуры небольшой высоты.
На территории древнего города находилась сокровищница, большая часть материалов которой передана в Афинский музей.

Микены и Львиные ворота

Здесь были найдены украшения, посуда, погребальные маски, дощечки с письменами. Под сводами акрополя находился «Источник Персея» — цистерна глубиной 18м, в которой накапливалась вода, поступавшая сквозь каменную кладку в питьевой колодец.

Микены и Львиные ворота

Источник: gidvgreece.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.