Антонио канова скульптуры


Отзывы современников об Антонио Канова только восхищенные. Итальянцы считают его «министром красоты», уникальным человеком, подарившим Риму невероятно красивые произведения искусства. Антонио Канова увековечил неоклассицизм на улицах Рима. Уникальный скульптор Антонио Канова создавал шедевры в конце XVIII и начале XIX века.

В судьбе скульптора Антонио Канова всегда принимали участие престижные покровители, среди них звучали фамилии Габсбургов и Бурбонов, произведения мастера прославили его по всему миру. Самыми известными считаются скульптурные композиции «Паолина Боргезе», «Амур и Психея», «Тесей, восседающий на Минотавре», «Три грации», владеют уникальными шедеврами музеи Ватикана и Рима, Венеции и Неаполя. Практически в каждой европейской столице можно увидеть в музейных залах работы Антонио Канова.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.


Творчество Антонио Канова

Антонио Канова родился в провинции Тревизо, в коммуне Поссаньо. 1 ноября 1757 года семья потомственных каменотесов была счастлива, появился на свет их сын Антонио. Пьетро Канова умер рано, сыну тогда исполнилось всего четыре года. Анжела Фантолини, мать Антонио Канова, выйдя замуж во второй раз, отдала ребенка на воспитание деду по отцу Пазино Канова. Имевший во владении каменный карьер и мастерские, в которых из камня изготавливали статуи и барельефы, дед постарался привить внуку любовь к делу своей жизни. И ему это удалось сполна. Пазино Канова познакомил Антонио с выдающимся скульптором Джузеппе Бернарди (1694-1773), научившим мальчика основам ремесла.

«Орфей» и «Эвридика»

В 1774 году Антонио Канова открывает собственную мастерскую в Венеции. Первыми изделиями, которые приносили доход скульптору, стали бюсты знатных венецианских особ. Именно тогда Антонио Канова создает две скульптуры, которые стоят в ряду лучших творений мастера. «Орфей» и «Эвридика» принесли молодому Антонио Канова славу одного из лучших скульпторов. В 1776 году скульптуры были представлены на ежегодной ярмарке венецианского искусства и высоко оценены зрителями. Сейчас эти скульптуры можно увидеть в Музее Коррер, в Венеции.


«Орфей» и «Эвридика»

Дедал и Икар

Успех принес скульптору и новые заказы, так прокурор Пьетро Веттор Пизани стал владельцем красивой мраморной композиции «Дедал и Икар», подтвердившей невероятный талант молодого скульптора.

Признание профессионализма скульптора заключалось и в качестве предложения стать членом Венецианской академии художеств в качестве преподавателя, но Антонио Канова отказался. Поступок скульптора объясняется тем, что мастер хотел и дальше совершенствоваться, для этого необходимо был учиться самому и поэтому он задумал отправиться в Рим. Покинув Венецию, и после краткого пребывания в Болонье и Флоренции, 4 ноября 1779 года он прибыл в Вечный город.

Венецианский посол Джераломо Зулиана помогал Антонио в Риме, он занялся устройством талантливого мастера на учебу, открыл для него двери лучших римских художественных коллекций, поспособствовал тому, что Антонио посещал музеи Ватикана и Парижа без каких-либо затруднений. Антонио Канова не тратил время зря, плодотворную учебу он совмещал с путешествиями. Антонио гулял по Помпеям, которые раскопали к XVIII веку, открывал богатейшее наследие Древнего Рима.


В первой половине XVIII столетия в скульптуре главенствовал стиль рококо, который считался хоть и аристократичным, но при этом слишком заурядным и легкомысленным. Модное рококо стали менять на классический стиль, более привычный и в то же время основательный. Древнее искусство при всей старомодности давало возможность погружения в красоту искусства. Неоклассицизм, в итоге, во всех сферах искусства достиг полного триумфа. Страсть Антонио к изучению древнего искусства в сочетании со вкусами того периода времени и особым талантом скульптора, привели мастера к вершинам успеха в неоклассицизме.

Заказы для религиозных кругов

С 1783 года Антонио Канова создавал скульптуры по заказу пап и членов королевских семей. Заказы эти оплачивались очень хорошо, а Антонио Канова много путешествовал и работал практически во всех европейских столицах. При этом всегда выбирал Рим в качестве точки возвращения. Рим для Антонио был своеобразной отдушиной, местом, куда он любил приезжать всегда.

Созданные Антонио скульптуры стали пользоваться невероятной популярностью, заказов стало поступать очень много, и скульптор был вынужден набирать помощников и пользоваться новыми способами обработки мрамора. В 1796 году он писал, что «если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы».


Амур и Психея, Эрмитаж

Прославленный скульптор был приглашен даже в Россию, настолько популярен он был в Европе. Екатерина II звала Антонио Канова на должность главного скульптора, но он отказался. При этом подарил русской императрице великолепный подарок в знак благодарности за столь лестное предложение, мастер изваял вторую версию скульптурной композиции «Амур и Психея», сегодня она находится в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Амур и Психея, Эрмитаж
Амур и Психея, Эрмитаж

В 1805 году Антонио Канова был признан одним из лучших скульпторов Европы. Папа Пий VII назначил скульптора Генеральным инспектором по изобразительному искусству и древностям Папского государства. Через пять лет выдающийся мастер стал директором Академии Святого Луки в Риме.


Особенности стиля великого скульптора

У Антонио Канова свой стиль, узнаваемый среди тысяч других работ. Мастер в своих работах опирался на созданное веками до него древними греками и римлянами. Классическая мифология становилась основой работ скульптора. Так, «Персей» (1801) изображен как идеал мифического героя, созданный в полной гармонии внешних пропорций, четкости и плавного моделирования линий на гладких поверхностях из мрамора, выразительности форм.

Столь же гармоничными являются пропорции и других произведений, созданных Антонио в тот период. Например, творения рук Канова для семьи Бонапарта. Статуя Наполеона (1802-1810) и изящная фигура сестры императора – Полины Боргезе (1808). Наполеон из мрамора великолепен, сила и власть, воплощенные в камне, несут энергетику победоносного императора. Наполеон предстал в образе обнаженного римского императора, сохранившего черты в соответствии с классическими канонами мифологии.

Еще одна работа мастера, изобразившая Наполеона миротворцем, хранится сейчас в Лондоне.

Скульптуры напоминают работы мастеров древней Эллады, доводящих до совершенства сочетание форм, пропорций и изысканных деталей.

Три грации, Эрмитаж

Одно из самых известных своих произведений Антонио Канова создает в тот период, когда каждая его скульптура был ожидаемым культурным событием.


явления «Трех граций», создаваемых с 1813 по 1817 годы, публика ждала с нетерпением. Эта скульптура создана по заказу жены Наполеона Жозефины. Скульптурная композиция, созданная в стиле неоклассицизма, давала возможность полюбоваться женской красотой, воплощенной Антонио Канова в собственной интерпретации. Древние богини, олицетворяющие женские чары, стоят в не совсем привычной для древних скульптур позе. Богини стоят не лицом к зрители, а друг напротив друга, соприкасаясь боками, и объединены шалью, ниспадающей из рук одной из граций. Девушки стоят у жертвенного алтаря, где находится три цветочных венка, а также гирлянда, символизирующая нежность их связи. Потрясенные увиденным первые зрители говорили о том, что скульптор сумел воплотить в жизнь «красивее самой красоты».

Антонио Канова создал две версии прославившей его талант скульптуры «Три грации», одна находится в Эрмитаже. Эта версия была создана для Жозефины Богарне, жены Бонапарта. Вторая была заказана английским лордом Джоном Расселом. Эта скульптура выставлена в зале Лондонского музея Виктории и Альберта.

Три грации, Эрмитаж
Три грации, Эрмитаж

Антонио Канова закончил жизненный путь в Венеции 13 октября 1822 года. Руки мастера сотворили немало красоты из камня, идеальные пропорции, линии и формы очаровывали современников скульптора. Практически весь XIX век влияние работ Антонио Канова на классическую скульптура было велико. Однако в конце этого же столетия его работы оказались резко критикуемыми за безжизненность изображения и подражание древним лишь в расчете на богатое вознаграждение. Такие отзывы на работы скульптора Антонио Канова стали главенствовать и продолжались до начала XX века, однако более объективные исследования всего неоклассического движения восстановили репутацию скульптора, обозначив его талант как хорошо отшлифованный алмаз, блеск которого он пронес через всю свою жизнь.

Творения Антонио Канова, находящиеся в Риме

Антонио Канова Рим очень любил и всегда рад был оказаться в Вечном городе хотя бы ненадолго, казалось бы, город должен хранить множество его работ, но это не так.

Геракл и Лика

Скульптурная композиция, посвященная мифическим персонажам, описанным в «Матаморфозах» Овидия, находится в Риме. По мифологическим преданиям Геракл надел тунику, которую подал ему слуга Ликас, и оказался настолько безумным от боли, что бросил мальчика в Эвбойское море. Ведь туника была пропитана отравленной кровью кентавра Несса. Антонио Канова заставляет поверить в реалистичность случившегося, воплотив в камне буквально каждую секунду страдания Геркала и ужас в глазах его слуги Ликаса.


Геркулес и Ликас находятся в зале Национальной галереи современного искусства в Риме.

Заказчиком этой скульптурной композиции был Онорато Гаэтани дель Акилой из Арагона в 1795 году, но скульптор целых двадцать лет доводил её до совершенства. В 1800 году она еще не была завершена, но продана банкиру Джованни Торлония, позже скульптор работал с ней, оттачивая каждую деталь. В 1815 году она была помещена владельцем в экседре дворца на вилле Торлония.

Паолина Боргезе

Скульптурный портрет полуобнаженной Паолины Боргезе, в образе Венеры лежащей на ложе, был создан в период между 1804 и 1808гг. Паолина Боргезе славилась своей красотой и великолепными формами, ей восхищались современники. Говорили, что скульптуру Антонио Канова создавал не только руками, но и сердцем. Паолина Бонапарт была замужем за знатным дворянином, имевшим аристократическое происхождение. Законченная мастером работа вызвала немало разговоров среди увидевших одно из лучших произведений скульптора.

Изображать без одежды представителей аристократии считалось верхом неприличия, а героиня скульптуры лежала полубнаженной. Были и подозрения в том, что позировала Паолина скульптору именно в таком же виде. А ведь композиция заказывалась Камилло Боргезе в качестве свадебного подарка своей жене. Говорят, что перед смертью Паолина завещала не открывать гроб с её телом, а поставить скульптуру, чтобы все желающие почтить её память, запомнили именно такой её облик.


Скульптура Паолина Боргезе как Венера- Победительница располагается сейчас в Галерее Боргезе.

Антонио Канова: Полина Боргезе
Антонио Канова: Полина Боргезе

Интересный факт: после падения Наполеона скульптура была помещена в Палаццо Боргезе на Марсовом Поле и оставалась в апартаментах дворца до 1820 года, а потом Камилло решил убрать столь натуралистичную композицию с глаз долой. Ведь предприимчивые слуги стали пускать во дворец за деньги всех желающих увидеть прелести принцессы. В 1838 году статую поместили на вилле Боргезе, где она и находится до сих пор.


Триумф Персея

Эта скульптура Антонио Канова, заказанная его миланским другом Джузеппе Босси, изначально предназначалась для Форума Бонапарта в Милане (Foro Buonaparte), проект которого разработал архитектор Джованни Антонио Антолини в эпоху Наполеона. Но статуя была куплена Папой Пием VII в 1802 году, чтобы заменить находившуюся в Бельведере Апостольского дворца ценную древнегреческую статую Апполона, вывезенную французами в Париж.

Изображение героя мифов Древней Греции высотой более двух метров Антонио Канова создает в конце восемнадцатого века, работал над статуей Персея мастер около 4 лет. Скульптура располагается сейчас в Ватиканском музее.

Памятник Клименту XIII в Соборе Святого Петра

Антонио Канова нередко обращался в своих скульптурах к теме смерти и погребения, им создано достаточно большое количество похоронных памятников, например, для графа Витторио Альфьери (1749-1803), Папы Климента XIV, Марии Кристины Австрийской, известен и тот факт, что он создал монумент в память о друге Джузеппе Босси. Однако самой известной скульптурой этой тематики считается посвященная Карло Реццонико скульптурная композиция, изготовленная в 1783-1792 годах. Земляк-венецианец занимал папский пост во второй половине восемнадцатого века, именовался папой Климентом XIII.

Погребальная скульптура создана по всем канонам: имеет три уровня. На нижнем располалагется женская фигура с крестом в руках, а также фигура Гения смерти с находящимся у её ног львами, охраняющими дверь, ведущую в гробницу. Второй уровень – саркофаг, также выполненный по классическим канонам. На третьем размещается статуя Папы Римского, смиренно склонившегося в молитве со снятой с головы тиарой. Третий уровень изменил традицию изображать понтификов лежащими на надгробиях.

Гробница Папы Климента XIV

Гробница Папы Климента XIV

Появился заказ на гробницу для папы у скульптора благодаря торговцу Карло Гиорги, желавшему выразить почтение умершему понтифику за благодеяние, совершенное Папой в адрес заказчика. В 1783-87гг. скульптор работал, создавая мавзолей, с особенным ценным из каррарским мрамором и люмачеллой – особым видом ценных осадочных пород.

Сейчас эта скульптурная композиция размещена в базилике Санти Апостоли в Риме по адресу: Piazza Santi Apostoli, 51

Где находится дом Антонио Канова

Дом-студия Антонио Канова
Дом-студия Антонио Канова

В Риме можно зайти в дом, когда-то принадлежавший великому скульптору. Туристы нечасто знают о том, что в Риме на пересечении виа Колонетте и виа Антонио Канова есть дом знаменитого мастера неоклассицизма, внесшего неоценимый вклад в развитие мирового художественного искусства. Так как Канова жил в качестве венецианского посла при Папском государстве, ему были предоставлены в Палаццо Венеция комнаты для проживания.

В 1803 году он купил дом, а позже скульптор приобрел и стоящие рядом дома, владельцами которых были августинцы. Итогом этих покупок стала перестройка, подарившая мастеру великолепную мастерскую. Главный вход в простое и ничем непримечательное здание, наружные стены которого украшены многочисленными фрагментами архитравов, статуй и барельефов, можно найти со стороны Via delle Colonnette, 27.

Перед смертью мастерская и дом были переданы в наследство другу Антонио Д’Эсте, также скульптору, и его сыну Александру. В 1875 году здание выставили на аукцион, и через пять лет его приобрел римский живописец Аркимеде Транзи (Archimede Tranzi).

С 1912 года здесь разместился Союз художников об этом можно прочитать на памятной доске, появившейся здесь в 1917 году: «I GENNARO MMDCLXX QUI DOVE RIFULSE IL GENIO DI CANOVA EBBE DIMORA L’UNIONE DEGLI ARTISTI CHE CESSATA RICORDA». Интересно, что цифра на этой надписи – 1 января 2670 года, прописанная римскими цифрами, рассчитана от основания Рима и эквивалентна 1917. Сейчас в этом здании размещена галерея «Il Canovaccio».

Забронируйте номер в отеле Канова по ссылке заранее.

Ресторан-музей Канова-Тадолини

Рим хранит каждую деталь, связанную с именем великого скульптора Антонио Канова. Так, например, здесь существует кафе-бар и ресторан, расположенные в бывшей мастерской ученика знаменитого скульптора.

Ресторан-музей Канова-Тадолини

В январе 1818 года Антонио Канова, будучи уже заслуженным скульптором, арендовал на 150 лет помещение, находящееся между Виа дель Бабуино и Виа деи Гречи в Риме, это был щедрый подарок любимому ученику Адамо Тадолини. Мастер считал его самым способным своим учеником, поручал ему часто создавать копии великих произведений искусства. С 1818 по 1967 год Ателье Скульптуры на Виа дель Бабуино оставалось в распоряжении четырех поколений скульпторов, принадлежавших к семье Тадолини: искусство ваяния передавалось от отца к сыну как духовное наследие Антонио Канова.

Это интересно!

Самое важное, что хранится в мастерских, можно назвать общим определением – Время. Это подготовительные модели знаменитых шедевров, размещенных сейчас во всех уголках мира; неоконченные пробные варианты скульптур из мрамора и бронзы; анатомические изыскания мастера, а также, разбросанные как бы случайно ремесленные инструменты. Все это создает особую атмосферу, погрузиться в которую мечтает каждый собирающийся приехать в Вечный город путешественник.

Источник: Rometm.ru

В 1829 году в Риме Карл Брюллов выполнил акварель Сон бабушки и внучки, хранящуюся сейчас в графической коллекции Русского музея. Мы видим спальню, где на соседних кроватях спят девушка и старуха, а некое божество над ними навеивает обеим сны, причем бабушке снится что-то «про любовь», а внучка явно видит кошмар – в её сне просматриваются кладбищенские кресты и привидения.
Если бы речь шла о самостоятельном произведении графики или живописи, то эта брюлловская композиция выглядела бы избыточной. «Что за нелепое нагромождение фигур и сюжетов!» – мог бы заметить зритель и был бы, пожалуй, прав. Но всё дело в том, что этот акварельный лист Брюллова – иллюстрация. Его товарищ, молодой писатель Нестор Кукольник (которого сейчас практически забыли, а тогда многие ставили вровень с Пушкиным и Гоголем) написал романтическую новеллу «Психея». Новелла понравилась публике, Брюллов тоже был под впечатлением, в результате чего появился этот рисунок.
Артхив отыскал забытую новеллу Кукольника и фрагмент текста, который проиллюстрировал Брюллов.
Главный герой, профессор медицины Сильвио Теста повествует: когда он был совсем молодым доктором, его вызвала к своей внучке некая 60-летняя итальянка. Вот его рассказ:
“Все мое богатство… – говорила старушка, – единственная драгоценность – Гортензия. Я живу для нее. Она сирота. Отец умер в Неаполе, а дочь моя, мать Гортензии, перешла в вечность здесь, в Комо; вы, вероятно, видели мраморный памятник в церкви Св. Луки; мне прислал для него рисунок синьор Канова, когда он еще учился в Венеции. Я тотчас угадала в нем гения; мраморщики перепортили – но я им не простила и наказала по-своему…”
Я никак не мог понять, зачем зовут доктора, где больной, где опасность, к чему эта откровенность?.. Но вскоре все разрешилось… Тяжело и сладостно вспоминать эту ужасную встречу; о, прелестные, милые, очаровательные женщины, зачем вы не скрываетесь в монастырях и прямо из келий не идете к брачному обряду? Зачем на пути к этой единственной цели вы волнуете, волнуетесь, и все воспоминания свои наполняете жертвами, как аптекари свою библиотеку исполненными бесполезными рецептами!
Вошла, вбежала больная; румянец здоровья играл во всю щеку; черные, как смоль, волоса, в мелких косичках, скользили по белой одежде; черные большие глаза блистали ярко; стан высокий, стройный, гибкий, правильные черты – и, наконец, нечаянность… Не смейтесь, синьоры, – я влюбился. Влюбился с первого взгляда, влюбился так, что у меня потолок в глазах вертелся, влюбился так, что и бабушка улыбнулась, и внучка покраснела, так, что до сих пор не могу освободиться от этих докучных слез…
– “Вот больная!.. – с улыбкой сказала старушка. – Она всех ужасно перепугала; на меня нашел панический страх. За полночь Морфей раскинул свой маковый покров, и мы уснули. И я в свое время была не хуже Гортензии; и у меня были Нарциссы и Адонисы; но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вот там на стене, над моею кроватью; давно мы с ним расстались, но в продолжении тридцатилетней нашей разлуки с вечерними молитвами всегда сливалось и об нем воспоминание; так было и вчера. Только что я уснула и, представьте себе: гляжу, как будто наяву – и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха; он необыкновенно нежен и учтив: во всем Комо и кругом по озеру он считался первым щеголем, а в наше время нашествие французской моды сделало щегольство затруднительным и дорогим; пошли кафтаны à la Louis XIV, пошли мушки и фижмы; Каэтано, я думаю, половину произведений фабрики тратил на себя и невесту. Мы были уже на дружеской ноге, и я нередко позволяла себе делать замечания. Так и вчера… “Ах Каэтано, – говорю я ему… – опять новый костюм!” – а он, шалун, вместо ответа подает мне розу – и с такою улыбкою, просто из Гольдониевской комедии, я так и расхохоталась…”
Старушка в самом деле расхохоталась и закашлялась.
Все время я слушал ее, опустив глаза; теперь хотел воспользоваться удобною минутой, украдкой взглянуть на Гортензию, но не успел решиться, как старушка опять забарабанила:
“Не знаю, чем бы кончилось свидание с Каэтано, как вдруг слышу чьи-то стоны, крик, просыпаюсь и при слабом блеске лампады вижу: моя Гортензия лежит, вся скорчившись, в ужасе, совсем раскрылась; на лице видно, что ее тяготит страшный сон; не успела я приподняться, как она вскрикнула пронзительно и вскочила…
“Что с тобой, Гортензия?..”
“Где он?” – спросила она.
“Кто?”
“Мой мавзолей и эти ужасные барельефы?”
“Какие?”
“Ах, бабушка, что мне снилось! В этом углу двое мужчин ставили мне памятник! Я, мертвая, лежала уже в гробу, они хотели опустить меня в склеп; с ужасом вглядываюсь в мою гробницу; на ней, вместо барельефов, какие-то крылатые кони, скелеты, сказочные чудовища. “Не хочу!” — закричала я. – “Не хочешь?” – глухо застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться под саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…
“Представьте, синьор, мое положение! Гортензия – все мое богатство, единственная драгоценность; не успела она рассказать свой сон, как уже, разумеется, весь дом был на ногах, а Джакомо – на пути к доктору. С лишком час Гортензия не могла успокоиться, наконец, мало-помало затихла и уснула; но я тотчас оделась и до сей поры просидела у окошка. Благодаренье богу! Гортензия, как сами видите, теперь вне опасности; но я должна была, согласитесь сами, на всякий случай принять свои меры; а теперь не могла не рассказать подробно причины, по которой я обеспокоила вас и вместе приобрела приятное знакомство. Ваша готовность заслуживает полную мою признательность…”

Источник: artchive.ru

Творчество Антонио Канова

Антонио Канова появился на свет в Поссаньо (территория современной провинции Тревизо) 1 ноября 1757 года в семье потомственных каменотесов. Его отец Пьетро Канова скончался, когда мальчику было всего четыре года. Мать Антонио – Анжела Фантолини, вскоре вновь вышла замуж, а ребенка отдала на воспитание его деду по линии отца – Пазино Канова. В собственности последнего в то время находился каменный карьер, а также мастерские, специализировавшиеся на ваянии статуй и барельефов для алтарей. Именно дед открыл внуку мир скульптуры и привел его в мастерскую выдающегося итальянского скульптора Джузеппе Бернарди (1694-1773), ставшего первым учителем Кановы.

Уже в 1774 году Антонио основал свою мастерскую в Венеции. Здесь он начал работать над первыми портретными бюстами знатных венецианских особ. Самыми знаменитыми произведениями того периода считаются две скульптуры – «Орфей» и «Эвридика», впервые представленные в мае 1776 года на ярмарке венецианского искусства, ежегодно проводимой на Площади Святого Марка, и получившие высокую оценку. Сегодня эти произведения хранятся в Музее Коррер, в Венеции.
 
антонио канова, скульптуры антонио канова, орфей и эвридика канова
Благодаря этому успеху, молодой мастер получил новый заказ от прокурора Пьетро Веттора Пизани, заказавшего мраморную композицию «Дедал и Икар». Работа подтвердила талант скульптора и «освятила» его престиж как профессионала.

Источник: 39rim.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.