Иверон монастырь


Полуостров Афон – колыбель православия, манящая тысячи паломников своей намоленной и чудотворной атмосферой. На святых землях основано 20 монастырей, из них третьим по политической значимости, но первым по наличию православных реликвий считается Иверский монастырь. История этих стен насчитывает более 1000 лет, а слава о чудотворных святынях, хранящихся в здешних храмах, распространилась далеко за пределы Греции и Европы.

История монастыря Иверон

Иверский мужской монастырь (второе название Иверон) расположен на восточном побережье Афона.

Древнее предание гласит, что именно к этой части полуострова причалил корабль Богородицы. Пораженная красотами природы Богоматерь сошла на берег, и одновременно с ее первым шагом из земли неожиданно пробился целебный источник, воды которого бурно струятся и по сей день. Место это позже назвали Климентовой пристанью, и с ней будет связана еще одна важная и интересная история Иверского монастыря. Но обо всем по порядку.


Иверон монастырь

Возведение обители

Основание храма начал в 980 году грузинский дворянин Иоанн Иверский. Само слово «Иверия» – древнее обозначение Грузии. Название обители отдает дань не только своему основателю, но и всем его соотечественникам, участвовавшим в возведении святыни.

Иоанн Иверский и его сын в начале своего пребывания на Афоне служили у старца Святого Афанасия в Великой Лавре (поэтому сегодня эти монастыри побратимы). Они вели благопристойную жизнь и за свои добродетели заслужили уважение и благословение Святого Афанасия. Со временем все больше грузин стало прибывать на Афон в поисках монашеского приюта, так что в стенах Лавры становилось тесно. Тогда Иоанн принял решение основать отдельную обитель.

В результате переговоров грузинского царя и греческого императора, во владение грузинам перешли развалины древнего Климентова монастыря. На этом месте Иоанн и начал возведение новой обители. В строительстве ему помогал грузинский воин Торникий, который уже долгое время жил на Афоне и пользовался почетом у местных жителей. С финансовой стороной вопроса удалось совладать благодаря щедрым пожертвованиям царя Давида Куропалата и грузинского народа.

Строительство завершилось в 983 г. Первым настоятелем храма стал сам Иоанн, а после его смерти это место занял его сын. Расширение обители и возведение новых храмов продолжалось и после смерти основателей монастыря.


Легенда главной святыни

Самая древняя и легендарная реликвия монастыря – это Иверская икона Пресвятой Богородицы, она же Вратарница и Привратница. С этими названиями связана легенда о появлении иконы в стенах монастыря.

Иверон монастырь
Иверская икона Пресвятой Богородицы – Вратарница

История эта произошла возле города Никея в те времена, когда еще проводилась политика иконоборчества. Спасая образ Богоматери от неминуемой гибели, одна вдова с непрестанными молитвами на устах опустила его в морские воды, в надежде, что волны уберегут его и унесут подальше от берега. Икону действительно не нашли.

Спустя столетия, в 1004 г., образ Богоматери прибило к пристани недавно возведенного монастыря. Обнаружил благословенную находку старец Гавриил. Накануне к монаху явилась Богородица и наказала пройти по воде и перенести святыню в храм. Икона предстала перед старцем в ярком столпе света, простиравшемся до небес. Гавриил доблестно выполнил возложенные на него обязанности и поместил икону на алтарь.

Однако, на утро образ по неведомым причинам оказался над вратами обители. Икону возвратили на алтарь, но история с исчезновением вновь повторилась. Так продолжалось несколько дней, пока Богоматерь не явилась к старцу и промолвила:

Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.


Образ оставили снаружи, поместив его в специальный киот и закрепив над воротами. С тех пор икону прозвали Вратарницей. Сейчас Иверская икона хранится на внутренней территории Иверона в небольшом храме, расположенном слева от монастырских ворот.

Иверон монастырь
Иверский монастырь с высоты птичьего полета

Падение и возрождение Иверона

В течение двух столетий с момента основания обитель вела размеренную и спокойную жизнь, не подвергаясь никаким опасностям. Но в 1259 году это благополучие было нарушено нападением западных униатов. В результате их бесчинных действий были утоплены 200 монахов, а выжившие иноки попали в рабство.


Спустя 26 лет после этой трагедии обитель подверглась нападению латинян, а еще через 20 лет до монастыря добрались пираты-каталонцы. Последние и вовсе разоряли весь Афон на протяжении трех лет.

Череда бедствий и ограблений к 1500 году привела обитель в полный упадок: резко упало число монахов, накапливались многочисленные финансовые долги. Только к 1602 г., при помощи кахетинского царя Александра VI и пожертвований мирян, Иверон смог оправиться от нанесенных ему увечий. Для полной стабилизации ситуации потребовался еще век.

Очередную трагедию монастырь пережил вместе со всей страной во время войны с турками, разразившейся в 1821 году. Обитель сделала щедрые пожертвования на борьбу с захватчиками, поставив под угрозу свое собственное экономическое положение. Затем Иверон и вовсе был захвачен греками: к 1866 году на монастырских стенах не осталось даже ни одной грузинской надписи.

В этом же веке обитель дважды переживала крупные пожары – 1845 и 1865 года. Восстановиться после разрушительного огня монастырю вновь помогли многочисленные пожертвования.

Иверон – храмы монастыря

Иверский монастырь, расположенный на Афоне, представляет собой храмовый комплекс.

Главный собор Иверона, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был возведен в начале 11 века настоятелем обители Георгием. Первоначальная постройка продержалась до 16 века, когда была основательно перестроена. От первого храма сохранилась мраморная облицовка с надписью в честь основателя собора. Внутреннее убранство украшают фрески, написанные с 16 по 19 века.

Помимо основного собора в обители расположено еще почти два десятка параклисов (храмов), посвященных святым и великомученикам. Полный список храмов Иверского монастыря представлен в таблице.


Святителя Николая Чудотворца Святого Иоанна Богослова
Собора святых Архангелов Святого первомученика Стефана
Святых Константина и Елены Святых безсребренников Космы и Дамиана
Введения во храм Пресвятой Богородицы Воздвижения Креста Господня
Всех святых Святого Модеста
Святого Евстафия Святого великомученика Георгия
Святого мученика Неофита Святителя Спиридона
Преображения Господня Святого Дионисия Ареопагита
Часовня Иоанна Предтечи Часовня Богоматери «Вратарницы» (Портаитиссы)

К Иверону относится и скит Св. Иоанна Предтечи, обустроенный в 30 км от обители. Также на территории Иверского монастыря расположено множество келий и подворий.

Святыни и реликвии монастыря Иверон

Если сердце православия Святая гора Афон, то Иверский монастырь – его самое главное святилище. Даже Великая Лавра Афона и ее скиты не могут похвастаться таким количеством православных реликвий.

Большинство монастырских святынь находится в храме Иверского монастыря, посвященном Успению Пресвятой Богородицы. Среди прочих в соборе хранятся такие значимые для верующих реликвии, как:


  • части животворящего Креста Господня;
  • Хламида, Трость и Губа от Страстей Христовых (фрагменты);
  • частицы мощей Крестителя Иоанна, Праведного Лазаря, Святых апостолов Луки, Петра, Варфоломея еще 150 православных святых и мучеников.

Нельзя не отметить еще раз и знаменитую афонскую реликвию – Иверскую икону Пресвятой Богородицы. К ее чудотворным силам возносят свои молитвы тысячи прибывающих в эти места паломников.

Отдельного внимания заслуживает собрание книг иверского монастыря. В обители насчитывается свыше 2 000 рукописей, 20 000 редких печатных книг и 15 литургических свитков. Среди прочего монахи хранят древний пергамент с Евангелием, составленным в 8 веке, и экземпляр Евангелия, подаренный монастырю Российским правителем Петром I.

Также в библиотеке хранятся древние императорские документы, датированные 10-11 веками.


Паломничество на Афон в Иверский монастырь: как добраться и где остановиться

Сразу отметим, что греческие монахи запрещают женщинам посещать Афон и осматривать монастырские святыни. Попасть сюда могут только мужчины, и то после оформления специального разрешения. Подробно этот процесс описан в соседней статье про Святую гору Афон. Получив диамонитирион, необходимо сесть на паром от Уранополиса до порта Дафни, «морских ворот» на Афон.

Иверион расположен на восточном побережье и к его пристани паром не причаливает. Добраться до святого места можно по суше. Для этого необходимо сесть на рейсовый автобус из Дафни в Карие, который совпадает по расписанию с прибытием парома. Из Карие, столицы Афона, до Иверского монастыря часто ходит попутный транспорт.

Также добраться до Иверона можно и пешком. Расстояние от Карие до обители – 7,5 км. Но в этом случае вам потребуется опытный проводник. Если вы прибыли в другую обитель и теперь путешествуете по всем монастырям Афона, то осматривать Иверон лучше после посещения монастыря Филофей или Ставроникита. От них к Иверскому монастырю проложены удобные тропы.


Остановиться на ночлег можно в самом монастыре. Монахи не откажут путнику в приюте, но если Иверон основная цель вашего визита, то о ночлеге лучше договариваться заранее. Это можно сделать, связавшись с канцелярией по телефону (30-23770) 23643(-4-5-6). Питание и проживание на территории бесплатное, но лучше отблагодарить добродетельных старцев покупкой сувенирной продукции в местной лавке.

Источник: dzadziki.com

    Иверский монастырь или Иверон (греч. Μονή Ιβήρων / груз. ივერთა მონასტერი) — православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место. Находится на северо-востоке полуострова; основан в 980—983 году грузинами.

    Иверон — гр. принадлежащий Грузинам. Иберия (рус. Иверия) — Грузия. Название объясняется тем, что основателем и первым строителем монастыря был Иоанн Иверский. Из этой обители происходит почитаемая в России Иверская икона Божией Матери. Монастырь построен на средства грузинского царского дома Багратионов.

    Во второй половине 13 и начале 14 века Иверский монастырь на Афоне претерпевал серьезные бедствия: на него нападали и разоряли латиняне (в 1259 и 1285 годах) и каталанцы (в 1306 году). В результате этих событий было убито или пленено большое количество иноков, подвизавшихся в этом монастыре, а также утеряны различные ценности. Вплоть до конца 16 века Иверский монастырь находился в плачевном состоянии. В течение 17 века Ивирон был возрожден и восстановлен.


    Соборный храм Иверского монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. При монастырских вратах находится одна из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская. Построен соборный храм был грузинским монахом Георгием Варазваче, бывшим в течение долгих лет игуменом Иверского монастыря. Построенный изначально в начале 11 века, собор был перестроен в начале 16 века. От первого соборного храма осталась великолепная облицовка из мрамора, украшенная геометрическими узорами и надписью об основателе храма. Внутри храм украшен прекрасными фресками, относящимися к различным периодам (16-19 века).

    Во времена народного восстания греков за независимость против османского ига Иверский монастырь пожертвовал большую часть своих сокровищ на поддержание народной освободительной войны. Во время тех события в Ивироне проживал греческий национальный герой и мученик — Григорий V, Патриарх Константинопольский.

    До 1830 года Иверский монастырь был грузинским, а позже был захвачен греками.


и заменили в обители все надписи с грузинских на греческие в 1866 году. Но грузинские монахи еще продолжали подвизаться в этом монастыре, последний из грузинских монахов почил в 1955 году.
   Иверон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. Чудотворная икона Вратарница, почитаемая с IX века, также находится в Ивероне.
    Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.

    В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников.

Источник:
#Греция@medieval_architecture

Источник: sergeyurich.livejournal.com


Иверон монастырь Иверон монастырьИверон монастырь

Иверон монастырьИверский монастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, в старой бухте «Климента», с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. Обитель, в ее нынешнем виде, была основана в конце X в. на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Согласно иверийским (грузинским) источникам, после разрушения арабскими пиратами монастырь был восстановлен в X в. Иоанном Торникиосом, бывшим советником грузинского царя Давида, отказавшимся от светской карьеры, чтобы стать монахом. Он принял постриг в Македонии, потом перебрался на Афон, где стал одним из учеников преподобного Афанасия.

С момента своего основания монастырь назывался всегда Иверон (принадлежащий иверийцам), но указом Патриарха от 1357 г. он был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью.

Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине XI в. В XVI в. его реставрировали. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, возможно, является Феофон Критский. В соборе еще имеется 16 маленьких часовен. Его притвор украшен фресками с изображением дохристианских греческих философов, так же как и трапезная Великой Лавры.

Иверон монастырьПри входе в обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» («Вратарница»), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери. Так чудесным образом пришла на Афон по морю Иверская чудотворная икона. Инок монастыря прп. Гавриил (память 25 июля), по повелению Богородицы, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону, после чего ее поставили в храме. Однако на следующий день образ оказался не в храме, а над вратами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла прп. Гавриилу Свою волю, сказав, что не желает быть хранимой иноками, но Сама хочет быть их Хранительницей. После этого икона была поставлена над монастырскими воротами, от чего и получила название «Портаитисса» («Вратарница»).

Преподобный Нил Мироточивый (память 25 ноября) предсказал особое значение для иноков Афона присутствия на Святой Горе Иверской иконы. «Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, – открыла ему Сама Царица Небесная. – Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах». И афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

В соборном храме Успения, кроме Честного Древа, губы и трости, через которые поруган был Господь от иудеев, находятся части св. мощей: св. Иоанна Предтечи, апп. Петра, Луки, Варфоломея, вмч. Феодора Стратилата, свт. Василия Амасийского, свт. Михаила Синадского, вмч. Пантелеимона, мц. Фотинии Самаряныни,  свт. Василия Великого, вмч. Георгия, свт. Иоанна Златоуста, безсрр. Космы и Дамиана, первомуч. Стефана, свт. Афанасия Великого, вмч. Меркурия, свт. Иоанна Постника, патриарха Константинопольского, прмч. Стефана Нового, свт. Епифания Кипрского, прп. Макрины, сщмч. Киприана; главы прп. Иерофея Иверского, мч. Феодора Пергийского, мч. Никиты; часть главы мч. Фотия; миро вмч. Димитрия Солунского.

Кроме соборного храма Успения, в обители есть параклисы:

  1. святителя Николая Чудотворца
  2. собор Св. Архангелов
  3. Св. Предтечи Иоанна
  4. Богородицы Вратарницы
  5. Введения
  6. Св. Евстафия
  7. Св. первомуч. Стефана
  8. Св. Константина и Елены
  9. Преображения Господня
  10. св. Иоанна Богослова
  11. Всех Святых
  12. Св. великомуч. Георгия
  13. безсребренников Космы и Дамиана
  14. Воздвижения Креста
  15. Св. Спиридона
  16. Св. Дионисия Ареопагита
  17. Св. муч. Неофита
  18. Св. Модеста
  19. Преображения Господня.

Иверский монастырь является обладателем одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотеки, в которой хранятся 2 тыс. старинных рукописей и около 13 тыс. томов книг. Среди них есть Евангелие VIII в., Евангелия XII-XIV в.в., написанные на пергаменте.

Помимо 11 кафизм, 26 келий и множества подворий, Иверскому монастырю принадлежит также скит св. Иоанна Предтечи, расположенный в получасе ходьбы на запад от монастыря. Скит, основанный в 1730 г., состоит из восьми калив.

Близ Иверона находится келия с церковью св. Иоанна Богослова, в которой богослужение совершается на грузинском языке.

Расстояние от Кареи до Иверского монастыря – 7 км.

Престольный праздник — 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы.

Тел.    (30-23770) 23643(-4-5-6) (канцелярия отвечает на звонки с 12.00 до 14.00).
Факс. (30-23770) 23248.


 

Чтобы совершить паломническую поездку в монастырь Иверон и другие монастыри Афона
Свяжитесь с нами! (наши контакты)
Мы рады будем ответить на Ваши вопросы и проконсультировать о наших услугах.

Источник: afon-ellada.ru

Использованные материалы

  • Страница сайта греческой православной паломнической службы “Афон Ортодоксия”:
    • http://www.afon-oros.ru/index1.php?http://www.afon-oros.ru/mon03.php


[1]  Более поздние исследователи полагают, что это могло быть одно и то же лицо

Источник: drevo-info.ru

Древняя Иверская обитель расположена на северо-восточном склоне Афона, там, где низменное побережье омывается водами Иверского залива. Между берегом и монастырем, который издали выглядит неприступной крепостью, обширные огороды. Позади монастыря – невысокие лесистые горы с ущельями. С высоты птичьего полета Ивер, как и многие афонские обители, напоминает средневековый замок с четырехугольными мощными стенами, крепкими бойницами и дозорной башней-пиргом. Самое знаменитое предание Иверского монастыря – о том, что недалеко от него, в месте, которое в древности называлось Климентовой пристанью, Божия Матерь сошла с корабля на берег во время путешествия на Кипр к прав. Лазарю-Четверодневнику.

Имя свое монастырь получил от названия страны Иверии (нынешней Грузии), родом из которой были его ктиторы-строители – преподобные Иоанн и его сын Евфимий, принадлежавшие царской фамилии. Прп. Иоанн славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и, приняв иноческий образ, подвизался сначала в монастырях родной Иверии, затем довольно долго безмолвствовал на Олимпе. 

Но слава прп. Афанасия Афонского достигла высочайших гор и привлекла в его Лавру Иоанна, который стал искренним другом и послушником святого. Сына своего Евфимия прп. Иоанн оставил на родине еще младенцем под покровительством деда, который воспитал внука христианином. Прошло немало лет, и дед, занимавший при дворе иверского царя высокую должность, отправился по государственным делам к императору Никифору Фоке (963–969). Собираясь в Константинополь, он имел мысль посетить сына своего Иоанна, слава добродетелей которого дошла до Иверии, и вызвать его в отечество, чтобы там устроил монастырь и подвизался как на Афоне.

Случилось так, что к приезду деда в Константинополь, куда вместе с ним прибыл и Евфимий, желавший узнать своего отца, явился туда и Иоанн, посланный к императору прп. Афанасием и другими отцами по общему для всей Святой Горы делу. Встреча отца и сына в столице империи была радостной, несмотря на долгую разлуку. Евфимий остался в Константинополе обучаться греческому языку и другим наукам, впоследствии же прибыл к отцу на Святую Гору. Прп. Афанасий узрел прозорливыми духовными очами, что чистый сердцем Евфимий – избранный сосуд Святого Духа, и убедил его принять священство.

 Став иеромонахом, он усилил свои тайные подвиги, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Святого Духа, возложил на себя труд перевести все Священное Писание на грузинский язык. Кроме того, там, где нужда требовала каких-либо царских пособий и святогорские отцы просили прп. Евфимия ходатайствовать о них перед императором, он с удовольствием принимал на себя этот труд личного ходатайства. Таким образом он возобновил многие храмы и больницы Святой Горы.

Через некоторое время воспламененные желанием безмолвного уединения отец и сын, с благословения аввы Афанасия, вышли из его Лавры и поселились за шесть часов от него на берегу моря близ небольшой церкви, которая давно уже была здесь основана подвижником Климентом. Вскоре распространилась повсюду молва об их святости, достигнув и далекой Иверии. Тогда начали приходить оттуда к святым отцу и сыну любители уединения. Пособием императора Василия Порфирородного (976–1025) была построена небольшая церковь в честь Крестителя Господня Иоанна и все необходимое для существования новой обители. Полагают, что Иверский монастырь был основан в конце X века. Прп. Иоанн, а по его смерти – прп. Евфимий Иверские были первыми игуменами грузинского монастыря.

Через три года после смерти Евфимия в монастырь явился другой святой – Георгий, родом из Триалети (область Южной Грузии), из семьи знатных владетелей. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла. С 7 лет мальчик воспитывался при монастырях, затем был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет получил разностороннее образование. По возвращении в Грузию Георгий принял постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои богатые одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины.

 В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника, своего соотечественника и духовного наставника, который жил в расщелине скалы. В 1040 году молодой схимонах прибыл на Афон в Иверский монастырь, где после года послушничества был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме, исполняя также обязанности регента. Свободное от богослужений время преподобный посвящал работе над переводом богослужебных книг и творений святых отцов, начатой преподобным Евфимием.

Доныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды прп. Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, «Шестоднев» свт. Василия Великого, Послания сщмч. Игнатия Богоносца, Соборные послания свт. Кирилла Александрийского, Книга деяний VI Вселенского Собора и «много других полезных и святых книг». Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий в 1044 году был избран новым настоятелем. Одним из первых деяний нового игумена было перенесение мощей прп. Евфимия, для которых сделали драгоценную раку, из церкви Крестителя во вновь устроенный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (1050). Этот собор построен по образцу собора Лаврского, что называется, в афонском стиле; украшен драгоценными крестами и разноцветным мрамором, но расписан поздней живописью (сохранились фрески XVI века). Десницу прп. Евфимия, богомудрыми писаниями просветившего народ иверский, св. преподобный Георгий положил в особый ковчег, вместе со св. мощами первомученика Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Иакова Перского, свв. бесср. Космы и Дамиана, Сорока мучеников и вмч. Пантелеймона.

 Ковчег этот он всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной (близ Антиохии) славилось вместе с другими великими Божиими угодниками. Преподобный Георгий и св. мощи родителя Евфимиева, прп. Иоанна положил в ограде сына, а также озаботился обретением и перенесением в тот же храм мощей прочих угодников Божиих, помогавших прп. Евфимию в переводе Священного Писания.

Прп. Георгий ездил в Царьград к императору Константину IX Мономаху (1042–1055), который лично знал преподобного и, уповая на его молитвы, очень уважал. От Константина получил он щедрое пособие на монастырское строительство и хрисовул, подтверждающий права иверцев на Иверскую обитель. В другой раз ездил преподобный в Царьград, когда услышал, что приехал туда абхазский царь Баграт IV (1027–1072) и его мать царица Мария. Они осыпали щедрой милостью монастырь знаменитого своего соотечественника. Царица Мария избрала прп. Георгия своим духовным отцом и от его руки приняла монашеское пострижение. При этом пожертвовала Иверу литру золота на вечное поминовение, каковому примеру последовали и многие иверские вельможи. Преподобный считается третьим ктитором Иверской обители. 

Оставив вместо себя настоятелем Георгия Олтисели, он отправился на Черную гору, имея цель оправдать перед Антиохийским Патриархом Феодосием III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в отступлении от Православия. Преподобному Георгию удалось не только справиться с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от ап. Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению царя Баграта IV, Георгий отправился в Грузию, где провел пять лет, уча народ словом и делом. Он отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать в основанное им училище. Преподобный успел лишь представить их императору Константину X Луке (1059–1067) и 29 июня 1065 года мирно отошел ко Господу. Тело святого привезли на Афон, где оно год пролежало в храме нетленным. Затем гроб прп. Георгия был установлен близ раки прп. Евфимия. Доныне св. мощи трех Иверских ктиторов почивают под спудом в мраморной гробнице в западной стене притвора соборного храма Успения Богородицы.

В XII веке грузинский царь Давид переселил несколько десятков грузинских семей в городок Иериссо, вблизи границы Святой Горы, чтобы они помогали Иверскому монастырю в обработке его земель.

В 1260 году обитель была разорена страшными дружинами каталонцев – морских разбойников, грабивших Святую Гору более трех лет. Разорение довершилось в царствование Михаила Палеолога (1261–1282), когда иверские монахи отказались принимать Унию и признать Папу главою Христовой Церкви. Обитель была сожжена, многие иноки погибли.

Иверский монастырь в течение нескольких веков был центром духовного просвещения Грузии, и ее правители никогда не жалели средств на восстановление обители, хотя к началу XIV века, в связи с новыми нападениями каталонцев, грузинских монахов там почти не осталось. И лишь только начали было вновь собираться рассеянные по миру монахи, нашествие турок, взятие ими Константинополя (1453) повергло Ивер в новое запустение, продолжавшееся до 1500 года. В это время он был возобновлен до цветущего состояния грузинским царем Георгием. К концу же XVI столетия нестерпимые притеснения турок ввергли обитель в неоплатные долги. Погасил их кахетинский царь Александр.

В 1617–1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 – пирг и здание причала, в 1674 году расписали часть соборного храма Успения. Начался период нового расцвета обители. В 1848 году на месте древней трапезной возвели современную. К XIX веку, вследствие политических переворотов на Востоке, грузин-иноков в Ивере остались считанные единицы и монастырское управление окончательно перешло в руки греков.

Помимо соборного храма в Ивере 14 параклисов и две малые церкви. Одна из них – в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна – древнейшая, первозданная, богато украшенная внутри. В земле вокруг этой церкви часто находили языческих кумиров. При тройных железных монастырских вратах находится малая церковь, построенная в 1680 году ради чудотворной иконы Божией Матери «Вратарница» («Портаитисса») которая больше известна как Иверская. Появление ее в Ивере относят ко времени настоятельства прп. Иоанна или прп. Евфимия. Сама история такова. Царствование греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на св. иконы. Христиане, их почитающие, по распоряжению царя были предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном, имевшая заветную икону Божией Матери, для которой устроила особую храмину. Царские сыщики, придя ко вдове, потребовали денег. В противном случае ее ждала мучительная смерть. Сыщики согласились ждать до утра. Во время разговора один из воинов ударил копьем по образу, и тогда из ланиты Богородицы, как из живого тела, истекла кровь.

Ночью, слезно помолившись, вдова пустила икону по морским водам. Сын по просьбе матери бежал в Солунь, затем перешел на Афон, принял иночество. От него иверские монахи узнали про икону… Неизвестным осталось, где скрывался чудотворный образ в течение двух веков, но однажды иноки Ивера увидели в море достигавший до неба огненный столп, исходящий от иконы. Никто не мог приблизиться к ней. И лишь старцу Гавриилу, грузину, который летом безмолвствовал на вершине скал, зимой сходил в обитель, одевался во власяницу, питался овощами и водой, этому святому простецу был глас от Богородицы, чтобы с верой шел по волнам и с верой принял Ее икону, данную обители в помощь и покров. 

Торжественно приняли монахи икону из рук старца, дошедшего до нее по морю, как по суху, и поставили ее в алтаре. Но три раза повторялось так, что утром находили икону висевшей над вратами обители. Прп. Гавриилу Сама Богородица объявила, что хочет быть не охраняемой иноками, но Сама быть Хранительницей монастыря. И доколе эта икона будет находиться в обители, до тех пор благодать Господа к ней не оскудеет. И действительно, множество раз спасала «Вратарница» Иверский монастырь, не допускала в него злых людей. В память чудес, совершенных по молитвам к Иверской иконе, вся она увешана драгоценными приношениями благодарных христиан.

Однажды пришел в монастырь нищий в лохмотьях и попросил хлеба. Но привратник прогнал его. Голодный и огорченный, нищий поднялся на гору, присел. Внезапно появилась перед ним прекрасная Жена, Которая, расспросив его, вручила золотую монету и повелела купить на нее хлеба. Вернувшись в монастырь, нищий так и сделал. Когда его спросили, где он нашел монету, он рассказал про Женщину. Тогда подошли к Иверской иконе и увидели, что одна золотая монета исчезла. Тут поняли, что Богородица взяла ее и отдала нищему. На месте явления Божией Матери построена часовня.

По просьбе благочестивого русского царя Алексия Михайловича список с Иверской чудотворной иконы был принесен афонскими монахами в Москву в 1648 году и поставлен в монастыре Николы Старого, который был переименован в Никольский Греческий. Затем этот список был перенесен патриархом Никоном в Иверский монастырь на Валдайском озере. Еще один список «Вратарницы» был привезен с Афона в 1651 году. Для хранения этой иконы, прославившейся в Москве множеством чудес, в 1669 году у Воскресенских ворот Кремля построили знаменитую Иверскую часовню.

В библиотеке афонского Иверского монастыря около 2000 ценнейших рукописей. Исключительную ценность представляет рукопись XI века – грузинский перевод Библии. В братстве монастыря 45 монахов.

Источник: monasterium.by


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.