Скрипичных дел мастер амати


Тихо плачет скрипочка Амати,
И печален этой скрипки лик,
Как бы ей до той стены добраться,
Этот зал прекрасен но велик.
Тонкий звук почти ещё ребёнка,
Пролетел сквозь золотистых груш,
Этот голос был такой высокий,
Словно вышел он из человечьих душ.
Страдивари, или друг Амати,
Были часто в роли палачей,
Не стесняясь знаменитой знати,
Получили имя скрипачей.
И летят по миру музыканты,
Грушевое дерево поёт,
И его знакомые раскаты,
Продолжают уходить в народ,
И гордиться скрипка чудной статью,
Рядом с ней поёт виолончель,
Страдивари, или друг Амати,
Заглушают нежную свирель.

Борис Межиборский http://www.stihi.ru/2013/01/31/12573

Скрипка…. То множество инструментов, порой, разительно отличавшихся друг от друга и популярных во всей Европе, неизбежно должны были создать нечто такое, что включало бы в себя все самое лучшее. То в одной, то в другой стране появлялись прототипы нынешней скрипки, зарождались национальные школы производства нового инструмента, появлялись первые виртуозы.


Уже в XVI—XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии — Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из двадцати мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.
В Польше работали М. Добруцкий, семейства Гроблич и Данкварт. В Австрии и Германии Я. Штайнер, семейство Кдотц. Позднее выдвигаются французские мастера — Н. Люпо, Ж.-Б. Вильом; русские — И. А. Батов; чешские — Т. Эдлингер, Я. О. Эберле.

Сведения о том, что наиболее ранние образцы профессиональной классической скрипки были изготовлены немецким мастером Каспаром Дуиффопругаром (Тифенбруккером) (ок. 1515-1571), работавшим в Лионе, недостоверны. Известно, что он делал виолы, гамбы, лютни. Возможно, что в последние годы он работал и над конструкцией скрипки, взяв за основу французский народный смычковый инструмент виелу, что могло содействовать появлению так называемой французской маленькой скрипки. Во всяком случае, до нас не дошло ни одной его идентичной скрипки.

Так же не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской инструментальной школы Гаспара да Сало (Бертолотти) (1540-1609).


Осталось всего восемь инструментов, приписываемых ему, но подлинность их весьма сомнительна. Первоначально Гаспаро да Сало учился игре на виоле в кафедральной капелле Сало, затем изготовлению инструментов в семейной мастерской у деда и отца.

С 1562 года стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи (ок. 1523 – после 1574). Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Приписываемые Сало скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. Есть сомнения и о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав ее Уле Булю. Скрипка была инкрустирована Бенвенуто Челлини, вырезавшим головку ангела и фигуру сирены (скрипка хранится в Народном музее в Бергене).

Судя по сделанным альтам, Гаспаро да Сало впервые воплотил классический образ инструмента — формулу обводов корпуса, выпуклости дек, их неравномерную толщину, применял двойной ус.

Правда, корпус еще был достаточно массивный и пружина вытачивалась вместе с нижней декой. Звук его альтов — темный, матовый, приближающийся к виолам. Лак — темно-бронзовый.

Но первыми, к классической, известной нам сейчас форме скрипки и альта приблизились мастера из семейства Амати.

Амати – итальянская семья мастеров из Кремоны изготовлявшая скрипичные инструменты (виолончели и скрипки), первое упоминание о которой относится к 1097 году.


Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Изготовивший свою первую скрипку в 1555 году Андреа Амати (1520-1578 годы) стал основателем кремонской скрипичной школы. На этикетках изготовленных им скрипок стояло имя Amadus. Именно ему приписывают изобретение дизайна современной скрипки. Исходя из сохранившихся на старинных картинах изображений скрипок, можно видеть, что еще при жизни Андреа Амати модель скрипки существенно отличалась от начавших изготовляться в Брешии и Кремоне инструментов.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Удивительно то, что считающиеся по сей день лучшими скрипичные мастера жили и творили в маленьком итальянском городе Кремона.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Почему именно Кремона? Север Италии? Посмотрите, какие знакомые по классическим произведениям места — Парма Ю Верона, Модена, Милан, Брешиа… Наверное, не зря именно в эти края помещали своих героев Стендаль и Шекспир… Промышленный север, несуществующей тогда Италии…


А может, особенный воздух, характер жителей, породы деревьев… Сейчас уже и не угадать. Но именно в этом городе творили великие мастера — Амати, Страдивари и Гварнеги…

Пожалуй, с кремонской школой могла конкурировать только школа скрипичных мастеров в Брешиа, расположенном совсем рядом.

Считается, что именно у мастеров брешианской школы учился основатель династии Амати Андреа.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Считается, что именно Андреа Амати стал самым первым в мире мастером, который начал производить знакомые нам сегодня скрипки. Конструкция его скрипки стала популярной и завоевала беспрецедентный успех сперва среди музыкантов Кремоны в 16 веке, а затем и по всей Европе.

Для изготовления своих музыкальных инструментов, — а он, кроме скрипок, делал альты и виолончели, — Андреа Амати использовал ель и волнистый клен. В 26 лет он начал ставить на инструменты свое собственное клеймо и вместе со своим братом Антонио открыл мастерскую.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати В это время по Европе пронеслась чума и его родители и сестры погибли от этой страшной болезни.


Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии (который шел для весел гондол в Венеции) и ель (реже — пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Определил он и тон лака — более светлый, темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Самое же основное — изменение звучания скрипки. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок, легкость звукоизвлечения соответствовали эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике.

Андреа работал над изготовлением инструментов для ансамбля “24 скрипки короля” Франции Карла IX. Для оркестра короля он изготовил в общей сложности 38 скрипок, в том числе дискантовые и теноровые. Часть из них сохранилась. Скрипки, которые он сделал, несут на себе герб короля Франции Карла IX.

Сегодня самая старая из сохранившихся из этой коллекции скрипок сделана им в 1560 году. Андреа Амати умер в 1578 году и передал свои навыки своим сыновьям, Антонио и Джироламо.


Его сыновья, Антонио Андреа (1555-1640) и Иеронимо (Джироламо) (1556-1630) продолжили дело отца и в дальнейшем работали вместе над изготовлением скрипок. Инструменты Амати имели характерный желтый цвет лака.

До наивысшего совершенства довел модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын Иеронимо — Никола Амати (1596-1684).

Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента. Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса («большая модель»), уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал — секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак — золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный.

Конструктивные изменения позволили добиться большей силы и носкости звука при сохранении его красоты, серебристости, характерной «пряности букета», колористичности. Его инструменты до сих пор высоко ценятся скрипачами.

Никола Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых — А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а также его сын — Иеронимо Амати (1649-1740), завершивший дело отца.

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки.  
<div id=


мейство Амати " width="80%" style="float:left;margin-right:0%;margin-left:10%" /> Очень образно взаимоотношения между Никола Амати, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери описали братья Вайнеры в своём романе «Визит к Минотавру». В книге чётко прослеживаются две сюжетные линии, связывающие средние века и современность. Драма великих мастеров, их поиски, раздумья, порывы. Прочитайте роман. Это и замечательный детектив и такая история о величии Духа и истории создания Чуда… Гарантирую, что вы не пожалеете. Именно этот роман заставил меня набрать в ютубе «скрипка страдиварии» и впервые погрузиться в волшебный мир, о котором я раньше ничего не знал…

Николо улучшил конструкцию скрипки, которая ранее была принята, путем создания инструментов, имевших более сильный и динамичный звук. Сегодня изготовленных им инструментов осталось очень мало и они чрезвычайно ценятся за свою идеальную форму и мягкий тембр звучания, близкий к звучанию женского сопрано. Отличительной чертой скрипок, созданных школой скрипичных мастеров Амати, стала особая форма эфов. Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра.

При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось очень немного — чуть больше 20.


К сожалению, на Николо Амати дистанция оборвалась… Его сын, Джироламо, так и не достиг мастерства своих предков и не смог передать по наследству волшебный дар семьи Амати….

Но остались ученики, великие ученики. А еще, остались великие инструменты, с помощью которых, мы и сейчас можем слушать великую Музыку, падать и взлетать, умирать и рождаться заново…

Журнал Музыкант-Классик предлагает статью История скрипки. Семейство Амати Источник: История скрипки. Семейство Амати

Источник: xn--80akhafdrgqiibjo3e5c.xn--p1ai

Амати — семья итальянских мастеров смычковых инструментов.

Скрипичных дел мастер амати

Родоначальником ее считается Андреа, создатель скрипки классического типа, а немеркнущую славу заработал его внук Николо, инструменты которого ценятся особенно высоко. Николо Амати создал кремонскую школу скрипичных мастеров, в которой учились его собственный сын и ставшие впоследствии основателями династий А. Страдивари и А. Гварнери.


Скрипичных дел мастер амати

Амати — старинная итальянская семья. Упоминание о них встречается в летописях города Кремона уже в 1097 году. Но всемирную славу этой семье принес Андреа Амати (ок. 1520 — ок. 1580), основатель школы скрипичных мастеров.

Скрипичных дел мастер амати
Violoncello, The King, by Andrea Amati, Cremona, after 1538

Андреа Амати начал работать с раннего детства. В двадцать шесть лет он уже ставил на этикетках, прикрепляемых на инструменты, свое имя. Пройдя курс обучения у конструктора виол Дж. М. Дель Буссето, Андреа Амати вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую.

Скрипичных дел мастер амати
Violoncello, The King, by Andrea Amati, Cremona, after 1538
The letters on the bass side spell the word, "PIETATE" (Latin for piety). The letter, "K," in the center rib stands for "Karolus" (King Charles IX of France).

Он создал скрипку классического типа: форма корпуса не очень крупная, менее значительная выпуклость дек, более узкая талия, укороченные красивые эфы и круто закругленная головка. Все пропорции удлиненные и изящные. Амати впервые стал строго следить за подбором дерева (волнистый клен, ель) и тоном лака, который должен быть более светлым, чем было принято (темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком).


Скрипичных дел мастер амати
Violoncello, The King, by Andrea Amati, Cremona, after 1538
The letters on the treble side spell the word "IVSTICIA" (or "JUSTICIA," Latin for justice). The letter, "K," in the center rib stands for "Karolus" (King Charles IX of France).

Но это все были внешние проявления. Главное же, чего добился Андреа Амати, это мягкое, необычайно красивое звучание скрипки, близкое женскому сопрано.

Скрипичных дел мастер амати

Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе, и его пригласил во Францию король Карл IX. По заказу короля Андреа изготовил 38 инструментов для ансамбля «24 скрипки короля», в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

Скрипичных дел мастер амати

У Андреа Амати было два сына — Андреа Антонио (1555 – 1640) и Иеронимо (Джироламо) (1556 – 1630), которые продолжили дело отца и работали вместе. Инструменты, сделанные ими, еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.

Скрипичных дел мастер амати
Violin by Antonio Amati, 1588 ex “Mendelssohn-Armada”

Но самыми удачными были инструменты, созданные сыном Джироламо Николо Амати — единственным оставшимся в живых после смерти от чумы родителей и двух сестер.

Скрипичных дел мастер амати
Violin, 1669
Nicolò Amati

Он создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Чтобы приспособить инструмент к новым требованиям, он немного увеличил размер корпуса («большая модель»), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он тщательно подбирал дерево, ориентируясь на его акустические свойства, улучшил систему настройки дек. Особое внимание он уделял пропитке дек. Кроме того, он добивался, чтобы лак был эластичным и прозрачным, а цвет его — золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.

Скрипичных дел мастер амати

Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты.

Скрипичных дел мастер амати
Italian Violins by Nicolò Amati,Carlo Testore and the School of Goffriller

Все его инструменты до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, отличительной чертой скрипок которой стала особая форма эфов. Среди его учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), А. Гварнери, А. Страдивари, создавшие собственные династии, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин и другие.

Скрипичных дел мастер амати
Скрипка мастера Sanctus Seraphin 1739 года

Текст Елены Жадько

Источник: arvenundomiel.livejournal.com

Цитата сообщения Aldr-Timoff Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности

В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.

Кремона

Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Скрипичных дел мастер амати
Панорама Кремоны 1782 года

В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны. В Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый – посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Амати
Скрипичных дел мастер амати

Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати – Андреа – родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа – мастера из города Брешии – Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.

С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) – 35,5 см в длину и меньший – 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже “сделал” себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля “24 скрипки короля”. Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

У Андреа Амати было два сына – Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.

Скрипичных дел мастер амати
Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса (“большая модель”), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет – золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.

Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати – отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери.
Скрипичных дел мастер амати

Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.

Сыновья Андреа Гварнери – Пьетро и Джузеппе – также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая “грудь”, выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.

Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695— 1762) работал в Венеции, младший сын – тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипичных дел мастер аматиСкрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.
Основные размеры:
длина корпуса – 355
ширина верхней части – 160
ширина нижней части – 203
наименьшая ширина – 108
мензура – 194
шейка – 131
головка – 107
завиток – 40.
Материалы:
нижняя дека – из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека — из двух частей ели.

Антонио Страдивари
Скрипичных дел мастер амати

Антонио Страдивари или Страдивариус – знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо “1666, Кремона”. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты – гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.

Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная “удлиненная скрипка” Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как “скрипка Страдивари”, а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка “Максимилиан”, на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – “Беттс” (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), “Виотти” (1709), “Алард” (1715) и “Мессия” (1716).

Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе – Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona [date)(и, вероятнее всего, были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.

Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 года и похоронен в в кремонской Базилике Сан Доменико. Учениками Страдивари были его сыновья — Франческо и Омобоно. Считается однако, что свой богатый опыт мастер не передал никому, в том числе и своим сыновьям.

Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. (Antonius Stradivarius) в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.

Скрипичных дел мастер амати
Памятник Страдивари в Кремоне

Источник: www.liveinternet.ru

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Из какой-то деревяшки…

В детстве Антонио Страдивари просто сходил с ума при звуках музыки. Но, когда он пытался выразить пением то, что звучало у него в сердце, получалось настолько плохо, что все вокруг смеялись. У мальчика была еще одна страсть: он постоянно таскал с собой маленький карманный ножик, которым оттачивал многочисленные деревяшки, попадавшиеся под руку. Родители прочили Антонио карьеру краснодеревщика, которыми славился его родной город Кремона в Северной Италии.

Но однажды 11-летний мальчик услышал, что Николо Амати, лучший скрипичных дел мастер всей Италии, тоже живет в их городе! Новость не могла не вдохновить мальчугана: ведь не меньше, чем звуки человеческого голоса, Антонио обожал слушать скрипку… И он стал учеником великого мастера. Спустя годы этот итальянский мальчишка прославится как производитель самых дорогих в мире скрипок. Его изделия, которые продавались в XVII веке за 166 кремонских лир (примерно 700 современных долларов), через 300 лет будут уходить с молотка за 4-5 миллионов долларов каждая!

Однако тогда, в 1655 году, Антонио был всего лишь одним из многочисленных учеников синьора Амати, которые бесплатно работали на мастера в обмен на знания. Свою карьеру Страдивари начал с должности… мальчика на побегушках. Он как ветер носился по солнечной Кремоне, доставляя многочисленные записки Амати поставщикам дерева, мяснику или молочнику. По дороге в мастерскую Антонио недоумевал: зачем его мастеру нужны такие старые, на вид никуда не годные деревяшки? И почему мясник в ответ на записку синьора часто вместо аппетитно пахнущих чесноком колбас заворачивает мерзкие кроваво-красные кишки? Безусловно, большинством знаний учитель делился с учениками, которые всегда слушали его, раскрыв от изумления рты. Большинством – но не всеми… Некоторым хитростям, благодаря которым скрипка обретала вдруг свой неповторимый, ни на кого не похожий голос, Амати обучал только старшего сына. Такова была традиция старых мастеров: самые важные секреты должны были оставаться в семье.

Первое серьезное дело, которое стали поручать Страдивари, — изготовление струн. В доме мастера Амати их делали из… внутренностей ягнят. Антонио старательно вымачивал кишки в какой-то странно пахнущей воде (потом мальчик узнал, что этот раствор – щелочной, созданный на основе мыла), сушил их и затем скручивал. Так Страдивари стал потихоньку узнавать первые секреты мастерства. Например, оказалось, что не все кишки подходят для перерождения в благородные струны. Самый лучший материал, усвоил Антонио, это кишки 7—8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Оказалось, что качество струн зависит и от района пастбища, и от времени убоя, от свойств воды и еще от массы факторов… У мальчика голова шла кругом, а ведь это было только начало! Потом наступил черед дерева. Тут Страдивари понял, почему синьор Амати иногда отдавал предпочтение невзрачным на вид деревяшкам: неважно, как выглядит дерево, главное – как оно звучит!

Николо Амати уже несколько раз показывал мальчику, как способно петь дерево. Он слегка притрагивался ногтем к кусочку дерева, и оно вдруг отдавалось едва слышным звоном! Все сорта дерева, рассказывал Амати уже подросшему Страдивари, и даже части одного ствола отличаются по звуку друг от друга. Поэтому верхнюю часть деки (поверхность скрипки) надо изготавливать из ели, а нижнюю – из клена. Причем самые «нежно поющие» ели – те, что выросли в Швейцарских Альпах. Именно эти деревья и предпочитали использовать все кремонские мастера.

Как учитель, не более

Мальчик превратился в подростка, а затем стал взрослым мужчиной… Однако за все это время не было и дня, чтобы он не оттачивал свое мастерство. Друзья только изумлялись такому терпению и смеялись: мол, Страдивари так и умрет в чужой мастерской, навсегда оставшись еще одним безвестным подмастерьем великого Николо Амати…

Однако сам Страдивари оставался спокоен: счет его скрипкам, первую из которых он создал в 22 года, уже пошел на десятки. И пусть на всех стояло клеймо «Сделано Николо Амати в Кремоне», Антонио чувствовал, что мастерство его растет и он наконец сможет сам получить почетное звание мастера.

Так и случилось. Правда, к тому времени, когда он открыл собственную мастерскую, Страдивари исполнилось 40. Тогда же Антонио и женился на Франческе Феррабочи, дочери богатого лавочника. Он стал уважаемым скрипичных дел мастером. Хотя Антонио так и не превзошел своего учителя, но заказы на его маленькие, покрытые желтым лаком скрипки (точь-в-точь такие же, как и у Николо Амати) приходили со всей Италии. А в мастерской Страдивари уже появились первые ученики, готовые, как и он сам когда-то, ловить каждое слово учителя. Богиня любви Венера тоже благословила союз Антонио и Франчески: один за другим на свет появились пятеро черноволосых ребятишек, здоровых и бойких.

Страдивари уже начал мечтать о спокойной старости, как в Кремону пришел кошмар – чума. В тот год эпидемия унесла тысячи жизней, не пощадив ни бедных, ни богатых, ни женщин, ни детей. Старуха с косой не прошла и мимо семьи Страдивари: от ужасной болезни скончались его любимая супруга Франческа и все 5 пятеро детей.

Страдивари погрузился в бездну отчаяния. У него опустились руки, он не мог смотреть даже на скрипки, к которым относился как к собственным детям. Иногда он брал одну из них в руки, проводил смычком, долго вслушивался в пронзительно-печальный звук и клал, обессиленный, обратно.

Золотой период

От отчаяния Антонио Страдивари спас один из его учеников. После эпидемии мальчика долго не было в мастерской, а когда появился, он горько заплакал и сказал, что больше не может быть учеником великого синьора Страдивари: его родители умерли и теперь он сам должен зарабатывать себе на пропитание… Страдивари пожалел мальчишку и взял его к себе в дом, а через несколько лет и вовсе усыновил. Снова став отцом, Антонио вдруг заново ощутил вкус к жизни. Он с удвоенным рвением принялся за изучение скрипки, ощутив острое желание создать что-то необыкновенное, а не копии, пусть даже и превосходные, скрипок своего учителя.

Этим мечтам суждено было сбыться не скоро: только в возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал новую модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу. С этого времени у Страдивари начался «золотой период»: он создал лучшие по концертным качествам инструменты и получил прозвище «супер-Страдивари». Летящий неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел…

Созданные им скрипки звучали так необыкновенно, что это тут же породило множество слухов: поговаривали, что старик продал душу дьяволу! Ведь обычный человек, пусть даже обладающий золотыми руками, не может заставить кусок дерева издавать звуки, подобные пению ангелов. Некоторые люди всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, – это обломки Ноева ковчега.

Современные ученые просто констатируют факт: мастеру удалось придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатейший тембр, более высокий тон, чем у того же Амати, а также усилить звук.

Вместе со славой, разлетевшейся далеко за пределы Италии, Антонио обрел и новую любовь. Он женился — и снова счастливо – на вдове Марии Замбелли. Мария родила ему пятерых ребятишек, двое из которых – Франческо и Омобоне — тоже стали скрипичными мастерами, но отца не смогли не только превзойти, но и повторить.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам – Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 93 года.

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них – скрипки.

Параметры чуда

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук все равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз ученые выдвигают все более и более фантастические версии.

По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Рассказывали, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской. Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Впрочем, ученые выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашелся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент – полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

Некоторые ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Дерево имело повышенную плотность, что, по мнению исследователей, и придало отличительное звучание его инструментам. Другие считают, что секрет Страдивари – в форме инструмента.

Говорят, все дело в том, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придает изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но ученые-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остается только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Некоторые Факты

Голливудский актер Энтони Куинн, сыгравший Страдивари в одноименном фильме, сначала никак не мог вжиться в роль. Но однажды ему дали подержать одну из легендарных скрипок. «Я почувствовал неземную энергетику этой вещи, – признался актер, – почувствовал, с какой любовью она сделана. Не поверите, но я ощутил некую связь с автором этого шедевра».

“Как умеют эти руки эти звуки извлекать…” Великий Паганини, виртуозно владея скрипкой, умножил славу Страдивари. В его руках инструмент не только пел, но и говорил. Рассказывают, однажды, выступая перед знатью, скрипач вывел смычком слово “ду-ра-ки”. Повторить такое никому не удалось.

32 доллара за гения Зимой прошлого года в переходе вашингтонского метро суперзвезда классической музыки американский скрипач Джошуа Белл 45 минут играл на скрипке Страдивари. В руках музыканта скрипка рыдала, тосковала и пела… Однако людям, проходящим по своим делам, было невдомек, что для них играет музыкальные шедевры один из лучших скрипачей современности на одной из самых дорогих скрипок мира. Едва ли 7 человек из тысячи остановились послушать музыканта. В общей сложности Белл заработал в переходе 32 доллара с мелочью. Причем 20 из них подала его поклонница – единственная узнавшая в уличном музыканте Джошуа Белла. Скрипач потом признался, что он, расстраивавшийся из-за кашля слушателей в аудитории, в метро ловил любые знаки внимания. Человек, который может получить тысячу долларов в минуту, был польщен, когда кто-то положил в футляр вместо мелочи купюру.

Перед экспериментом в метро, который журналисты назвали «искусством без рамы», Джошуа при полном зале играл в Бостоне, где билет стоил около ста долларов. А после эксперимента в метро лучший классический скрипач Америки отправился получать престижную американскую премию Avery Fisher Prize

«Золотая рыбка» Мартона Венгерский скрипач и композитор Эдвин Мартон, не так давно гастролировавший по России с программой «Страдивариус-шоу», счастлив, что у него есть возможность играть на Страдивари «Золотая рыбка» 1698 года, которой владел еще Паганини.

«Когда первый раз взял скрипку в руки, – вспоминает музыкант, – это было удивительное чувство! У нее настолько уникальный, настолько мягкий, настолько любовный звук, настолько он отличается от других!.. Это как держать в руках Микеланджело или Моне». Скрипка застрахована на 4 миллиона долларов, ее футляр снабжен спутниковой системой обнаружения, возят инструмент отдельно от скрипача в бронированной машине с охраной. Но однажды пришлось-таки здорово переволноваться. Эдвина Мартона в 2006-м пригласили на Олимпиаду в Турин вживую аккомпанировать Евгению Плющенко на показательных выступлениях фигуристов. И вот уж время близится, а «Золотой рыбки» все нет. Возможное исчезновение раритета страшно напугало скрипача, да и выступление олимпийского чемпиона оказалось под угрозой. Выяснилось, что три бронированные машины, в одной из которых находилась «Золотая рыбка», по ошибке отправились на другой стадион. И только увидев хоккеистов, сопровождавшие скрипку поняли, что заехали не туда. «Я очень переживал, но за 15 минут до начала скрипку привезли. Это же было выступление моей жизни: 500 миллионов человек смотрели его во всем мире, и я думаю, что никогда больше у меня такого не будет».

Украсть страдивари Инструменты Страдивари как редкий и дорогой товар всегда притягивали преступников. Скрипка «Кошанский» долго переходила из рук в руки. Из коллекции Николая II она сначала попала к скрипачу-виртуозу Кошанскому, чьим именем ее и назвали, а после его смерти, сменив несколько владельцев, – к французскому скрипачу Пьеру Амойалу. Музыкант заказал для инструмента чуть ли не бронированный футляр. Но это не спасло от кражи. Когда скрипач после гастролей в Италии вышел из гостиницы и уложил в салон своей машины футляр с инструментом, его срочно позвали в холл к телефону. Почти одновременно Амойал услышал короткие гудки в трубке и увидел в окно, как отъезжает его автомобиль. Сначала и сам владелец, и полиция надеялись, что целью злоумышленников стала «Порше» француза, но, увы, вскоре автомобиль был найден, а скрипка уже больше 20 лет в розыске, несмотря на все усилия Интерпола. Это преступление, по мнению полицейских, совершено на почве страсти. На скрипке, считают они, сейчас втайне играет какой-нибудь богатый поклонник кремонского мастера. Инструмент, как правило, находится, если похищен с целью наживы, ведь в этом случае он где-нибудь да всплывает. В 2005-м в Аргентине была похищена скрипка Страдивари 1736 года стоимостью около 4 млн долларов. Украденную скрипку случайно обнаружили в местном антикварном магазине. В прошлом году в Вене у известного австрийского скрипача Христиана Альтенбургера вскрыли автогеном сейф и похитили скрипку Страдивари стоимостью 2,5 млн евро. Через месяц полиция нашла похитителей, которые пытались сбыть столь редкий товар, будучи новичками на антикварном рынке. Также месяц понадобился американским полицейским, вернувшим хозяевам пропавшую виолончель Страдивари стоимостью 3,5 млн долларов. Следователи сразу оповестили Музыкальное сообщество об этой краже, чтобы сделать виолончель опасным приобретением. А неизвестный филантроп предложил 50 000 долларов тому, кто вернет инструмент законному владельцу. Злоумышленники были найдены. Кражи Страдивари не раз становились темами художественных произведений. Например, «Визит к Минотавру» Вайнеров.

Самая дорогая леди Ежегодно на аукционах Christie’s и Sotheby’s на торги выставляются инструменты Страдивари – наиболее дорогие из музыкальных инструментов. Руководитель отдела музыкальных инструментов Christie’s Керри Кин выделяет несколько параметров, влияющих на цену. Прежде всего важно, кем изготовлен инструмент, его качество, состояние на момент продажи и кто на нем играл. В прошлом году был случай, когда скрипка Страдивари была продана всего за 966 тысяч долларов, потому что со времени изготовления в 1726 году она хранилась в частных коллекциях и ни разу не побывала в руках известных музыкантов.

Аукционщики рекомендуют не прятать шедевры, и это приносит свои плоды: их цена возрастает в несколько раз. В 2005 году скрипка Lady Tennant, созданная Страдивари в 1699 году, то есть за год до его «золотого периода», была продана на открытом аукционе за два с лишним млн долларов. Год спустя ее цена выросла до трех миллионов, а в 1998 году похожая скрипка, то есть до «золотого периода» мастера, была продана с аукциона всего за 880 тысяч долларов. На закрытых аукционах их цены возрастают в несколько раз. Общество Страдивари из Чикаго, которое приобретает редкие скрипки и одалживает их многообещающим молодым музыкантам, оценивает некоторые работы «золотого периода» мастера в 6 млн долларов. Более ранние ценятся меньше, но они «представляют бесконечную ценность для музыкантов, хотя и не звучат на проданную сумму».

Источник: www.tampereclub.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.