Палаццо публико в сиене


100 КБ

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Италия, Тоскана, июль 2006

Текст был написан в конце 2006 года.

Пара слов о начале поездки
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Лукка
Пистойя
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1
Сиена, часть 2

100 КБ

Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)

Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета –
кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
точно так, как кирпич в Болонье – из жжено-оранжевой
болонской земли. Микеланджело миновал городские ворота
и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
по очертаниям огромную раковину, –
на противоположной стороне высился дворец Общины,
над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
в своем полете башня Манджиа: от совершенства
е скульптурной пластики захватывало дух.
Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
И. Стоун «Муки и радости»


100 КБ

100 КБ

100 КБ

Площадь Кампо (иль Кампо – так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы – закусывая, читая, загорая (некоторые – в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.

Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий – какой уж тут форум. Тем не менее, площадь была в центре внимания – здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады – таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар – сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.


100 КБ

Кто владеет информацией – владеет миром – так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.

100 КБ

Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями – солнце здесь почти целый день. А когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств – в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело – в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером).


сть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.

100 КБ

100 КБ

Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь – хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…

100 КБ

Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)

Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа. У основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены – волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430).


игинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен – по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях – черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.

100 КБ

Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).

Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг. В отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом – каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера – портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.


Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты – знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.

100 КБ

Torre del Mangia

100 КБ

Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра – это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время.


оим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами – якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.

100 КБ

У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его “съела” башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.

Fonte Gaia


100 КБ

На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все – и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве – впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами – мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана – но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).


От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) – наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два – одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).

Продолжение следует.

Италия, Тоскана, июль 2006
Пара слов о начале поездки
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, начало, продолжение, окончание
Пиза, часть 1
Пиза, часть 2
Пиза, часть 3
Сан-Миниато
Лукка
Пистойя
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1
Сиена, часть 2

Картинки из Флоренции
Поджо а Каяно
Поправки и дополнения к путеводителю “Афиша” о Флоренции
Полезное по Тоскане

***

Италия на фоне портков на веревочке
Что посмотреть вокруг Рима
Однодневные поездки из Рима
Музеи Италии
Напоминалка об Италии
Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии)
Книги об Италии
Такс-фри: общие правила и частности
Копилки полезных ссылок по странам Европы

Виза
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009


Транспорт
Железные дороги Италии
Как добраться от аэропорта до города: Рим,

Милан, Римини
Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами

Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на итальянском

Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим
Ludovisi Palace, 4*, Рим
Терни, Valentino, 4*
Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4*

Рассказы друзей

(с) Arial
Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции
FAQ по Венеции – его же монументальный труд
Фото Ареццо и Кортоны
Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой
Казерта
Капри: ноги моей там больше не будет!
Пиза vs Лукка
Бурано
Виченца

(с) Micktrik
Поджо а Каяно

(c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель.
Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно.
Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована.
Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца.
Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио
Италия. Часть 6. Рим.
Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др.
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV


Источник: italia-province.livejournal.com

На южной стороне центральной площади Пьяцца дель Кампо города Сиены возвышается городская ратуша Палаццо Публико (Palazzo Pubblico) (итал. Общественный дворец) – внушительное готическое здание, построенное из кирпича и известняка (1288-1309 гг.). Верхние этажи нижнего крыла были достроены в 1680 г. Здание имеет множественные верхние надстройки и обширные подвальные помещения. Фасад оживляют ряды изящных окон и карнизы с круглыми арками, верх фасада украшен зубцами. На каждой оконной арке можно увидеть изображение черно-белого гербового щита Сиены – Бальзаны. Каждый край центрального корпуса украшен маленькой колокольней, под зубчатым верхом которой укреплена круглая пластина с монограммой имени Христа (IHS) – изображение которой было отличительным признаком Св. Бернардино Сиенского (1380-1444), проповедовавшего в Пьяца дель Кампо. В центре зала на первом этаже можно увидеть гербовый щит рода Медичи, потомки которого с 1569 года носили титул Великих герцогов Тосканских. Фасад здания и правая колонна перед ним украшены серией изображений Капитолийской Волчицы.

Достопримечательности городской ратуши

Муниципальный музей

На первом и втором этажах Палаццо Публико расположен городской музей, в котором представлены рисунки зданий, картины и другие документы, повествующие об истории города. На третьем этаже находится ложа, в которой выставлена оригинальная скульптура Фонте Гайя (Фонтана Радости).

Среди картин можно увидеть важные образцы работ эпохи Возрождения. Его дополняет экспозиция многочисленных изделий из серебра эпохи Возрождения и Барокко.

Интерьер

Интерьер городской ратуши очень хорошо сохранился. Он оформлен многочисленными фресками Сиенской школы, дающими понимание образа мышления гордых городских семей Сиены XIV и XV вв. Особенно примечательна представленная в Сала дела Паце (итал. Зал Мира) фреска работы Амброджио Лоренцетти, на которой изображены Хорошее и Плохое Правительство (с видами Сиены); в Сала дель Маппомондо (итал. Зал Глобуса) представлена великолепная фреска «Величие» работы Симоне Мартини, а также изображение сиенского полководца Гвидориччо да Фольяно, отправляющегося на осаду Монтемасси. На других фресках в Сала дель Маппамондо изображена победа Сиены при Поджо Империале и различные святые. К этому залу примыкает часовня, украшенная фресками работы Таддео ди Бартоло. Ее многочисленные скамьи для прихожан (около 1420 сидений) красиво украшены.

Источник: www.destinations.ru

Разбирая старые фото из Италии, наткнулась на небольшую серию снимков с интерьерами Сиенского Palazzo Pubblico. Особую ценность им придает тот факт, что вообще-то фотосъемка в стенах дворца запрещена категорически. Исключение делается только для особых случаев, типа свадьбы (в Palazzo Pubblico можно провести торжественную регистрацию брака). Нам же просто несказанно повезло – пока мы бродили по дворцу, в одном из залов расписывалась какая-то пара. Так что под прикрытием из праздника,  пока звук моего объектива сливался с щелканьем свадебных фотографов, мне удалось сделать несколько вполне удачных снимков.

P5045437

Под катом можно посмотреть еще интерьеры, фрески и небольшой рассказ о самом дворце.

Cнаружи Palazzo Pubblico и примыкающая к нему Башня Обжоры выглядят вот так. P5045421

Они находятся в нижней части центральной площади Сиены – Piaza del Campo – и являются центром архитектурной композиции площади и главной градостроительной доминантой Сиены.

Строительство Palazzo Pubblico связано со свержением в Сиене власти аристократии и переходе ее в руки торговых кругов. Новое городское управление, ставшее известным под названием "Совета Девяти", разумеется, желало создать свою новую резиденцию. В 1300-1305 годах была возведена центральная часть дворца, дошедшая до нас почти в первозданном виде. Судя по некоторым источникам, в 1310 году основные строительные работы завершаются, поскольку в этом году в палаццо переносится резиденция правительства Девяти.

P5045420

Боковые крылья дворца, полностью выдержанные в стиле сиенской готики, были завершены лишь в 1680 году.

На картине "Св. Бернардино проповедует на площади Кампо" (1445 г.) видно, что крылья дворца имеют только два этажа вместо трех.
442px-Saint_Bernardino_preaching_in_the_Campo

Широкий фасад четырехэтажного Дворца, повторяющий изгиб площади, отражает разные периоды строительства здания: нижний ярус облицован белым камнем, верхние этажи выстроены из красного кирпича. Окна выполнены в характерном сиенском стиле: каждое окно поделено на три части двумя колонками, на которые опираются три маленькие стрельчатые арки. Кроме того, каждое окно обрамляет большая стрельчатая арка, украшенная гербом Сиены.

P5045420_2

Центральная часть здания палаццо возвышается на один этаж над двумя боковыми крыльями. Вверху фасад увенчан гвельфскими прямоугольными зубцами (гибеллины украшали стены построек зубцами в форме ласточкиного хвоста, вроде тех, что можно видеть на Московском Кремле). На большом белом диске, расположенном по центру фасада, изображена монограмма Христа. Маленькие отверстия, покрывающие фасад палаццо, использовались средневековыми строителями для установки строительных лесов.

_P5045420

Помещения дворца занимали многочисленные магистратуры, управлявшие городом на протяжении веков. В наши дни городская администрация тоже занимает часть помещений дворца. На первом этаже расположены Городской музей и театр Ринновати, на втором этаже находится помещение Муниципального совета.

В городской музей идут прежде всего ради фрески "Маэста" Симоне Мартини, написаннойв начале XIV века. «Маэста» (итал. maestà — величание) — это итальянское название иконографического типа девы Марии «Похвала Богородицы», окруженной ангелами, поющими ей славу, который был распространен в XIII—XIV в.

P5045439

Однако и помимо нее здесь есть что посмотреть. От росписей «Плоды доброго и дурного правления» Амброджо Лоренцетти, изобилующих занятными деталями (которые, мне, увы не удалось сфотографировать) до морской битвы Спинелло Арентино (1345-1410).

P5045430

Вообще практически каждый значимый зал во дворце расписан фресками. Многие из них очень необычны для своего времени. Дело в том, что так как росписи были заказаны администрацией города, а не церковным учреждением, на них изображено множество светских сюжетов. Это было очень нетипично для итальянского искусства XIV века, когда картины создавались в подавляющем большинстве на религиозные темы. Впрочем, библейских сюжетов на стенах дворца тоже немало.

P5045435

P5045436

P5045429

P5045431

P5045432

Блики солнца играют на древних фресках. Даже и не знаешь, что красивее 🙂
P5045428

Не все залы оформлены в едином стиле. Так в Sala del Concistoro (том самом, где проводилась торжественная регистрация), потолок украшен фресками маньериста Domenico Beccafumi (1484-1551).
P5045434

С левой стороны палаццо, рядом с Башней Обжоры, находится, так называемый «Двор власти» (Cortile del Podestà), украшенный старинными гербами, который служит также входом во дворец.

P5045425

P5045426

P5045440

Башня Обжоры (Torre del Mangia), возвышающаяся с левой стороны от Palazzo Pubblico, служила его светской «колокольней». Высота башни, являющейся одной из самых высоких итальянских средневековых башен (она вторая по высоте после башни Торраццо в Кремоне), составляет 102 метра с учетом громоотводов.

P5045416

Свое название башня получила от прозвища ее первого сторожа Джованни ди Балдуччо или просто ди Дуччо, известного своим аппетитом и тратившего на различные яства все свои доходы.

Строительство башни, продолжалось с 1325 по 1348 годы. По свидетельствам хроник, в фундамент башни заложены счастливые монеты и под каждым углом установлены камни с надписями на иврите и латыни, чтобы башню «не поразил ни гром, ни ураган». Такой обычай был очень распространен в Средние века. Кроме того, четыре стороны башни с доскональной точностью ориентированы по четырем сторонам света.

Башенные часы были созданы в 1360 году Бартоломео Гвиди. В 1428 году был нарисован циферблат, а в 1776 году он был высечен из камня и украшен фреской, защищенной небольшим навесом. Фреска и навес были утрачены после реставрационных работ начала 20 века.

_P5045416

При подготовке использовались материалы:
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/1217/?q=497&plint=1217
http://mir.travel/sights/109896
Википедия

Источник: bellezza-storia.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.