Когда греки приняли христианство


Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе
Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.


История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.


Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.


Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над  самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма


Икона Пресвятой Богородицы в храме
Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением.  Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.


Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским.


перь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений


Одеяние епископа
Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.


Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально  создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Источник: greciya-ellada.ru

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.


История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.

Около 300 лет христиане на территории Греции преследовались. Лишь с углублением в начале IV века раскола Священной Римской империи, в состав которой входили эллинские земли, возникли предпосылки утверждения в их пределах христианской веры.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова«Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.


Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.

В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось  православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Какие религиозные праздники отмечают в Греции

Греки считаются набожной нацией. Церковные праздники являются для граждан страны одними из наиболее почитаемых. 25 декабря в Греции принято отмечать Рождество Христово. Повсеместно люди украшают елки, крестные родители сопровождают крестников на церковное богослужение. Традиционно накрываются праздничные столы, где главными блюдами становятся свинина с сельдереем и индейка.

Греческое православие подразумевает и празднование Богоявления, которое приходится на 6 января. Население собирается на литургию, после которой освящается вода. По традиции священнослужитель бросает в речку крест, а мужчины прыгают за ним в водоем. Кто найдет святыню, тот и будет признан героем праздничного дня.

До середины февраля в Греции длится пост. А затем начинается Апокриес – аналог русской Масленицы.

Великие религиозные праздники в Греции включают и Пасху. Отмечают ее в апреле–мае. Это семейное торжество, которое в разных регионах страны празднуют по-разному. К примеру:

  • на острове Санторини в деревне Пиргос местные жители устраивают красочный крестный ход;
  • на острове Корфу население выбрасывает из окон расписные горшки из глины в знак избавления от грехов и бед;
  • на острове Идра люди проводят обряд сжигания чучела Иуды.

15 августа в Греции празднуется Успение Богородицы. В этот день девушки сжигают венки, сплетенные в праздник труда и цветов – 1 мая. Принято считать, что это помогает каждой представительнице прекрасного пола сохранить чистоту души.

8 сентября греки отмечают Рождество Божьей Матери. Православное вероисповедание в Греции велит всем верующим посетить в этот день церковь. Кроме того, к празднику в монастырь Тсамья (Цамья), расположенный на острове Родос, съезжаются тысячи бездетных женщин со всего мира. Они, поднимаясь вверх почти на 1 500 м на коленях и локтях, просят Бога послать им малышей.

вероисповедание в Греции

В середине сентября греки отмечают Воздвижение Креста. Оно и завершает ежегодный цикл великих церковных праздников.

Святые места Греции

Греция по праву считается оплотом православия, и паломничество к греческим святым местам не утрачивает актуальность. Посетить монастыри и православные храмы Греции стремятся как истинные верующие, желающие поклониться христианским святыням, так и ценители искусства, которые хотят своими глазами увидеть величайшие шедевры архитектуры.

Известные центры паломничества

Среди святых мест Греции, к которым ежегодно устремляются десятки тысяч путешественников и православных верующих, особой популярностью пользуются:

  1. Святая гора Афон на острове Халкидики. Здесь существует монашеская республика с мужским населением, которая является единственной в своем роде. Сегодня на Афоне насчитывается около 20 действующих монастырей.
  2. Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Он известен еще как «женский Афон». Здесь похоронен преподобный старец Паисий Святогорец – основатель монастыря, которого глубоко почитают все православные.
  3. Беломраморный собор Андрея Первозванного в городе Патры. В здании хранится Честная глава апостола и остатки креста, на котором его распяли. Рядом с храмом есть святой источник.
  4. Парфенон в Афинах. Построенный изначально как языческая святыня, в V веке нашей эры он превратился в православный храм Святой премудрости. Позже его нарекли в честь Пресвятой Богородицы. Но в XIII веке представители католической церкви установили над Парфеноном свою протекторат и переименовали в Норт Дам д’Атэн.
  5. Салоники. В этом городе расположен Митрополичий собор, в котором хранятся мощи одного из великих отцов церкви – Григория Паламы. Также в Салониках находится базилика покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского.
  6. Крит. В Главном апостольском соборе острова хранится Честная глава апостола Тита – ученика Святого Павла, основавшего 9 православных епархий. Также паломнические туры на Крит организовываются для желающих посетить монастырь Панагия Палиани. В его стенах находится икона Богородицы, на которой стало прорастать и укореняться, скрывая ветвями лик Божьей Матери, нарисованное дерево.
  7. Патмос. Это остров, на котором божье откровение явилось Иоанну Богослову. Здесь находится свыше 50 православных монастырей и церквей.

Это далеко не полный перечень святых мест Греции. Паломников непременно заинтересуют женский монастырь Пантократор-Вседержитель на острове Корфу, монастырские постройки в Метеорах, Голский монастырь в Спарте, Филеримский монастырь на острове Родосе и многие другие святыни.

Есть ли различия между греческим и русским православием

Православие греческое и русское – две ветви одной и той же религии. В догматах и канонах между ними разницы нет, чего нельзя сказать о церковной жизни, обрядах, порядке богослужения. Рассмотрим подробнее, чем отличается греческая православная церковь от русской:

  1. В Греции церковь, в отличие от России, наделена государственным статусом. Она ведет тесное сотрудничество с общественными структурами. До сих пор не утрачены традиции греческих церковных судов.
  2. Требования к греческим священнослужителям более строгие, чем к русским. Так, греческое православие исключает рукоположение человека, вступившего в добрачные отношения, заключившего второй брак или разведенного.
  3. С 13.00 до 17.00 в Греции длится сиеста. В это время не принято приходить в церковь. Прихожан ждут на вечерню с 17.00 или 18.00. В России двери церкви открыты всегда.
  4. В греческих церквях, в отличие от русских, не ставят свечи перед иконами. Свечи находятся рядом с вытяжками в притворах.
  5. Есть различия в церковной иерархии. Если в русской православной церкви митрополит выше архиепископа, то в греческой – наоборот.
  6. Особенности религии в Греции предусматривают, что причащаться необходимо каждое воскресенье, а исповедоваться – несколько раз в году. Прихожане русской православной церкви приходят к причастию реже.
  7. Обряд богослужения в греческом храме намного демократичнее и проще, чем в русском.
  8. Длительность литургии в греческой православной церкви зачастую не превышает 1,5 часа. В русской же, напротив, богослужение может длиться и более 3 часов.
  9. Первая часть литургии (проксомидия) в греческом храме проводится на одной просфоре (богослужебном хлебе), а в русском – на 5.
  10. В отличие от России, в Греции в церковных хорах нет женщин.

Также у греческих священников несколько другая одежда: у ризы не предусмотрено шейное возвышение, а камилавка имеет ободок сверху. Кроме того, священнослужители русской православной церкви всегда – даже вне храма – носят кресты поверх одеяния. Греческие священники надевают кресты только перед архиерейскими службами.

Русские православные храмы в Греции

Русские православные храмы в Греции

Русскоязычная православная община на территории Греции имеет свои официальные приходы и храмы. Среди наиболее известных:

  • Троицкая церковь (Афины);
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Ольги (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (Ханья);
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия Солунского.

Православная русская церковь в Греции старается поддерживать традиции, которые существуют в русском православном мире.

Другие религиозные направления

Из прочих течений христианства на территории Греции представлены католицизм и протестантизм. Около 200 000 греков являются приверженцами католической церкви, до 40 000 исповедуют протестантизм. Приблизительно так выглядит религиозный состав последователей христианства в стране. Еще около 5 000 верующих являются членами иудейских общин.

С XV века территория современной Греции была одним из центров противостояния между христианским и исламским мирами, так как до 1829 года греческие земли находились в составе Османской империи. С тех времен и до сих пор важная роль в общественно-политической жизни государства принадлежит исламскому фактору.

В стране насчитывается более 250 000 мусульман. Район их компактного проживания – Западная Фракия. Здесь каждый третий житель исповедует ислам.

Становится популярным неоязычество в Греции. В государстве несколько десятков тысяч греков, которые поклоняются старым богам во главе с Зевсом. В последние десятилетия в стране возводятся неоязыческие церкви. Их прихожане добиваются утверждения официального юридического статуса, мотивируя тем, что язычество является важнейшей частью культурного наследия Греции.

Вместо послесловия

Современная Греция – страна, в которой религиозные традиции гармонично вплетены в повседневную жизнь общества. Ответ на вопрос о том, какая религия у греков считается официальной, – православие.

Каждая греческая семья старается строго соблюдать церковные обычаи, чтить великие христианские праздники. Кроме православных верующих, в государстве много католиков, протестантов, иудаистов, мусульман. На статус второй официальной религии претендует неоязычество.

Источник: zagranportal.ru

Когда греки приняли христианство

Всё больше новостей по поводу аферы стамбульского патриарха и его потуг повоевать за новую паству.
И, как оказалось, уши действительно растут из Вашингтона.

Дарья Асламова пообщалась в Греции с теологами и верующими, чтобы понять, почему политика для Фанара стала важнее веры

– Ты думаешь, церковь – это мир тишины, благочестия, святых помыслов, где все совершается медленно и степенно? Нет! Это море страстей, ненависти, зависти, борьбы за власть, коррупции и, прежде всего, ПОЛИТИКИ! – говорит мой греческий коллега. – Церковь и политика тысячелетиями шли рука об руку.

Мы сидим на балконе знаменитого афинского кафе, я как кошка наслаждаюсь греческим йогуртом с медом, внизу шумит вполне современная площадь Синтагма, и деловито снующие люди кажутся страшно далекими от религиозных проблем.

– Ты когда-нибудь слышала об отце Алекса Карлуцосе? Скромный греческий священник, живущий в Нью-Йорке. Но на его недавнее чествование приехало 1300 человек американской элиты (многие из списка Форбс) – лимузины, бриллианты, вечерние туалеты дам. И его лучший друг – Джо Байден. Они дружат более сорока лет и вместе вырастили сыновей.

Сынок отца Алекса – начальник протокола Госдепартамента США. И отец Алекс, и Джо Байден – это глубинное американское государство. Тихий священник легко собрал 50 (!) миллионов долларов на строительство православной церкви Святого Николая на месте разрушенных башен-близнецов. И он же нашел 2,5 миллиона долларов на православный собор на острове Крит в 2016 году, кударусская церковь по своим сложным соображениям (собор спонсировали американцы) не явилась. Фактически тихий отец Алекс является негласным министром иностранных дел Константинопольского патриархата, его серым кардиналом и казначеем. На чествовании Джо Байден благодарил отца Алекса за то, что он познакомил его с величайшим человеком современности, патриархом Константинополя Варфоломеем. Вся сложная интрига раскола православного мира и дарования автокефалии (независимости) украинской церкви зародилась там, в Америке.

– Но за что чествовали господина Карлуцоса?

– Патриарх Варфоломей даровал ему звание архонта за заслуги в благотворительности. Архонтами («князьями») в Древней Греции называли высших должностных лиц. А в Византии так титуловали богатых вельмож. (Архонт. Что-то щелкает в моей голове. Ну как же! В 2005 году в американском отеле «Хилтон» звания «архонт» и «великий ритор» (за «глубокие богословские познания и высокий уровень ораторского искусства») был удостоен Горбачев от лица патриарха Варфоломея! Торопились так, что даже в православную церковь забыли заехать. Да кого это волновало! Присутствовали бывший директор ЦРУ Джордж Тенет, грек по происхождению (на следующий день его тоже удостоили звания архонта) и советник Буша Фрэнсис Таунсенд. Кстати, все «архонты» входят в так называемое закрытое, масонское по своей сути общество «ордена Святого Андрея».)

– Тебя, наверное, еще больше удивит, но американцы планировали перенести центр православия – Константинопольский патриархат – в Америку! Не смотри на меня безумными глазами. У всех 14 поместных православных церквей была такая же реакция. Не прокатило. Тогда решили использовать тактику: разделяй и властвуй. В конце прошлого года Вашингтон принял решение предоставить автокефалию Украине. Варфоломея, который реально живет за счет Госдепа, ненавидят все. Даже Эрдоган, его бывший лучший друг. В 2016 году за несколько часов до госпереворота в Турции Варфоломей быстро улетел в Европу (его предупредил Гюлен). Для ухудшения отношений Греции и России США направили послом знаменитого Джеффри Пайетта, организатора майдана на Украине вместе со своей подружкой Викторией Нуланд. И он свое черное дело уже делает. Летом был «шпионский» скандал, когда Греция выслала двух русских «шпионов». (Тогда надо все посольство США высылать).

Как бы ни развивались события, независимая Украинская церковь будет мертворожденным детищем, псевдоструктурой, с которой никто не будет общаться. Будет кровь. А потом Украина начнет смердеть, потому что это труп.

КОГДА КОНСТАНТИНОПОЛЬ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ «ПЕРВЫМ СРЕДИ РАВНЫХ»

Не буду останавливаться на великом расколе 1054 года, когда христианская церковь разделилась на Римскую католическую и Византийскую (православную). Расскажу о первом скандале между Москвой и Константинополем, по сути сделавшем Москву независимой от авторитета греков.

Святая Русь после раскола строго следовала канонам византийского православия. Но Византийская империя слабела, окруженная врагами, на императорском троне тряслись от страха Палеологи, не имевшие ни сил, ни средств. Крестоносцы покинули Константинополь, и тогда Палеологи решили пойти на религиозную сделку с Западом. Они обратились к папскому престолу за военной помощью против турок, а в обмен согласились подчиниться Риму, принять католический «символ веры» при сохранении восточных церковных обрядов. Переговоры были долгими, мучительными, потому что настоящие православные греки отлично понимали, что в военном смысле слабый Рим их просто «кинет». Да и грех это – идти на сделку с еретиками. Истинным сторонникам православия пришлось бежать из Константинополя и укрыться на горе Афон, где родилась новая форма религиозной жизни – исихазм (молчание, безмолвие). Очень удобно: о чем бы вас не спрашивали, можно сослаться на обет молчания. Чтобы не изменить истинной вере, люди ушли в себя.

В Москве внимательно наблюдали за событиями. Нет, разумеется, Русь признавала духовную власть Константинополя, но дела там шли все хуже и хуже. Византийцы, чтобы угодить Риму, открыли проливы для генуэзцев, торговцев и разбойников, которые немедленно обосновались в Крыму и построили там крепости.

Когда в 1438-1439 годах началась работа Ферраро-Флорентийского собора, чтобы закрепить предательскую унию католической и православной церквей (в ход шло все: угрозы, подкупы, насилие), Русь все еще не верила. Да и новости тогда доходили очень медленно. Москву на соборе представлял греческий иерарх Исидор, которого в столице в глаза не видели. Москва хотела поставить митрополитом своего человека, рязанского епископа Иону, но Константинополь воспротивился. Исидор подписал Флорентийскую унию и поехал в Москву учить русских людей, что теперь они должны подчиняться Риму.

Скандал был невероятный! Когда Исидор во время первой литургии вознес имя папы римского прежде патриарха и объявил об унии между церквями, прихожане его чуть не разорвали. Власти немедленно заключили Исидора в монастырь, откуда дали возможность бежать живым обратно в Рим, чтоб уж окончательно не сориться с Византией. И после, спустя несколько лет, произошло невероятное событие: в 1448 году собор русских епископов нарек митрополитом рязанского епископа Иону, наплевав на Константинополь. Именно тогда русская церковь покончила со своей зависимостью от Византии, не простив ей морального падения и предательства.

Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, и никакой Ватикан не пришел ему на помощь, русские усвоили три правила: Запад всегда будет предателем, отказ от своих убеждений противен Господу Богу, и на всем белом свете остался единственный независимый центр православия – Московская Русь.

ПОЧЕМУ МЫ ВСЕГДА ПОМОГАЛИ ФАНАРУ?

Потому что жалко. Потому что мы христиане, а падшему и слабому надо помочь. Потому что свои. (Фанар (от него родилось русское слово «фонарь» – светильник) – резиденция Константинопольского патриархата в Стамбуле). Деньги на строительство новой резиденции Вселенского патриарха в 1601 году дал русский царь Федор Иванович. А уж сколько бежавших греков приютила и обласкала Москва, и не сосчитать! Я только в Донбассе насчитала десятки старинных греческих сел и «Греческих чебуречных». А уж по всей южной теплой России греков давно считают своими.

Греция стала первой балканской страной, освободившейся от Османского владычества. В 1821 году восстание поднял русский генерал, этнический грек Александр Ипсиланти, которому тайно помогала Россия. А в том же году на Пасху был низложен и повешен турками на воротах константинопольской резиденции патриарх Григорий V, отнюдь не сочувствовавший восстанию. Греки боялись выкупить его у палача. Только на четвертый день за 800 пиастров тело выкупили местные евреи, надругались над ним и выбросили в море. По другой версии, турки сами выкинули бездыханное тело в море после издевательств. Информацию о нахождении тела греческим морякам продали за большие деньги. Судно под русским флагом «Святой Николай» доставило тело в Одессу, где его опознали близкие люди и захоронили.

Россия прервала с Турцией дипломатические отношения, и в 1828 году началась русско-турецкая война, которую Турция проиграла и в итоге признала независимость Греции. И весь девятнадцатый век Россия занималась неблагодарным делом спасения православных «братушек» от турецкого ига. Не говоря уж о том, что четыре столетия русские кормили нищий Фанар. А не стояла б за ним Россия, турки давно бы оставили от Фанара кровавое пятно. И где же благодарность?!

«ЗРЯ ВЫ НА ГРЕКОВ ОБИЖАЕТЕСЬ…»

«Я читаю русскую прессу, и мне грустно, – говорит греческий журналист Федор Игнатиадис. – Не надо отождествлять греков и Фанар (Константинопольский патриархат). Элладская церковь молчит и «вырабатывает решение». Если патриарх Варфоломей отменил решение 1659 года об украинско-русской церкви, что ему мешает отменить другие решения?! Все церкви насторожились, ни одна не поддержала. И я хочу вам заметить, во время недавнего визита Варфоломея в Грецию наш патриарх Иероним отказался встретиться с ним. Под предлогом, что занят. Но мы все прекрасно понимаем: если человек приехал издалека, и ему отказывают во встрече, это оскорбление. Раскол в православии совершается иностранным вмешательством с помощью ассимилированных американских греков.

А дело вот в чем. Когда в России произошла революция, и победил атеизм, Фанар стали курировать американцы. То есть почти целый век они кормили и контролировали Константинополь!»

Кстати, надо отдать должное Сталину, который понял, какую огромную ошибку СССР совершил в отношении религии, и попытался исправить ее в 1948 году, когда в Москве состоялось Всеправославное совещание глав и представителей автокефальных православных церквей в честь пятисотлетия фактической независимости Русской церкви (помните избрание митрополита Ионы собором русских епископов в 1448 году?)

Планировалось отнюдь не совещание, а первый за тысячу лет Вселенский собор. Цель – решение вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской(!) То есть проще говоря: отобрать этот титул у крохотной Константинопольской патриархии, которая всю войну тихо просидела в Турции, союзнице Гитлера, и не вякала. Основания для этого имелись наисерьезнейшие: СССР (Россия) в очередной раз освободила Европу, на этот раз от фашистской чумы, то бишь от дьявола, положив 27 миллионов жизней, и спасла православие от полного(!) уничтожения. Разумеется, явились все, исключая самого Константинопольского патриарха (не дурак же он добровольно слагать полномочия), а Вселенский собор подразумевает наличие представителей всех церквей. Вот почему затея провалилась, и собор пришлось назвать просто совещанием. Реши мы тогда этот вопрос, не было бы сейчас никаких проблем с автокефалией (независимостью) Украинской церкви.

Уж не знаю, почему тогда Сталин поскромничал. Времена были суровые. Могли ведь чекисты организовать деликатную, мирную операцию по вывозу патриарха из Константинополя, где на Лубянке ему бы доходчиво объяснили, что трусость – страшный грех в христианстве, и Московская патриархия законно получила бы статус Вселенской. Видать, постеснялись. В результате участники совещания приняли два важных решения: осудить Ватикан (пособника Гитлера) за подрывные действия в отношении православия и не участвовать в создании экуменического Всемирного совета церквей, где правили бал протестанты. (Кстати, оба решения позже наш Московский патриархат нарушил.)

Но игравший такую жалкую и предательскую роль в двух мировых войнах Константинопольский патриархат сохранил свой Вселенский статус. И все наши сегодняшние религиозные беды родом оттуда. Прояви тогда Сталин свойственную ему жесткость, именно Москва бы с полным правом раздавала автокефалии, а не мелочный продажный Константинополь.

ЭТО ВЕНДЕТТА

Никогда бы не подумала, что генерал Афанасиос Папаниколау, военный пилот НАТО, бывший командующий военной авиацией Греции, в молодости получил утонченное теологическое образование. Но говорит он точно по-военному, а не как богослов:

– Греция в тяжелой экономической ситуации, вот почему наше правительство строго следует американским инструкциям. США хотят решить проблему: раз и навсегда подчинить Балканы своему полному влиянию. Традиционно русские и греки – близкие нации, и если вы проведете опрос, 80 процентов греков скажут, что они любят Россию. Поскольку есть конфликт между Россией и Украиной, американцы используют церковь как геополитический инструмент в политическом конфликте. Когда мы говорим «религия», мы часто имеем в виду «политику».

– Но откуда деньги у крохотного константинопольского патриархата затеять столь сложную игру?! У него и верующих-то раз-два и обчелся.

Да вы что! Только в Америке проживает 4 миллиона православных греков. В Америке люди идут в церковь, потому что так надо, и платят за свои грехи. Это прагматичный американский подход. А Австралия? А украинцы в Канаде? И все они подчиняются Константинополю. Это огромные деньги и великая власть для крохотного Фанара. Порошенко хочет быть независимым в религиозном отношении и отрезать любые отношения с Россией. Американцы через него намерены добиться полной изоляции Москвы. Следующей будет Молдова.

Со священником греческой Элладской православной церкви В. мы встречаемся в модном молодежном баре, где никого не удивляет тет-а-тет светской женщины и священника. (Здесь церковь пока является частью государства, а священники – госслужащими, получающими зарплату. По новому закону церковь скоро отделят от государства.) Встреча наша тайная, поскольку Элладская церковь хранит молчание об автокефалии Украины.

– В нашей церкви глубокий раскол по поводу автокефалии Украины. Это чистая политика. Всем ясно, что у Порошенко нулевой рейтинг. Его единственный шанс – независимость украинской церкви, которую он хочет преподнести как свою историческую заслугу и «подарок» своему народу. То, что такой «подарок», может обернуться большой кровью, его не волнует. Первый шаг – прибытие на Украину «экзархов» из Америки.

– Если не ошибаюсь, один из них был греко-католиком, то есть униатом, раскольником. Это вообще оскорбление.

– Порошенко на это глубоко наплевать. Второй шаг – официальное объявление о намерении дать автокефалию украинской церкви. Причем всем трем церквям, а там, мол, разберутся. Третий шаг – личная встреча Порошенко и патриарха Варфоломея. Скорей всего, автокефалию дадут к Рождеству, предполагаются торжества и ликования, и у президента Украины появляется крохотный шанс.

– Но почему ваши греки, понимая всю подоплеку, во многом поддерживают раскольника Варфоломея?

– Потому что русская церковь не явилась на православный собор на Крите в 2016 году в последний момент. Это сочли высокомерием: мол, Московский патриархат не признает первенство Константинопольского. Вот и отомстили.

– Да кто он такой вообще, этот Варфоломей?! Сидит под контролем турок и американцев, в мусульманской стране, человек зависимый и подневольный!

– Согласен! – улыбается вспышке моих эмоций святой отец. – Но церковь на том и стоит, что не любит изменений.

ЭТО ОБЫКНОВЕННОЕ ВОРОВСТВО.

Дедушка Гиоргоса Папафанасопулоса, журналиста и эксперта по церковным вопросам, был священником в Османской империи. Когда началась резня понтийских греков, вся семья бежала в Грецию. По всему дому висят прекрасные иконы со всех стран мира.

– Констатинополь – это наша душа, наша история, – говорит Гиоргос. – Это новый эллинизм. Мы любим этот город, потому что там живет дух тысячелетней византийской цивилизации. Мы просто сентиментальны.

(Я бы сказала: это не сентиментальность, а страсть. В ХХ веке было предсказание старца Паисия, что будет новая русско-турецкая война. Русские возьмут Константинополь и отдадут(!) его грекам! Когда я спрашивала греков: зачем же нам проливать кровь за чужие интересы, они с полной уверенностью отвечали: но ведь русские знают, что Константинополь греческий город! Мой приятель рассказывал, что в тот день, когда Турция сбила русский самолет, он поехал в банк, где услышал, как пять греческих охранников страстно обсуждают, когда же Россия начнет ради них войну. Собственно, они обсуждали даже не это. Понятно, что русские отдадут им город. Может, сделать великодушный жест и оставить русским проливы? А может, не отдавать? А?)

– Но я не хочу смешивать мою любовь к Константинополю с ситуацией на Украине, -говорит Гиоргиос. – Русские и украинцы – одна нация. Русское православие зародилось в Киеве. Более трехсот лет Украина входила в состав Российском империи. Западные страны четко уверены: отрежем церковь, отрежем национальность и язык. Да, западная Украина всегда хотела стать частью западной цивилизации под зонтиком США и ЕС. Но они униаты, туда им и дорога.

Варфоломей даже не стал разговаривать с канонической московской церковью на Украине, он разговаривает с президентом и правительством! Это нонсенс! Какое право он имеет присваивать себе чужую каноническую территорию с 40 миллионами верующих, просто волевым решением забрав ее себе. Теперь Украина будет подчиняться Константинополю! Это обыкновенное воровство! Я думаю, как этот человек спокойно спит по ночам, когда в православной стране готовится развязанная им религиозная война. И заметьте: никто из поместных церквей его не поддержал. Он ожидал гораздо большего. Большинство требует Синода».

КТО ЖЕ УБИЙЦА?

Профессор философии и религии Мариос Бегзос приходит на встречу, помахивая сумкой с цитатами Достоевского.

– Учу русский язык, – с гордостью говорит он. – Трудно, но дело двигается. И стал лучше понимать Россию. У вашей страны очень скверный опыт отношений с Европой. Россия никогда не атаковала Европу, но всегда была атакована ею. Польша, Швеция, Франция, Германия. И всегда наваливались не по одиночке, а целым кланом союзников. Теперь новая, на этот раз религиозная атака. На Украине идет гражданская война (худшая форма войны – между братьями). Любое вмешательство сейчас, тем более религиозное, – это угроза каждодневной жизни людей.

– Почему Греция молчит? Ведь Константинополь – ваш давний враг.

– Да, наши отношения – открытая рана. Как сейчас Константинополь сказал: беру Украину под свою руку, так и у нас в начале ХХ века после балканской войны он забрал под себя всю северную Грецию, острова Родос, Крит, Лесбос, афонские монастыри. Больше половины территории Греции под его контролем. Но мы не хотим вмешиваться в ссору двух братьев, Авеля и Каина, которые не могут больше жить вместе.

– Так кто же Каин? Кто убийца брата? Москва или Константинополь?

– Это покажет история.

УСТОИТ ЛИ ТРЕТИЙ РИМ ЦВЕТУЩИЙ?

Так называли Москву с 16 века. Основания для этого были архиважные, которые своей актуальности не потеряли и сейчас. После падения Византии, сначала морального (союз с католиками), а потом и полного разрушения империи, единственным независимым православным государством осталась Россия.

Русские отлично понимали, что кровь – великое дело. Поэтому состоялся брак Ивана III и Софии Палеолог (бабушки Ивана Грозного), племянницы последнего византийского императора Константина ХI. Браку всячески способствовал Ватикан, даже дал приданое Софии в надежде, что она добьется подчинения православной церкви Папе римскому. Но не тут-то было. Амбициозная, волевая Софья при пересечении границы немедленно отреклась от католицизма и перешла в веру своих отцов, в православие. Выгнали даже папского легата, который ее сопровождал. Она родила Ивану III девять детей и активно вмешивалась в государственные дела. В том числе, есть свидетельства, что во многом благодаря ей было сброшено татарское иго. Деревянный нищий Кремль так же не устроил родственницу византийских императоров, знающую, что такое настоящая роскошь. Благодаря ей были выстроены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и кремлевские башни.

Когда кровь скрепила веру, появились и видения, и пророчества. Главное из них – пророчество старца Филофея (1465 – 1540), который развил знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». И на том стояла вся Российская империя, и даже Сталин, хоть и безуспешно, пытался вернуться к ней.

Но любой кризис – это прежде всего возможность. Позорное поведение Константинополя – это шанс Москве укрепить свои позиции и стать главной защитницей православия.

– Делать это надо аккуратно, – говорит религиовед Роман Силантьев. – Если Москва на очередном соборе объявит себя Третьим Римом, это сочтут высокомерием и гордыней. И никто из поместных церквей ее не поддержит. Есть более мягкий вариант. «Первым среди равных» должно стать самое крупное православное государство, которое активно – и словом, и делом, – защищает интересы православия. Это дает шанс всем. Кто знает, сколько осталось до конца света? И устоит ли Москва как светоч православия? На вся воля Божья.

Источник

Кстати, каменный Кремль в Москве был построен ещё при Дмитрии Донском. Другое дело, что потом кремль будет перестроен.

Источник: skeptimist.livejournal.com

История христианства в Греции

Просто хотелось бы подчеркнуть полную преемственность того явления, что уже в VI веке в Земле Обетованной было 70 армянских храмов и монастырей, а чуть позже основана Армянская Патриархия (638г.). На Святой Земле Армянскую Церковь также называют Православной, так как она осталась верной учению Св. Апостолов и входит в семью Восточноправославных Церквей (Oriental Orthodox Churches). Коптская, Сирийская и Эфиопская Церкви в Св. Земле являются ее последователями.
Также целью данного сайта является краткое ознакомление читателя со святынями Армянского Иерусалима, без претензии на то, чтобы быть исчерпывающим описанием.

Когда греки приняли христианство

История принятия христианства в Армении

В первых строках нашего обзора истории зарождения христианства мы хотели бы сразу предупредить читателя о том, что это лишь краткий и весьма поверхностный очерк, не претендующий ни на исключительную научность изложения, ни на какое бы то ни было новаторство в освещении вопроса. Но, в то же самое время, цель этой работы вполне конкретна: не вдаваясь в многочисленные подробности и избегая, по возможности, идеологических влияний рассказать о появлении одной из великих мировых религий. Ведь именно невероятная углубленность исследований и безапелляционность высказываний сторонников того или иного взгляда на проблему зачастую мешают читателю составить базисное представление о предмете. Литература атеистическая и сугубо религиозная — вот два полюса, между которыми раскинулся необозримый массив специальных филологических, исторических и прочих научных трудов — и, прежде чем пуститься в самостоятельное путешествие по столь пересеченной местности, необходимо, по нашему мнению, иметь простую и ясную идею о теме этих почтенных изысканий.

Итак, для того, чтобы заметить самое начало образования новой религии, обратим свои взоры на положение дел в Римской империи на рубеже новой эры. Невероятно пространное государство, раскинувшееся от Северного моря до песков Аравии, объединяло под властью императора удивительное разнообразие народов и племен. Конечно, интегрирующим фактором являлась римская эллинистическая культура, но и национальные верования и традиции вливались в нее, оказывая взаимное влияние, порождая новые культурные и религиозные формы. Внутри- и внешнеполитическое состояние Империи оставляло желать лучшего: многочисленные варвары — предвестники Великого переселения народов — атаковали северные и восточные границы; в провинциях то и дело вспыхивали восстания недовольных; в интригах и заговорах участвовали почти все римские граждане… Республиканские традиции и всеобщая строгая дисциплина стали достоянием истории так же, как и искренняя вера в Олимпийских богов. Развитие цивилизации шло своим путем: многообразие культурных, философских, социальных и религиозных течений разрушало архаичный порядок, позволивший римлянам покорить полмира.

И вот, на Востоке этой "многополярной" Римской вселенной, в Иудейской провинции кипели мессианские страсти. Ожидание прихода Мессии — "помазанника Божия" (по-гречески Христос) — посланного установить на Земле тысячелетнее царство праведных — особенно усилилось в связи с потерей Израилем независимости и целостности. Множество евреев, проживавших и в самой Иудее и, особенно, в диаспорах, разбросанных по городам Империи, образовывали секты разного толка, отдаляясь от традиционного иудаизма, так прочно связанного с разрушенной иудейской государственностью. Талмудисты и пророки неистово предрекали явление Спасителя, который избавит богоизбранный народ от унижений и страданий, а народ ждал, но не бездействовал: многие пытались с оружием в руках отстоять свободу и приблизить наступление Царствия Божия. Естественно, патриотичные повстанцы не могли противостоять регулярным римским войскам: в 70-ом году пала столица Израиля, в 133-135 гг. разгорелось последнее крупное иудейское восстание, трагичным исходом которого была постройка в 137 году нового города — Элии Капитолины — на месте разгромленного Иерусалима. Примерно тогда и возникает идея о том, что Мессия уже приходил, но его не поняли и погубили те, кому он нес избавление! Таким образом, хронологически возникновение христианства можно отнести к середине II века н.э.

Сделав небольшое отступление от исторического контекста, надо обратить внимание читателей на то, что в основу христианской мифологии легли не только трансформированные положения иудаизма, но и влияния других религиозных и философских систем. Мотив странствования Учителя с учениками, в процессе которого он, беседуя, передает им свое Знание, схож с п е р и п а т е т и к о й Аристотеля. Непорочное зачатие известно в буддизме. Календарный цикл умирающего и воскресающего бога — основа большинства сельскохозяйственных культов. Не вдаваясь в узкоспециальные подробности времени и путей многообразных влияний, уясним лишь то, что формирование религии — процесс продолжительный, динамичный и отнюдь не прямолинейный.

Общеизвестно мнение, что христианство явилось религией "униженных и оскорбленных". Конечно, рабы, вольноотпущенные, колоны — наиболее угнетенные слои Римского общества — находили в новой вере утешение и надежду на грядущее вечное блаженство в ином мире. Но, как мы знаем, и вполне благополучные граждане Империи становились адептами учения о Спасителе, искупившем первородный грех человечества. Именно благодаря значительным материальным и имущественным вкладам новообращенных существовали первые христианские общины. Видимо и наверняка, для распространения новых идей были не только "классовые", социальные предпосылки. Учение христиан явилось революционной идеологией, а не идеологией революции! На пепелище греко-римского пантеона возникла более зрелая идея единобожия, сверх того, идея богочеловека — принявшего мученическую смерть и поправшего ее ради нашего спасения. И эта идея, очевидно, могла взволновать, в первую очередь, людей образованных, культурных, если не сказать — утонченных, знакомых с философией. В дошедшем до крайностей плюрализма Римском обществе, именно в среде интеллигенции нашлось немало ищущих духовной опоры и защиты от внешней нестабильности и соблазнов.

Справедливости ради надо отметить, что христианству пришлось столкнуться с подобными ему вероучениями разного толка, также готовыми занять пустоту в сердцах римских граждан. Одной из таких религий был Митраизм, вышедший из иранского Зороастризма. Провозглашая Митру (бога согласия, договора, позже бога Солнца) Спасителем человечества, митраисты принесли с собой обряды, во многом сходные с раннехристианскими.

История христианства в Греции

Манихейство, также имеющее иранские корни, проповедовало аскетизм, отказ от собственности, угнетение плоти во имя торжества духа. Правоверный иудаизм еврейских диаспор находил себе новых адептов.

Да и в христианских рядах не было единства: общины отличались друг от друга особенностями устройства, исполнением обрядов, пониманием и разработкой концепции новой веры. Маркионисты, опиравшиеся на "Послание апостола Павла", склонялись к дуализму — противопоставлению "доброго, светлого" нового бога — Христа, "злому, темному" прежнему богу — Яхве. Монтанисты, проповедуя строжайший аскетизм, стремились к экзальтации, ожидая, что второе и окончательное пришествие Спасителя случится со дня на день. Докеты (от греческого dokein — "казаться"), становясь на позиции гностицизма, считали, что жизненный путь и проповеди Христа нельзя считать исторически реальными и понимать буквально — это символы, аллегории, в которых посвященный должен угадать истинный смысл и постичь Высшее Знание. Эти, и подобные им, течения раннего христианства явились субстратом, плодородной почвой, взрастившей ветвистое дерево современной суперрелигии. Некоторые из них угасли сами собой, растворившись в потоке унификации. С другими христианская церковь, став государственной, отчаянно боролась, с иными же — борется до сих пор…

Кроме внутренних противоречий раннехристианская церковь временами подвергалась и внешним жестоким гонениям. Правители трещавшей по швам Империи, как все цивилизованные люди, были склонны искать причину своих проблем во вне и нередко находили ее именно в религиозном новаторстве христиан. Но, поскольку количество постигавших Империю несчастий уже давно перешло в качество, расправы над приверженцами новой веры не только не могли ее уничтожить, но и привлекали к ней повышенное внимание общественности. Хотя, естественно, не все христиане выдерживали притеснения и стоически шли на смерть, но многие явили поразительные примеры мужества и самопожертвования, прославившись как мученики, пополнившие сонм святых. Гонениям на христиан и подвигам страдальцев за веру посвящена обширная и вдохновенная литература, так что здесь мы только отметим, что, по традиции, этот период испытаний принято отсчитывать от 64 года, когда Нерон обвинил последователей Христа в поджоге Рима, примерно, до начала IV века — периода правления Диоклетиана. Но это не были 250 лет непрерывного террора! В течение лет и целых десятилетий к христианам относились примирительно, терпимо или вовсе забывали об их существовании, ввиду более актуальных опасностей и бед.

Итак, составив себе, хотя бы поверхностно, картину испытаний, обрушившихся на головы первых христиан, дополнив ее общим представлением о волнениях и несчастьях, потрясавших Империю, нельзя не задаться естественным вопросом: почему христианство не погибло, подобно множеству сходных с ним ему культов, но, сверх того, восторжествовало к началу IV века, как государственная религия?! Мы попытаемся ответить на этот вопрос, оставляя в стороне чисто идеологические толкования, выводя известное нам следствие из социально-культурных причин, хотя, как нам кажется, нельзя не принимать во внимание теорию пассионарности и прочие гиперсоциальные теории. Но, как уже говорилось, в данной работе мы сознательно избегаем "высокого" теоретизирования, по возможности "обытовляя" описываемые процессы. Поэтому обратимся теперь к некоторым факторам, обеспечившим динамическую устойчивость христианства.

Первым из них принято считать саму структуру общины. В виду официального непризнания христианства в самом начале его существования, приверженцы новой веры вынуждены были собираться тайно, соблюдая конспирацию. Деятельность "подпольного кружка" не ограничивалась исполнением обрядов: вся жизнь его членов была теперь подчинена строгим принципам, основанным на учении Христа и апостолов. Принимая крещение человек рождается для новой жизни и, вступая в общину, вливается в новую — истинную — семью, которая, в любом случае, важнее семьи реальной, и, уж тем более, важнее государства. Примат внутрицерковных отношений надо всеми остальными связями человека с самого начала обеспечивает органичное единение общины. Здесь стоит вспомнить, что Церковь является Телом Христовым, а значит все ее чада — неразрывные составляющие этого тела.

Источник: go2dream.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.