Итальянское стекло


О муранском стекле узнали несколько веков назад, и с тех пор оно стало одним из основных материалов для изготовления посуды, украшений и предметов интерьера. Это уникальное сырье, приобрести которое считается отличным капиталовложением. Неопытным взглядом трудно отличить оригинал от подделки, но, если в руки попадется настоящее муранское стеко, это будет настоящей удачей, т.к. его красота безупречна и буквально завораживает.

Общие сведения о муранском стекле

История производства муранского стекла начинается в далеком 13 столетии. Название материала пошло в честь острова Мурано, расположенного близ Венеции. Именно там мастера-стеклодувы применяли особую технику и оттачивали умения, изготавливая особенные предметы из тончайшего стекла.

Ранее Венеция также занималась производством стеклянных изделий, но они ничем не выделялись на фоне общей массы подобных вещей. Ситуация изменилась после 13 века, когда местные купцы привезли из Константинополя образцы византийского стекла и рецепт его изготовления. С этого момента и начался путь создания муранского стекла или, как его еще называют, венецианского стекла.


С тех пор прошло много времени, производство уходило на спад и поднималось ввысь, появлялись новые технологии, но одно оставалось неизменным — материал изготавливался вручную с помощью специальной трубки с мундштуком.

Первые стеклодувы проживали непосредственно в самом государстве. Развитие стекольной промышленности приносило пользу правительству Венеции, но не ее жителям. Так длилось 5 веков, а в 1291 году власти постановили отправить всех ремесленником с их семьями за пределы города, а именно на остров Мурано. Мастера не могли покидать пределы острова и тем более разглашать секреты производства муранского стекла. Такие нарушения карались тюрьмой и даже смертной казнью. Но стеклодувы не были обделены. Они и их родные пользовались определенными привилегиями. Например, стекольщики могли выдавать замуж своих дочерей за венецианских патрициев с сохранением всех дворянских титулов их потомству.

К середине 15 века на острове проживало уже 25 тыс. человек. Стекольное производство процветало и совершенствовалось. Началась эпоха мирового господства венецианского стекла, были созданы его различные оттенки, формы и варианты изделий, притягивающие внимание ценителей прекрасного. Именно в этот период было изобретено матовое белое стекло и его теплые тона. Также стали изготавливаться варианты с прожилками, перышками и блестками. Особенно ценилось муранское стекло под «хрусталь» с характерной прозрачностью и блеском.


Мастера с острова Мурано делали зеркала с идеальными отображающими свойствами. Обратная сторона изделия была покрыта рисунком или резьбой. Обычные вазы и бокалы изготавливались в виде животных, цветов и колоколен. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшениями для которых служили цветочные детали из того же материала.

Муранское стекло
Как выглядит муранское стекло

Работа стеклодувов Венеции неплохо пополняла ее казну. Изделия из стекла стали основными презентами, которые преподносились знатным вельможам и главам других государств.

В 16-17 веке Венеция стала переживать тяжелые времена. В моду вошло богемское стекло и вытеснила популярность итальянского. В спаде производства не последнюю роль сыграла оккупация города французскими войсками, что привело к закрытию фабрик.

Налаживать производство начали во второй половине 19 век. Тогда же была открыта первая фабрика. Полностью восстановить изготовление удалось лишь через 50 лет. Изделия из муранского стекла стали, как и прежде, популярны среди венецианской знати, а позже заново вышли на мировой уровень. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых из них являются потомками тогдашних стеклодувов, работающих на Мурано еще в 13 веке.

Свойства и сфера применения


Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.

По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.

Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:

  • они чистые и прозрачные;
  • ярких цветов, которые нередко сочетаются в одном предмете;
  • наличие деталей, делающих акцент на уникальности и оригинальности;
  • присутствуют декоративные элементы внешнего рельефа, а также различные природные орнаменты;
  • кувшины имеют яйцевидную форму с коротким горлышком.

Преимущества стеклянных предметов следующие:

  • стойкость и долговечность;
  • тонкость стекла;
  • необычный неповторимый дизайн;
  • ручное изготовление;
  • отличные декоративные свойства.

Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.

Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.

Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.

Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.

Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.

В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.

Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.


Муранское стекло
Муранское стекло является хрупким и обладает высокой стоимостью

Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.

Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.

Разновидности

Муранское стекло — это общее название материала, который делится на подвиды. Они отличаются друг от друга визуально. К ним относится:

  • мозаичное — его структура состоит из тонких волокон многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в разной геометрии, которые путем плавления вставляются в изделие;

  • цветное — стекло для создания разноцветных изделий. Получают его за счет добавления окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.);
  • агатовое — многослойные изделия, визуально напоминающие предметы из природного агата;
  • филигрань или филигранное — получается путем вкрапления в основную прозрачную массу тонких цветных нитей. Они могут выкладываться внутри изделия либо хаотично, либо показывать определенный рисунок;
  • авантюриновое или «золотой песок» — материал создают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации. Предметы из такого стекла напоминают камень авантюрин;
  • кракелаж — получают путем накаливания, а затем резкого охлаждения. Так в стеклянной массе получаются трещинки, разбросанные в хаотичном порядке;
  • пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом опять в печь. После этого на поверхности появляется сетка из пузырьков;
  • миллефиори — на поверхности стеклянных изделий образуются молочные или разноцветные нити, уложенные в очень красивый орнамент;
  • сristallo — чистое стекло, в котором естественным образом играет солнечный свет;
  • latticinio — муранское стекло молочного оттенка. Получается за счет внесения оксида олова в стеклянную смесь. Материал напоминает китайский фарфор;
  • sommerso — получают путем погружения одного вида стекла в стекло другого типа. Например, пулегозо можно сделать внутри прозрачной или цветной массы. Такие изделия будут иметь увеличенную толщину.

Какой бы из методов создания муранского стекла не применялся, оно в любом случае будет выглядеть потрясающе.

Технология производства

Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.

В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.

  1. Стеклянная масса расплавляется при 1 200-1 400 градусах в печи.
  2. Конец железной трубки нагревается и опускается в расплавленное стекло.
  3. Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала.
  4. С обратного конца в трубку начинают дуть через деревянный мундштук, выдувая из стекла шарик, которому потом придают нужную форму и размер.
  5. Так выдуваются различные части. После они соединяются между собой для создания задуманного изделия.

Как отличить от подделки

Недобросовестные производители стеклянных изделий часто выдают фальшивку за подлинный итальянский материал. Как отличить муранское стекло от подделки, расскажут следующие советы:


  • настоящий товар всегда имеет сертификаты качества от производителя;
  • на любом настоящем изделии всегда стоит метка со словами «Vetro Artistico Murano»;
  • поверхность предметов из муранского стекла всегда будет гладкой и прохладной на ощупь, а золотое напыление не будет осыпаться;
  • фурнитура у оригиналов должна быть крепкой;
  • венецианские стеклянные изделия, даже одного типа, не могут быть полностью одинаковыми, т.к. они делаются вручную.
Муранское стекло
Оригинальное Муранское стекло всегда имеет сертификаты качества от производителя

Единственные оригинальные изделия из венецианского стекла, которые не имеют сертификата от фабрики, это те, которые были изготовлены до 1980 г. Тогда товар не сертифицировался.

Источник: 1nerudnyi.ru

В моем магазинчике выставлены предметы из настоящего муранского стекла в различных техниках.

Чтобы вам было проще понимать термины, характеризующие технологические приемы и элементы, предлагаю маленький Словарик


Итальянское стекло

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 1

Как отличить подлинное муранское стекло от подделки?:

Подлинные украшения из муранского стекла отличаются высоким качеством во всех деталях.

  • Настоящее муранское стекло, в отличие от подделок и пластиковой бижутерии, слегка прохладное на ощупь.
  • При падении на каменный пол изделия из муранского стекла разбиваются.
  • Подделки плохо отполированы. Вы руками можете ощутить шероховатости и неровности на поверхности стекла.
  • Благодаря качественным природным красителям, оксидам разных металлов, подлинные украшения не тускнеют и не выгорают на солнце.
  • У фальшивых украшений используется некачественная фурнитура, слабые замки, откалывается краска “под золото”.
  • Если у изделия глянцевый дизайн, то на солнце или при ярком освещении подлинное украшение должно хорошо блестеть и давать блики.
  • Мерцающее муранское стекло, выполненное в технике Авентурин, может быть только с золотыми искорками, поскольку оно получается путем кристаллизации порошка меди. Все прочие цвета получаются с применением химических красителей, что недопустимо при изготовлении настоящего муранского стекла, и свидетельствует о фальшивке.

  • Венецианские мастера объединены в специальную гильдию стеклодувов и уполномочены ставить соответствующее клеймо на своих изделиях. Если позволяет дизайн, то на обратной стороне подлинных украшений вы увидите мелко написанный золотой текст “Murano Glass” . Этот текст много раз написан золотой фольгой и впаян в верхний слой стекла, поэтому его невозможно стереть, соскрести или поцарапать. На подделках этот текст отсутствует вовсе или его можно легко повредить ногтем или другим острым предметом. Или же на изделие наносится наклейка Vetro Artistico, если нельзя в слой стекла внести текст. Иногда текст Murano Glass выдавливается на оборотной стороне стекла.
  • Каждое подлинное изделие уникально и неповторимо. Среди украшений одной линии или дизайна вы не найдете даже двух совершенно одинаковых экземпляров. А вот подделки, наоборот, часто представляют собой штамповку, как две капли воды похожую друг на друга.
  • Настоящее муранское стекло – это исключительно ручная работа, поэтому каждое изделие имеет свой уникальный рисунок, так как мастер не может повторить его в точности.
  • Все изготовители оригинальных украшений из муранского стекла сопровождают свои изделия сертификатами подлинности. Магазины же, торгующие поддельными украшениями, не подтверждают продажу соответствующими документами и не сообщают наименование производителя.
  • Подлинные украшения из венецианского стекла не могут быть совсем дешевыми (как подделки по 1-2 доллара) из-за использования натуральных компонентов, золота и серебра, трудоемкого производства, кропотливой ручной работы и индивидуального подхода к каждому изделию.
  • К тому же “Murano Glass” – это всемирно известный бренд, и это увеличивает его ценность. Конечно, в наше время муранское стекло уже не продается на вес золота как раньше, но ценится оно по-прежнему очень и очень высоко, наравне с дорогими ювелирными украшениями.

Вот такие ЗНАКИ стоят на изделиях мастеров, относящихся к Гильдии стеклодувов Мурано.

  • urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 2

СЛОВАРИК

«Vetrofusione» — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 3

«Муррина» – «Murrina» — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов и прочих симметричных и ассиметричных фигур.

Подвес в технике «Vetrofusione» с добавлением всевозможных муррин разных форм и оттенков

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 4

«Миллефиори» – «Millefiori» — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 5

«Латтиччино» – «Latticino» — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.

«Lattimo» – (От итальянского “latte” – молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора. Первоначально использовалось для украшения многоцветных предметов. Фигурка Белого слона – Lattimo

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 6

«Филигрань» – «Filigrana» — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 7

«Занфирико» – «Zanfirico» — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 8

«A lume» – люме» — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 9

«Perle» — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 10

” Soffiato”(англ. blown) образовано от глаголов soffiare или to blow – дуть, выдувать. Soffiato – это классическая старинная стеклодувная техника, с помощью которой изготавливаются части колье или же отдельные бусины, полые внутри. Таким образом, даже крупные бусины или элементы не являются и не выглядят тяжелыми, в отличие от бусин, произведенных в технике lume на открытом огне. Особая процедура закалки стекла, когда дутые элементы медленно остывают в специальной печке в течение 12 часов, делает их не хрупкими. Российский рынок в настоящий момент наполнен всевозможными подделками, изготовленными из обычного или лабораторно-пробирочного стекла пирекс, отличительным признаком которого является скудный набор цветов: прозрачное стекло или 2-3 цветовых варианта

Колье с крупными бусинами Soffiato

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 11

«Кракелаж» – «Crackle glass» — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла

Блюдо в технике Кракелаж

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 12

«Авантюриновое стекло» — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 13

«Халцедоновое стекло» – «Calcedonio» – стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.

Вот насколько разными и неповторимыми могут быть тона и узоры муранского стекла «Calcedonio»

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 14

«Pulegoso» – «Пулегозо» — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Выполняют обычно из стекла «cristallo».«Пулегозо» — «пузырьковое стекло» — такое стекло изобрел в 1928 году Наполеоне Мартинуцци, художественный директор мастерской Венини. Оно характеризуется присутствием большого количества разной величины пузырьков, называемых на языке муранских стекольщиков «puleghe» — «пулеге». Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике “пулегозо”. Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом “закипело”. Такие вазы выдуваются и обрабатываются только вручную.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 15

«Sommerso» — «Соммерсо» — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых также «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике.

Ваза в технике “Соммерсо” ( Обратите внимание на наклейку на стекле Vetro Artistico ! )

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 16

«Cristallo» – Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания. Необычайно чистое, прозрачное стекло, по оптическим характеристикам приближенного к горному хрусталю. Поэтому в современном итальянском языке слово cristallo обозначает и «кристалл» и «хрусталь» и «стекло». Это стекло – абсолютно чистое и прозрачное даже в больших массах, в то время как другие виды стекла имеют в этом случае явный зеленоватый или голубоватый оттенок. Чем толще слой муранского стекла, тем отчетливее проявляется его чистота и таинственная глубина, этот знаменитый «эффект линзы» широко используется в производстве бижутерии и украшений: внутренний узор кажется крупнее и объемнее.

«Bullicante» – Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше или меньше. Эта широко используемая техника была особенно популярна у мастеров Мурано в 1950-х годах.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 17

«Incalmo» — «инкальмо» — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 18

Источник: www.livemaster.ru

В моем магазинчике выставлены предметы из настоящего муранского стекла в различных техниках.

Чтобы вам было проще понимать термины, характеризующие технологические приемы и элементы, предлагаю маленький Словарик

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 1

Как отличить подлинное муранское стекло от подделки?:

Подлинные украшения из муранского стекла отличаются высоким качеством во всех деталях.

  • Настоящее муранское стекло, в отличие от подделок и пластиковой бижутерии, слегка прохладное на ощупь.
  • При падении на каменный пол изделия из муранского стекла разбиваются.
  • Подделки плохо отполированы. Вы руками можете ощутить шероховатости и неровности на поверхности стекла.
  • Благодаря качественным природным красителям, оксидам разных металлов, подлинные украшения не тускнеют и не выгорают на солнце.
  • У фальшивых украшений используется некачественная фурнитура, слабые замки, откалывается краска “под золото”.
  • Если у изделия глянцевый дизайн, то на солнце или при ярком освещении подлинное украшение должно хорошо блестеть и давать блики.
  • Мерцающее муранское стекло, выполненное в технике Авентурин, может быть только с золотыми искорками, поскольку оно получается путем кристаллизации порошка меди. Все прочие цвета получаются с применением химических красителей, что недопустимо при изготовлении настоящего муранского стекла, и свидетельствует о фальшивке.
  • Венецианские мастера объединены в специальную гильдию стеклодувов и уполномочены ставить соответствующее клеймо на своих изделиях. Если позволяет дизайн, то на обратной стороне подлинных украшений вы увидите мелко написанный золотой текст “Murano Glass” . Этот текст много раз написан золотой фольгой и впаян в верхний слой стекла, поэтому его невозможно стереть, соскрести или поцарапать. На подделках этот текст отсутствует вовсе или его можно легко повредить ногтем или другим острым предметом. Или же на изделие наносится наклейка Vetro Artistico, если нельзя в слой стекла внести текст. Иногда текст Murano Glass выдавливается на оборотной стороне стекла.
  • Каждое подлинное изделие уникально и неповторимо. Среди украшений одной линии или дизайна вы не найдете даже двух совершенно одинаковых экземпляров. А вот подделки, наоборот, часто представляют собой штамповку, как две капли воды похожую друг на друга.
  • Настоящее муранское стекло – это исключительно ручная работа, поэтому каждое изделие имеет свой уникальный рисунок, так как мастер не может повторить его в точности.
  • Все изготовители оригинальных украшений из муранского стекла сопровождают свои изделия сертификатами подлинности. Магазины же, торгующие поддельными украшениями, не подтверждают продажу соответствующими документами и не сообщают наименование производителя.
  • Подлинные украшения из венецианского стекла не могут быть совсем дешевыми (как подделки по 1-2 доллара) из-за использования натуральных компонентов, золота и серебра, трудоемкого производства, кропотливой ручной работы и индивидуального подхода к каждому изделию.
  • К тому же “Murano Glass” – это всемирно известный бренд, и это увеличивает его ценность. Конечно, в наше время муранское стекло уже не продается на вес золота как раньше, но ценится оно по-прежнему очень и очень высоко, наравне с дорогими ювелирными украшениями.

Вот такие ЗНАКИ стоят на изделиях мастеров, относящихся к Гильдии стеклодувов Мурано.

  • urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 2

СЛОВАРИК

«Vetrofusione» — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 3

«Муррина» – «Murrina» — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов и прочих симметричных и ассиметричных фигур.

Подвес в технике «Vetrofusione» с добавлением всевозможных муррин разных форм и оттенков

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 4

«Миллефиори» – «Millefiori» — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 5

«Латтиччино» – «Latticino» — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.

«Lattimo» – (От итальянского “latte” – молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора. Первоначально использовалось для украшения многоцветных предметов. Фигурка Белого слона – Lattimo

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 6

«Филигрань» – «Filigrana» — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 7

«Занфирико» – «Zanfirico» — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 8

«A lume» – люме» — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 9

«Perle» — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 10

” Soffiato”(англ. blown) образовано от глаголов soffiare или to blow – дуть, выдувать. Soffiato – это классическая старинная стеклодувная техника, с помощью которой изготавливаются части колье или же отдельные бусины, полые внутри. Таким образом, даже крупные бусины или элементы не являются и не выглядят тяжелыми, в отличие от бусин, произведенных в технике lume на открытом огне. Особая процедура закалки стекла, когда дутые элементы медленно остывают в специальной печке в течение 12 часов, делает их не хрупкими. Российский рынок в настоящий момент наполнен всевозможными подделками, изготовленными из обычного или лабораторно-пробирочного стекла пирекс, отличительным признаком которого является скудный набор цветов: прозрачное стекло или 2-3 цветовых варианта

Колье с крупными бусинами Soffiato

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 11

«Кракелаж» – «Crackle glass» — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла

Блюдо в технике Кракелаж

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 12

«Авантюриновое стекло» — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 13

«Халцедоновое стекло» – «Calcedonio» – стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.

Вот насколько разными и неповторимыми могут быть тона и узоры муранского стекла «Calcedonio»

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 14

«Pulegoso» – «Пулегозо» — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Выполняют обычно из стекла «cristallo».«Пулегозо» — «пузырьковое стекло» — такое стекло изобрел в 1928 году Наполеоне Мартинуцци, художественный директор мастерской Венини. Оно характеризуется присутствием большого количества разной величины пузырьков, называемых на языке муранских стекольщиков «puleghe» — «пулеге». Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике “пулегозо”. Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом “закипело”. Такие вазы выдуваются и обрабатываются только вручную.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 15

«Sommerso» — «Соммерсо» — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых также «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике.

Ваза в технике “Соммерсо” ( Обратите внимание на наклейку на стекле Vetro Artistico ! )

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 16

«Cristallo» – Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания. Необычайно чистое, прозрачное стекло, по оптическим характеристикам приближенного к горному хрусталю. Поэтому в современном итальянском языке слово cristallo обозначает и «кристалл» и «хрусталь» и «стекло». Это стекло – абсолютно чистое и прозрачное даже в больших массах, в то время как другие виды стекла имеют в этом случае явный зеленоватый или голубоватый оттенок. Чем толще слой муранского стекла, тем отчетливее проявляется его чистота и таинственная глубина, этот знаменитый «эффект линзы» широко используется в производстве бижутерии и украшений: внутренний узор кажется крупнее и объемнее.

«Bullicante» – Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше или меньше. Эта широко используемая техника была особенно популярна у мастеров Мурано в 1950-х годах.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 17

«Incalmo» — «инкальмо» — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении.

urano lass - термины и описания. Как отличить от подделки, фото № 18

Источник: www.livemaster.ru

Что такое муранское стекло?

Муранское стекло

Муранское стекло — это стекло, которое изготавливается в единственном экземпляре по секретным старинным технологиям на острове Мурано близ Венеции.

Из-за многочисленных подделок в 1994 г. появился официальный товарный знак Vetro Artistico Murano, предназначенный для защиты подлинных изделий.

Производители рекомендуют обращать внимание на маркировку на стеклянных изделиях, на 100 % застраховаться от приобретения копий поможет покупка изделий в официальных магазинах.

История происхождения, месторождение

Муранское стекло

Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство.

Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.

Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами.

Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня.

Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.

Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.

Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове.

Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.

Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.

Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе.

Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.

Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым. Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора.

1861 г. на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.

Изготовление

Муранское стекло

Каждой изделие изготавливается в единственном экземпляре ручным способом, в линейке невозможно найти два одинаковых экземпляра. Это объясняется тем, что мастер не может два раза в точности повторить рисунок. При изготовлении стекла используется венецианский песок.

Процесс производства со временем претерпевал изменения, совершенствовался, но в целом технология осталась неизменной.

Производство до сих пор базируется на ручной сборке, конвейеры, литьевые машины и другие технологии в производственном процессе участия не принимают.

Несмотря на то, что на протяжении многих веков технологии хранились в секрете, сегодня часть из них все же известна, процесс стекловарения, например.

На начальном этапе к селикатному песку предусмотрено добавление дополнительных компонентов, именно от этого зависит оттенок стекла изделия.

Для получения синего цвета необходимо добавить окись кобальта, красный — после внесения в смесь настоящего золотого порошка.

Полученный раствор помещают в печь, температура которой достигает тысячи градусов, из жидкой смеси мастер выдувает изделие необходимой формы. Для остывания вещь помещается в другую печь на сутки.

Разновидности

Муранское стекло

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  1. Агатовое — на выходе получаются многослойные изделия, их слои располагаются в разных плоскостях, в результате они визуально напоминают предметы из агата.
  2. Авантюриновое — второе название — «золотой песок» — его получают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации, визуально изделия напоминают предметы из природного авантюрина.
  3. Филигранное — материал получают способом добавления в массу стекла большого количества тонких разноцветных нитей, они могут быть хаотично сплетены или составлены в сетку, изделие обретает в итоге уникальный оттенок и сетчатую фактуру.
  4. Пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом в печь, на поверхности образуется сетка из пузырьков.
  5. Кракеллаж — на поверхности образуется сетка из мелких трещин, для получения такого эффекта раскаленный предмет необходимо поместить в холодную воду.
  6. Мозаичное («технология Миллефиори») — отличается наиболее сложным способом изготовления, тонкие нитки слоёного цветного стекла, имеющие в поперечном сечении форму кружка, звездочки, цветка или любую другую геометрическую форму нарезаются на мелкие куски и вносятся способом плавления в другие стеклянные формы.

Изделия

Муранское стекло

Бижутерия

Бижутерия пользуется большим спросом во всем мире, сегодня очень просто купить браслеты, сережки, подвески, кольца, колье, кулоны.

Вставки используются при изготовлении часов, гребней, ободков и заколок. В последнее время стало модным вплетать в изготовленные в стиле Пандора бусины.

Все украшения очень стильные и яркие, их основная особенность заключается в том, что они изготовлены в единственном экземпляре.

Другие изделия

Муранское стекло широко используется при изготовлении скульптур, люстр, светильников, ваз, посуды, кувшинов, настольных часов и т.ж.

За многие века появились коллекционеры, которые скупают все эти предметы. Изделия стоят очень дорого и считаются эксклюзивными, они представлены в галереях, музеях, на выставках.

Как отличить подделку?

Муранское стекло

О подделке свидетельствуют слабые замки, низкокачественная фурнитура, неровности и шероховатости, плохая полировка.

При падении на каменную поверхность изделия должны разбиваться.

Наличие штампа или наклейки, надписи «Made in Italy»/ «Made in Venice» свидетельствуют о том, что это подделка, также, как и «Made in Murano»/«Murano-style».

Для определения подлинности рекомендуется искать подписи стеклодува, обратиться к каталогу, надписи сертификату аутентичности.

Подпись может быть на самом изделии, известными муранскими мастерами считаются Эрколе Баровье, Аурелиано Тозо, Винченцо Назон и Карло Моретти и другие.

Подпись не должна выглядеть так, как будто она была нацарапана на уже затвердевшем стекле карбидным наконечником, чаще всего это свидетельствует о подделке оригинала.

Распознать настоящее изделие помогут каталоги, в которых описываются места расположения ярлыков и подписей. Можно попытаться также найти свидетельства применения золота или серебра. Асимметрично расположенные в структуре стекла пузырьки также свидетельствуют о том, что украшение было изготовлено вручную.

Отличить подделку поможет изучение «Глоссария муранского стекла» на Fossilfly.com, здесь представлена отличная инструкция по стилям и технике, к нему можно обращаться при чтении фабричных каталогов.

Многие фабрики выпускают каталоги новых коллекций и винтажных изделий, на сайте 20thcenturyglass.com представлены контакты популярных муранских фабрик, каталоги можно запросить на сайте этих фабрик.

В крайнем случае можно воспользоваться услугами эксперта, при отсутствии такой возможности рекомендуется разместить фото с информацией на специализированном форуме по антикварному стеклу.

Самый действенный способ не купить подделку — отправиться в Италию самостоятельно и купить муранское стекло в магазине.

На что обратить внимание при покупке?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. При касании на ощупь ощущается прохлада.
  2. Настоящие изделия не выгорают и не тускнеют.
  3. Блики и блеск на солнце, при ярком освещении.
  4. На обратной стороне украшений должна присутствовать золотистая надпись «Murano Glass», она не должна стираться, царапаться и соскребаться.
  5. Наклейка Vetro Artistico наносится при невозможности внести надпись в стекло, иногда Murano Glass выдавливается на противоположной стороне стекла.
  6. В магазине необходимо уточнить наличие сертификатов фабрики, который должен быть у любого нового изделия, изготовленные до 1980 г. антикварные изделия могут не иметь документов.
  7. Чаще всего подделывают аквариумы и пресс-папье, поэтому при их покупке следует проявлять повышенную осторожность.

Стоимость

Сегодня изделия из муранского стекла продолжают продаваться по всему миру. Скульптуры, люстры и другие крупные предметы могут стоить очень дорого.

Украшения доступны каждому, их стоимость сравнима с аналогами из натуральных самоцветов.

Многое зависит от конкретной модели, браслет можно купить за 300-800 руб., бусы и серьги за 1000-5000 руб., встречаются и недорогие модели за несколько сотен рублей.

Источник: socketmira.ru

Украшения с муранским стеклом

Среди множества островов солнечной пряной Италии есть один крупный остров, который в народе называют «второй Венецией». Именно там, в этом живописном местечке Венецианской лагуны, уже несколько столетий изготавливают невероятно красивое verto de Murano, или муранское стекло.

Первые творения венецианских стеклодувов имеют более чем тысячелетнюю историю. За это время промысел стремительно развивался, переживая времена забвения и триумфа, угасания и нового расцвета.

А начиналось всё за глухими монастырскими стенами, где бенедиктинские монахи решили изготовить кувшины для хранения ликёра. Приютив беглых стеклоделов из Византии, они не прогадали. Знания и образованность монахов в сочетании с опытом стеклоделов привели к тому, что уникальные изделия стали невероятно популярны.

Наборный браслет с муранским стеклом

Остров, хранящий тайны

Изначально стекольные мастерские располагались в Венеции. Однако связанный с огнём промысел ставил под угрозу деревянный архитектурный ансамбль города, и XIII веке производство «переселили» на остров Мурано.

Власти Венеции, быстро оценившие выгоду стекольного дела, не захотели делиться прибылью и наложили на него монополию. Конечно, это не остановило европейцев, охотившихся за секретной технологией создания стекла. Европейцы переманивали муранских мастеров за границу, обещая им золотые горы.

В XVI веке слава венецианского стекла разлетелась далеко за пределы континента. Невероятно тонкий и прозрачный материал ценился наравне с драгоценными камнями. В России об уникальном стекле узнали ещё в допетровскую эпоху. Тогда венецианская посуда и зеркала начали появляться в домах именитых бояр.

Мастерам-стеклодувам разрешалось брать в жёны самых богатых и знатных красавиц, но ни в коем случае не уезжать с острова. Наказанием за разглашение тайны венецианского стекла была смертная казнь. И даже те мастера, которым удавалось покинуть Мурано, погибали во время пути при невыясненных обстоятельствах.

Конец монополии положила книга «Искусство стекла», где подробно описывался способ его производства. После этого европейцы смогли самостоятельно изготавливать «венецианские вещицы». Но вскоре все поняли, что, как и в любом другом искусстве, для творения шедевров нужно нечто большее, чем простое знание технологии.

Наборный браслет с муранским стеклом

Дыхание красоты

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, муранское стекло и по сей день производится исключительно вручную. Расплавленный кварцевый песок льётся на зеркальную поверхность олова, образуя глянцевое стекло.

Но вдохнуть жизнь в холодный материал, сделав его лёгким и изящным, может только человек. Стеклодувы используют железную трубку, которая частично покрыта деревом (чтобы её можно было держать, не обжигаясь). Вот уже сотни лет она не меняется и никак не усовершенствуется: один конец трубки представляет собой мундштук, а другой — специальное утолщение для набора стекла.

Выплавка муранского стекла

И чайные сервизы, и объёмные сосуды производятся совершенно одинаково. Раскалённый в специальной печи конец выдувальной трубки помещается в расплавленное стекло, которое, пристав к металлу, образует горячий шар. После этого мастер дует в трубку, придавая стеклу нужную форму. Благодаря этому каждое творение муранских стеклодувов так же неповторимо, как человеческое дыхание.

Возможно, именно верность старинным традициям производства придаёт муранским изделиям такую теплоту. Не зря же венецианцы столько лет хранили тайну изготовления стекла.

Но главный секрет заключается не в способе производства стекла вообще, а в уникальных техниках, с помощью которых муранские мастера получали стекло различных расцветок.

Магия или искусство?

Оказывается, техника филиграни знакома не только ювелирам.

Именно она в своё время прославила венецианских стеклоделов. Для получения эффекта филиграни в прозрачное стекло вводятся тонкие разноцветные нити, образующие узор. Выдувание изделий из такого материала — невероятно сложный процесс, ведь нити должны сложится именно в тот орнамент, который задумал мастер.

Ещё одна уникальная техника — миллефиори, или «тысячи цветов». Долгое время способ изготовления этого стекла хранился в строжайшем секрете. Для его изготовления брались тонкие прутики слоёного многоцветного стекла в форме цветка, квадрата, звезды или других фигур. Эти прутики нарезались тончайшими ломтиками и «накладывались» на стеклянную основу.

В XVII веке специалисты из рода Миотти разработали новую технологию получения стекла. На его глянцевой поверхности мерцали блёстки, похожие на бесчисленные звёзды. Эта разновидность венецианского стекла стала называться авантюриновой. Его получают, добавляя в расплавленное стекло медную крошку, которая и образует искристую россыпь.

Не менее популярны муранские изделия, созданные в технике кракеллаж. Раскалённый выдуваемый предмет мастер помещает в ледяную воду, отчего верхний слой стекла покрывается мелкими трещинами, образуя особый узор.

Применение техники пулегозо позволяет создавать изделия с эффектом «кипения». Пузырьки воздуха в стекле возникают оттого, что раскалённый предмет помещают в холодную воду, а затем возвращают обратно в печь.

Многослойное цветное стекло называется агатовым. Его так назвали за сходство с известным своей красотой поделочным камнем.

Все цвета радуги

Для того чтобы получить цветное стекло, в прозрачную массу добавляют окиси различных металлов.

Зелёный оттенок стеклу придаёт примесь железа. Красный тон — результат добавления окиси меди. Синий получается с помощью кобальта, а стекло цвета рубина — только при добавлении золота. Помимо известного прозрачного cristallo существует также матовое белое стекло, которое изготавливается путём смешения с окисью олова.

Оттенки муранского стекла

Муранское стекло: вчера и сегодня

В наше время произведённое на острове Мурано стекло ценится ничуть не меньше, чем раньше. Искусные творения итальянских стеклодувов приравниваются к драгоценным материалам, а по виду напоминают поделочные камни: яшму, агат, сердолик и другие.

Модное Мурано

Именно поэтому венецианское стекло часто применяется в качестве вставки в ювелирные изделия: серьги, кольца, подвески, браслеты, а также шармы.

Эффектное стекло делает украшения выразительными и индивидуальными. Многообразие оттенков и фактур открывает простор для фантазии, позволяя художникам создавать не просто изделия, а украшения, передающие настроение.

Так, для коллекции SUMMERTIME от SOKOLOV было выбрано именно муранское стекло. В сочетании с серебром оно смотрится ещё более стильно. Кольца с вращающимися вставками, серьги, подвески и шармы на браслет помогут создавать яркие непредсказуемые образы. Вы с полной уверенностью можете сказать, что ваше украшение — эксклюзив, ведь созданное вручную муранское стекло никогда не повторяется.

Кольцо с муранским стеклом

Источник: sokolov.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.