Палаццо рикарди


Палаццо Медичи Риккарди — одна из самых известных достопримечательностей во Флоренции. Это первый дворец семьи Медичи, построенный в 1444 году. Расположен он в одном квартале от площади Дуомо.

Дворец Медичи Риккарди — символ Возрождения и его своеобразная точка отсчета. Это первый пример светских строений Флоренции, ставший впоследствии образцом для остальных и классическим для эпохи.

Сегодня дворец частично открыт для посещения. В его помещениях находится Префектура Флоренции.

История

Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции стало первым зданием светского назначения и домом для семейства Козимо Медичи — богатейшего знатного рода в городе.

Проект дворца изначально был поручен архитектору Филиппо Брунеллески, он задумал грандиозное здание с роскошными залами и орнаментом, которых Флоренция еще не видела. Но Козимо Медичи, не желая афишировать свои богатства, отверг проект и перепоручил его другому архитектору — Микелоццо ди Бартоломео. Он предоставил проект строгого и аскетичного дворца, который все же имел элементы роскоши, но скрытые. Этот проект пришелся хозяину по душе и был выполнен.


В 1444 году началось строительство дворца, продлилось оно 20 лет. В 1459 году Козимо Медичи перенес сюда свою резиденцию, хотя особняк еще не был достроен. Спустя пять лет, Козимо умер, так и не увидев окончания работ.

Здание особняка породило целый вид архитектурных построек — палаццо, которые вскоре стали строиться по всей Италии. За основу и как образец был взят именно палаццо Медичи Риккарди — первый палаццо подобного вида.

Спустя почти 100 лет, ослабив свое влияние в городе, Медичи продали здание дворца семье Риккарди, которая расширила его и оформила внутренние залы в стиле барокко — модного тогда направления в архитектуре.

В 1814 году Риккарди продали дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена, а в 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города, которая занимает это помещение по настоящее время.

Залы дворца

В настоящее время дворец Медичи частично открыт для посетителей. Его помещения оформлены под выставочные залы и хранят память о каждом семействе-владельце палаццо.


На первом этаже расположен знаменитый внутренний дворик, спроектированный архитектором Микелоццо. Яркая его особенность — аркада по периметру. Эту черту потом начали использовать во всех подобных зданиях. Небольшие уютные дворики стали одним из символов палаццо по всей Италии. Здесь же находится Сад Медичи, украшенный статуями и лимонами, которые продолжают высаживать в дань памяти первых хозяев дворца.

Первый этаж также известен музеем, где собраны древние бюсты, фрески и предметы римской эпохи, которые коллекционировала семья Риккарди — последующие хозяева палаццо Медичи. Музей открыт был в 2005 году и получил название Museo dei Marmi.

Второй этаж (по-итальянски — первый основной, поскольку счет всегда начинался со 2 этажа) занимает несколько главных залов. Один из них — Капелла Волхвов (1459–1561), где размещены фрески Беноццо Гоццоли, иллюстрирующие события, сопутствующие рождению Христа, а также портреты членов семьи Медичи и выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Капелла Волхвов — это семейная часовня Медичи.

На этом же этаже расположена Галерея Зеркал, или Галерея Луки Джордано, расписанная его рукой и украшенная картинами из коллекции семьи Риккарди, которым перешел дворец после переезда семейства Медичи в Палаццо Веккьо. Галерея является самым роскошным помещением дворца и одним из самых посещаемых туристами. Потолок зала расписан фресками, общее название их — «Триумф Медичи на облаках Олимпа», где члены семейства изображены богами в окружении звезд и планет.


В соседнем зале находится одна из старейших картин, дошедших до нашего времени, — «Мадонна с Младенцем», написанная Филиппо Липпи в 1466–1469 годах.

Бывшие хозяйственные помещения на первом этаже и личные покои Медичи на втором этаже закрыты для посещения, но несколько залов, куда доступен вход, компенсируют все: относительно небольшой музей и его богатая коллекция производят неизгладимое впечатление на туристов.

Цена билета в Палаццо Медичи в 2019 году

Стоимость входного билета зависит от возраста посетителя и его планов — осмотреть только залы или добавить к ним выставку Риккарди.

Входной билет в палаццо:

  • взрослый билет (с 18 лет) — 7 €,
  • детский (до 18 лет) — 4 €.

Льготы студентам (от 18 до 25 лет), пенсионерам — 4 €.

Инвалиды и их сопровождающие проходят бесплатно.

Входной билет в палаццо + на выставку:

  • взрослый билет (с 18 лет) — 10 €,
  • детский билет (до 18 лет) — 6 €.

Стоимость билетов может меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте палаццо Медичи во Флоренции.

Дворец Медичи входит в список достопримечательностей, включенных в так называемую Firenze Card — единый входной билет во множество достопримечательностей Флоренции. Стоимость ее составляет 85 €, срок действия — 72 часа. Приобрести ее можно на официальном сайте Firenze Card.

Источник: www.tourister.ru

История

Дворец (Palazzo Medici Riccardi) был спроектирован для семьи Медичи архитектором Микелоццо. Хотя первоначальный проект был создан Брунеллески. Козимо Медичи он показался слишком пышным, старый банкир считал, что весь этот лишний пафос будет вызывать зависть, поэтому отказался от него.

Облик дворца Микецолло, напротив, был предельно прост. А потому был принят безоговорочно. Так с 1444 года началось строительство особняка.

Несколько веков Медичи жили здесь. Пока, после правления Пьетро по прозвищу «Неудачник» и времен упадка, семье ни пришлось продать здание семейству Риккарди в 1659 году.


Палаццо рикарди

Сразу после продажи началась реконструкция. Строение было расширено, часть интерьера обновлена. И если внешне это был по-прежнему представитель ренессанса, то внутри он уже больше походил на образец барокко.

А к 1660 году была открыта Риккардианская библиотека, которая сейчас делит это здание с префектурой.

В 1814 году Риккарди продали палаццо Великому герцогу Тосканскому. С тех самых пор дворец стал носить двойное имя.

Архитектурные особенности

Что получилось в итоге всех изменений? А вот что:

  • Внутренний двор строения представляет собой четырехугольник, и прячет в себе центральный дворик с аркадами.

Этот внутренний двор также часто называют «Двориком Микелоццо» или «Двором с колоннами».

Палаццо рикарди

Всего в здании несколько уровней.


  • Первый уровень – это крытая арочная галерея с колоннами. Колонны богато украшены мифологическими сценами и гербами Медичи.
  • Второй уровень представлен окнами. Они в точности повторяют облик окон с внешней стороны фасада.
  • Третий уровень – это галерея из арок, украшенная колоннами.

Помещения нижнего этажа хранят экспонаты, собранные Медичи и Риккарди.

Здесь можно увидеть:

  • античные бюсты
  • римские саркофаги
  • фрагменты различных рельефов
  • здесь же хранится скульптура «Орфей, усмиряющий Цербера» руки Баччо Бандинелли

Не менее чем все эти экспонаты, прекрасен садик, разбитый во дворе.

Это настоящее царство симметрии. Все здесь имеет правильную геометрическую форму.

Палаццо рикарди

По центру этого сада раньше стояла статуя Юдифь, сейчас же она расположена на территории Палаццо Веккьо.

Внешняя отделка и залы дворца

Как мы уже сказали, здесь правит простота. Но в то же время эта простота символизирует мощь и стабильность власти Медичи.


  • Первый этаж в свое время был отдан под кухню, конюшню и помещения для прислуги.
  • Второй этаж здания заслуживает отдельного внимания. Ведь его окна создавались по задумке гения Микеланджело. Второй этаж от первого отделяет зубчатый фриз с гербом Медичи.

Нет точной трактовки значения герба. Но есть такое предположение. Считается, что на гербе изображены следы на щите Медичи, оставленные ударом огромного великана.

Второй этаж считался парадным. Здесь жили представители знатного рода. Поэтому и комнаты под стать им, огромные. Стены на этом этаже покрыты мрамором, потолок – позолотой, мебель инкрустирована деревянной мозаикой.

Палаццо рикарди

На втором располагались хозяйские покои и помещения для деловых встреч. Внутреннее убранство некоторых залов отлично сохранилось.

  • Галерея Зеркал (Галерея Джордано, Giordano Galleria)

Свод этого помещения украшают фрески, созданные в XVII столетии по заказу семьи Риккарди. На них изображены аллегорические фигуры. По центру расположена фреска «Триумф Медичи на облаках Олимпа». На ней – Юпитер, вокруг персонажи с лицами членов семьи Медичи, Козимо III Медичи, его сыновей, брата герцога.

Здесь символично изображены и звезды, открытые Галилеем и названные в честь Медичи.

  • В другом зале дворца вы увидите «Мадонну с Младенцем». Эту фреску создал Филиппо Липпи.

Палаццо рикарди

  • Здесь находится одно из известнейших мест во дворце – Капелла Волхвов.

Это небольшая семейная часовня, состоящая из двух комнат. И здесь у вас точно появится ощущение, что вы оказались на страницах сказки.

Стены капеллы – это единый цикл фресок под названием «Шествие волхвов в Вифлеем». А теперь подумайте, кого вам напомнят эти волхвы? Правильно. Членов достопочтенной семьи Медичи.

И вся эта процессия, как бы медленно передвигающаяся по стенам капеллы, заставляет вас полностью потерять ощущение реальности.

По центру здесь находится алтарь. Над ним помещена роспись «Рождество», копия работы Филиппо Липпи.

Время работы

  • Каждый день кроме среды.
  • С 9:00 до 19:00

Сколько стоит

Стандартный билет стоит 7 евро.

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence. У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

На автобусе №№ 1, 11, 17.

Источник: traveltu.ru

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Рикарди построено Микелоццо в 1460 году по заказу Козимо Медичи.


Для возвеличивания своей власти, поднятия собственного престижа и авторитета, Козимо Медичи тратил большие средства на возведение вилл, дворцов, церквей и капелл. Целый ряд таких сооружений построил для него Микелоццо.

Проект палаццо Рикарди был выполнен первоначально Филиппо Брунеллески, но Козимо, испугавшись грандиозных размеров сооружения и связанных с этим крупных затрат, отклонил его и передал заказ Микелоццо.

Осуществленный Микелоццо проект носит целый ряд черт, сближающих его с проектом Брунеллески, и является как бы следующим этапом в процессе развития стиля флорентийского дворцового строительства.

Палаццо Питти Брунеллески, явившийся отправной точкой этой эволюции, бесспорно послужил стилевым прообразом палаццо Рикарди. В то же самое время последний знаменует собой значительный качественный прогресс, дальнейшее архитектурное совершенствование нового стиля, являясь первым вполне завершенным дворцом раннего Ренессанса.

План палаццо Рикарди представляет собой почти правильный квадрат (40 х 38 м) с заключенным в центре квадратным же двором. Распределение отдельных помещений четко и логично; взаимосвязь их последовательна и пространственно интересна. Дворец трехэтажный, возвышается над землей на 24 метра. Высота этажей подчеркивает величественность здания.

Фасадное исполнение являет собой дальнейшее развитие того «рустичного» стиля, который впервые проявился в палаццо Питти и стал характерной особенностью флорентийской архитектуры раннего Ренессанса. В отличие от Питги, где рельеф камня одинаков на всем фасаде, фасад Рикарди фактурно расчленен по числу этажей: от тяжелого грубого рваного камня первого этажа к гладкой, легкой поверхности материала верхних — основной архитектурный мотив палаццо Рикарди. Этот прием соответствует требованиям конструкции и подчеркивает ее характер.

Фасад завершается карнизом античных пропорций, оттеняющим общую суровость и лаконичность решения стенных плоскостей своей пластической проработкой.

Соприкасающаяся с карнизом спокойная, гладкая поверхность стены третьего этажа подчеркивает его богатство и массивность. Карниз палаццо Рикарди послужил прототипом для многих позднейших сооружений эпохи Возрождения.

Отдельные этажи разграничиваются на фасаде небольшими поясками — карнизами, на которые непосредственно опираются окна, выполненные в виде арок. Каждая из них объединяет в свою очередь две меньшие, разделенные между собой небольшой колонкой, — мотив, часто встречающийся в архитектуре этого времени. Фасадное выполнение первого этажа сходно с аналогичным этажом палаццо Питти и является как бы вариантом того же самого мотива.

Необходимо отметить неправильную разбивку осей оконных и дверных проемов первого этажа по отношению к вышележащим.

Представляет интерес внутренний двор палаццо. Первый этаж дан в виде галерей, обрамленных аркадой с легкими коринфскими колонками; аркада поддерживает стену второго этажа, прорезанную парными арочными окнами.

Лоджии третьего этажа завершают композицию. Применение мрамора, сграффито, медальонов работы Донателло, повторяющих мотивы античных камей, — все это дополняет архитектурный облик палаццо.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва


Источник: kannelura.info

Некоторое время будем передвигаться по Флоренции короткими перебежками, соответственно, посты будут короткими. Из множества мест, которые мы хотели увидеть, приходилось выбирать то, что открыто для посещения. Часто оказывалось, что музеи работают по особому расписанию в последние и первые дни месяца, а мы были в последних числах марта – первых числах апреля. Мы изначально решили, что не пойдем в Уффици и в Галерею Питти, нам бы всё равно не удалось обозреть необозримое. Если сбудется, то в следующую поездку… Хотелось впитывать культуру малыми дозами, но палаццо Медичи – Риккарди огромно. Очень подробно, с хорошими иллюстрациями о дворце здесь. Я оттуда возьму немного текста.
Палаццо рикарди

"Вид и стиль палаццо были придуманы архитектором Микелоццо специально для семьи Медичи. Первоначально создание проекта было предложено Брунеллески. Однако придуманное им сооружение показалось старому банкиру слишком вычурным и нарядным, и он отказался от его услуг. Козимо Старший считал, что слишком богатое здание будет вызывать лишнюю зависть. По историческим свидетельствам Брунеллески обиделся отказу настолько, что разбил предложенную герцогу модель дворца.
Образ дворца, предложенный Микелоцо ди Бартоломео, был настолько прост, что Медичи безоговорочно принял его. Так на пересечении самых оживленных улиц того времени было начато строительство первого ренессансного особняка, которое продолжалось на протяжении 20 лет, начиная с 1444 года. Впоследствии архитекторы, строившие дома для банкиров, старались ни в коем случае не превзойти дом Козимо, чтобы хозяина не обвинили в зазнайстве.
Строгое сооружение в виде правильного четырехугольника скрывает внутри себя центральный дворик правильной формы, окруженный аркадами. Во время своего правления Лоренцо, входивший внутрь через арку, мог увидеть одновременно двух «Давидов», размещенных над атриумом. Один был создан Донателло, а второй – Веррокьо. Двор просто очарователен. Попадая туда, ощущаешь непривычную легкость, по сравнению с давящей мощью фасада. Позднее подобные элементы архитектуры станут обязательными для каждого дома аристократа."
Всё правда, внутренний дворик прекрасен.
Палаццо рикарди

Палаццо рикарди
"Садик, разбитый в дворике, также стремится к симметрии. Клумбы имеют правильную геометрическую форму, а дорожки выложены мозаичным рисунком. Раньше кусты и деревья были выстрижены в виде различных животных (оленей, слонов, собак). Статуя «Юдифь», созданная Донателло и стоявшая в центре, сегодня находится на ступенях Палаццо Веккьо. Вместо выстриженных кустов сейчас здесь осталось лишь множество цитрусовых деревьев в кадках."
Мы-то ждали, что внутренний дворик будет наполнен ароматом цветущих цитрусовых, но весна везде выдалась холодной. А бутоны не пахнут…
Палаццо рикарди
Есть не только цветочки, но и ягодки
Палаццо рикарди
Меня более всего заинтересовала очень старая и беспощадно обрезанная глициния. Бедное старое тело, которое изо всех сил пытается зацвести…
Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди
"Все старшие представители семьи Медичи на протяжении нескольких веков проживали в этом массивном сооружении. Пока однажды при правлении Пьетро Медичи «Неудачника» им не пришлось покинуть свой дом, спасаясь от разъяренной толпы. Все, что было возможно, они постарались увезти с собой. Однако большая часть сокровищ была разграблена. В 1659 году, после периода некоторого упадка, Медичи продали палаццо семье Риккарди… В 1814 году Риккарди принял решение продать здание Великому герцогу Тосканскому. С тех пор дворец получил имя обоих бывших хозяев, Медичи-Риккарди. В 1874 году особняк был продан Провинции Флоренция, которая разместила в его помещениях Префектуру города. Сегодня некоторые помещениях дворца также занимает Риккардианская библиотека. Ее основал еще Рикардо Риккарди в 1600 году. А с 1715 года библиотеку открыли для публики. Часть же незанятых помещений сохраняется в своем начальном образе и открыта для осмотра посетителей."
Во дворце обычным порядком течет музейная жизнь.
Палаццо рикарди
Есть множество достойных экспонатов, перед которыми надо задержаться. Например, в этом зале я бы задержалась подольше, там очень интересно
Палаццо рикарди
«Мадонна с Младенцем» кисти Филиппо Липпи. Много позже прочитала, что это хорошая копия, а оригинал в Берлине. Но Каталог утверждает, что работа всё же во дворце Медичи-Риккарди.
Палаццо рикарди
"Некоторые из помещений первого этажа сохранились почти в таком же виде, какими они были в 17 веке. Одно из таких помещений Галерея Зеркал (Галерея Джордано, Giordano Galleria). Свод комнаты украшен фресками, которые создал неаполитанский художник Лука Джордано в конце 17 века по заказу семьи Риккарди." В этом зале фотоаппарат сошел с ума, именно этим мне и нравится смазанность фотографии
Палаццо рикарди
Несомненно, что самое главное в палаццо Медичи – Риккардо – это Капелла волхвов. Надо было хорошенько подготовиться, прежде чем туда войти. В следующий раз…
"Небольшое помещение стоит из двух комнат. Когда вы попадаете внутрь, у вас захватывает дух. Появляется ощущение, что вы попали в сказочную шкатулку. Стены расписаны, но не циклом фресок, а скорее непрерывной единой декорацией. Украшением занимался Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420—1497). Именно им было создано знаменитое «Шествие волхвов в Вифлеем».
Имеет смысл разглядывать, допустим, в Википедии. И обязательно прочитать пост Палаццо рикардиabel, в котором есть еще и дополнительные ссылки.
P.S. Когда путешествуешь по Тоскане, то видишь бесконечное количество гербов Медичи. Вот один из вариантов его происхождения: "…в одной из исторических рукописей была найдена легенда, повествующая о связи семейства Медичи и Карла Великого. Некто из Медичи по имени Аверардо командовал армией Карла Великого. Однажды во время освобождения Тосканы от лангобардов, он сошелся в рукопашном бою с гигантом Муджело. Великан орудовал огромной палицей с железными шарами, а Аверардо приходилось лишь защищаться щитом. Вот эти следы на щите Медичи от ударов и стали гербом семьи. А первые земляные угодья Медичи были расположены в области с названием Муджело."

Источник: str-ter.livejournal.com

Как я уже рассказывала ЗДЕСЬ, перед посещением гастрономической выставки мы с девочками побывали во Дворце Медичи-Риккарди.
Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга – “Широкая улица”).

Текст, выделенный курсивом, я взяла из “Прогулок по Италии” Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро­левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Палаццо рикарди

Дворец Медичи поро­дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен­ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра­нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате­лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей. 

Палаццо рикарди

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.
Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.
Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.
В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.
В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

 Палаццо рикарди

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа.  Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.

Палаццо рикарди

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Палаццо рикарди

Сей­час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот­реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч­ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц­цо Гоццоли.
Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да­видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.

Палаццо рикарди

Внутренний дворик, называется также “Дворик с колоннами” или “Дворик Микелоццо”.
Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.
Первый ордер – крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).
По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.
Третий ордер – арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Тааак, еще не Эвридика, но скоро будет Орфей.

Палаццо рикарди

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.
На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.

Палаццо рикарди

Под сводами первого ордера находится скульптура “Орфей, усмиряющий пением Цербера” (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен­ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент­ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту­пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и …мы.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

“Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…” *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась “Le stanze dei tesori”.
Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Артуро Мартини “Жена моряка” 1930.

Палаццо рикарди

Аньоло ди Козимо (прозвище –  Брoнзино)  Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.
Да, это тот самый Бронзино, о котором я писала ЗДЕСЬ, про его стих о панцанелле.

Палаццо рикарди

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав­ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик­карди. Все итальянские дворцы рассчитаны на большую се­мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена­ми, детьми и слугами.
 
Зал Карла VIII.
 В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: “Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола”. Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Палаццо рикарди

Молодец, Пьеро! Я бы тоже так ответила!

Палаццо рикарди

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы­шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби­того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»

Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.
Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.
Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди – Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

Палаццо рикарди

Лориана любуется фресками потолка.

Палаццо рикарди

 В центральной части свода – главная композиция “Триумф Медичи на облаках Олимпа”.

Палаццо рикарди

Здесь лучше видно.
Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.
Центральный персонаж со львом у своих ног – это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.
По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.
Ниже, в красных одеждах – Франческо Мария де Медичи – брат Козимо III.
Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.
Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)

Палаццо рикарди

Зеркало (найдите Лену!)

Палаццо рикарди

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: “Мадонна с Младенцем” Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.
Он родился во Флоренции ок. 1406.
В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).
Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.

Палаццо рикарди

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника. 
Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица – такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.  

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при­сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян­ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

 Палаццо рикарди

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских состязаний.
Вся процессия волхвов разделена на три отряда, каждая из которых имеет свой доминирующий цвет в одежде: белый  для Каспара, зеленый для Бальтазара и красный для Мельхиора.
Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд насчитывает 12 человек.
Мессер – синьор на лошади (в этом случае – король).
Три конных пажа едут впереди, в их обязанность входит: объявить о прибытии синьора.
Два рыцаря: один с мечом (символ власти lo spartharius), а второй несет дары мессера.
Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

На алтаре с 1929 года, находится “Поклонение младенцу” работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Палаццо рикарди

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь­янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус­тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове­рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.
Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на­рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз­дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру­чье, не обращая внимания на охотников.

Палаццо рикарди

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас­ной одежде, едет на пятнистом муле.
(Мельхиор)

Палаццо рикарди

 Другой король — чело­век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.
(Бальтазар)

Палаццо рикарди

 Третий — светловолосый молодой человек в рос­кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.
(Каспар)

Палаццо рикарди

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се­рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем.
 
Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло­гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора­зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас­сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц­цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат­лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно­го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко­пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам.
 
Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело­век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз­дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

Палаццо рикарди

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло­ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе­водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен­ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при­дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту­ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность».
 Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го­дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо­ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

Палаццо рикарди

 Он на­писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен­ной. Гоццоли, кстати, не един­ственный художник, который скопировал грациозного юно­шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

Палаццо рикарди 

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко­зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти­челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи­сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо  Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель­ности человека, который из любви к истине забывает о сму­щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

Палаццо рикарди

1 – Козимо Старшый де Медичи
2 – Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
3 – Карло ди Козимо де Медичи
4 – Галеаццо Мария Сфорца
5 – Сигизмондо Пандольфо Малатеста
6 – Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.
7 – Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище – Великолепный
8 – Джулиано ди Пьеро де Медичи
9 – Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано
10 – Джулиано ди Пьеро де Медичи (?) 
11 – Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи
12 – Джованни ди Козимо де Медичи (?)
13 – Беноццо Гоццоли
14 – Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Палаццо рикарди

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

Палаццо рикарди

Палаццо рикарди

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет
16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи
17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.
18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.
19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.
20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.
21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.
22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.
23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Палаццо рикарди

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

Сайт Дворца: http://www.palazzo-medici.it/mediateca/it/index.php

* Братья Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”

Источник: galya1963.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.