История развития олимпийского движения древняя греция


История олимпийских игр современности

Олимпийские игры, это одно из самых прекрасных явлений за всю историю человечества.
Каждая олимпиада, проводимая каждые четыре года, становится настоящим событием в мировой истории и привлекает к себе внимание миллиардов жителей планеты.

На нашем сайте мы расскажем краткую историю олимпийских игр, от Древней Греции до наших дней.

История возникновения олимпийских игр

Дельфийский оракулСуществует множество легенд и мифов о том, как зародились древние олимпиады.

Самая известная легенда гласит о том, что Древнегреческий царь Ифит, желая прекратить бесконечные войны, несущие разорение и несчастья его стране и народу отправился в Дельфы.
Там в храме Аполлона он получил повеление Богов, устроить всеобщие атлетические празднества кои им угодны.

После этого царь Ифит, спартанский правитель Ликург и афинский реформатор, и законодатель и Клеосфен, заключили Божественный союз и установили порядок их проведения.
Местность Олимпия, где должны были проходить игры, была объявлена священной, на территорию которой был запрещен вход любому вооруженному человеку.
Нарушителя ждала смерть.


история олимпийских игр в древности

На время проведения Олимпиады прекращались все войны.
Периодичность празднества устанавливалась в 1417 дней. Данная периодичность сохраняется и сейчас. Олимпиады проводятся раз в 4 года.

Великие олимпионики древностиИсторию древних Олимпийских игр принято отсчитывать от 776 года до новой эры, когда впервые в Олимпии был установлен памятник победителю соревнований.
Им стал Корэб из Элиды (область Греции, где находится Олимпия) который победил всех соперников в беге на один стадий(192,27 метра). Таким образом, можно сказать, что этот древний грек стал первым в мировой истории олимпийским чемпионом.

Самым прославленным Олимпиоником (победителем) стал Милон Кротонский.

Впервые победив в соревнованиях по борьбе на олимпиаде 540 года до н.э. в возрасте 14 лет, он не знал равных еще на 6 последующих играх.


История древних олимпийских игр насчитывает более 11 веков до 394 года новой эры, когда были запрещены римским императором Феодосием I, который проводил политику насильственного насаждения Христианства и всячески боролся со всем что было связано с культом древнегреческих Богов. Греция к тому времени уже несколько столетий находилась под властью Римской империи.

За всю историю древних олимпийских игр, состязания прошли 293 раза. 

История олимпиад от древности до нашего времени

Олимпийские игры современности

Пьер де КубертенБолее полутора тысяч лет прошло с тех пор как Олимпии состоялись последние в истории олимпийские игры древности.
25 ноября 1892 году французский аристократ барон Пьер де Кубертен, человек одинаково влюбленный в спорт и историю древнего мира, выступая на Международном конгрессе деятелей спортивного движения, заявил о необходимости возобновления олимпийского движения.

Состоялся этот по истине, исторический конгресс в актовом зале Парижского университета Сорбонна.
Своеобразным толчком к этому послужили грандиозные археологические раскопки под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

На фото руины Олимпии


Он раскопал руины стадиона, храмов Зевса, Геры и другие памятники античной столицы Олимпийских игр.
Благодаря усилиям ученого для посетителей был открыт один из интереснейших археологических заповедников Европы, а педагог, общественный и спортивный деятель Пьер де Кубертен получил дополнительный аргумент к давно вынашиваемой им идее о возрождении истории Олимпийских игр, но уже во всемирном масштабе.

Будучи главой Союза спортивных ассоциаций Франции он провел огромную подготовительную работу, проведя множество встреч, с королями, президентами и премьер министрами множества стран.

Парижский конгресс 1892 стал настоящим триумфом Пьера де Кубертена, и дал старт началу новой истории Олимпийских игр во всем мире.

Первые шаги в истории олимпийских игр современности

23 июня 1894 года год был создан Международный олимпийский комитет (МОК) в котором де Кубертен занял пост генерального секретаря. Президентом был избран Деметриус Викелас, друг и соратник Кубертена в деле возрождения Олимпийского движения.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах в 1896 году.
Пьер де Кубертен возглавлял МОК до 1924 года и оставался его почетным президентом до самой своей смерти в 1937 году.

Скончался основатель Олимпийских игр современности в Женеве, Швейцария, похоронен в Лозанне, городе где находится штаб квартира МОК. Согласно его завещанию сердце Пьера де Кубертена захоронено в Олимпии месте, откуда началась история Олимпийских игр.


Могила Пьера де Кбертена

    Могила Пьера де Кубертена в Лозанне                                   Олимпия.
                                                                                           Место где осталось его сердце.

В 1964 году международный олимпийский комитет учредил медаль Пьера де Кубертена которая вручается за выдающиеся проявления спортивного олимпийского духа.

Медаль Пьера де КубертенаКак сказано на официальном сайте МОК, «это одна из самых почётных наград, которой может быть удостоен участник Олимпийских игр».
Иногда медаль рассматривается как высшая олимпийская награда, даже более значимая, чем золотая олимпийская медаль.
Судя по тому, что более чем полувековую историю ее существования медаль была присуждена всего лишь 10 раз возможно так оно и есть.


Обладатели медали Пьера де кубертена

История олимпийских игр современности  насчитывает немногим более 120 лет, но очень хочется верить, что теперь они будут существовать столько сколько продлится история человечества.

К сожалению на протяжении более чем вековой истории современных одимпиад, произошло много случаев нарушений основных принципов олимпийского движения заложенных Пьером де кубертеном. Достаточно вспомнить терористический акт 1972 года в Мюнхене, байкоты Московской олимпиады 1980 года и 1984 года в Лос Анжелесе.

Ни коим образом не красит международное олимпийское движение и многочисленные допинговые скандалы. 

Искренне хочется верить, что наступит такое время, когда весь мир сможет наконец договорится и вернуться к по настоящему честной и бескомпромисной борьбе. 
«О спорт ты мир», как сказал в своей «Оде спорту» Пьер де Кубертен. Так пусть же будет так.

Источник: www.olympichistory.info


Много тысячелетий назад древнегреческие поэты писали об Олимпийских играх, и их слова не забыты и по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества. Особенность Олимпийских игр заключается в их уникальной идее бескорыстных, честных, товарищеских игр.

Данная тема актуальна, поскольку в настоящее время спорт играет огромную роль в жизни человечества, а в 2014 году нашей стране была оказана честь в проведении XXII зимних Олимпийских игр.

Целью исследования является ознакомление с историей происхождения и развития Олимпийских игр, а также пропаганда Олимпийского движения.

Зарождение Олимпийских игр. История возникновения Олимпийских игр уходит корнями в старину. До наших дней дошло множество легенд, связанных с возникновением Олимпийских игр [4].

Но, несмотря на все существующие мифы и легенды, историки все же склоняются к тому, что основателем Олимпийских игр был Ифит – реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа. Получив от Дельфийского оракула совет «основать для укрепления мира Игры, угодные богам», Ифит договорился с царем Спарты Ликургом и другими соседями о независимости Элиды. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в 884 г. до н.э. в Олимпии большой праздник, который и решил повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет) [1].


Олимпия — священный город на юго-западе Греции, расположившийся в долине реки Алфей, впадающей в Ионическое море [4]. Олимпия была священным местом с семьюдесятью алтарями, на которых приносили жертвы богам, почитаемым в Древней Греции. В городе находились произведения греческого искусства всех племен и эпох, важные государственные документы.

Олимпийский спортивный комплекс был построен в 450 г. до н.э. в священной роще Альтис. Центральное место в олимпийском комплексе занимал храм Зевса Олимпийского, внутри которого возвышалась огромная, высотой более 13 м., статуя Зевса работы скульптора Фидия – одно из семи чудес света [1]. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий — двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр [2].

Первые игры в Олимпии прошли в 884 г. до н.э., это были соревнования в беге на один стадий. Они родились из религиозного ритуала – с давних времен на празднествах в честь бога Зевса состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. В Играх тогда участвовали только жители Элиды, а состязания в основном сводились к религиозной церемонии.


В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими. Они были признаны официально – правителями всех городов-государств Древней Греции – и проводились регулярно раз в четыре года. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. С игр 776 г. до н.э. был открыт счет древних Игр [1].

Программа древних Олимпийских игр. На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова — от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов [2].

Олимпийские игры и в древности были важнейшим событием. На это время в Греции объявлялось перемирие для всех воюющих армий. Оно продолжалось три месяца и защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. Олимпийский праздник включал религиозные церемонии, спортивные состязания, конкурсы искусств, выступления поэтов и философов.

К бегу на один стадий в 724 г. до н.э. добавился «двойной бег» на дистанцию 384 м.
dash; один стадий туда и один обратно. Затем, в 720 г. до н.э., вошел бег на длинную дистанцию в 24 стадия. В 708 г. до н.э., на ХVIII олимпиаде, появилась борьба и пятиборье, состоящее из бега на один стадий, прыжков в длину, метания диска, метания копья и борьбы. Еще через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., в программе появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., появился самый жесткий ни зрелищный вид – панкратион (единоборство с использованием приемов кулачного боя и борьбы, в котором схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение). В 680 г. до н.э. состоялись первые состязания в скачках [1].

Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им даже запрещалось на них смотреть. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор [2].

В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса. На второй день соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, и, наконец, на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, и ему воздвигали статую.


В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались, но теперь в них участвовали и римляне. Сами Игры все больше теряли религиозный смысл, превращаясь в демонстрацию могущества Рима. На них появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями [1].

Запрет проведения Олимпийских игр. Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр [3].

Возрождение игр. Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:

  • Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.

  • Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.

  • В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.

  • В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований [2].

Международное олимпийское движение. В создании современных Олимпийских игр особое место занимает Международный атлетический конгресс в Париже в июне 1894 г, на котором единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении высшего руководящего органа – Международного олимпийского комитета (МОК). Идея проведения конгресса принадлежит Пьеру де Кубертену (1863-1937 г. г.) [4].

Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе – Олимпийской хартии. В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия проведения Олимпийских игр. В ней также заключаются основные задачи олимпийского движения — укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Говорится, что цель олимпизма – становление спорта на службу гармоничного развития человека, создание лучшего мира, воспитание молодежи средствами спорта, взаимопонимание, дружба, атмосфера солидарности и честной игры. Олимпийская хартия – первый в истории документ, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека [4].

В 1914 г. на сессии МОК в Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, официальными языками МОК установили французский, английский и немецкий, впервые рассмотрели вопрос взаимоотношения с международными федерациями [1].

Олимпийские ритуалы. Как и в древности, современные Игры представляют собой огромный праздник и сопровождаются торжественными церемониями. В параде стран первой всегда выходит Греция. Далее команды идут в алфавитном порядке. Замыкает открытие страна-хозяйка. Глава города или государства объявляет Игры открытыми. На праздничной церемонии выступают президент Оргкомитета Олимпиады и президент МОК, проходит большой концерт и выступления артистов, показывающие национальные особенности принимающей страны [1].

Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Флаг представляет собой белое полотнище, в центре которого расположен олимпийский символ в пяти цветах. Кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов переплетаются слева направо. Пять колец – символ пяти континентов, а их сцепление – знак прочного союза. Белое поле флага символизирует чистоту олимпийского движения, мир и дружбу. Флаг придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году [5].

Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажигания олимпийского огня, одного из главных символов Олимпийских игр. Все атлеты и судьи принимают олимпийскую клятву. Завершает Олимпийские игры церемония закрытия, в которую входит торжественное представление города-хозяина следующих Игр. Обязательный элемент Игр – разнообразная олимпийская атрибутика. С 1972 г. официально признаны олимпийские талисманы [1].

Заключение. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Олимпийские игры — самые святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум. В них собрано воедино все то, что спорт дает человеку, а идеи международного взаимопонимания, мира и дружбы между народами планеты имеют огромное значение для всего человечества. Олимпиады – не просто состязания сильных по моральным и физическим качествам людей, а форма общественного мировоззрения, название которой — олимпизм.

Список литературы

1. Гик Е.Я., Гупало Е. Ю. История Олимпийских игр; Издво: Эксмо, 2013 г.

2. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура, 1997 г. – Вып. 1. – С. 20-30.

3. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта; Изд-во: Советский спорт, 2008 г.

4. Бакал Д.Большая олимпийская энциклопедия;Эксмо,2008 г.

5. Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/Олимпийский_флаг.

Источник: scienceforum.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Саратова

 

«История развития олимпийского движения (Древняя Греция)»

Исследовательский проект

учеников 10 «А» класса

Надирбекова Шамиля и Афанасьевой Марии

Руководитель: Ванин В.А.,

учитель физической культуры

Саратов 2014

Содержание.

Введение.

Основная часть.

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Влияние олимпийских игр на религию и политику.

Заключение

Список использованной литературы

       Введение.

        «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так

и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, — Олимпийские игры.» — эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

Подобное отношение к истории Олимпийских игр во многом связано с тем, что во все времена физическая культура народа являлась частью его истории. А спорт исторически сложился как особая сфера унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.

Занятия спортом являются одной из важнейших потребностей человека и одновременно одним из прав. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии со своими потребностями. Венцом же любых спортивных соревнований, любых состязаний как на заре человеческой цивилизации, так и сегодня были и остаются Олимпийские игры.  

Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Помимо них проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса.

Но ни одни из них не обрели такого культурного, политического и религиозного смысла, как Олимпийские.

Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр.

Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами.

В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света.

В священную рощу съезжались тысячи зрителей.

Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы.

С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.

Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти.

Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы).

Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.

Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями.

Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса.

В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
         Олимпиады возвеличивали человека, ибо отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека — мыслителя и атлета.  

Олимпионику — победителю игр — соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. А дни олимпийских торжеств становились днями всеобщего мира.

И в этом они очень созвучны – Олимпийские игры древности и современности. Ведь современное олимпийское движение имеет не только большое социальное значение, но и способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран, объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности.

Олимпийские виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метание, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т.д. Часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта.  Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения.

1.История Олимпийских игр.

          Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции.

Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и стали частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.
           Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу.

Шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" — скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. Авгий предложил очистить Гераклу скотный двор за один день и пообещал за это Гераклу вознаграждение.

Геракл слово сдержал – скотный двор Авгия вычистил. А вот Авгий обещание нарушил и тогда через несколько лет Геракл вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия.

В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.
         Начиная с 660-го г. до н. э., то есть с 30-х игр, к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний.  

Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу.

Олимпионик "короновался" оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью.

Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры, иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя.

Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении.

С 15-й Олимпиады, 720 г. до н. э., Спарта становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720-576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы.

Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.
         В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова.

На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов.

На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.
         Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей.
         Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства.
           Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства.

            Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией.

            Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения.

            В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции.

  С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными.

В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

                       

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

        Проведение Олимпийских игр сопровождали определенные условия. Олимпиада проводилась раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа).

Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом.

Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек.

Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней.

Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу в 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.
         Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т.п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.
          Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами.

 С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков.

 С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками.

 Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей.

 Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано.

В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях.

В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.
        В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.
        У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры.

          Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали.    

Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.
         Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием.

Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу.  

Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза.

Понятия "весовая категория" не существовало.

Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.
         Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными.

Длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже.

Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения.

Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.
         Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу.

                                        

3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок.

         Эволюция программы игр в Олимпии выглядит следующим образом:

Дромос (бег на 1 стадий)

— 1-я Олимпиада (776 до н. э.)

Диаулос (двойной бег)

— 14-я Олимпиада (724)

Долихос (долгий бег)

— 15-я Олимпиада (720)

Борьба

— 18-я Олимпиада (708)

Пентатлон

— 18-я Олимпиада (708)

Кулачный бой

— 23-я Олимпиада (688)

Гонки квадриг

— 25-я Олимпиада (680)

Панкратий

— 33-я Олимпиада (648)

Скачки верховых

— 33-я Олимпиада (648)

Дромос (эфебы)

— 37-я Олимпиада (632)

Борьба (эфебы)

— 37-я Олимпиада (632)

Пентатлон (эфебы)

— 38-я Олимпиада (628)

Кулачный бой (эфебы)

— 41-я Олимпиада (616)

Гоплитодром (бег с оружием)

— 65-я Олимпиада (520)

Гонки колесниц с парой коней

— 93-я Олимпиада (408)

Конкурс глашатаев и трубачей

— 96-я Олимпиада (396)

Гонки колесниц с парой мулов

— 99-я Олимпиада (384)

Панкратий (эфебы)

— 145-я Олимпиада (200)

Продолжительность игр также менялась из века в век: от одного дня в VIII в. до н. э. до пяти дней в V в. до н. э. и шести дней в позднейшее время. Наиболее распространенная версия распорядка игр по дням в классическую эпоху:

1-й день — Церемония открытия: жертвоприношение атлетов у алтарей Альтиса, клятва атлетов и элланодиков, бросание жребия состязаний в беге, единоборствах и конных ристаниях.

2-й день — Состязания эфебов (бег, борьба, кулачный бой, конные скачки).  

                     Борьба.

3-й день — Состязания в беге (дромос, диаулос, долихос). Кулачный бой.

                    Панкратий.

4-й день — Гиппические состязания на ипподроме (гонки колесниц, скачки).  

                    Пентатлон. Гоптилодром.

5-й день — Церемония прощания с играми в Альтисе: шествия,  

                     жертвоприношения, возложение венков на победителей, пиры

                     победителей и паломников.

Награждение олимпиоников на протяжении всей истории игр было самым волнующим событием.

Церемониал возложения венков из двух ветвей священной оливы проходил в храме Зевса Олимпийского (в классический период — у главного входа в этот храм). При этом глашатай объявлял имя победителя.

В Олимпии атлетов, занявших второе и третье места, не чествовали, так как их не определяли.

Звание олимпионика было пожизненным.

Имя непревзойденного атлета или конника вносилось в бассикалий — список победителей игр. На родине ему воздавались почести и милости, каких удостаивались цари и полководцы: поэты слагали хвалебные гимны, скульпторы ваяли статуи с посвятительными надписями на постаментах, соотечественники подносили щедрые дары.

Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности добились Леонид с острова Родос (12 побед в беге), Милон из Кротона (6 побед в борьбе), Диагор и его сыновья и внуки (10 побед в разных видах единоборств), Евагор из Спарты и Кимон из Афин (по 3 победы в гонках квадриг).

     

        4. Традиция зажжения Олимпийского огня.

        История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи — состязания бегунов с горящими факелами. Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.
          Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии.

           Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.  Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
          Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже — иногда — континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

            Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой.

            Бег факелоносцев — торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий.

             20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

             5. Влияние олимпийских игр на религию и политику.

            Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.
            Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии.

             Зелинский Ф.Ф. когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. Дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи, которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.
           Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний — победа на этих играх имела сильный политический резонанс.

           

        Заключение.

         Олимпийские игры на заре своего существования были комплексом ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.

        Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати.

        Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

        В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.
          Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей — все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.
           Спустя несколько столетий сюда пришли римляне, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света — знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.

Список использованной литературы.

1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.
6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

Источник: nsportal.ru

История олимпийских игр в Древней Греции — появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). История древних олимпийских игрЗатем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Дополнительно:
Олимпийские игры в Древнем Риме

 

Источник:
«Энциклопедия для детей» Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. — М.: Аванта+, 2001.

Источник: zdorovosport.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.