Музы парнаса
МУ́ЗЫ, мусы (Μοῦσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сёстры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греч. религии и мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. – богини поэзии, искусств и наук, 9 сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские»: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания. Имена (за исключением Урании – «небесная» и Клио – «дарующая славу») указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Олимпийские М. восходят к архаическим М. – хтоническим существам, которых, вероятнее всего, было три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). Согласно одной из версий мифа (Paus. IX 29), они были дочерьми Урана (неба) и Геи (земли), ввели культ этих М. страшные великаны – алоады От и Эфиальт, первыми принёсшие им жертвы на Геликоне.
том Пиэр (по имени которого названа гора), прибывший из Македонии, установил число М. (9) и дал им имена. Олимпийские М. обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов. Обычно выступают М. под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. По мере дифференциации искусств функции М. постепенно разграничивались, и в эллинистич. эпоху они воспринимались как символич. образы. Храмы, посвящённые М., назывались мусейонами (отсюда «музей»).
Иконография
М. обычно изображаются в виде женских фигур (нередко с атрибутами искусств). Наиболее ранние изображения – в античной вазописи, скульптуре («Саркофаг муз», 150–160, Лувр, Париж), в др.-рим. мозаиках и росписях. Образы М., выступающих спутницами Аполлона, пользовались популярностью в эпоху Возрождения – в произведениях, созданных по гуманистич. программам: «Парнас» А. Мантеньи (1497), «Царство муз» Л. Косты (ок. 1506, обе – Лувр, Париж); сцена «Парнас» Рафаэля в Станце делла-Сеньятура в Ватикане (1509–11); роспись свода Зала Олимпа и иллюзионистич. музицирующие фигуры в нишах на вилле Барбаро (Барбаро-Вольпи) в Мазере (худ. П. Веронезе, 1560–61).
рию полноростовых изображений М. написал К. Тура для студиоло д’Эсте в замке Бельфьоре (1458–60, Нац. галерея, Лондон, и др. собрания). В качестве сложных аллегорий (или символов) М. присутствуют в портретах Иоганна Куспиниана и его жены Анны работы Л. Кранаха Старшего (1502–03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Возможно, М. являются обнажённые женские фигуры на первом плане картины «Сельский концерт» (нач. 16 в., приписывается Джорджоне или Тициану, Лувр). Классицизм разл. эпох охотно обращался к сюжетам с участием М.: «Вдохновение поэта» (картина Н. Пуссена, ок. 1629, Лувр), «Аполлон и музы на горе Парнас» (картина К. Лоррена, 1680, Музей изобразит. искусств, Бостон), «Минерва, посещающая муз» (картины Ж. Стела, ок. 1640, Лувр; Й. де Момпера, нач. 17 в., Королевский музей изобразит. искусств, Антверпен), получают распространение серии полотен с изображением М. (цикл Дж. Бальони, созданный в нач. 17 в. для Марии Медичи, картины 1652–55 Э. Лесюэра для Кабинета Муз отеля Ламбер, ныне в Лувре), «Парнас» А. Р. Менгса (1761, Эрмитаж, С.-Петербург), акварель «Рождение муз» Ж. О. Д. Энгра (1859, Лувр).
Источник: bigenc.ru
В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства.
и уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.
Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.
«Вы, о пестуньи Души…»
Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Впереди — долгая дорога.
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы.
этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!
Смотреть на YouTube:
_______________________________
* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.
** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.
*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.
Источник: www.newacropol.ru
Урания – муза науки.
По представлениям греков, они обитали на горе Олимп вместе с Аполлоном и все время веселились и слонялись без дел.
Клио
Муза истории изображалась с пергаментом. В нем и она излагала хронологию событий, чтобы было что передать потомкам. Она была слишком нравственной и прагматичной, даже на тему любви, по легенде, у нее произошла ссора с Афродитой из-за запрещенной любви Афродиты к Адонису (Афродита была замужем за уродливого бога Гефеста, но часто ему изменяла).
Мельпомена
Изображалась с венком на голове, в мантии, а в руках у нее была маска, изображающая грусть. Великие греческие трагики все свои трагедии посвящали ей, и она была музой таких гениев трагедий, как Еврипида или Эсхила. Она была также матерью морских сирен, которые пленяли моряков своим дивным голосом.
Талия
Если у музы трагедии в руках была маска грусти, то у музы комедии Талии – маска, изображающая смех и радость. Мастер комедии Аристофан был ею одарен.
Каллиопа
Мать одного из известного героя греческих мифов и легенд – Орфея. По всей видимости, у нее он унаследовал дар певца. На скульптурах она держит в руках маленькую книгу стихов.
Терпсихора
Изображалась она с лирой. И считалось, что она одарила тех танцоров, которые чувствуют ритм сердца, души и музыки. Лишь в этом гармоничном соединении чувствовалось присутствие музы.
Полигимния
Известный оратор Цицерон не раз взимал помощи этой музы, чтобы та его одарила плавной и умной речью. Считалось, что, если оратор ведет свою речь уверенно, при этом не запинается, значит у него дар от самой музы.
Эвтерпа
Все те, кто умел слагать чувственные строки, их называли последователями Евтерпы.
Эрато
И, наконец, как обойтись без дара любить. Многие влюбленные обращались к ней в тяжелые минуты расставаний и просили воссоединения с любимой или любимым. Ее голову украшали розы как символ вечной любви.
Источник: interesnoznat.com