Статуя зевса в олимпии где находится


История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение.Статуя Зевса в Греции На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины, уже не годилось для такой цели.


На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.


Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).

Развалины храма Зевса в Олимпии

К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.


Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом.


о делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

Развалины храма Зевса в Олимпии

А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса


О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим. Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.

Развалины храма Зевса в Олимпии

В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие.


им и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, – это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Источник: putidorogi-nn.ru

История создания


Зевс с городом Олимпия был связан непосредственно – именно в Олимпии будущий громовержец победил собственного отца Крона. В честь этого события жители Олимпии приняли решение раз в четыре года устраивать Олимпийские игры, а спустя три века – создать Храм и скульптуру, увековечивающие подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили дополнить статуей недавно воздвигнутый Храм Зевса, который был построен на деньги, полученные с пожертвований.
изображение статуи Зевса в Олимпии на монете фото


ина Промахос»), а также был известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и имела такие же, как храм, размеры. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и ученик Колот.

Описание

Скульптура Зевса была хрисоэлефантинной – таким термином обозначают скульптуры на деревянном каркасе, оформленные пластинами из слоновой кости и золота.
В скульптуре бог-громовержец предстал обнаженным до пояса, его голову венчал скульптурный венок из оливковых ветвей, а ноги были покрыты позолоченной накидкой из стекла, на котором были выгравированы изображения животных и растений – лилий. В правой руке Зевс держал небольшую хрисоэлефантинную статую Ники (греческой богини победы). В правой руке громовержца был скипетр из металлических пластин, на котором высился орел.
Статуя зевса в олимпии где находится


sa-v-olimpii-vid-vblizi.jpg" data-sizes="auto" class="aligncenter" src="/wp-content/uploads/5d3604ebcae715d3604ebcaeac.jpg" />
Трон был украшен рисованными фигурами и коваными изображениями, а также декорирован золотом, ценными камнями, черным деревом и слоновой костью.
Ноги статуи Зевса в золотых сандалиях стояли на скамье, украшенной рельефной амазономахией – изображением борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин – амазонками. Скамью поддерживали два рельефных льва.
Пьедестал, на котором стояла статуя, имел огромные размеры – 9,5 х 6,5 метров. Для его создания и оформления использовалось черное дерево, драгоценные камни и золото.

Громадную статую постоянно поливали оливковым маслом.

Делалось это для того, чтобы защитить элементы из слоновой кости от порчи (влага негативно сказывается на характеристиках материала) и сохранить первоначальный внешний вид материала. Чтобы масло не растекалось, пол в передней части статуи был вымощен черной плиткой, оформленной мраморным бортиком. Резервуар не только препятствовал растеканию масла, но и выполнял функцию отражающего бассейна, благодаря которому статуя выглядела еще более массивной.


воссоздание статуи Зевса Олимпийского
Размеры статуи поражали всех, кто видел ее. Правая ладонь громовержца находилась на уровне высоты колонн первого яруса Храма Зевса, а его голова – на уровне второго яруса.

Оформление статуи

Внутри Храма кроме статуи не было больше практически ничего. Благодаря неброскому оформлению интерьера Храма богато украшенная статуя выглядела еще более впечатляюще. Автор статуи Зевса Фидий тщательно отбирал материалы и сюжеты для оформления всей скульптурной композиции.
От глаз посетителей статуя была закрыта невероятных размеров занавесом из шерсти, который был окрашен финикийским пурпуром. Интересно, что занавес не поднимался и не раздвигался, как это было принято, а опускался вниз на веревках, открывая фигуру Зевса взору посетителей сверху вниз.
оформление статуи Зевса в Олимпии

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса Олимпийского стало грандиознейшим событием того времени. Посмотреть на статую громовержца прибыли как известные и уважаемые люди, так и простой люд, для которого открытие стало одним из счастливейших событий в жизни.

Разрушение статуи

В 170 году до нашей эры статуя была серьезно повреждена вследствие землетрясения, но восстановлена и отреставрирована. Некоторые золотые части статуи были украдены в разное время.
руины Храма Зевса в Олимпии
Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит.
В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.

Согласно одним сведениям, разрушение случилось в 425 году, статуя сгорела вместе с Храмом. Согласно другим, она была перевезена в Константинополь коллекционером Лавзом, где была разрушена во время пожара во Дворце Лавза в 475 году.

Результаты работы археологов

Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра.
фрагменты статуи Зевса Олимпийского в Лувре
Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.

Мастерская Фидия

руины мастерской Фидия в Олимпии
Ориентировочное время создания статуи (третья четверть пятого века до нашей эры) было подтверждено археологической находкой – обнаружением мастерской скульптора Фидия в 1954-1958 годах. На месте, где предположительно была возведена статуя Зевса, археологи нашли рабочие инструменты мастера для обработки золота и слоновой кости, осколки слоновой кости, драгоценные камни и терракотовые литейные формы. Большинство форм использовалось для создания стеклянных пластинок и формирования и оформления накидки для статуи, которая затем была позолочена. Формы были пронумерованы, номера, предположительно, указывали на место расположения каждой конкретной пластинки.
На месте археологических раскопок также была найдена чаша с гравировкой «Я принадлежу Фидию».

Современные копии

копия статуи Зевса в Олимпии Эрмитаж
В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы  коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.

Хронология событий

Год Событие
445 до н.э. Начало строительства статуи
435 г. до н.э. Торжественное открытие статуи
170 г. до н.э. Повреждение статуи (землетрясение)
30-е годы I века нашей эры Неудачная попытка перевезти статую (приказ Калигулы)
391 год н.э. Запрет языческих обрядов и божеств, запустение Храма
425 или 475 г. нашей эры Уничтожение статуи в результате пожара
1829 г. Обнаружение фрагментов скульптуры и отправка их в Лувр
1875 г. Обнаружение элементов бассейна у подножья статуи
1954-1958 гг. Обнаружение мастерской Фидия

Интересные факты

  • Над созданием статуи скульптор Фидий работал 12 лет. В течение года до начала работ Фидий продумывал особенности конструкции.
  • Для оформления статуи было использовано более двухсот килограмм золота.
  • Стоимость золота для статуи в современном денежном эквиваленте составила бы восемь миллионов долларов.
  • Благодаря использованию особой слоновой кости с розоватым отливом тело Зевса выглядело крайне реалистично.
  • Впервые в греческом искусстве облику статуи автор придал выражение доброты и человечности.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Статуя зевса в олимпии где находится

           Поклониться Зевсу съезжались паломники со всей Эллады – они благоговейно ступали на
           порог Храма и тут же замирали, словно пораженные громом – на них смотрел Бог, Царь,
           Вседержитель. Зевса боялись, любили, а некоторые втайне ненавидели, но равнодушным
           не мог остаться никто. Зевс сидел на троне, его глаза сверкали мистическим огнем, он
           замер в величественной позе – в одной руке зажав скипетр, а в другой – статую богини
           победы Ники. «Если он сейчас встанет, то наверно пробьет головой крышу» – так думал
           каждый, кто приходил на аудиенцию к Всевышнему греческого Пантеона…

          

Статуя Зевса Олимпийского бесследно исчезла с лица земли более пятнадцати столетий
           тому назад, однако память об этом шедевре жива до сих пор. Исследователи восстановили
           ее облик опираясь на изображения, сохранившиеся на древних монетах, только благодаря
           этим «артефактам» человечество узнало как выглядело Четвертое из Семи Чудес Света.

           История статуи Зевса началась в 776 году до нашей эры, когда впервые в Храм,
           построенный в его честь, прибыли участники Олимпийских игр со всей округи – из Малой
           Азии, Сирии, Сицилии, Египта, и, конечно, Эллады. Первое Святилище возвели на западном
           побережье Греции примерно в 150 км. от Афин. Игры проводились также раз в четыре года, как и сейчас. Соревнования были призваны объединить разрозненные города-государства Древней Эллады, поэтому священное перемирие объявлялось на все время Олимпиады.

Шли годы, столетия – Игры обретали все большее политическое значение, поэтому правителями было решено построить новый Храм, богаче и выше, чем прежний.

Строительство продолжалось более 15 лет и, вот, в 456 году до нашей эры явился Свету прекраснейший из Домов Зевса, спроектированный архитектором Либоном. Новый храм по внешнему виду был весьма похож на другие знаменитые греческие Святилища – Храм Артемиды в Эфесе и Парфенон в Афинах.

Храм Зевса возвели на прямоугольной высокой платформе, тринадцать огромных каменных колонн поддерживали крышу, а всего столбов было 34. Каждый из них имел высоту в 10 метров и диаметр в 2 метра. На фронтонах располагались большие скульптурные композиции (барельефы), которые изображали 12 подвигов Геракла. Отделка Святилища производилась мрамором. Массивные двери-ворота изготовили из бронзы, они так же в высоту равнялись 10 метрам.

Статуя зевса в олимпии где находитсяНе смотря на помпезность и богатый декор, жрецы все же считали Храм
не достойным Верховного Божества – не хватало самого хозяина Дома,
громовержца Зевса. Было принято решение пригласить из Афин
прославленного скульптора Фидия, что бы тот сотворил нечто из ряда вон
выходящее, невиданное – мастер оправдал возложенные на него надежды и
создал Статую Зевса. Весть о ней тут же облетела античный мир, и шедевр
нарекли одним из Чудес Света.

Почему же именно Фидию была доверена великая миссия? Сейчас ответить
на это вопрос однозначно затруднительно, но все же, предпосылки для этого были.
В первую очередь, мастер имел хорошую репутацию, слыл честным человеком,
а во-вторых, уже обрел известность после того, как создал статую Афины для храма
в Парфеноне и ряд других композиций для наружного убранства Святилища.
Говорят, высота главной статуи была равна сорок шагам!

Итак, Фидий приехал в Олимпию примерно в 440 году до нашей эры. Для начала
он велел построить мастерскую немного к западу от самого Храма. Он
распорядился, что бы ее размеры в точности соответствовали площади и
высоте Святилища. В помощники он взял двоих подмастерьев, их работа заключалась лишь в уборке мусора – всю работу мастер вел сам. Никто не видел что творил Фидий, спрятавшись за пурпурным занавесом – он строго охранял свой покой и не допускал посторонних в помещение, где ваял и созидал величайшее из Чудес.

Основным материалом для статуи служила слоновая кость. Фидий изводил поставщиков сырья, очень придирчиво отбирая только самое лучшее, не имеющее никаких изъянов. Кроме слоновой кости для отделки статуи требовалось золото и драгоценные каменья. Их доставляли под строгой охраной, непосредственно в руки скульптора. Всего Зевс «забрал» более 200 кг. этого «желтого металла», сейчас денежный эквивалент стоимости одной отделки превысил бы 8 млн. долларов!

Скульптор применял особую технику, которую разработал сам несколько лет тому назад, она заключалась в том, что бы на деревянный каркас наслаивать листы металла и слоновой кости. Существует предположение, что Фидий в мастерской вырезал лишь части статуи, а сборка происходила непосредственно в самом храме, иначе транспортировка такой громадины была бы весьма затруднительна. Размеры статуи по описанию очевидцев впечатляли – 13 метров в высоту (а по некоторым данным 17 метров), кроме того Зевс находился на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной в 6.5 метров. В итоге скульптура божества соответствовала размерам 4-х этажного здания. Согласитесь, это немало даже в наше время!

Статуя зевса в олимпии где находится         Долгожданное открытие статуи свершилось в 435 году до Рождества Христова. До сих
         пор остается загадкой, как смог мастер в точности рассчитать размеры скульптуры –
         так, что бы она в высоту практически касалась потолка, но при этом не задевала его.
         Удивительно, но статуя казалась даже больше, чем была на самом деле! В любом
         случае, Фидий добился потрясающего эффекта присутствия – Зевс подавлял, заставлял
         ощущать чувство животного страха и боголепного трепета. Самые впечатлительные
         паломники падали ниц, и долго не могли поднять головы, боясь ощутить на себе взгляд
         Божества.

         На самом деле, «живые» глаза Зевса были не что иное как хитроумная уловка,
         придуманная все тем же Фидием. У подножья статуи он распорядился устроить
         бассейн, в который наливалась вода, а затем оливковое масло. Свет из открытых
         дверей падал на поверхность бассейна, а затем отражался от, почти черной,
         маслянистой глади снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя постоянно
         смазывалась елеем (оливковым маслом) – это делалось для того, что бы слоновая кость не покрылась трещинами. От блестящего, лоснящегося лица Божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».

Фидий был очень горд своим творением, и часто наблюдал, спрятавшись в глубине храма, за реакцией посетителей. В те времена ходила легенда, согласно которой у скульптора спросили, каким способом он вдохновился на создание столь величественного и правдоподобного образа Царя Богов – сам ли к нему спустился Зевс и показался во всей красе или мастер поднялся на небо, что бы лицезреть кумира? Фидий скромно отвечал, что изобразил Зевса согласно описанию данному Гомером в Книге Первой Илиады.

Судьба скульптора, как и многих гениальных людей, оказалась печальной. По одной из версий, вернувшись в Афины, Фидий был вскоре арестован и заключен в тюрьму, где и умер, не дождавшись суда. Говорили, что он обвинялся в краже золота, но на самом деле, у этой истории были политические мотивы – недоброжелатели не могли добраться до друга Фидия – Перикла и вредили ему, уничтожая его соратников. Согласно второй версии – Фидий умер спустя 6-7 лет от болезней и старости. Последние годы скульптор доживал в полном одиночестве, оказавшись изгоем, в некогда прославлявшем его обществе.

Но, давайте вернемся к Статуе Зевса – как же, она выглядела? Древний историк Павсаний оставил довольно четкое описание. Итак, Бог восседал на троне, который был изготовлен из кедрового и черного дерева, а также отделан золотом. Престол украшала резьба, изображавшая сюжеты, прославлявшие Громовержца, героев мифов и богов греческого пантеона. На ножках гигантского кресла были вырезаны четыре изображения богини победы Ники. Кроме того, трон инкрустировали слоновой костью и драгоценными каменьями.

Статуя зевса в олимпии где находитсяСаму фигуру Зевса Фидий выполнил из золота и слоновой кости. Борода,
волосы, накидка и сандалии Зевса были золотыми, на голове красовался
оливковый венок. По пояс обнаженное тело, лицо, руки и ноги сотворены
из отшлифованной до блеска слоновой кости высочайшего качества. В правой
руке громовержец держал статую богини Ники, в левой скипетр,
украшенный драгоценными металлами. На верхушке скипетра восседал
орел, который был вырезан из слоновой кости в натуральную величину –
он символизировал господство Зевса над всем сущим. Ноги Зевса опирались
на скамеечку, стоявшую подле трона, ее охраняли два золотых льва.

Статуе часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на
фигуру Громовержца. Среди ценных презентов современникам запомнился
богатый шерстяной покров, подаренный ассирийским правителем Антиохом IV.

Храм Зевса был богато украшен снаружи, внутри же, по сравнению с другими
храмами, царил аскетизм – Фидий задумал сконцентрировать внимание
посетителей на статуе Зевса, и это ему удалось – на фоне практически пустого
зала огромная и помпезная фигура Божества смотрелась очень эффектно.

В те давние времена было модно копировать выдающиеся произведения искусства – статую Зевса тоже «клонировали». Так, доподлинно известно, что Киринейский (Ливийский) правитель заказывал точную копию Олимпийского Зевса, но она, к сожалению, также не дошла до наших дней.

История «кончины» Статуи Зевса Олимпийского не менее интересна, чем ее рождение. Для того времени, зыбкого и лихого, шедевр прожил довольно долгую жизнь. Еще в первой половине IV века нашей эры Зевс председательствовал на Олимпийских играх, но вот к власти пришел Феодосий I, Римский Император, который уже успел принять к тому времени христианство. Правителю были не по нраву языческие игрища греков, и он запретил проводить Олимпиаду – в итоге в 392 году храм закрыли. Спросите, какое право имел римлянин вторгаться в дела эллинцев? Дело в том, что в эти годы Греция уже вошла в состав могучей Римской Империи, поэтому была вынуждена подчиниться.

Однако это была не первая попытка римлян свергнуть Зевса с олимпийского престола – еще в I веке нашей эры римский правитель Калигула послал своих людей, что бы те привезли статую в Рим, но им не удалось выполнить приказ. По легенде, в то время, когда рабочие стали возводить строительные леса, Громовержец раскатисто расхохотался и грабители в ужасе разбежались врассыпную.

Статуя зевса в олимпии где находится       Что же случалось с Зевсом после закрытия храма? Исторические свидетельства
       носят путаный характер – согласно некоторым источникам статую еще в 363 году
       перевезли в Константинополь, где она украсила греческий храм; по другим
       данным – статуя выжила после разграбления и разрушения Храма в Олимпии и
       только после этого ее транспортировали в Константинополь. В любом случае,
       свой конец Четвертое Чудо Света нашло на чужбине. Статуя Зевса погибла при
       пожаре, поскольку ее каркас был сделан из дерева, она попросту сгорела – вот
       так печально оборвалась жизнь исполина. Точная дата исчезновения с лица
       земли Зевса Олимпийского не известна, мнения на этот счет опять-таки
       расходятся, предположительно это произошло то ли 425, то ли в 463 или вовсе в
       476 г. н. э.

       На том месте, где некогда стоял Храм в Олимпии первые археологические
       раскопки были проведены в 1829 году. Группа французских ученых смогла
       обнаружить очертания Храма, фрагменты скульптур и барельефов, которые
       изображали подвиги Геракла. Сейчас эти экспонаты хранятся в Парижском
       Лувре.

Спустя несколько десятилетий, в 1875 году в Олимпии работали немецкие археологи, они в течение пяти лет вели раскопки и нашли множество фрагментов скульптур, а также фундамент самого Храма, в том числе и знаменитый бассейн, в котором некогда плескалась вода с оливковым маслом.

Последняя значимая находка – мастерская Фидия была обнаружена в 1950 году. Археологи обнаружили ямы для литья бронзы, глиняные формы для отлива пластин золота и даже часть бивня, из которого мастер выделывал слоновую кость для статуи. На многих предметах сохранилась гравировка, доказывающая принадлежность инструментов и приспособлений великому скульптору.

Развалины Храма и ныне привлекают тысячи туристов, к сожалению, кроме мусора и нескольких полуразрушенных столбов от сооружения практически ничего не осталось… Хотя, нет, здесь сохранилась загадочная атмосфера и каждому вновь прибывшему путешественнику хоть на миг, да и почудится раскатистый хохот Зевса-Громовержца…

Источник: splamen.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.