Внешний облик зевса


Греция немыслима без мифологии. Когда мы говорим об этом государстве, на ум само собой приходит название Олимп — священной горы, где властвовал Зевс и другие верховные божества. Всемогущие Боги Древней Греции — они бессмертны, капризны, наделены достоинствами и недостатками людей. Грешат, любят, мстят, как простые смертные, но при этом грозны, жестоки, бывая и великодушными.

Легенды и мифы Олимпа: список и описание 12 богов

Боги Олимпа взирают на мир сверхуЛегенды об олимпийских богах переходили из поколения в поколение, и оказали огромное влияние на мировую культуру. Сюжеты из древнегреческой мифологии присутствовали в литературе, поэзии, живописи, скульптуре, музыке. Они «оказывали» влияние практически на все сферы человеческой жизни, так как отражали представление людей об устройстве мира.

Та информация, которая дошла до наших времен о легендах и сказаниях Древней Греции, пришла из произведений Гомера, Овидия, Нонна, Еврипида. Так, к «олимпийскому» периоду развития общества все мифы были связаны с горой Олимп, где восседали 12 божеств во главе с Зевсом (правда, количество их не всегда совпадает).


Согласно древнегреческим мифам, до того, как «центральные» Боги вознеслись на Олимп, на Земле существовал Хаос, который породил Вечный Мрак и темную Ночь. От них произошли Вечный Свет и светлый День. Так, ночь стала сменять день, а день — ночь, во веки веков.

Могучая Богиня Гея (Земля), тоже возникшая из Хаоса, породила Небо (Уран), Горы и Море. И тогда Уран взял Гею в жены. От этого союза родилось шестеро Титанов и шесть Дочерей. От связи их друг с другом на свете появились реки, ветры, звезды, дожди, Луна.

Кроме того, у Геи родились три великана-циклопа и три великана, у каждого из которых было 50 голов и 100 рук. Увидел Уран этих страшилищ и возненавидел, так как были они с буйным характером и могучей силой. Уран заключил их в недра Земли, но она тайком их вызволила и уговорила, чтобы они восстали против отца. Только один, самый младший из братьев по имени Кронос, сумел отнять власть у Урана.

Тогда богиня Ночь породила смерть, раздор, обман, кошмарный сон, уничтожение и месть. Кронос стал властвовать в мире, где царила борьба, ужас и несчастье. Так наказала Ночь хитрого Кроноса.

Больше всего он боялся, что его дети могут в любой момент с ним разделаться, так же, как он со своим отцом. И тогда он призвал к себе жену Рею, и приказал ей приносить рождавшихся детей. Всех их — Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона — беспощадный Кронос проглотил. Но был еще и шестой ребенок — Зевс. Вместо него Рея дала супругу завернутый в материю камень, как будто это младенец в пеленках. А сама в тайне от безжалостного мужа отправилась на остров Крит, где и родила малыша в темной пещере.

Зевс


Зевс — Царь БоговКронос, царь Титанов, узнал о подлоге и стал искать своего сына по всей Земле. Мальчика оберегали куреты — по одной из версий, эти существа были рождены из слез маленького Зевса. Они производили неимоверный шум, когда он плакал, ибо своим громким голосом он мог привлечь внимание жестокого родителя.

Зевс вырос, пошел войной на отца, свергнул его с престола и заключил в Тартар — бездну, откуда нельзя выйти. Но сначала он заставил его изрыгнуть всех проглоченных детей, сделал своих братьев и сестер Богами и воцарился над миром, восседая на Олимпе.

Зевс — верховный Бог, покровитель Неба, Грома и Молнии. Художники его изображают сильным и мощным мужчиной в летах, с богатой шевелюрой и седой бородой. Он восседает на троне и держит в руках щит и лабрис (двусторонний топор). Женой громовержца была Гера.

Зевса часто представляют карающим и жестоким, однако он «обустроил» жизнь людей, подарил им судьбу, закон, совесть и добро, а в противовес им — зло и бесстыдство. Он — защитник обиженных и униженных, покровитель царей, грозный страж традиций, порядка в мире и семье.

Гера


Гера — главная из богинь Олимпа, супруга ЗевсаЖена Зевса, главная из Богинь Олимпа. Она покровительствует семейным узам, хранит семейные отношения, помогает женщинам во время родоразрешения.

Гера — тоже дочь Кроноса и Реи. Когда она была еще девушкой, Зевс полюбил ее, и чтобы она обратила на него внимание, обратился в кукушку, а Гера поймала ее. Однако в семейной жизни она испытывала мучительную ревность к супругу, который утолял свой сексуальный голод и с богинями, и с земными женщинами. Она постоянно насылала бедствия и несчастья на любовниц своего супруга.

Гера — красавица из красавиц. Каждый год она купалась в волшебных источниках, чтобы стать снова девственницей. Изображали Богиню статной и благородной дамой, с диадемой или короной на голове, с кукушкой или павлином, иногда с головой лошади.

 

Посейдон

Бог морей — ПосейдонБог водной стихии, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, покровитель рыбаков и коневодов. Характером и внешностью Посейдон походил на своего брата-громовержца. В живописи и скульптуре его изображали в образе мощного мужчины с сильными руками и ногами, с могучим торсом.

Его лицо никогда не бывает спокойным, но гневным и грозным. Неизменный атрибут Посейдона — трезубец. Взмахивая им, властелин морей мог вызвать бурю или, наоборот, заставить водную стихию в миг успокоиться. Посейдон передвигается по морю на колеснице с белыми лошадьми. Супруга его — Амфитрита.

Аид


Бог подземного царства Аид и его женаБог подземного царства Аид был старшим сыном Кроноса и Реи. В тоже время его почитали, как покровителя урожая, ведь все, что растет, появляется из недр земли. Аида называли «гостеприимным» за то, что он «ждал» и «привечал» в своем царстве каждого смертного. Аид входил в число 3-х основных богов вместе с братьями Зевсом и Посейдоном, которые одержали победу над Титанами.

Бога подземного царства редко когда изображали. Если же изображение имело место, то выглядел он так: мрачный мужчина зрелого возраста в темных одеждах, могучий, на золотом троне, с трехголовым псом Цербером у ног, сторожившем вход в царство мертвых. Рядом с Аидом изображалась его прекрасная жена, дочь Деметры и царица мертвых Персефона, которую он однажды похитил с цветущего луга. В руках Аид держал двузубец (иногда это был жезл или рог изобилия).

Деметра

Деметра с распростертыми объятиями встречает свою дочьС ней, богиней процветания и плодородия, ассоциировали начало Весны. Родители Деметры Зевс и Рея. У Деметры прекрасный облик и светлые густые кудри. В основном она почиталась, как хранительница жизни и богиня земледелия. Ее изображали с корзиной полной плодов, рогом изобилия и маком.


Самая известная легенда о Деметре и ее дочери Персефоне, которую похитил Аид. Мать покинула Олимп и блуждала по Земле в поисках своей исчезнувшей дочери. Деметра сильно горевала о Персефоне, даже урожай перестал всходить. Наступил голод, люди стали умирать. Боги удивлялись, почему люди перестали приносить им жертвоприношения, и пожаловались об этом Зевсу. Тогда он послал за Деметрой на Землю, чтобы ее нашли и вернули на Олимп. Но она не пожелала возвращаться к Богам. Тогда Зевс приказал Аиду предъявить дочь Деметре.

Аид не мог ослушаться грозного брата, однако придумал хитрость, чтобы Персефона вернулась обратно к нему, подсыпав ей зерен граната. Деметра, увидев дочку, возрадовалась. Зевс приказал Персефона треть года бывать у матери, остальное же время — с супругом. Траур для Матери закончился навсегда, и свою голову она украсила васильковым венком. В честь радостного события Богиня научила людей сеять злак и возделывать пшеницу. В живописи Деметру изображали девушкой с венком из колосьев либо скорбящей матерью.

Аполлон

Аполлон — покровитель искусств и врачеванияСамый красивый бог Олимпа Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето. Его невероятно почитали в Греции, ведь он был покровителем искусства, муз и врачевания. Он прекрасный стрелок и виртуозный музыкант, вот почему его изображали с луком и лирой.


Аполлон молод, прекрасен и силен: на олимпийских играх выиграл кулачный бой у самого Ареса (Бога войны). Супруги у него не было, а детей — более 70-ти. Мифология приписывает ему многочисленные связи с богинями, смертными женщинами и даже с юношами.

 

 

 

 

 

 

Афина

Афина — богиня войны и мудростиНа Олимпе была и богиня войны — Афина. Она олицетворяла веру в победу, мудрость и силу военной стратегии. Афина покровительствовала искусству, ремеслам, науке и знаниям.

Благодаря своему необычному облику, богиню войны легко отличить на картинах и скульптурах. Ее одежда — это полотно-платье, доспехи, шлем. В руках — обязательно копье, около нее — колесница. У Афины волевое лицо, ясный взор и серые выразительные глаза, русые длинные волосы. Ее облик выражает спокойствие и решительность.

Кто родители Афины — понятно не до конца. По одной версии им был Зевс, породивший ее единолично.

 

 

 

 

Гермес

Гермес — покровитель торговли, бизнеса, астрологии и магииДаже богам Олимпа было не занимать коварства и лживости.


ин очень симпатичный, судя по античным изображениям, бог по имени Гермес слыл известным плутом и воришкой. Он родился у плеяды Майя от Зевса. Будучи совсем крошкой, Гермес совершил свою первую кражу — угнал у Аполлона 50 коров. После хорошей «трепки» у папаши, малыш указал, куда он спрятал скот. Правда, впоследствии Зевс не раз обращался к смышленому дитяти, чтобы тот исполнял его приказания. Однажды он попросил, чтобы Гермес выкрал у Геры корову: в нее обратилась Ио — возлюбленная громовержца.

Гермес весьма изобретателен: он придумал письменность, покровительствует торговым и банковским делам, астрологии, алхимии и магии. Он передает «важные» сообщения людям от богов через сны. Гермес — молод и расторопен. Он проявлял знаки внимания к Афродите, но она отвергла его. Детей у Гермеса много, как и возлюбленных, а жены нет. В изобразительном искусстве и скульптуре его изображали в шляпе с крыльями и в крылатых сандалиях.

 

Гефест

Гефест — хромой, некрасивый, но величайший кузнец в миреС этим богом все не просто. Существует несколько версий его рождения, одна из которых гласит, что его родила Гера, супруга Зевса, из своего бедра. И забеременела она сама, не от мужа. Так она захотела отомстить ему за рождение Афины. Однако малыш родился хилым, слабым и хромым. Тогда Гера в отчаянии сбросила мальчика в пучину моря, где его приютила морская богиня Фетида.

Гефест с детства любил ковать: его изделиям из металла не было равных ни на Земле, ни на Олимпе. Гефест — бог огня и кузнечного ремесла. Самая известная легенда о нем и о Прометее, которого лучшему на свете кузнецу пришлось приковать к скале по приказу Зевса. Женами Гефеста были Аглая и Афродита.

 

 


Афродита

Богиня красоты и любви АфродитаКак известно, богиня любви, красоты и плодородия была рождена из морской пены близ острова Кифера, но ветрами была перенесена к берегам острова Кипр. Одно предание гласит, что Афродиту зачали Зевс и Диона, другое и более популярное, что она родилась от семени оскопленного Урана.

Афродита — покровительница семейных уз и родов. Она обязана была творить любовь и жестоко наказывала тех, кто ее отвергал. Всесильная Гера не могла простить Афродите ее несравненную красоту и сделала так, что ее мужем стал уродливый Гефест. Однако богиня не раз изменяла супругу. Самой «нашумевшей» историей про Афродиту стала ее любовь к земному охотнику Адонису.

Афродита — «популярный» мифологический персонаж в творениях древних скульпторов и художников. В них она почти не бывает одна, ибо ее красота пленила не только людей и богов, но птиц и животных. Ее спутники — нимфы, Эрот, хариты, дельфины и оры. То ее изображали обнаженной скромницей, то кокетливой девушкой, то страстной женщиной.

Арес


Арес — вероломный бог войныБог войны Арес отличается вероломством и коварством. Если он воевал, то ради войны, чем за справедливость и честь. Его родителями считаются Гера и Зевс, хотя по одной из версий, Гера родила его без участия супруга, но с помощью силы волшебного цветка.

Зевс не питал к Аресу отцовских чувств и даже ненавидел его. На священном Олимпе ему пришлось с трудом «пробивать» себе авторитет. Арес участвовал в Троянской войне, но справедливая Афина победила его.

В искусстве его изображали молодым и сильным мужчиной. Ареса сопровождали собаки и коршун, а в руках он держал копье и факел с огнем. Супруга Ареса — Афродита.

 

 

 

 

Артемида

Артемида — богиня охоты12 место принадлежит богине охоты Артемиде. Она была защитницей девственниц, и сама была невинна, однако покровительствовала тем, кто состоит в браке, помогала женщинам при родах. Артемиду считали также богиней плодородия и всего, что растет на Земле.

Артемида родилась от связи Зевса с титанидой Лето. Ей прислуживали океаниды и нимфы. Несмотря на то, что она была покровительницей деторождения, сама Артемида была незамужней и бездетной. Художники и скульпторы ее изображали юной, одетой в удобный для охоты хитон, с копьем в руке, с луком и колчаном за спиной. Когда Артемида появилась на холсте Гудона обнаженной, разразился настоящий скандал. Это был конец XVIII века.


По некоторым источникам список 12 богов Олимпа был несколько иным: в нем присутствовала Гестия (богиня домашнего очага), Дионис (бог виноделия и веселья), Персефона (богиня Весны, она же — царица Царства мертвых).

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Источник: liliya-travel.ru

Боги первого поколения

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Зевс

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Аид

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Древнегреческий бог ПосейдонСредний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Гера

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

Аполлон и музыВ мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Древнегреческий бог ДионисБог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

Источник: oldinvent.ru

Зевс и тут, и там

В славянской мифологии греческий бог Зевс известен как Перун — бог-громовержец, покровитель владык земель русских и их воинских дружин в древнерусском языческом пантеоне. В древнеримской мифологии он Юпитер, бог голубого пространства, яркого света и, конечно, такой же громовержец. Он же, только изрядно моложе, — бог грома и бури в германо-скандинавских мифах.

В любовных сюжетах и на более поздних изображениях, обычно мастеров Нового времени, можно рассмотреть, как выглядел Зевс: описание его внешности часто отличалось. Его изображали в виде молодого человека или в перевоплощенной форме быка, лебедя, орла, золотых дождевых капель, облака или сатира. У Зевса было множество возлюбленных, и к каждой необходим был определенный подход. Вот некоторые из этих женщин: Евринома, Деметра, Мнемозина, Лето (Латона) — мать богов Аполлона и Артемиды, Ио, Европа, Леда.

Молнии Зевса можно изобразить материально, — это обычные вилы с зазубринами, но двухсторонние, или на несколько зубов. В современной военной фразеологии – это огнемет.

Вилы поэтому изображались в виде пучка языков пламени, нередко его в своих когтях держал орел – один из атрибутов Зевса. В свою колесницу этот бог запрягал также орлов, и она была у него не катящейся, а летающей.

Древо жизни Зевса

Он главенствовал среди божеств на горе Олимп, вышел из семьи титанов. По мифической градации титаны – божества предыдущего поколения, которое сменили олимпийцы. Их было шестеро братьев и столько же сестер-титанид, вступавших в брак (инцест) друг с другом и породивших новое поколение богов. Например, Фемиду или отца бога Гелиоса.

Мифическая супруга Зевса — по мужу верховенствующая богиня олимпийского двенадцатибожия. Кроме выполнения своих божеских предназначений для женского окружения и акушерства, обладала жестким и неоправданно жестоким нравом, была мстительной и ревнивой. Последнее – на совести громовержца. Это он давал поводы для ревности.

Гера была не единственной женой. В браке с Зевсом состояли еще женщины, по крайней мере, две известные были богинями: одна океана, другая – закона и порядка на земле. О неизвестных можно только догадываться, судя по череде детей Зевса. В мифической реальности Зевс с некоторыми супругами состоял в кровном родстве. Вот почему последняя жена бога, пока отец супруга властвовал три столетия, почему-то держала в тайне брачные отношения с громовержцем.

Читайте также: Минотавр – человек c головой быка

У Зевса были такие же мифические братья и пятьдесят шесть сыновей (по этому показателю Аполлон «обскакал» вдвое своего отца). Среди них сонмо божеств: Афина, Афродита, Артемида, Елена Прекрасная, Терпсихора, Мельпомена, Гермес и другие.

В греческой мифологии у Зевса был сын Геракл (при рождении имел имя Алкид) – получеловек, полубог. Большим умом не обладал, считался самым сильным человеком на земле.

Геракл очень уверен в себе.

Источник: nosecret.com.ua

Зевс

Зевс

Эдуард I король Англии

Зевс, согласно мифам Древней Греции, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.

Отец богов и людей.

Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл.

Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Зевс

Зевс распределяет добро и зло на земле, он вложил в людей стыд и совесть.

Зевс – грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой.

Зевс возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он охраняет семью и дом, защитник обиженных и покровитель молящихся, покровитель городской жизни, он подарил людям законы, установил власть царей, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Ему повинуются другие боги.

Зевс

Переменчивый, как небо, над которым властвует, он показывает непрестанно Свой иной лик.

Он окутывает землю горностаями снегов, он посылает дождь.

В буре и грозе проявляется могущество властелина, который ураганом поднимает свинцовые волны моря, громоздит черные клубящиеся тучи, взметает песок земных дорог и, открывая исходы небесных вод, на вершинах гор зажигает долгогривые огни.

На дне дымящих вулканов днем и ночью циклопы куют молнии для Зевса.

Это воистину могущественный бог. Если бы прикрепить золотой канат к вершине небес, и все боги и богини потянули за него, они не смогли бы Зевса совлечь на землю. Но если бы Зевс схватил канат, то он поднял бы вверх всех богов вместе с землей и морем и привязал к скалам Олимпа. Во всяком случае, так похвалялся он сам.

Бог войны Арес, который прекрасно разбирался во всем, что касалось физической силы, громко негодовал.

«Я не отрицаю, — говорил он, — что Зевс сильнее и могущественнее каждого из нас, но чтобы мы все вместе так мало значили перед ним, это уже в голове у меня не укладывается».

Он напомнил о заговоре, который в давние времена возник против Зевса. На него напали Афина, Гера и Посейдон и связали так крепко, что он не мог пошевелиться. Зевсу тогда помогла морская богиня Фетида, которая позднее стала матерью Ахиллеса. Она спустилась поспешно в Тартар, привела сторукого гекатонхейра Бриарёя, и тот освободил властелина неба.

Зевс вспыльчив, а гнев его страшен. Разбушевавшись, он греческих богов беспощадно расшвыривал по залам своего дворца так, что сотрясались его золотые стены.

Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Как же появился на свет этот удивительный бог, роль которого в сознании древних греков, их представлении о мире, переоценить невозможно.

Зевс

 

Зевс был сыном титана Кроноса и титаниды Реи.

Поскольку Кронос когда-то сверг своего отца Урана, он боялся, что также поступит кто-то из его детей, поэтому всех родившихся младенцев он проглатывал. Рея-мать очень от этого страдала. Когда родился шестой ребенок, она вместо него завернула в пеленки камень и подала мужу. Ничего не подозревавший Кронос проглотил камень, думая, что это его очередной ребенок.
Рея с ребёнком сошла на землю. Она хотела обмыть сына, но нигде не нашла источника.  Богиня-мать помолилась Гее и ударила жезлом в скалу. Светлая струя воды брызнула из твёрдого камня. Рея, выкупав ребёнка, назвала его Зевсом. Она отправилась на Крит, и положила золотую колыбель сына в Идайском гроте. Блестящие побеги плюща вились по его стенам, а вход заслонен был густым лесом. Вскармливаемый молоком козы Амалфеи, Зевс рос под присмотром горных нимф. Козу мальчик очень любил. Когда она сломала рог, Зевс взял рог в свои божественные руки и его благословил. Так появился рог изобилия, который всякому, у кого оказывался в руках, давал всё, что тот пожелает.
Золотую колыбель нового бога вся природа окружила любовью. С берегов океана голуби приносили ему амброзию; пчелы собирали для него сладчайший мёд, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром.  Чтобы не достиг ушей чуткого Кроноса плач младенца Зевса, возле его колыбели жрецы Реи исполняли военные танцы под звуки бубнов и пищалок.

 

Наконец, Зевс вырос. Чтобы жить дальше, ему предстояла борьба с отцом. Прежде всего, нужно было вернуть проглоченных братьев и сестер. Он подговорил мать дать Кроносу рвотное средство. В страшных муках титан изрыгнул всех своих проглоченных детей – Аида, Посейдона, Геру, Гестию и Деметру. Из шкуры умершей в это время козы Амалтеи он сделал для себя несокрушимую защиту – щит, который назывался эгида. Эгиду не могло пробить никакое оружие, и с ней Зевс никогда не расставался. Так появилось крылатое выражение из мифов Древней Греции: быть «под эгидой», значит находиться под защитой кого-либо или чего-либо.
На стороне Кроноса выступили большинство титанов. Рядом с Зевсом стояли его братья и сёстры. Война длилась десять лет и получила название «титаномахия». Зевс одержал в ней победу только с помощью сторуких великанов – гекантохейров и одноглазых циклопов.
Затем Зевсу предстояла ещё война – уже с гигантами – сынами Геи -Земли. Это тоже была страшная битва. А исход её решил смертный герой – сын Зевса Геракл. Именно он победил последнего из оставшихся гигантов – Алкионея.

Этого гиганта не брало ничто. Будучи сыном Геи, то есть порождением земли, он мгновенно залечивал любые раны, как только земли касался. Прикосновения к земле давали ему новые и новые силы. Чтобы победить Алкионея, Геракл оторвал его от земли, унёс за пределы его страны и там убил.
Чтобы отомстить молодым богам за своих детей, погубленных гигантов, богиня Гея произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Звали его Тифоном.
Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватила паника. Они бежали в Египет, где превратились в животных, чтобы Тифон не смог их узнать. Один Зевс вступил в борьбу с Тифоном и победил его.

Битва Зевса с Тифоном Античная керамика

Битва Зевса с Тифоном

…Стоглавое чудовище – Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны,

Но Зевса неусыпная стрела –

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной…

Эсхил «Прикованный Прометей»

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой – запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса – извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше – колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище. Аполлон стал коршуном, Гермес – ибисом, Арес – рыбой, Дионис – козлом, Гефест – быком. Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой “однодневки” – растения от которого впадают в беспамятство – под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается “уснувшим” вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли. Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

 

Зевс

Три брата – Зевс, Аид и Посейдон – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Аиду – подземное царство мёртвых, Посейдону – море. Зевс поселяется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

В мифологии Древней Греции Олимп и Зевс – понятия неразделимые. На Олимпе могущественный правитель вершил судьбами людей и всего живого на земле, находясь в окружении других богов, беспрекословно подчинявшихся ему.

Густым пышным облаком закрыты врата Олимпа. Возле этого облака несли стражу богини Горы. В их обязанности входило пропускать золотые колесницы, убирая облако.

В царстве Зевса постоянно царило лето. Зевс жил в роскошном дворце, у ворот которого стояли два сосуда. В одном из них находились дары Добра, а в другом – Зла. И Зевс, в зависимости от поступков людей, посылал им то те, то другие дары.

Древние греки считали, что построение общественного порядка – это прямая заслуга Зевса. По их мнению, именно он подарил людям законы и власть царям. Считалось, что верховный бог следит за тем, чтобы неуклонно соблюдались все обычаи и традиции народа, а также сохранялись дом и семья.

Вообще, представления греков о Зевсе с развитием цивилизации менялись. Первоначально в нем прежде всего ценили его могущество и непредсказуемую разрушительную силу. Со временем ему приписывали все более идеальные достоинства разума и сердца, до тех пор, пока он не стал идеальным образом высшего божества, мудрой власти которого подчиняются все сферы жизни.  Зевс под именем Горкий выступает как покровитель законов. На ступенях его трона сидит богиня Правосудия, и Зевс с высоты своего трона оберегает святость клятвы, которую дают люди, возводя руки и глаза к небесам и называя его имя.

Под именем Ксений он охраняет непреложный закон гостеприимства, даже самого несчастного нищего его имя защищает от презрения: достаточно ему лишь прикоснуться к краю домашнего очага – и с  этого момента ни единого волоса не упадет с его головы. Под покровительством Зевса находятся послы и гонцы, Зевс придает человеку чувства уважения, добра и милосердия. Добрый и ласковый, Зевс окружает заботой всякий человеческий труд.

Зевс под именем Геллений представлял собой национальное божество, целью которого было объединять в единое целое разрозненные греческие племена и не дать им утонуть в море соседних варварских племен.

При этом каждое поселение имеет своего Зевса по прозвищу Геркей (защитник ограды), который оберегает закон собственности и безопасность рода или общины.

Миф о Филемоне и Бавкиде

Однажды, переодевшись человеком, Зевс пошел вместе с Гермесом на землю, чтобы увидеть, придерживаются ли люди его священных законов. После захода солнца они прибыли в какой-то город и стучались в каждый дом, выпрашивая ночлег. Но перед двумя путешественниками закрывались все двери. Уже была ночь, когда они постучали в маленькую хижину на холме за городом. Там жила старенькая пара – Филемон и Бавкида.

Адам Эльсхаймер.Филемон и Бавкида

Добрые люди подали незнакомцам табуреты и разожгли веселый огонь, подбросив в него сухие листья и кору. С огорода Филемон насобирал немножко овощей, Бавкида приготовила их в глиняной посудине. После накрыли на стол и приготовили для гостей ложе, постелив им удобнее.

Миф о Филемоне и Бавкиде

Но, увидев, что количество еды и питья не становится меньше, а все прибывает и то, что их скромные чашки и тарелки превращаются в чистое золото, они признали в путешественниках богов и упали на колени перед величественными гостями. Филемон хотел принести  богам жертву, зарезав единственного гуся, которого они держали, но Зевс сдержал его. Все четверо взошли на вершину холма, в свете утра старики увидели на месте своей халупы прекрасный храм, который отражался в водах большого озера. Боги утопили негостеприимный город, а его жителей превратили в жаб. Филемон и Бавкила жили еще много лет, став жрецами в новом храме, до тех пор, пока однажды не превратились в два дерева, сросшихся стволами. Так осуществилось их последнее желание: умереть вместе и не видеть смерти друг друга. На деревьях птицы свивали себе гнезда, а путешественники отдыхали там, в тени, рассказывали историю про недостойных жителей города и благочестивых стариков.

По понятиям древних греков, первое время правления Зевса соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). Люди были богаты в «серебряном веке», они пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать богам должную благодарность. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил «медный» век – век опустошений и войн, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что покинули землю богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил род людской уничтожить и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Пирра и Девкалион и, ставшие родоначальниками нового поколения людей. Они бросали по велению богов камни за спину, и эти камни превращались в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Аполлоном и Афиной при поддержке Геры: сонного Зевса они приковали цепью к ложу и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь сына Урана — гекатонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон вместе с царем Эгины Эсаком строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй.

Во второй раз было пророчество, о котором никто, кроме Геи и титана Прометея, не знал. Морской нимфе Фетиде было предсказано, что её сын будет сильнее отца. Прометей тогда ничего не сказал Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приказал Гефесту приковать в горах Кавказа Прометея. Желая овладеть Фетидой, Зевс преследовал её и достиг Кавказа, там он встретил Прометея, который раскрыл ему пророчество. Испугавшись, что рожденный Фетидой от него сын свергнет его, верховный бог решил выдать её замуж за смертного. Таким смертным стал царь Пелей, и от этого брака родился Ахилл – один из героев Троянской войны.

Первой супругой Зевса стала океанида Метида. Именно она в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Богиня Гея предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти.  Поэтому Зевс, следуя уговорам Геи и Урана проглотил Метиду.

Следствием подобного прступка явилось чудесное рождение дочери Зевса –  Афины. Афина появилась непосредственно из «священной» головы «многомудрого» Зевса.

Вторая супруга Зевса – Фемида, дочь Геи и Урана, то есть титанида. Именно она передала Прометею тайну будущего рокового брака Зевса и Метиды, в результате которого Зевс потеряет власть.

Фемида родила Зевсу трех Ор –  богинь времен года –  Евномию (Благоза-коние), Дику (Справедливость), Эйрену (Мир), а также трех Мойр – богинь судьбы – Клото (Пряху), Лахезис (Дающую жребий), Атропос (Неотвратимую), тех самых, которые в архаический период были дочерьми Никты.

Наконец, Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой, богиней, охраняющей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Зевс и Гера

 

Зевс часто изменяет своей супруге Гере. Он пылко влюбляется и в богинь, и в земных красавиц. Длинный список возлюбленных Зевса приводит поэт Гесиод. Прекрасных возлюбленных и прославленных потомков у Зевса значительно больше, чем у любого из греческих богов. И этому не стоит удивляться. Каждый род, каждый город старался максимально приблизить свое происхождение к высшему Богу. Зевс большой придумщик и проказник в любовных похождениях. Так Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Данаю – золотым дождем, Геру – кукушкой, Европу – белоснежным быком, Персефону – змеем, Антиопу – сатиром. Для красавицы Ио он превратился в туманное облако.

Начнем рассказ о возлюбленных Зевса с этого забавного стихотворения, автора которого я, к сожалению, не нашла.

У Зевса жен, быть может, сто.

Ревнива Гера, как никто.

Всех прочих ненавидя жен,

Бушует в ярости. Сражен

 

Той страстью дикой бог-супруг:

Зевс всемогущ, но если вдруг,

Ревнуя, Гера все крушит,

И всемогущий задрожит.

 

Но как природу превозмочь.

Коль сила есть? Что день что ночь —

А жены Зевса вводят в грех.

А силы у него — на всех…

 

Любой, кого ни назови,

Властитель падок до любви.

Видать природа такова:

Силен — так обретешь права

 

На благосклонность всех богинь…

У Зевса — взор куда ни кинь —

Подруги, жены… Мир — гарем…

Счастливчик Зевс , на зависть всем…

 

Но Зевсу мало. Новых дам

Хоть каждый день на зависть нам

Хотел бы осчастливить Зевс…

Ты не тягайся с Зевсом, плебс…

Евринома и рождение Харит

Эвринома

Согласно Гесиоду, первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков – третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis – милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни.

Хариты

Их происхождение от Зевса и Эвриномы не бесспорно, друнгие авторы иногда их называют дочерьми Гелиоса и наяды Эглы, иногда их отцом называют Диониса, матерью — Афродиту.

Мнемосина и рождение муз

Мнемосина

В союзе с титанидой Мнемосиной породил девять муз. Является отцом Каллиопы – музы эпической поэзии; Клио – музы истории; Мельпомены – музы трагедии; Талии – музы комедии; Полигимнии – музы священных гимнов; Терпсихоры – музы танца; Эрато – музы любовной и свадебной поэзии; Урании – музы науки, Евтерпы – музы поэзии и лирики.

Девять муз - дочери Зевса

В греческом мире Зевсу воздавали самые большие почести. Его храмы стояли во всех больших городах. На Ликейоне в Аркадии совершались в его честь таинственные обряды, требовавшие пролития человеческой крови. Но самым святыми местами были Додона и Олимпия.

В Эпире, возле подножия эпирского Тинара стоял древний додонский храм. Из далекого Египта, из священных Фив, сюда прилетела голубка и, сев на дубе, заговорила человеческим голосом. Это истолковали как божественное знамение. Здесь был построен храм, в котором правили службу особые жрецы, называемые селами. Их задачей было по шелесту листьев на дубе растолковывать волю бога. Говорили, что божество находится в стволе того дерева. На его верхушке гнездились священные голуби, священный источник вытекал из-под корней. Ещё там стояла бронзовая миска, в стенки которой ударялся подвешенный шар, и по этому звону тоже пытались предвещать будущее. Вопросы заблаговременно выбивали на свинцовых табличках. Найдено множество таких табличек в современной Додоне, и из них можно узнать, каким важными вопросами беспокоили бога. Так был задан вопрос на одной из найденных табличек:

«Агис спрашивает: одеяла и подушки потеряны или украдены?». Отвечая, жрецы говорили стихами, которые всегда начинали словами: «Зевс жил, Зевс жив, Зевс будет жить!».

В стране Элиде, на Пелопоннесе, была расположена Олимпия, самое известное место культа Зевса в Древней Греции. Олимпия была не городом, а скоплением храмов, в которых жрецы выполняли надлежащие обряды.

В храме Зевса находилось одно бесценное сокровище—там стояла статуя Зевса в Олимпии работы великого афинского скульптора Фидия—одно из семи чудес света.

Источник: www.smirnova-tatjana.ru

Наружность и характер олимпийских богов

Олимпийские боги видом, явленным миру, напоминают прекрасных горделивых людей, однако в их жилах течет особая бесцветная кровь, ихор, и, в отличие от людей, они бессмертны. Подлинного лика божества никто из людей, как правило, не знает, потому что выдержать его мощь и красоту человек не в силах. Вот почему боги являются на землю, то принимая облик людей, то давая знать о своем присутствии с помощью вещих снов, вещих птиц, таинственных примет и знаков, которые истолковывают гадатели. Умение понимать чудесные знаменья, гадать и пророчествовать пришло к первым людям от Прометея (Эсх. Пром. 484-499), а затем было приумножено ими под покровительством Аполлона.

Несмотря на всю загадочность божественного существования, мифологическая традиция на все лады расписывает и достоверно подтверждает наружность и характер каждого бога.

Зевс – сильнейший и мудрейший из богов. Он может низринуть любого ослушника в Тартар. С ним неразлучно пребывают Мощь, Сила и Победа – Ника. Ему куют Киклопы в небесной кузнице громы и молнии, и недаром он – тучегонитель, высокогремящий, метатель молний, громовержец. Он Эгиох – Обладатель щита – эгиды, в середине которой голова Горгоны, наводящая ужас и леденящая сердце (Ил. V 736-742). Стоит ему потрясти эгидой, как все окутывается облаками, сверкают молнии, гремит гром. Одним посылается победа, другим – бегство (там же XVII 593-596). Зевс неразлучен с эгидой и уступает ее только любимой дочери- Афине (там же V 733-742).

Зевс готов один удержать золотую цепь, спускающуюся с неба, и пересилить богов и богинь, даже если все они схватятся за нее. Он грозит Олимпийцам повлечь море, землю и богов вместе с этой цепью, обмотать ее вокруг вершины Олимпа и подвесить весь мир среди небесных просторов (там же VIII 13-27).

Грекам хорошо известны величавость Зевса и грозный взгляд его светлых глаз (там же XIV 236).

Стоит ему войти во дворец, как боги немедленно встают ему навстречу. Изрекая свою волю, Кронион, как говорили в старину, помавает иссиня-черными бровями и подтверждает ее кивком головы. В этот момент Олимп колеблется от подножия до вершины, а “нетленные кудри” рассыпаются волнами по плечам владыки богов.

Однако, несмотря на всю грозность Зевса, с ним спорят и даже обманывают его. Гера непрестанно строит ему козни. И не раз эту златокудрую богиню охватывает злоба (там же XIV 158) или она “коварствует сердцем” (там же 329). Именно ее, белорукую или, как некогда переводил Гнедич, “лилейнораменную”, нещадно наказывает Зевс, подвесив между небом и землей. Но и волоокая Гера, желая помочь ахейцам, хитростью очаровывает Зевса, усыпляя его в своих объятиях.

Сын Зевса и Геры Гефест хром на обе ноги (его дважды сбросили с Олимпа – и мать и отец), уродлив и мал ростом, но бесконечно умен, сметлив и обладает двумя важными способностями: создавать прекрасные вещи искусным трудом и примирять родителей, водворяя спокойствие на Олимпе. Когда Гера, заподозрив неладное в тайном приходе Фетиды, пытается негодовать на Зевса, а тот уже готов наложить на нее свои необорные руки, встает Гефест. Он подает кубок с нектаром матери и призывает ее смириться, дабы не увидеть ее вновь под ударами мощного супруга.

Это благодаря Гефесту Зевс завершает смутный день, предавшись покою и сладостному сну в опочивальне со златотронной Герой (там же I 551-611).

Проявляет своеволие и брат Зевса, владыка водных просторов.

Посейдон синекудр, как его родная морская стихия, и, как она, буен нравом.

С неизменным трезубцем в руке он мчится на золотой колеснице вместе с Амфитритой, взбаламучивая море, и никто не знает, то ли это вздымаются белые гребни волн, то ли это мчатся гривастые кони колебателя земли. Он всегда идет наперекор другим, но занятый своими пиршественными удовольствиями (например, в стране эфиопов), может не поспеть на совет богов, где тотчас же противники воспользуются его отсутствием, и может упустить объект своего гнева.

Вспомним, что именно так он прозевал решение олимпийцев о возврате Одиссея домой (Од. I 22-80). Только на восемнадцатый день спокойного плавания Одиссея Посейдон, возвращаясь от эфиопов, увидел на море плот своего врага и обрушил на него трехдневную морскую бурю (там же V 286-296). Одиссей еще опережает тяжелого на подъем Посейдона, вовремя проскользнув к берегам Итаки. Посейдон хоть и поздно, но срывает гнев на несчастных корабельщиках. Мощному богу достаточно шагнуть, и он уже нагнал феакийский корабль, ударил по нему ладонью, вбил в морское дно, превратил в скалу, запер ею доступ к городу. “И после того удалился” – как замечает Гомер (там же XIII 116-164).

Афина – любимица Зевса, мудрая воительница с жуткими совиными глазами. Афина носит грозный боевой наряд своего отца. Сняв мягкий узорный пеплос, она надевает Зевсов хитон, плечи облекает эгидой, на которой изображены Ужас, Распря, Погоня, на голову водружает шлем с двумя гребнями и четырьмя султанами, вооружается громадным копьем и выезжает на огромной, крепкой, тяжелой, блестящей колеснице (Ил. V 734-747). Она кричит так, что голос ее доходит до неба. Ей достаточно шагнуть, чтобы с острова феаков достичь Марафона и дворца Эрехфея в Афинах (Од. VII 78-81). Одним дыханием она отводит копье Гектора от Ахилла. Приняв образ Деифоба, Гекторова брата, богиня коварно обещает Гектору помощь, побуждает к битве, а затем, обманув, покидает его, обреченного на смерть (Ил. XXII 226-299).

Зато она же помогает Диомеду сразиться с богом Аресом. Встав на колесницу, богиня хватает бич и вожжи, погоняя лошадей, дубовая ось тяжко стонет под грузным ее телом. Она увлекает Диомеда в бой и направляет его копье в Ареса (там же V 835-857).

Афина – и боец, и умная советчица друзьям. Она преданно помогает героям, опекает Одиссея и неистощима на выдумки.

Не менее могуч и Аполлон, сын русокудрой Лето и брат Артемиды, “радующейся стрелами”.

Аполлон высок ростом, многомощен, поступь его тяжела, в гневе он шествует ночи подобный (там же I 47). Взгляд Летоида грозен, и стоит ему только пройтись по дому Зевса, как трепещут все боги, от страха повскакавши со своих мест (вспомним, что так же страшатся они Зевса). За плечами бога серебряный лук, колчан со стрелами, несущими смерть. Радующаяся в сердце своем Лето с любовью смотрит на сына, снимает с его плеч колчан, вешает на золотой колок близ Зевсова трона, распускает лук, а отец сам подает Аполлону нектар в золотой чаше. Сын усаживается в кресло; только тогда успокаиваются боги и вновь занимают свои места (Гом. гимн. I 1-13). Что же говорить о людях, которые бессильны перед Аполлоном, даже если они великие герои.

Устрашенный Диомед отступает перед богом, ибо тот грозно напоминает ему, что смертные не равняются с богами. Патрокла же бог, закутавшись в мрачное облако, мгновенно сражает замертво коварным ударом в спину (Ил. XVI 790-792).

И этот же Феб – Аполлон, как это хорошо знали греки, наслаждается сам игрой на форминге и услаждает ею слух богов. Музы в его присутствии поют еще более прекрасными голосами, и он вторит им радостно.

Богиня Афродита неизменно именуется “золотой”, “фиалковенчанной”, “прекрасновенчанной” и “улыбколюбивой”. Хотя она не уступает другим богам в коварстве, зато превосходит их всех очарованием.

Вечно устраивая любовные дела богов и людей, она владеет пестроузорным поясом, в котором заключены любовь, желания и обольстительные речи (там же XIV 215-220). Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет богов и людей силой любви и влекущей прелестью.

Зато золотокудрый Арес, которого она соблазнила, имеет, по словам Зевса, дух своей матери Геры – необузданный и строптивый.

Раненный героем Диомедом, он дико ревет, так, как кричат девять или десять тысяч воинов (там же V 859-860). Раненный богиней Афиной, он простерся, упав на землю, на семь плетров (Плетр равен 0,095 гектара, или 950 кв. м. Таким образом, Арес покрыл собой поверхность в 6650 кв. м) (там же XXI 407).

Вечно спешит выполнять поручения богов улыбчивый, ловкий Гермес, сын Зевса и Майи. Он в шапочке с крыльями, в крылатых золотых сандалиях, которые несут его над землей и морем. В руке – жезл-кадуцей, открывающий ему все пути и все затворы на земле и в мире мертвых (Од. V 43-49).

В быстроте с Гермесом может поспорить только Ирида – Радуга, “вихреногая” вестница богов.

Солнце – Гелиос своим зорким глазом за всем наблюдает, все видит и раскрывает богам тайные деяния. Именно Гелиос сообщил Гефесту об измене Афродиты (там же VIII 302). Это он, Гелиос, дал знать Деметре, что дочь ее Персефону похитил Аид (Гом. гимн. V 78-80). И Зевс, опасаясь Гелиоса, покрывает себя и Геру на цветущей горе золотым облаком (Ил. XIV 344-345).

Деметра обычно предстает перед нами как мать, горюющая по исчезнувшей дочери. И недаром она одета в иссиня-черный плащ, разыскивая по миру свою Персефону с тонкими лодыжками. Деметра высока ростом, статная, пышноволосая, в венке из колосьев, взоры ее светятся благоволеньем и достоинством, как и положено богине – кормилице людей.

Аид суров, мрачен и чернокудр. Он – обладатель шлема, делающего бога невидимым. Иным он и не может быть, так как скрыт от мира жизни, восседая на троне рядом с Персефоной в своем гулкозвонком дворце.

У женоподобного Диониса иссиня-черные волосы и темно-синие глаза. Он привык менять свой облик в бесконечных превращениях (см. Гом. гимн. VII), так что подлинный лик его не всегда уловим. Но оба они улыбаются не хуже Афродиты. Аид “улыбнулся бровями”, отпуская на время Персефону (там же V 357), ибо он уже дал ей вкусить зернышко граната, чтобы она помнила царство мертвых и вернулась в медный дом мужа. Дионис в свою очередь “улыбался глазами” (там же VII 15), задумав ловко провести морских разбойников и заранее радуясь своей хитрости.

Греки знали своих богов не только грозными и ужасными, но еще и радостными, веселыми, улыбающимися и просто хохочущими, скорыми на гнев и на милость, на расправу и на помощь, на великие дела и на забавные проделки.

© Злыгостев Алексей Сергеевич, дизайн, подборка материалов, оцифровка, статьи, разработка ПО 2001–2018
Елисеева Людмила Александровна консультант и автор статей энциклопедии
При копировании отдельных материалов проекта (в рамках допустимых законодательством РФ) активная ссылка на страницу первоисточник обязательна:
http://mifolog.ru/ ‘MIFOLOG.RU: Иллюстрированная мифологическая энциклопедия
E-mail для связи: [email protected]

Источник: mifolog.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.