Оперный театр в венеции


Знатоки Венеции, знающие этот город вплоть до поворота, те, кто может пройти по ней с закрытыми глазами, согласятся со мной, если я заявлю при них, что Венеция — театральный город. И дело тут не в количестве театров. Дело в сути этого города.

Путешествовал по Венеции и делится впечатлениями

Однажды мне пришла в голову мысль встретить в Венеции рассвет. В пять утра я вышел из гостиницы и отправился на набережную. Город был абсолютно пуст. Фонари освещали узкие улицы, мостики из светлого камня обрамлялись чёрными провалами каналов и смутными тенями от домов, стоящих по берегам каналов — тени сливались с чернотой каналов. Меня не покидало ощущение, что я шагаю сквозь огромную декорацию, которая ожидает в тусклых лучах дежурного света включения основных осветительных приборов, чтобы зажить во всю свою декорационную мощь. При этом декорация была живая: лепные львиные головы на фасадах домов, казалось, могли рыкнуть, вывески качались под порывами ветра, штукатурка домов, в свете уличных фонарей изменившая оттенками свой основной цвет, выглядела натянутой драпировкой.


На набережной у Дворца Дожей я сел в пустом уличном кафе. Дебаркадеры остановок вапоретто покачивались на волнах и скрипели. Вдали проплывали редкие катера. Сам Дворец Дожей, освещённый фонарями Пьяцетты, казалось, парил в воздухе. Небо было черно. До рассвета оставалось минут с двадцать-двадцать пять. Мне наскучило сидеть и ждать. Я решил пойти во дворы и проходы. Декорация окружала меня со всех сторон. Особенно усилилось это ощущение, когда небо, из чёрного постепенно становясь синим, добавляло естественного света к жёлтым лучам фонарей. Пустые улицы очень напоминали декорации к фильмам-сказкам Надежды Кошеверовой. Изредка вдали проходил человек. Видно, спешил на вокзал, к поезду, чтобы успеть на работу на материке. Появлялись дворники. Но их реальные фигуры и совершенно осознанные действия лишь добавляли окружающей декоративности жизни. А на пустой Пьяцце Сан-Марко разгуливала огромная чайка. Театр? Ещё какой!

Венеция — город, у которого театральность, жизнь напоказ, в крови. Праздники её до умопомрачения театральны. Костюмированные регаты, что Историческая, что заплыв целой армады лодок, в которой все участники — сплошь феи Бефаны, это целые спектакли на воде. О карнавале я даже распространяться не буду. И вполне естественно, что театры в Венеции есть, и их несколько. Что для небольшого города — роскошь. Речь в этой статье пойдёт именно о них.

В театры, которые описаны ниже, можно сходить не зная итальянского языка.

Театр «La Fenice»


Внутри театра La Fenice

Театр «La Fenice» — главный театр Венеции, самый известный из всего собрания театров в этом городе. Открылся театр 16 мая 1792 года. Название его переводится как «Феникс». Вполне возможно, оно и определило его судьбу: театр дважды сгорал практически дотла, в 1837 и 1996 годах, и каждый раз возрождался.

Несмотря на пожары, «Ла Фениче» был и остаётся третьим по значимости оперным театром в Италии, после Миланского театра «Ла Скала» и неаполитанского Сан-Карло.


Уникальная акустика, честь и престиж для артиста спеть на этих подмостках сохраняются по сей день. На этой сцене прошли исторические премьеры нескольких хитов мирового оперного репертуара: «Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди, здесь впервые прозвучали «Похождения повесы» Игоря Стравинского и «Поворот ключа» Бенджамена Бриттена.

Сегодня театральная жемчужина Венеции «Ла Фениче» — не только площадка для оперных и балетных спектаклей, это и отменная концертная сцена, где даются прекрасные симфонические концерты. Это и известный туристический объект, куда можно придти на экскурсию, и вас проведут по театру, покажут зал и сцену, прекрасные фойе и роскошную лестницу.

Сайт театра:teatrolafenice.it.

Здесь вы можете не только выбрать спектакль, ознакомившись с репертуаром и составом исполнителей, но и заказать и купить билет (стоимость до 300 евро), а заодно и ознакомиться с экскурсионной программой и её стоимостью.

La Fenice Вид на сцену


Для этого зайдите на сайте в раздел «Visita il teatro», откроется новая вкладка, где на двух языках: итальянском и английском — вам сообщат, что театр обычно открыт для посещений с 9:30 до 18:00, что обычная экскурсия стоит 10 евро и включает в себя посещение выставки, посвящённой Марии Каллас, что экскурсантам предлагают воспользоваться аудиогидами на пяти языках: английском, немецком, французском, испанском и итальянском. Об остальных вариантах экскурсионной программы театра смотрите на сайте.

Как добраться до театра «Ла Фениче»

Самый простой способ дойти до «Ла Фениче» — это путь от Пьяццы Сан-Марко. Вам нужно выйти с Пьяццы через колоннаду Музея Коррер, оставив за спиной базилику Сан-Марко и колокольню. Идите всё время прямо, мимо церкви Сан-Моизе, через мост на улицу Calle Larga XX Marzo. После мостика отсчитайте третий поворот направо и идите по этой боковой улочке, там вам тоже попадётся мостик, смело переходите по нему и ещё чуть-чуть идите прямо. Вы очень скоро выйдете к зданию церкви Сан-Фантин, слева от которой и обнаружите небольшой фасад театра.

Театр «Malibran»


Этот театр за свою долгую жизнь несколько раз менял своё название. Начать надо с того, что стоит он на том самом месте, где когда-то в XIII-XIV веках находились дома Марко Поло, о чём рассказывает мемориальная табличка, которую вы найдёте на стене над служебным входом. Обнаружить её можно, если выйти из дворика Corte del Milion, куда можно попасть от церкви Сан-Джовании Кризостомо.

Именно это имя поначалу носил театр, построенный в 1677 году. Расцвет и слава театра приходятся на самое начало XVIII века, здесь играли премьеры опер Скарлатти и Генделя. Потом наступил спад. Виной тому можно считать успех театра Карло Гольдони. В середине того же века хозяева сокращают количество мест в зале и меняют название на Сан-Бенедетто. Это мало помогает делу. При французской оккупации этот театр оказался одним из немногих незакрытых театров. В XIX веке новый хозяин восстанавливает здание и опять переименовывает в театр Эмерониттио, и, наконец, в 1835 году театр получает своё нынешнее имя «Малибран» в честь великой певицы Марии Малибран, которая спела на этой сцене, отказавшись от гонорара.

Сегодня театр «Малибран» — вторая сцена театра «Ла Фениче». Поэтому искать его репертуар нужно на сайте того театра.


Стоимость билетов на спектакли и концерты в театре «Малибран» раза в два-три меньше, чем в «Ла Фениче».

Как добраться до театра «Малибран»

Добираться до театра «Малибран» будем от моста Риальто. С Риальто сойдите на Кампо Сан-Бартоломео, на которой стоит памятник Гольдони, поверните налево и идите прямо по Calle San Giovanni Crisostomo вплоть до церкви Сан-Джованни Кризостомо. Она на этой улочке одна. И будет от вас по правую руку. Если встать к церкви лицом, то справа вы увидите огибающую её улочку. По этой улочке и идите, следуя её изгибам и поворотам. На самом деле, ходьбы там от силы 3 минуты. Ориентирами вам будут кафе и ресторан «Малибран», потом отель с тем же именем, в конце концов, вы окажетесь на Campiello del Teatro, где и встанут перед вами стены фасада и главного входа в театр.

Театр Карло Гольдони

Вывеска театра Карло Гольдони


Полное название театра — Teatro Stabile di Veneto (Постоянный театр региона Венето). Если говорить по-нашему, Венетский областной театр. Есть у него три сцены, точнее, три подразделения, в Падуе (Театр Верди), в Вероне (Новый театр) и в самой Венеции (Театр Карло Гольдони).

Разумеется, начался он именно в Венеции. Открылся в 1622 году и назывался тогда Театр Вендрамин. Известны также его названия Театр Сан-Сальвадор и Театр Сан-Лука. Последнее название, скорей всего, происходит от наименования соседней площади Сан-Лука. Сан-Сальвадор — церковь, расположенная совсем рядом с театром. С 1752 года слава театра стремительно растёт, именно в этом году хозяевам удаётся заполучить в управители театра Карло Гольдони, ведущего драматурга Венеции, реформатора итальянского театра. Здание несколько раз страдало от пожара, восстанавливалось, реконструировалось. Последняя реконструкция завершилась в 1979 году, театр открылся «Трактирщицей» Карло Гольдони.

Сегодня это отлично отстроенное здание с восстановленным декором четырёхъярусного зала, с вместимостью в 800 зрителей. Репертуар составляют драматические спектакли для детей и взрослых, концертные программы, лаборатории и показы Театральной академии.

Сайт театра: teatrostabileveneto.it.


Цены на билеты здесь куда ниже, нежели в ранее описанные мной театры. Самый дорогой билет стоит 29 евро. Среди спектаклей театра — классический «Слуга двух господ» того же Гольдони.

Как добраться до театра Карло Гольдони

От Кампо Сан-Бартоломео, где памятник драматургу Карло Гольдони, идите, встав спиной к памятнику, прямо и прямо по Merceria II Aprile, через мостик по Calle del Lovo, которая вдруг станет Calle del Teatro. Справа от вас возникнет отвесная стена с окнами и громоздкой вывеской с буквами, будто из золотой фольги: «Teatro Comunale Carlo Goldoni». Под вывеской три массивные металлические ажурные двери.

Театр Сан-Галло

Этот небольшой театр, расположенный в самом центре района Сан-Марко, начинался как кинотеатр в 1924 году. Расположен он в старинном здании, некогда принадлежавшем Прокурациям, потом переходившем из рук в руки, и в начале XX века переделанном в кинематографический зал «Олимпия», который просуществовал до середины 80-х годов прошлого века. Потом кинотеатр пытались превратить в два небольших зала для показа арт-хаусного кино. В конце концов, в начале XXI века здание выкупили несколько предпринимателей, которые, отреставрировав его, открыли здесь Театр Сан-Галло с залом на 260 мест.


С 2007 года (года основания театра) здесь шёл спектакль «Карнавал. Шоу», поставленный специально для англо-американской публики. Спектакль просуществовал два года, после чего театр вновь закрылся из-за частых явлений «acqua alta», которые повредили структуру здания. И всё же театр снова открылся, сегодня в нём идут спектакли и концерты музыкантов. Главным спектаклем репертуара является «Венеция. Шоу». Постановка об истории Венеции от дней основания до сегодня. Артисты умудряются уложить несколько веков истории своего города в максимум полтора часа действия, используя при этом минимум декораций и максимум своего мастерства. Зрители это шоу хвалят.

Сайт: teatrosangallo.net. Там же указаны и цены на билеты.

Как добраться до театра Сан-Галло

С Пьяццы Сан-Марко вы дойдёте до театра, сами не заметив как. Встаньте спиной к базилике, от выхода в Часовой башне идите по Пьяцце, держась правой стороны, и отсчитывайте второй проход сквозь колоннаду. Он будет уже за кафе. Поворачивайте в этот проход и идите прямо по Sottoportego del Cavaletto. Вы скоро окажетесь на узкой и вытянутой площади, Campo Rusolo o San Gallo. Увидев стеклянные витрины с масками и костюмами в них, вы поймёте, что нашли искомое.

Оперный театр в венеции


m_decoration-768x492.jpg 768w" sizes="(max-width: 800px) 100vw, 800px" />

Я рассказал о четырёх основных театрах Венеции, куда можно сходить, даже не зная итальянского языка. Оперу можно слушать, вообще не зная языков. В Сан-Галло их шоу идёт на английском языке, но говорят, что есть и русский аудиоперевод. Врать не буду, сам не проверял. Заказать билеты можно онлайн, сайты театров позволяют сделать это. Или же вы можете устроить себе прогулку по городу в поисках театра и попытаться потом купить билет в кассе.

Помимо этих театров в Венеции есть и другие: например, Театр Л’Авогария, специализирующийся на современной драме, он находится в районе Дорсодуро, недалеко от Кампо Санта-Маргерита. На разных площадках показывают свои работы студенты театральной академии. Есть несколько театров в Местре. Но для того, чтобы смотреть эти спектакли, необходимо знать язык. Специализируются они все на современной, часто социальной, драматургии, которая строится на диалогах и современном диалектарном общении.

Источник: Dorogi-ne-dorogi.ru

Экскурсии в Венеции по лучшим ценам

На Трипстере огромный выбор экскурсий по Венеции и окрестностям: обзорные, гастрономические, выездные и т. д. Не пропустите хиты: «Венеция без маски» — первое знакомство с городом и «Легенды и призраки квартала Дорсодуро» — маршрут для продвинутых путешественников, знакомство с богемным кварталом, до которого редко доходят экскурсионные группы. Все экскурсии проводятся на русском языке.


Экскурсия в театр — как попасть

Есть три верных способа попасть в Ла Фениче в Венеции:

  • Купить билеты на представление. Опера, балет, симфонический концерт и т. д. на ваш выбор. Посмотреть репертуар и заказать билеты можно на сайтах www.veniceoperatickets.com и www.teatrolafenice.it.
  • Организовать самостоятельную экскурсию по Ла Фениче. Для этого потребуется зайти в фойе театра и выяснить, возможно ли посещение залов в данный момент. Как правило, в первой половине дня и несколько часов после обеда это возможно, затем начинается подготовка к вечернему представлению, и экскурсантов просят удалиться. За расписанием посещений можно следить на странице www.festfenice.com/en/orari.
  • Заказать ваучер и аудиогид на Getyourguide.com. Он обойдется от €13. Если честно, администрация Fountravel редко пользуется услугами гидов Getyourguide, но некоторые наши читатели являются поклонниками сервиса, поэтому ссылку на заказ аудиогида по Ла Фениче на всякий случай оставим. Но не забудьте уточнить наличие на русском языке, ибо на этом сайте такая опция редкость.

Читатели знают, что Getyourguide мы пользуемся очень редко, потому что его на 100% заменяет русскоязычный Tripster. Но именно в Ла Фениче ни один из местных гидов пока не догадался организовать экскурсию.

Театр Ла Фениче — дважды восставший из пепла

29 января 1996 года случился последний (на данный момент) пожар в венецианском Ла Фениче, почти полностью уничтоживший здание.

Любой театр, неважно оперный он или нет, находится в группе риска, если дело касается пожаров. Все эти бархатные кресла, драпировки занавеса, заставленные всяким хламом костюмерные и гримерные, деревянные леса, картонные декорации с масляными красками и прочее. Добавьте к этому восковые свечи и масляные лампы, которые до сих пор используются в освещении, чтобы погрузить зрителей в атмосферу средневековья и минувших веков, и вы поймете, насколько опасны подобные мероприятия.

Однако театр Ла Фениче переплюнул своих «собратьев» на несколько веков вперед. Не зря говорят: «как вы лодку назовете, так она и…». Птица Феникс, имя которой носит венецианский театр, имеет свойство возрождаться из пепла — то ли по законам физики, то ли эзотерики. Но факт остается фактом: театр пережил на своем веку два разрушительных пожара и, как минимум, четыре реконструкции.

Как выяснилось, он не только «в воде не тонет и в огне не горит», но и над этим самым огнем насмехается. Неплохо, правда?

История строительства и реконструкции

История Ла Фенича началась с архитектурного конкурса, объявленного 1 ноября 1789 г. Были выдвинуты следующие требования:

«Театр… который будет приятным для глаз и ушей аудитории», с высокой архитектурной ценностью, чтобы занять достойное место в «достойным столице, где Палладио, Сансовино, Сэммичели, Скамоцци и другие художники Великого века оставили благородные памятники».

Джованни Антонио Сельва выиграл тендер конкурс, и здание открылось 16 мая 1792 г. Все шло хорошо в течение 44 лет, но внезапно, 13 декабря 1836 г., вспыхнул пожар, бушевавший в течение трех дней, и полностью уничтожил творение Сельвы. Властям пришлось напрячься, чтобы как можно быстрее восстановить оперный театр, и уже 26 декабря 1837 г. Ла Фениче вновь был открыт для посетителей. Архитекторы-реставраторы Томмазо и Джамбаттиста Медуна были верны первоначальным замыслам Сельвы, хотя позже годы внесли свои изменения.

В течение XIX и XX вв. театр Ла Фениче был вновь реконструирован с учетом изменения вкусов и модных течений, а также перестроен и отремонтирован после преднамеренного повреждения. В 1849 г. здание пришлось реставрировать после его повреждения политическими повстанцами. Приходилось Ла Фениче становиться и жертвой различных «модернизационных» действий в 1854, 1878 и 1937 гг.

Последняя модернизации принадлежала Альдо Росси, который сумел сохранить очарование XIX века и внес нотки современности, удачно вписав театр в окружающий ансамбль. Дело в том, что XX век ознаменовался массовой реконструкцией венецианских фасадов, а потому согласовать один элемент с другим было очень важно. Росси посвятил жизнь реконструкции оперного театра. И погиб спустя полтора года после вспыхнувшего второго разрушительного пожара в Ла Фениче 1996 г.

Причиной катастрофы эксперты назвали большое количество деревянных балок, использованных в конструкции здания (они в т. ч. поддерживают каркас крыши). Частичными «виновниками» признаны украшение потолка, поверхностей стен, древесину, штукатурку и так называемые carta pesta (фантазийные папье-маше на стенах).

Второе открытие театра Ла Фениче в 2004

Спустя девять лет после пожара театр Ла Фениче был открыт в ноябре 2004 оперой Верди «Травиата», прмьера которой состоялась здесь в далеком 1853 г. Эксперты вновь вынесли вердикт: уникальная акустика, которой так гордился оперный театр в Венеции, не только не утеряна, но и обрела новое лучшее звучание. Архитектурный стиль, заданный Альдо Росси в XX веке, был сохранен.

Говорят, итальянцы остались довольны результатом. Для них это здание значит многое: простое слово «The Phoenix» («Феникс», «La Fenice»), которое на всех языках звучит одинаково и имеет однозначный смысл, стало чуть ли не символом страны.

Что нужно знать перед посещением Ла Фениче

1. Программки и субтитры

Программки можно приобрести в аудитории или в фойе театра. Стоимость — €10 за каждую оперу сезона, балеты и новогодний концерт предлагаются по цене €5, симфонические сезоны — €15. Брошюры текущего и прошлого сезонов можно приобрести в книжном магазине на официальном сайте. В зале установлены специальные экраны, где дублируются итальянские и английские субтитры. Для опер на французском, испанском и немецком языках, итальянская версия также доступна. О русском языке там даже речи не идет. К тому же есть еще одно неудобство — экраны в пределах видимости далеко не всех мест в зале.

2. Два входа в театр Ла Фениче

В оперный театр существует два обособленных входа:

  • сценический — предназначен для театрального персонала и артистов, у него дежурит швейцар; посторонним не стоит пытаться пройти через него;
  • центральный вход — предназначен для гостей, имеющих билеты на представление, а также для индивидуальных туристов и экскурсионных групп; любой желающий может попасть к кассам, в сувенирный магазин и к доске объявлений, где представлена вся организационная информация.

3. Уровень воды в Венеции

История оперного театра Ла Фениче, пожалуй, была бы слишком пресной, если бы на него не свалилась еще одна напасть. Дело в том, что построен он в одной из самых низких точек Венеции. Это значит, что уровень воды часто бывает запредельным, а если превышает 140 см (это не шутка, а реальность), представление рискует быть отмененным. Организаторы рекомендуют гостям и туристам отслеживать уровень воды в городе на официальном сайте Municipality of Venice Centro Maree.

В случае «прилива» рекомендуется захватить с собой резиновые сапожки. К слову, в районе Ла Фениче вода нередко достигает отметки в 100 см.

4. Как поступают с опоздавшими

Опоздания в Ла Фениче не приветствуются. Гражданам с билетами в партер будет предложено подождать в фойе или во втором ярусе до первого антракта. Так что следите за временем и не опаздывайте, в Венеции этого не любят!

5. Мобильные телефоны, аудио- и видеотехника

В зале не допускается использование мобильных телефонов и видеокамер.

6. Дресскод в театре Ла Фениче

На открытии Оперных и Концертных сезонов настоятельно рекомендуется black tie (смокинг и вечернее платье для дам). Для других премьер женщинам стоит предпочесть черное платье, мужчинам — костюм. Во всех остальных случаях будет уместен даже сдержанный кэжуал стиль, в т. ч. джинсы и рубашки свободного кроя. Организаторы просят воздерживаться от пляжной одежды: шорты, майки, купальники, сланцы, не в меру открытые сарафаны и прочее не подходят для посещения оперного театра.

Источник: fountravel.ru

Оперный театр «Ла Фениче»

Специально для него три оперы написал Джоаккино Россини, свои премьеры в нем показывали Винченцо Беллини и Доменико Чимароза; здесь неоднократно выступал со своими произведениями Рихард Вагнер.

С театром Ла Фениче связан большой период творчества Джузеппе Верди. В этом театре готовилась постановка его оперы «Ломбардцы». Действие в опере происходило во времена крестовых походов, и слово «освобождение» звучало в ней от начала до конца. В Милане духовенство и полиция сделали все возможное, чтобы помешать премьере оперы, но 11 февраля 1843 года она была там поставлена и восторженно встречена публикой. А вот в венецианском театре Ла Фениче «Ломбардцы» с треском провалились. В письме к графине Аппиани композитор писал: «Это был классический провал. Не понравилось ничего, кроме кабалетты. Что ж, бывает и такое, и я рассказываю об этом ни с удовольствием, ни с болью».

Конечно же, провалом «Ломбардцев» Верди был очень огорчен, к тому же композитора беспокоило будущее его новой оперы — «Эрнани», которую он считал своим лучшим детищем. К либретто оперы со стороны цензуры было много придирок. Самому Дж. Верди опера нравится, как никогда прежде не нравилась собственная работа, и музыка «Эрнани» — это портрет души композитора, отражение тайных черт его характера.

Целые дни Верди проводил в Ла-Фениче, выходил оттуда с воспаленными глазами, больной головой и охрипшим от крика голосом. 9 марта 1844 года зал театра был переполнен до отказа. И хотя на премьере оперы триумфа не было, но с каждым спектаклем ее успех возрастал. Люди часами стояли у театральной кассы, чтобы купить билет. А когда сезон в Ла Фениче заканчивался, «Эрнани» не замедлили поставить в другом венецианском театре — Сан-Бенедетго, после чего опера начала свой победный путь по всей Италии.

Для театраЛа Фениче Верди написал и оперу «Симон Бокканегро», но венецианцы отвергли ее: они не могли понять, почему у героя нет ни одной арии, ни одного романса, в которых он мог бы излить свою душу, показать силу своего голоса. Зрители не одобрили оперу, в которой традиционная любовная история отодвинута на второй план, а на первый вышла политическая борьба. Опере «Симон Бокканегро» потребовалось много времени, чтобы впоследствии утвердиться на сцене.

16 марта 1846 года в Ла-Фениче прошла премьера еще одной оперы Верди — «Аттила». За несколько месяцев до этого вспыхнули волнения в Римини. Хотя их быстро подавили, но идеи национальной независимости и национального единства продолжали пробивать себе дорогу. Опера «Аттила» вполне отвечала стремлениям итальянского народа к свободе. И хотя успех оперы поначалу был не таким громким, а в некоторых местах публика даже выражала недовольство, однако в целом прием был хорошим. Особенное одобрение у зрителей вызвал Пролог («Основание Венеции»),

Из русских композиторов с театром Ла Фениче связано имя Игоря Стравинского, который много раз посещал крупнейшие столицы и города мира. Он подолгу жил в Париже, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, но ни к одному из этих городов — даже к Парижу — особой привязанности не испытывал. Правда, Венеции он оказывал в старости некоторое предпочтение: здесь он дирижировал премьерами оперы «Похождения повесы» (1951), через пять лет — кантаты «Canticum sacrum», а еще через пять лет показал «Плач пророка Иеремии» — самое крупное свое произведение последних лет.

Оперный театр Ла Фениче

Знаменитый «город на воде» известен не только своими многочисленными каналами, но также и потрясающей архитектурой, впитавшей атмосферу нескольких исторических эпох. Какой бы ни был повод для вашего путешествия в Венецию, посещение оперного театра Ла Фениче и последующая прогулка по улице Сан-Марко подарят незабываемые впечатления на всю жизнь. Если вы ищете, где провести приятный романтический вечер, то лучшего способа, чем просмотр итальянской оперы или балета в театре Ла Фениче, придумать просто невозможно.

Лучшие мероприятия в Венеции

Главное – заранее позаботиться о билетах. Однако обо всем по порядку.

Венеция – это один из старейших исторических и культурных центров Италии. Она подарила миру множество величайших композиторов и музыкантов, среди которых:

  • Антонио Вивальди;
  • Клаудио Монтеверди;
  • Томазо Джованни Альбинони;
  • Андреа Габлиелли.

Именно благодаря этому Ла Фениче заслужил репутацию одного из самых престижных театров не только в самой Венеции, но и в Европе.

История театра Ла Фениче: восстающий из пепла

Венецианский театр Ла Фениче был построен в конце XVIII века. С тех пор на его сцене работали одни из лучших вокалистов, музыкантов, величайшие композиторы, считавшие за честь писать свои произведения специально для этой известной оперы, а некоторые и дебютировали на его сцене.

История венецианской оперы удивительна и преисполнена различных событий, определивших происхождение её названия. Ла Фениче в переводе с итальянского языка означает «феникс» – олицетворение бессмертия и постоянного обновления. Многим известно, что феникс – мифологическая птица, сжигающая себя для того, чтобы возродиться вновь. Такова и судьба первого в Венеции оперного театра. За более чем двести лет своего существования зданию довелось пережить несколько серьезных пожаров, и каждый раз он в буквальном смысле восставал из пепла.

К концу восемнадцатого века в Венеции насчитывалось два драматических и пять музыкальных театров. Одним из самых роскошных считался театр Сан-Бенедетто, который сгорел дотла в 1774 году. Ему на смену решили возвести новое здание, не уступающее предшественнику ни в роскоши убранства, ни в акустических характеристиках.

Торжественное открытие нового оперного театра «La Fenice» состоялось в мае 1792 года и ознаменовалось премьерой оперы «Агригентские игры» Джованни Паизиело. Однако зданию пришлось пережить еще два серьезных пожара: первый произошел в 1837 году, а второй, который нанес наибольший ущерб, – в 1996 году.

Деньги на восстановление театра Ла Фениче поступали со всего мира. Многие меценаты, спонсоры, власти Италии, а также просто неравнодушные граждане перечисляли различные суммы, и новое возрождение оперы началось в 1997 году. Строительство велось на протяжении долгих семи лет, а уникальную роспись интерьеров, потолков и балконов пришлось восстанавливать по сохранившимся чертежам и эскизам. Благодаря стараниям огромного количества людей, оперный театр Ла Фениче вновь восстал из пепла в 2003 году, распахнув свои двери для многочисленной публики.

Современный период

XIX век ознаменовался сотрудничеством с такими гениальными композиторами, как Джоаккино Россини, Винченцо Беллини и Джузеппе Верди. Специально для театра Ла Фениче были написаны три знаменитые оперы Россини «Сизизмондо», «Танкред» и «Семирамида», а Беллини создал «Капулетти и Монтекки». Однако наиболее известными операми, которым впервые рукоплескали венецианцы, стали гениальные произведения Верди, а именно: «Риголетто», «Травиата», «Атилла», а также «Симон Бокканегра».

В ХХ веке, наряду с классическими постановками, на сцену первого венецианского оперного тетра выходят произведения современных композиторов: Джорджио Федерико Гедини, Пьетро Маскааньи, Марио Кастельнуво-Тедеско, а также Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

В наши дни, благодаря появлению радио, телевидения и интернета, зрительская аудитория оперы Ла Фениче значительно расширилась. Ежегодно в новогоднюю ночь поклонники классической музыки из Франции, Швейцарии, Германии, Австрии или даже Японии имеют возможность смотреть прямую трансляцию с праздничного концерта, подготовленного в Ла Фениче. В программе звучат как известные классические произведения из полюбившихся опер, так и более современные постановки.

Информация для туристов

Безусловно, театр Ла Фениче стоит того, чтобы включить его в программу вашего венецианского путешествия, независимо от того, едете ли вы самостоятельно или являетесь участником экскурсионного тура. Подсчитано, что ежегодный поток туристов, посещающих оперу, достигает 350 тысяч человек.

Экскурсионный тур предоставляет прекрасную возможность совершить прогулку по зрительному залу, ознакомиться с уникальной росписью стен и потолков, а также посетить закулисные помещения. Кроме того, в здании находится постоянно действующая экспозиция, посвященная известной греческой оперной певице Марии Калласс, которую восторженная публика еще при жизни наградила титулом La Divina, что означает «божественная».

ЛА ФЕНИЧЕ

"Ла Фениче" (Фениче — Феникс) — итальянский оперный театр в Венеции. Наряду с миланским "Ла Скала" и неаполитанским "Сан-Карло" — это один из крупнейших оперных театров Италии. Он построен по проекту архитектора Дж. Сельва. Открыт 16 мая 1792 года оперой "Агриджентские игры" Дж. Паизиелло. Характерной особенностью этого театра (как и других итальянских театров, созидаемых в XVIII веке) является принцип учета удобства мест для зрителей. Внешне он не был ни пышным, ни эффектным, как это было принято в придворных театрах. Одним из архитектурных новшеств являлась изобретенная. архитектором Сегецци новая система расположения лож, при которой каждая ложа располагалась на двадцать сантиметров выше предыдущей, в то же время несколько выступая вперед. Система Сигецци была применена при постройке театров в Болонье, Вероне, Мантуе и ряде других итальянских городов. В конце XVIII — начале XIX века на сцене театра "Ла Фениче" шли оперы С. Майра, Д. Чимарозы, Россини, Дж. Мейербера, В. Беллини, Г. Доницетти.

В 1836 году прославленный театр стал жертвой пожара, случившегося незадолго до открытия традиционного Карнавала. Недаром, говорили современники, ему дали название "Феникс". И феникс, действительно, меньше чем через 6 месяцев возродился из пепла. В мае 1837 года он вновь открыл свой занавес перед публикой. Вот что писал русский путешественник и музыкальный обозреватель о своем посещении этого вновь открытого театра "Ла Фениче": "Зала, ярко освещенная, отделана с большим вкусом. По белому полю очень удачно рассыпаны золотые арабески. Легкая живопись не вредит общему впечатлению. Императорская ложа богато убрана… все ложи с зеркалами и диванами, очень удобны. Декорации прекрасны, они не могут идти в сравнение с петербургскими". Но в то же время русский любитель оперы говорит, что и "Ла Фени-че" не избежал общей участи театров Италии, в которых театральная зала является одновременно и гостиной.

Театр «Ла Фениче»

Публика весь вечер делает визиты из ложи в ложу, ведется оживленный разговор. На оперу же, за исключением самых первых представлений, обращают мало внимания. Публика внимательно, собственно, только к тем местам оперы, которые у нее "любимые". Их-то и оценивают по достоинству. В дни первых представлений, то есть премьерных спектаклей, цены на билеты в театр баснословно велики. В эти дни публика со вкусом и знанием дела прослушивает исполняемое произведение. Конечно, одни оперы пользовались большим успехом, другие — меньшим. В сезон, о котором говорит наш петербургский наблюдатель, давали оперу "Анну Болен" Доницетти. Опера была принята довольно холодно, но все же отдельные исполнители были хороши.

В первой половине XIX века в нем выступали знаменитые певцы — И. Кольбран, Дж. Гризи, Дж. Паста, М. Малибран, А. Тамбурини, Д. Донцелли. В репертуаре театра были и балетные спектакли. Их ставили балетмейстеры О. и С. Вигано, Ф. Клерико, К. Блазис, А. Кортези, Ф. Тальони. В середине XIX века на сцене театра "Ла Фениче" были впервые поставлены многие оперы С. Меркаданте, Д. Паччини и Дж. Верди. В эти годы здесь выступали знаменитые певцы: К. Унгер, Дж. Стреппони, Э. Френццолини, Варези, Кореи и др. В конце XIX — начале XX века в театре "Ла Фениче" были представлены публике оперы Р. Леонкавалло ("Богема", 1897), П. Масканьи ("Маски", 1901), М. Кастельнуово-Тедеско ("Мандрагора", 1926). На сцене театра пела прославленная и блистательная Мария Каллас, оставившая о театре свои воспоминания. Но в конце ушедшего XX столетия знаменитый театр постигло огромное несчастье. В ночь с 29 на 30 января в театре начался страшный пожар, в результате которого здание "Ла Фениче" было почти полностью уничтожено. Труппа театра в это время находилась на гастролях в Польше. По инициативе ЮНЕСКО был создан Международный фонд помощи для восстановления театра. Во всем мире пресса писала статьи на тему — возродится ли венецианский Феникс, восстанет ли вновь из пепла? Во всем мире коллеги-профессионалы и благотворительные фонды стремились оказать театру посильную помощь. Финансовую помощь театру оказал и наш Большой театр — средства, собранные от благотворительного спектакля "Травиата" Д. Верди, были переданы в фонд помощи театру "Ла Фениче".
     

Источник: travel70.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.