Биеннале в венеции


Архитектурная биеннале в Венеции

Архитектурная биеннале в Венеции

Венецианская архитектурная биеннале является самой авторитетной архитектурной выставкой в мире. Проводится с 1980 года, чередуясь с Биеннале современного искусства. До этого архитектурная выставка была частью Венецианской художественной биеннале, которая ведет свою историю с 1892 года.

На архитектурной биеннале определяются все актуальные тенденции в архитектуре на ближайшие два года.

Биеннале, как правило, длится три месяца – с сентября по ноябрь.

Выставка является местом для показа творчества мировых архитектурных звезд. Постоянными ее участниками стали Норман Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель, Даниэль Либескинд, Одиль Дек, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Том Мейн, Ханни Рашид, Тойо Ито, Пьер де Мерон, Жак Херцог, Эрик Мосс, Рем Колхас и др.

Кураторами биеннале обычно назначаются или известные архитекторы (Витторио Греготти – 1980, 1984; Альдо Росси – 1986, 1988, 1990; Ханс Холляйн – 1996; Массимилиано Фуксас – 2000), или не менее известные критики (Паоло Портогези – 1992, Дейан Суджик – 2002, Аарон Бецки – 2008), или ученые урбанисты (Ричард Бардетт – Лондонская школа экономики, 2006).


Выставка делится на две части. Одна, старейшая, – это национальные павильоны, которые в основном построены в первой половине ХХ века. Вторая, появившаяся в 1998 году, – международная “сборная” выставка в старом Арсенале.

Национальный павильон на Биеннале – это наиболее престижная представительская площадка государства и его культуры, экономики.

Среди национальных павильонов российский принадлежит к группе старейших, построенных до Первой мировой войны. Одновременно с ним были построены павильоны Германии, Франции, Англии, Австрии (теперь – Венгрии) и США. Они сформировали главную аллею биеннале в садах Джардини.

Россия запросила разрешение у Венецианских властей на получение территории под русский павильон в 1909 году. Проект российского павильона был создан архитектором Алексеем Щусевым в 1914 году. Проект выполнен Щусевым в “псевдорусском” стиле, характерном для русской архитектуры конца ХIX – начала XX веков. Павильон является собственностью России и признан памятником отечественного зодчества.

Главный приз архитектурной биеннале в Венеции – “Золотой лев”.


В 2000 году Россия была удостоена “Золотого льва” за “лучшую архитектурную фотографию” (автор – архитектор Илья Уткин, куратор экспозиции – Григорий Ревзин).

С 29 августа по 21 ноября 2010 года в Венеции проходила XII международная биеннале архитектуры, тема выставки – “Люди встречаются в архитектуре” (People meet in architecture). Куратором биеннале впервые в ее истории стала женщина – лауреат Притцкеровской премии 2010 года японский архитектор Кадзуо Седзима.

Свои экспозиции показали более 50 национальных павильонов, в том числе впервые на выставке были представлены Албания, Королевство Бахрейн, Иран, Малайзия, Марокко и Республика Руанда. Кроме национальных павильонов около 50 экспозиций представили архитектурные бюро, архитекторы, проектировщики, художники из разных стран.

Россия представила на биеннале проект “Фабрика Россия”.

Помимо выставки программа биеннале включала два основных проекта: “Архитектура по субботам” (Architecture Saturdays) и “Университеты встречаются в архитектуре” (Universities meet in architecture). В рамках первого по субботним дням проходили семинары и встречи, организованные директорами биеннале разных лет, известными архитекторами и критиками. Идея второго заключалась в том, что институтам и факультетам архитектуры, дизайна, коммуникаций и социологии со всего мира было предложено организовать трехдневное посещение выставки студентами в сопровождении преподавателей.


Обладателем “Золотого льва” за вклад в архитектуру стал архитектор Рем Колхас (Нидерланды), отмеченный “за обновление архитектурного языка”.

Дополнительная главная награда по инициативе куратора была посмертно присуждена Кадзуо Синохара – практику и педагогу, оказавшему существенное влияние на современную японскую архитектуру.

Обладателем “Золотого льва” за лучший проект основной выставки “Люди встречаются в архитектуре” стал японский архитектор Дзюнья Исигами, автор работы “Архитектура как воздух: исследование для Шато ля Кост” (Architecture as air: study for chateau la coste).

“Золотого льва” за лучший национальный павильон получило Королевство Бахрейн, при этом жюри отметило реалистичный подход организаторов к выбору темы экспозиции.

“Серебряного льва” (премия для молодых архитекторов) получили бельгийские архитекторы Керстен Герс и Давид Ван Северен и архитектурный фотограф Бас Принсен из Нидерландов, представившие проект “7 комнат. 21 перспектива” (7 rooms. 21 Perspective).

Помимо этого поощрительные премии получили архитектор из Китая Ван Шу, Studio Mumbai (Индия) и ландшафтный архитектор Пит Удольф (Нидерланды).

По подсчетам организаторов, XII архитектурная биеннале приняла примерно на 40 тысяч больше посетителей, чем выставка 2008 года, причем около половины от общего числа посетителей составили молодежь и студенты.


27 декабря 2011 года совет Венецианской биеннале назначил директором архитектурной секции Дэвида Чипперфильда и возложил на него ответственность за проведение XIII международной выставки. Согласно правилам, Дэвид Чипперфильд предложил главную тему выставки – “Общая земля” (Common Ground), под которую ее участники создают свои концептуальные проекты.

В конкурсе XIII архитектурной биеннале заявлена 41 страна-участница, впервые выступят Косово, Кувейт и Перу.

В основном проекте биеннале принимают участие 66 архитекторов.

“Золотого льва” архитектурной биеннале получит португальский архитектор Алваро Сиза. Решение о вручении награды было принято советом Венецианской биеннале под председательством Паоло Баратты по предложению куратора проекта Дэвида Чипперфильда. Награда вручается в почетной номинации “За жизненные достижения в архитектуре”.

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Источник: news_enc.academic.ru

В течение следующих десяти лет структура Венецианской биеннале менялась. На рубеже ХХ века начали строиться национальные павильоны различных государств. Первыми в садах Джардини появились павильоны Бельгии (1907), затем Венгрии, Германии и Великобритании (1909), Франции (1912) и России (1914).


Во время Первой мировой войны Венецианская биеннале не проводилась, следующая выставка открылась только в 1920 году.

Решающим для Венецианской биеннале стал 1930 год, когда управление перешло из рук муниципальных властей к федеральным структурам. С этого момента было принято решение о проведении в Венеции фестивалей музыки, кино и театра. В этом году состоялся первый Международный фестиваль современной музыки, проходивший первоначально каждые два года, а с 1937 года — ежегодно. Здесь можно было увидеть мировые премьеры произведений Стравинского, Бриттена и Прокофьева.

В 1932 году состоялся первый Венецианский кинофестиваль, с 1935 года он стал ежегодным. Среди довоенных фильмов, получивших первые награды, — “Анна Каренина” Клэренс Браун с Гретой Гарбо в главной роли, “Бальная записная книжка” Жюльена Дювивье и “Олимпия” Лени Рифеншталь.

Деятельность биеннале была прервана во время Второй мировой войны (1939-1945) в сентябре 1942 года. Кинофестиваль не проводился с 1943 по 1945 год и возобновил свою работу в 1946 году, музыкальный и театральный фестиваль восстановили свою деятельность в 1947 году, художественная выставка — в 1948 году.


В 1980 году в рамках Биеннале состоялась первая Международная выставка архитектуры, которая на сегодняшний день является самой авторитетной архитектурной выставкой в мире. Архитектурная биеннале, как правило, длится три месяца — с сентября по ноябрь.

В 1999 году на Венецианской Биеннале дебютировала Международная выставка танца.

В 2010 году в рамках Биеннале впервые прошел Детский карнавал, включивший в себя специальную программу образовательных мероприятий, посвященных семье и детям.

Венецианская биеннале современного искусства, как и Венецианский кинофестиваль, имеет свое жюри. Наградами биеннале являются “Золотой лев” и “Серебряный лев”.

В 1970-е годы начался процесс децентрализации биеннале — из садов Джардини она вышла в город и заняла исторические площадки — Соляные склады на набережной Дзаттере и Соляные доки на острове Джудекка, затем Арсенал, в 1980 году — Канатную фабрику, в 1999 году — Artiglierie, Isolotto, Tese и Gaggiandre.

Экспонирование русского искусства на биеннале началось с самой первой выставки в 1895 году, но первый русский отдельный павильон был открыт только в 1914 году. По приглашению великой герцогини Марии Павловны архитектор Алексей Щусев создал проект в неорусском стиле. Используя древние прототипы национального зодчества, Щусев построил “павильон-терем”, являющийся образцом своеобразия русской культуры. Павильон был воплощением образа современной России и представлял национальную идентичность страны на мировой сцене.


В 2014 году 55-ю Венецианскую арт-биеннале, которая проводилась с 1 июня по 24 ноября, посетили более 472 тысяч человек.

В биеннале входил основной проект, 88 национальных павильонов, 50 выставок параллельной программы и специально подготовленные экспозиции.

Архитектурное биеннале в 14-й раз проходило под лозунгом Fundamentals (“Основы”). Куратор биеннале голландский архитектор Рем Колхас предложил национальным павильонам высказаться на тему “Поглощающая современность: 1914-2014”.

Национальные павильоны описывали прошлое архитектуры, главная выставка биеннале — ее настоящее, а третья часть экспозиции была посвящена будущему. Российская экспозиция Fair Enough, подготовленная командой из института “Стрелка” во главе с Антоном Калгаевым, Брендоном Макгетриком и Дарьей Парамоновой, представила в павильоне коммерческое торговое шоу “Экспо” — 20 наиболее важных идей русской архитектурной мысли за последние 100 лет. Российский павильон был удостоен награды Special Mention (“Специальное упоминание”). Организаторы выставки отметили, что российский павильон был награжден за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры. Аналогичные награды получили также павильоны Канады и Франции.


Главную награду “Золотого льва” получил павильон Южной Кореи. “Серебряный лев” достался команде из Чили.

56-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 9 мая по 22 ноября 2015 года и будет посвящена критическому взгляду на современность. Тема биеннале — “Все судьбы мира”.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: ria.ru

Предвосхищая большой пост-репортаж с недавно закрывшейся 55-й Венецианской Биеннале современного искусства, я решила сначала рассказать о публике, особенностях, структуре и площадках этой выставки.

Уже за несколько дней  до официального открытия  Биеннале открывает свои двери для олигархов, голливудских звезд,  актеров, певцов, редакторов известных глянцевых журналов,  владельцев галерей со всего мира и других важных персон.  Все изучают мировые тенденции, проворачивают бизнес-сделки  и ищут вдохновения. А по вечерам ходят на пышные приёмы в шикарные палаццо и пьют просекко.
Кроме того, известные личности часто посещают биеннале с экскурсоводами по ночам, когда выставка закрыта для обычных посетителей.  Хотя и днем здесь нередко можно встретить селебретиз. Иногда  ради них просто на время закрывают доступ в национальные павильоны. Например, я долго не могла попасть в павильон Бельгии из-за какой-то важной персоны из правительства.


Central Pavilion_3 Foto G. Zucchiatti (1)
Так сложилось, что я традиционно посещаю Биеннале только в ноябре под закрытие выставки. Помимо зрелищной экспозиции здесь достаточно интересная публика. Это действо напоминает большой транзитный аэропорт из-за скопления людей разных национальностей. С поправкой на минимальный культурный уровень контингента.  Здесь практически нет кричаще дорого одетых личностей. Зато есть много именно стильных персонажей и молодежи с живыми глазами. Мне нравится угадывать принадлежность людей к определенной языковой группе, хотя здесь даже мне с моим острым инязовским лингвистическим слухом приходится нелегко, многие языки так и остаются  нераспознанными.  Думаю, в следующий раз нужно будет сделать отдельный репортаж непосредственно про публику Биеннале.

Giardini_foto G Zucchiatti (2)

Чтобы понять структуру Биеннале, необходимо совсем немного окунуться в его историю.


ея выставки принадлежит мэру Венеции Риккардо Сельватино, который решает возродить столь нелюбимые  и непопулярные среди  венецианцев «Сады» («Джардини»). Не любили их за то, что,  во-первых, они были созданы по указу Наполеона (столь злостно разграбившего Венецию и увезшего из города много произведений искусств), а во-вторых, они не имели ничего общего с классической Венецией (здесь  разгуливали на лошадях, и была конюшня). Поэтому принимается решение  построить на  месте конюшни большой выставочный павильон и организовать крупную международную выставку, которая бы стала важным событием в мире искусства и проходила бы раз в два года. Выставка открывает свои двери для посетителей в 1895 году  и получает  название  «Биеннале» от итальянского слова «biennale», означающего «проходящий раз в два года».
Padiglione Centrale
Вот так выглядит сегодня центральный павильон в Джардини. Именно с этого павильона, построенного в садах на месте конюшни, началась история Биеннале.

Padiglione Belgio_1
Постепенно выставка начинает расширяться,  и странам-участницам разрешают строить в садах свои собственные павильоны. Первый национальный павильон построили бельгийцы в 1907 году.

0_a6dc4_bc125e8b_XL
Российский павильон был построен  архитектором Алексеем Щусевым  и торжественно открыт великой княгиней Марией Павловной в 1914 году. Я предвзято считаю, что это самый красивый национальный павильон.  В следующем году российский павильон  будет отмечать столетие. К этому юбилею выпустили огромную книгу «Русские художники на Венецианской Биеннале  с 1895 по 2013 год».  У меня она уже естьJ. Очень большой и хорошо изложенный труд на почти восьмистах страницах.

SverreFehn007
Напротив российского павильона расположен объединенный павильон стран Скандинавии. У него необычная конструкция в соответствии с  экологическим концептом, которым они всегда были очень озабочены. Чтобы не нарушить экосистему, деревья прорастают сквозь бетонное покрытие и включены в экспозиционное пространство. А деревья на всей прилегающей к павильону территории тщательно оберегаются.  В 2011 году  администрация Биеннале неоднократно призывала скандинавов срубить одно опасное дерево, но они отказывались, в итоге  это дерево обрушилось на павильон… Дело в том, что в национальных павильонах правит и всё решает не Венеция или Биеннале, а определенное государство. Эти отдельно стоящие национальные павильоны являются чем-то вроде посольств на территории Венеции.
Например, в 2003 году Испанский Павильон решил  отличиться и допускать к просмотру экспозиции  исключительно испанцев по предъявлению паспорта… А в этом году павильоны Франции и Германии решили поменяться в честь 50-летия Елисейского договора о сотрудничестве между Францией и Германией. Поэтому Германия выставлялась в павильоне Франции,  а в немецком павильоне царили французы.

00_n
В течение XX века на территории Джардини свои национальные павильоны построили 28 стран. Но Биеннале продолжало расширяться, место всем не хватало. Поэтому организаторы решили оборудовать вторую крупную  площадку на территории бывшего Арсенала, который изначально предназначался для постройки и оснащения кораблей. Кстати, благодаря Биеннале посетители имеют  возможность попасть в Арсенал, чтобы представить, как в этих помещениях кипела работа, и собирались корабли за несколько часов.  Арсенал до сих пор является закрытой зоной (помимо выставочной деятельности), но однажды мне удалось туда попасть на лодке с экскурсией  благодаря пропуску одного знакомого венецианского полицейского.  Это было моё первое знакомство с Арсеналом, очень необычное и почти мистическое.  Советую туда сходить, чтобы посмотреть на кирпичные верфи и уникальный ржавый подъемный кран.

relax-biennale-arsenale
Арсенал находится всего в восьми минутах ходьбы от первой исторической площадки Джардини. Но в отличие от Джардини здесь более структурированное и организованное пространство. Ты постепенно перемещаешься из зала в зал, осматривая основную экспозицию и временные национальные площадки.

Padiglione Italia 2
Но в Арсенале   в том числе расположены и  два постоянных национальных павильона – Италии и Китая.

slide_300568_2519094_free
В этом году к ним присоединилось государство-дебютант Ватикан, что стало  громким историческим событием. Ведь отношения с современным искусством у Ватикана очень непростые.  Папское государство задумалось  об этом арт-шаге уже несколько лет назад, но впервые всё-таки решилось  участвовать в Биеннале с целью наладить диалог между религией и искусством.  В Арсенале «Святому Престолу» (именно под  названием «Santa Sede»  нужно искать Ватикан на карте Арсенала)  выделили необычайно престижную площадку – очень выгодно расположенный и только что отреставрированный Оружейный Зал. Это вызвало целый шквал негодования.
Количество стран-участниц растёт с каждым годом. На 55-й Биеннале 2013 был поставлен новый рекорд – 88 национальных площадок. Страны, у которых нет собственных павильонов в Джардини и постоянных или временных площадок в Арсенале, размещаются в различных дворцах, церквях и даже простых домах по всей Венеции. Это уникальная возможность посетить старинные палаццо, венецианские дома и дворы, в которые невозможно попасть просто так. При этом вход на временные национальные площадки, разбросанные по всей Венеции, бесплатный.

Joana Vasconcelos_1
В этом году Португалии  всё никак не могли выделить национальную площадку. Португальцы оригинально вышли из этой ситуации. Они приплыли в Венецию на настоящем старом пароме, некогда служившим городским транспортом в Лиссабоне. Украсили его керамическими платами с видами Лиссабона, пришвартовали на набережной у  входа в Джардини и организовали там передвижную выставку.

Joana Vasconcelos_6
Несколько раз в день плавучий павильон отшвартовывался и брал курс  до площади святого Марка и обратно.

Klat_Biennale_Venezia_Gran_Bretagna_6
А два года назад на набережной у входа Джардини на рейде стояла огромная фешенебельная яхта Абрамовича, загораживая посетителям Биеннале чудесный вид на лагуну. К тому же охрана олигарха не пускала людей прогуляться по набережной, слишком навязчиво давая понять «кто тут самый главный». Поэтому в этом году британский художник Уильям Моррис «восстановил справедливость». Он создал фреску на всю громадную стену британского павильона, на которой изобразил себя в виде гиганта, выбрасывающего яхту Абрамовича. Вообще, яхты на рейде у площадок Биеннале стоят регулярно, просто они намного меньше яхты Абрамовича.

Paolo Baratta e Massimiliano Gioni - la Biennale di Venezia 1
Возвращаясь к структуре Биеннале важно отметить, что помимо национальных площадок в рамках Биеннале проходит масштабная коллективная выставка, так называемый «основной проект Биеннале». По традиции основной проект размещается в Арсенале и центральном Павильоне Джардини. Каждый раз назначается новый куратор, который задает тему, выстраивает концепцию и отбирает участников со всего света. В этом году куратором основного проекта был выбран итальянец Массимилиано Джони – самый молодой в истории Биеннале куратор, который только недавно отпраздновал свое сорокалетие. Обычно кураторы Биеннале не младше 60 лет. На этой фотографии Массимилиано – справа, а слева – возлагающий на него весь груз ответственности президент Биеннале Паоло Баратта. Мне довелось случайно встретить Массимилиано в Джардини в небольшом стеклянном павильоне, в котором  собраны для консультации все каталоги выставки. Я бы, может, и не обратила внимание, если бы девушки экскурсоводы не начали шушукаться и хихикать как подростки, обсуждая, стоит ли подойти взять автограф. Я не стала спрашивать Массимилиано о возможности сфотографировать его, он кого-то сопровождал и был занят кратким обзором. Его фотографий итак много в интернете.
Biennale Venezia - Massimiliano Gioni
Массимилиано Джони сделал головокружительную  карьеру, о нем принято говорить как о самом молодом, неординарном  и успешном кураторе современности. Все критики высоко оценили его работу на последней 55-й Венецианской Биеннале.

ca%27 giustinian_external view_1
Помимо национальных площадок и основного проекта в рамках Биеннале также проходит параллельная программа, рассредоточенная по всей Венеции. На некоторые мероприятия параллельной программы можно попасть бесплатно, за другие придется заплатить.

Вообще, Биеннале это настолько масштабное действо, что просто не может остаться незамеченным. Плакаты с афишей Биеннале вас встречают уже в аэропорту. По всему городу расставлены красные тумбы, показывающие на карте места проведения выставок (национальные павильоны указаны синими точками),  и разложены буклеты с программой. Невозможно пройти мимо многочисленных  временных инсталляций, арт-объектов и скульптур под открытым небом. Многие дворцы и дома зазывают характерными  красными вывесками Биеннале.
Из-за масштабов Биеннале этот смотр становится практически утопически необозримым.  Чтобы составить минимальное представление, необходимо потратить  хотя бы один день на Джардини, один день на Арсенал, один день на параллельную программу и временные национальные площадки.  А по большому счету нужно недели две. Если у вас в распоряжении только один день, придется выбрать  что-то одно.
Tino Sehgal - Foto Italo Rondinella
Некоторая информация технического характера:
На венецианской Биеннале победителей объявляют сразу в первый день открытия выставки. Золотого льва присуждают   «лучшему национальному  павильону»,  «лучшему художник у основного проекта» и  «за заслуги и достижения в области искусства». Серебряного льва вручают  «лучшему молодому художнику»  (до 40 лет). Кроме того, некоторые национальные павильоны и отдельные художники удостаиваются «почетного упоминания».

Биеннале современного искусство открывается в июне и закрывается  почти в конце ноября, то есть длится фактически полгода. Последнюю 55-ю Биеннале посетили 475 000 человек.

Часы работы основных площадок с 10 до 18.00.
В этом году билет на посещение одной площадки (Джардини или Арсенала) стоил 25 евро.

Подытоживая, хочу сказать, что на сегодняшний день венецианское Биеннале является самой древней, масштабной, авторитетной и престижной выставкой современного искусства. Иногда её называют чемпионатом мира по современному искусству. Именно она стала прародительницей всех остальных Биеннале по всему миру.
В 1930 годах в состав Биеннале вошли международные фестивали театра и музыки.
С 1975 года по четным годам решили проводить Биеннале современной архитектуры. Соответственно, Биеннале современного искусства (по нечетным годам) и современной архитектуры (по четным годам)  чередуются.
Кроме того, именно в рамках венецианского Биеннале по указу Муссолини в 1932 году родился международный венецианский кинофестиваль.

P.S. фотографии для этого поста были взяты с официально сайта Биеннале и из google.

Источник: nastya-casato.livejournal.com

Арсенале и Джардини: что изменится

Основной проект биеннале объединен темой May You Live In Interesting Times и впервые собирает лишь ныне живущих художников. Так решил главный куратор Ральф Рагофф — в эру всеобщей усталости от ярмарок и выставок, посвященных одним и тем же вопросам, он стремится переработать саму структуру биеннале. Впервые в истории основной проект на двух площадках — Арсенале и Джардини — не цельный мир, а две параллельно существующие: с одним и тем же набором художников, участвующих «дважды». В списке — 79 имен: от Slavs and Tatars и Сиприена Гайяра до Шильпы Гупты, Лю Вэя и многих других. Рагоффу удалось выдержать гендерный баланс, равным образом представив в основном проекте и мужчин, и женщин. В сравнении с прошлыми годами — смотрами All the World’s Futures (2015, куратор — ныне покойный Окуи Энвезор) и Vive Arte Viva (2017, Кристин Марсель) — у Рагоффа получился проект на 30–40 процентов более скромных размеров.

Международное жюри: состав

Директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь возглавила жюри 58-й Венецианской биеннале. В него также вошли Дефне Айас (Турция / Нидерланды), куратор фонда V-A-C в Москве, итальянка Кристиана Коллу, генеральный директор Национальной галереи современного искусства в Риме, президент фонда биеннале в Кванджу Ким Сунджунг (Южная Корея) и американец Хамза Уокер, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Laxart в Лос-Анджелесе. «Золотых» и «Серебряных львов» жюри вручит 11 мая — на церемонии награждения в ходе официального открытия биеннале.

За вклад в искусство в этом году чествуют 78-летнего художника, публициста и поэта Джимми Дарема — он объявлен лауреатом «Золотого льва» в этом году. Дарем пять раз участвовал в Венецианской биеннале (1999, 2001, 2003, 2005, 2013), дважды выставлялся на «Документе» в Касселе (1992 и 2012) и 60 лет делал искусство, описанное Ральфом Рагоффом как «одновременно критическое, с чувством юмора и глубоко гуманистское».

Первая перформативная программа

Еще одно нововведение — лайв-программа с 14 произведениями искусства, параллельная основному проекту May You Live in Interesting Times. Увидеть все «живое» можно на открытии и закрытии — в майские дни превью и под конец ноября. Музыка, перформансы и визуальное искусство выбраны Венецианской биеннале совместно с лондонским некоммерческим фондом Delfina, к такому выставочному формату организаторы приближаются, глядя на успех проекта Анне Имхоф в 2017-м, показавшей перформанс «Фауст» на 57-й биеннале. В 2019-м такого искусства в разы больше — основной лайв-площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale, хотя в садах и пространствах по всему городу тоже будет что посмотреть. Среди художников-участников — Алекс Бачински-Дженкинс, Пол Махеке и Мелика Нгомби Колонго, Флоренс Пик и Ив Стейнтон, Виктория Син и другие.

7 мая мадридский Музей Тиссена-Борнемисы устраивает в Венеции перформанс Джоан Йонас — к выставке Moving Off the Land II (24 марта — 29 сентября), первой для нового арт-пространства в церкви Сан-Лоренцо, — Ocean Space. Проект 82-летней американской художницы, пионера видео и перформанса, посвящен океану, биоразнообразию и экологии.

Российский павильон — Эрмитажу

Проект впервые подготовлен не отдельным человеком, а институцией — Государственным Эрмитажем, хотя комиссаром российского павильона остается ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский. Передать дух Эрмитажа, его грани (музей как храм, музей как аттракцион), создать закрытое пространство, где заботятся о современном искусстве, и показать влияние музея как хранителя мировой культуры — такое облако намерений есть у команды Эрмитажа с Михаилом Пиотровским во главе. Эксперименты продолжаются и в выборе авторов — Россию в этом году представляют кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай. Первый работает над инсталляцией, посвященной «Возвращению блудного сына» Рембрандта, одному из эрмитажных шедевров, вместе со студентами-скульпторами из Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина. Второй готовит проект «Фламандская школа» — инсталляцию из фанеры, транслирующую несколько произведений из музейной коллекции. Партнером павильона России вновь стал ЦУМ Art Foundation.

Что такое Giudecca Art District и зачем туда ехать

Во время 58-й Венецианской биеннале запускается арт-квартал с новыми галереями, выставочными пространствами и тремя национальными павильонами. Все это обоснуется на острове Джудекка, где в 1976 году Марина Абрамович устраивала первый перформанс, а в 2013-м Ай Вэйвэй показывал выставку Disposition, там же расположены дома Элтона Джона и Миуччи Прады. Теперь среди резидентов Giudecca Art District (GAD) — галереи Studio la Città, Chiesa delle Zitelle, Starak Foundation, Spazio Bullo, Spazio Raunich и Spazio Silos, павильоны Эстонии, Исландии и Нигерии плюс арт-центр Giudecca Art District Gallery & Garden. Идеологи проекта — два местных арт-директора, Пьер Паоло Скельзи и Валентина Джойя Леви. Они привезли на остров свежую кровь в лице галеристов и художников — с 2020 года GAD будут принимать заявки в свои арт-резиденции — рестораторов, которые откроют арт-проекты к началу биеннале, и других неравнодушных к искусству людей. В программе первого для Giudecca Art District лета — перформансы October Collective и арт-марафон на тему «Позаботься о своем саде». Отсылаясь к «Кандиду» Вольтера, Скельзи и Леви собирают тех, кто размышляет о прекарности нашего существования — в кураторских проектах и перформансах, видеопроекциях и паблик-арте.

Приехав на остров, зайдите и в художественную галерею Casa Tre Oci, где до 18 августа показывают снимки Летиции Баттальи, пионера итальянской фотографии.

Крымов, Нахова и Тинторетто на одной выставке

11 мая — 11 сентября
Церковь Сан-Фантин, 30124 Венеция

В мае ГМИИ имени А. С. Пушкина и Stella Art Foundation откроют проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», посвященный 500-летию со дня рождения венецианского живописца эпохи позднего Ренессанса. Когда-то в церкви Сан-Фантин хранилась работа самого Тинторетто, а теперь, после десяти лет реставрации, она впервые откроется с выставкой его последователя Эмилио Ведовы и современных художников. Среди них — Дмитрий Крымов, Ирина Нахова и американец Гэри Хилл. Кураторы выставки Марина Лошак и Ольга Шишко собрали искусство, перекликающееся с тинтореттовским и в мотивах, и в новаторстве. «Это не традиционная выставка, а современная месса, — подчеркивают организаторы. — Каждый акт — новое произведение, заполняющее все пространство церкви».

«Время, вперед!»

8 мая — 20 октября
V-A-C Zattere, Дорсодуро 140

В Дзаттере, венецианском пространстве фонда V-A-C, в даты биеннале выставят 14 работ о значении и функции времени в XXI веке. Об этом c подачи кураторов Омара Холефа и Марии Крамар размышляют российские и зарубежные художники, среди которых — Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки», Адам Линдер, Кирилл Савченков и многие другие. Кадры прогулок в Google Earth и керамическая плитка, достижения генной инженерии и египетский саркофаг, муранское стекло и алгоритмы распознавания лиц — здесь. 13 работ созданы специально к выставке.

В проекте «Время, вперед!» иронически переосмыслен известный лозунг XX века. Нащупать границы между фактами и фейками, настоящим и будущим, разобраться в эпохе постоянного ускорения, гибридных войн и тревожности предложено и в ходе публичной программы: V-A-C поможет зрителям и самим исследовать время. Детали объявят ближе к открытию, известно, что в планах фонда устраивать телесные практики, speed-dating и death-cafe, мастерские для детей и взрослых, пешеходные исследования в окрестностях Дзаттере и не только. Выставка будет открыта ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 17:00 (по пятницам — до 21:00). Вход свободный.

Источник: www.vogue.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.