Народная площадь в риме


 

Площадь Испании

Народная площадь в риме

Площадь Испании / Shutterstock.com

Несомненно, главная особенность площади — элегантность: охровые палаццо по периметру, фонтан Бернини и лестница, на вершине которой сияет белизной фасад церкви Тринита-деи-Монти, создают изысканную, словно в XVIII в., атмосферу.

Не случайно модные дома уровня Gucci, Bulgari и Valentino выбрали для своих флагманских магазинов именно эту площадь. Здесь же останавливались английские поэты Джон Китс и Перси Шелли. Площадь Испании у подножия холма Пинчо всегда была центром культурной и туристической жизни Рима, и сегодня эта площадь — бесценное культурное достояние всего человечества.

 

Пьяцца-дель-Пополо

Пьяцца-дель-Пополо


Пьяцца-дель-Пополо / Shutterstock.com

Три улицы, три главные артерии центра Рима — виа-дель-Бабуино, виа-Рипетта и виа-дель-Корсо — встречаются здесь, на пьяцца-дель-Пополо. Эта площадь обязана своим появлением меценатству римских пап в эпоху Возрождения. Здесь в старину устраивали игрища и ярмарки, здесь проводили спектакли для народа и публичные казни. Это, вне всякого сомнения, одна из самых известных площадей на свете. «Felici faustoque ingressui MDCLV» («За радостный и благополучный въезд») — гласит надпись, высеченная Бернини на воротах Порта-дель-Пополо (раньше они назывались Порта-Фламиния) по случаю прибытия в город шведской королевы Кристины и встречающая сегодня миллионы путешественников, каждый год приходящих сюда полюбоваться великолепием истории и культуры этой площади.

Две церкви-близняшки, Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи, Фламиниев обелиск (самый древний и второй по высоте среди всех своих римских собратьев) и два фонтана Валадье создают чарующую атмосферу этой площади.

Но это ещё не всё: с другой стороны площади, на месте, где, согласно легенде, был похоронен римский император Нерон, стоит церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Дух проклятого императора, память о персонажах истории Рима — поэте Трилусса, художнике Гуттузо и многогранном интеллектуале Пазолини, завсегдатаев здешних кафе — всё это слилось в единую атмосферу римской культуры, одним из символов которых является эта площадь.

 

Пьяцца-Венеция


3

Пьяцца-Венеция / Shutterstock.com

Именно на этой площади юный актёр Альберто Сорди сыграл роль бдительного и придирчивого постового Отелло Коллетти в фильме Луиджи Дзампы «Уличный регулировщик».

С балкона в здании палаццо, в западной части площади, выступал перед публикой Бенито Муссолини. А перед беломраморной громадой Витториано, на возвышении, находится могила неизвестного солдата, сооружённая в память обо всех воинах Италии, потерявших жизнь на полях сражений Первой мировой войны, чья личность так и не была установлена.

Нынешний облик площади Венеции сложился после сноса и реконструкции участка на склоне Капитолия в начале XX в., результатом которого и стало строительство комплекса Витториано — колоссального монумента в честь Виктора-Эммануила II (которое римляне в шутку прозвали «пишущей машинкой»).

Палаццо-Венеция, занимающий западную сторону площади, раньше был резиденцией понтифика. Папа Юлия II наблюдал отсюда за скачками берберских скакунов, которые проходили на улице виа-дель-Корсо вплоть до 1883 г. Кроме этого здания, их первоначальной застройки площади до нас дошёл палаццо-Бонапарте, где с 1818 г. до своей смерти жила мать Наполеона, Летиция Рамолино.

 

Пьяцца-Навона


Пьяцца-Навона

Пьяцца-Навона / Shutterstock.com

Это, вне всяких сомнений, самая элегантная и радостная из римских площадей, возникшая на руинах стадиона Домициана. Здесь по сей день встречаются как местные, так и туристы, подолгу сидящие в кафе под открытым небом.

В рождественский период площадь освещается тысячами огней и заполняется лавками со сладостями, изготовленными вручную мелочами и статуэтками для вертепа. Традиционный рынок проводится на площади до праздника Богоявления, который отмечается в ночь с 5 на 6 января.

Главные достопримечательности площади — «Фонтан Четырёх Рек» и церковь Сант’Аньезе-ин-Агоне.

 

Кампо-де-Фьори

Campo de' Fiori

Кампо-де-Фьори / Shutterstock.com

Днём на Кампо-де-Фьори бушует традиционный яркий рынок, а начиная с вечера площадь превращается в бурлящий центр ночной жизни. Люди, которые с утра ходили по торговым рядам, по ночам сидят в ресторанах и веселятся в барах.

Многие века именно здесь проходили главные публичные казни. В историю вошла прежде всего казнь Джордано Бруно, сожжённого здесь в 1600 г., и не случайно именно его статуя установлена в центре площади.


Неподалёку от Кампо-де-Фьори стоит заглянуть в многочисленные лавочки, разбросанные по улицам, которые названы в честь ремесленников, работавших когда-то на каждой из них: виа-деи-Бауллари (здесь делали чемоданы-баулы), виа-деи-Каппеллари (шляпы) или виа-деи-Джуббонари (куртки).

 

Пьяцца-ди-Пьетра

Пьяцца-ди-Пьетра

Пьяцца-ди-Пьетра / Shutterstock.com

Это настоящий салон под открытым небом, одну из сторон которого закрывает колоннада Храма Адриана. Императору его посвятили после его смерти в 145 г. н.э.

Из 13 колонн северной стороны здания устояли 11. Вход был обращён к нынешней виа-дель-Корсо. Сохранившиеся постройки стали частью зданий папской администрации, где ныне заседает Торговая палата. В доме 36 на площади можно увидеть модель античного храма.

 

Пьяцца-Сан-Лоренцо-ин-Лучина

Пьяцца-Сан-Лоренцо-ин-Лучина

Пьяцца-Сан-Лоренцо-ин-Лучина / Shutterstock.com


Не все знают, что многие из самых первых христианских церквей были «домашними» и представляли собой частные дома, которые зажиточные верующие предоставляли всем желающим, чтобы справлять религиозные обряды в надёжном месте, не боясь преследований.

Церковь Сан-Лоренцо-ин-Лучина (IV-V вв. н.э.) — одна из таких: святому Лаврентию храм посвятили лишь в XII в., когда сюда поместили несколько реликвий этого мученика (который погиб в Риме в 258 г.).

А кто же такая была Лучина? По легенде, это была богатая римская матрона, хозяйка старой домашней церкви. Но поскольку Лучина — это также прозвище матери античных богов Юноны, есть вероятность, что когда-то эта церковь была посвящённым ей святилищем.

Помимо церкви, площадь Сан-Лоренцо хороша для прогулок и для того, чтобы посидеть в одном из местных баров, которые работают не первый десяток лет.

 

Пьяцца-ди-Санта-Мария-ин-Трастевере

Пьяцца-ди-Санта-Мария-ин-Трастевере

Пьяцца-ди-Санта-Мария-ин-Трастевере / Shutterstock.com

Это площадь с «двумя душами»: днём здесь спокойно журчит фонтан XV в., построенный по проекту, который некоторые приписывают Донато Браманте, туристы любуются палаццо Сан-Каллисто XVII в. и великолепной базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, а ночью здесь гуляет римская молодёжь, брусчатку мостовой захватывают столики местных заведений, а на ступеньках фонтана вперемешку усаживаются все, кто оказался здесь в этот час.

Площадь, безусловно, сердце квартала Трастевере; часто здесь проходят тематические рынки, а также музыкальные и другие культурные мероприятия.

 

Источник: latuaitalia.ru


История создания

История пьяцца дель Пополо в Риме уходит корнями в XVI столетие, в период правления Папы Сикста V. Задумывалась площадь для народа и должна была служить для народных собраний и проведения общественных дискуссий и опроса мнений.

Но вскоре вокруг площади построили жилые дома и культурные учреждения, пьяцца наполнялась архитектурными строениями, придававшими ей более изысканный вид, что и послужило превращению площади дель Пополо в одну из излюбленных мест для прогулок.

Свой сегоднящний образ площадь получила благодаря стараниям архитектора Джузеппе Валадье, который в течение долгих 11 лет (с 1811 до 1822) осуществлял её реконструкцию.

Улицы площади

Площадь дель Пополо дает начало нескольким значимым для Рима улицам. Отсюда при движении в восточном направлении начинается и знаменитая Наполеонова лестница, ведущая к вершине холма Пинчо с его террасой Наполеона. На юг уходят сразу 3 улицы, бывшие когда-то важными дорогами:


  • правая – Виа ди Рипетта, ведет в направлении старинного порта Рипетта, ныне уже несуществующего, проходя мимо Мавзолея Августа;
  • центральная – Виа дель Корсо, некогда носила имя Виа Латта, соединяясь тогда за чертой города с дорогой Фламиния, уходившей в направлении севера;
  • левая – Виа дель Бабуино, направляется к площади Пьяцца ди Спанья и ещё одной не менее интересной римской знаменитости – Испанской лестнице.

На северной стороне виднеются ворота Порта дель Пополо, сразу за которыми расположилась площадь Пьяццале Фламинио. Через эти древние ворота, реконструированные в 1655 году итальянцем Лоренцо Бернини, должна была заехать в Рим представительница шведской правящей династии королева Кристина, после того как она отречется от трона.

Церкви на площади

Как и все другие подобные пространства, площадь дель Пополо в Риме окружена церквями. Самая старая из них – Санта-Мария-дель-Пополо, созданная в далеком XI столетии во времена Папы Паскуаля II. По легенде, она стоит на том месте, где захоронен известный император Нерон. Сооружение её велось на средства, собранные жителями города, отчего она, как и площадь, имеет в названии слово «народная».

В 1472–1477 годах, а потом в 1655–1660 уже тогда старинную церковь подвергли реконструкции, переделав фасад и прибавив элементы стиля барокко.


К ее внутреннему оформлению церкви причастен и Рафаэль, предложивший эскиз капеллы Киджи – фамильной усыпальницы именитого в те времена рода.

Еще две церкви расположены в южной части площади. Это очень похожие друг на друга сооружения: Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи. Строительство их проводилось в 1675–1678 годах при Папе Александре VII. Эти храмы, построенные симметрично, разделяют собой три южные улицы, о которых уже говорилось.

На первый взгляд, оба строения представляются идентичными, но это не так, в определенных деталях стиля они все же разнятся.

Сегодняшний вид площадь Пополо в Риме получила благодаря стараниям архитектора Джузеппе Валадье. Именно он приказал снести ряд зданий и высокие стены, сохранившиеся еще от плана архитектора Бернини. Этот же зодчий предложил перенести на Пьяцца Никосия скромный фонтан 1572 года работы Джакомо делла Порта.

Фонтаны

В нынешние времена площади придают красоту два крупных фонтана по бокам, 4 небольших в центре и 24-метровая колонна из камня – обелиск Фламиния. Эти сооружения ничуть не перегружают Пьяцца дель Пополо, размеры которой существенно больше, чем у многих других площадей Рима.

Центральную часть занимает композиция Фонтана дель Обелиско, состоящая из памятника Фламинию и четырех окружающих его фонтанов. Сам обелиск – это монумент египетскому фараону Сети I, изготовленный 3400 лет назад.


В свое время римляне привезли его из Гелиополя и установили на арене Большого Цирка. Со временем колонна упала и раскололась на три части. Несколько веков она пролежала на земле, пока во время раскопок не была найдена.

Колонну отреставрировали и согласно указу Папы Римского Сикста V, уже под именем «обелиск Фламиния», установили на Piazza del Popolo в дополнение к уже находящейся там фонтанной группе из 4-ех небольших фонтанов в виде львов, из пасти которых вытекают струи воды.

Два крупнейших фонтана площади создают выдающуюся грандиозную композицую, находящиеся с восточной и западной краёв площади.

Восточный фонтан «Рим между Тибром и Аньене» (иное наименование «Римская богиня») представляет собой статую богини Рима, рядом с которой находятся двое бородатых мужчин. У ее ног лежит волчица, кормящая двух новорожденных мальчиков – Ромула и Рема.

Мужчины рядом с богиней – символы рек, протекающих по Риму. От фонтана на холм Пинчо вверх подымается Наполеонова лестница.

С западной стороны расположился фонтан «Нептун». Владыка морей и океанов, вооруженный трезубцем, находится в компании двух тритонов.

Фонтаны обрамлены статуями, сотворенными в неоклассическом стиле, которые символизируют собой времена года. Автором фонтанной группы является архитектор Джованни Чеккарини.

В настоящее время Пьяцца дель Пополо сделана пешеходной зоной, где сосредоточено множество кафе и ресторанчиков. Сейчас трудно даже представить, что до недавних пор площадь была буквально запружена сотнями машин.

Ныне же вся ее территория отдана на откуп многочисленным туристам. В праздничные дни на площадь привозят сцену, на которой проводятся концертные выступления.

Интересная информация


Практически с самого начала функционирования площади в течении столетий на площади дель Пополо 
проводились публичные казни преступников, последнюю из них провели в 1826 году.

Сейчас пьяцца дель Пополо в Риме – это любимое место шопоголиков. От нее в направлении площади Венеции отходит пешеходная улица Виа дель Корсо, буквально переполненная бутиками различных фирм. На протяжении полутора километров здесь продаются самые элегантные одежды и аксессуары всего Рима.

Как добраться

Добраться до площади не представляет никакой проблемы. Она сама по себе является крупной достопримечательностью, поэтому сюда направляется множество маршрутов общественного транспорта. Однако лучше всего доехать на метро до станции Piazza di Spagna (Площадь Испании), после чего пройти 10 минут пешком по Виа дель Бабуино, совершив небольшую самостоятельную пешую экскурсию.

Источник: italy4trip.ru

Народная площадь в риме

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo — Народная площадь) – одна из самых известных площадей Рима. Читая про неё описание в интернете сталкивался с тем, что её считают самой популярной и примечательной, но мне кажется пьяцца Сан Пьетро никто не обойдёт, а ведь есть ещё несколько крайне примечательных мест. Так или иначе – но место несомненно заслуживающее упоминания. Так уж получилось, что гуляя по Риму мы постоянно как-то обходили её стороной и в какой-то момент я решил, что нет – надо обязательной дойти и увидеть, обязательно это должен сделать – хоть чуть-чуть провести там время. Ну то есть понятное дело, что за один раз весь Рим охватить невозможно, а плюс к этому есть много мест куда хочется вернуться снова. Но всё равно при всем моей скепсисе к must-see-спискам очень уж хотелось взглянуть хоть одним глазком на эту площадь!

Народная площадь в риме

Собственно со временем выбора визита на площадь “мне повезло” – тут готовились к какому-то массовому мероприятию – собирали сцены, звук и прочее сопутствующее оборудование (которое перекрывало доступ и вид к ряду достопримечательностей этого места). Я в общем от таких вещей не обламываюсь особо (фонтан Треви вообще на реконструкции был и ничего) – в конце концов Рим настолько насыщенный, что здесь на один знаменитый реставрируемый или закрытый памятник есть десяток по соседству ни менее крутых. С площадью также:

Народная площадь в риме

Скажем даже из-за всех сооружений удалось разглядеть обелиск. Ну нравятся мне эти египетские обелиски в Риме – можно вообще своего рода челендж устроить – пройти и увидеть все римские обелиски (а ведь помимо основных есть ещё неканоничные вроде как того на площади Республики):

Народная площадь в риме

Это обелиск Фламиния – 24-х метровая каменная колонна возрастом 3400 лет – монумент египетскому фараону Сети I, который был вывезен из Гелиополя по приказу Октавиана Августа. Веками колонна стояла на арене Большого Цирка, где со временем подверглась разрушению (в какой-то момент колонна упала и раскололась на три части). Несколько веков она пролежала на земле, пока во время раскопок не была найдена. Колонну отреставрировали и согласно указу Папы Римского Сикста V, уже под именем «обелиск Фламиния», установили на этой площади в дополнение к уже находящейся там фонтанной группе из 4-ех небольших фонтанов в виде львов, из пасти которых вытекают струи воды:

Народная площадь в риме

Собственно заняться площадью Пополо и решил Сикст IV еще в конце 15 века. Решение расходящихся трех «зубцов» (улиц) от ворот площади к порту Рипетта придумали Рафаэль и Антонио да Сангалло. Позднее Григорий XIII (который ввел григорианский календарь) возвел на площади первый в Риме общественный фонтан. Затем здесь отметилось еще парочка выдающихся жителей разных веков, отчего эта площадь ныне и считается одним из самых величественных и продуманных архитектурных ансамблей итальянской столицы. Собственно главной особенностью этой площади являются эти три расходящихся улицы, во времена создания площади являющиеся главными транспортными магистралями: Корсо (Via del Corso), Рипета (Via di Ripetta) и Бабуино (Via del Babuino):

Народная площадь в риме

А углы между этими улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679), представляющие собой прекрасный дуэт в стиле барокко:

Народная площадь в риме

На самом деле конечно если присмотреться – церкви не идентичны, хотя и очень похожи и строились практически одновременно в одном стиле. Санта-Мария-ин-Монтесанто (итал. Santa Maria in Montesanto) — та что находится слева (если стоять на площади лицом к церквям). Известна также как «церковь художников». Находится между улицами виа дель Бабуино и виа дель Корсо. Название Санта-Мария-ин-Монтесанто сохранилось от небольшой церкви, построенной кармелитами с Сицилии, основавшими в 1640 году на этом месте свой монастырь. Строительство церкви началось в 1662 году под руководством архитектора Карло Райнальди по заказу папы Александра VII. После смерти Александра VII в 1667 году работы были приостановлены на несколько лет в связи с отсутствием средств и возобновились под руководством Карло Фонтана в 1673 году, когда кардинал Д. Гастальди профинансировал продолжение строительства. С 1674 года в работе принимали участие Джан Лоренцо Бернини и его помощник Маттиа де Росси. Если К. Райнальди спроектировал обе церкви округлыми в плане с восьмигранным куполом, то К. Фонтана и Д. Бернини решили придать Санта-Мария-ин-Монтесанто овальную форму, а купол сделать двенадцатигранным, чтобы эффективнее использовать земельный участок, который больше по площади и отличается по форме от того, на котором расположена Санта-Мария-деи-Мираколи. При этом архитекторам пришлось решать задачу сохранения визуальной идентичности этих парных церквей, для чего, например, сторона барабана купола церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто, обращённая к площади, имеет бóльшую ширину, чем соседние. К юбилейному 1675 году церковь была освящена, но отделка интерьера продолжалась до 1679 года, когда она была открыта для публики. Колокольню, пристроенную в 1761 году, спроектировал Франческо Навона или, по другим данным, Джироламо Теодоли:

Народная площадь в риме

Санта Мария деи Мираколи (лат. Sanctae Mariae Miracolorum) — вторая из двух известных в Риме церквей-близнецов на Пьяцца-дель-Пополо. В противоположность Санта-Мария-ин-Монтесанто с её овальными очертаниями, здание Санта-Мария-деи-Мираколи округлое с восьмиугольным куполом и элегантной колокольней 18 века. Интерьер церкви украшен фресками Антонио Раджу — ученика Бернини. Скульптуры кардиналов Бенедетто и Гастальди сделаны Карло Фонтана, который также разработал интерьер. На высоком алтаре — чудотворный образ Богородицы, который и дал имя церкви. Также ей посвящена первая часовня справа от алтаря:

Народная площадь в риме

С западной стороны расположился фонтан «Нептун». Владыка морей и океанов, вооруженный трезубцем, находится в компании двух тритонов:

Народная площадь в риме

Народная площадь в риме

Народная площадь в риме

С той же стороны площади, что и фонтан Нептуна располагаются Порта-дель-Пополо – ворота стены Аврелиана в Риме, получившие название от церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Первоначальное название — Фламиниевы ворота, названные по Фламиниевой дороге, которая проходила через эти ворота.

Народная площадь в риме

Древние ворота были возведены при императоре Аврелиане в около 271—275 годах, при папе Сиксте IV были перестроены полукруглые башни в квадратные. Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной, ворота со стороны города украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах в 1879 году башни (XVI век) были снесены:

Народная площадь в риме

И ещё одна интересная постройка на площади, на которую у меня упал взгляд: Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь ордена августинцев в Риме, от которой берёт название большая пьяцца-дель-Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Здание церкви возведено в 1472—1477 годах на основе романской часовни 1099 года постройки. Интерьер основательно обновлён Бернини при Александре VII.

Народная площадь в риме

По местным поверьям, здесь, на Пьяцца-дель-Пополо, некогда был похоронен император Нерон. Какое-то время тело императора лежало в гробнице, а потом римляне посчитали, что в ней завёлся злой дух, и бросили тело бывшего правителя в реку. На месте же гробницы же в дальнейшем решили возвести эту самую церковь:

Народная площадь в риме

И ещё один факт – практически с самого начала функционирования площади в течении столетий на площади дель Пополо проводились публичные казни преступников, даже гильотины тут успели поставить, последнюю казнь тут провели в 1826 году. И тем ни менее несмотря на страшное прошлое, Пьяцца-дель-Пополо пользуется большой популярностью среди жителей и гостей Рима.

Народная площадь в риме

Источник: yelkz.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.