Церковь сан франческо в ассизи


Фото и описание

Церковь Сан Франческо в Ассизи является главным храмом католического ордена францисканцев и одной из шести больших базилик католической церкви. Главной достопримечательностью церкви считается цикл фресок, выполненный в 13 веке на сюжеты из жития святого Франциска. Авторство этого творения приписывают великому Джотто и его ученикам. Вместе с расположенным неподалеку монастырем Сакро Конвенто базилика Сан Франческо внесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Двухэтажная церковь была построена в 13 веке. Ее верхний ярус традиционно принято называть Верхней церковью: он представляет собой видимую часть строения, стоящую на холме. А так называемая Нижняя церковь спрятана в толще холма и среди рядовой застройки монастыря, на глазах у публики только южный готический портал, обращенный к площади Сан Франческо. Площадей, кстати, тоже две – на Верхней площади Сан Франческо, покрытой газоном, находится вход в Верхнюю церковь.

Оба яруса выполнены в виде однонефных базилик с трансептом, но в нижнем расположено еще множество часовен и крипт. Оттуда можно спуститься в самую главную крипту церкви, в которой покоятся останки самого святого Франциска Ассизского. Рядом с южным фасадом здания стоит колокольня высотой в 60 метров.


Что касается внутреннего убранства церкви, то два ее яруса значительно различаются. Нижняя церковь, погруженная в легкий полумрак, напоминает традиционные древнеримские крипты. А вот просторная Верхняя, наоборот, выражает в себе новые эстетические ценности, которые впоследствии распространятся по всей Италии. Интересно, что, несмотря на популярность готического стиля в архитектуре 13-го века, строители Сан Франческо, по-видимому, сознательно отказались от его доминирования. Во внешнем облике церкви слились черты французской готики и романского стиля.

Возведение базилики Сан Франческо и монастыря Сакро Конвенто началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска. Для этого было выбрано необычное место – так называемый Адский холм, на котором когда-то казнили преступников. Однако когда этот холм выбрал сам Франциск Ассизский для упокоения, он стал называться Райским. Нижняя церковь была завершена уже в 1230 году – туда сразу же поместили тело основателя ордена. Верхняя же церковь, над украшением которой работали лучшие мастера своего времени, в том числе Джотто и Чимабуэ, строилась гораздо дольше – до 1253 года. В 1288 году вся базилика получила статус папской церкви.


Уже в наше время, в 1997 году, во время сильного землетрясения в Умбрии церковь Сан Франческо получила серьезные повреждения, а под обломками погибли четыре человека. Некоторые фрески были уничтожены, и для их восстановления потребовалось около 2 миллионов евро и титаническая работа. Реставраторы собрали по фрагментам свыше 180 кв.м. настенных росписей, однако полностью их воссоздать не представляется возможным.

Рядом с церковью Сан Франческо стоит монастырь Сакро Конвенто, примечательный своими внушительными стенами с 53 романскими арками. Он возвышается над лежащей внизу долиной, создавая впечатление мощной крепости. Монастырь был построен из розового и белого камня. Уже в 1230 году в нем появились первые монахи. Поскольку здание строилось на протяжении длительного времени, в нем также смешались черты разных архитектурных стилей – романского и готического. Сегодня здесь размещается большая библиотека с собранием средневековых текстов и музей, в котором хранятся произведения искусства, подаренные паломниками.

Источник: www.votpusk.ru

(ок.1267 – 1337)

Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи

Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.

Это главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия). Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, — это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря.


Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака. Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо. Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени.

План росписей в Цикле фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

По Вазари именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года.

Система росписей Верхней церкви в Ассизи, связная и органичная в своем целостном комплексе, с самого начала должна была завершаться фресками на темы жизни Святого Франциска, написанными на низкой стене, выступающей вперед по отношению к уровню, на котором располагаются фрески, которые мы рассматривали до сих пор.


е вместе отвечает плану, естественному и последовательному с точки зрения не только иконографической, но и декоративной. Во всей Верхней церкви ни одно изображение не повторяется, за исключением Распятия, которое уже будучи включено в сцены, помещенные в нефе, представлено затем еще два раза, симметрично, на восточных стенах трансепта; но в этом случае повторение сделано намеренно и предусматривалось изначально. Об этом свидетельствует тот факт, что два изображения повторяются в том же положении и в Нижней церкви.
1 сцена: Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску

Первая фреска цикла, посвязенного жизни Святого Франциска, изображающая сцену Предсказания юродивым грядущей славы молодому Святому Франциску, была, вероятно, написана последней. На пространство первого компартимента должна была прийтись балка иконостаса, от котого остался фрагмент. В результате между первой и второй сценами возникли разительные отличия. В Предсказании грядущей славы молодому Святому Франциску живописная ткань смягчается, переходы становятся более плавными, в особенности одежды приобретают насыщенную воздухом бархатистую консистенцию, особенно выделяется крайняя фигура справа. В этой фреске проявился решительный разрыв Джотто с византийским символизмом – предже всего это изображение современной ему итальянской архитектуры.


2 сцена: Дарение плаща бедному дворянину

Сцена Дарение плаща бедному дворянину была хронологически выполнена первой, и характеризуется кристаллически прозрачной живописью, с почти металлическими рефлексами.
Настроение подчеркивается и пространственным окружением: на заднем плане изображены два горных склона, сходящиеся в центральной точке картины, там, где стоит Франциск.


менистый пейзаж – византийское наследство – образованный грядами скал, на которых приютились группы домов, окружает фигуры на фреске. Слева виден Ассизи, опоясанный зубчатыми стенами, с церковью Сан Дамиано за воротами, силуэтами домов-башен и крышами на абстрактном голубом фоне.
«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека»

3 сцена: Сон Святого Франциска о дворце
«В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказанно, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что все это будет принадлежать ему и его воинству»
Как и в предыдущей сцене Джотто утверждает свою манеру изображения тканевых драпировок: складки одеяла, укутывающе ноги спящего переданы невероятно реалистично для того времени.


к и в других сценах, изображающих сновидения, иинтерьер алькова изображен так подробно и тщательно, что заставляет предположить, Джотто изобразил что это современную ему обстановку спальни.

4 сцена: Распятие из Сан Дамиано
«И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошел до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошел в нее, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростерся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, – ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств»
В сцене Распятия из Сан Дамиано церковь с Распятием на алтаре и молодой коленопреклоненный Святой Франциск образуют две составные части этой истории, словно они были совершенно отделены друг от друга.


рковь Сан Дамиано, передана в ракурсе наглядно воссоздающем ее разрушенное состояние. Святотй Франциск символически находится внутри церкви, поскольку совершенно не соотносится с ней в масштабах. Примечательно, как Джотто подчеркнул в этой сцене обращение Христа к Франциску с креста: распятие наклонено в сторону Франциска.
5 сцена: Святой Франциск отказывается от имущества

«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» [Мф. 6: 9], ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого.

прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка»

Вся композиция разделена на две части, это противопоставление двух фигур усиливается двумя группами фигур за спиной у каждого из главных действующих лиц – богатого отца и добровольно обрекающего себя на бедность сына.В Отказе от имущества очень правдиво изображены эмоции отца: его патриархальное достоинство, и гнев выраженный в напряженном лице, в том, как он подобрал одежду, собираясь броситься на сына, и особенно в откинутой для удара руке, удерживаемой его другом, и ее сжатом кулаке.
6 сцена: Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь

Именно сцена сна папы Иннокентия III содержит самое впечатляющее лицо всего цикла – это лицо Святого Франциска, поддерживающего Церковь.Святой Франциск на этой фреске подобен титану, поддерживающего своими плечами готовое рухнуть здание, динамизм построения композиции сна, напряженная поза Святого Франциска являет контраст пассивности фигуры спящего Иннокентия III. Когда Святой Франциск со своими первыми одиннадцатью братьями пришел в Рим чтобы представить папе строгий устав нового ордена, Иннокентий III был смущен столь тяжелыми обетами монахов-францисканцев.

отослал их, велев молиться Богу, пока совет кардиналов будет рассматривать их устав. Накануне совета Иннокентию III приснилось, что Латеранский собор начал рушиться, к нему подбежал человек в нелепой одежде и поддержал его, подставив плечи, которые вдруг стали исполинскими. Первосвященник едва поверил своим глазам, когда, увидев изнуренное, излучавшее свет лицо бедняка из Умбрии, узнал человека из его сна.


7 сцена: Утверждение устава францисканского ордена

Примечательно расположение коленопреклоненных монахов позади Святого Франциска рядами, уходящими в глубину. До Джотто участники многофигурных сцен всегда располагались горизонтальными рядами параллельно живописной поверхности.Кардиналы, сидящие вокруг папы, смотрят на Святого Франциска в ошеломлении. Никогда не слышали они, чтобы столь и простыми и дерзкими словами говорили о Боге и о душе, а все же ни проповедь, ни устав его ни в чем не противоречила Писанию. Устав был одобрен.
8 сцена: Чудесное явление Святого Франциска братии

"Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду. Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска".


Чудесное явление Святого Франциска братии. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

9 сцена: Видение небесных престолов

Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему

«Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска».

Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:

— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.

Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:

— Что ты о себе думаешь, брат?

— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.

И Пачифико вновь услышал голос:

— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.

Видение небесных престолов. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

10 сцена: Изгнание демонов из Ареццо

Как-то раз он не мог войти в Ареццо — там не на жизнь, а на смерть сражались враждовавшие партии, а из окон лилось кипящее масло — и остановился в поле, около города. Ясные глаза его видели невидимое, и он увидел бесов, в ликовании натравливавших горожан друг на друга. Тогда он сказал брату Сильвестро, который был вместе с ним:

— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.

Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:

— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!

И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир. Были ли это настоящие бесы? Они ли мучили Ареццо? Во всяком случае, это были дьявольские силы, а молитва святого прежде, чем проповедь, помогла рассеять их.

В фреске Изгнание демонов из Ареццо в привлекает внимание огромный город на возвышенности – сплошного нагромождения домов, башен, гребней крыш и открытых террас на крышах – тесного и лишенного пространства.

11 сцена: Испытание Святого Франциска огнем перед султаном

Святой Франциск Асизский, следуя за Христом, хотел следовать за Ним до конца, в глубине души надеясь окончить свою земную жизнь мученичеством.

В 1219 г. он решил отправиться с проповедью Благой Вести к мусульманам и прибыл в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев.

Он обратился к кардиналу Пеладжио Галвани, папскому легату в Святой Земле с тем чтобы тот позволил проповедовать султану. Кардинал, не желавший брать на себя ответственность за их жизнь, сперва отказал, но, побежденный его мольбами, отпустил Франциска с товарищем, сказав им: «Старайтесь держать сердце и разум ваш всегда обращенными к Богу, ибо лишь Он один может спасти вас. И помните о том, что не я вас послал на это».

Христиане, напуганные ненавистью сарацин, обеспокоились. «Не ходите, не ходите! — говорили крестоносцы. — За голову христианина у них платят один золотой бизант».

Святой Франциск перекрестился и вместе с братом Иллюминато, ступил на территорию врага, распевая псалом Давида: «Если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

На дороге они увидели двух овец, которые брели им навстречу и воодушевленный Франциск сказал товарищу:

— Брат мой, доверься Богу, ибо в Евангелии сказано: «Я посылаю вас,как овец среди волков».

Как только они пришли в сарацинский лагерь, их схватили, связали и избили, и блаженный Франциск, возрадовавшись этому, думал: «Вот чудесное начало»; но, решив обратить Мелек-эль-Камела, закричал: «Султана, султана!» — и сарацины, подумав, что у него есть послание для их повелителя, или что он хочет сделать ему признание, провели его в шатер.

— Вы пришли просить мира, или же вы хотите сделаться почитателями Аллаха? — спросил султан, смерив взглядом двух странных пришельцев.

И человек Божий с уверенностью ответил:

— Я послан Всевышним, а не человеком мира сего. Я должен наставитьтебя и народ твой на путь истинный во имя спасения душ ваших, а кроме того, открыть тебе истину Евангелия о Христе — и прочел ему проповедьстоль вдохновенно, что султан, умный и образованный араб, слушал его свосхищением, и рассудил, что этот бедняга-христианин достоин украситьего двор, известный своими мудрецами.

И султан предложил Франциску остаться с ним, ибо добродетель святого Франциска была столь велика, что всякий, кто узнавал его, будь то даже сарацин, уже не мог себе представить жизнь без него. Вдохновленный Богом, Франциск ответил:

— Если ты хочешь обратиться в христианскую веру и обратить в нее народ твой, я охотно останусь с тобой. Если же ты сомневаешься в том, стоит ли тебе оставить веру в Магомета ради веры в Христа, то прикажи разжечь большой костер, а мне и магометанским священнослужителям войти в огонь, и избери веру того, кто выйдет живым из погребального костра.

Если бы султан был древним тираном, он с удовольствием, развлечения ради, устроил бы это испытание огнем, но он был разумен, а кроме того, увидел, что кое-кто из его мудрецов, услыхав это предложение, попросту сбежал, и ответил так:

— Боюсь, что ни один из служителей Аллаха не подвергнет себя такойопасности ради нашей веры.

Святой Франциск предпринял последнюю попытку:

— Хорошо, ради того, чтобы ты уверовал, я брошусь в огонь, и если сгорю в нем, то знай, что я поплатился за грехи мои, если же я останусь невредимым, ты признаешь Христа истинным Богом и Спасителем мира.

Тогда султан, который никогда прежде не встречал человека, готового ради его души броситься в огонь, предложил ему золота, серебра, шелков и других драгоценностей, и велел ему выбрать все, что ему угодно. Конечно, святой Франциск отверг эти дары, к величайшему изумлению султана, который желая испытать его до конца, предложил ему всяческие почести и удовольствия, но Франциск с твердостью отвечал отказом на все соблазны.

И тогда Мелек-эль-Камел созвал влиятельных и набожных придворных, чтобы спросить их о двух пленниках, и те сказали, что им следовало бы отрубить голову, не испытывая при этом никакой жалости, ведь в своих проповедях они выступают против магометанского закона, султан же, как страж этого закона, не должен позволять богохульства.

— Господа мои, — сказал Египетский султан двум братьям, — мудрецы советуют мне казнить вас, но я никогда не обрек бы на смерть тех, кто готов отдать жизнь за спасение моей души.

Итак, он отпустил их, снабдив фирманом о том, что святой Франциск и его братья могут беспрепятственно проходить через все сарацинские земли.

Испытание Святого Франциска огнем перед султаном. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

11 сцена: Экстаз Святого Франциска
"… несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев"


13 сцена: Торжественное празднование Рождества в Греччо

Франциск понимал, что если бы все люди имели в своем сознании реальный и ясный образ Спасителя, они любили бы Бога на деле, а не на словах. Вернувшись из крестового похода, вспоминая о Святых Местах, он думал, как возродить веру, и решил, что помочь тут могут не одни лишь проповеди, — надо воссоздать некоторые события из жизни Христа. Это отвечало не одной лишь его апостольской цели, но и настоянию его души, которая стремилась воплотить в действие мысль об истинной любви.

Приближалось Рождество 1223 года и святой Франциск, всегда с особенным трепетом преклонявшийся перед тайной детства Христова, вспоминал Вифлеем в скиту Фонте Коломбо. Там и сказал он Джованни Велита, терциарию знатного происхождения, своему другу и почитателю (а они были у него повсюду):

— Мессер Джованни, если ты поможешь мне, в этом году мы отпразд нуем самое прекрасное Рождество, какое только можно представить себе.

— Я охотно помогу тебе, отец, — ответил тот.

— В одном из твоих лесов, — сказал Франциск, — окружающих скит Греччо, есть пещера, похожая на Вифлеемскую. Я хочу воссоздать Рождество и собственными глазами увидеть нищету, в которой Младенец Иисус вошел в мир, лежал в яслях между осликом и волом. Я имею позволение Святого Отца воссоздать это во славу Рождества Христова.

— Я понял, — сказал Джованни. — Предоставь это мне, отец мой.

В рождественскую ночь на колокольнях Реатинской долины звонили еще громче, чем обычно, и жители округи, привлеченные невиданным празднованием, спешили по каменистым тропам из деревень, из замков и дальних хуторов в морозной, но ясной ночи; спешили, как Иудейские пастухи, почтить младенца.

А в это время из Фонте Коломбо, Поджо Бустоне, других мест шли колонны францисканцев с зажженными факелами, и любопытствуя, и восторгаясь, с литанией на устах. Когда они вошли в пещеру, приготовленную мессером Джованни Веллита, как замыслило вдохновение святого Франциска, то встали, словно завороженные. Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.

Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью.

Торжественное празднование Рождества в Греччо. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

14 сцена: Чудесное открытие источника

Святой Франциск особо почитал Св. Михаила Архангела, и в его честь он соблюдал особый пост, сопровождаемый молитвой, с пятнадцатого августа до двадцать девятого сентября, на которое и приходится праздник св. Михаила Архангела. В 1224 году, когда, постоянно продвигаясь вперед по пути святости, он достиг такой высоты, что его тело и душа жили только с Богом, и величайшая скорбь для него отождествлялась с совершенной радостью, когда, устранившись даже от дел Ордена, он думал уже лишь о подготовке к смерти, он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе, подаренной благочестивым графом Орландо. Он избрал трех спутников: брата Массео, брата Анджело и брата Леоне; назначил гвардианом и старшим брата Массео, самого сведущего в практических делах, и сказал: «В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».

Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждующий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец.

Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части (например, лицо Св. Франциска) и в основном краски сильно стерлись, поблекли.

Каменистый пейзаж – византийское наследство – впервые находит свое воплощение в столь объективированных формах именно в цикле фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, среди них Чудесное открытие источника, Дарение плаща бедному дворянину, Стигматизация. Резко освещенный сверху крутоступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства. Впервые в исскустве Средневековья пейзаж так реалистичен.
15 сцена: Проповедь птицам

Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:

– Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.

Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.

— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.

Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.

Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.

— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.

— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск. — Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему.

Тишина на фреске становится сверхъестественной. Здесь персонажами являются также только две человеческие фигуры, но Франциск изображен не в центре и не лицом к зрителю, а, скромно повернутый боком, на краю картины. Глубоко растроганный, он беседует с птицами. Эта картина – непревзойденное изображение поэзии средствами изобразительного искусства.
16 сцена: Смерть дворянина из Челано
"Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побежден его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришел в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберег для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привел свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело".
Персонажи сцены далеки от византийской традиции: у них приземистые тела, круглые, а не удлиненные лица, правильный разрез глаз.
17 сцена: Проповедь перед папой Гонорием III

Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.

— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?

— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба было необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:

— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?

— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.

Джотто наделяет Святого Франциска на своих фресок достоинством, спокойствием и самообладанием, эмоции разных персонажей отчетливо выступает с предельной убедительностью.Жест Святого Франциска, который некоторым может показаться вульгарным, бесспорно не считался таковым во времена Джотто. Эта живая непосредственная манера указывать на что-либо рукой с оттопыренным большим пальцем вновь повторяется в известнейших живописных произведениях.


Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм.

Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Венец цикла — Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

Источник: santo-leprotto.livejournal.com

Рассказ о базилике святого Франциска растянется на несколько постов. В прошлый раз мы с вами "пробежались" по истории и поглядели фасады. Обычно посетители сначала попадают в Нижнюю базилику, где можно запросто зависнуть на пару часов, но мы с вами начнем с Верхней, так именно там находится большой цикл фресок, посвященных жизни святого Франциска. Уже писал, но еще раз повторюсь: в базилике категорически запрещена любая съемка, но всё лучшее уже давно хорошо и качественно отснято, так что я без зазрения совести буду пользоваться фотографиями с wga.

Верхняя церковь, напомню, – это однонефная базилика с трансептом, без боковых капелл. Интересующий нас цикл о святом Франциске находится в нижнем регистре стен нефа; они сохранились (или были восстановлены после землетрясения 1997 года) в достойном виде. А вот фрески апсиды и трансептов – это печальное зрелище: они частично осыпались, цветовая гамма сильно искажена. Жаль, конечно, потому что над ними работали, помимо славного Чимабуз, еще несколько неизвестных по именам, но интересных мастеров; величие замысла чувствуется, а вот исполнение его мы уже никогда не сможем оценить по достоинству.

В правом трансепте поверху идут т.н. лоджии апостолов: оформленные изящными колоннами балкончики, украшенные фигурами апостолов. Их автор условно называется Северным (или Готическим): он либо сам был из-за Альп, либо находился под влиянием тамошних мастеров. Нижний регистр правого трансепта посвящен жизни апостолов Петра и Павла, над этими фресками работал Чимабуэ. Ему же принадлежит распятие с коленопреклоненным Франциском. Состояние фресок настолько печально, что в Вики нет качественных фотографий.

В левом трансепте верхняя часть – это опять-так лоджии работы т.н. Северного мастера, только здесь они посвящены ангелам. Нижняя часть – это фрески на темы Апокалипсиса, как я понял, это Чимабуэ. Все это, увы, сохранилось очень плохо.

Чтобы у вас не сложилось впечатления, что в Верхней церкви всё плохо, и подниматься туда не нужно, я пока пропущу фрески верхнего регистра стен нефа (то, что там можно показать, будет вынесено в отдельный пост) и перейду сразу к францисканскому циклу. Традиционно считается, что автором этого цикла был Джотто; в пользу этого работает мощное свидетельство Вазари. Версия Джотто по-прежнему жива и многими отстаивается. Тем не менее, ряд специалистов отмечает разницу в стилистике этих фресок и предполагает, что над фресками работали три разных художника (или даже три группы художников). Более того, те же специалисты видят кардинальные отличия францисканского цикла (возможный Джотто) и фресок падуанской капеллы Скровеньи (несомненный Джотто). Я, как понимаете, не специалист, а потому не могу вставать на чью-то сторону . К тому же меня эти фрески интересовали более с сюжетной точки зрения, нежели стилистической. Я уже видал три францисканских цикла – один классический (Гирландайо, флорентийская церковь Санта-Тринита) и два современных (в Ла-Верне и Сан-Джованни-Ротондо) – и они разожгли мой интерес к истории жизни святого. Плюсом мы с вами чуть позже посмотрим еще один большой (и прекрасный!) цикл на ту же тему – это будет Гоццоли в городке Монтефалько. Понятное дело, что именно фрески Джотто (даже если это был не Джотто) были образцами для всех последующих авторов, а припасть к первоисточнику всегда полезно)))

001-простолюдин почитает Франциска.jpg
Самое начало истории (Гоццоли, правда, "копнет еще глубже, но это будет попозже). Франциск еще никуда не уходил и живет обычной жизнью. А меж тем некий ассизский горожанин ("умудренный Богом", т.е. возможно блаженненький), как-то встретив Франциска на улице, сорвал с себя плащ и постелил под ноги будущего святого. Очевидна аллюзия на вход Господень в Иерусалим (таких аллюзий будет еще немало), ну а мы с вами, уже умудренные опытом, обратим внимание на место происшествия – главная городская площадь Ассизи перед храмом Минервы.

002-Франциск отдает плащ бедняку.jpg
Франциск отдает свой плащ нищему; тоже неоригинальная история, явная аллюзия на аналогичный случай со св. Мартином Турским.

003-сон Франциска о Церкви.jpg
ПошлО-поехало. Следующей ночью Франциску приснился богатый дворец (ладно-ладно, чертог), украшенный знаменами с крестом. Изумленный Франциск вопросил, кто же владелец этого чертога, и ему ответили (на фреске отвечает Сам Христос), что дворец этот будет принадлежать Франциску и его последователям за акт милосердия (см. предыдущую картинку)

004-Христос говорит с Франциском в Сан-Дамиано.jpg
Мы с вами уже побывали на месте этого события: Франциску, молящемуся в запустелой церкви Сан-Дамиано, отвечает с Распятия Сам Христос: "Франциск, восстанови Мой разрушенный дом"

005-Франциск обручается с бедностью.jpg
Знаменитое обручение с нищетой: Франциск принародно отказывается от родительского дома, выбрасывает кошель, скидывает одежду; епископ Ассизи закрывает наготу юноши мантией. Мы с вами, конечно же, следим за сюжетом, но не пропустите замечательные дома-скворечники!

006-сон Иннокентия III.jpg
Тоже очень известный эпизод. Папа Иннокентий III во сне видит разрушающуюся Латеранскую базилику. Вдруг появляется бедняк из Ассизи, подпирает плечом храм, и тот вдруг восстанавливается в первозданном виде. Папа понял, что Франциск предназначен для восстановления Церкви, ныне разрушаемой неверующими и еретиками.

В этом месте стилистика фресок меняется: сомневающиеся в авторстве Джотто считают, что со следующей фрески к работе приступил следующий автор, чья манера письма схожа с Пьетро Каваллини.

007-Иннокентий III утверждает устав францисканцев.jpg
Папа призывает к себе Франциска и его сподвижников. Изначально сомневающийся в боговдохновенности жизни в бедности (которую и проповедовал Франциск) папа, после беседы со святым, побеждает сомнения и утверждает устав братства.

008-братья видят Франциска в небесной колеснице.jpg
Группа францисканцев живет в хижине в Ривоторто (я туда не добрался, но наш славный предшественник и учитель Церковь сан франческо в ассизиj_j_j там побывал), а Франциск пошел проповедовать в Ассизи, где впал в экстаз. В то же самое время братья в Ривоторто увидели Франциска в огненной колеснице, святой трижды объехал на колеснице вокруг хижины, после его видение исчезло.

009-видение Франциска о престолах.jpg
Видение брата Пачифико: множество тронов на небе, среди которых один выделяется богатством и красотой. Кому предназначен этот престол, – спрашивает Пачифико и получает ответ: Трон был некогда предназначен для ангела, но сейчас он определен для смиренного Франциска.

010-изгнание демонов из Ареццо.jpg
О, мы этот сюжет уже видели! Город Ареццо , как и многие итальянские города, был раздираем междоусобицами. Франциск прозрел, что вражду между горожанами сеют демоны, и приказал брату Сильвестру, одному из своих сподвижников, изгнать бесов из города именем Господа, что и было сделано.

011-Франциск перед египетским султаном.jpg
Еще один знаменитый сюжет: святой Франциск проповедует перед египетским султаном. Уверенный в своей правоте Франциск предлагает муллам испытание огнем: кто выйдет из огня целым и невредимым, тот и служит истинному Богу. Испуганные муллы отказались (см. слева) от испытания (впрочем, султан не решился публично перейти в христианство)

012-экстаз св.Франциска.jpg
Еще один экстаз святого Франциска: во время молитвы он поднимается в воздух

013-первые рождественские ясли.jpg
Если кто-то еще не узнал, мы это быстро поправим: оказывается, традиция устройства рождественских яслей восходит ко святому Франциску. Дело было в Греччо: по указанию Франциска в пещере была устроена сценка Рождества; в ясли была положена куколка, изображающая Богомладенца; Франциск взял эту куколку в руки и увидел вместо нее Самого Христа.

014-чудо с источником.jpg
По молитве святого Франциска на голой скале забил источник

015-проповедь птицам.jpg
Кто же не знает, что св. Антоний Падуанский проповедовал рыбам, а святой Франциск – птицам?

016-смерть рыцаря из Челано.jpg
Жуткая история. Как-то Франциска принял к себе в дом некий дворянин из Челано. Перед обедом Франциск велел дворянину срочно исповедаться перед священником, а ему (дворянину) предстоит обедать уже в другом месте. Дворянин исполнил приказание Франциска, покаялся в своих грехах, вернулся за обеденный стол и..умер, едва протянув руку за хлебом.

017-Франциск проповедует перед Гонорием III.jpg
Франциск проповедует перед папой Гонорием III. История необычна и связана с т.н. индульгенцией Порциунколы, о которой имеет смысл рассказать, когда мы до Порциунколы доберемся. Вкратце: Франциск на основании очередного видения упросил папу даровать полную индульгенцию (не на определенный срок, как это обычно делалось, а освобождение от Чистилища навсегда). Папа на словах утвердил индульгенцию и очень удивился, что Франциск не стал требовать соответствующей грамоты. На это святой ответил: папского слова достаточно, нотариусом и свидетелями в этом выступают Христос и ангелы.

018-явление в Арле.jpg
Франциска с воздетыми руками узнали все? Второй человек с нимбом – это св. Антоний Падуанский. Место действия – Арль (Южная Франция). Антоний проповедовал в местной францисканской обители о крестной смерти Сына Божия, как вдруг братия увидели прошедшего через закрытые двери Франциска (который вообще-то находился в Италии)

019-получение стигматов.jpg
Уже много раз виденное нами получение Франциском стигматов на горе Ла-Верна

Здесь опять меняется манера написания фресок. По анти-джоттовской версии в дело вступил третий художник (или группа художников)
020-кончина св.Франциска.jpg
Кончина Франциска. Обратите внимание, что использована традиционная для Востока (и до определенной поры распространенная на Западе) иконография Успения БМ. Франциск изображен дважды: мертвым телом на земле, а душой на небесах, куда ее уносят ангелы. Далее следую посмертные чудеса св. Франциска.

021-явление св.Франциска брату Августину и епископу Гвидо Ареццскому.jpg
О кончине св. Франциска таинственно узнали епископ Ассизи (он справа спит в полном облачении) и некий францисканец Августин. Последний лежал на смертном одре и вдруг воскликнул: “Подожди, отец, я иду за тобой”. Его спросили, с кем он сейчас разговаривал, и удивленный брат Августин спросил: Разве вы не видите нашего отца Франциска, возносящегося на небеса?”. После чего умирающий скончался.

022-подтверждение стигматов.jpg
Святой Франциск при жизни скрывал свои стигматы, и только после его кончины правда раскрылась. Тело святого, потемневшее во время болезни, после кончины вдруг обновилось, из его ладоней и ступней торчали гвозди, а правый бок был орошен кровью (на фреске как раз и рассматривают правый бок). Впрочем. как показывает внимательное чтение “Цветочков”, далеко не все францисканцы, а уж тем более посторонние, были убеждены в наличии стигматов, и автор “цветочков” описывает нескольких таких посмертных уверений. No comments

023-оплакивание св.Франциска клариссками.jpg
Трагическая сцена прощания св.Клары и клариссок с телом св.Франциска. Мы с вами побывали на месте и знаем, что художник все преукрасил. Во-первых, церковь Сан-Дамиано выглядит гораздо скромнее; во-вторых, кларисски никогда не выходили из затвора; в-третьих, тело Франциска было положено в апсиде монастырской церкви, и сестры могли видеть его лишь через решетку хоров.

024-канонизация св.Франциска.jpg
Плохо сохранившаяся сцена канонизации святого Франциска (1228). В самом низу видна девочка, проползшая под саркофагом и получившая исцеление. В тот момент было еще возможно поклонение мощам: останки Франциска, как вы помните, были спрятаны под новой базиликой лишь два года спустя.

025-явление св.Франциска папе Григорию IX.jpg
Тем не менее, в стигматы продолжает не верить папа Григорий IX. И тогда ему во сне является Франциск и показывает бок, кровь из которого ангелы собирают в чашу. Заметьте, что все папы на фресках спят в тиарах!

026-исцеление в Лериде.jpg
Очень позитивная фреска, а вот картинка в Вики плохонькая. В далекой Лериде, что в Каталонии, некий мирянин Иоанн, почитавший св. Франциска, попался на дороге разбойникам и был ими тяжело изранен. Иоанна принесли домой умирать, а он всё продолжал призывать на помощь любимого святого. Вдруг святой явился ему, омыл и перевязал ему раны, а затем пообещал полное выздоровление. Аллюзия на притчу о добром самаритянине, думаю, очевидна.

027-воскрешение кающейся грешницы в Беневенто.jpg
Ужас, летящий на крыльях ночи (это я про демона). Некая глубоко почитавшая св. Франциска дама из окрестностей Беневенто умерла. Когда к ее одру приблизились священники для совершения погребальных обрядов, усопшая вдруг встала и поведала удивительную историю. Она при жизни скрывала (в т.ч. и на исповеди) некий грех, за что должна была лишиться райского блаженства. Но святой Франциск посетил ее душу и повелел ей вернуться в тело, чтобы принести покаяние. После исповеди женщина умерла во второй раз, но уже для вечной жизни. На фреске в углу виден Франциск, умоляющий Богородицу, и ангел, прогоняющий от тела усопшей демона.

028-освобождение Петра из Алифе.jpg
Место действия – Рим, главный герой – некий Петр из Алифе (город в Кампании, куда я так пока и не добрался, ехать туда на том же поезде, что идет в Сант-Анджело-ин-Формис). Петр был еретиком, его посадили в темницу, откуда он уже отчаялся выйти. В заточении он раскаялся в своих прежних заблуждениях и призвал на помощь Франциска. По молитвам святого цепи упали с рук и ног Петра, а стены темницы раздвинулись. Аллюзия на освобождение апостола Петра из темницы очевидна.

Наверно, Джотто (или те трое мастеров, чью работу ему приписали) написал бы еще много фресок на такие сказочные истории, но стены базилики внезапно закончились))) Замечу. что в нефе Нижнего храма тоже есть цикл фресок о жизни святого Франциска, но они в гораздо худшем состоянии, и их часто “не видят” торопливые посетители.

Теперь вы знаете о жизни и посмертных чудесах святого Франциска столько же, сколько и я Джотто. В следующий раз мы с вами поглядим на более или менее хорошо сохранившиеся не-францисканские фрески Верхней базилики.

Источник: sibeaster.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.