Мегала метеора монастыри метеоры


Греция Трикала

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

История комплекса


Отшельники

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Образование монастырского комплекса

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию.


1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор» или Преображения. Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». В 1371 году в Метеоры прибыл эпирский Иоанн Уреш Палеолог, недавно принявший престол после смерти своего отца Симеона Синиши. Познакомившись с Афанасием Метеорским, Иоанн решил оставить управление страной и принял монашеский постриг под именем Иоасаф; в 1390-х годах, после смерти Афанасия, он стал игуменом Преображенского монастыря. С 1490 года настоятель Преображенского монастыря является руководителем всей монастырской общины Литополиса (скального города) Стаги.


Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри):

  • «Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
  • «Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
  • «Вседержителя» (Παντοκράτορα)
  • «Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
  • «Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
  • «Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
  • «Калистрата» (Καλλιστράτου)
  • «Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
  • «Преображенский» («Мегала Метеора») (της Μεταμόρφωσης)
  • «Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
  • «Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
  • «Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
  • «Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
  • «Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)

  • «Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
  • «Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
  • «Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
  • «Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
  • «Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
  • «Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
  • «Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
  • «Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
  • «Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
  • «Сретения» (Υπαπαντής)

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках (а в первые века существования комплекса монахами использовались сплошные леса из брусьев, крепившиеся в расщелинах скал). Подъём занимал более получаса; сети иногда рвались, монах-гимнограф так предупреждал об опасности: Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо.

Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Во время Второй мировой войны монастыри были разграблены немецкими и итальянскими оккупантами, пострадали они и в годы Гражданской войны. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни, при этом Метеоры стали популярным туристическим объектом.

Действующие монастыри

В настоящее время действует только шесть монастырей:


  • мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
  • женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

Преображенский монастырь (Великий Метеор)

Основная статья: Мегала Метеора

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.


В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371—1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Новый этап реконструкции собора пришёлся на середину XVI века, когда после посещения Метеоры патриархом Иеремией I монастырский комплекс вступил в период наивысшего расцвета. В это время была построена значительная часть дошедших до нас построек монастыря (больница, кухня, трапезная, дом для престарелых монахов), а Преображенский собор обрёл нынешний вид. Сохранившаяся роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Примечателен также деревянный резно трон игумена с перламутровой инкрустацией (начало XVII века).

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.


У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Монастырь неоднократно разграблялся турками (например, в 1609 и 1616 годах), в 1633 году пережил сильный пожар. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни обители предметов. Монастырь пострадал во время Второй мировой войны; после восстановления монастырских строений в помещениях Мегала Метеора была открыта гостиница, однако впоследствии монастырь вновь стал действующим.

Монастырь Варлаама

Основная статья: Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων). В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.


нако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев — Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

В 1550-х—1560-х годах церковь Всех Святых была расписана известным живописцем Франко Кателано (роспись основного храма была окончена в 1566 году). Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.


Монастырь Святой Троицы

Основная статья: Монастырь Святой Троицы (Метеора)

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней — вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы.


ам был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря — Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

Монастырь Русану или святой Варвары

Основная статья: Монастырь Русану

Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь Святого Стефана

Основная статья: Монастырь Святого Стефана

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) — самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Антонием Катакузиносом (племянником Симеона Уроша, сыном котороого был один из основателей Великого Метерора Иоасаф) и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги. Долгие годы монастырю щедро благотворили правящие дома Румынии. Во время турецкого владычества обитель вела просветительскую деятельность; на монастырские средства была построена школа в близлежащем городе Каламбака. В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.

В конце XIX века в обители проживал 31 монах, но к 1960 году монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.

Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII—XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Основная статья: Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), называемый также Радостным (греч. Άσμενος). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря. Первые письменное упоминание о монастыре относится к 1392 году.

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона.

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.

На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно приходили в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы; в 1960-х годах силами министерства археологии Греции монастырь был восстановлен и в настоящее время действует.

Порядок посещения монастырей

Монастыри открыты для посещения верующими и туристами в установленные дни и часы. Вход для граждан Греции бесплатный, для остальных — 3 евро.

Режим посещения монастырей:

Наименование монастыря Зимой (1/11-31/03) Летом (1/04-31/10) Закрыт
Преображенский монастырь (Великий Метеор) 9:00-16:00 9:00 – 17:00 Вторник (зимой и летом), Среда (зимой)
Монастырь Варлаама 9:00-16:00 9:00-16:00 Четверг (зимой), Пятница (зимой и летом)
Монастырь Святой Троицы 10:00-16:00 9:00-17:00 Среда (зимой), Четверг (зимой и летом)
Монастырь Русану или святой Варвары 9:00-14:00 9:00-16:00 Среда
Монастырь Святого Стефана 9:30-13:00 и 15:00-17:00 9:00-13:00 и 15:00-17:00 Понедельник (зимой и летом)
Монастырь Святого Николая Анапавсаса 9:00-14:00 9:00-15:30 Пятница (зимой и летом)

Фото

Источник: azbyka.ru

Монастыри Метеоры (англ. Meteora) являются одним из самых крупнейших монастырских комплексов на территории Греции. Само слово “Метеор” переводится с древнегреческого языка как “парящий в воздухе” или “небесный”. Ближайший крупный населенный пункт Каламбака (регион Фессалия), распологающийся у подножия Метеоры, имеет все необходимые условия чтобы принять гостей на ночлег. Здесь, на территории горного массива Пинд, и построены несколько монастырей.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Крупнейший монастырский комплекс Греции состоял из 24 монастырей, расположенных на вершинах скал. Монашеский центр процветал до XVII века, ныне сохранилось только четыре действующих православных монастырей (“Великий Метеор”, “Святого Николая Анапавсаса”, “Варлаама”, “Святой Троицы”) и 2 женских (“Русану” и “Святого Стефана”).

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

История монашеской общины Метеоры начинается в IX веке, когда в пещерах скал поселились отшельники. По воскресеньям и праздникам они собирались для совместной молитвы и трапезы. С увеличением числа монахов были построены первые два скита Дупиани и Стаджи. Их основание положило начало монашескому «государству» Метеора.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Когда в XIII веке начались нашествия в Грецию крестоносцев и завоевателей с соседних государств, отвесные скалы Метеоры стали надежной защитой монахам. В 1334 году монах Афанасий (Метеорский) основал монастырь «Преображения Господня» или «Великий Метеор», ставший главным и самым знаменитым строением комплекса. Согласно легенде, именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». Он также ввел строгие правила поведения в сообществе, в том числе исключение женщин из общины.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Практически все скалы, на которых были построены монастыри, достигали высоту более 500-600 метров. Так монастырь “Преображения Господня” был построен на высоте в 613 метров.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Все сталагмитовые горы являются редким геологическим явлением. Скалы, на которых был построен монастырский комплекс Метеора, образовались около 60 млн. лет тому назад и когда-то были каменистым дном доисторического моря. Благодаря длительному воздействию целого ряда природных факторов, таких как ветер, вода и перепады температур, скалы приобрели форму массивных каменных столбов.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

К каждому монастырю ведет хорошая асфальтированная дорога и каменные ступеньки, что сделало их доступным и популярным туристическим центром. Слева от дороги, у подножия Метеоры, стоит скит Дупиани и часовня Девы (XII век). Рядом находятся разрушенные монастыри.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Монастырь «Святого Николая Анапавсаса» (XVI в) расположен на узкой скале, что вынудило монахов разместить храмы и кельи на нескольких уровнях, похожих на лабиринт. Стены храма украшают прекрасно сохранившиеся фрески Феофана, известного критского иконописца.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

В шести километрах дорога разветвляется на юг и север. Справа находится монастырь «Русану», расположенный значительно ниже других строений Метеоры. Он был построен в 1288 году и отреставрирован в 1545 году как женский монастырь святой Варвары. Храм содержит фрески критской школы (XVI в).

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Южная дорога ведет в монастырь-музей «Святого Стефана» (XIV в) – самый богатый в метеорском комплексе, расположенный на особенно красивой скале, возвышающейся над городом Каламбака. Крутое ущелье отделяет вершину от основной горы. Единственный доступный вход – подвесной мост длиной 8 метров. Здесь обучают иконографии и открыта экспозиция монастырских реликвий.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Вернувшись на перекресток и поднявшись 195 шагов на север вы попадете в монастырь «Варлаама». Его построили в 1518 году братья Феофан и Нектарий, сыновья богатой семьи, на месте старого строения отшельника Варлаама. Часовня Всех Святых щедро украшена фресками Франгоса, критского живописца, мозаиками из слоновой кости и перламутра. В трапезной открыт музей древних рукописей.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Дорога заканчивается у стен «Великого Метеора» – крупнейшего и самого высокого из монастырей Метеоры. Раньше для входа использовалась плетеная лестница. В 1922 году в скале прорубили 115 крутых ступеней, но сеть до сих пор используется для подъема провизии. Великий Метеор неоднократно достраивался и расширялся. Иоасаф, последний сербский царь, возвел Преображенский собор и украсил его ценными иконами. В бывшей трапезной открыт музей монастырских драгоценностей и редких книг.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Монастырь Святой Троицы — мужской православный монастырь на одной из скал Фессалии в номе Трикала, Греция. Один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей.

Не существует достоверных свидетельств о дате основания обители. Один из неподтвержденных переводов свидетельствует, что монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. Однако существует историческое упоминание о монастыре Святой Троицы вместе с монастырем Мегала Метеора, датированное 1362 годом в приказе Симеона Уреша Палеолога. Достоверно известно, что возведение собора состоялось в 1476 году, на это указывает надпись на южном фасаде храма.

Сейчас комплекс обители состоит из часовни, балконного замка, алтаря, монашеских келий, покрытых низкими сводами. Настоящим украшением является Собор, посвященный Святой Троице. Позади собора расположен балкон, с которого открывается живописная панорама.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Монастыри Метеоры одно из самых интересных мест во всей Греции. Уже на протяжении более ста лет монастырский комплекс посещают тысячи туристов. Изначально попасть в монастыри Метеоры можно было только по подвесной лестнице, однако в начале прошлого века к вершинам скал были проложены дороги и сделаны каменные ступени. До сих пор остаётся тайной, как во время строительства монастырского комплекса на скалы доставлялись стройматериалы.

Монастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, ФессалияМонастыри Метеоры (Meteora) Греция, Каламбака, Фессалия

Все сооружения комплекса открыты для посещения с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00, ежедневно летом, зимой монастыри закрыты в некоторые будние дни. Стоимость входа: 2 евро. Следует соблюдать строгую форму одежды: плечи должны быть закрыты, мужчины – носить длинные брюки, женщины – длинные юбки.

Источник: www.mirkrasiv.ru

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО МЕТЕОРА

наверх

Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302—1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным — свое образование он получил в Салониках и Константинополе — виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон, но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек).

Слухи о монахе Афанасии быстро распространились — за первые 10 лет много молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство — киновию — по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия святой Иоасаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн — (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор» где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание архитектурной программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря.

В середине XVI века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил патриарх Еремий I. С этого времени начинается новый выдающийся период, который связывают с монахом Симеоном, расширившим Собор монастыря, алтарь и построивший ряд малых зданий монастыря. Мегало Метеора — результат последовательной работы трех значительных фигур: cвятого Афанасия, Иоасафа и игумена Симеона.

Большой Метеор на протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель.

ОПИСАНИЕ МЕТЕОРА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

наверх

Архитектура Метеора Преображения Господня 

Собор монастыря Мегало Метеора — это итог сочетания трех различных этапов строительства:

  • древний храм святого Афанасия;
  • храм, который построил его преемник Иоасаф;
  • храм, отстроенный 1545 года игуменом Эпира Симеоном.

Восточная стена храма выглядит так: византийская кладка и своды с двумя куполами, арками и наклонными крышами. Внешними особенностями храма является кладка стен квадратными камнями, окруженными кирпичами через ряд. Эти тонкие кирпичи также окружают арки над окнами, заканчивающиеся зубцами и керамически-пластическими украшениями.

На мраморной плите на месте маленькой колонны арки окна есть надпись о реставрации храма, выполненная игуменом Иоасафом:

«В 1388 году храм Господа Бога Иисуса Христа отреставрирован монахом Иоасафом … «

На северной стене сохранилась единственная полная сцена Второго Пришествия, принадлежащая к периоду первого оформления Собора во времена святого Афанасия. Слева от входа высечена надпись о строительстве храма в 1544—1545 гг. под руководством игумена Симеона:

«Построен этот уважаемый храм Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа на взносы и усилиями братьев обители в 1545…»

Живописное убранство Мегала Метеора

Живописное убранство Собора также выполнялось в три этапа, правда, с большими перерывами друг от друга. В первый этап создана роспись храма (это было примерно в 1388 году). Единственной сценой, сохранившейся с тех времен, является Второе Пришествие на внешней стороне северной стены старого собора. Основу композиции составляет Христос Пантократор под сводами, окруженный двумя ангелами. Слева и справа под сводом Богоматерь и Иоанн Предтеча, умоляющие Христа о спасении человечества. В центре — фигуры апостолов, сидящих на прямоугольной скамье. На двух нижних поясах композиции изображен Рай и Ад с праведниками и грешниками соответственно. В дверях, которые были построены в 16 веке, изображены прародители.
Во втором этапе отделки храма в 1483 году появились настенные фрески старого Собора, который после расширения представляет собой алтарь нового храма Преображения. Все фрески, кроме фресок на куполе и арке, относятся к 3-му этапу (1552 г.). Надпись на северной стене храма указывает:

«Заложен фундамент и построен этот божественный и уважаемый храм Господа Бога Иисуса Христа усилиями и на средства Его Преосвященства Отца Святого Афанасия и Святого Иоасафа в 1387/8 году, которые являются также его учредителями, убранство храма было осуществлено усилиями и на средства меньшего брата в месяца ноябре 1438 году.»

На низком поясе изображены фигуры святых исключительно мужского пола, кроме Святой Елены в композиции, посвященной ей и Святому Константину (справа и слева от Христа соответственно). Отсутствие женских образов большинство исследователей связывают с тем, что Преображенский собор монастыря Мегало Метеора, основанного по образцу афонских, действовал как храм, который разрешено было посещать только мужчинам.В центре купола Всевышний, окруженный ангельскими силами, пророками и евангелистами. Под аркой святилища изображена Богоматерь с малышом. Четыре сцены из жизни Христа изображены на стенах храма: Вознесение, Пятидесятница, Удивительный улов рыбы и Сретение. В помещениях и под сводами основного храма представлено 12 сцен: Рождество Христово, Тайная вечеря — в южном помещении, Распятие Христово и Воскресение Христово — в северном. Преображение находится во внутреннем куполе входа. Сретение и Камень — в южном и северном куполе. На следующем поясе старого Собора изображено Благовещение, на западной стороне колонн святилища — сцены мученичества Христа: Молитва в Гефсимании, Предательство Иуды, Отречение Петра, Встреча Христа с самаритянкой, Оплакивание Христа и др.

Настенные фрески старого собора Великого Метеора создавались на протяжении 30-ти лет мастерами одной художественной мастерской, работавших над иконописью храмов в Фессалии, Западной Македонии, Сербии, Болгарии. Особые черты и качество живописи свидетельствуют о том, что они получили хорошую художественную подготовку. Соседство «мастерской Кастории» с прибрежной местностью Далматии, которая находилась под игом венецианцев, откуда мастера имели возможность общаться с западными коллегами.

После реставрации храма Преображения в 1545 году, новый храм и неф украсились новыми фресками в 1552 году. Значительные площади, возникшие в конце1545 г., позволили расцвести богатой иконописной программе. Центр оформления основного храма представляет собой купол с изображением Вседержителя. В четырех углах — евангелисты. Основу иконописной программы составляют 4 сцены: Преображение, Распятие и Снятие Иисуса с креста, Воскресение. Вокруг этих грандиозных сцен расположены многочисленные миниатюрные сцены из жизни Христа.

Композиции нового Собора изображены свободно на поверхностях — с одной стороны, а с другой — они подражают традиции тонкого, даже обостренного, изображения живописных образов. Несмотря на многоплановость сцен и большие поверхности, они очень гармоничны и вполне понятные, хорошо спланированы, даже изящны.

По другой версии, настенные фрески нового Собора Великого Метеора выполнил не менее известный критский художник Джордже, ученик Феофана Стрелитзаса, создавший иконопись Собора монастыря Дионисия на Святом Афоне (1547 г.).

Украшением нового храма также служит иконостас с чрезвычайным багатсвом тем. Старая его часть, которая датируется 1634—1635 гг, выполнена «рукой Иоанна», о чем свидетельствует надпись. Все же большая его часть реставрировалась, дополнялась многократно и закончена лишь в 1791 году, как говорят две других надписи. Новый иконостас реставрировали художники с материка: Константин из Линотопи и Костас с Мецово.

Здания на территории монастыря

На территории монастыря также находятся 2 меньшие часовни:

  • Часовня Иоанна Крестителя — достроена до южного святилища и соединенная с ним. Часовня небольшого размера, имеет купол. Не реставрировалась еще с 18 века. На самом деле, время создания первоначального здания был гораздо более древним.
  • Часовня Святого Константина и Святой Елены — отдалена на несколько метров от Собора, расположена на юго-западе. Помещения также небольшого размера, построенные по типу поствизантийского простого королевского с куполом, без настенного иконописи. Купол опирается на четыре имитационные арки и извне многоугольным.

Надпись на стене у входа сообщает, что часовня построена в 1789 году, когда игуменом был Парфений Орфидис, за счет монаха Дионисия и его сына — иеромонаха Захария, которые происходили из одного из поселков Конице.

Алтарь построен в северной части храма и является работой игумена Симеона. Надпись справа, над входом, указывает, что алтарь построен в августе 1557 года:

«Возведен с фундамента этот алтарь усилиями и на взносы всех братьев обители и на средства игумена отца Симеона — иеромонаха — в месяце августе 1557 года.»

Алтарь представляет собой купольное удлиненное помещение длиной в 35 метров, которое на восточной стороне переходит в свод. Внутри алтарь разделен на 2 свода, опирающиеся на 5 колонн. Шесть видоизмененных частей покрыты «лодочными» куполами, кроме четвертого, который покрывают два крестообразные купола, и пятого — его покрывает два полукупола. Внешне архитектура алтаря имеет следующие особенности: многоугольный купол, украшенный имитационными апсидами и керамико-пластическими элементами. В нише алтаря изображена Богоматерь на престоле с малышом среди архангелов.
Сегодня алтарь превращен в музей, где экспонируются ценные реликвии монастыря: переносные иконы, среди которых исключительное место занимают Скорбящая Богоматерь и Христос во гробе, датируемые концом 14 века. Также выставлены серебряная церковная утварь, священные ризы, вышитые золотом плащаницы и священные Евангелия.

Кухня монастыря и очаг построены в северной стороне алтаря. Это прямоугольное помещение большой площади, покрытое полностью куполом, имеет форму полукруга с малым куполом; через окошко которого выходил дым. Сейчас это действующий музей, где представлены древние деревянные и глиняные сосуды монастыря.

Больница находится перед алтарем Собора. Величественное купольное здание некогда было даже двухэтажным. Купол опирается на 4 колонны, как и больница монастыря Варлаама. В больнице построено 9 помещений, 8 из них покрыто крестообразными куполами. Под крышей порога сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что больница и дом построен престарелых в Великом Метеоре построены на взносы, усилиями и на средства монахов в июле 1572 года.

ФОТОГРАФИИ МЕТЕОРА ПРЕОБРАЖЕНИЯ. ГРЕЦИЯ

наверх

ВИДЕО МЕТЕОРА ПРЕОБРАЖЕНИЯ. ГРЕЦИЯ

наверх


Источник: www.planet-earth.ru

История комплекса

Отшельники

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Коридоры монастыря Святой Троицы
pinterest button Коридоры монастыря Святой Троицы Testus, GNU 1.2

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Образование монастырского комплекса

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор» или Преображения.

Фрески
pinterest button Фрески Fingalo, CC BY-SA 2.0

Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». В 1371 году в Метеоры прибыл эпирский Иоанн Уреш Палеолог, недавно принявший престол после смерти своего отца Симеона Синиши. Познакомившись с Афанасием Метеорским, Иоанн решил оставить управление страной и принял монашеский постриг под именем Иоасаф; в 1390-х годах, после смерти Афанасия, он стал игуменом Преображенского монастыря. С 1490 года настоятель Преображенского монастыря является руководителем всей монастырской общины Литополиса (скального города) Стаги.

Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов.

В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (выделены ныне действующие монастыри):

  • «Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
  • «Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
  • «Вседержителя» (Παντοκράτορα)
  • «Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
  • «Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
  • «Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
  • «Калистрата» (Καλλιστράτου)
  • «Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
  • «Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
  • «Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
  • «Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
  • «Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
  • «Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
  • «Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
  • «Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
  • «Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
  • «Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
  • «Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
  • «Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
  • «Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
  • «Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
  • «Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
  • «Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
  • «Сретения» (Υπαπαντής)

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках (а в первые века существования комплекса монахами использовались сплошные леса из брусьев, крепившиеся в расщелинах скал). Подъём занимал более получаса; сети иногда рвались, монах-гимнограф так предупреждал об опасности:

Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Во время Второй мировой войны монастыри были разграблены немецкими и итальянскими оккупантами, пострадали они и в годы Гражданской войны. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни, при этом Метеоры стали популярным туристическим объектом.

Действующие монастыри

В настоящее время действует только шесть монастырей:

  • мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
  • женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

Преображенский монастырь (Великий Метеор)

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Преображенский монастырь
pinterest button Преображенский монастырь Fingalo, CC BY-SA 2.0

Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371—1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Новый этап реконструкции собора пришёлся на середину XVI века, когда после посещения Метеоры патриархом Иеремией I монастырский комплекс вступил в период наивысшего расцвета. В это время была построена значительная часть дошедших до нас построек монастыря (больница, кухня, трапезная, дом для престарелых монахов), а Преображенский собор обрёл нынешний вид. Сохранившаяся роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Примечателен также деревянный резно трон игумена с перламутровой инкрустацией (начало XVII века).

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Монастырь неоднократно разграблялся турками (например, в 1609 и 1616 годах), в 1633 году пережил сильный пожар. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни обители предметов. Монастырь пострадал во время Второй мировой войны; после восстановления монастырских строений в помещениях Мегала Метеора была открыта гостиница, однако впоследствии монастырь вновь стал действующим.

Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων).

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

Монастырь Варлаама
pinterest button Монастырь Варлаама Dido3, GNU 1.2

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев — Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

В 1550-х—1560-х годах церковь Всех Святых была расписана известным живописцем Франко Кателано (роспись основного храма была окончена в 1566 году). Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

Монастырь Святой Троицы

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней — вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

Монастырь Святой Троицы
pinterest button Монастырь Святой Троицы Dido3, GNU 1.2

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Храм был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря — Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

Монастырь Русану или святой Варвары

Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Монастырь Русану
pinterest button Монастырь Русану Testus, GNU 1.2

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь Святого Стефана

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) — самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Антонием Катакузиносом (племянником Симеона Уроша, сыном котороого был один из основателей Великого Метерора Иоасаф) и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги. Долгие годы монастырю щедро благотворили правящие дома Румынии. Во время турецкого владычества обитель вела просветительскую деятельность; на монастырские средства была построена школа в близлежащем городе Каламбака.

Монастырь святого Стефана
pinterest button Монастырь святого Стефана Dido3, GNU 1.2

В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.

В конце XIX века в обители проживал 31 монах, но к 1960 году монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.

Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII—XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Источник: greece-ru.touristgems.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.