Базилика сант аполлинаре нуово в равенне


Базилика Сант Аполлинаре Нуово – одна из раннехристианских церквей города Равенна, была построена в 493-526 годах королём остготов Теодорихом Великим. Базилика была возведена рядом с королевским дворцом, от которого до наших дней сохранились лишь развалины, и имела статус придворной церкви Теодориха Великого. Правитель Королевства остготов исповедовал арианство – еретическое течение в христианстве, получившее статус государственной религии в поздней Римской империи в IV-VI веках, поэтому и построенная им церковь, освящённая в честь Христа Спасителя, была арианской и оставалась таковой вплоть до 561 года. После завоевания Равенны византийским императором Юстинианом I все арианские храмы были переданы православным христианам, и в 561 году базилика была освящена в честь святого Мартина Турского – ярого борца с арианской ересью. По требованию Папы Римского Григория I большинство арианских мозаик, украшавших храм, были либо удалены, либо переложены. Своё нынешнее название церковь получила в 856 году, когда в неё из базилики Сант Аполлинаре ин Классе были перенесены мощи Святого Аполлинария – покровителя города Равенна.


ам был освящён в честь Святого Аполлинария, а приставку "нуово" в название базилики добавили, чтобы отличать её от храма с тем же названием, расположенным в районе древнего порта Классе. В 1748 году мощи Святого Аполлинария были возвращены на своё прежнее место, но название базилики Сант Аполлинаре Нуово менять из-за этого не стали. За свою долгую историю базилика несколько раз перестраивалась – в X-XI веках к церкви была пристроена 38-метровая колокольня цилиндрической формы, в XVI веке – мраморный портик и апсида, в XVII веке в базилике появился великолепный кессонный потолок, а в XVIII столетии к северному нефу были пристроены восемь боковых часовен. Внешне базилика Сант Аполлинаре Нуово представляет собой типичное остготское храмовое сооружение, она имеет три нефа, разделённых рядами из мраморных колонн с капителями (по 12 колонн с каждой стороны), привезенных из Константинополя. Центральный неф завершается барочной апсидой, перед которой расположен большой пресвитерий. С арианских времён в церкви сохранились рельефный престол и амвон в главном нефе, сень из порфира, преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста, а также часть мозаик, на которых изображены евангельские сюжеты, дворец Теодориха Великого и порт Классе. Мозаики базилики Сант Аполлинаре Нуово расположены в три яруса – верхний ярус посвящён сюжетам из Нового Завета, а также сценам из Чудес и Страстей Христовых (по 13 мозаик каждого цикла), на мозаиках среднего яруса изображены лики 36 пророков и святых, на мозаиках нижнего яруса – процессии христианских мучеников и мучениц. В 1996 году базилика Сант Аполлинаре Нуово в числе других раннехристианских памятников Равенны была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Базилика Сант Аполлинаре Нуово
Basilica di Sant’Apollinare Nuovo
Адрес: Via Di Roma 52, Ravenna, Italia
Тел: +39 0544 541688
Факс: +39 0544 541680
E-mail: [email protected]
Web: ravennamosaici.it/?page_id=21
Как добраться: Ближайший международный аэропорт имени Федерико Феллини (Aeroporto internazionale Federico Fellini), Римини – 70 км
Аэропорт Равенна (Aeroporto di Ravenna или La Spreta Airport) – 7 км
Железнодорожный вокзал Равенна (Stazione di Ravenna) – 600 м
Автобусная остановка V. Di Roma St Apollinare Nuovo – 50 м
Период действия: постоянно
Режим работы: 1 ноября – 28 февраля:
Понедельник – воскресенье с 10:00 до 17:00
1-25 марта, октябрь:
Понедельник – воскресенье с 09:30 д.

узей (часовня святого апостола Андрея Первозванного и трон из слоновой кости), баптистерий Неона, Базилику Сант Аполлинаре Нуово, Базилику Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии (за посещение последнего с 1 марта по 15 июня необходимо доплачивать 2 EURO)

Источник: www.tury.ru

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.


Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

А.Блок

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

В городе Равенна самыми известными достопримечательностями является раннехристианская и византийская мозаика, которая украшает стены церквей, памятники и музеи. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад.
Вы знаете, такое изобилие мозаики можно увидеть разве, что только в Стамбуле. Мозаики, что называется, абсолютное must-see. Очень необычно для Италии.
И очень красиво. Через фото не передашь, конечно.
А еще Равенна – это морской курорт на берегу Адриатического моря. Но на Новый год нам моря не захотелось, поэтому мы отправились в старую часть города смотреть мозаики.

Рекомендую сразу купить комплексный билет, включающий в себя посещение 5 знаковых мест города.  Стоимость единого билета "Мозаики Равенны" — 9,5 Евро. Вместе с билетом вам выдадут карту. Так что ваша прогулка будет напоминать скорее квест – найти нужное место и поставить "дырочку" в билете.)))


Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Вот эти места…

–  Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant'Apollinare Nuovo).
Неонианский баптистерий (Баптистерий православных),
– Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости),
– Базилика Сан Витале
– Мавзолей Галлы Плацидии.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant'Apollinare Nuovo) была построена в конце V – начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. В IX веке освящена в честь покровителя города святого Аполлинария.  В эту церковь были перенесены реликвии святого Аполлинария и с тех пор церковь стали называть его именем.
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всей длине храма: от паперти до алтаря. Самый верхний ряд – изображение сцен из земной жизни Христа.


Здесь представлены следующие сюжеты: Брак в Кане Галилейской, насыщение пяти тысяч человек, призвание апостолов Андрея и Петра, исцеление слепорожденного, исцеление кровоточивой; Христос и самаритянка у колодца, воскрешение Лазаря, мытарь и фарисей, лепта вдовы, Иисус Христос отделяет овец от козлищ на Страшном суде, исцеление больного в Капернауме, исцеление одержимого бесом, исцеление расслабленного у источника Вифизда.

Здесь также представлены сцены страданий Христа и события по Его Воскресении: Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Христос перед Пилатом, отречение Петра, крестный путь на Голгофу, святые жены-мироносицы у Гроба, апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, неверие святого Фомы.Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Средний ряд, расположившийся на высоте окон, изображает ветхозаветных пророков. Нижний ряд называется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Среди мучеников: священномученики Лаврентий архидиакон и Викентий диакон; Климент, Корнилий, Сикст II, папы Римские; Мартин, епископ Турский и другие. Ряд венчает Иисус Христос на троне в окружении четырех Ангелов. Среди мучениц: святые девы Кикилия, Анастасия Узорешительница, Агния, Евлалия, Агафия Катанская, Виктория, Евфимия, Иустина. За мученицами следует изображение трех волхвов: Валтасара, Мельхиора и Гаспара, которые спешат принести дары Рожденному Богу.


Базилика сант аполлинаре нуово в равенне
Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом Христом в окружении четырех Ангелов.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения. Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Мавзолей Теодориха находится в отдалении от центра города, в противоположную сторону от центра за вокзалом.

Равеннский кафедральный собор (Duomo di Santo Spirito )Базилика Святого Духа. Баптистерий православных.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Здесь проводили обряды крещения. Внутри – бесценные мозаики! Уникальные византийские мозаики выполнены из очень мелких разноцветных камешков.
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне


Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

На куполе выложена сцена крещения Христа. Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа – со всеми анатомическими подробностями, а также языческая персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Вода, окропляющая Христа, льётся на него из клюва голубя (Святого Духа). Вокруг центрального медальона – двенадцать апостолов, фигуры апостолов разделены пальмами.

По центру расположена купель для крещения.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне
Сама базилика была не доступна.
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

По тому же билету посетили Архиепископскую Капеллу и Музей (Cappella Arcivescovile O Di Sant'Andrea, Museo Arcivescovile di Ravenna). Это все пристройки к собору.Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Архиепископский музей не особенно впечатлил, только что позволил разглядеть поближе древнюю мозаику.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне


Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Капелла Святого Андрея (Архиепископская) понравилась очень. Самая большая ценность в этой капелле — мозаика, хотя и самая маленькая из мозаик Равенны. Это орнаменты из цветов (лилии и розы) и листьев, а также 99 изображений птиц.  Есть и религиозные сюжеты – например, Христос-воитель, попирающий льва и змея. Мозаика украшает люнет над входом в основное пространство капеллы – Христа без бороды и в облике воина, в римских доспехах, с наброшенным поверх них голубым плащом с булавкой.Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Следующий пункт нашей программы – Базилика Сан Витале  (Basilica Di San Vitale). Считается главным храмом Равенны. Базилика была заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского – Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне.  Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином. Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином,  Виталий был подвергнут пыткам,  после чего был похоронен заживо (засыпан камнями).


Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

С другой стороны (сада..)
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

В центральной апсиде изображен Христос между Ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец.
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

В парке у Сан-Витале можно видеть  древние саркофаги …

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo Di Galla Placidia), датируется второй четвертью V века, украшен самыми ранними из сохранившихся местных мозаик. Тела римской принцессы Галлы Плацидии (386-452), дочери императора Феодосия и сестры императора Гонория, сдавшего Рим варварам, там нет. И никогда не было, судя по всему. Хотя саркофаг стоит. Их даже три. Имеющиеся в мавзолее саркофаги из греческого мрамора, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам ( её сыну Валентиниану и второму мужу, Констанцию III), по мнению ряда исследователей, изначально не находились тут – появились они только в XIV веке. Откуда их притащили – неизвестно, но они тоже очень старые. Так называемый "саркофаг Галлы Плацидии" в центре, лишён декора и явно не закончен. Скорее всего, он принадлежал какому-то неизвестному, но богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

В связи с этим есть несколько историй из этих самых саркофагов.
История с саркофагом типа Галлы Плацидии. Раньше через большое окно в задней части саркофага (оно сейчас замуровано) можно было видеть тело, усаженное на кипарисовый трон.Это была намеренная попытка убедить всех в том, что это тело именно Галлы, и сделана дырка была в XIII – XIV веках. Но в 1577 году местные мальчишки просунули через неё в саркофаг свечи, чтобы разглядеть тело получше, и вызвали тем самым пожар. После пожара  в саркофаге сохранились только несколько костей, череп и обугленные куски дерева. Окно замуровали, конечно, замуровали, а тех пацанов за любопытство выпороли, наверное.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Саркофаг типа Констанция (V век)  установлен слева. На его передней стенке изображён Христос в образе агнца с нимбом и два агнца без нимбов, символизирующие апостолов.  В 1738 году саркофаг был вскрыт, и там нашли почему-то целых два черепа с зубами. Кто и что – не выяснили. Но точно это был не муж Галлы.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Саркофаг Валентиниана (VI век), тот, что справа. В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены кости мужчины и женщины. Вот вам и Валентиниан!

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Внутри мавзолея – мозаики, которые делают его одним из важнейших памятников раннехристианского искусства. Главная – в центре полусферического купола, где помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности.
Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Этот  орнамент – просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в сувенирной лавке Равенны! Купили в подарок маме.))
В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.

В углах свода купола евангелисты, представленные львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей). Тусклый желтоватый свет из заделанных ониксом окон придает мозаикам особенно мистический вид.
Карл Густав Юнг, говорят, настолько проникся этими мозаиками, что написал, увидев их, целую кучу ценных трудов по психиатрии.
Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, отбывая срок в Шпандау, захотел отделать тюремную часовню в таком же стиле – но разрешения на это от тюремных властей не получил.

На этом наша программа минимум, расчитанная на один комплекный билет, была завершена.
Но есть места, которые нельзя в Равенне пройти мимо.

Так что продолжаем…

Нельзя было не посетить  гробницу Данте (Tomba di Dante), свой  нынешний облик она приобрела в 1780 году. С ней тоже не обошлось без приключений.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне
*Basilica di San Francesco

В 1321-году в  Basilica di San Francesco (piazza San Francesco), что рядом с гробницей, отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви. Лампа внутри горит на оливковом масле, которое ежегодно дарится Флоренцией на годовщину смерти поэта.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

На этом история не заканчивается.  Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт. В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, которая извещала о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.
Откуда было взяться праху, если тело Данте не подвергалось сожжению?
Нет, конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте – в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло.
Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не тела Данте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.

Рядом также Музей Данте (Museo Dantesco), в котором собраны работы, вдохновленные Данте Алигьери.
В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты, деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Очень понравился монастырский дворик с колодцем и фигурками мужчины и женщины.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Именем Данте здесь также назван Театр (Teatro Dante Alighieri) на площади Гарибальди (Piazza Garibaldi).

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Памятник Гарибальди есть, наверное, в каждом городе Италии! Он, как у нас Ленин когда-то был. Ведь в СССР не было ни одного города, чтобы там не стоял памятник Ленину, площадь Ленина, улица Ленина…

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Отсюда прямая улица ведёт к главной площади Равенны Пьяцца Дель Пополо ( Piazza del Popolo), ее еще называют сердцем города.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне
На площади возвышается венецианский дворец, в котором в настоящий момент находится мэрия (Ратуша).
Статуи святых заступников Равенны– Аполлинария и Виталия Миланского перед фасадом здания.

В завершении скажу, что Равенна —это, конечно, мозаики, которые не забудешь!
Вот даже обозначение улиц на домах выполнены здесь в виде мозаики…

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

До сих пор город – один из ведущих производителей мозаики в Италии.
Здесь можно купить что-то из мозаики – шкатулки, фигурки, бижутерию и даже елочные украшения (мы же все-таки былт там на Новый год! )  или современное мозаичное панно. А можно посмотреть, как работают мастера.)))Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Ребенку купили здесь набор из мозаичных камушек и специальный клей – будем творить уже дома.))

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

И обязательно – книгу на память. Здесь много иллюстраций и информации. Будет повод вернуться!
Рассказала только то, что удалось увидеть за один день.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Спасибо за внимание!

Источник: travelfrog.livejournal.com

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуова построена королем остготов Теодорихом как арианская церковь Спасителя. Во 2-й половине VI в. ее переосвятили в честь св. Мартина, епископа Турского. В IX в. храм снова переосвятили, на этот раз в честь местного свя­того – первого епископа Равенны Аполлинария. Его прах перенесли сюда из более отдаленной базилики Сант-Аполлинареин-Классе. Тогда же равеннскую базилику св. Аполлинария стали называть «Новой», чтобы не путать ее с базиликой в Классе. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуова -типичный образец равеннской архитектуры: трехнефная церковь, в которой отсутствует трансепт. Базилика разделена двумя рядами коринфских колонн из греческого мрамора (можно заметить выгравированные греческие буквы в капителях) с импостами. Алтарные колонны выполнены из порфира. В храме многое сохранилось с VI в.: кафедры, ажурные мраморные ограды и рельефная плита.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Пол лежит выше первоначаль­ного уровня на 1,2 м. В XVI в. пришлось провести реконструкцию стен, при этом, пожертвовав частью их, и вывести колонны на современный уровень.

Мозаичное убранство делится на 3 части. На фризе – 26 сцен эпизодов из жизни и страстей Иисуса Христа. Ниже, между оконными проемами – торжественные фигуры святых. Под окнами изображены святые мученики и мученицы. Слева и справа от алтаря соответственно Иисус с ангелами и Богоматерь с ангелами, а справа и слева от входа – дворец Теодориха и порт в Классе.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне:

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Памятник раннехрист. искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии, между 425 и 430 гг., на территории имп. резиденции. Маловероятно, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально являлся капеллой ц. Санта-Кроче и был посвящен св. Лаврентию; в 1602 г. при прокладке ул. Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением.

Мавзолей, сложенный из широкого рим. кирпича, относится к распространенному в IV-V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного лат. креста (12,75´ 10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения является преобладание голубых и синих тонов.

На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах – символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде. В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними – пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Петр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображен безбородым юношей с нимбом, облачен в золотую тунику с 2 синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг – изображения пасущихся овец.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. В противоположном люнете представлен архидиак. сщмч. Лаврентий, восходящий на раскаленную решетку – орудие его мучения; слева – шкафчик, на полках к-рого 4 Евангелия. Эту деталь композиции интерпретируют как принятие св. Лаврентием учения Христа и подражание Его мученичеству (Лазарев. С. 34). Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод зап. рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звезд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в рим. традиции оформления светских и культовых сооружений. Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчеркивают сочленения архитектурных поверхностей.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны по росписям катакомб и традиционны для погребального сооружения. Посвящение основного храма Св. Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы св. Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь, такой же крест несет сщмч. Лаврентий.

Мозаический ансамбль Г. П. м. стилистически выделяется среди др. памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции. Их отличает ясность композиционного замысла, изысканность колорита, типизированно-иерархические, но незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера др. мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты.

Уникальность мозаик Г. П. м. определяется и техникой кладки, позволившей добиться впечатления импрессионистичности живописи, передающей игру света и воздушность пространства. Мастера использовали смальту разного модуля и неправильной формы, укладывая ее под разным углом с небольшими зазорами между модулем набора, что позволило расширить палитру оттенков цвета за счет оптических эффектов преломления света. Скудное освещение интерьера сквозь небольшие окна, забранные пластинами полупрозрачного золотисто-коричневого агата, придает мозаикам качество мерцающего драгоценного материала, что усиливает контраст между суровым обликом мавзолея и великолепием мозаичного убранства интерьера, символизирующего Горний мир.

У торцовых стен зап., сев. и юж. рукавов размещены 3 саркофага. Напротив входа – саркофаг Галлы Плацидии, незавершенность отделки к-рого можно объяснить его вероятным языческим происхождением. На передней и задней стенках находятся 2 поля, подготовленные для надписи, но оставленные пустыми, а также глубокие отверстия, к-рые могли служить для крепления мраморной отделки и драгоценных украшений. Останки погребенной и деревянное убранство внутри саркофага сгорели в XVI в., когда, по одной из версий, неизвестный пробил отверстие в нижней части задней стенки саркофага, желая осмотреть его содержимое с помощью свечи. Саркофаг, расположенный в сев. рукаве, считается погребением имп. Констанция III, супруга Галлы Плацидии. На передней стенке высечен рельеф с изображением 2 агнцев, смотрящих вверх, где на горе, с к-рой сбегают 4 источника, стоит Агнец Божий. Композицию фланкируют изображения финиковых пальм. Саркофаг в юж. рукаве связывают с именем имп. Валентиниана III, сына Галлы Плацидии и Констанция, или Гонория, брата императрицы. Передняя стенка, согласно античной традиции, разделена на 3 ниши рельефными пилястрами. В средней нише представлена гора с 4 источниками и крест на ней. Под крестом, на поперечной перекладине к-рого сидят 2 голубя, изображен Агнец Божий. В боковых нишах высечены кресты.

Баптистерий Православных в Равенне:

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне — пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451—73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть. Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях — арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны — изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона. 
 Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы — золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса — образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение. 
 Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации).

4. Искусство раннего средневековья (архитектура, монументальная живопись), Великое Переселение Народов и расселение варварских племён на территории Европы. Искусство Рима VII – IX вв. (Малый римский ренессанс): Церковь Санта Прасседе и начало расхождения искусства Западной Европы и Византии. Искусство варварских государств VII – IX вв. и его особенности (меровинги: крипта в Жуарре; лангобарды: архитектура и скульптура «tempietto langobardo» в Чивидале; вестготы: Сан Юлиан де лос Прадос и школа Овьедо, Сан Педро де ла Наве в Саморе).

Когда пал Древний Рим и территория западноримской империи оказалась под властью германцев, вторгшихся в период Великого Переселения народов, население Европы представляло собой конгломерат народов, среди которых были и древние обитатели, и новые пришельцы. Границы новых государств были неустойчивы, сами они – недолговечны. Волны миграций сотрясали Европу вплоть до 10-11 столетий. На первых порах возникшие на землях бывшей римской империи королевства (остготов в Италии, вестготов – в Испании, вандалов – в северной Африке, франков – в Галлии) были связаны со средиземноморской культурой и находились в сфере влияния Византии – наследницы Рима. Главенство Византии признавал и Одоакр, отославший в Константинополь регалии западных императоров, и Теодорих, и другие. Но владычество Византии над германцами было номинальным, несмотря на все её попытки восстановить былые границы единой Римской империи.

Из возникших на развалинах Рима королевств наиболее жизнеспособным оказалось государство франков. Крещение Хлодвига дало им поддержку папства, а важнейшим явлением в жизни Европы после падения Рима было распространение монашества. Возникло оно в 4 в. на востоке, в Египте, где появились пустынники, бежавшие от соблазнов мирской жизни. Часто такие странники объединялись, так появлялись первые монастыри. Жившая замкнуто и уединенно монашеская община создавалась чаще всего на месте захоронения какого-либо святого – мученика или миссионера. Культ святых получает чрезвычайно широкое распространение. С ним связано и почитание реликвий, также хранившихся в монастырях. В монастырях создавали и переписывали книги, готовили священнослужителей, собирали библиотеки. Со временем они стали главными очагами интеллектуальной жизни средневековой Европы. Художественная культура этого времени единством стиля не обладает. В ней соседствуют элементы разнородных традиций: выросшего на античной основе раннехристианского искусства и искусства варварских народов. Великие вторжения, прошедшие через латинский запад, вызвали глубокие перемены в области эстетики, сказавшиеся на развитии всего искусства Средних Веков. Элементы раннехристианской традиции более всего сохранились в архитектуре. Правда, от нее мало что осталось. Обычно приходские и монастырские храмы имели форму базилики. Если церковь ставили над захоронением святого, под ее алтарной частью сооружали подземную капеллу – крипту (греч. тайник, укрытие). Стены расписывали фресками. Скульптура большого распространения не имела, лишь немного рельефов, мало связанных с античной традицией, согласно библейской заповеди "Не сотвори себе кумира!".

Самое полное представление об искусстве этого периода дают иллюминованные рукописи. В 7-9 веках в Риме наблюдается такая тенденция, которая впоследствии будет названа Малым Римским Ренессансом. Если до этого искусство варварских племен в основном опиралось на Византию, то теперь наблюдается существенное расхождение в стилях.

Одним из известных памятников архитектуры этой эпохи является церковь Санта Прасседе, основанная еще в 1 веке нашей эры и с тех пор множество раз перестраивавшаяся.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне Санта-Прасседе сохранила в целом вид классической трёхнефной базилики с апсидой. Главный неф отделён от боковых нефов колоннадой, первоначально состоявшей из 12 колонн с каждой стороны.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

В XIII веке для придания конструкции большей жёсткости главный неф был усилен тремя поперечными арками, опирающимися на мощные пилоны, которыми в соответствующих местах были заменены колонны. Таким образом, в настоящее время в каждом ряду находится 9 колонн и 3 пилона. Главный неф значительно шире и выше боковых, верхний регистр клерестория (пространства на колоннадой) содержит 8 окон для освещения, прорубленных при Карло Борромео вместо 24 первоначальных. К боковым нефам в разное время были пристроены 8 капелл, самой известной из которых является капелла святого Зенона.
Нижний регистр клерестория по указанию титулярного кардинала Алессандро Медичи (будущего Льва XI) был украшен циклом фресок на темы Страстей Христовых, каждую фреску «поддерживает» пара ангелов, держащих в руках орудия Страстей, соответствующие теме фрески. В следующей таблице перечислены фрески в порядке их следования от главного алтаря к главному входу и обратно против часовой стрелки.
Кроме того на стенах главного нефа Джованни Балдуччи выполнил цикл монохромных работ, посвящённых жизни Иосифа и Моисея. Входная дверь базилики обрамлена фальшивым мраморным (на самом деле, нарисованным) порталом. Тимпан «портала» украшен аллегорическими фигурами Веры и Справедливости, поддерживающих герб папы Климента VIII (работа Стефана Пьери (1542—1629); тому же автору принадлежит фреска с Благовещением по обеим сторонам «портала».

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Варварское искусство все еще во многом использовало традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варваров. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила общий упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период «Каролингского возрождения»; наиболее типичны баптистерии (в Пуатье, 4—7 вв.), крипты (например, Сен-Лоран в Гренобле, конец 8 в.) и церкви базиликального типа; в постройках часто использовались античные мраморные колонны. Один из примеров архитектуры меровингов этого периода – крипта Сан Поль в Жуарре.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

ХРАМ в Чивидале-дель-Фриули (Tempietto Longobardo) Сравнительно небольшой Темпьетто (сегодня это часовня Санта-Мария-ин-Валле) – наиболее сохранившийся объект лангобардского культурного наследия. Скульптуры в длинных драпированых одеждах, цветные фрески, лепнина и ажурная вязь архивольта, мозаичная абсида – в его оформлении сплелись воедино классика, раннее христианство и германские мотивы. В VIII веке этот храм стал каппеллой монастыря бенедектинок. В XIV столетии добавились некоторые наиболее сохранившиеся фрески, а также роскошные деревянные стасидии вдоль боковых стен.

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Источник: studopedia.ru

В Равенне мне посчастливилось побывать четырежды, и у меня сложился традиционный маршрут, по которому я обхожу местные памятники. После Баптистерия ариан (очень легко дойти без карты – до него от станции ведет прямая улица, с которой нужно свернуть один раз у указателя https://goo.gl/maps/dFnQDTUuumk) я возвращаюсь на виа Рома и следую по ней до базилики Сант-Аполиинаре-Нуово (https://goo.gl/maps/vjUfTBL49WG2), где беру билет, а далее уже иду, углубившись в карту (без нее у меня как-то с трудом выходит до Сан-Витале добраться). Карту выдают при покупке билета, и коли уж вы дошли до Сант-Аполлинаре, далее точно не заблудитесь))) О всех равеннских мозаиках есть неплохие статьи в русской Вики (еще бы! я там соавторствовал, скромность – наше всё), так что за историческими и архитектурными подробностями я отсылаю читателей к тем статьям. Мы же с вами будем наслаждаться мозаиками.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена при остготском короле-арианине Теодорихе Великом (правил в 493-526 годах), о чем до варварской барочной реконструкции можно было прочесть в пресвитерии. Изначально церковь была посвящена Христу Спасителю и примыкала к королевскому дворцу. После долгих Готских воин император Юстиниан сумел вернуть Италию в лоно империи, готы-ариане покинули полуостров, и арианские храмы были переданы православным. Бывшая базилика Христа Спасителя в 561 году была переосвящена в честь Мартина Турского. В 856 году сюда из церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи святого Аполлинария, первого епископа Равенны, и храм получил свое нынешнее имя ("нуово", т.е. "новая", объясняется тем, что в стенах Равенны была еще одна церковь в честь Аполлинария).
002-фасад.jpg
Портик, понятное дело, позднего происхождения. Достойна внимания лишь кампанила, круглая в плане, что свойственно для таких сооружений в Романье.

Я привел вас в Сант-Аполлинаре-Нуово, чтобы показать процессии мучеников и девственниц (на мозаиках, разумеется; в жизни церковные девы – это сплошной ПГМ, и таковых следует избегать любыми способами). На самом деле мозаик в базилике больше. Они расположены по южной и северной стенам в три ряда: на самом верху – евангельские сцены (для них требуется бинокль, в Сети есть только сканы из умных книжек, см.здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stories_of_Christ_mosaics_in_Sant'Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29), в среднем ряду череда неподписанных святых (они помещены между окнами, и фотографировать их – мука смертная, но есть в жизни герои: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Upper_zone_of_the_Byzantine_mosaics_in_the_nave_of_Sant'Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29). Мы же с вами ограничимся нижним рядом, который можно рассмотреть в деталях без применения оптических приборов и не рискуя ослепнуть от бьющего в глаза света из окон. Впрочем, фотографии я все равно буду брать из Вики; там, напомню, некий энтузиаст выложил их в супер-разрешении.

На южной стене из дворца Теодориха к сидящему на троне Христу Спасителю следует процессия из 26 святых мужей. Чаще всего их называют мучениками, но возглавляет их Мартин Турский, так что такое обобщение неверно.  Время создания мозаик  – предмет дискуссий, какая-то часть создана при готах, какая-то в эпоху византийского господства.
004-Христос с ангелами.jpg

Ну а теперь мы с вами следуем вдоль южной стены с востока на запад.
005-процессия мучеников.jpg
Все святые наделены индивидуальными чертами, хотя, по-видимому, сложившегося иконографического канона тогда еще не было в помине. Все святые изображены еще в римских тогах и туниках, но уже с нимбами; они предлагают их венцы славы Христу – такое мы уже видели на более ранних мозаиках Баптистерия ариан.

Открывает шествие Мартин Турский – титульный святой базилики (на момент создания мозаик), он один облачен в темный плащ поверх белой тоги.

За ним следуют два папы-мученика – Климент I (Мы с вами были в его многослойной базилике в Риме http://sibeaster.livejournal.com/44203.html, для российского читателя Климент памятен тем, что по легенде был убит в нашем наисакральнейшем Крыму) и Сикст II (Помните его первоначальную гробницу в римских катакомбах Сан-Каллисто? А эпитафию Дамасия в его честь: В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству"? http://sibeaster.livejournal.com/27265.html)

Следующим шествует святой Лаврентий – архидиакон папы Сикста II, погибший жуткой смертью в то же Валерианово гонение. Он  – единственный изображен не в белой, а в золотой тунике.

Далее опять следуют два папы, почитавшиеся мучениками, а именно Ипполит и Корнелий. Оба, правда, умерли не от руки палача, а в ссылке, а Ипполит был еще и первым в истории антипапой, но за давностью веков их имена прочно заняли место в числе мучеников.

Переходим к следующей картинке.
006-процессия мучеников.jpg
За Ипполитом и Корнелием Римскими (первые два слева) следует священномученик Киприан Карфагенский. В нашей традиции он печально известен сгоряча ляпнутой фразой "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец", но в общем и целом он – настоящий герой веры. Сохранились его подлинные Мученические акты, то есть протоколы судебных заседаний, на которых Киприан свидетельствовал о вере. Казнен в Валерианово гонение в 258 году.

Четвёртого слева, мученика Кассиана, я знаю только по имени, а вот следующие двое – Иоанн и Павел – наши старинные знакомые, титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло (http://sibeaster.livejournal.com/19152.html) и венецианской Сан-Дзаниполо (был долгий рассказ, начало здесь: http://sibeaster.livejournal.com/91285.html). Согласно житию, два брата были римскими офицерами и христианами (такое бывало), а казнены были Юлианом Отступником за отказ от принесения языческих жертв. Легенда очень героическая, но, в отличие от истории Киприана, скорее всего является поздней выдумкой, о чем с прискорбием сообщает даже наша ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/471229.html.
Пользуясь случаем, рекомендую рассказ http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/255816.html из френдленты; там очень много интересного рассказано о римской Санти-Джованни-э-Паоло.

Затем мы видим мученика Виталия (второй справа), за которым следуют его сыновья – миланские мученики Гервасий и Протасий. Чтобы увидеть Протасия, нужно сомтреть следующее фото:
007-процессия мучеников.jpg
На этом снимке Виталий, Гервасий и Протасий – третий, четвертый и пятый слева. О Виталии придется почитать в старой КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/15486a.htm. Как видите, его житие тоже сомнительно, но он нам ценен, во-первых, как патрон равеннской церкви Сан-Витале (на мой взгляд, лучшее, что есть в Равенне), а, во-вторых, как удобный предлог ничего не рассказывать о следующем за Протасием мученике Урсицине (шестой слева или второй справа). Ну а Гервасия и Протасия все, уверен, помнят по "Исповеди" блаженного Августина; к тому же, мы с вами видели их мощи в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html). Появление образов миланских мучеников Гервасия и Протасия в равеннских церквах (они есть не только в Сант-Аполлинаре-Нуово, но и в Сан-Витале) демонстрирует, как считается, зависимость равеннской церкви от миланской (по мне, так это весьма сомнительно, но с источниками спорить бесполезно)

Последний справа святой написан с ошибкой; его имя Набор, а не Намор, а почитается он вместе со своим товарищем по мученичеству Феликсом (Набор и Феликс столь же неразрывны в церковном сознании, как и Гервасий с Протасием). Феликса нужно смотреть на следующем снимке (первый слева, а Набора фотограф "срезал")
008-процессия мучеников.jpg
О Наборе и Феликсе можно кратко прочесть в КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/10666b.htm. Еще их в полный рост можно увидать в каплле Сан-Витторе-ин-Чело-д'Оро все в той же миланской Сант-Амброджо: http://sibeaster.livejournal.com/102042.html. Ну и как в случае с Виталием, Урсицином, Иоанном, Павлом и проч. их житие вызывает серьезное сомнение в достоверности; в ходе литургической реформы их память (я опять о Наборе и Феликсе) исключена из Римского календаря.

Второй слева – святой Аполлинарий, первый епископ Равенны (http://www.pravenc.ru/text/75622.html) и мученик. На момент исполнения мозаики Аполлинарий никакого отношения к даннму храму не имел, мощи его были перенесены сюда лишь в 856 году. Поэтому-то процессию святых возглавляет первоначальный титульный святой Мартин Турский, а Аполлинарий плетется в конце помещен в хвост процессии.

Следующие двое (третий и четвертый слева) – два прославленных воина-мученика, Себастьян и Дмитрий Солунский. Как видите, в те далекие века из Себастьяна еще не сделали красавца-качка, чьи живописные и скульптурные изображения наводнили западные храмы. Даже профессию этих двух мучеников не угадать: белые одежды и венцы славы нивелировали все прежние знаки отличия.

За мучениками – воинами идет мученик-епископ Поликарп Смирнский (+156), принадлежавший к поколению Мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. Сохранилось его "Послание к Филиппийцам" (например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam), а о мученичестве самого Поликарпа рассказывается в Окружном послании Смирнской церкви (http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/o_muchenichestve/).

За Поликарпом следует (крайний справа) очень известный западный святой – Викентий Сарагосский (http://www.pravenc.ru/text/158452.html).

Последняя фотография – "хвост" процессии
009-процессия мучеников.jpg

Поскольку великое терпение читателей и мои собственные скромные познания небезграничны, то просто перечислю мучеников, замыкающих процессию: Панкратий (Римский или Тавроменийский, т.е. Таорминский; они оба были широко известныи почитаемы), Хрисогон (ему посвящена римская базилика в Трастевере), Прот, Иовиний и Сабин. По замыслу мозаичистов процессия стартовала из некоего дворца (palatium):
010-Палатиум Теодориха.jpg
Как вы помните, базилика при Теодорихе находилась рядом с королевским дворцом, и есть ненулевые основания полагать, что изначально ко Христу шли не мученики, а Теодорих со своими приближенными. Византийцы, заняв Равенну, изображения еретиков изничтожили, но сохранили саму концепцию процессии, только теперь в этом крестном ходе шли не ариане, а безупречно православные святые.

Мы с вами, напомню, посмотрели пока что только южную (ткск, "мужскую") стену базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Будет еще северная – "женская" сторона. Не отключайтесь.

Источник: sibeaster.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.