Древнегреческие постройки


Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства: 

I. архаика, или древний период, — примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
II. классика, или период расцвета, — с 480 по 323 годы до н.э. — год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
III. эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.


Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины — на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков — прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.


Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание — базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них — храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии — священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.


Расцвет греческой архитектуры начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах — крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта — выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя — посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм — наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле — был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

Парфенон — Центральный храм Акрополя.


роительство его началось в 447 году до н.э. Руководил постройкой знаменитый скульптор Фидий. Парфенон построен из 46 колонн, размеры его 70 на 30 метров. Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины, но она была вывезена в Константинополь и погибла там во время пожара. О строительстве Парфенона любой грек может рассказать целую историю. Во-первых, под его конструкцией специальный фундамент, который помогает амортизировать землетрясения (они в Греции не редкость). Во-вторых, колонны Парфенона непараллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются непараллельны, но видно это только если поставить какой-нибудь предмет и смотреть на него с другой стороны Парфенона. В этом и заключался гений архитекторов — со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно. В последующую историю Парфенон был христианским храмом, а потом турки использовали его как пороховой склад. Во время осады Афин венецианцами случился взрыв и храм был частично разрушен. Восстанавливать его начали уже в 19 веке. 

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 — метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах — с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.


Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь.
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь

Храм Посейдона в Пестуме
Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Храм Посейдона в Пестуме Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета

Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета  Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Гибель Лаокоона Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции
  Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции:
а — фрагмент Парфенона, б — одежда, в — фрагмент капители Эрехтейона, г — золотой гребень, д — ваза, е — кресло, ж — стол.

Типы Древнегреческих храмов
Реконструкция гробницы Мавсола
Типы Древнегреческих храмов Реконструкция гробницы Мавсола

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух — и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.


Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд — для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуй богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э.


ликие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по — своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор — сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон — создатель знаменитого «Дискобола».

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии — ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие — либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями — и их немало, — которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон — это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники — либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в IV веке до н. э. Скопас. Самая большая известная нам его работа — участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма — рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон». Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей — они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали — их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства — полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов — покровителей города.

Демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными, поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят общественные здания.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Типы Древнегреческих храмов

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения народов с IV по VI территория Греции подвергается периодическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.

Источник: arx.novosibdom.ru

Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.

  Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.

  В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).

  Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.

  Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.

  Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.

Типы храмов
Типы храмов
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)

  Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.

  В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».

  Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах.  Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик. 

храм в антах
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция

  В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.

  Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.

периптер
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)

  Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма.  Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.

  Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.

Типы греческих ордеров
Типы греческих ордеров

  Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)

  Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.

  В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)

  Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.

  В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.

схема акрополь
Схема афинского Акрополя

  Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.

  Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.

  Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)

  Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.

  «Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.

  Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).

  Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.

схема диптера
План Диптера с двумя-тремя рядами колонн

  Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.

  Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.

  Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.

  Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.

Городские ворота из Милета
Городские ворота ионического города Милета в берлинском Пергамском музее (Античное собрание)

  Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.

  Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.

  Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.

  Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.

  В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.

  Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и  красоту пейзажа.

Источник: arch-simple.ru

Периоды развития

Древняя Греция — античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • Гомеровский период (середина XII — середина VIII в. до н. э.) – новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 – 330 гг. до н. э.) – период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 – 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только «на глаз», но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. Вид скульптур обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол – с туловищем, капитель – с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз – средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента – карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский – на коринфскую. Один стиль – на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной – крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов – вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами – слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов – симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции – горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник – пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма – дистиль – состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле — по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону культовых сооружений, но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора — открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища – мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий — замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра – круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения – параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены театр Диониса, храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для храмов Афинского акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам – Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами – целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи – главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион — дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

Источник: fb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.