Полигимния муза священных гимнов


Полигимния муза священных гимновМузы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна

Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело и новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они такие, таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?


«Парнаса жительницы, девы несравненны…»
«Музы» (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса Могучегремящего, которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана. Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала чувство жертвенности, побуждала преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги. Клио — муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение. Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт. Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку.


лигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира. Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей. Муза астрономии и звездного неба — Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и красивому, к небу и звездам. Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение. И наконец, у музы любви и любовной лирики — Эрато в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.

«Сквозь время пронеся огонь священный…»
Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский* ключ, и на горе Геликон** около источника Иппокрены. Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия.


этому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, являются связующей нитью между божественным и людьми.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
«Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:
Блажен человек, если музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Гесиод.

огония
В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к Солнцу, Свету, к Истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен — по местам, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, Парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»).

к, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала Школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага.

и обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.
Подлинное эолийское имя Сафо — Псапфа («ясная», «светлая»). Поэтесса называла себя служительницей муз, а современники называли ее десятой музой. Платон, например, считается автором такого двустишия:
Девять на свете есть муз, — утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь, Сафо!
Сафо стояла во главе тайного содружества дам, которое было посвящено музам и Афродите. Дом, где происходили встречи содружества, она называла «домом служительниц муз», домом света и радости. Известно также, что сюда, на остров Лесбос, всегда стремились странники в поиске исцеления, утешения и вдохновения.
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был посвящен музам.
Музейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души…»
Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения, в моменты, когда решалась его судьба.


и всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
 Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Впереди — долгая дорога
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли наконец то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, ко встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал. Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!


СНОСКИ

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

 * Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.
** Геликон — гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Дополнительно:

Дщери Зевеса Могучегремячего и Мнемосины,
О Пиериды, блестящие славой, почтенные музы!
Смертного раз посетив — ему вы всего вожделенней!
Вы, о пестуньи души, направляете к истине разум,
Властвуя твердо, ведете вы ум с его мощью благого,
Вы, кто священные таинства смертному люду открыли,
Клио, Эвтерпа и Талия, вы — Эрато с Мельпоменой,
Ты — Каллиопа, Урания — ты, и ты — Терпсихора,
И Полигимния с матерью и Евномией священной.
Многообразные, чистые, к мистам — явитесь, богини,
Рвенье даруя святое и милое песен богатство!
Из античного гимна


Обет
Там, где кастальские струятся воды,
И там, на склоне геликонских круч,
Где под копытом конским хлынул ключ,
Водил я, Сестры, с вами хороводы.
То были дни ученья и свободы,
И стих лился раскован и певуч,
Поэзии тогда блеснул мне луч,
Святилищ ваших озаряя своды.
Так пусть не медь, не бронза, не гранит,
А этот купол вечный сохранит
Слова мои на сотни лет, быть может:
Одной богине верен был Ронсар,
Свои стихи принес он музам в дар,
А сердце на алтарь любви возложит!
Пьер де Ронсар

Странствия муз
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
А.С. Пушкин

В строенье плоти сердце — мой Парнас,
Куда всхожу искать отдохновенье;
А мысли — музы, мне они подчас
Приносят в дар прекрасные виденья.

Пусть щедро капли падают из глаз, —
Восполнит Геликон иссякновенье;
Недаром здесь, средь гор и нимф, поэт
Велением небес увидел свет.


Ни императора щедроты,
Ни милость королевского ларца,
Ни ласковость святейшего отца

Не принесут так много мне почета,
Как эти лавры, что дает
Мне сердце, мысль и говор вещих вод.
Джордано Бруно

Гимн музам
Свет воспеваем, подъемлющий смертных горе, воспеваем
Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!
Души людей, коих жизнь, полонивши, ввергает в глубины,
Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущим,
Силой чистого таинства ум пробуждающей книги
Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,
След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то
Там они сбились с пути и упали на берег рождений
В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.
Ныне, богинив молю — уймите порыв мой тревожный!
Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!
Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,
С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно,влеките к священному свету скиталицу-душу!
 Пусть тяжелит ее мед ваши сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

Источник: www.bez-granic.ru

Описания Муз в исторических источниках

Слово «музы» в дословном переводе с греческого языка звучит как «мыслящие». От него происходило слово «музыка», которое в Древней Греции обозначало любую науку или искусство, которым покровительствовали Музы.

Численность Муз и их имена исторические источники подают по-разному. Девять общеизвестных имен (Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания) упоминают в своих трудах Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония»), Павсаний («Описание Эллады») и Диодор Сицилийский. Существуют и иные версии происхождения Муз, числа их имен. Однако Муза Полигимния упоминается только в версиях Гомера, Гесиода, Павсания и Диодора Сицилийского.

Места обитания Муз

Любимыми местами пребывания Дочерей Зевса считались территории близ гор Парнас и Геликон. Рожденные в Пиерии, они обожали ландшафты с прохладными пещерами, мягкими мхами, тенистыми рощами, чистой и струящейся водой. Именно в таких местах строились храмы, посвященные Музам, которые назывались мусейонами (аналог современного слова «музей»).

В обществе Аполлона Музы услаждали слух обитателей Олимпа. Дочери Зевса славят Богов, вещают о походах и битвах, а также воспевают законы и непрестанность их исполнения. В литературных источниках Древней Греции Музы обеспечивали гармоничную жизнь Олимпийцев. Именно этот сюжет чаще всего изображался на полотнах художников эпохи Возрождения, воспевая красоту человеческого тела.

История появления дочерей Мнемозины

Среди девяти сестер Муза Полигимния отличается одеждой (плотно облегающей фигуру) и позой (обычно облокачивается на скалу). Иногда изображается со свитком в руке, но всегда с задумчивостью на лице. На индивидуальных и групповых изображениях именно так изображается Муза Полигимния (фото см. ниже).

В зависимости от местности Греции ее покровительству приписывали разные искусства и науки: пантомимы, гимны, танцы, а также историю, геометрию, сельское хозяйство.

Дошедшие до современного времени источники свидетельствуют о том, что Муза Полигимния помнит все ритуальные танцы, песни, гимны, сложенные и исполненные во славу богов. Такой дар достался ей в наследство от матери Мнемозины (богини, которой подвластно Всеведение).

В классификации нового времени Полигимния – Муза риторики и ораторского искусства.

Значение имени и произношение

Как и у многих сестер, имя покровительницы риторики составное (из двух частей), оно дословно переводится – «знающая много гимнов». Стоит заметить, что в греческих именах ударение варьируется, но это не означает, что какой-либо из вариантов будет ошибочным.

К примеру, бог Дионис. Можно услышать его имя с ударением и на втором, и на третьем слоге. Что же касается вопроса: “Муза Полигимния – где ставить ударение в имени?”, то ударным слогом считается третий в русском языке. На латинском языке имя Музы звучит как Полигимния, а на греческом – Полимния, с ударением на втором слоге.

Кто взывал о покровительстве к дочерям Зевса?

Поскольку Музы – дети богов, то и сами они являются богами. Отсюда такое рвение обывателей в стремлении заручиться их поддержкой. Бытовало мнение среди древних греков, что Музы выбирают своих подопечных во время рождения. С самого раннего детства они общались с избранными, наделяли их человеческую сущность стремлением достичь совершенства в той или иной области человеческой деятельности, особенно – творчестве.

Однако это не означало, что все остальное человечество было обделено вниманием. Поскольку обращение к Богу должно быть пристойным, уважительным и содержательным, дочери Зевса являлись своеобразными проводниками в областях подвластным им. Муза Полигимния обладала влиянием в области ритуальных гимнов (которые часто называли «серьезной поэзией»). Это означает, что люди с ее помощью прославляли богов и возносили «в наилучшей форме» свои просьбы, которые могли «быть услышанными». В обществе с мифологическим образом мышления данное умение было наиважнейшим. В те далекие времена такой работой занимались жрецы, поэты, ораторы.

Обитель Муз

Повсеместно распространенный культ способствовал возведению соответствующих храмов. Ярким примером может служить Александрийский мусейон. В его состав входила также Александрийская библиотека. Сооружение являлось центром культуры и обучения.

Служители мусейона были представителями научного сообщества и занимались географией, математикой, астрономией, медициной, философией, поэзией и другими искусствами и науками. Этот храм являлся центром культурной и религиозной жизни на протяжении более восьми веков. Александрийский мусейон – единственный храм Муз, непрерывно работавший продолжительное время.

Художественные образы

Изображения Музы Полигимнии сохранились в основном на ритуальных предметах: вазы, саркофаги и другие. В Лувре можно увидеть саркофаг, на барельефе которого изображены все Музы с атрибутами. Примечательно, что на некоторых изображениях Полигимнию отмечали среди других как Гимно, Мнема (по Павсанию) или Хоро (на некоторых вазах). Вдохновлялись образом Полигимнии (Музы гимнов) на праведные труды известные художники: Джулио Романо («Танец Аполлона с музами»), Андреа Мантеньи («Парнас»), Джозеф Фагнани и Вуэ Симон («Муза Полигимния»), Рафаэль (фреска в Ватикане), Джованни Бальоне («Полигимния»), Иоганн Генрих Тишбейн («Девятая муза – Полигимния (риторика)»).

Благодаря распространенному культу Муз, до художников и скульпторов дошла достаточно скудная информация о Музе Полигимнии. Однако каждый творец, заручившись благословением, воплощает свое видение (и во многом эталоны красоты своего времени) совершенных дочерей Зевса. Полигимния отличалась внешней красотой, придавая вдохновение поэтам, усиливая, оживляя их речь.

Угасание культа Муз

Мифологическое мировоззрение процветало до тех пор, пока не наступил следующий исторический этап – христианизация Эллинов. В это время обитель Муз (Александрийский мусейон) начал терять свой вес в общественной жизни. Функции образовательного центра были переведены в другие структуры, а храм играл роль культового учреждения. Впоследствии мусейон был закрыт.

Такое положение дел не помешало поэтам и риторам проводить свои состязания многими годами позднее, на месте бывшего дома Муз. До тех пор, пока человечество не сможет объяснить доподлинно природу таланта, ему будут покровительствовать и вести по дороге вдохновения Музы.

Вместо заключения

По сохранившимся в исторических источниках сведениям, Музы были божественными не только в проявлении своих симпатий и покровительства, но и в гневе.

Плачевно закончился конфликт дочерей Пиера с дочерьми Зевса. Девушки были превращены в сорок. Поскольку красавиц было примерно столько же, сколько и Муз, можно услышать версию о богинях, с именами превращенных сорок. В этой истории еще раз подчеркиваются разные возможности человека и богов. Также бытует мнение, что миф красочно описывает соперничество художественных школ (уже в те времена все средства были хороши для достижения цели).

Однако свой гнев Музы обрушивали не только на людей. Им пришлось принять вызов от Сирен (Муз смерти). Миф повествует о том, как сладкоголосые Сирены, славившиеся нежным и мягким голосом, заманивавшие мореплавателей к скалам на верную погибель, бросили вызов дочерям Зевса. В итоге победа осталась на стороне Муз, а Сирены были безжалостно ощипаны. Можно предположить, что этот миф вкратце описывал атмосферу, царившую в кругу творческой элиты Греции. Стоит отметить, что в этом вопросе на протяжении многих лет мало, что изменилось.

Несмотря на всю серьезность и некоторую холодность, отстраненность Музы Полигимнии, по сравнению с ее сестрами, художественные образы, созданные ваятелями разных эпох, наполнены теплотой и нежностью по отношению к образу. Возвышенный лик не теряет своей божественности на протяжении многих веков.

Источник: www.syl.ru

Полигимния: обращаясь к небу

Анна Юдина

Она всегда изображается закутанной в тонкое прозрачное покрывало, ее голова увенчана венком из скромных цветов, лицо озарено таинственным и прекрасным светом.

Полигимния. Муза молитв и священных гимнов, божественного пения и обрядовых танцев. К ней взывали люди, когда стремились выразить свои мысли и чувства в стихах, обращенных к богам. В этих стихах они благодарили за благословение и вдохновение, за присутствие в своей жизни.

Основой мистических чувств древних эллинов, чувств, связанных с проявлением музы Полигимнии, было осознание таинства жизни и одухотворенности всего окружающего мира. Музы даруют человеку божественный дар стихосложения. Так рождается поэзия. Примером такой поэзии могут служить гомеровы гимны, гимны орфиков. Сейчас уже сложно определить их авторство, но ясно, что сохранилось уникальное собрание молитв-призываний, которые использовались на протяжении многих веков в практике мистерий древнегреческой религии. В гимнах проявляются основные черты мировоззрения древних греков: обожествление природы, освящение труда и человеческого единства, объявление бога в борьбе, истине и красоте, тяга к духовному восхождению.

Полигимния отражает принцип чистоты передачи божественных, небесных истин через слова, и поэтому она учит риторике, ораторскому искусству, превращающему оратора во время произнесения речи в орудие истины.

Когда размышляешь о Полигимнии, вспоминаются строки древних гимнов, образы древних богов, снова и снова возникает потребность обратиться к самому себе словами одного из этих гимнов: О душа моя, О, настрой себя К песнопениям, полным святости…

Каллиопа: благословляющая на подвиги

Водительница муз Каллиопа носит на челе золотую корону — как знак своего старшинства.

В переводе с греческого «Каллиопа» означает «прекрасноголосая». Именно от своей матери легендарный древнегреческий герой и певец Орфей унаследовал дар волшебного пения. Его голос творил чудеса: зачарованные дивной красотой его пения, волны и ветер смирялись, отступали дикие звери, успокаивались безумствующие эринии. Когда во Фракии Орфей был растерзан вакханками, Каллиопа, подобно древнеегипетской богине Исиде, искавшей части тела Осириса, собрала окровавленные куски тела Орфея и погребла их на вершине горы Пангея. Лишь голова певца с его неразлучной лирой упала в море, и волны вынесли ее на остров Лесбос. Там она была помещена в расщелине скал и изрекала пророчества еще несколько веков.

Древние называли Каллиопу музой эпической поэзии и красноречия. Ее атрибутами были навощенная табличка и стило для писания. Считалось, что она вдохновляла поэтов и певцов, писавших героические стихи, оды, баллады. После Орфея деяния богов и героев воспевали Мусей, Эвмолп, Филамон, Фамирид, Лин, а также Алкей (конец VII — начало VI в. до н.э.), мудрый слепой Гомер (IX–VIII вв. до н.э.) и многие другие. Всех персонажей поэм Гомера, как и всех древних героев, отличает особое, исполненное силы и радости отношение к жизни. Об этом говорят слова одного из действующих лиц «Илиады» — Гектора: «Знаменье лучше всех — лишь одно: за отчизну сражаться!».

Каллиопа — всегда вдохновляющая на подвиги, всегда благословляющая выбор, никогда не оставляющая тех, кто идет за этот выбор на поле битвы… Именно им, героям, она протягивает свою руку и помогает дойти до победы.

Но Каллиопа вдохновляла не только древних. Выбор, сражение и подвиг необходимы и сегодня, в череде наших повседневных будней, и стоит нам только решиться сделать шаг, она никогда не оставит нас на этом пути.

С-исок литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru

Источник: www.BiblioFond.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.