Муза театрального искусства



Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях.  Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

 

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.


 

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Источник: elramd.com

Происхождение муз

Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.


Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.

Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» (“Происхождение богов”) впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.

Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово “муза” переводится как “мыслящая”. Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.

Функции муз

Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.


Девять олимпийских муз
Имя Значение имени За что отвечает Атрибуты
Каллиопа Прекрасноголосая Эпическая поэзия На голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос
Клио Дарующая славу История Скрижаль или свиток пергамента
Мельпомена Мелодия, радующая слушателей Трагедия Трагическая маска, меч или палица
Талия Процветание Комедия Комическая маска
Полигимния Восхваление Гимны, ораторское искусство Свиток
Терпсихора Наслаждение Танец и хоровое пение Лира
Урания Устремленная к небу Астрономия Глобус и циркуль
Эвтерпа Увеселяющая Лирическая поэзия Лира или флейта
Эрато Желанная для любви Любовная поэзия Кифара

Каллиопа – старшая из муз

Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.

Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.

По одной из версий, Каллиопа – мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки


Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.

Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.

Эрато – муза любовных песен

Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.

Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.

Гнев муз


Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.

Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.

Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.


Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.

Источник: www.syl.ru

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар                         основная общеобразовательная школа № 81

«Прекрасные  музы  искусства».

 

Музы

Внеклассное мероприятие в 8-х классах

автор Ицкович Т.Я.

 учитель ИЗО МБОУ ООШ№81

Г.Краснодар

2014

Цель:

  • Приобщать  учащихся  к  познанию  и пониманию  мира  искусства,
  • способствовать  формированию  уважительного  отношения  к  людям  искусства,
  • воспитывать  неравнодушное  отношение  к  сохранению произведений  искусства.

                              Ход  мероприятия.

                                            Хоровод  муз

(танец Сиртаки в исполнении  муз. Музы в костюмах)

Ведущий  –  Вот они – прекрасные  музы!  Кто  же    эти  таинственные  незнакомки?

Покровительницы  искусства  и  науки,  прекрасные  девы  с  чистыми    сердцами  и  дивными  голосами. МузыкаЛ.Бетховена

   – Это  9  сестёр,  дочерей  верховного  бога  Зевса  и  богини  памяти  Мнемозины.  Они  были  спутницами  Аполлона – бога  солнца  и искусств.

    -Музы  были  призваны  воспевать  героические  победы  олимпийцев,  одержанные  в  борьбе  с  соперниками  –  титанами,  воплощавшими  стихийные  силы.

   –  Музы  вначале   изображались  духами  гор  и  источников,  но  позднее  стали  фигурами,  символизирующими  художественное  вдохновение.

–   Музы  обитали  на  вершине  священной  горы  Парнас  или  на  склонах  священной  горы   Геликон.  Черпая  воду  из  источника – Кастальский  ключ  рядом  с  Дельфийским  храмом,  музы  брызгали  проходящих в  храм  водой,  тем  самым   одаривали  ею  избранных,  и  те,  изведав  этой  живительной  влаги,  становились  поэтами  или  певцами, музыкантами.  Верили,  что  из  этого  ключа  поэты  черпают  своё  вдохновение.

     – Другим  источником ,  где  проводили  время  музы,  был  Лошадиный  ключ, возникший  под  ударом  копыта  крылатого  коня  Пегаса.  Накупавшись  в  его тёмно-фиолетовых  струях,  музы,  по  легенде,  водят  хороводы  и  поют   чудесные  песни.

    -Все  виды  искусства,  которым   покровительствуют  музы,  не  стали  бы  доступны  для  нашего  сознания,  если  бы  оно  не   обладало  памятью  -Мнемозиной,  откуда  они  все  вырастают.  Когда  музы – сёстры  танцевали,  пели  под  звуки  золотой  кифары,  на  которой  играл  Аполлон,  люди  становились  добрее,  а  боги  милостивей.

      -Так  поэтично  рассказывалось  в  античных  преданиях  о  божественном  происхождении искусства,  о  дружбе  муз.

     – Безвозвратно  ушло  время  античности,  и  всё  же  она  остается  в  художественном  сознании  человечества,  а  искусство  продолжает  доставлять  нам  наслаждение.

     – Стремление  к  прекрасному,  умению  видеть,  слышать  и  вникать  в  смысл и  красоту  произведений  искусства –  вот  чему  следует  учиться!  И  в  этом  нам  помогут  эти  таинственные  незнакомки  в   белоснежных  одеждах.

Ведущий  Первая гостья:Каллиопа

Каллиопа

Я– старшая  из  муз,   богиня  песнопения. муза эпической поэзии, имя символизирует чарующее провозглашающее слово В  классическую  эпоху  считалась  музой     поэзии  .  Мать  величайшего  певца  и  музыканта   Орфея..  Постоянными атрибутами  Каллиопы  были –стиль (палочка  для  письма)  и  навощенные   дощечки. Вдохновленные мною А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и многие, многие поэты создали бессмертные творения.

 Поэты, вдохновленные мною создавали прекрасные произведения, на которые композиторы сочиняли музыку и рождалась песня.    ( Звучит песня )  

Ведущий  Следующая гостья: Эвтерпа ( звучит Арфа)

Эвтерпа –Я- муза  музыки,  покровительница  лирической  поэзии.             О,  музыка!  В  час  скорби  и  печали

                         Ты  мне  вручаешь  боль  сердечных   мук,

                         Уносишь  мысль  в  неведомые  дали,

                         Когда  услышу  голос  арфы  нежной,

                         Я  в  упоенье  в  облаках  парю,

                         За  этот  дар,  за  этот  мир  безбрежный,

                          О,  музыка,  тебя   благодарю!

(Игра   на  скрипке или другом инструменте)  

 Эвтерпа:  Сегодня я посвящаю свой рассказ памяти великого музыканта П.И. Чайковского

       Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода.   В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Где  Петр Ильич оканчивает консерваторию с серебряной медалью, высшей тогда наградой, и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории, носящей ныне его имя. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой.  Всю свою сознательную жизнь музыканта, во время учения в консерватории и все последующие годы, он следовал раз навсегда определенному для себя девизу: труд, познание, скромность. Начиная с осени 1877 года, Чайковский часто переезжает из одного города в другой, подолгу живет за границей. “Годы странствий” становятся источником свежих художественных впечатлений. В этот период появляются опера “Евгений Онегин”,1885 года Петр Ильич переезжает в Подмосковье, вначале в окрестности уездного городка Клина, а в мае 1892 года – в Клин, где прошли его последние годы жизни, где сейчас дом-музей композитора. Здесь были написаны Пятая и Шестая симфонии, оперы “Мазепа”, “Чародейка”, “Пиковая дама”, “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, романсы, ряд фортепианных пьес. В последние годы Чайковский обратился к новой для него области деятельности – дирижированию. Зимой 1888 года состоялась его первая концертная поездка по Европе. Он первым из русских композиторов выступил в Соединенных Штатах Америки. “В моем лице путешествует русская музыка” – говорил Петр Ильич. (Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром).

 Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве проходит Международный конкурс музыкантов. В нем принимают участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и певцы из многих стран мира. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею Чайковского: “России – его сердце, миру – его гений”.

Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром. Выключить постепенно

 Ведущий  Следующая гостья : –  Терпсихора 

Муза театрального искусства Муза театрального искусства

                   Терпсихора   Я муза  танца,  иносказательно  балерина.  Я открываю людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук.  Древние  пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях.  Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.

  Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

(Звучит венский вальсисполняется танец)                

               Ведущий Театр  уж полон, ложи  блещут,

                                         Партер  и  кресла,  всё  кипит,

                                         В  райке  нетерпеливо  плещут

                                         И,  взвившись,  занавес  шумит.

музы  театра – Мельпомена  и  Талия. Я представляю вам

 гостьи Талия Мельпомена

Музы

Талия  Я– муза  комедии.  

Мельпомена  Я– муза  трагедии.  

Питомец  Талии –Артист,  а  театр – вот храм    Талии  и  Мельпомены

  Ведущий  – Над  Афинами  возвышается  холм,  на  котором  белеют  прекрасные  здания  с  мраморными  колоннами.  Это  Акрополь – афинская  крепость –  святилище,  место  народных  собраний  и  празднеств  в  честь  богов.  На  южном склоне  холма,  неподалеку  от  Парфенона,  высечены  в  скале  длинные  ряды  скамеек,  расположенные  полукругом.  Это  театр  Диониса – бога  плодородия.  Это  один  из  самых  больших  театров  древности.  

       О  театре  можно  говорить  много.  Существуют  драматические,  музыкальные  театры,  театры   оперетты,  оперы  и  балета,  кукольные  театры,  театры  теней.  

    Актёры,  перевоплощаясь   в  своих  героев,  заставляют  зрителей  плакать  и  смеяться,  сопереживать.

Мельпомена.  – Театру  не  однажды  предрекали  гибель,  но  он  каждый  раз   выживал – выдержал  конкуренцию  и с  кино,  и  с  ТВ, и  с     компьютером.  Искусству,  которое  служит  зрителю,  суждена  

 долгая  жизнь.

Талия .  –Преодолевая  границы  и  языковые  барьеры,  оно  являет  миру  новые открытия.  Посещение  хорошего  спектакля  –  идёт  ли  он  в    прославленном  театре  или  на   маленькой  сцене –  всегда  доставляет   духовное  наслаждение  и  приносит  праздник.

Мельпомена.  –Любите  театр.  Он  сделает вас  добрее,  честнее,  справедливее.   ( рассказ о театре)

Талия .  Итак, как начинается театр? Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.

Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актерам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожженной глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почетных зрителей.

   Мельпомена На Руси в  середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставятся пьесы.   В театре ставятся произведения музыкального искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании спектакля – это художники-декораторы, костюмеры, гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры). (сцена из спектакля «Маскарад» в исполнении старшеклассников)

 Ведущий Следующая гостья Клио

Муза театрального искусства

 

Клио  Я-  муза  истории.  Мой  постоянный  атрибут – свиток  папируса  или   пергамента,  где   хранится  летопись  былых  времён.  У   каждого  народа    есть  свои  традиции,  свои  славные  воинские  победы,  герои,  которыми   гордятся  потомки.  Это  всё  хранит  и  передаёт  Клио –история.

Клио Изучать  историю нам  помогает   музей. В  центре  Афин  существовал  храм,  посвящённый  музам – МУСЕЙОН.  Там  была  собрана  крупнейшая  библиотека.  Сейчас  музей  несколько  изменился – это  хранилище  потрясающих  шедевров  живописи,  графики,  скульптуры. Я представляю вам самые знаменитые Музеи мира

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник как частное собрание Екатерины II. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры 8-19 веков

 И. Рейнгард « Римский  пейзаж»,  Клод  Моне  «Дама  в  саду»

РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге (до 1917 — Русский музей императора Александра III), крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией в дар Москве Богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых.  Здание  построено  в  древнерусском  стиле  по проекту художника В. М. Васнецова.

И. Репин «Иван  Грозный   и  его  сын  Иван»,  И. Шишкин «Корабельная  роща», «Утро  в  сосновом  бору»

Айвазовский  «Радуга»,  В. Серов «Девочка  с  персиками», Грабарь «Февральская  лазурь»

Левитан «Вечерний  звон», В. Васнецов  «Алёнушка»

ЛУВР – памятник архитектуры и музей в Париже. Первоначально — королевский дворец, возведенный на месте старого замка в 16-19 вв. Художественный музей, богатейшее собрание восточных древностей, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Знаменитая  «Мона  Лиза» (Джоконда) Леонардо  да  Винчи;

Скульптура  Венеры,

Эдгар  Дега «Танцовщицы»

ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, одно из крупнейших в мире собраний живописи в Дрездене (Германия). Произведения старых и новых европейских мастеров :

Рафаэль «Сикстинская  Мадонна», Я. Вермер  «Девушка  с  письмом»).

 Ведущий   – Поэты  давали  музам  обет  верности,  художники  эпохи  Возрождения  изображали  себя  рядом  с  музой.  Почему?  Встреча  с  музой  может   изменить жизнь.  Это  моменты  озарения  и  вдохновения,  встречи  с  мечтой.

 Музы .   Нам  стоило  спуститься  с  самого  Олимпа,

              Чтоб  сквозь  века  увидеть  и  понять,

              Что  не  иссякли  на  земле  таланты,

               Их  творчество  сумело  воссиять!

 Ведущий   -Древние  греки,  провожая  в  дорогу  или  благословляя,   говорили: «Иди,  да  пребудут  с  тобой  музы!»   Впереди  у  вас  долгая  дорога  жизни,  так  пусть  же  вам повстречаются  прекрасные  музы  искусства!

(внеклассное мероприятие сопровождается демонстрацией презентаций)

Памятка    зрителя.

                                             Дорогой  друг!

  • Посещай   театр,  приходи  сюда  чаще  и  помни:  для  тебя  всегда  открыты  двери.
  • Приходить  нужно  не  позднее,  чем  за  10  мин.  До  начала  спектакля.
  • Верхнюю  одежду  надо  сдать  в  гардероб.
  • Вошёл  в  зал:  вокруг  красиво  и  чисто.  Не  сори  здесь,  не  ломай  кресла.
  • Внимательно  смотри  и  слушай.  Если  во  время  действия  тебе  захочется  что-то  сказать  соседу –потерпи.  Разговаривая,  ты  мешаешь  зрителям  и  артистам.
  • Ты,  конечно  же,  вежлив  и  обязательно  поблагодаришь  того,  кто  выступал,  похлопав  в  ладоши   или  подарив  букет  цветов.   Твои  аплодисменты – благодарность  для  артиста,  ведь  он  старался  доставить  тебе  удовольствие  

Источник: nsportal.ru

Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания и Каллиопа.

Каллиопа, греч. — муза эпической поэзии. Каллиопа — дочь Зевса и Мнемосины, первая из девяти муз, дающих людям искусства власть над человеческой душой.
Каллиопу изображали с навощенной дощечкой и отилем — палочкой для начертания букв — в руках . «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа» , — писал древнеримскйй поэт Авсоний.
Эвтерпа – в греческой мифологии одна из Муз, покровительница лирической поэзии. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес. Он погиб от руки Диомеда под стенмаи Трои. Обычно Эвтерпу изображали со сдвоенной флейтой в руке.

Эрато – в греческой мифологии одна из Муз. Ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии.

Талин (Фалия) — 1) Нимфа Этны, одна из наложниц Зевса. Бежав от ревности Геры, она скры в кратере Этны, где и осталась навсегда. От и Талии и Аполлона родились корибанты.
2) Одна из муз, покровительница комедии. Дочь Зевса и Мнемосины.
3) По мнению Гесиода и Аполлодора, одна из харит — дочерей Зевса и Эвриномы.

Мельпомена — греческая муза трагедии. В переводе с греческого — «поющая» . Дочь Зевса и музы Мнемосины. Сначала Мельпомена считалась
музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой
Терпсихора – .В эллинистическую эпоху считалась музой хорового пения и танцев. Обычно изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Клио – в греческой мифологии муза истории, дочь Зевса и Мнемосины;
Клио изображалась со свитком в руках. Очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.

Урания — в мифологической системе древних греков выступала в двух видах: как олицетворение возвышенной, небесной любви, и как одна из муз — муза астрономии, изображавшаяся в образе девушки с глобусом и указательной палочкой в руке

Полигимния – муза серьезной поэзии, которой приписыват изобретение лиры. Полигимния изображалась в задумчивой позе со свитком в руке.

Источник: otvet.mail.ru

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Муза театрального искусстваКаллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

Муза театрального искусстваО ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Имена богинь древней Греции также в этой статье: https://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Муза театрального искусстваМельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Муза театрального искусстваТалия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Муза театрального искусстваЭвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Муза театрального искусстваЭрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Муза театрального искусстваТерпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Источник: dzadziki.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.