Что обязательно посмотреть в милане


Что посмотреть в Милане самостоятельно, если у Вас в городе всего 1 день. BlogoItaliano постарался составить для Вас короткий план, охватывающий наиболее значимые достопримечательности города, сложив их в единую целостную картину. Учтите, что Милан – крупный город и чтобы все успеть, лучше встать пораньше. Также желательно одеть на прогулку удобную обувь, потому что гулять придется много.

Утро в Санта-Мария-делле-Грацие

Хотя начать осмотр города можно практически откуда угодно, стартовой точкой нашей прогулки станет одна из главных достопримечательностей города, расположенная в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Добраться сюда удобней всего на метро Милана,  выйдя на станции Cadorna.

Сам монастырь принадлежит Доминиканскому ордену и ведет свою историю со второй половины XV в. Любопытно, что завершающий этап строительства велся под покровительством герцога Людовико Сфорца, который привлек к работе одного из самых прославленных итальянских архитекторов Донато Браманте и великого Леонардо да Винчи.


Именно руке последнего и принадлежит главное сокровище храма – фреска Тайная вечеря. Удивительно, что даже после разрушительных бомбардировок во время Второй мировой войны она уцелела и осталась почти невредимой.

Вход на территорию базилики свободный, а вот чтобы попасть в трапезную, где располагается фреска, и полюбоваться шедевром Леонардо, нужно купить билет. Примечательно, что фреска считается чуть ли не самой труднодоступной достопримечательностью Италии.

Дело в том, что итальянские власти искусственно ограничивают количество людей, которые могут каждый день осматривать фреску. Как следствие, официально билеты в кассах стоят 10 Евро, но купить их по этой цене практически невозможно.

Все потому, что билеты за несколько месяцев выкупаются перекупщиками, крупными отелями и туроператорами, и, если приехать сюда без подготовки, то вполне можно уйти ни с чем.

Чтобы этого не произошло с Вами, рекомендуем заранее забронировать билеты, чтобы гарантированно увидеть один из величайших шедевров Леонардо да Винчи. Сделать это можно на этой странице.

От Санта-Мария-делле-Грацие до Замка Сфорца

Осмотрев Тайную вечерю, отправимся к следующей известной достопримечательности – Амвросианской базилике. Она была построена в IV в. и является одной из старейших церквей города. Здесь покоятся мощи мучеников Гервасия и Протасия и святителя Амвросия Медиоланского, считающегося покровителем Милана.


Отсюда пройдем по Via Sant’Agnese, а затем вправо на Corsa Magenta к церкви монастыря Сан Маурицио аль Маджоре. В список того, что стоит посмотреть в Милане за 1 день, эту достопримечательность нужно включить непременно. Фасад ничем не примечателен, однако внутри находятся подлинные произведения искусства – стены сплошь покрыты фресками, написанными лучшими мастерами Италии. Это место часто сравнивают с Сикстинской капеллой в Ватикане.

Вдоволь налюбовавшись живописью, продолжим путь по Corsa Magenta и свернем влево на Via S. Giovanni sul Muro до круглой площади под названием Largo Cairoli. Ориентир – памятник Джузеппе Гарибальди, восседающему на коне, за спиной которого расположился замок Сфорца.

Замок построили на месте некогда стоявшей здесь резиденции рода Висконти. За свое существование у него сменилось немало хозяев. Фортом владели то итальянцы, то французы, то испанцы, то снова французы. Сегодня в этих стенах расположились сразу несколько музеев, посвященных искусству, истории и культуре повседневности.


Среди наиболее значимых экспонатов скульптура Микеланджело и полотна известных итальянских живописцев. Территория замка открыта для всех желающих, а вот посещение музеев – только по билетам, которые можно приобрести в кассах на месте.

Полезный совет: Даже если у Вас всего 1 день в Милане, рекомендуем установить себе мобильный аудио гид по центру города для iPhone. Вы получите готовую аудио экскурсию по центру города с картой, на которой уже все отмечено, и GPS-навигацией, чтобы легко отыскать главные достопримечательности.

Полная версия аудиогида стоит всего €5, но работает даже без интернета и стоит гораздо дешевле даже самых бюджетных экскурсий. В пробной версии есть несколько точек, которые можно прослушать бесплатно.

От замка Сфорца до Дуомо и Ла Скала

После осмотра замка вернемся к Джузеппе Гарибальди и оттуда по Via Dante пройдем к самому узнаваемому символу города, без которого невозможно даже представить себе визит в Милан. Конечно, речь о великолепном Дуомо на одноименной площади.

Силуэт беломраморного Миланского кафедрального собора знаком почти каждому. Его взмывающими в небо шпилями, украшенными изящной каменной резьбой, можно любоваться бесконечно. Внутреннее убранство тоже не уступает: искусные статуи, картины, старинные витражи, резные арки…


На крыше собора есть смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город. Билеты на нее можно приобрести через интернет на этой странице.




Можно прогуляться и по самой Пьяцца Дуомо. Кроме собора здесь есть еще несколько интересных объектов: Королевский дворец и музей Новеченто.

Ну а мы пока двинемся дальше через Галерею Виктора Эммануила II, что напротив северного фасада Дуомо. Ни для кого не секрет, что Милан – мировая столица моды и место паломничества миллионов шопоголиков со всего света. Эта галерея – одна из первых в Европе – так сказать, прародитель современных торговых центров. Под крышей пассажа собраны бутики самых престижных брендов и одни из лучших ресторанов города.

Пройдя Галерею насквозь, Вы выйдете к площади, на которой находится знаменитый на весь мир оперный театр Ла Скала. Возможно, у вас не будет времени посмотреть представление, но насладиться интерьерами театра можно совершенно беспрепятственно и в рамках однодневной поездки. В дневное время для желающих здесь проводят экскурсии (25 евро за взрослого), а в перерывах между театральными сезонами даже есть возможность попасть за кулисы.

Галерея Брера и Аперитив


От площади Ла Скала мы направимся к конечной точке нашей обзорной прогулки по улице Брера – «миланскому Монмартру». Это улица художников, поэтов и писателей – в общем, представителей местной богемы. И неспроста, потому что тут находится Академия изящных искусств, куда мы и направляемся. А точнее – в Пинакотеку Брера – художественную галерею, которая находится в том же здании.

Пинакотека заняла роскошный палаццо XVII в., и тут собраны произведения известнейших представителей итальянской школы. Рафаэль, Тинторетто, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Караваджо, Модильяни – если вам знакомы эти имена, то обязательно стоит включить галерею в свой маршрут. Приобрести билеты в пинакотеку можно заранее – на сайте Selectitaly.

Уверены, что к окончанию осмотра экспозиции, Вы уже должны здорово проголодаться. И хорошая новость в том, что Милан – это не только город моды и бизнеса, но и традиционных аперитивов. Аперитив по-милански – это когда Вы в заведении заказываете коктейль, но при этом можете бесплатно угощаться многочисленными закусками.

Традиция аперитивов распространена в Милане  повсеместно. В период с 18:30 до 21:00 их предлагает чуть ли не каждое второе заведение [включая самые что ни на есть ТОП-места], и это отличный способ вкусно и атмосферно закончить насыщенный впечатлениями день.

Источник: www.blogoitaliano.com

Район Брера. Галерея


Прибыли мы в Милан в полдень, как раз из Монцы. В Монце находится роскошный собор, в крипте которого размещены сокровищница и обширный музей. А в самом соборе хранится христианская святыня, т.н. «Железная корона», внутри которой по окружности приделан длинный железный гвоздь – один из тех, на котором был распят Иисус. Доступ к этой святыне по сеансам. В общем, собирались провести в Монце пару часов, а набежало полдня.

Электричка доставила нас на шумный и суетной миланский вокзал Порта Гарибальди, и оттуда мы отправились в район Брера. Мчались машины, скользили трамваи, сновали пешеходы, часть путей была перекрыта из-за ремонта. Все время что-то постукивало, позвякивало, гудело, все время надо было протискиваться, перебегать, обходить. Город, впрочем, радовал наличием зелени и согласованностью архитектурных стилей (после Москвы, обезображенной точечной застройкой, на это поневоле обращаешь внимание).

В душе у меня была скука и усталость. Предыдущие дни мы исследовали Бергамо, Брешию – как и всегда, без удержу. И теперь напоминали перегруженные барки с беспорядочно и поспешно накиданным грузом, которые вот-вот дадут крен.


Пообедали на одной из пешеходных улочек. Дошли до Палаццо Брера. Брера, бывший иезуитский монастырь, — краснокирпичное массивное прямоугольное здание с большим внутренним двором посередине. Место оживленное, даже, я бы сказала, бурлящее, наполненное молодежью, поскольку первый этаж занимает учебное заведение —  Академия изящных наук. На втором расположилась знаменитая пинакотека.

Пинакотека замечательная. Преобладающий стиль ее картин – ясное, наипростейшее изложение библейских событий – красками радостными и сочными. Отчего-то вспомнилась Галерея изящных искусств в Севилье. Те картины, тоже преимущественно религиозной тематики, казались тяжеловесными, сумрачными и гнетущими, а эти были легки и светлы. Искусство начала 20-го века в Брере задвинуто в узкий коридор за основными залами.

Из Пинакотеки Брера через длинный пустынный коридор мы попали в Ботанический сад, точнее, садик, пристроившийся за дворцом.

 

 

Ла Скала и Дуомо

По виа Брера, переходящей в виа Верди, дошли до театра Ла Скала.

 

На площади перед театром толпились туристы. Особенно много народа было около памятника Леонардо да Винчи. Памятник прозван публикой «литр с четвертью», поскольку у подножия маэстро по кругу разместились четверо его учеников.

 

И вот уже манит внутрь пассаж Витторио-Эмануилла II-го, он торжественен и помпезен, но впереди ждет Дуомо, или Собор Санта Мария Нашенте, и мы спешим выйти на площадь и сливаемся с толпой фотографирующих и фотографирующихся.


 

А потом с той же толпой перетекаем внутрь сахарно-розового красавца и через некоторое время выливаемся наружу.

И лезем на крышу собора.

На крыше Миланского собора

Наверху – лес шпилей с завитушками и перекинутые аркбутаны. Узкая лесенка ведет нас на конек, и там мы уже неспешно прогуливаемся под сенью лучезарной Мадонины, обозревая город то с одного края крыши, то с другого.

Милан. Дуомо

Милан. Дуомо

Милан. Дуомо

 

И все это время я словно выключена из жизни, все идет помимо меня. В душе прежняя усталость.

Спустившись на площадь, исследуем округу. И наконец попадаем в узкий тесный дворик-проход площади Мерканти напротив палаццо делла Раджоне. И вот там внутри меня вдруг щелкает тумблер. Очень меня этот дворик воодушевил.

А уж когда завернула за угол палаццо и обнаружила там кусочек средневековья с колодцем и обворожительными лоджиями-шкатулками, душа моя распахнулась и заключила Милан со всеми его потрохами.

 

После этого мне уже все нравилось. Овальная пьяцца Кордузио, пешеходная виа Данте со своими дворцами, а впереди уже проглядывал мощный … Кремль, просится с языка – Кастелло Сфорцеско, то бишь.


Ну, и громадина! Обходим, разглядываем. «А как ты думаешь, что больше – Кремль или Кастелло?» В плане замок имеет форму подковы, выпирающую «грудью» на площадь Кайроли и раскрытую в сторону парка Семпьоне. Под землей вдоль периметра крепостной стены проходит красная ветка метро. К левому крылу замка подходит станция Кадорна, в центре — Кайроли, к правому крылу — Кардузио. Оцените размах замка Сфорцеско. Два перегона метро от края до края.
И тут хлынул ливень. Пришлось нам по лужам бежать к метро и ехать домой. Так завершился наш первый день в Милане.

Достопримечательности Милана на карте, маршрут 1-го дня

 

На следующий день мы на неделю переезжали в Лигурию.   Было жалко покидать Милан как раз в тот самый момент, когда только-только пробудились к нему интерес и симпатия.

 

Отели в Милане

 

Второй день в Милане

Через неделю мы вернулись. Заселились в отель в районе метро Pasteur. Рядом с нашим отелем было примечательное здание в виде замка.

Заселились и поехали смотреть церковь Санта-Мария-делле-Грацие, известную, главным образом, тем, что в ее трапезной находится многострадальная, полуоблетевшая фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Билеты на 15-тиминутное посещение трапезной обычно заказываются сильно заранее, месяца за два. У нас билетов не было. Тем не менее, церковь Санта-Мария-делле-Грацие и доминиканский монастырь достойны посещения сами по себе.

«Тайная вечеря» — экскурсия с гидом


Милан.Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Милан.Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Милан.Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
 

 

Сант-Амброджо

От церкви Санта-Мария-делле-Грацие мы по проспекту Маджента направились к Сант-Амброджо. Задержались возле бывшего бенедиктинского монастыря Сан-Маурицио. Часть монастырских построек с большим внутренним двором занимает Археологический музей. К нему примыкает церковь Сан-Маурицио с замечательными фресками.

Милан.Фрески в церкви Сан-Маурицио

Милан.Фрески в церкви Сан-Маурицио

Милан.Фрески в церкви Сан-Маурицио

Милан.Фрески в церкви Сан-Маурицио

Милан.Фрески в церкви Сан-Маурицио

 

Проход в базилику Сант-Амброджо был загорожен современным мемориалом. Пришлось идти через Католический университет Святого Сердца, через высокие ворота и два внутренних двора.

Вообще учебные заведения Милана поражают своим размахом. Впрочем, всех их превзошел Павийский университет (это вообще целый город).

 

Сант-Амброджо – одна из самых ранних церквей Милана, построенная святым покровителем Милана Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников – Протасия и Гервасия. Впоследствии он тоже здесь был захоронен, и теперь все трое лежат в одной крипте плечом к плечу. Посетители спускаются в крипту и молча вглядываются в остатки людей, живших 17 веков назад.

Все в базилике Сант-Амброджо дышит глубочайшей стариной и святостью. За отдельную плату можно пройти в капеллу Сан-Витторе, где сохранился купол с золотой мозаикой 5 века, и посмотреть золотой алтарь 9 века.

Милан. Базилика Сант-Амброджо

 

Улица Кардуччи, на которой затем мы оказались, имеет несколько необычных зданий (впрочем, Милан на каждом шагу преподносит такие сюрпризы). Один из них – замок Гонзага ди Весковадо начала прошлого века. На решетке замка – табличка с надписью «eclettismo».

 

Но самый яркий представитель стиля эклектики — Замок Кова — стоит чуть подальше, на самом углу улицы. Выглядит он как настоящий рыцарский замок – с боевой башней, с гвельфскими прямоугольными зубцами. Построил его в 1915 году архитектор Адольфо Коппеде.

 

Через перекресток от замка Кова высятся мощные средневековые ворота Пустерла. Когда-то они служили еще одним, второстепенным входом в монастырь Сант-Амброджо. Над входом в нише-лоджии – скульптуры трех мучеников: Амвросия, Гервасия и Протасия.

 

Базилика Сан-Лоренцо

По широкой и загруженной транспортом виа де Амичис мы дошли до следующих ворот Порта Тичинезе. Некогда эти ворота служили входом в Медиоланум для путников, прибывающих с юга.

 

Вошли и мы. И остановились перед удивительным памятником: портиком, за которым следовала шеренга высоких коринфских колонн, соединенных поверху узкой кирпичной полосой.

 

Когда-то на этом месте располагался форум, а в 313 году здесь произошло даже не эпохальное, а одно из ключевых событий мировой истории: император Константин на этом месте объявил свободу вероисповедания, открыв, таким образом, широкую дорогу для распространения христианства. В память об этом событии посредине площади стоит памятник императору Константину.

За ним возвышается практически ровесница этого события, базилика Сан-Лоренцо (построенная отчасти из разобранных зданий форума). Сан-Лоренцо меня впечатлила еще сильней, чем Сант-Амброджо. В основании базилики – круг, и этим она напоминает римский Пантеон. Базилика огромна, тиха и пустынна. Меня пронзило ощущение попадания в глубокий временной колодец.

За отдельную плату можно пройти в капеллу Сант-Аквилино, в которой стоит саркофаг с мощами святого Аквилино. На стенах сохранились фрагменты древних мозаик.

Милан. Базилика Сан-Лоренцо

Милан. Базилика Сан-Лоренцо

 

За базиликой Сан-Лоренцо начинается Церковный парк, или парк Базилик. Зеленая полоса парка тянется от Сан-Лоренцо до Сан-Эусторджио, полосатая башня которой видна издалека.

Милан. Парк базилик

 

При базилике Сан-Эусторджио – Епатрихиальный музей, который как раз закрывался перед нашим приходом. И сама церковь была уже закрыта.

Рядом с базиликой Сан-Эусторджио стоит помпезные Новые Тичинские ворота, строившиеся по указанию Наполеона.

Навильи, каналы Милана

Обойдя широкую площадь-перекресток за воротами, мы попали в район Навильи, главной достопримечательностью которой являются каналы. Некогда каналы Милана были полноводны и соединяли его с другими городами. Сохранились многочисленные письменные свидетельства-описания путешественников, прибывающих в Милан водным путем. Впоследствии система каналов захирела.

Но в середине прошлого века их снова расчистили, углубили и стали пользоваться, так что в 1953 году Милан становится 13-м портом Италии. Однако на сегодняшний день некогда полноводная пристань Дарсена представляет собой небольшой пруд, от которого отходят два канала Павийский и Большой (Канале Павезе и Канале Гранде).

 

Район Навильи – излюбленное место гуляний миланской публики и туристов. Вдоль каналов расположились многочисленные кафе. Прогуливаясь по набережным, надо непременно заглядывать в близлежащие дворики – некоторые из них очаровательны.

Милан. Навильи. Большой канал

 

 
На Канале Гранде выходит темно-кирпичный фасад церкви Сан-Кристофоро, зажатый соседними зданиями. Как раз перед ним через канал перекинут живописный выгнутый мостик. Милан. Навильи. Большой канал

Милан. Навильи. Большой канал

 

На кафе пестрели вывески « Happy hour» и цена – от 5 до 20 евро. « Happy hour» в миланских кафе-барах случается после семи, и в это время ты можешь заказать напиток, к которому прилагается бесплатная закуска.

Впервые мы столкнулись с этой замечательной практикой на Миланском вокзале. Милано Чентрале — здание грандиозных размеров и разветвленной структуры с многочисленными бутиками и кафе. Он скорей напоминает торгово-развлекательный центр, на задворках которого, как бы между прочим, находятся железнодорожные пути. В первый наш вечер по прилету мы ждали там поезд на Бергамо и зашли в небольшой бар. На прилавке были разложены всевозможные закуски. Народ, словно на пати, толпился с фужерами возле прилавка, потягивал через трубочки коктейли, закусывал. И мы тоже взяли по коктейлю (за 6 евро), весьма вкусному, с кампари, и закуски были разнообразные, местный специалитет: моцарелла с помидорами, фокаччо, пицца, лазанья, прошутто крудо и котто, несколько видов сыра. И славно провели время до поезда.

Вот и здесь, на каналах Навильи, мы тоже стали присматривать себе кафе. Вдоль набережной стояли зазывалы, которые вели клиентов внутрь заведения и показывали, какой у них набор закусок. Мы присели за столик на улице, выбрали коктейль. За напиток расплачиваешься сразу, а потом уже подходишь к столу с закусками и накладываешь себе в тарелку. Пока мы ели, уже стемнело. На столах горели свечи, вдоль каналов зажглись фонари.

После ужина отправились в отель.

Милан. Навильи. Большой канал

Милан. Навильи. Большой канал
Весь следующий день мы провели на озере Комо и возвращались в Милан уже в темноте. И решили напоследок посмотреть на ночной миланский собор.

Вышли из метро на площадь перед Дуомо. Стоит в ночи белое кружево. И непривычно тихо вокруг. Народу мало. Зашли на мой любимый дворик – пьяццу Мерканти. Там совсем тишина. Только несколько парочек сидят на открытой галерее дворца Раджоне.

Милан. Дуомо ночью фото

 

От Дуомо пошли по проспекту Витторио Эммануэля. Магазины, магазины. Праздно гуляющий люд. Площадь Сан-Карло-аль-Корсо с колоннадой по периметру и представительной церковью Сан-Карло.

 

Дошли до Сан-Бабилы и поехали в отель.

Утром мы улетали из аэропорта Мальпенса. До Мальпенсы ходят электрички с вокзала Кадорна. Приехали мы на Кадорна с запасом, так что до электрички еще оставалось время. Вещей у нас – два небольших рюкзачка.

Кастелло Сфорцеско

Решили напоследок прогуляться по округе. Выходим из здания вокзала, а из утренней дымки выглядывает громадина замка Сфорцеско. Не сговариваясь, направились к замку.

К нашему удивлению, замок Сфорцеско был открыт. Проходи, гуляй по всем дворам и дворикам. Народу – никого. В помещениях замка сейчас размещены многочисленные городские музеи.

Милан. Кастелло Сфорцеско

Милан. Кастелло Сфорцеско

Прошли замок насквозь, вышли в парк Семпьоне. Там уже бегали редкие бегуны, кто-то выгуливал собак. Вдоль «кремлевской стены» и рва вернулись на привокзальную площадь. Да и поехали в аэропорт.

На регистрацию люди стояли с огромными чемоданами. Девушками перед нами еле взвалила на весы свою поклажу. Я взглянула на весы – 34 кг.

И как-то мне даже взгрустнулось. Вот, побывала в столице моды – ни в один магазин не заглянула. Неграмотно как-то время провела.

А потом подумала: нет у нас в Москве ни Бреры, ни Дуомо, ни Кастелло Сфорцеско, ни базилики Сан-Лоренцо с золотыми мозаиками 5 века, ни древнеримских портиков и ворот. А магазины одежды есть кое-какие. Ну, да и ладно. Значит, все правильно.

 

Отели в Милане

Помимо отеля, можно снять жилье у частников (дом, часть дома, квартиру) через Airbnb. Регистрируясь по моей пригласительной ссылке в системе Airbnb, вы получаете скидку 30$ на первое бронирование (при условии, что бронирование будет на сумму >75$).

 

Заказать трансфер из аэропорта

Цены на авиабилеты по месяцам


Полезные сайты для подготовки к путешествию

– поиск авиабилетов – Aviasales

– подбор отелей – Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке. В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

– съём жилья у хозяев – Airbnb или Суточно.ру

– подбор готовых туров – Travelata и Level.travel

– оформление туристической страховки – Cherehapa

– заказ такси/трансфера – KiwiTaxi или intui.travel

– заказ экскурсий – Tripster

– прокат авто – Economybookings

– универсальная сим-карта, одна для всех стран – Drimsim

– ж/д и автобусные билеты в Европе – Omio.com и Rail Europe

– прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов – BikesBooking



Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: putevye-istorii.ru

Миланский собор

На площади Piazza del Duomo в Милане находится одно из красивейших религиозных сооружений планеты – Cattedrale di Santa Maria Nascente. Кафедральный собор Рождества Девы Марии, называемый также Duomo, начал строиться в конце XIV в., но был завершён лишь в начале XIX в.

Беломраморный собор в стиле «пламенеющей готики» вмещает до 40 тысяч человек. По этому показателю он – второй в Италии (после ватиканского собора св. Петра) и мире (среди готических храмов). Высота шпиля с фигурой Девы Марии – 106, 5 м, а длина храма – 158 м.

Собор возведён по инициативе герцога Висконти на месте существовавших ранее сакральных сооружений. Его проект – совместное творчество итальянских, французских и немецких архитекторов, включая Браманте и Леонардо да Винчи. Недостроенный собор был освящён и начал функционировать в 1572 г.

Шпиль с четырёхметровой позолоченной статуей Девы Марии появился в 1769 г. После этого в городе законодательно было запрещено строить здания выше (на крыше открытой в 1960 г. 127-метровой башни Пирелли установлена копия статуи: тем самым запрет формально соблюдён).

Каменный лес из 135 устремлённых в небо мраморных игл появился на завершающем этапе строительства, который курировался Наполеоном, избравшим собор для своей коронации в Италии (не следует забывать о корсиканском происхождении французского императора). К счастью, Дуомо не пострадал в годы последней войны.

На фасадах и стенах собора установлено 2300 статуй, а внутри – ещё 1100. На них изображены исторические и религиозные персонажи, а также херувимы, химеры и горгульи. Главная скульптура – золотая статуя Девы Марии, называемая горожанами La Madonnina.

Внутри собор украшают 45 витражей с изображениями библейских сюжетов. В интерьере особое внимание привлекают астрономические часы, резные деревянные хоры, египетская ванна IV в., использовавшаяся как купель, и пятиметровый канделябр XII в. Справа от алтаря находится самая известная статуя интерьера – св. Бартоломео (Варфоломея) XVI в.

В хрустальной дарохранительнице над алтарём собора на высоте 42 м хранится гвоздь с распятия Христа. Его местоположение идентифицирует горящая лампадаю Гвоздь спускают и Верующие могут увидеть гвоздь раз в году – 14 сентября, в праздник воздвижения Креста Господня.

Этот ритуал, называемый Nivola, весьма эффектен: миланский архитектор поднимается к дарохранительнице на специальной платформе в виде облака с ангелами. Согласно преданию, такой мини-лифт создал и расписал Леонардо да Винчи. А в ноябре-декабре в соборе демонстрируются 43 картины с эпизодами добродетельной жизни архиепископа XVI в. Карло Борромео.

Этот архиепископ оставил о себе добрую память. Во время эпидемии чумы он, невзирая на риск заразиться, ухаживал за больными и кормил бедствующих горожан сначала на свои средства, а затем беря деньги в долг. По его распоряжению Святой Гвоздь был вынесен из церкви: архиепископ возглавил молельную процессию с реликвией. После этого чума отступила.

Подробности посещения Миланского собора

Собор открыт ежедневно с 8 до 19 часов. Стоимость билета 3 EUR. По нему можно пройти также в музей Дуомо и церковь св. Готтарда в соседнем Королевском дворце. Правда, они закрыты по средам. Билет, включающий дополнительный осмотр археологических раскопок Archaeological Area под собором, стоит дороже – 7 EUR. Посещение функционирующей в мае – сентябре смотровой террасы, открывающейся с 9 часов, стоит 13 EUR при подъёме на лифте (Terraces By Lift) или 9 EUR – по 251 ступеньке (Terraces On Foot). На террасе, кроме городской панорамы, можно осмотреть вблизи скульптурные композиции 135 шпилей. После подъёма на лифте билет нужно сохранить и для спуска.

Ещё один вариант посещения – по билетам Fast-Track ценой 22,5 EUR c привилегированной полосой проверки безопасности с 10 до 17 часов. Купившие такой билет имеют ещё две льготы. Прокат аудиогида для них обойдётся в 6 EUR вместо обычных 9, а при покупках в магазине Duomo di Milano будет действовать скидка в 10%.

Билеты приобретаются в службе Info Point в соборе и в кассах Museo Duomo, находящихся у Palazzo Reale.

Королевский дворец

Существенную часть бывшего королевского дворца Palazzo Reale di Milano, находящегося на той же площади справа от Миланского собора, сейчас занимает его музей Duomo Museum. Рядом с дворцом расположена также церковь Chiesa di San Gottardo in Corte.

Парадное здание дворца в центре Милана было построено ещё в XII в. Долгое время в нём размещалась Ратуша. Приобретя здание, семья Висконти существенно реконструировала его, превратив в истинный герцогский дворец. Нынешний вид он принял при Габсбургах усилиями архитектора Пьермарини. После этого Королевский дворец был миланской резиденцией правителей Италии. В XVII в. в одном из залов первого этажа функционировал первый в Милане постоянный театр. С 1920 г. Королевский дворец перешёл в собственность города и был открыт для свободного посещения.

Сильно пострадав от бомбардировок последней войны, Palazzo Reale, был реставрирован только в 60-х годах XX в. Ныне он – выставочный центр города.

Экспозиция музея Дуомо размещена в 9 залах дворца. Она рассказывает о многовековой истории строительства собора. Демонстрируются иконы, картины, гобелены, фрагменты витражей, копии статуй, украшающих собор, его миниатюрный макет.

Из музея Дуома можно пройти в Chiesa di San Gottardo in Corte. Эта церковь с восьмиугольной башней была построена в XIV в. в ранге герцогской часовни рода Висконти. На башне были установлены первые в городе механические часы. Имя св. Готтарда дал ей страдавший подагрой Аззоне Висконте: святой считался покровителем таких больных. Интерьер церкви был во многом уничтожен во время последней войны. Сохранившаяся фреска со сценой Распятия приписывается Джотто или его ученикам.

Галерея Виктора Эммануила II

Galleria Vittorio Emanuele II – торговый пассаж в Милане. Он был сооружён по проекту архитектора Джузеппе Менгони во второй половине XIX в. Крытая галерея соединяет Piazza del Duomo с другой площадью – Piazza della Scala. Первоначально предполагалось, что галерея послужит удобным входом в театр в дождливую погоду, а также местом ужина после представления. Действительность, однако, превзошла ожидания, и нынешняя галерея – самостоятельная достопримечательность Милана и одна из красивейших крытых улиц на планете.

К несчастью, накануне открытия галереи Менгони сорвался со строительных лесов и разбился. У входа в галерею со стороны Дуомо установлена мемориальная доска, увековечившая память о талантливом архитекторе.

Сильное впечатление производит внутреннее пространство галереи, напоминающее город под огромным куполом из стекла и металла. В арках под куполом расположены аллегорические изображения Европы, Азии, Америки и Африки. Вдоль стен и коридоров установлены 24 статуи знаменитых итальянцев работы скульптора Пьетро Маньи. На арках у выходов – аллегорические изображения науки, промышленности, земледелия и искусства.

Пол покрыт великолепной венецианской мозаикой. Кроме орнаментов, на нём у четырёх входов изображены городские гербы Милана, Рима, Турина и Флоренции. В центре под куполом мозаикой выложен белый крест на красном фоне: это – герб Савойской династии.

Некоторые сложности возникли с гербом Турина, изображающим быка. Согласно туристической легенде, путешественники, желающие счастья и богатства, должны встать на гениталии быка правой пяткой и сделать три поворота. Неудивительно, что бык поневоле сменил пол в обоих смыслах этого слова: на месте этой части быка образовалась дыра, которую пришлось заделать.

Внутри галереи располагаются лучшие миланские магазины (ведь Милан – столица итальянской моды!), мишленовские рестораны, бары и кафе, элитные отели – пятизвёздочный TownHouse Galleria и семизвёздочный (!) Town House Seven Stars Galleria. Обязательное условие к арендаторам помещений внутри галереи – наличие вывески с названием золотыми буквами на чёрном фоне.

Галерея открыта круглосуточно, а большинство магазинов – в 10¬–22 часа.

Площадь Ла Скала

Piazza della Scala сформировалась отнюдь не вокруг знаменитого оперного театра, как полагают не посещавшие Милан путешественники. Ещё во второй половине XIX в. на площади стояли дома. Миланские власти решили отвести под Ратушу перешедший к городу бывший дворец богатого купца Томмазо Марино – Palazzo Marino, построенный в XVI в., и сформировать вокруг него красивую площадь, на которую должен был выходить и вход в театр Ла Скала. Выходящий на будущую площадь фасад дворца Марино был стилистически реконструирован под руководством архитектора Лука Бельтрами.

Нынешний дворец – резиденция мэра города. Тем не менее, его можно посетить в рамках бесплатных экскурсий. Они проводятся с понедельника по пятницу в 9:30–12:30 и в 14–17 часов. Есть аудиогид и на русском языке.

Во второй половине XIX в. в центре формирующейся площади было решено установить памятник великому художнику и учёному Леонардо да Винчи. Победителем объявленного конкурса стал проект скульптора Пьетро Маньи. Статуи Леонардо и его четырёх учеников выполнены из белого каррарского мрамора, а постамент – из гранита.

В 1927 г. на площади появился новый дворец – Palazzo Beltrami, спроектированный архитектором Лука Бертрами на склоне лет и носящий его имя. Он предназначался Итальянскому коммерческому банку.

Большинство нынешних туристов выходят на площадь Ла Скала через галерею Витторио Эммануэла II.

Театр Ла Скала

Teatro alla Scala – самый знаменитый оперный театр планеты, построенный в 1776–78 гг. по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини. В тот период Милан принадлежал Австрии, и инициатива строительства исходила от её императрицы Марии Терезии. Средства на него предоставили 90 аристократических семейств Милана.

Название театра позаимствовано у церкви Санта-Мария алла Скала, на месте которой он построен. Она, в свою очередь, носила имя своей покровительницы – итальянской аристократки Беатриче делла Скала. Первые 80 лет, до формирования одноимённой площади, фасад театра выходил на узкую улицу без свободного пространства перед входом.

Во время последней войны здание театра было разрушено. Но оно было быстро восстановлено и с 1946 г. театр возобновил работу. В послевоенное время здание периодически реставрировалось.

При постройке здание театра главное внимание обращалось не на фасад, а на функциональность внутреннего пространства. Именно потрясающая акустика зрительного зала принесла Ла Скала всемирное признание. С любого места в зале пение и музыка слышны во всех нюансах. Кроме отличной функциональности, зал на 2015 мест очень красив своим стенами с лепниной и позолотой, светильниками и зеркалами, креслами, обитыми бархатом. Подстать этому великолепию и изысканная публика, при посещении представлений соблюдающая негласный дресс-код.

На сцене театра прошли, часто премьерные, постановки опер практически всех признанных мастеров этого жанра – Россини, Верди, Доницетти, Беллини, Пуччини и других. Здесь выступали все великие оперные певцы планеты. До конца XVIII в. сцена театра предоставлялась также для драматических спектаклей.

В репертуар театра входят классические и современные произведения, для участия в которых приглашаются лучшие режиссёры, дирижёры и исполнители со всего мира. Театральный сезон традиционно начинается в день покровителя Милана св. Амвросия – 7 декабря. Каждый месяц несколько раз повторяются по одной опере и балету. Между представлениями проходят симфонические и оперные концерты. Постановки классических опер периодически возобновляются.

Путешественникам, вознамерившимся непременно посетить спектакль в Ла Скала во время пребывания в Милане, не рекомендуется рассчитывать на везение непосредственно в театральной кассе по адресу via Filodrammatici, 2 (за два часа до представления). Следует забыть и о «лишнем билетике»: они в Ла Скала – именные. Онлайн-продажи билетов начинаются на сайте за два месяца до спектакля. Иногда такие билеты кончаются уже через несколько минут.

Увидеть сцену и зрительный зал театра можно не только во время спектаклей. Для этого достаточно приобрести за 7 EUR билет в музей театра Ла Скала, находящийся слева от центрального входа. Интересна и экспозиция самого музея.

Замок Сфорца

Castello Sforzesco – резиденция герцогов Милана династии Сфорца. Замок был построен в середине XV в. по приказу Франческо Сфорца. Центральная башня замка была названа по имени спроектировавшего её архитектора Антонио Филарете. По углам крепостных стен были сооружены мощные круглые башни. Для строивших московский Кремль миланских архитекторов замок Сфорца послужил образцом.

Большую роль в расширении и внутреннем обустройстве замка сыграл сын Франческо Скорца Галеаццо. При нём помещения были декорированы и обставлены роскошной мебелью и произведениями искусства. Их существенная часть дошла до наших дней. Преемник Галеаццо Лодовико Сфорца привлёк к украшению замка Леонардо да Винчи. Он покрыл фресками зал della Aste. К сожалению, от них почти ничего не сохранилось.

После бегства герцога Лодовико Сфорца из Милана, с конца XV в. фамильный замок занимали французские короли, затем испанский наместник. При нём замок стал центром миланских оборонительных укреплений, а на месте герцогских покоев появились солдатские казармы. Местное население стало воспринимать замок как символ иноземного владычества. Поэтому после ухода австрийцев замок был разграблен самими миланцами.

После воссоединения Италии в XIX в. была проведена реставрация замка под руководством архитектора Лука Белтрами. Ещё одна реставрация была произведена после войны.

Сейчас замок Сфорца отведён под несколько музеев – древнеегипетский, исторический, музыкальных инструментов, посуды. В замке, в частности, можно увидеть последнюю незавершённую скульптуру Микеланджело «Пьета Ронданини» и картины Беллини и Корреджо. Музеи открыты ежедневно, коме понедельника, с 9 до 17:30. Комбинированный билет во все музеи стоит 5 EUR. Каждую пятницу со второй половины дня вход в музеи бесплатный.

А сам замок можно свободно посетить с 7 до 18–19 часов.

Замок Сфорца окружён популярным парком Семпионе, в котором находится созданная по приказу Наполеона Арка мира – аналог парижской Триумфальной арки.

«Тайная вечеря» в монастыре

Доминиканский монастырь Santa Maria delle Grazie был построен во второй половине XV в. архитекторами Солари и Браманте. В 1980 г. он первым в Италии получил статус объекта всемирного наследия. Широкую известность монастырю «Милостивой св. Марии» принесла роспись Леонардо да Винчи в его трапезной. «Тайная вечеря» считается лучшим живописным произведения гения Возрождения.

Задняя стена трапезной монастыря расписана фреской L’Ultima Cena Леонардо да Винчи (строго говоря, «Тайная вечеря» является не фреской, а альсекко, поскольку написана на сухой стене). Дословный перевод итальянского названия гораздо прозаичнее русского – «Последний ужин». Это великое произведение искусства была создана по заказу Лодовико Сфорца в 1495–98 гг. Считается, что идея заказа принадлежит жене Лодовико Сфорца – Беатриче д’Эсте. К сожалению, она не дожила до завершения работы, умерев во время родов.

Фреска иллюстрирует тот момент евангельского предания, когда Иисус сообщает 12 апостолам о скором предательстве одного из них. Иуда Искариот – единственный из них, чей локоть лежит на столе: он держит в руке мешочек, возможно, с теми самыми 30 сребрениками. Моделью Иисуса стал певчий церковного хора, а вот с поиском прототипа Иуды Искариота пришлось повозиться. Художник долго искал его в злачных местах. Во время работы стоявшего перед росписью в раздумьях мастера часто торопил настоятель. Да Винчи пришлось пригрозить, что он изобразит его как Иуду Искариота. В конце концов, моделью стал опустившийся пьяница.

Фреска чрезвычайно реалистична. Изображённые на ней стол, посуда и даже пейзаж за окном соответствовали реальным монастырским. Мастерское изображение перспективы придало картине объёмный эффект. Его и сейчас можно увидеть, но с одной единственной точки. Ведь дошедшее до нас произведение несёт на себе следы многочисленных, не всегда умелых, реставраций после повреждений, и существенно отличается от оригинального.

Следует отметить, что длительное время к шедевру Леонардо не относились с должным пиететом. После потопа 1500 г. фреску не удосужились реставрировать. В 1566 г. в стене, на которой была роспись, проделали дверь, повредившую её. В конце XVII в. не нашли зазорным переоборудовать трапезную в конюшню. К счастью, фреска не пострадала во время последней войны, хотя трапезная и была разрушена.

До настоящего времени наибольшие споры искусствоведов вызывает персонаж, изображённый по правую руку Иисуса. Ряд исследователей считает, что это вовсе не его любимый ученик Иоанн, а женщина – Мария Магдалена, причём бывшая Иисусу женой. Они утверждают, что омывать ноги мужчине и вытирать их своими волосами имела право лишь законная жена. Некоторые искусствоведы считают, что в образе апостола Фаддея (второй справа) Леонардо изобразил себя.

Символизм фрески проявляется в частом присутствии числа три: на картине три окна, апостолы сгруппированы в группы по три человека, контуры фигуры Иисуса похожи на треугольник. Но это же число часто встречается и в Евангелиях: три волхва, трёхкратное отречение Петра, 33 года земной жизни, три креста на Голгофе, воскресение на третий день.

Не сделавшим это остаётся надеяться на встречу с перекупщиками, предлагающими билеты с наценкой в 2–3 EUR. Рекомендуется арендовать аудиогид на русском языке за 3,5 EUR. продолжительность пребывания у фрески в составе мини-группы – 15 минут.

Несомненный туристический интерес представляет и одноимённая действующая церковь монастыря, открытая для свободного посещения с 7 до 19 (в субботу и воскресенье – до 21) часов с трёхчасовым перерывом в 12–15 часов. Она построена из красного кирпича и облицована мрамором. Привлекает внимание огромный купол церкви. По её бокам расположены часовни, посвящённые Деве Марии. Они принадлежали знатным миланским семействам, украшавших их работами известных мастеров как будущие семейные усыпальницы.

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре

Basilica di San Lorenzo Maggiore – древняя церковь в честь св. Лаврентия, предположительно построенная в IV в. Вход в церковь предваряет колоннада, принадлежавшая театру или храму, существовавшему на этом месте ещё раньше. Перед храмом установлена бронзовая статуя императора Константина, провозглашающего свободное исповедание христианства (это событие произошло в 313 г.).

В XVI в. после обрушения значительной перестройке подверглась верхняя часть церкви с куполом. В восьмиугольной часовне св. Аквилина IV в. сохранилось несколько античных мозаик на стенах. Внутри церкви привлекают внимание заалтарная фреска Карло Урбино и реликварий XVII в.

Базилика Санто-Стефано-Маджоре

Первая церковь Basilica Santo Stefano Maggiore была построена в V в. по инициативе будущего миланского епископа Мартиниана, и освящена в честь св. Стефана. После пожара заново сооружена в XI в. в доминировавшем в тот период романском стиле. В дальнейшем церковь претерпела ряд расширений и реконструкций. С ней связано два исторических события. В XV в. в ней был убит герцог Галеаццо Сфорса, а в следующем столетии – крещён выдающийся художник Караваджо.

Внутри от самой первой церкви сохранились барельеф сидящего на троне Христа и алтарь с изображением распятия.

Базилика Святого Амвросия

Basilica di Sant’Ambrogio была основана в IV в. святителем Амвросием на месте захоронения раннехристианских мучеников. Позже он присоединился к ним, а церковь стала называться его именем. Нынешний вид церковь приняла в XI в. В фасаде бросаются в глаза внимание две разновысокие башни.

Престол базилики, именуемый Золотым, украшен передним рельефом с изображением Христа, покрытым сусальным золотом. На тыльной стороне престола – серебряные рельефы сцен жизни св. Амвросия. Купол и стены соединённой с базиликой капеллы Сан Витторе покрывает мозаика Ciel d’Oro («Золотое небо»). В его центре изображён мужчина, держащий книгу с надписью VICTOR и крест. Это дало основание предположениям о том, что он – мученик Виктор Мавр. Возражающие исследователи считают, что в центрах композиций всегда изображается Христос, а надпись на книге относится к его победе над смертью.

Музей науки и техники Леонардо да Винчи

Museo della Scienzae della Tecnologia был открыт в 1953 г. в здании старинного монастыря Сан Витторе по предложению мэра Милана. Музей знакомит посетителей с многочисленными изобретениями гениального учёного и художника. Многие из них опередили своё время на столетия. Первоначальная экспозиция ограничивалась представлением материализованных изобретений учёного. В дальнейшем Museo стал крупным научно-техническим музеем, рассказывающим о развитии науки и техники от эпохи Леонардо до наших дней.

Часть нынешней экспозиции размещается на открытом воздухе. Посетители могут видеть автомобили, трамваи, поезда, парусные корабли, подводные лодки, вертолёты и самолёты, парусники, и даже электростанцию.

Амвросиана

Эта галерея, открытая ещё в начале XVII в. а архиепископском дворце – первый миланский музей. В его основу легла коллекция кардинала Федерико Борромеи, сейчас занимающая 5 залов. Многие музеи мира могут позавидовать собранию галереи. Ведь в 23 залах музея – картины Рафаэля, Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рубенса. Леонардо посвящён отдельный зал, в котором представлены работы и его учеников, а также рукописи мастера. Внутренний двор музея украшают скульптуры. Жемчужина коллекции – картина Караваджо «Корзина с фруктами».

Брера

Блестящим живописным собранием славится и Pinacoteca di Brera. Галерея находится в бывшем одноимённом дворце XVII в., в котором размещена также Accademia di Belle Arti Milano. Галерея Брера была основана Наполеоном в период его кратковременного владычества в Италии. Император передал ей картины, экспроприированные у монастырей в начале XIX в. Скульптура Наполеона в виде бога войны Марса в древнеримском одеянии стоит в общем внутреннем дворике Академии и Галереи.

В 38 тематических залах экспозиции представлены венецианская, тосканская и ломбардская школы живописи. Среди картин – произведения выдающихся художников Рафаэля («Обручение Марии»), Караваджо, Беллини, Браманте, Тинторетто, Рубенса. Отдельный зал отведён живописцам XX в., в числе которых – Модильяни. Тематичность экспозиции распространяется и на содержание картин. Так, в самом первом зале представлены картины, изображающие исключительно Иисуса Христа.

Галерея предоставляет посетителям возможность наблюдения за процессом восстановления картин через прозрачные стеклянные стены реставрационной мастерской. Ещё одна особенность галереи – трёхчасовое музыкальное сопровождение живой музыкой. Оно осуществляется каждый третий четверг месяца за дополнительную плату в 3 EUR.

Источник: CitySee.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.