Собор святого николая в бари


О Николае Чудотворце

Лик Николая Чудотворца при жизни
Почему к мощам Николая Чудотворца в Бари стремятся совершить паломничество глубоко верующие люди и обычные туристы? Этот святой стал самым почитаемым после Иисуса Христа и Богородицы. Его считают покровителем слабых и нуждающихся в защите людей. Кому и чем помогает Николай Чудотворец:

  • детям, особенно сиротам,
  • людям с тяжкими заболеваниями,
  • тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации,
  • заключенным,
  • супругам – вернуть мир в семье, а также наладить отношения между родителями и детьми,
  • путешественникам и паломникам.

И наконец, есть поверье, что Николай Чудотворец покровительствует животным, например, можно попросить его о помощи в излечении домашнего питомца.

Мы не будем рассказывать о жизни этого святого.


а была очень насыщенной: по поверью, Николай с детства обладал даром творить чудеса и помогал людям. Скажем только, что в России есть несколько церковных праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. Один из них отмечается 22 мая, так называемый праздник Николы Вешнего. Эта дата как раз связана с мощами святого. В этот день мощи были доставлены в город Бари, и с тех пор там хранятся. Правда, в Италии этот день отмечают 9 мая из-за разницы в григорианском и юлианском календаре. Если вы приурочите своей визит в Бари к этой дате, вас ждет священное таинство.

История перенесения святыни в Бари

История перенесения мощей мощи Николая Чудотворца в Бари
Строго говоря, в Италию, Бари, мощи Николая Чудотворца попали в результате воровства. Но на это у верующих была веская причина. Дело в том, что мощи святого раньше находились в городе Миры. В те давние времена Миры подвергались постоянным набегам мусульман и была велика вероятность разграбления и надругательства над святыней.

В 1087 году купцы из Бари снарядили корабельную экспедицию в Миры. Благополучно добравшись до святыни, они связали монахов, стороживших мощи, разбили гробницу и вытащили останки святого Николая. Причем забрали не все мощи, так как торопились уплыть обратно. На родину купцы вернулись 8 мая, их встречал весь город! А 9 мая мощи были торжественно уложены в гробницу и хранились в одной из церквей Бари, пока не была построена базилика святого Николая.


А греки на такое несанкционированное изъятие мощей обиделись. И Греческая православная церковь праздник 9 мая (день перенесения мощей в Бари) не отмечает. Греков можно понять, ведь мощи святого Николая хранились в Мирах несколько веков, после того, как Чудотворец там скончался. Но все остальные этот день празднуют, в том числе Русская православная церковь.

О базилике Святого Николая и празднике перенесения мощей

Базилика Святого Николая в Бари
Мощи Николая Чудотворца в Италии хранятся в церкви, специально для этого построенной. Она была возведена и освещена в 11 веке, после прибытия мощей в Бари, но потом еще достраивалась и перестраивалась. Это католическая базилика характерной постройки со строгими фасадами, остроконечными башнями и колокольней. Но во внешнем облике присутствует и византийский декор: узоры и барельефы, что, несомненно, украшает это строгое здание.

Внутри базилики можно увидеть массивные колонны, арки, а наверху расположились галереи. Храм украшают картины, фрески, иконы и скульптуры, а также здесь есть сокровищница с коллекцией церковных предметов. Но в целом внутреннее убранство нельзя назвать богатым, а сначала оно было совсем простым. Например, роспись стен была выполнена только в 17 веке. В богатом интерьере эта базилика не нуждается, ведь ее главное сокровище – святые мощи.


Мощи Николая Чудотворца в Италии
Этот храм имеет подземную крипту. Там установлена гробница с мощами Николая Чудотворца. Их никогда не вынимают, но 9 мая достают из гробницы миро. Считается, что чудодейственная жидкость сочится из мощей святого. Раньше ее собирали губкой, а теперь качают специальным насосом. Потом миро разводят святой водой и раздают всем паломникам. Это – заключительная часть праздника по перенесению мощей Николая Чудотворца в Бари. А вообще торжества проводятся здесь с 7 по 9 мая:

  • выступления мэра и глав церкви,
  • театрализованные представления,
  • церковные песнопения и службы.

Даже если вы не являетесь убежденным христианином, вам будет интересно увидеть этот праздник. Впрочем, в базилику святого Николая можно прийти на экскурсию в любой день года, чтобы увидеть место, где упокоился Чудотворец, и попросить его о помощи.

Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия): история


Источник: discoveritalia.ru

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую  четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III – IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
•    центральную с мощами святого;
•    левую – с православной капеллой;
•    правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется.


сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари. По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики. 
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой.

время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари» и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского  из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя. 
Православная капелла. В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии.

был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари, поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.

Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая. 

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице.


рвыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая. Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король  Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене  арки паломников возле статуи святому. 

Арка и портик паломников. 

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая, говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.


 

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

 

Сайт базилики: 

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая, которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130. 

 

Сайт русской православной церкви:  

 

Источник: bari-italia.com

13_Bari

 

Престольный праздник: День памяти святителя Николая чудотворца (19 декабря н.ст. и 22 мая н.ст.)

Храмовые святыни: чтимый храмовый образ св. Николая Чудотворца; ковчег с частицами мощей Киево-Печерских отцов; икона св. Серафима Саровского с частицей его мощей; икона св. праведного Феодора Ушакова с частицей его мощей (дарение моряков Российского флота).


Расписание богослужений:
Суббота: Всенощное бдение — 17.00
Воскресенье: Божественная литургия — 10.00

Среда: Всенощное бдение (в храме подворья) — 17.00; четверг: Божественная Литургия (в базилике святителя Николая, у его мощей) — 10.30

Настоятель храма — протоиерей Вячеслав Бачин

История Подворья

 Паломничество к Гробнице Чудотворца

Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца.

В 1459 г. совершилось первое известное нам паломничество в Бари — монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основывает монастырь на реке Улейма близ Углича. К 1683 г. относится первая запись в архивах базилики св. Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti, «московиты».

Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея Петровича в 1717 г. — перед возвращением в Петербург на суд отца (каноники базилики даже повесили мемориальную доску в память о визите царевича). Подробно описал в 1724 г. базилику и гробницу Чудотворца неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся» — его текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей.

Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем.

В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.

Многие пилигримы XIX — начала XX в. оставили свои впечатления о Бари. Радуясь достигнутой цели, они при этом не жалели красок на описание трудностей своих путешествий. Странников также печалило отсутствие православных богослужений в Бари. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист». Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви.

Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и туда, где находилась его кафедра, совершались чудеса и имели место его кончина и погребение — в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А.Н. Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьев начал широкую компанию в России «для восстановления падшей обители». Однако это проект оказался тупиковым: сооружению подворья в Мирах всячески противодействовали турки.

В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО великого князя Сергея Александровича наблюдение за строительством Свято-Николаевского подворья взяла на себя его преемница, она же его вдова, св. великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Окончательный поворот в сторону Италии произошел в 1910 г., когда посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадежности в мирликийском вопросе» и предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира». Идею посла горячо одобрила св. Елисавета Феодоровна, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 562 руб.) переименовали в «барградский».

Строительство Подворья

12 мая (ст. ст.) 1911 г. в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством св. императора Николая II, внесшего личных 10 тыс. рублей. Комитет, возглавляемый знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник ИППО, протоиерей Иоанн Восторгов (расстрелян в Москве в 1918 г.; причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о своей поездке, закончил речь словами: «Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Весной того же года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).

Заказ на проект в итоге получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев по протекции св. Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908–1912 гг. Марфо-Мариинскую обитель под Москвой. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912–1914 гг.

В тот же период комитет выделил 28 тыс. рублей на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, задуманной в качестве российского центра барградского проекта. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. по чертежам С.С. Кричинского и освящен 15 декабря 1915 г. (снесен в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К.С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен лично св. царем Николаем II 30 мая 1912 г. со сметой в 414 068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс.А. Субботин, псаломщик К.Н. Фаминский и смотритель работ И.Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елисаветы Феодоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вел местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие — Д. Камышев. На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К марту 1914 г. подворье было подведено под крышу. Весной о. Николай был отозван в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

В июне-июле 1914 г. Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погиб на войне), который, вникнув в дело, предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.

Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены туда по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель Комитета кн. А.А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

Однако в 2008 г. православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России…

Описание подворья

Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX вв. за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее их большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари, где, кроме непосредственно церковного здания, появился и колоссальный комплекс странноприимницы, напоминающий древнерусский терем.

Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства (по его же эскизам в Сан-Ремо был возведен еще один русский храм). Комитет поставил задачу создать большой комплекс «в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века». Молодой зодчий с увлечением отдался делу и сделал массу чертежей и рисунков — не только для общей композиции ансамбля, но для малейших деталей интерьера. К сожалению, война и революция оборвали работы и памятник сейчас предстоит перед нами без задуманной богатой внутренней отделки.

Церковное здание было построено двухэтажным, с нижней обогреваемой? «зимней», церковью (изначально в этой крипте предполагалось устроить ризницу) и верхней «летней».

В нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, освященном в 1921 г., выделяется большой храмовый образ. Среди достопримечательностей крипты обращает на себя внимание большая модель подворья, дающая хорошее представление о грандиозности комплекса. К святыням относится чтимая икона святителя Николая с частицей его мощей.

Главный храм остался (за исключением апсиды) нерасписанным. Подготовке этого храма к освящению много сил отдал Д.С. Дерганин, бывший в 1950-х гг. старостой прихода.

Иконостас был водружен к освящению в 1955 г. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х гг. парижскими художниками А.А. Бенуа и его женой М.А. Бенуа, урожденной Новинской. Композиция одноярусного иконостаса следует канонической схеме: в местном ряду, справа от Царских врат, водружен образ Спасителя, слева от него — храмовый образ свт. Николая, с подписью «Живые — мертвым, в столетний юбилей Тверского и Елизаветградского училищ, от офицеров 1-го Уланского Петербургского полка». Справа от Царских врат — икона Божией Матери с Младенцем. Над Царскими вратами, украшенными иконами Благовещения и четырех Евангелистов, — «Тайная Вечеря». На боковых вратах образа Архангелов — Михаила на правой и Гавриила. Кроме этих образов в иконостасе установлены следующие иконы (слева направо): «Свв. царица Александра и Пантелеимон», «Свв. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец», «Свв. Сергий Радонежский, Александр Невский и Серафим Саровский», «Св. Спиридон Тримифунтский», «Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Свв. апостолы Петр и Павел», «Свв. Владимир и Ольга». Над оконечностями иконостаса, на стене, водружены большие образы св. Серафима Саровского (справа) и св. Сергия Радонежского.

В высокой конхе апсиды теми же художниками Бенуа написан образ Знамения Божией Матери, ниже — Спас на Престоле.

Над северным входом в храм находится икона свв. бессребреников Космы и Дамиана, широко почитаемых в Апулии.

На фоне белого свода выделяется огромное паникадило, изготовленное в 1998 г. в Сербии на средства паломников из России, собранные иеромонахом Исайей.

Подворье располагается на большом участке общей площадью 7200 кв. м, являющемся собственностью муниципалитета. С запада участок ограничен корсо Бенедетто Кроче, с севера — виа Де Руджеро, с востока — жилыми домами, с юга — городским сквером. В 1982 г. вся эта зона вместе с постройками была поставлена на учет Комитета по охране памятников.

В 1937 г. территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна, площадью 2900 кв. м, была предоставлена в пользование православной общине; другая, с садом, площадью 4300 кв. м — городским учреждениям, занявшим странноприимницу.

В 1967 г. на стене храма, обращенной к корсо Бенедетто Кроче, была выложена мозаичная икона свт. Николая в память местного художника Николо Колонна. Святитель на ней изображен держащим Евангелие, с надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

В 1971 г. в «церковной» части, в саду, была возведена и освящена маленькая Никольская часовня с небольшой маковичной главкой и «русским» крестом. Она посвящена памяти Николая II.

Михаил Талалай

Источник: bari.cerkov.ru

У каждого есть места, особо дорогие сердцу. Среди них парки, музеи, дворики, переулки, кофейни, площади и храмы. Я периодически бываю в церквях и базиликах, но лишь немногие находят отклик в душе и становятся тем местом, куда искренне стремишься вернуться. Базилика Святителя Николая в Бари – одна из самых любимых, где я испытывала невероятные эмоции, от которой веет теплом, спокойствием и верой.
Свою историю она ведет с 11 века, когда барийцы привезли мощи святителя из Мир Ликийских и сделали самого любимого на сегодняшний день русского святого покровителем приморского Бари. Об этом солнечном городе я давно слышала от своих друзей, которые открыли для себя сокровища Апулии лет 10 назад. Но вот добраться до него было сложно, и мои пути упорно обходили город стороной. В итоге я получила «волшебный пендель» – в Бари меня привело чудо. Я получила помощь от Святителя Николая в очень непростом деле, и больше не могла искать себе оправдания и тянуть с визитом в Бари. Так я обрела один из самых любимых городов и базилику, где от радости и переполняющих эмоций просто наворачиваются слезы.

Собор святого николая в бари

Все началось в 1087 году, когда барийцы отплыли к берегам тогдашней Византии. Бари был в незавидном положении: подавленный норманнами, он потерял статус столицы (а некогда он являлся столицей византийских владений в южной Италии), да и экономически ослаб. Есть легенда, что Святитель Николай явился во сне некоему священнику и сказал привезти его мощи в Бари. Мероприятие, затеянное жителями города, удалось, и 9 мая (по православной традиции 22 мая) они с триумфом вернулись в столицу Апулии.

Собор святого николая в бари

Началось строительство базилики. Не обошлось без конфликта – население во главе с моряками поругались с архиепископом, а Рожер I (норманский князь) приказал выделить место под храм и начать его строительство. Крипта была освящена папой римским Урбаном II, в ней и сейчас хранятся останки Святителя Николая Мирликийского.

Собор святого николая в бари

Это самая старая часть храма с разнообразными капителями на колоннах. Алтарь и мощи закрыты решеткой, которая открывается только на православных литургиях. А 9 мая – в день торжественного перенесения – открывают гробницу для того, чтобы взять накопившееся миро.

Собор святого николая в бари

Миро – это прозрачная жидкость, которую мощи Николая Чудотворца источают на протяжении многих лет. Даже в Мирах Ликийских моряки увидели непонятную воду, когда разбили мраморный саркофаг. После изъятия миро смешивают со святой водой и продают всем желающим в магазинчике рядом с базиликой. Называется он Sala di offerte. Вашему вниманию редкий кадр – снимок гробницы святого, специально открытой для получения мира. Блик внизу – это отражение вспышки в образованной за год жидкости.

Собор святого николая в бари

Базилика всегда получала щедрые подарки от русских князей и царей. Посещал храм и Николай II, оставивший в книге почетных гостей лаконичный автограф, и подаривший икону своему святому покровителю. На его же средства был заменен мраморный пол в крипте.

Собор святого николая в бари

Короли и королевы (например, польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1325 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника в качестве благодарности за чудесно возвращенное зрение. Эта икона и сейчас располагается рядом с мощами. Вот она на фото.

Собор святого николая в бари

В нижнем храме есть еще одна святыня – старинная колонна. По легенде она находилась в храме в Мирах, и сама приплыла в Бари, словно следуя за кораблем с мощами Николая Чудотворца. Многие люди видели своими глазами, как в ночь перед освящением храма, Николай водружал ее на место с помощью ангелов. Часто к колонне прикладываются и получают многочисленные исцеления.

Собор святого николая в бари

В соборе есть еще и реликварий, куда не часто заходят верующие. В погоне за вечно уезжающими автобусами и уплывающими кораблями, паломники не удостаивают его своим вниманием. В нем хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника. Здесь же собраны драгоценные дары всех времен: лампады (одна из них подарена великим князем Константином, братом русского царя Александра II в 1859 г.), иконы, кресты, различные литургические предметы и многое другое.

Собор святого николая в бари

Верхний храм очень светлый и просторный, с шикарным золотым потолком. Здесь стоит чтимая для католиков статуя Святителя, которую выносят на праздничные шествия. Обычно рядом с ней валяется гора записок, что верующие пишут Николаю со своими тайными желаниями, прошениями и благодарностями. У храма какая-то неописуемая атмосфера, фотографировать кажется лишним и ненужным.

Собор святого николая в бари

А надпись «Tomba del santo» около лестницы, ведущей в крипту, показалась в свое время самой долгожданной и важной на свете. Я не могу назвать себя сильно верующей. Я иногда читаю Евангелие и соответствующую литературу, понимаю, что откуда берется, но не хожу в храм каждое воскресенье, почти не соблюдаю посты и причащаюсь крайне редко. Я была во многих храмах России, у наших очень почитаемых Святых, но нигде и никогда я не ощущала ТАКОГО! Почти фактического присутствия, невероятной персональности и накрывающей любви и заботы. Святитель Николай умер в 4 веке, но остается с нами…всегда.

Собор святого николая в бари

Я знаю, что у многих просто перевернулось мышление и жизнь после посещения этого Святого. Даже у людей, далеких от религии, он вызывает теплые чувства и душевный трепет. Около мощей Святителя я просто рыдаю. От счастья. Я ему бесконечно благодарна за помощь и участие в моей жизни. Там с легкостью отстаиваешь по три часа, терпишь человеческую наглость (и такое бывает) и суету, видишь абсолютно разных людей. Кто словно с пляжа, кто в монашеских облачениях, кто с глазами, полными счастья – к этой встрече они шли всю жизнь. Все объединены одним, всех собрал Святитель Николай, всем есть, с чем к нему обратиться. И я уверена, что люди уходят с радостью и легким сердцем, и непременно, получают просимое. Иначе и быть не может.

Собор святого николая в бари

Жители Бари Святителя Николая обожают и искренне любят. Иконы можно найти в каждом дворе, на стенах и в домах. Однако, северяне о нем даже не знают. Мой друг (православный батюшка) недавно сказал мне, что католическая церковь перенесла Николая Чудотворца в список местночтимых святых, исключив из общепочитаемых (возможно, я не совсем верно выражаюсь, но суть, вроде, ясна). Удивительно – самый любимый в России святой в Италии оказался в статусе местного. Но любви от этого меньше не стало. Все списки – банальная условность.

Собор святого николая в бари

С каждым годом паломников к Святителю Николаю приезжает все больше, русскую речь частенько слышишь и около базилики, и на широких торговых улицах, и в рыбных ресторанах. Они никогда не забудут дорогу к самому дорогому святому, и, как и наши предки будут стремиться в славный город Бари. За помощью, за пониманием и за огромной радостью, что неизменно получаешь. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
Источники: путеводитель Е. Селищевой, статьи о Святителе Николае из книг и с сайтов. Верхнее фото – мое, все остальные с сайта nikola-ygodnik.narod.ru.

Источник: tesoro82.livejournal.com

Внутреннее убранство столь же строго, как и фасады. Голые стены, сложенные из известняка, украшают каменные скульптуры гораздо более раннего происхождения, привезенные сюда в ходе Крестовых походов из Византии. Особенно интересен епископский трон, виртуозно вырубленный из цельного куска мрамора (XII век).

Непосредственно над местом захоронения святителя Николая находится алтарь и престол, где проводят службы католики. Внизу же, в крипте, где, строго под алтарем, покоятся мощи святого, служат православные священники.

В крипте же находятся весьма любопытные артефакты — разнокалиберные и разностильные колонны, тоже гораздо более древнего происхождения, чем сама базилика. Одна из этих колонн, ныне окруженная решеткой, — из того самого храма в Мирах Ликийских, где некогда служил Николай. Эта колонна издревле почиталась чудодейственной: с незапамятных времен, женщины, стремящиеся замуж, водили вокруг нее хороводы, и достигали, благодаря этому, желаемого результата. Продолжалось это до тех пор, пока одна из таких просительниц ни застряла между колонной и стеной — да так крепко, что пришлось вызывать спасателей для ее освобождения. Она, кстати, за одного из спасателей и вышла замуж. Но после этого инцидента колонну огородили…

Последний случай — конечно, не более, чем курьез и он никак не может затмить то возвышенное чувство, которое охватывает тебя в этом — всегда прохладном, помещении посреди выжженной солнцем, каменистой апулийской земли. Воистину — оазис света и покоя!

С 1.06 по 1.09 литургия проводится по вторникам и четвергам. Читаются Акафисты и молебны. Русские православные службы, на мощах Св. Николая, проводятся в указанные дни в крипте, начало в 10:30. Народа собирается …не очень много. Я была в Бари трижды, в разное время года, и всякий раз на службах присутствовало достаточно умеренное количество россиян — значительно меньше, чем в обычном православном храме России (не считая, конечно, церковных праздников). А вот миро со св. статуи Николая, которое продается в церквной лавке на площади, раскупается довольно быстро…

Источник: www.tourister.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.