Скрипичные мастера амати страдивари гварнери


Цитата сообщения Aldr-Timoff Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности

В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.

Кремона

Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Скрипичные мастера амати страдивари гварнери
Панорама Кремоны 1782 года


В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны. В Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый – посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Амати
Скрипичные мастера амати страдивари гварнери

Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати – Андреа – родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа – мастера из города Брешии – Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.


С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) – 35,5 см в длину и меньший – 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.


В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже “сделал” себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля “24 скрипки короля”. Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

У Андреа Амати было два сына – Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.

Скрипичные мастера амати страдивари гварнери
Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса (“большая модель”), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет – золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.


Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати – отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери.
Скрипичные мастера амати страдивари гварнери

Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.


Сыновья Андреа Гварнери – Пьетро и Джузеппе – также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая “грудь”, выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.

Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695— 1762) работал в Венеции, младший сын – тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипичные мастера амати страдивари гварнериСкрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.


r /> Основные размеры:
длина корпуса – 355
ширина верхней части – 160
ширина нижней части – 203
наименьшая ширина – 108
мензура – 194
шейка – 131
головка – 107
завиток – 40.
Материалы:
нижняя дека – из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека — из двух частей ели.

Антонио Страдивари
Скрипичные мастера амати страдивари гварнери

Антонио Страдивари или Страдивариус – знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо “1666, Кремона”. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты – гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.


Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная “удлиненная скрипка” Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как “скрипка Страдивари”, а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка “Максимилиан”, на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – “Беттс” (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), “Виотти” (1709), “Алард” (1715) и “Мессия” (1716).


Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе – Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona [date)(и, вероятнее всего, были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.

Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 года и похоронен в в кремонской Базилике Сан Доменико. Учениками Страдивари были его сыновья — Франческо и Омобоно. Считается однако, что свой богатый опыт мастер не передал никому, в том числе и своим сыновьям.

Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. (Antonius Stradivarius) в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.

Скрипичные мастера амати страдивари гварнери
Памятник Страдивари в Кремоне

Источник: www.liveinternet.ru

 


Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

«…С одной стороны, Страдивари – это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».


Скрипач Вадим Репин

Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на созданных Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери? И вообще, можно провести между ними какую – ни будь отличительную грань?

Удивительно то, что об Антонио Страдивари сохранилось очень много сведений, его жизненный путь расписан чуть ли не поминутно, а вот в отношении семейства Гварнери, всё совершенно не так. Существует множество самых разнообразных легенд, в том числе  и та, что Джузеппе Гварнери продал душу дьяволу и стал вампиром.

Некоторые авторы утверждают, что он жив до сих пор и что, именно он и никто другой сделал великим Никколо Паганини и время от времени вселяется в свою знаменитую «Пушку»….

Справедливым является лишь то, что до того, как звезда Паганини не заблистала на музыкальном Олимпе Европы, о скрипках Гварнери вообще мало кто знал. Может быть, именно поэтому их и осталось так мало, по сравнению с творениями Страдивари?

Основателем династии считается Андреа Гварнери (1626, Кремона – 7.XII. 1698, там же). Он учился у Амати и работал в его мастерской. Ряд исследователей отмечают, что Андреа, в отличие от Страдиварии, который, чуть позже пришёл учиться к Амати, был натурой беспокойной и импульсивной. Если Страдивари жил созданием своих скрипок, практически не замечая мир вокруг него, то Гварнери старался брать от жизни всё.

Кстати, Амати ценил его гораздо выше, чем знаменитого Страдивари.

После того, как Гварнери ушёл от Мастера и начал работать самостоятельно, он изменил модель инструмента.

Эфы инструментов Андреа не очень правильных очертаний, свод более плоский, бока низкие. Размер скрипок средний, а вот виолончелей очень большой (их деки зачастую состоят из четырёх кусков).

Работа, по сравнению со Страдивари и Амати грубоватая, но, в то же время, артистичная, возможно, в силу своей асимметричности. Лак напоминает тот, который использовал Амати, но положен гораздо большим слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный и не очень сильный.

О происхождении семьи Гварнери мало что известно. Существуют записи о резчике по дереву по имени Джованни Баттиста Гверине (Giovanni Battista Guerine) — это может быть другим написанием фамилии Гварнери — жившем неподалёку от дома Николо Амати в Кремоне в 1632 году, и, возможно, родственником семьи Гварнери.

В 1641 году юный Андреа жил у Николо Амати и учился искусству лютерии (скрипичное дело).  В 1652 году, всё ещё живя у Амати, Андреа женился на Анне Марии Орчелли (Anna Maria Orcelli), дочери Орацио Орчелли (Orazio Orcelli). Молодая семья окончательно покинула дом Амати в 1654 году и, вероятно, Андреа ушёл из мастерской Амати, а также из-под его покровительства.

Они переехали в дом тестя Гварнери, Casa Orcelli, который в позже стал Casa Guarneri, «домом Гварнери». Анна Мария вскоре родила дочь Анжелу Терезу, а через год — сына Пьетро Джованни, который потом стал скрипичным мастером вслед за отцом.

В 1655 году впервые встречается указание на то, что Андреа окончательно покинул мастерскую Амати: в тексте клейма скрипки, датированной 1655 годом написано «ex Allumnis Nicolai Amati» («бывший ученик Николо Амати»). Во всех предыдущих клеймах «Alumnus» написано без приставки «ex».

Однако считается, что спустя ещё некоторое время, как Андреа Гварнери покинул мастерскую Амати, он изредка делал инструменты для своего бывшего мастера, и те несли на себе клеймо Амати.

К середине 1660-х годов в семье Андреа и Анны Марии прибавилось ещё два сына, Эусебио Амати, родившейся в 1658 г. и Джованни Батиста, в 1666 г. Несмотря на то, что Эусебио получил второе имя в честь Амати и, вероятно, тот был его крёстным отцом, третий сын Андреа, единственный из его сыновей, не стал скрипичным мастером.

Другой информации об Эусебио не имеется. Анализируя мастерство изготовления скрипок Гварнери, предполагается, что в период с 1670 по 1675 год по крайней мере старший сын Пьетро Джованни (позднее известный как Пьетро Мантуанский) начал работать в мастерской отца.

Какие-то инструменты становятся легче и прослеживается влияние Страдивари. Со временем появляются инструменты, целиком сделанные рукой Пьетро Джованни, но несущие на себе клеймо Андреа Гварнери. Однако сотрудничество отца и сына продолжалось недолго. В 1679 году Пьетро, которому тогда исполнилось 24 года, в последний раз появляется в переписи в списках живущих в доме отца. Вскоре он переезжает в Мантую и становится известным как самостоятельный мастер.

Всё дело в том, что к этому времени Антонио Страдивари стал практически монополистом в продаже скрипок и виолончелей. Старый Амати умер, а сыновья не смогли продолжить дело отца. Слава и деньги, что в семнадцатом веке, что сейчас значат очень и очень многое.

Рынок был занят, а не самая лучшая репутация Андреа не способствовала притоку клиентов. Дети, перенявшие секреты отца стали разъезжаться. Наверное, именно в этот момент и зародилось чувство неприязни и соперничества между двумя великими семействами.

Однако вскоре к занятию отца приобщается и младший сын. Джузеппе Джованни Батиста как скрипичный мастер более известен под клеймом Joseph Guarnerius, filius Andreæ. Вероятно, между первым и третьим сыновьями были и другие подмастерья и помощники, но их личности теперь не установить, хотя их работа порой чётко различима.

Сам Андреа стремился отличать работу его и его семьи от работы других сотрудников его мастерской, добавляя метку Sotto la disciplina (Под руководством…).

Андреа Гварнери стал первым мастером, который стал отмечать подобное различение; Амати никогда не поступал так, а Страдивари позднее перенял это.

Известно несколько подмастерьев, которые были зарегистрированы в доме Гварнери, а позднее стали известными скрипичными мастерами, например, Джакомо Дженнаро (1641—1646) и Паоло Гранчино.

Точная дата начала обучения Джузеппе неизвестна, однако, начиная с 1680 года, в инструментах Гварнери становится видна и его работа. И доля его участия растёт ближе к концу карьеры Гварнери-отца, превосходя родительское примерно к 1685 году.

Инструменты, выходящие из мастерской Гварнери, несут на себе влияние изделий старшего сына Андреа, хотя тот уже жил в Мантуе. Вероятно, младший брат смотрел за старшим и активно копировал какие-то его идеи, особенно если они касались контура корпуса и формы эфов (резонаторных отверстий).

Мастерская Андреа Гварнери выживала за счёт спроса на не очень дорогие инструменты, но престижного происхождения из Кремоны. Однако изредка особая клиентура дала ему возможность подняться на высокий уровень, для которого он был вполне искусен. До нас дошли около 250 инструментов Гварнери, из которых четыре альта и четырнадцать виолончелей.

В своём завещании Андреа Гварнери рассказал потомкам о горечи из-за того, что его старший сын Пьетро покинул семью и переехал в Мантую и оказался неблагодарным к семье ещё до переезда.

В наказание за то Пьетро получил меньшую долю в наследстве и был призван к ответу за различные вещи, которые он унёс с собой из дома и мастерской.

Андреа умер 7 декабря 1698 года в Кремоне и похоронен в семейном склепе своей матери в Базилике ди Сан-Доменико (которая была позже снесена, могила и останки утрачены). По меркам семнадцатого века, да и нашего тоже, это была довольно продолжительная жизнь, целых семьдесят два года. Кто знает, возможно, его долголетие, причем активное, полное сил и заполненное работой долголетие, как и долголетие Амати и Страдивари и объясняется тем, что люди всегда были в творческом поиске, постоянно заняты, постоянно в работе…

Пьетро Гварнери (18.11.1655, Кремона – 27.111.1720, Мантуя), старший сын Андреа Гварнери, возможно, также учился у Н. Амати, работал в Кремоне, затем в Мантуе. Страдивари не давал даже голову поднять конкурентам. Хотя, надо отдать ему должное, сам он работал как одержимый до самой своей смерти.

Джузеппе (Иосиф) Гварнери (22.12. 1666, Кремона – ок. 1739, там же), второй сын Андреа Гварнери, вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Гварнери дель Джезу. Пользовался желтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным.

Пьетро и Джузеппе внесли огромный вклад в развитие творческого наследия своего отца, Андреа. В этом отношении последнему повезло несказанно больше, чем Страдивари, который, по сути, так и не смог вырастить себе преемников.

И всё же, самым знаменитым в этом славном семействе считается Джузеппе Гварнери (1698 – 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу.

Именно инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились, а, по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари.

Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет, что является, в общем – то нетипичным для скрипичных мастеров той эпохи. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.

У братьев Вайнеров в романе «Визит к Минотавру» этот сюжет очень хорошо обыгран и, возможно, является довольно близким к истине. По сюжету, Дель Джезу попал в западню ордена иезуитов, расставленную сыном самого Страдивари. По сути, он работал на орден, отдавая свои творения, которые даже не показывались людям.

Некоторые авторы упоминают о мятежном характере Андреа, который, очевидно, передался его внуку и послужил причиной того, что жизнь одного из самых великих скрипичных Мастеров сложилась так трагично.

Джузеппе восхищался Страдивари, но так и не стал его учеником. Да и вряд ли подобное и могло бы произойти. Противостояние между домами Гварнери и Страдивари уже набрало силу.

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари.

Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука. Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И всё же зависть не оставляла его до конца дней.

Дель Джезу неоднократно преследовался властями, кстати, одним из его гонителей был высокопоставленный иезуит, сын Антонио Страдивари. Кто знает, возможно, и по этой причине осталось так мало сведений о его бурной и такой короткой жизни. Конкуренция, деньги, власть….

Какое искусство, о чём вы….

По сути, Гварнери создавал свои инструменты чуть больше двадцати лет, на большее ему просто не хватило жизни.

В творчестве Гварнери дель Джезу исследователи насчитывают три периода: Работы, выполненные до 1730 года, носят экспериментальный характер и характеризуют становление Мастера. Здесь еще сильно влияние деда и отца, Амати и Страдивари.

Для инструментов 1730-1742 годов характерна тщательная отделка и уже собственные, авторские находки.

В 1742-1744 годах инструменты изготовлены более небрежно, даже бедно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко.

Робрехт работы Гварнери дель Джезу, сделанная в 1728 год. Скрипка названа по имени одного из владельцев Андре Робберехтса, считается, что именно этот инструмент звучал в 1820-1830 годах при дворе короля Нидерландов Виллема I, где Робберхертс служил придворным скрипачом.

На своих этикетах от ставил инициалы “I.H.S.”, означающие, вероятно, “In hoc signo” – неполное от латинского “In hoc signo vinces” (“Под этим знаменем победишь”) или, возможно, “Jesus habemus socium” (“Иисус наш союзник”).

Между прочим, третий этап работы дель Джезу, почти весь прошёл в тюрьме. Именно там он и создал свои последние скрипки. Просто, по другому он не мог.

За какую именно провинность был арестован Гварнери сведений нет.  Некоторые биографы смутно упоминают, что он был заключен в тюрьму за убийство конкурирующего производителя скрипок, другие, что по указанию Святой Инквизиции.  Трудно сказать. Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Что ж, каждый творит свой маленький гешефт и какое ему дело до истории…

Существует романтическая легенда, что в Мастера влюбилась дочь тюремщика и приносила ему все для того, чтобы Мастер мог творить. Хотя, если рассудить здраво, какие условия могут быть в тюрьме для того чтобы делать скрипки? Причём, не просто скрипки, а великие Скрипки…

Ведь сделать хорошую скрипку, тем более, по технологиям восемнадцатого века –  большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Поэтому, это, скорее всего легенда.

Фактом остаётся то, что скрипки последнего периода творчества Гварнери внешне выглядят более небрежно и не изящно. Но именно они и прославили его имя.

Давайте просто попробуем себе представить обстановку в Кремоне того времени. На рынке безраздельно царит Страдивари.  Его мастерская завалена заказами, его имя известно всем царствующим домам Европы.

Конкуренты практически разгромлены, слава дома Амати сходит на нет, семейство Гварнери рассеяно по Италии, правда, остался один невыдержанный буян дел Джезу, но его скрипки, практически не покупают…

Безденежье, непризнание, несправедливость. А разве этого мало, чтобы элементарно заболеть? Психосоматика, знаете ли…

Тем более, время было такое, что эпидемии выкашивали Европу почти полностью. Возможно, здоровье дель Джезу было подорвано и он просто умирал. Умирал и спешил вложить всю свою душу, всего себя в своих детей, свои скрипки….

И, наверное, ему было уже совсем не важно, как они выглядели внешне, главное, чтобы у них была душа….

Пройдёт совсем немного времени и Европа узнает историю Моцарта и Сальери. И, кстати, критики до сих пор спорят, кто же из них был гениальнее…. А ведь до них были Страдивари и Гварнери……Попробуйте определить кто из них талантливее….

Вьетан Гварнери (vieuxtemps guarneri), 1742 год

Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.

Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию – но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно.

Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» – «пушка».

Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала.

Как мне добиться, чтоб звучало,
От дерева, чтоб звук пошёл,
Чтоб нота душу так достала,
Чтоб миг сознания пришёл
Чтоб за секунду вспомнить детство,
Кого любил, свой первый раз,
И, чтобы вспомнить наслажденье,
Души лирический экстаз
Чтоб всё, что есть, все двери пали,
Наружу вырвался герой,
Чтобы душа запела снова,
Чтобы был я горд, перед собой
Чтоб пролетела жизнь как птица,
Всё, что сумел, и что достиг,
Чтобы душа под ритмы сердца,
Запела, что же ты старик………
Зачем тебе теперь мученья,
Ты создал инструмент по праву,
И ты собрал его в ладони,
Меняя на очках оправу
Прищурился и тронул нежно,
Смычком и выловил диезу,
Вот так создал руками скрипку
Гварнери прозванный дель Джезу

При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, – настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду.

Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство – звук – было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки – это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы.

Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала – это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один копиист!

А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности.

Из-за внешнего не изящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая.

Интерес к работам Гварнери проявился лишь в начале XIX века, когда скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома.

Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”.

Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя.

После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.

В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.

Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини:

«…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал – точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

На скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году играли Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман.

Между прочим, именем Джузеппе Гварнери назван астероид 19 185.

История скрипки, история музыки, история жизни…..

О, как разноголосо скрипки пели:

Творенья Страдивари и Гварнери,

Вильома, Гваданини и Амати –

Скрипичное невиданное пати!

Впервые вместе все они собрались,

К нам голоса их сквозь века прорвались.

И музыканта трепетные руки

Рождают в них божественные звуки.

Их голосов заслуженная слава

Взрывает зал гремящим криком «браво»!

Слились здесь воедино два таланта:

Труд мастеров и гений музыканта!

Людмила Бакштаева

Источник: vitas1917.livejournal.com

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Источник: fb.ru

 

Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

«…С одной стороны, Страдивари – это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».

Скрипач Вадим Репин

Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на созданных Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери? И вообще, можно провести между ними какую – ни будь отличительную грань?

Удивительно то, что об Антонио Страдивари сохранилось очень много сведений, его жизненный путь расписан чуть ли не поминутно, а вот в отношении семейства Гварнери, всё совершенно не так. Существует множество самых разнообразных легенд, в том числе  и та, что Джузеппе Гварнери продал душу дьяволу и стал вампиром.

Некоторые авторы утверждают, что он жив до сих пор и что, именно он и никто другой сделал великим Никколо Паганини и время от времени вселяется в свою знаменитую «Пушку»….

Справедливым является лишь то, что до того, как звезда Паганини не заблистала на музыкальном Олимпе Европы, о скрипках Гварнери вообще мало кто знал. Может быть, именно поэтому их и осталось так мало, по сравнению с творениями Страдивари?

Основателем династии считается Андреа Гварнери (1626, Кремона – 7.XII. 1698, там же). Он учился у Амати и работал в его мастерской. Ряд исследователей отмечают, что Андреа, в отличие от Страдиварии, который, чуть позже пришёл учиться к Амати, был натурой беспокойной и импульсивной. Если Страдивари жил созданием своих скрипок, практически не замечая мир вокруг него, то Гварнери старался брать от жизни всё.

Кстати, Амати ценил его гораздо выше, чем знаменитого Страдивари.

После того, как Гварнери ушёл от Мастера и начал работать самостоятельно, он изменил модель инструмента.

Эфы инструментов Андреа не очень правильных очертаний, свод более плоский, бока низкие. Размер скрипок средний, а вот виолончелей очень большой (их деки зачастую состоят из четырёх кусков).

Работа, по сравнению со Страдивари и Амати грубоватая, но, в то же время, артистичная, возможно, в силу своей асимметричности. Лак напоминает тот, который использовал Амати, но положен гораздо большим слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный и не очень сильный.

О происхождении семьи Гварнери мало что известно. Существуют записи о резчике по дереву по имени Джованни Баттиста Гверине (Giovanni Battista Guerine) — это может быть другим написанием фамилии Гварнери — жившем неподалёку от дома Николо Амати в Кремоне в 1632 году, и, возможно, родственником семьи Гварнери.

В 1641 году юный Андреа жил у Николо Амати и учился искусству лютерии (скрипичное дело).  В 1652 году, всё ещё живя у Амати, Андреа женился на Анне Марии Орчелли (Anna Maria Orcelli), дочери Орацио Орчелли (Orazio Orcelli). Молодая семья окончательно покинула дом Амати в 1654 году и, вероятно, Андреа ушёл из мастерской Амати, а также из-под его покровительства.

Они переехали в дом тестя Гварнери, Casa Orcelli, который в позже стал Casa Guarneri, «домом Гварнери». Анна Мария вскоре родила дочь Анжелу Терезу, а через год — сына Пьетро Джованни, который потом стал скрипичным мастером вслед за отцом.

В 1655 году впервые встречается указание на то, что Андреа окончательно покинул мастерскую Амати: в тексте клейма скрипки, датированной 1655 годом написано «ex Allumnis Nicolai Amati» («бывший ученик Николо Амати»). Во всех предыдущих клеймах «Alumnus» написано без приставки «ex».

Однако считается, что спустя ещё некоторое время, как Андреа Гварнери покинул мастерскую Амати, он изредка делал инструменты для своего бывшего мастера, и те несли на себе клеймо Амати.

К середине 1660-х годов в семье Андреа и Анны Марии прибавилось ещё два сына, Эусебио Амати, родившейся в 1658 г. и Джованни Батиста, в 1666 г. Несмотря на то, что Эусебио получил второе имя в честь Амати и, вероятно, тот был его крёстным отцом, третий сын Андреа, единственный из его сыновей, не стал скрипичным мастером.

Другой информации об Эусебио не имеется. Анализируя мастерство изготовления скрипок Гварнери, предполагается, что в период с 1670 по 1675 год по крайней мере старший сын Пьетро Джованни (позднее известный как Пьетро Мантуанский) начал работать в мастерской отца.

Какие-то инструменты становятся легче и прослеживается влияние Страдивари. Со временем появляются инструменты, целиком сделанные рукой Пьетро Джованни, но несущие на себе клеймо Андреа Гварнери. Однако сотрудничество отца и сына продолжалось недолго. В 1679 году Пьетро, которому тогда исполнилось 24 года, в последний раз появляется в переписи в списках живущих в доме отца. Вскоре он переезжает в Мантую и становится известным как самостоятельный мастер.

Всё дело в том, что к этому времени Антонио Страдивари стал практически монополистом в продаже скрипок и виолончелей. Старый Амати умер, а сыновья не смогли продолжить дело отца. Слава и деньги, что в семнадцатом веке, что сейчас значат очень и очень многое.

Рынок был занят, а не самая лучшая репутация Андреа не способствовала притоку клиентов. Дети, перенявшие секреты отца стали разъезжаться. Наверное, именно в этот момент и зародилось чувство неприязни и соперничества между двумя великими семействами.

Однако вскоре к занятию отца приобщается и младший сын. Джузеппе Джованни Батиста как скрипичный мастер более известен под клеймом Joseph Guarnerius, filius Andreæ. Вероятно, между первым и третьим сыновьями были и другие подмастерья и помощники, но их личности теперь не установить, хотя их работа порой чётко различима.

Сам Андреа стремился отличать работу его и его семьи от работы других сотрудников его мастерской, добавляя метку Sotto la disciplina (Под руководством…).

Андреа Гварнери стал первым мастером, который стал отмечать подобное различение; Амати никогда не поступал так, а Страдивари позднее перенял это.

Известно несколько подмастерьев, которые были зарегистрированы в доме Гварнери, а позднее стали известными скрипичными мастерами, например, Джакомо Дженнаро (1641—1646) и Паоло Гранчино.

Точная дата начала обучения Джузеппе неизвестна, однако, начиная с 1680 года, в инструментах Гварнери становится видна и его работа. И доля его участия растёт ближе к концу карьеры Гварнери-отца, превосходя родительское примерно к 1685 году.

Инструменты, выходящие из мастерской Гварнери, несут на себе влияние изделий старшего сына Андреа, хотя тот уже жил в Мантуе. Вероятно, младший брат смотрел за старшим и активно копировал какие-то его идеи, особенно если они касались контура корпуса и формы эфов (резонаторных отверстий).

Мастерская Андреа Гварнери выживала за счёт спроса на не очень дорогие инструменты, но престижного происхождения из Кремоны. Однако изредка особая клиентура дала ему возможность подняться на высокий уровень, для которого он был вполне искусен. До нас дошли около 250 инструментов Гварнери, из которых четыре альта и четырнадцать виолончелей.

В своём завещании Андреа Гварнери рассказал потомкам о горечи из-за того, что его старший сын Пьетро покинул семью и переехал в Мантую и оказался неблагодарным к семье ещё до переезда.

В наказание за то Пьетро получил меньшую долю в наследстве и был призван к ответу за различные вещи, которые он унёс с собой из дома и мастерской.

Андреа умер 7 декабря 1698 года в Кремоне и похоронен в семейном склепе своей матери в Базилике ди Сан-Доменико (которая была позже снесена, могила и останки утрачены). По меркам семнадцатого века, да и нашего тоже, это была довольно продолжительная жизнь, целых семьдесят два года. Кто знает, возможно, его долголетие, причем активное, полное сил и заполненное работой долголетие, как и долголетие Амати и Страдивари и объясняется тем, что люди всегда были в творческом поиске, постоянно заняты, постоянно в работе…

Пьетро Гварнери (18.11.1655, Кремона – 27.111.1720, Мантуя), старший сын Андреа Гварнери, возможно, также учился у Н. Амати, работал в Кремоне, затем в Мантуе. Страдивари не давал даже голову поднять конкурентам. Хотя, надо отдать ему должное, сам он работал как одержимый до самой своей смерти.

Джузеппе (Иосиф) Гварнери (22.12. 1666, Кремона – ок. 1739, там же), второй сын Андреа Гварнери, вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Гварнери дель Джезу. Пользовался желтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным.

Пьетро и Джузеппе внесли огромный вклад в развитие творческого наследия своего отца, Андреа. В этом отношении последнему повезло несказанно больше, чем Страдивари, который, по сути, так и не смог вырастить себе преемников.

И всё же, самым знаменитым в этом славном семействе считается Джузеппе Гварнери (1698 – 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу.

Именно инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились, а, по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари.

Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет, что является, в общем – то нетипичным для скрипичных мастеров той эпохи. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.

У братьев Вайнеров в романе «Визит к Минотавру» этот сюжет очень хорошо обыгран и, возможно, является довольно близким к истине. По сюжету, Дель Джезу попал в западню ордена иезуитов, расставленную сыном самого Страдивари. По сути, он работал на орден, отдавая свои творения, которые даже не показывались людям.

Некоторые авторы упоминают о мятежном характере Андреа, который, очевидно, передался его внуку и послужил причиной того, что жизнь одного из самых великих скрипичных Мастеров сложилась так трагично.

Джузеппе восхищался Страдивари, но так и не стал его учеником. Да и вряд ли подобное и могло бы произойти. Противостояние между домами Гварнери и Страдивари уже набрало силу.

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари.

Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука. Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И всё же зависть не оставляла его до конца дней.

Дель Джезу неоднократно преследовался властями, кстати, одним из его гонителей был высокопоставленный иезуит, сын Антонио Страдивари. Кто знает, возможно, и по этой причине осталось так мало сведений о его бурной и такой короткой жизни. Конкуренция, деньги, власть….

Какое искусство, о чём вы….

По сути, Гварнери создавал свои инструменты чуть больше двадцати лет, на большее ему просто не хватило жизни.

В творчестве Гварнери дель Джезу исследователи насчитывают три периода: Работы, выполненные до 1730 года, носят экспериментальный характер и характеризуют становление Мастера. Здесь еще сильно влияние деда и отца, Амати и Страдивари.

Для инструментов 1730-1742 годов характерна тщательная отделка и уже собственные, авторские находки.

В 1742-1744 годах инструменты изготовлены более небрежно, даже бедно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко.

Робрехт работы Гварнери дель Джезу, сделанная в 1728 год. Скрипка названа по имени одного из владельцев Андре Робберехтса, считается, что именно этот инструмент звучал в 1820-1830 годах при дворе короля Нидерландов Виллема I, где Робберхертс служил придворным скрипачом.

На своих этикетах от ставил инициалы “I.H.S.”, означающие, вероятно, “In hoc signo” – неполное от латинского “In hoc signo vinces” (“Под этим знаменем победишь”) или, возможно, “Jesus habemus socium” (“Иисус наш союзник”).

Между прочим, третий этап работы дель Джезу, почти весь прошёл в тюрьме. Именно там он и создал свои последние скрипки. Просто, по другому он не мог.

За какую именно провинность был арестован Гварнери сведений нет.  Некоторые биографы смутно упоминают, что он был заключен в тюрьму за убийство конкурирующего производителя скрипок, другие, что по указанию Святой Инквизиции.  Трудно сказать. Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Что ж, каждый творит свой маленький гешефт и какое ему дело до истории…

Существует романтическая легенда, что в Мастера влюбилась дочь тюремщика и приносила ему все для того, чтобы Мастер мог творить. Хотя, если рассудить здраво, какие условия могут быть в тюрьме для того чтобы делать скрипки? Причём, не просто скрипки, а великие Скрипки…

Ведь сделать хорошую скрипку, тем более, по технологиям восемнадцатого века –  большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Поэтому, это, скорее всего легенда.

Фактом остаётся то, что скрипки последнего периода творчества Гварнери внешне выглядят более небрежно и не изящно. Но именно они и прославили его имя.

Давайте просто попробуем себе представить обстановку в Кремоне того времени. На рынке безраздельно царит Страдивари.  Его мастерская завалена заказами, его имя известно всем царствующим домам Европы.

Конкуренты практически разгромлены, слава дома Амати сходит на нет, семейство Гварнери рассеяно по Италии, правда, остался один невыдержанный буян дел Джезу, но его скрипки, практически не покупают…

Безденежье, непризнание, несправедливость. А разве этого мало, чтобы элементарно заболеть? Психосоматика, знаете ли…

Тем более, время было такое, что эпидемии выкашивали Европу почти полностью. Возможно, здоровье дель Джезу было подорвано и он просто умирал. Умирал и спешил вложить всю свою душу, всего себя в своих детей, свои скрипки….

И, наверное, ему было уже совсем не важно, как они выглядели внешне, главное, чтобы у них была душа….

Пройдёт совсем немного времени и Европа узнает историю Моцарта и Сальери. И, кстати, критики до сих пор спорят, кто же из них был гениальнее…. А ведь до них были Страдивари и Гварнери……Попробуйте определить кто из них талантливее….

Вьетан Гварнери (vieuxtemps guarneri), 1742 год

Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.

Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию – но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно.

Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» – «пушка».

Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала.

Как мне добиться, чтоб звучало,
От дерева, чтоб звук пошёл,
Чтоб нота душу так достала,
Чтоб миг сознания пришёл
Чтоб за секунду вспомнить детство,
Кого любил, свой первый раз,
И, чтобы вспомнить наслажденье,
Души лирический экстаз
Чтоб всё, что есть, все двери пали,
Наружу вырвался герой,
Чтобы душа запела снова,
Чтобы был я горд, перед собой
Чтоб пролетела жизнь как птица,
Всё, что сумел, и что достиг,
Чтобы душа под ритмы сердца,
Запела, что же ты старик………
Зачем тебе теперь мученья,
Ты создал инструмент по праву,
И ты собрал его в ладони,
Меняя на очках оправу
Прищурился и тронул нежно,
Смычком и выловил диезу,
Вот так создал руками скрипку
Гварнери прозванный дель Джезу

При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, – настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду.

Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство – звук – было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки – это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы.

Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала – это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один копиист!

А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности.

Из-за внешнего не изящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая.

Интерес к работам Гварнери проявился лишь в начале XIX века, когда скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома.

Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”.

Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя.

После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.

В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.

Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини:

«…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал – точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

На скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году играли Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман.

Между прочим, именем Джузеппе Гварнери назван астероид 19 185.

История скрипки, история музыки, история жизни…..

О, как разноголосо скрипки пели:

Творенья Страдивари и Гварнери,

Вильома, Гваданини и Амати –

Скрипичное невиданное пати!

Впервые вместе все они собрались,

К нам голоса их сквозь века прорвались.

И музыканта трепетные руки

Рождают в них божественные звуки.

Их голосов заслуженная слава

Взрывает зал гремящим криком «браво»!

Слились здесь воедино два таланта:

Труд мастеров и гений музыканта!

Людмила Бакштаева

Источник: vitas1917.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.